I Иудей – 3,1 Павел – 3,2 Иудей – 3,3 Павел – 3,4 Иудей – 3,5 Павел – 3,6 Иудей – 3,7 Павел – 3,8 Иудей – 3,9а Павел – 3,9б Представим этот диалог 3 , графически отразив его: – Тогда в чем же преимущество иудея? В чем польза от обрезания? – Много преимуществ во всех отношениях. И прежде всего в том, что им вверены пророчества Божии. – А если некоторые оказались неверными? Что тогда? Их неверность не сделает ли бессильной верность Бога? – Не бывать тому! Хотя всякий человек – лжец, Бог да пребудет правдивым, как написано: «Чтобы оправдан Ты был в словах Твоих, и победил, когда будут судиться с Тобой». – Но если наша неправда открывает правду Божию, то что на это скажем? Быть может, говоря по-человечески, Бог несправедлив, насылая гнев? – Не бывать тому! Иначе, как же Богу судить мир? – Но все же, если моя ложь показала изобилие правдивости Божией к славе Божией, то зачем же осуждать меня как грешника? – И не творить ли нам зло, чтобы вышло добро, как иные клевещут на нас, утверждая, будто мы так и поучаем? Вот они достойны осуждения! – Так что же? Имеем ли мы, иудеи, превосходство? – Вовсе нет. Ведь я уже предъявил обвинение: как иудеи, так и эллины, все под грехом. Вслед за тем следует обширное доказательство «от Писания» ( Рим.3:10–20 ) и раскрытие основного тезиса Послания к Римлянам ( Рим.3:21–26 ), центральное рассуждение об откровении до сих пор сокрытой правды Божией. Далее следует продолжение диалога: VI Иудей – 3,27а Павел – 3,27б Иудей – 3,27в Павел – 3,27г.28 Иудей – 3,29а.б Павел – 3,29в.30 Иудей – 3,31а Павел – 3,31б Иудей – 4,1 Павел – 4,2–8 Иудей– 4,9а Павел – 4,9б Иудей – 4,10а.б Павел – 4,10в-12 – Так чем же нам хвалиться? – Это исключено! – Каким Законом? Законом дел? – Нет! Законом веры. Ибо мы считаем, что человека оправдывает вера, независимо от дел Закона. – Разве Бог только иудеев? Не Бог ли Он также и язычников? – Да, и язычников. Потому что один Бог . Он обрезанных оправдает верою и необрезанных через ту же веру. – Так что же? Верою мы разрушаем Закон?

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Святой апостол Иаков предлагает «двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, – радоваться» ( Иак.1:1 ). Надо заметить, что агадическая (пасхальная) радость была присуща всему апостольскому веку. Уход в христианство воспринимался православными верующими как бегство из Египта греховного. Это был новый исход. И теперь он имел значение не для одного народа, но для всех чад Божиих, «находящихся в рассеянии». В это время и исполнялось древнее пророчество о шатрах Сима: «да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых» ( Быт.9:27 ). Это было великое начало обращения язычников в истинную веру, о котором святой апостол Петр позже скажет: «некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда не помилованные, а ныне помилованы» ( 1Пет.2:10 ). Поэтому слова св. Иакова, обращенные к находящимся в рассеянии, не имеет смысла воспринимать как слова епископа Иерусалима, обращенные только к его еврейской пастве. Да! Он говорит как патриарх Иерусалима. Но Иерусалима как вселенской апостольской столицы, от стен которой и прозвучал великий миссионерский призыв Христа Спасителя: «…идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет…» ( Мк.16:15–16 ). Святой апостол Павел (он же Апостол языков) писал о себе: «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину» ( Рим.1:16 ). Он же восклицал: «Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое» ( Рим. 11, 13 ). Ради проповеди среди язычников Павел и Варнава даже отрясают прах от ног своих на иудеев, чтобы идти к язычникам и там благовествовать веру в Иисуса Христа ( Деян.31:51 ). Возникают даже два направления в общецерковной миссионерской работе, как бы две новые формы, о чем ап. Павел и говорит: «…мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных, – ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников» ( Гал.2:7–8 ). В книге «Деяний Святых Апостолов» рассказывается о сотнике Корнилии (возможно прозелита, но никак не христианина). О нем говорится: «благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу» ( Деян.10:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Вступление в христианское общество многих из язычников и явление в нем необрезанных еще более утвердило преграду между иудеями и вышедшими от них исповедниками Христа. Для ревнителей иудейства присутствие в храме необрезанного служило осквернением их святыни, и они очень неодобрительно смотрели на явление таких в местах их богослужебных собраний, как показывает история последнего пребывания апостола Павла в Иерусалиме. По свидетельству Деяний апостольских, «асийские иудеи, увидев Павла во храме, возмутили весь народ и наложили на него руки, крича: мужи израильские, помогите; этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие. Ибо