С наступлением Великого поста сердца всех верных чад Православной Церкви омрачились скорбной вестью о кончине великого миссионера наших дней архиепископа Японского Николая, последовавшей 3-го февраля. Российское православное миссионерское общество потеряло в покойном миссионера, который родится веками. Трудно даже учесть все последствия такой утраты для Православной Японской Церкви. Ведь она не только своим появлением на свет, но и всем своим устройством, всем своим духовным и материальным достоянием всецело обязана ему одному. Он её духовно родил, вспеленал, кормил и одевал. Ему одному она обязана и своим дальнейшим духовным ростом. Будущему церковному историку предстоит нетрудная и несложная, но очень благодарная задача начертать величавый образ основателя японского христианства и всесторонне осветить его апостольский подвиг. Моя задача скромнее. Сорока дней не прошло со дня смерти архиепископа Николая. Все японские газеты поместили сочувственные статьи о покойном. Не подобает молчать и нам над этой свежей могилой. Пусть просветится свет его пред людьми, чтобы видели его добрые дела и прославили Отца нашего, иже есть на небесех. В 1857 году, то есть более полувека тому назад, в здании Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии было вывешено объявление: не пожелает ли кто-нибудь из окончивших курс студентов занять место настоятеля домовой церкви русского консульства в Хакодате. Студенты читали приглашение, но охотников не было. Много идеалов рисуется молодому воображению, но не все они переходят в решимость. Хорошо читать и умиляться апостольским трудом, но каково его исполнить? Только у одного студента забилось сердце и вспыхнул священный огонёк желания приобщиться апостольским трудам. Никому он не сказал об этом и долго скрывал, пока огонёк не разгорелся ярким пламенем, пока он не почувствовал в себе того бесповоротного решения, того энтузиазма, который заставил пророка сказать: «Вот я, Господи, пошли меня». Это был студент Касаткин Иван Дмитриевич, уроженец Смоленской губернии, – впоследствии Николай, архиепископ Японский. В 1860 году 8 июня, прямо по окончании курса состоялось назначение его на эту должность, причём он заявил о желании ехать одиноким, с принятием монашеского сана. Молодой энтузиаст сознательно отрезывал себе все пути к отступлению.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Воскресенском кафедральном соборе Токио 16 сентября 2012 г. 20:28 16 сентября 2012 года, в неделю 15-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершающий Первосвятительский визит в Японию, возглавил Божественную литургию в Воскресенском кафедральном соборе Токио. Святейшему Патриарху сослужили Предстоятель  Японской Автономной Православной Церкви   митрополит Токийский и всей Японии Даниил , управляющий делами Московской Патриархии  митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий , председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион ,  архиепископ Ровенский и Острожский Варфоломей ,  архиепископ Сендайский Серафим , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии  епископ Солнечногорский Сергий , заместитель председателя ОВЦС  протоиерей Николай Балашов , настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Токио протоиерей Николай Кацюбан, японские клирики, помощник председателя ОВЦС протодиакон Владимир Назаркин. На богослужении присутствовали Посол Российской Федерации в Японии Е.В. Афанасьев, Посол Украины Н.А. Кулинич, Посол Греции Николаос Тсамадос, Посол Румынии Раду Сербан, Посол Сербии Божана Адамович Драгович, члены дипломатического корпуса. В собор на Патриаршее богослужение собралось множество верующих Японской Автономной Православной Церкви и соотечественников, живущих в Японии. Божественная литургия совершалась на японском и церковнославянском языках. На малом входе Святейший Патриарх возвел иеромонаха Герасима (Шевцова), насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры, несущего послушание в Воскресенском соборе Токио, в сан архимандрита. По завершении богослужения к Святейшему Патриарху Кириллу обратился митрополит Токийский и всей Японии Даниил, который, в частности, сказал: «Мы очень рады приветствовать Вас в Японии, в этом святом храме и участвовать вместе с Вами в торжествах в честь святителя Николая Японского». Как отметил владыка Даниил, прошло уже полтора века с того времени, как святой равноапостольный Николай принес Православие на японскую землю; здесь была насаждена им православная вера, основана Церковь, которая существует и поныне.

http://patriarchia.ru/db/text/2475988.ht...

