Пункт 17 восьмой главы Устава РПЦ ясно указывает церковно-правовую базу существования УПЦ как Самоуправляемой Церкви с правами широкой автономии: «В своей жизни и деятельности она руководствуется Томосом Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви». Наличие Томоса и Устава не позволяет говорить о «полном беззаконии». Еще раз подчеркну, что по моему мнению пункты с 1 по 15 указывают церковно-правовую базу для Церквей, упомянутых в пункте 16, а в пункте 17 оговорен особый статус УПЦ. Ведь это же вполне очевидно, что она не включена в число просто Самоуправляемых Церквей (в пункте 16). Этот особый статус как раз и установлен Томосом 1990 года и конкретизирован в Уставе об управлении УПЦ. Определение 2000 года я не игнорирую, а считаю его непоследовательным. Оно, действительно, создало опасность двоякого толкования восьмой главы Устава 2000 года. И эта двусмысленность, на мой взгляд, должна быть устранена, дабы избежать подобных недоразумений в будущем. Некто, Киев - Москва 26 июня 2008г. 21:37 Сколько бы кто ни говорил, что речь не идет о новом Уставе, а только о внесении в него изменений, факт перед лицом: изменения настолько велики, что должны быть рассмотрены Кириархальной Церковью и Собором самой УПЦ. Чего только стоит изменение первого пункта Статута, которое очевидным образом вступает в противоречие не только с Уставом РПЦ, но и с Томосом, ссылающимся на Определение Архиерейского Собора об УПЦ 1990 года. Интересующемуся: Раз уж Юбилейный АС решил издать особенное Определение об УПЦ, то это значит только то, что в восьмой главе Устава РПЦ к Украинской Церкви не относятся только 4, 8 и 9 пункты. Все остальные пункты, включая 13-й, относятся к ней в полной мере. Игорь Гаслов, Санкт-Петербург 27 июня 2008г. 14:05 Полностью согласен с пользователем " Некто " . Считаю необходимым добавить: К сожалению, Патриарший Томос 1990 года отличается от иных Томосов не в лучшую сторону. Достаточно сравнить его как с Томосами Японской Православной Церкви и Православной Церкви Америки - т.е.

