Объяснения православного: Послания ап. Павла к Римлянам и Галатам написаны им по следующему поводу. Христиане из Иудеев хвалились своим происхождением от Авраама и Моисеевым законом, исполнение которого они считали обязательным и для христиан из язычников ( Рим. 2:17, 23 . Гал. 5:4 и др.), а эти гордились мудростью своих философов, «не заботясь иметь Бога в разуме» ( Рим. 1:2 ). Апостол пишет о язычниках, что они, «называя себя мудрыми, обезумели»; за что и «предал их Бог превратному уму делать непотребства» ( Рим. 1:22–32 ). А Иудеям Апостол пишет, чтобы они не гордились прежде всего своим происхождением от Авраама, ибо «Авраам стал отцом всех верующих в необрезании, (то есть язычников), чтобы и им вменилась праведность» ( Рим. 4:11 ) для получения спасения, ибо Бог есть Бог не только Иудеев, а и язычников, «Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных чрез веру» ( Рим. 3:29–30 ). Нечего Иудеям хвалиться и законом Моисея, «потому что делами закона (ветхаго) не оправдается пред Ним никакая плоть» ( Рим. 3:20 ). «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати» ( Гал. 5:4 ). Христиане из язычников и Иудеев должны помнить, что те и другие «все под грехом» ( Рим. 3:9 ), «потому что все согрешили и лишены славьг Божией, получая оправдание даром по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе (ст. 23–24). Таким образом, в приводимых сектантами местах говорится не о делах закона Христова, а о делах обрядового закона Моисеева, то есть об обрезании, субботах, новомесячиях и проч., чем хвалились Иудеи, и что однако не спасало их без веры в пришедшего Мессию Христа и без получения благодати Божией. 3) Сектант: Достаточно для спасения одной веры, ибо верующий имеет в себе Христа, он рожден от Бога и потому не только не грешит, но и не может грешить: «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу. И уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал. 2:20 ). «Если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности» ( Рим. 8:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

г) Особенное указание действий домостроительства Божия в приложении к Ефесеям, как язычникам ( Еф. 2:11–22 ) Так как, на основании данных патриархам обетований, иудеи только себя считали избранным народом Божиим, то их крайне соблазняло беспрепятственное (без обрезания) участие язычников в наследии обетований Божиих. Посему Апостол счел нужным раскрыть нарочито для Ефесеев тайну их признания и соединения их вместе с иудеями в одну Церковь Христову. Еф. 2:11–12 . Сначала Апостол указует Ефесеям, сколь они были далеко: «помните, говорит, что вы, некогда (необрезанные) язычники по плоти … были без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды (на спасение) и были безбожники в мире (ибо Диана и Юпитер не боги)». Еф. 2:13–18 . Затем – каким образом стали близко. «А теперь во Христе Иисусе» язычники «стали близки Кровию Христовою» ( Еф. 2:13 ), т. е. в Церкви Христовой получили одинаковые права с иудеями, ибо Христос «соделал из обоих одно», соединивши тех и других в одну Церковь и отменивши своею смертью закон обрядовый, который служил средостением ограды между иудеями и язычниками. Таким образом, в себе Христос как бы вновь сотворил человечество ( Еф. 2:14–15 ), «примирив обоих (иудея и язычника) с Богом посредством креста, убив вражду на нем (т. е. вражду с Богом, которая отчуждала от Него оба народа вследствие их греховности). И сей мир «благовествовал дальним и близким (т. е. язычникам и иудеям), так что и те и другие имеют доступ к Отцу, в одном Духе» ( Еф. 2:17–18 ). Далее насколько стали близки язычники. Стали сожителями святых, своими домашними Богу, даже больше – стали жилищем Божиим. Какой еще большей желать и ожидать близости? (Еп. Феофан). Три сравнения употребляет Апостол для объяснения, сколь стали близко язычники (он же). Еф. 2:19 . Первое сравнение: стали близко, как близки между собой и с князем своим сограждане. Это сравнение слышится в словах Апостола ( Еф. 2:19 ): «Итак вы уже не чужие (т. е. иудеям) и не пришельцы (не прозелиты, как это было в ветхозаветной церкви), но сограждане святым (т. е. избранным чадам Авраама, Исаака и проч.