В качестве примера привлекательности православной культуры и традиции владыка привел распространение и, следовательно, востребованность в современном обществе (в том числе европейском) православных икон. Их можно сейчас увидеть в храмах и молитвенных помещениях и тех христианских общин, в которых иконопись прежде отвергалась. «Мне довелось во многих англиканских храмах в Великобритании, включая Вестминстерское аббатство, видеть православные образа, которые настоятели этих храмов заказывали у православных художников», — рассказал также председатель ОВЦС. Французские студенты проявили особый интерес к теме православно-католических связей. Митрополит Иларион подробно ответил на вопросы гостей, рассказал о трудностях межконфессиональных взаимоотношений на Украине, с особенной остротой проявившихся в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века, а также об их исторических корнях. Коснувшись по просьбе слушателей темы отношений между братскими Поместными Православными Церквами, глава Отдела внешних церковных связей остановился на одном из важных принципов межправославных отношений — необходимости уважения канонических пределов Поместных Церквей. Напомнив слова апостола Павла: Я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании (Рим. 15, 20), владыка Иларион подчеркнул: «Точно так же мы не проповедуем там, где уже имеется другая Православная Церковь. Например, вся Африка является канонической территорией Александрийского Патриархата . Поэтому мы можем помогать Александрийскому Патриарху в его миссионерской работе, но не насаждаем там свои структуры, хотя в регионе проживает немало наших соотечественников». В тех же странах, которые не входят в каноническую территорию какой-либо Поместной Православной Церкви, Московский Патриарх ведет активную миссионерскую деятельность, отметил архипастырь. Говоря о результатах таких проповеднических трудов, он упомянул, в частности об автономной Японской Православной Церкви , которая стала плодом подвижнической деятельности русского миссионера святого равноапостольного Николая Японского. В будущем году исполняется сто лет со дня его кончины. Наследие, которое он оставил, — это десятки православных приходов по всей территории Японии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1420265...

Китайская Автономная Православная Церковь Описание: В юрисдикцию Китайской Православной Церкви входят православные общины на территории Китая. Православие появилось в Китае в XVII веке, когда в Пекин вместе с пленными казаками из Албазинского острога прибыл русский священник Максим Леонтьев. С 1713 года в Китае действовала Российская духовная миссия, которая продолжительное время исполняла функции и дипломатического представительства России. 11 июня 1900 года восставшие ихэтуани замучили в Пекине 222 православных китайца, которые и стали первыми китайскими святыми-мучениками. Среди них был иерей Митрофан Цзи Чунь, первый китаец-священник, рукоположенный в Японии равноапостольным Николаем Японским. Празднование китайским новомученикам установлено указом Святейшего Синода в 1902 году. Их мощи были погребены в усыпальнице храма Всех святых мучеников на территории Российской духовной миссии в Китае. Многие из мощей оказались нетленны. В 1902 году начальник XVIII Российской духовной миссии в Китае архимандрит Иннокентий (Фигуровский) был хиротонисан во епископа Переяславского. Епископу Иннокентию повелевалось окормлять православных Китая, Монголии и Тибета. Указом Синода в 1903 г. была учреждена Православная духовная миссия в Маньчжурии, она имела свои храмы на Северо-Востоке Китая. После революции Российская духовная миссия в Китае находилась в ведении Зарубежного Архиерейского Синода. В 1922 году были учреждены Пекинская епархия, включавшая Шанхайское и Тяньцзиньское (позднее — Ханькоусское) викариатства, и Харбинская епархия, в состав которой вошли Хайларское и Цицикарское викариатства. В 1934 году в составе Пекинской епархии были дополнительно учреждены Синьцзянское викариатство (позднее преобразованное в благочиние приходов в городах Кульдже, Чугучаке, Урумчи и Лоуцоугоу) и Гонконгское благочиние, включавшее в себя храмы в Гонконге, Гуанчжоу, Макао и Маниле. Вторая Мировая война прервала контакты Православной Церкви в Китае с Зарубежным Синодом, и в 1945 году работавшее в Харбине епископское совещание решило просить Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I о возвращении в юрисдикцию Московского Патриархата. Воссоединение состоялось 27 декабря 1945 года. В пределах Китая и Кореи был образован митрополичий округ с присвоением митрополиту титула Харбинский и Восточно-Азиатский. В 1946 году округ был преобразован в Восточно-Азиатский экзархат, включающий Пекинскую, Харбинскую, Шанхайскую, Тянцзинскую и Синьцзянскую епархии. Однако в том же году епископ Шанхайский Иоанн (Максимович) восстановил общение с Русской Православной Церковью Заграницей, в результате чего возникли параллельные церковные структуры на территории Китая. Патриарх Московский и всея Руси утвердил в должности начальника Российской духовной миссии в Китае архиепископа Пекинского и Китайского Виктора (Святина). После образования в 1949 году Китайской Народной Республики архиепископ Иоанн вместе со многими русскими эмигрантами выехал из Китая.

http://patriarchia.ru/db/text/1143899.ht...