http://bogoslov.ru/article/304770

Духовенство и церковные деятели От составителей Спустя четыре года после первого подготовительного издания «Харбинского синодика» накопилось немало новых сведений о духовенстве и церковных деятелях, судьбы которых так или иначе были связаны с Китаем. Особенно много новых имен дали материалы о военном духовенстве во время Русско-Японской войны 1904–1905 гг., полученные нами благодаря помощи челябинского историка И. В. Купцова. Несколько изменилась за это время и структура синодика. Думаем, что новое подготовительное издание синодика своевременно и необходимо. Оно даст толчок дальнейшим поискам и исследованиям. Представленная книга памяти содержит свыше 1000 имен православного духовенства и церковных деятелей, служивших или живших в Китае с основания Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) в 1898 г. и восстановления деятельности Российской духовной миссии после нападения ихэтуаней в 1900 г. Вместе с именами здесь приведены еще и краткие жизнеописания с фотографиями, которые удалось найти. Для сравнения – первое издание содержало немногим более 600 имен. Географически список охватывает в большинстве своем имена служителей и деятелей Православной церкви, живших в Маньчжурии, центром которой являлся Харбин, и назван потому «Харбинским». Однако это название условно. Здесь собраны те, кто служил или жил во всех районах Китая и даже в сопредельных Японии и Корее, если они имели духовные связи с Китаем. В основу приводимых данных взяты беседы с протоиереем Игорем Петровичем Марковым – настоятелем Успенской церкви г. Челябинска, теперь уже покойным, который родился в семье эмигрантов в Маньчжурии, был рукоположен в сан диакона и служил в Свято-Никольском кафедральном соборе Харбина. В 1955 г. он выехал в СССР. Большую часть своего пастырского служения батюшка провел в Уфимской и Челябинской епархиях. Отец Игорь благословил и постоянно поддерживал нашу работу. В синодик входят имена тех, которые историческими судьбами были разделены в разные юрисдикции когда-то единой Российской Православной Церкви. Многие из них вернулись под омофор Московского Патриархата, но многие остались в Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Соединенный синодик отражает начавшийся в Православной церкви процесс сближения и, после подписания Акта о каноническом общении 27 мая 2007 года в Москве, может быть использован для поминовения за литургией и на заупокойных службах, кроме того, каждый православный христианин может поминать эти дорогие нам имена келейно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополит Волоколамский Иларион: Цель нашего участия в ассамблее Всемирного совета церквей — свидетельствовать о Православии перед лицом инославного мира 31 октября 2013 г. 11:14 30 октября 2013 года по окончании первого дня работы X Генеральной ассамблеи Всемирного совета церквей председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион провел совещание с членами делегации Русской Православной Церкви, на которое в том числе были приглашены священник Димитрий Танака и диакон Илия Такей — клирики Японской Автономной Православной Церкви , являющейся полноправным членом ВСЦ с 1973 года. Митрополит Волоколамский Иларион рассказал о приоритетах работы делегации. «Ассамблея Всемирного совета церквей представляет каждому из нас уникальную возможность общения с очень широким кругом людей», — отметил владыка, призвав всех участников делегации использовать эту возможность, налаживая новые контакты. «Наше участие в работе Всемирного совета церквей обусловлено, прежде всего, целью свидетельствовать о Православии перед лицом инославного мира», — сказал владыка, подчеркнув, что это свидетельство должно выражаться в активном участии в работе ассамблеи ВСЦ. Он также отметил, что делегация Русской Православной Церкви является самой большой по количеству участников из всех делегаций, прибывших на ассамблею. Состав делегации, в которую входит 21 человек, подбирался с максимальной тщательностью, с учетом способностей ее участников, пола и возраста, а также региональных балансов. Необходимо, чтобы у членов делегации была единая позиция по основным вопросам, стоящим на повестке дня в работе ассамблеи, считает он. В то же время каждый из представителей Русской Церкви является полноправным членом ассамблеи, поэтому имеет собственный голос, подчеркнул председатель ОВЦС. Митрополит Иларион призвал присутствующих активно выступать на пленарных заседаниях и участвовать в работе комитетов, чтобы в разрабатываемых документах ассамблеи нашла отражение позиция Русской Православной Церкви. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3334639.ht...

