Таким образом, недостаток (в первое время) откровения у Апостолов и христиан из иудеев относительно тайны язычников была главной причиной того, почему Бог Сам непосредственно даровал Корнилию и его домашним Духа Святого. По этой причине и крещение Корнилию было преподано после получения им Св. Духа. Вот потому совершенно понятно, что случай Корнилия есть случай исключительный и в способе получения Духа (непосредственно от Бога), и по времени получения (до крещения). Здесь нужно заметить, что именно Апостолу Павлу во всей полноте была открыта «тайна язычников», о которой он так много писал в своих посланиях (см. Еф.3:3; 6:19 ; Кол.1:26–27 ). Тайна эта в том и заключается, что Бог в Своём промысле скрывал до времени Свой замысел соделать всех верующих во имя Его – и евреев, и язычников – одним народом Божиим. И за утверждение этой, открытой ему Богом истины, он много боролся с теми «верующими из обрезанных», которые никак не могли постичь этой тайны (см. Гал.2:4–5 ; Деян.15:1–2 ). (Собственно говоря, первый церковный Собор, бывший ещё при Апостолах – см. Деян.15:1–31 – состоялся именно по причине возникшего в Церкви спора насчёт того, каким образом вводить язычников в Церковь , и какую роль для христиан имеет обрезание и прочее из закона Моисея). Потому именно ап. Павел, а никто другой из Апостолов, назван Апостолом язычников. Сам он писал о своём служении язычникам так: «увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных – ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников, – и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным» ( Гал.2:7–9 ). Поэтому, другие Апостолы куда с большим трудом, чем ап. Павел, и не сразу постигли тайну язычников. Так, даже после такого яркого урока, преподанному Самим Богом Апостолам и всем христианам-евреям в случае с Корнилием, ап. Павел был вынужден защищать честь язычников и их право на полноценное церковное общение даже перед ап.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Но при всём этом, начав постигать промысел Божий в отношении язычников 539 , ап. Пётр и пришедшие с ним иудео-христиане не смогли сразу охватить весь объём этой истины и сделать все окончательные выводы, проистекающие из неё. То есть, даже все эти необычные видения не позволили ап. Петру и пришедшим с ним тотчас понять то, что с язычниками теперь можно не только общаться, разделять трапезу и входить к ним в дом, но и крестить их и передавать им величайший Божий дар – Духа Святого. Поэтому, продолжая вразумлять и расширять сознание Своих Апостолов и всех христиан из иудеев, Господь чудесно, Сам непосредственно изливает на Корнилия и его домашних Духа Святого во время речи ап. Петра. И важнейшее обстоятельство, на которое нам следует обратить особое внимание, состоит в том, что «верующие из обрезанных , пришедшие с Петром, изумились , что дар Святого Духа излился на язычников »! То есть, они не тому изумились, что Дух Святой был дан чудесно, без возложения рук ап. Петра; и не тому знамению, что получившие Духа заговорили на языках. Они изумились именно тому, что Дух Святой вообще был дан язычникам ! Этот факт убедительно доказывает, что ап. Пётр и пришедшие с ним «верующие из обрезанных» даже не думали крестить и передавать Духа Святого Корнилию и его домашним . Поэтому Господь был как бы вынужден сотворить такое чудо, чтобы явным и наглядным образом научить всех иудео-христиан тому, что язычников Господь приемлет в Свою Церковь таким же образом, как и евреев, и что язычникам Бог так же, как и евреям, дарует Духа Своего Святого. И только после этого ап. Пётр понимает, что и язычники предназначены для вхождения в Церковь . Поэтому, увидев всё происшедшее, он восклицает: «кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа?» Но и это ещё не конец истории, и дальше мы читаем о её продолжении: «Услышали Апостолы и братия , бывшие в Иудее , что и язычники приняли слово Божие. И когда Пётр пришёл в Иерусалим, обрезанные упрекали его , говоря: « " ты ходил к людям необрезанным и ел с ними »».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