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Заметьте, как пророк указывает не только на призвание язычников, но и на усердное их послушание. Он не сказал: «приведутся», но: «приидут». И другой пророк, выражая это яснее, сказал: «И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого» ( Иер. 31:34 ). Для иудеев и тварь изменяла свои свойства, и были постоянные угрозы, и беспрестанные наказания, и непрерывные чудеса, и явления пророков, и страх законодателя, и угрожавшие войны и нападения иноплеменников, и бедствия, попускаемые Богом, и наказания, ниспосылаемые с неба; но они оставались «жестоковыйным и и необрезанным и», как говорил Стефан ( Деян. 7:51 ), упорными и непреклонными; а для язычников достаточно было простого слова и одного слышания, и все они тотчас притекли. Потому и Давид, указывая на это, сказал: «людие, ихже не ведех, работаша Ми» и, удивляясь их послушанию, прибавил: «в слух уха послушаша Мя» ( Пс. 17:44–45 ). И Иаков, выражая то же самое более загадочно, сказал: «Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей» ( «привязуяй к лозе жребя свое и к винничию жребца осляте своего») ( Быт 49:11 ). Кто видел жеребенка, привязанного к «лозе винограда» ( «винничию»), стоящего у виноградника, и не повреждающего плодов? Между бессловесными – никогда; а между людьми это совершилось с великою точностью. Иудеи, будучи связаны бесчисленными узами, «сокрушили иго, расторгли узы», как говорит пророк ( Иер. 5:5 ); а язычники, не будучи принуждаемы никакою необходимостью, охотно послушались, как «сын ослицы», привязанный к «лозе винограда», не нарушили ни одной из заповедей, но стояли, показывая великую покорность. «И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева» ( Ис. 2:3 ). Посмотри, как они составляют лики и торжества, убеждают друг друга, и все делаются учителями, – не один, не два и не три, но многие  стекающиеся народы. Придут, говорит, «многие народы» и из различных стран, – чего у иудеев никогда не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Ксен: Если ты, царь, считаешь, что я прожил жизнь недостойно заповедей Божиих, замарал душу многочисленными преступлениями и потому отпал от Бога, то я не буду и пытаться говорить дальше, зная, что как гражданин я не заслужил ни малейшего наказания. Если же ты имеешь в виду заблуждение в вероисповедании и дурной образ мыслей, – так как люди христианского вероисповедания обычно много говорят против нас наобум, – то я лично никогда не смогу согласиться с твоим мнением. Я скорее предпочту, будь это возможно, десять тысяч раз умереть, чем признать другой закон более благочестивым и превосходящим тот, который дан мне от Бога. Ведь если вы, сыны язычников, а скорее разнородная смесь языков, что и сами вы говорить не стесняетесь, к тому же будучи необрезанными, не соблюдая ни субботних предписаний, ни опресноков, не справляя установленных праздников и откровенно глумясь над законом Божиим, непоколебимо уверены, что ваш культ лучше, то как же нам, гордящимся Авраамом как предком, Моисеем как учителем и нерушимо блюдущим все упомянутое, не почитать себя более правоверными, чем вы? Что же мне более всего кажется странным, – что вы посягаете называть себя израильтянами и сынами Авраама (см. Гал.3:7 ). Император: Эти вопросы давай немного отложим. Сейчас же вот что скажи мне: ты еврей или иудей, а также саддукей или фарисей? Ксен: То, что фарисеи, одним из которых я и сам являюсь, во многом отличаются от саддукеев, всем очевидно. Между евреем же и иудеем, считаю – если ты не скажешь, в чем она, – нет никакой разницы. Император: У разумного, Ксен, и неразумного общий род – живое. Разница же та, что одно неразумное, а другое – разумное. У лиц же, в свою очередь, общее – наделенность разумом, разница же у них – как у Илии, Иеремии и Исайи. Подобно этому также и у всех ваших колен общим является имя «еврей», поскольку все они восходят к Еверу, а собственным каждого – имя его патриарха. Ведь левитами мы называем от Леви, вениамитянами – от Вениамина, иудеем – от Иуды и других подобным же образом. Так же и ты думаешь или иначе?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