По свидетельству отца Нафанаила, «во время войны столкновение православного духовенства с японскими властями чуть-чуть не привело к кровавой развязке. Вторжение советских войск остановило это столкновение. Но православной церковной и общественной русской жизни в Харбине, этому почти на 30 лет дополнительно сохранившемуся уголку прежней Православной России, пришёл конец» 238 . Милый город, горд и строен, Будет день такой, Что не вспомнят, что построен Русской ты рукой. Пусть удел подобный горек, – Не опустим глаз: Вспомяни, старик историк, Вспомяни о нас 239 . «Один японский дипломат в Шанхае, – писал американец Дж. Стефан, – в 1944 г. мрачно докладывал, что 90% русских эмигрантов в Восточной Азии настроены просоветски. Помимо побед Красной армии, сочувственное внимание эмигрантов привлекали перемены в СССР – частью реальные, частью мнимые, – происшедшие после 1941 г. Терпимость Сталина к Православной Церкви во время войны рождала отклик у верующих. Восстановление знаков отличия в Красной армии импонировало бывшим царским офицерам. Роспуск Коминтерна в мае 1943 г. говорил об отказе от идей мировой революции и пролетарского интернационализма. Своё тяготение к Советскому Союзу эмигранты выражали по-разному. Советские консульства в Харбине, Синьцзяне, Дайрене, Тяньцзине, Бэйпине и Шанхае захлестнула волна просьб о советском гражданстве. Молодые эмигранты рвались в Красную армию. Обладатели советских паспортов, в том числе бывшие “редиски», говорили о репатриации. Торговцы искали покровительства у советских дипломатов. Банкиры вдруг открыли для себя достоинства социализма. Тысячи людей, в 1932 г. приветствовавших японцев, а в 1941 г. – Гитлера, в 1944 г. аплодировали Сталину. Конечно, этот новый порыв выглядел более искренним, потому что он был основан не только на желании выжить, но и на любви к родине» 240 . «Ни японцы, ни русские, – описывает дальнейшие события тот же историк, – не знали, что судьба Маньчжоуго уже была решена. В секретном соглашении, подписанном 8 февраля 1945 г. в Ялте Сталиным, Рузвельтом и Черчиллем, Соединённые Штаты и Великобритания давали санкцию на советские территориальные и прочие приобретения на Дальнем Востоке и обещали обеспечить согласие на них Чан Кайши. В свою очередь, Сталин обязался нанести удар по Японии через три месяца после капитуляции Германии. После этого дипломаты освободили сцену для военного финала, хотя многим актерам были ещё неведомы их роли.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Затем собравшихся приветствовал мэр Москвы Ю.М.Лужков, который, отметив большое значение Марфо-Мариинской обители, выразил мнение, что эта обитель милосердия является уникальным местом социального служения. По его словам, пример подвига основательницы обители очень важен сегодня, когда столь часто можно встретить обездоленных людей, детей, оставшихся без попечения родителей. Подобные центры социальной помощи призваны привлечь внимание общества к таким людям. Ю.М.Лужков передал в дар обители некогда утраченную картину М.Л.Маймона «Сражение под Тюренченом» (1905 года), на которой изображен священник, вдохновляющий русских воинов на бранный подвиг во время русско-японской войны. Мэр российской столицы выступил с инициативой сделать Марфо-Мариинскую обитель Всероссийским центром милосердия и просил Его Святейшество рассмотреть вопрос о принесении мощей преподобномученицы великой княгини Елизаветы Феодоровны в Марфо-Мариинскую обитель. Он, в частности, напомнил, что, согласно сохранившемуся завещанию, таково было пожелание самой основательницы обители милосердия. Далее со словами благодарности ко всем потрудившимся в деле возрождения Марфо-Мариинской обители обратился президент Фонда святого всехвального апостола Андрея Первозванного В.И.Якунин. Он подчеркнул, что вдохновителем проекта воссоздания обители был почивший Святейший Патриарх Алексий II. По его словам, приснопоминаемый Предстоятель Русской Православной Церкви стремился, чтобы Марфо-Мариинская обитель приобрела свой изначальный облик и функции. В.И.Якунин заявил, что в будущем работа обители милосердия «должна выйти за пределы Ордынки и распространиться по всей России и зарубежным странам». Также в ходе заседания прозвучали выступления координатора программы по воссозданию Марфо-Мариинской обители В.В.Бушуева, начальницы обители милосердия Н.А.Молибоги. Было принято решение о включение в состав рабочей группы по проведению торжеств представителей Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, Русской Зарубежной Церкви.

http://pravoslavie.ru/30332.html

Тогдашний Обер Прокурор Св. Синода, незабвенный К. П. Победоносцев , неожиданно узнав о такой, без его ведома предпринятой церковной реформе, нашел ее отнюдь неподведомой мирскому Совещанию Комитета Министров, как учреждению нецерковному, и, во имя внутренней самостоятельности Русской Церкви, исходатайствовал пред Верховным Защитником Церкви об изъятии вопроса о реформе Церкви из ведения министерской власти для передачи его в Святейший Синод. Государь Император 13 Марта Высочайше повелел: „изъять вопрос из совещания (Министров) и передать на разсмотрение Святейшаго Синода.» 2 . Святейший Синод, обсудив величайшей важности вопрос о желательных преобразованиях в Православной Русской Церкви, признал существенно необходимым пересмотреть нынешнее государственное положение Церкви в России и преобразовать ея управление в виду новых прав и свобод, дарованных инославным исповеданиям, „ старообрядцам " и всяким сектантам. Повергая свои соображения на благоусмотрение Государя Императора, Святейший Синод испрашивал Высочайшаго соизволения на созвание в Москве Поместнаго Собора всех епархиальных епископов Православной Российской Церкви для лучшаго устроения Синодальнаго управления, для избрания Всероссийскаго Патриарха и разрешения других вопросов, имеющих быть предварительно разобранными в Святейшем Синоде. И, на собрании Св. Синода 18 Марта в квартире Митрополита С.-Петербургскаго, решено было ходатайствовать о созыве Собора в лето 1905 г. Время же то было такое, когда все враги и предатели России, внешние и внутренние, с яростию и лукавством нападали на отечество наше. На войне Японской подготовлялся разгром всех морских сил России, а на суше терпелись страшныя поражения в Манджурии и шли позорныя отступления... Внутри России происходили грозныя явления смуты и подпольной крамолы, разражавшияся разными революционными демонстрациями, аграрными безпорядками, буйными постановлениями на повсеместных всяких съездах (даже медицинских), которыя довели до вооруженнаго возстания в Москве и до гражданской войны в Прибалтийском Крае и на Кавказе...