21 ст. Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?.. Тебе дано право учительства – и ты учишь других, всенародно, во храме, торжественно, жить в чистоте и святости, по-христиански. А сам делаешь то, чему учишь других? Ведь ты учишь других для дела, то есть, чтобы они исполняли на деле то, чему учишь; что же ты сам прежде в своей жизни не осуществляешь преподаваемых тобою правил жизни, уча другого, не учишь себя самого? 27 [ст.] И необрезанный по природе... не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании? Ты вырос в православной вере и хвалишься знанием своей веры и правил христианской деятельности, говоришь, что исповедуешь едино крещение во оставление грехов. Но если ты не исполняешь закона Божия, не поступаешь как христианин, то смотри, чтобы не осудило самое необрезание (язычник) от естества, закон совершающее, тебя, преступника закона при Писании и обрезании (тебя, который имеет и знает Писание и крестился ради спасения). К чему тогда послужит твое титло 19 христианина, твое причащение святых Христовых Тайн, все христианство ? Преступлением закона ты сам опровергнул все, что у тебя было, все равно что язычник, – с ним ты и пойдешь в свое место. Гл.3, [ст.] 17 и 18. И пути мирнаго не познаша. А ты знаешь ли путь мирный? Иди постоянно к Богу, размышляй о Нем, люби Его и надейся на Него – это путь мира. Нет страха Божия перед глазами их. Ты изгнал из сердца своего этот спасительный страх. Подумай хорошенько о необходимости водворить его в сердце. 20 ст. и далее. Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех . Но ныне, независимо от закона (Божия), явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды... Могут ли дела по закону оправдать человека? Нет: потому что закон и дал нам знать, что есть грех; без закона мы не имели бы и понятия о грехе. Может ли же быть оправдывающая сила в законе, который указал нам черту, отделяющую добро от зла? Человек может оправдаться только оправданием Иисуса Христа чрез веру в Его заслуги.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Бог не взирает на лице человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более. Не удалось иудействующим лжебратьям повлиять и на первоверховных апостолов. Свое учение ап. Павел, как сказал выше, он предлагал на рассмотрение, знаменитейших столпов Церкви. Но и они не возложили на него ничего более, т. е. не нашли нужным в чем-либо изменить учение апостола Павла или что-либо к нему прибавить. «Что же касается до того, как учили другие Апостолы безразлично: для него важно то, что они не отличались в своем учении от него тогда, когда он беседовал с ними». (Уч. рук. к изуч. свящ. кн. нов. зав. Иванова). Применительно к русскому переводу смысл будет несколько иной; как ни знамениты первоверховные апостолы, как ни высоко стоит их авторитет среди верующих в смысле раскрытия учения, по этот авторитет лично для меня чего либо особенного не представляет, и если они мира ради в Церкви и снисхождения к немощам человеческим допускали обрезание, то это их дело, и меня не касается. Тем более, что к моему, предложенному им на обсуждение, учению они не сочли нужным делать какие-либо прибавления или изменения, не потребовали, чтобы я обрезал Тита. Бог не взирает на лице человека. Чем бы я ни был прежде, но Божией благодатью есмь то, что есмь ( 1Кор. 15, 10 ), т. е. я такой же апостол, как и они. 7 ст. Напротив того, увидевши, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных, – 8 ст. ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников, – 9 ст. и узнавши о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным. В моем апостольском достоинстве не сомневались и сами первоверховные апостолы, они признали, что мне вверено благовестите необрезанным, т. е. язычникам, подобно тому, как ап. Петру обрезанным, т. е. иудеям. Что Бог , содействовавший знамениями и чудесами Петру в деле проповеди среди иудеев, содействовал теми же знамениями и чудесами и мне среди язычников и, узнавши о сопутствовавшей мне благодатной помощи Божией, столпы церкви: Иаков, Петр и Иоанн подали мне и Варнаве руку общения, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