перед тем они видели с ним в городе Трофима ефесянина и думали, что Павел вводил его в храм. Весь город пришел в движение и сделалось стечение народа; и, схватив Павла, повлекли его вон из храма, и тотчас заперты были двери» (21:27–30). Должны были волею или неволею христиане уклоняться от мест богослужебных собраний иудейских и заключаться в своих домашних церквах. Христианам из язычников тем легче было сделать это, что их никакие предания не привязывали к храму и синагогам, и там они не могли находить для себя ничего особенно привлекательного. Вследствие этих обстоятельств верующие во Христа оставляют синагоги и храм и всем своим религиозным потребностям удовлетворяют в собраниях домашних. Эти собрания бывают или в более просторных домах, принадлежащих кому-либо из окружающих, как, например, в доме Марии, матери Иоанна Марка ( Деян.12:12 ), или в домах лиц, отличавшихся благочестием и знанием Писания ( 1Кор.16:19 ), или в нанятых нарочито для собрания удобных помещениях, как например в Ефесе, где Павел сначала в продолжение трех месяцев проповедовал в синагоге, а потом, когда многие ожесточились против него, он отделил учеников своих и в течение двух лет ежедневно проповедовал в училище некоего Тиранна ( Деян.19:8–10 ). Собиравшиеся в одном месте для богослужения составляли одну домашнюю церковь , которая называлась по имени человека, в доме которого были собрания.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

27 Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры. 28 Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона. 29 Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников, 30 потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру. 31 Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем. 3:1. Скажут: если ни в иудействе (внешнем), ни в обрезании (по плоти) нет никакой пользы, то для чего же призван народ иудейский? Для чего ему дано обетование? Вообще, каково его преимущество перед другими языческими народами? 3:2. Преимуществ этих много, но Апостол останавливается здесь, по ходу мыслей, на одном. Им были вверены словеса Божии – слово Божие, Писание, со всем его глубоким и утешительным смыслом, пророчество о Мессии, дабы они, как доверенные Божии, первые встретили и возвестили всему миру о явлении Спасителя. Но вышло иначе. Большинство иудеев, и притом большинство, самое образованное (священники, книжники и фарисеи), не верят факту уже наступившего Нового Завета. Являлся невольно вопрос – да правда ли, что уже кончился Ветхий и наступил Новый Завет? 3:3. Еще во времена земной жизни Спасителя, явное неверие в Него начальников, книжников и фарисеев, смущало народ и колебало в нем веру. Народ мог думать, что если бы Иисус был обетованным Мессией, и учение Его было истинным, то первыми бы в Него уверовали книжники и фарисеи. Между тем, они явно не веруют, а верует в Него только простой народ. Но ведь народ – невежда в законе, стало быть, может легко ошибиться (ср. Ин. 7:48–49 ). И после, во время проповеди Апостолов, да почти и всегда, примеры неверия знатных много препятствовали и препятствуют распространению и утверждению веры Христовой, и вообще истины. Апостол, имея это в виду, и говорит здесь как бы так: не смущайтесь этим, ибо неверие некоторых, кто бы они ни были, не в состоянии разрушить план домостроительства Божия. В назначенное Богом время явился обетованный Искупитель, и благовестие о Нем разнесется по всей вселенной, несмотря на неверие в Него некоторых. Да разве можно думать, что неверие некоторых может изменить планы Божии, сделать Бога неверным Своим обетованиям?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

После этого апостол рассказал язычникам всю земную жизнь Господа Иисуса Хри­ста, о Его служении и о том, как Он ходил повсюду, благотворя и исцеляя всех, страдавших под рабством диавола; затем о распятии и воскресении из мертвых, свидетелями которых были ученики, предназначенные голосом своего воскресшего Спасителя свидетельствовать, что Он есть предопределенный Судия живых и мертвых. И в то время, когда Петр продолжал разъяснять на основании пророков, что все, кто верует в Него, должны получить прощение грехов имени Его, вдруг на этих некрещеных язычников, как и на присутствовавших иудеев, снизошло то высшее вдохновение, которое дало им дар языков, как и апостолам во время Пятидесятницы: «Дух Святой сошел на всех». Значит и язычников не отвергал Христос, значить и им открывались двери в цар­ство Его. В таком случае, что же запрещало креститься им? И апостол действительно крестил тут же всех уверовавших во Христа. И у этих новообращенных христиан из язычников апостол пробыл несколько дней, укрепляя их в вере и руководя в жизни. Когда весть об этом необычайном событии дошла до Иерусалима, то там некоторые из христиан и даже апостолов удивились такому