На Южном Сахалине Скачать epub pdf Содержание Епископ Сергий на Южном Сахалине В мае 1910 года В г.Тоехара В сентябре 1911 года Обращение с Южным Сахалином Из Отару на Сахалин В Оотомари В городе Тоехара В крестах В д. Большое Такое Через Малое такое в Галкин-Врасское С 1909 по 1911 годы с духовной миссией для оставшихся русских людей на Южном Сахалине трижды побывал Сергий (Тихомиров) , епископ Киотский. В 1908г. в возрасте 37 лет он был назначен викарием Токийской кафедры в помощь прославленному ныне во святых Св. Николаю (Касаткину) . Владыка Сергий имел способность к языкам – к тому времени уже владел греческим, латинским, древнееврейским, английским, немецким. Он быстро принялся за изучение японского языка и скоро совершил инспекторскую поездку на острова Хоккайдо и Сахалин без переводчика. Свои впечатления от увиденного владыка Сергий записывал в форме путевых заметок, которые вначале публиковались в «Московских ведомостях» и вызывали живой интерес православной общественности. Следующие публикации были в журнале «Православный Благовестник» за 1914г. – в 1, с. 115 – 142; 2, с. 168 – 212; 3, с. 208 – 235; 4, с. 207 – 219; 5/6, с. 208 – 220; 7/8, с. 245 – 268. с ил. И в этом же 1914 г в Москве «Русской Печатью» (Большая Садовая, 14) была выпущена отдельная книга (отдельный оттиск из журнала «Православный Благовестник» за 1914г.) ЕПИСКОП СЕРГИЙ «На Южном Сахалине: (Из путевых заметок)», которую в оцифрованном виде и выкладываем на наш сайт. Если говорить о дальнейшей судьбе владыки Сергия, то вкратце можно сказать следующее. По преставлению святителя Николая, апостола Японии, 3 февраля 1912 года, епископ Сергий был назначен на токийску ю кафедру, став главой православной Церкви в Японии. Владыка Сергий был одним из немногих русских иерерхов зарубежом подписавших «Декларацию» заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) от 1927 года. В то время как остальные русские архипастыри на Дальнем Востоке вошли в юрисдикцию Русской Православной Церкви Зарубежом, владыка Сергий Японский на протяжении всей своей жизни оставался приверженцем Московской Патриархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