5 ст. мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас. Следом за апостолом в Иерусалим пришли и те, которые своими речами о необходимости обрезания и для христиан смутили мир Апостольской церкви; причем они сами или их единомышленники вкрались, проникли в тот дом, где пребывали апостолы с Павлом или где они все вместе собирались с другими верующими. Эти пришедшие лжеучители следили за ап. Павлом, как он будет себя вести здесь в Иерусалиме среди апостолов и верующих из иудеев, что он будет говорить о свободе от закона Моисеева и как примут его речь об этом первоверховные апостолы, и как они посмотрят на его жизнь вне предписаний закона Моисеева. Это выслеживание ап. Павла и его спутников со стороны лжебратий, т. е. иудействующих, имело своей целью подметить не проявят ли они, т. е. Павел и его спутники, в своей жизни и деятельности пред лицом апостолов и христиан из иудеев чего либо несоответствующего той жизни и тому учению, которые они проповедали в Антиохии и, при представившимся к тому удобном случае, уличить их в этом и поработить их, т. е. заставить их признать необходимость обрезания. Но, говорит апостол, мы ни в каком смысле им не уступили и не покорились им, вели свою жизнь и поступали во всем так, как мы учили антиохийцев и других из необрезанных, т. е. жили сообразно Евангельской свободе. И все это, продолжает ап. Павел для того, чтобы истина благовествования сохранилась у вас. Так что истина благовествования, т. е. что при Евангельском законе закон Моисеев не нужен и обрезания для вас язычников, обращающихся в христианство , совершенно излишне, что спасение достигается только чрез одного Господа Иисуса Христа, эта истина, осталась непреложной, и Евангельское учение о христианской свободе в чистом виде, без всяких примесей, в данном случае со стороны иудействующих, сохранилось именно у вас, – язычников. Так что удивляюсь вам, как это вы так быстро переходите от благовествования Христова под иго ветхого закона. 6 ст. И в знаменитых чем либо, какими бы ни были они когда либо, для меня нет ничего особенного.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Христологическая концепция, изложенная в речи П. перед Корнилием, напоминает ту, что была раскрыта им в предыдущих речах: Иисус Христос - это «Господь всех»; Бог «Духом Святым и силою» помазал Его; Бог был с Ним, когда Он творил чудеса; после того как Его убили, Бог воскресил Его в 3-й день; Он определенный от Бога Судия живых и мертвых. Подчеркивается, как и в др. речах, действие Божие во всей истории жизни, смерти и воскресения Христа. О себе и др. апостолах П. говорит как о свидетелях того, что сделал Иисус: свидетелях, предызбранных от Бога. Эта тема звучит во всех речах П. (ср.: Деян 2. 32; 3. 15; 4. 20; 5. 32). Реальность воскресения Христа иллюстрируется с помощью выражения «нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых» (ср.: Лк 24. 30-31; Ин 21. 9-13, 15). Начало и конец речи П. образуют тематическую арку: в начале речи П. говорит о Боге, Которому приятен боящийся Его «во всяком народе… и поступающий по правде», а в конце - о Христе, верою в Которого всякий «получит прощение грехов именем Его». Оба утверждения призваны подчеркнуть равенство иудеев и язычников перед лицом Бога, их равные права на спасение через Иисуса Христа. Неожиданное сошествие Св. Духа и на язычников, удивившее пришедших с П., не позволяет П. завершить речь, и он предлагает перейти от слов к делу, сказав: «...кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней» (Деян 10. 44-48). Сошествие Св. Духа в практике ранней Церкви, отраженной в Деяниях, могло следовать сразу же за крещением (Деян 8. 39) или по прошествии нек-рого времени, при возложении рук апостолов (Деян 8. 14-17). В речи на Пятидесятницу П. говорит о сошествии Св. Духа как о прямом следствии крещения (Деян 2. 38). Рассматриваемый случай - единственный из упоминаемых в Деяниях, в к-ром Дух Святой сходит не после, а до крещения, и именно его сошествие становится побудительной причиной того, чтобы совершить крещение не откладывая. Действие Св. Духа, как и в др. описанных случаях, выражается в говорении на языках. Пришедших с П. удивляет не сам этот феномен, с к-рым они могли быть хорошо знакомы, а тот факт, что на языках заговорили необрезанные.