О язычниках ап. Павел говорит, что язычники, не имея закона, по природе законное делают, не имея закона, они сами себе закон ( Рим. 2:14 ). Корнилий был язычником, но тем не менее он назван в книге Деяний Апостольских «праведным и боящимся Господа» (Гл. 11:2,22). И ап. Петр засвидетельсвовал ему, что «во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Гл. 10:35). Потому-то ап. Павел приписывает законным делам язычников равное достоинство с делами иудеев перед судом Божиим: Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание? ( Рим.2:26 ). Если фактически человечество и не могло похвалиться нравственными делами своими, то хотя бы стремления его были направлены на искание блага или нравственного идеала. Лучшая часть человечества всегда готова противодействовать дурным влечениям и действиям. Добрые и благородные стремления и действия обыкновенно находят себе признание у людей, по крайней мере, у лучших из них. Можно даже указать на некоторый нравственный прогресс в жизни древних народов, прогресс в расширении понятия личности, в выработке нравственных заповедей, в урегулировании нравственных отношений между людьми, в развитии учения о бессмертии, в переходе от легкомысленного оптимизма или скорбного пессимизма к стремлению соединить их в неком высшем единстве. И если язычники не дошли до того, что составляет высшее содержание нравственной идеи, то, во всяком случае, они сделали некоторые предварительные работы для его достижения. Или, если перед пришествием Господа Иисуса Христа на землю язычество находилось в состоянии нравственного упадка и даже разложения, но и в его среде усиливалось желание и ожидание избавления. В особенности о еврейском народе надо сказать, что явное осознание нравственного закона Божия, живое ощущение греха, большей частью ревностное стремление к исполнению (хотя главным образом обрядовому) заповедей Моисеевых, надежда на Мессианское царство – всегда были присущи этому народу и всегда делали возможной более или менее серьезную нравственную борьбу и совершенствование.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

Все эти психологические моменты окончательно раскрываются в молитве Есфири. Она молится за свой народ и за себя, говоря: «Помоги мне одинокой и не имеющей помощника кроме тебя, Господи! Ты имеешь ведение всего и знаешь, что я ненавижу славу беззаконных и гнушаюсь ложа необрезанных и всякого иноплеменника; Ты знаешь необходимость мою, что я гнушаюсь знака гордости моей, который бывает на голове моей во дни появления моего, гнушаюсь его как одежды, оскверненной кровью и не ношу его во дни уединения моего. И не вкушала раба твоя от трапезы Амана и не дорожила пиром царским, и не веселилась раба Твоя со дня перемены судьбы моей доныне кроме как о Тебе, Господи Боже Авраамов». Таким образом, мы четко видим, что Есфирь ощущает себя чужой и одинокой в языческом окружении, ее не радует ни брак с царем, ни воздаваемый ей почести. Может быть, тут и кроется причина охлаждения со стороны царя - Артаксеркс не может не чувствовать внутренней отдаленности, чуждости его, казалось бы, любимой жены его собственному миру. Боится ли Есфирь за себя? Да, боится. Она заканчивает молитву словами «избавь меня от страха моего». Когда она видит первую реакцию Артаксеркса на ее появление – гнев – она едва не падает в обморок. И даже получив прощение и милость от царя, она все равно теряет сознание от охватившего ее волнения. И все же ей удается раскрыть глаза царю на коварные замыслы Амана и предотвратить истребление своего народа. Итак, кто же такая Есфирь? Это женщина, которая мирится со своей судьбой и с окружающей ее действительностью. Она внутренне чужда языческому, светскому миру, она страдает от одиночества, живет с нелюбимым мужем, понимая, что она тем самым вынуждена нарушать запрет заключения браков с язычниками. Но она мирится с такой жизнью, по возможности старается найти какой-то компромисс между своим внутренним настроем и социальными требованиями. Она готова выполнить свой долг и даже совершить героический поступок – но только если этот поступок является ее прямым долгом. Сутью поведения Есфири является внутренние отстраненность и страдание при внешней покорности обстоятельствам и следовании принятым социальным нормам. Она героиня по принуждению – само Провидение ставит ее в такие условия, что подвиг может совершить только она одна, и она пересиливает свой страх и делает все, что от нее требуется.