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

Государь Император 13 марта Высочайше повелел: «изъять вопрос из совещания (Министров) и передать на рассмотрение Святейшего Синода» 1064 . Святейший Синод, обсудив величайшей важности вопрос о желательных преобразованиях в Православной Русской Церкви, признал существенно необходимым пересмотреть нынешнее государственное положение Церкви в России и преобразовать ее управление ввиду новых прав и свобод, дарованных инославным исповеданиям, «старообрядцам» и всяким сектантам. Повергая свои соображения на благоусмотрение Государя Императора, Святейший Синод испрашивал Высочайшего соизволения на созвание в Москве Поместного Собора всех епархиальных епископов Православной Российской Церкви для лучшего устроения Синодального управления, для избрания Всероссийского Патриарха и разрешения других вопросов, имеющих быть предварительно разобранными в Святейшем Синоде. И на собрании Св. Синода 18 марта в квартире Митрополита С.-Петербургского, решено было ходатайствовать о созыве Собора в лето 1905 г. Время же то было такое, когда все враги и предатели России, внешние и внутренние, с яростью и лукавством нападали на отечество наше. На войне Японской подготовлялся разгром всех морских сил России, а на суше терпелись страшные поражения в Манчжурии и шли позорные отступления... Внутри России происходили грозные явления смуты и подпольной крамолы, разражавшиеся разными революционными демонстрациями, аграрными безпорядками, буйными постановлениями на повсеместных всяких съездах (даже медицинских), которые довели до вооруженного восстания в Москве и до гражданской войны в Прибалтийском крае и на Кавказе... В такое-то страшное бурное время Витте стремился провести важные церковные реформы с особенной поспешностью, наподобие политического переворота, совсем изолированно от православно-русского народа и без опроса даже епископов Церкви Русской, игнорируя тяготу и разбитость смутного общественного положения православных Русских граждан в то время... И вот Православный Верховный Защитник христианской Церкви в России явился спасителем от великой разрушительной опасности, которая грозила Русской Церкви, подобно Дальне-Восточным и земско-аграрным Виттевским замыслам: 31 марта Государь ИМПЕРАТОР положил на упомянутый доклад Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

— Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал это воссоединение закрытием темы разделения Русской Церкви и русской диаспоры за рубежом. Значит ли это, что изменятся катехизаторские задачи и направления работы миссионерства Русской Церкви за рубежом? Может ли, например, появиться служба на других языках кроме церковнославянского? — У нас уже миссионерская работа ведется в разных странах, и богослужение ведется на разных языках. Например, я возглавлял в течение шести лет Венгерскую епархию нашей Церкви, и там в большинстве приходов богослужение совершается на венгерском языке. А в Японской Автономной Православной Церкви богослужение совершается на японском языке, в Молдавии — на молдавском языке. В приходах дальнего зарубежья практика разная: там, где большинство прихожан русские, используется церковнославянский язык, и проповедь звучит по-русски. Где большинство прихожан принадлежит к местному населению — там, соответственно, и богослужение, и проповедь совершается на местном языке. Так что такая практика у нас уже существует. Наша миссионерская стратегия в дальнем зарубежье построена на двух основных принципах. Один принцип заключается в том, что мы занимаемся окормлением нашей паствы, то есть тех людей, которые уже принадлежат к нашей Церкви. А другой принцип заключается в том, что мы открыты представителям других традиций, которые желают к нашей Церкви примкнуть — вне зависимости от их национальности, от их языка, мы их принимаем с любовью. При этом мы не занимаемся прозелитизмом — мы не ходим по храмам других конфессий и не говорим, что наша вера истинная, а ваша — нет. Но когда люди к нам приходят, мы, конечно, открываем перед ними двери и не скрываем того, что считаем именно свою веру истинной, а не какую-то другую. — Как развиваются Патриаршие экзархаты Западной Европы и Юго-Восточной Азии, созданные в конце прошлого года? — Если говорить о Патриаршем экзархате Юго-Восточной Азии , то он был создан в ответ на нужды и чаяния наших людей, и он развивается очень динамично. Я не так давно посещал Филиппины и участвовал в богослужении , на котором было немало и прихожан-филиппинцев, и священнослужителей-филиппинцев. И, конечно, в епархиях нашей Церкви рукополагают не только русских людей, и не только русскоязычных — у нас есть немало священнослужителей, которые говорят только на своем родном языке, и служат на своем родном языке.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5513355...