http://pravenc.ru/text/2580090.html

Помазание елеем, соединенное с молитвою, было, следовательно, в употреблении с самого начала Церкви, и внешнее действие это, сопровождалось содействием благодати, которая облегчала болящего по телу его, равно как и в душе. Есть все поводы предполагать, что священнодействию этому Апостолы были научены Самим Иисусом Христом; оно не менее божественно, если даже установлено было самими Апостолами под водительством Святого Духа. 375 Послание Апостола Иакова представляет нам еще драгоценное свидетельство о исповеди: «Исповедайте, говорит он, друг пред другом согрешения и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного». Таков был первоначальный чин исповеди: она производилась публично и громким голосом пред собранием верующих; а пастыри, зная, таким образом, расположение верующих, с полным сознанием их виновности, производили суд, препорученный им от Иисуса Христа, отпущать или удерживать грехи. 376 Святой Иоаков оканчивает послание свое, советуя молитву, а также христианское милосердие и рвение на обращение заблудших в истине. Апостол Петр посещает Антиохию и живет вместе с обратившимися язычниками Петр, вскоре после собора оставил Иерусалим и пошел в Антиохию. Он начал жить с обратившимися язычниками, как с братьями, и ел с ними. В этом он отделялся от Иудеев, которые также, как Иаков Иерусалимский, хотя и соглашались, что не следует принуждать язычников к обрезанию, но все таки, сохраняя свою Иудейскую исключительность, боясь осквернения от слишком близкого общения с необрезанными. Когда же пришли в Антиохию некоторые из посланных Иаковом, то Петр, опасаясь их осуждения, стал устраняться от язычников. Прочие христиане из Иудеев вместе с ним лицемерили и даже примером своим увлекли Варнаву. Павел же, видя, что они не прямо поступают по истине Евангельской, сказал Петру при полном собрании верующих: «Если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?» Вероятно, что урок этот был полезен Петру, который по откровению Божию знал, что язычники, точно также как Иудеи, призываются к царствию Божиему и что Божественный Дух дарует им чистоту, также как и чадам Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Апостолы и братия услышали, что язычники приняли слово Божие, а потому собрались в Иерусалиме и упрекали Петра говоря: «ты ходил к людям необрезанным ел с ними». Петр, как и все верующие признавал власть сонма апостольского, а потому со смирением отдал отчет в поступке своем и рассказал им по порядку видение, которое имел в Иоппии, а также видение Корнилиево и сошествие Святого Духа, на слушателей своих в Кесарии. «Тогда вспомнил я, прибавил Петр, слово Господа, как он говорил:» Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым. И так, если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы воспрепятствовать Богу?» Выслушав слова эти, они успокоились, не стали более упрекать Петра и славили Бога говоря: «видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь». Апостолы и ученики заключили из этого, что настало время им разойтись проповедовать евангелие всей вселенной. II период (с 38 – 51 г.) Апостолы рассеялись по всем странам языческого мира с проповедями Основание церквей Первыми странами, где проповедано Евангелие, после Иудеи были: Финикия, остров Кипр и Антиохии. Первоначальные семена веры посеяли там, бежавшие из Иудеи от гонения, возникшего после мученичества Стефана. 320 Но они обращались только к Иудеям; среди них находились уроженцы Кипра и Киринеи, которые остались в Антиохии. А когда, по обращении Корнилия сделалось известным, что следует также благовествовать язычникам равно как и Иудеям, то обратились они к Грекам и возвестили им Иисуса Христа. Знали уже, что Царство Божие предназначено для всех народов; но, согласно положительному повелению Иисуса Христа и подражая Ему, следовало возвестить царство сие сначала Иудеям. Когда же ясным проявлением воли Божией был призван Корнилий, то поняли, что наступило время благовествовать всем народам. Верующие из Кипра и Киринеи имели блистательные успехи среди Греков в Антиохии. Город этот, столица греко-римского Востока был одним из средоточий просвещения; в христианском же отношении стал вскоре соревновать Иерусалиму, и из него то разлился лучезарный свет, просветивший