http://zavet.ru/a/post_1351235894.html

На другой день Павел, со своими спутниками и Лукой, пришел представиться предстоятелю иерусалимской Церкви, апостолу Иакову, тому самому, который во дни оны председательствовал на апостольском иерусалимском, соборе. Явились туда к Иакову и все иерусалимские пресвитеры. Приветствовав их, Павел рассказывал подробности, что сотворил Бог у язычников служением его. Они, выслушав, прославляли Бога. Однако же, сказали ему: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших иудеев, и все они ревнители закона Моисеева (в своем роде то же, что наши единоверцы). А о тебе наслышались они, что ты всех иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, проповедуя необязательность старой буквы Моисеева закона, отмененной апостольским собором, и говоришь, чтоб они не обрезывали детей своих и не поступали по старым иудейским обычаям. Итак, что же делать? Верно, соберется народ; ибо услышат, что ты прибыл. Да не соблазним их, брате. Сделай же, что мы скажем тебе. – Заметьте, это говорит апостол Иаков, брат Господень, с иерусалимскими пресвитерами, апостолу языков Павлу. – Сделай, что мы скажем тебе: есть у нас четыре человека, имеющие на себе обет. Взяв их, соверши вместе с ними иудейское очищение по закону Моисееву, и узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать старый Моисеев закон. – Так Иаков с пресвитерами приглашают Павла, чтоб он сам исполнил обряды тогдашнего единоверия. Тем не менее, они весьма далеки были от мысли упразднить обязательность определения великого апостольского собора. А об уверовавших язычниках, – продолжает бывший председатель апостольского собора Иаков, – мы писали, как и положили тогда на соборе, чтобы они ничего такого не наблюдали, т.е. чтоб спасались верой и благодатью Христовой, а не делали по старой, умершей теперь, букве Моисеева закона. Так апостол Павел и поступил, – исполнил предложенные ему обряды тогдашнего единоверия, ходил в иудейский иерусалимский храм, семь дней соблюдал иудейский устав очищения (от соприкосновения с необрезанными) и приносил во храме иудейскую жертву очищения ( Деян. 21, 17–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

И так, Сын есть мысль Отца. Кто знает дерево, тот радуется и о плоде Его; посему говорит: «никто не знает Сына, кроме Отца», дабы соединить познание обоих. Восхотел, и познан был Бог по (проявлениям) Своей воли 1923 и Сын из дел Своих. Хулители Святого Духа говорят: написано «никто не знает Отца, кроме Сына, и никто не знает Сына, кроме Отца», откуда по их утверждению явствует, что Дух не знает Его. (Но) если это так, то из того места, где написано: «никто не знает человека, кроме того, кто живет в человеке, так и Бога никто не знает, кроме Духа Божия ( 1Кор.2:11 )», должно было бы заключать, что Бог не познан также и Сыном. «Придите ко Мне вы, кои трудитесь и обременены» и имеете тяжкие мучения, «и Я успокою вас ( Мф.11:28 )». Так как слова утешения пролил в их уши, то многие прибегли к Нему и последовали за Ним. Однако, чтобы ученики не относились легкомысленно к Его учению и наставлению, сказал им: «кто не ненавидит душу свою, тот не может быть Моим учеником. Кто из вас, желая построить башню, не ся- —154— дет прежде и не вычислит издержек на неё ( Лк.14:26–30 )» и пр. Для того, чтобы быть Его учениками, потребны не слова, а дела; посему тесен и труден путь (ср. Мф.7:14 ), то есть, для тех, кои водятся плотью. Глава одиннадцатая «Род сей род лукавый и прелюбодейный; знамения ищет, и не дастся ему знамение, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так надлежит и Сыну человеческому войти в сердце земли на три дни и три ночи ( Мф.12:39:40 )». Не о числе трех дней хотел рассуждать Господь, но говорил так потому, что исцелил у них больных и воскресил мертвых. И после этих бесчисленных знамений и свидетельств, каких не могут обнять никакие книги (ср. Ин.21:25 ), ослепленные люди сказали: «хотим видеть от Тебя знамение ( Мф.12:38 )». Итак, оставивши пророков и царей, свидетелей Своих, начал указывать на Ниневитян, которые, так как они не видели знамения от Ионы, осудят в конце (мира) тех, кои после множества виденных ими знамений отвергли Виновника знамений. Иона возвещал Ниневитянам погибель, вселил страх и трепет и всеял в них ужас, и они возвратили ему жатву 1924 сокрушенного духа и плод покаяния. Язычников избрал Господь и необрезанных привел в свидетели. Идолопоклонники получили жизнь и грешники обратились, дабы постыдить обрезанных. Итак, они осудят тех, кои упорно не веровали.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010