В скорбях многих, обретших нашу Русь православную зело, Господь не оставляет нас по грехам нашим, но еще посещает Своею милостью. 13 лет тому назад, пред вели­кими испытаниями Японской войны и внутренней смуты, Господу было благоугодно прославить дивными знамениями и чудесами великого подвижника Саровского, смиренного старца Серафима; и подвиглась тогда вся Русь православная от края до края, и Сам Царь православный с Супругою Своею и чадами с глубокою верою приклонил во смирении Свою царственную, венчанную главу пред гробом нового молитвенника и чудотворца Русской земли: и услышана была молитва Его и венчанной Супруги Его, и даровал Им Господь уте­шение велие, – не Им только, но и всей Руси православной – в рождении Государя Наслед­ника Цесаревича. Последние десять-тринадцать лет скорби Русской земли все умножались, верующее сердце побуждало русских людей все чаще и чаще обращать скорбные взоры к небу и там искать благодатной помощи в несении тяжкого креста, там искать себе под­держки – преимущественно у тех, кто и по крови был родной русским людям. И угодники Божии откликались на скорбь народную, и Господь, по молитвам их, в подкрепление веры православной, отовсюду колеблемой, творил чудеса и знамения от мощей новых чудотвор­цев, и в течение немногих лет их мощи были прославлены Русскою Церковью: так, в древ­нем Кашине восстановлено почитание св. мощей великой княгини, многострадальной тру­женицы Анны; в Белгороде прославлены мощи нетленно почивающего там святителя и чудотворца Иоасафа; в Москве прославлены мощи великого священномученика за Русскую землю святейшего Ермогена, Патриарха Всероссийского; в Тамбове открыты мощи святи­теля Питирима; в городе Варнавине изнесены из недр земных мощи преподобного Варнавы, скончавшегося там 470 лет назад. Ныне, Божиим изволением, прославляется новый чудо­творец Сибирский, святитель Иоанн Тобольский . Слава и благодарение Господу, дивному во святых Своих, прославляющему тех, кто прославлял Его жизнью своею, и утешающего сми­ренных чад Церкви православной небесным свидетельством истины нашего святого право­славия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Закрыть itemscope itemtype="" > Владыка Пантелеимон: От преступников и взяточников мы пожертвования не берем Председатель Синодального отдела по церковной благотворительности напомнил, что Церкви не положено принимать «деньги блудницы» 06.04.2011 1264 Время на чтение 3 минуты Как сообщалось, Патриарх Московский Кирилл призвал православных верующих жертвовать на помощь пострадавшим от землетрясений в Японии . На данный момент собрано 2 млн 350 тыс. рублей. Часть их уже переведена на счет Японской Православной Церкви. О том, как Церковь распределяет пожертвования, в интервью «Аргументам и Фактам» рассказал епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. «Есть разные формы помощи. Можно помочь самому, а можно позвать на помощь других. У Русской Православной Церкви нет своих денег для помощи во время катастроф. Но, как показал сбор средств пострадавшим от пожаров, Церкви очень многие доверяют – для погорельцев наш отдел собрал больше 100 млн рублей. Кроме того, Церковь объявляет сбор средств прежде всего внутри себя самой – призывает жертвовать своих прихожан, священников, епископов. Церковь – это все ее верные чада, и подвигать их на доброе дело для нее естественно. Верующие люди стремятся исполнить Христову заповедь о любви и не могут не обращать внимания на страдания других – неважно, христиане это, мусульмане или неверующие», - сказал владыка Пантелеимон, отвечая на вопрос издания, зачем Церковь собирает средства для других, хотя сама живет на пожертвования. «На совещании представителей епархий, пострадавших от пожаров, было предложено несколько вариантов распределения средств. Первое: раздать всем поровну. Но большинство думало иначе: надо находить наиболее нуждающихся, которым почему-либо недостаточно помогло государство, и адресно помогать именно им. Святейший Патриарх Кирилл благословил это решение. Несколько месяцев у нас работала " горячая линия " , на которую поступали звонки со всей страны от погорельцев. Над проверкой этих просьб работали сотрудники отдела, добровольцы, священники из регионов. Они знакомились с просителями, смотрели документы... Если кто-то нас критикует, то мы готовы разбирать каждый конкретный случай. И если решение было неправильным, признаем ошибку. Акций такого масштаба Русская Православная Церковь не предпринимала никогда в своей истории: за несколько месяцев помощь была оказана нескольким тысячам человек. И мы действительно выявили людей, которым государство не смогло помочь. Были ведь случаи: пожары квалифицировали не как лесные, а как травяные – и нет компенсации! Или дом был не зарегистрирован как надо. Или дом цел, а скотина сгорела вся: как докажешь? Тут к государственным комиссиям нет претензий – они работали по инструкции. Но на то, я думаю, и жертвовали люди деньги через Церковь: чтобы оказать помощь тем, кто больше всего в ней нуждается», - рассказал владыка, говоря о механизме распределения помощи погорельцам.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/04/06/vl...