весь образованный мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Как только Павел вернулся в Антиохию Сирийскую, вслед за ним сразу же прибыли посланцы из Иерусалима с письмами за подписью Иакова, где всем новообращенным предписывалось в полной мере исполнять закон и совершать обрезание. Заставить грека, римлянина или армянина превратиться в иудея? После второго путешествия по миру апостол Павел тем более понимал, что это означало бы крах всей христианской проповеди. В это время в Антиохии как раз находился апостол Петр — он тоже сидел за одним столом с необрезанными. Но после таких предписаний Петр перестал приходить на вечери, во время которых христиане тогда причащались, его примеру последовал и апостол Варнава. Судя по всему, они оба принадлежали к тому типу людей, для кого худой мир все равно лучше ссоры. Тут уж и апостолу Петру досталось от возмущенного Павла! «Апостол язычников» обвинил его в непоследовательности, сказав при всех достаточно обидные слова: Если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?  (Гал. 2: 14) И все-таки ссору в Антиохии двух первоверховных апостолов многие сильно преувеличивают. Как только иерусалимские братья удалились, Петр стал свободно общаться с антиохийскими христианами, и они с Павлом быстро помирились. К сожалению, подобные директивы были направлены и в Галатию, в созданные Павлом церкви, где галатам объяснялось, что им неправильно была возвещена Благая Весть. В галатийских церквях началось разделение: кто-то соглашался совершить обрезание, другие отвергали этот обряд, а были и те, кто по малодушию вместе с обрядом отказывался и от Христа. Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания, потому что обрезание — мы, служащие Богу духом, и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся, хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою (Фил. 3: 2-7) — написал Павел в Послании к Филиппийцам, и по этому, более позднему письму видно, насколько он был рассержен.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Другой, говорит: Это и прежде было, но только поставлено как бы в образе; ибо Авраам был патриархом обоих народов и необрезанных и обрезанных; то служило только образом, a сие самим делом. Богоносного Максима: Христос сделался главою угла, т. е. соединил с собою два народа и сделался главою церкви. Ибо, по словам Писания, угол есть церковь; поелику как угол соединяет две стены, связывая их взаимно в одну нераздельную совокупность; так и церковь соединяет два народа—из язычников и иудеев, сопрягая их одним союзом веры и совокупляя в один дух, которого краеугольный камень, как глава всего тела,—Христос. Ибо как союзом двух стен бывает угольный камень, связующий их нераздельным союзом, так и устроение воплощения Владыки, совокупив в одного нового человека два народа вселенной и составив из них одно тело и один дух, сделалось главою угла, сохранив чрез посредство свое единение сие непоколебимым. Феодорита: Сих слов иудеи не могут приложить ни к кому другому, хотя бы тысячекратно выказывали свое бесстыдство. Ибо хотя по разделении колен, в древности, и начальствовал у них Зоровавель, но не на долгое время. Но Христос Господь, совершенно далеко отстоявшие друг от друга стены, т. е. уверовавших из иудеев и язычников, собрал в одно и совокупил дальнее одною верою и составил из обоих одну церковь и одну паству, Сам как бы уподобившись угловому камню, связывающему две стены и совокупляющему одну с другою. О сем-то камне Бог предсказал и чрез Исаию: се, Я полагаю в Сионе камень драгоценный, избранный, краеугольный, честный, в основание ему. Тоже сказал и блаженный Павел: будучи утверждены на основании апостолов и пророков, имея самого Иисуса Христа краеугольным камнем. Сей камень видел отторгшимся без рук и божественный Даниил. И сам Иисус Христос сказал сии слова Давида иудеям: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли зиждущие, тот самый сделался главою угла (Матф. 21, 42). 23. От Господа бысть сей, и есть дивен в очесех наших. Сей, говорит, угол, сие единение двух народов и сей союз сделался от Бога, а не от простого человека, и он дивен в очах наших, которыми удостоились мы видеть его. Ибо как не дивно столь великое и всемогущее

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010