Матьюс – корреспондент английской газеты «Дейли Геральд»: «Изменение политики Советского Союза в отношении религии равносильно сейчас открытию второго фронта, так как у стран оси выбит козырь в деле их пропаганды против СССР якобы угнетающего религию. Кроме того, колоссальный подъем духа армии, вызванный свободой вероисповедания – все это приведет к большому сдвигу в боеспособности армии и эффективности ее действий. Этот шаг Сталина очень умный и имеет очень большое политическое значение». Саката – корреспондент японского агентства «Домей-Цусин»: «Судя по результатам встречи Сталина с митрополитами, можно сделать вывод, что Советский Союз изменил свою политику в части своего отношения к религии. Это имеет колоссальное, политическое значение и будет приветствоваться англичанами и американцами, которые еще раньше подняли этот вопрос. Я также считаю, что этот факт подымет дух армии, что, безусловно, отразится на ее успехах». Келлерман – немец, политэмигрант, руководитель отдела информации Научного института 205: «За последнее время, в особенности в связи с положением в Италии, выросла роль Папы Римского. Последний выступает не только как глава католической церкви, но и пытается выступить как глава всех христиан, указывая им выход из войны и связанных с нею смут. Укрепление 173 позиции русской православной церкви, поднятие ее авторитета и престижа путем создания Священного Синода и избрания Патриарха, наносит удар этим планам Ватикана в Юго-Восточной Европе и на Ближнем Востоке, где имеется весьма значительное православное население. Несколько месяцев тому назад в Югославии состоялся съезд православного духовенства, обратившегося с приветствием к Красной армии и т. Сталину. Создание Синода еше больше приблизит это духовенство к народам СССР и обеспечит привлечение духовенства Сербии на сторону народно-освободительной и партизанской армий». Луканов К.Ф. – член КП Болгарии, политэмигрант, редактор Института 205: " Огромное 174 положительное значение этого приема для Болгарии неоспоримо. Почти все высшее духовенство Болгарии воспитывалось в русских духовных академиях (главным образом в Киевской) и многие руководители Болгарской церкви связаны с видными деятелями православной церкви СССР.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1. - принять меры по углублению освоения учащимися основ православной культуры, обратив при этом особое внимание на понимание и значение в жизни русского народа православных праздников и молитв, подвижничества и подвигов святых Русской Православной Церкви, церковно-славянского языка; - использовать в изучении основ православной культуры опыт русской классической школы, а также образовательной сферы Брянской области и учителя начальных классов МОУ Городская средняя общеобразовательная школа г. Калязин Т. С. Порочкиной; - изучить опыт Угличского муниципального района Ярославской области с целью его применения в Калязинском районе; - провести цикл лекций в школах района на тему патриотического воспитания, краеведения с привлечением Калязинского краеведческого музея; - активнее пропагандировать традиционную форму одежды для учащихся; - запретить использование в учебное время смартфонов, гаджетов; - рассмотреть возможность размещения православных икон в классах; - во внеклассное время организовать беседы учащихся со священнослужителями Русской Православной Церкви; - в учебных планах, в планах летней оздоровительной кампании предусмотреть посещение храмов, участие в богослужениях, паломнических поездках; - изучить и применить опыт Старицкого района Тверской области по применению классической музыки в дошкольных образовательных учреждениях. 2. Не ставить на первом месте цифровизацию в школах района, всегда иметь альтернативу в бумажном традиционном виде, не увлекаться передовыми программами, в которых засилье иностранной литературы, программ (как японских хокку во 2-ом классе на уроках чтения). 3. Обратить внимание на трудовое воспитание в образовательных учреждениях, начиная с детских садов приучать к посильному труду детей и подростков в летнее время. 4. В дошкольных учреждениях при выборе мультфильмов использовать показ православных, советских произведений духовно-патриотической направленности. 5. Представить предложения по дальнейшему развитию в районе традиционных для России видов спорта, таких как лапта, городки и другие;

http://ruskline.ru/news_rl/2019/10/04/ru...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010