К 1917 году Русская Церковь имела немало Своих учреждений за границей: епархии в Америке и Японии, духовные миссии в Китае и Корее, Православное общество в Палестине, многочисленные храмы в Западной Европе. Везде, где было Русское дипломатическое представительство или хотя бы небольшое поселение Русских – строился храм. Немало делалось и для Православной миссионерской деятельности – достаточно вспомнить служение равноапостольного святителя Николая Японского или епископа Тихона в Америке. И таким образом Русские храмы от великолепных соборов до скромных часовен можно было найти во многих уголках мира: от Стокгольма до Сиднея и от Афин до Буэнос-Айреса. К этому следует добавить, что в результате Октябрьской революции и Гражданской войны, грабительского «Брестского мира», и развала Российской империи за рубежами теперь уже подсоветской страны оказались Православные епархии в Финляндии и Прибалтике, в Польше, на Волыни и в Бессарабии, также входившие в состав Русской Церкви. Мечтая о мировой революции и считая государственные границы делом временным, большевики щедро раздавали Российские земли, поощряя сепаратистские настроения, что вытекало также из ленинской теории «прогрессивного национализма» малых народов. Вследствие внешних причин, течение Церковной жизни в Русских зарубежных епархиях проходило иначе, чем в подсоветской России, причём в каждом отдельном регионе Церковная жизнь приобретала свои особенности. Случалось, что между Русской Церковью, находящейся на территории нашей страны, в лице Московского Патриархата и различными его зарубежными частями нарушалась не только физическая, но и каноническая связь. Но и в этом случае Православные русияне независимо от своей юрисдикционной принадлежности в осознании общих духовных и исторических корней почитают себя чадами одной Матери – Русской Церкви, радуясь Ее радостями и скорбя Ее скорбями. Поэтому история Русской Церкви новейшего периода должна рассматривать и те Русские Церковные образования, которые сложились за рубежом в последние десятилетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Храповицкий Алексей Павлович; 17.03.1863, с. Ватагино Крестецкого у. Новгородской губ.- 10.08.1936, г. Сремски-Карловци, Югославия), митр. Киевский и Галицкий, первоиерарх Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ). Род. в семье помещика из старинного дворянского рода. Детство А. Храповицкого прошло в родном селе и в Новгороде, в С.-Петербурге он окончил с золотой медалью 5-ю классическую гимназию. Религ. воспитанием обязан матери, еще в детстве решил посвятить себя служению Церкви. В юности испытал влияние Ф. М. Достоевского , личность к-рого являлась предметом внимания и темой сочинений А. в течение всей его жизни. (Мнение о том, что А. является прототипом Алеши - одного из героев романа «Братья Карамазовы»,- неверно, поскольку А. не был лично знаком с Достоевским.) Духовное формирование А. П. Храповицкого было связано с чтением творений отцов Церкви и житий святых, увлечением идеями славянофилов. А. изучал также труды В. С. Соловьёва , идеи к-рого впосл. критиковал прежде всего за прокатолич. направленность. Важным событием в жизни юноши стало его знакомство с просветителем Японии, начальником японской правосл. миссии архим. св. Николаем (Касаткиным) и его сотрудниками. В 1881 г., несмотря на возражения отца, А. П. Храповицкий поступил в СПбДА, где сблизился с М. М. Грибановским (впосл. еп. Таврический Михаил ), к-рый первым после 20-летнего отсутствия в СПбДА постригов студентов в монашество принял иночество; эта дружба укрепила в Храповицком желание посвятить себя служению Церкви в качестве ученого монаха. На 3-м курсе он под руководством проф. А. Е. Светилина приступил к написанию канд. соч. «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности». Перед окончанием академии, 18 мая 1885 г., Храповицкий принял постриг с именем А. По завершении в том же году академического курса А. был удостоен ученой степени канд. богословия. 12 июня рукоположен во иеродиакона, 29 сент.- во иеромонаха, оставлен в СПбДА профессорским стипендиатом и назначен субинспектором.

http://pravenc.ru/text/116026.html

Пн Великая миссия Патриарха Сергия (Страгородского). К 80-летию второго восстановления Патриаршества 12 вересня 2023 р. 09:45 Статья ректора Российского православного университета святого Иоанна Богослова , заместителя главы Всемирного русского народного собора , советника председателя Государственной Думы ФС РФ, политического философа А.В. Щипкова , приуроченная к 80-й годовщине со дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Сергия , опубликована на сайте  «Парламенской газеты» . 12 сентября 1943 года в Москве, в кафедральном Богоявленском соборе , что в Елохове, состоялась интронизация Патриарха Сергия (Страгородского). Событие огромное по своей значимости не только для Русской Православной Церкви, но для всей России. Патриарх Сергий (Страгородский) оставил после себя громадное наследие. Его усилия в области богословия и церковного строительства внесли огромный вклад в русскую историю. При этом во всех деяниях Патриарха видна миссия, возложенная на него Богом, — миссия по спасению русского Православия и Русской Церкви. И важнейшим из этих деяний стало восстановление Патриаршества. Институт Патриаршества, как известно, был уничтожен еще Петром I, который считал этот шаг важной мерой против возможных смут и мятежей. Теперь мы знаем, что государь ошибся: в истории все случилось ровно наоборот… Первое решение о восстановлении Патриаршества было принято в ходе Поместного Собора 1917-1918 годов. Оно стало в каком-то смысле чудом, поскольку внутренняя логика революционных Поместных Соборов, и февральского, и последующих обновленческих (1923 и 1925 годов), объективно противоречила такому решению. Это была логика «новой Реформации» — с умалением роли епископата в Церкви, заменой кафолической соборности светской общинностью, введением принципов церковного республиканизма. Будущий Патриарх Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский) родился в Арзамасе в семье протоиерея Николая Страгородского. Мальчика отдали в Арзамасское духовное училище, затем в Нижегородскую духовную семинарию, которую он окончил с высшими баллами. Иван Страгородский с ранних лет склонялся к монашеской стезе, совершал паломничество на остров Валаам. Став иеромонахом, он просит отправить его на службу в составе Японской православной миссии. Впоследствии его назначают настоятелем Русской посольской церкви в Афинах и возводят в сан архимандрита.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6058551...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010