свободному обращению Пет­ра с нечистыми язычниками, и когда он возвратился, то упре­кали его в этом, говоря: «ты ходил к людям необрезанным и ел с ними», т. е. осквернился общением с ними. Но ког­да Петр подробно рассказал обо всем случившемся, прибавив в заключение: «кто же я, чтобы мне воспрепятствовать Богу», то ученики «выслушав это, успокоились, и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь». Так совершилось на почве христианства слияние двух враждебных и дотоле непримиримых между собою миров – иудейского и языческого. Те и другие одинаково призывались в церковь , и единственным условием для вступления в нее считалась вера в Иисуса Христа как Спасителя мира, а не принадлежность к той или другой народности, или к тому или другому пле­мени. Теперь уже в церковь допущены были представители всяких верований и племен: иудеи и самаряне, эфиопский прозелит с далекого юга и язычники из самой столицы мира –Рима, и эта свобода доступа в церковь для всех язычников полу­чила теперь двойное подтверждение: в лице ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

Учение Павла, изложенное в Послании к Римлянам, представляет собой плод богословского осмысления итогов первых двух десятилетий христианской миссии среди язычников. В речи Петра нет столь же развернутой апологии этой миссии, однако мы не должны забывать, что встреча Петра с Корнилием – один из самых первых шагов на пути проповеди среди язычников. Еще вчера Петр недоумевал, что означало ниспосланное ему видение, а сегодня он, наученный Духом Святым, излагает стройное учение о Боге, Который через Иисуса Христа посылает прощение грехов всем без различия, будь то иудеи или язычники. Неожиданное сошествие Святого Духа не позволяет Петру завершить речь, и он предлагает перейти от слов к делу: Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней ( Деян. 10:44–48 ). Выше мы отмечали, что сошествие Святого Духа в практике ранней Церкви, отраженной в Деяниях, могло следовать сразу же за крещением ( Деян. 8:39 ) или по прошествии некоторого времени, при возложении рук апостолов ( Деян. 8:14–17 ). В речи на Пятидесятницу Петр говорит о сошествии Святого Духа как о прямом следствии крещения ( Деян. 2:38 ). Рассматриваемый случай – единственный из упоминаемых в Деяниях, в котором Дух Святой сходит не после, а до крещения, и именно Его сошествие становится побудительной причиной того, чтобы совершить крещение, не откладывая. Действие Святого Духа, как и в других описанных случаях, выражается в говорении на языках. Пришедших с Петром удивляет не сам этот феномен, с которым они могли быть хорошо знакомы, а тот факт, что на языках заговорили необрезанные. Это становится дополнительным подтверждением того, что на благодать Святого Духа уверовавшие во Христа язычники имеют такие же права, как уверовавшие иудеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Язычники воодушевились и начали, говоря на разных языках, прославлять величие Божие. Это поразило не только тех иудеев, которые сопровождали Петра, но и самого апостола. Позднее, возвратившись в Иерусалим, он так рассказывал другим апостолам об этом явлении Духа Божия: «Когда я начал говорить, сошел на них Дух Святой, как и на нас вначале» (11:15). А теперь, видя, что Дух Божий излился на язычников, апостол Петр сказал Корнилию и всем собравшимся: «Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Духа Святого?» И повелел им креститься во имя Иисуса Христа. (10:47–48). Так было положено начало христианской Церкви для язычников. Когда же в Иерусалиме было получено известие о том, что язычники приняли слово Божие, то, не зная всех обстоятельств дела, христиане из иудеев упрекали Петра и говорили ему: «Ты ходил к людям необрезанным (т. е. к не иудеям) и ел с ними». Убеждение, что только еврейский народ есть настоящий народ Божий, а все остальные люди «нечисты и скверны», так глубоко и прочно укрепилось в умах иудеев, что даже христиане из иудеев не в силах были освободиться от этого предрассудка. Петр должен был подробно рассказать о всех обстоятельствах его общения с язычниками и о крещении дома сотника Корнилия в Кесарии. «Если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу?» – сказал он. Тогда все в Иерусалиме успокоились и славили Бога, говоря: «видно и язычникам дал Бог покаяние в жизнь» (11:17–18). 8. Христианская церковь в Антиохии ( Деян. 11:20–30 ) Распространение Церкви продолжалось все шире и глубже. Бежавшие от гонений в Иерусалиме христиане проповедовали Христа в Финикии, Антиохии, Киринее и на о. Кипре. Кипряне и киринейцы в свою очередь начали благовествовать слово Божие язычникам. И великое число людей уверовало в Господа. Тогда апостолы послали из Иерусалима в Антиохию Варнаву, чтобы он помог организовать местную Церковь . Варнава, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем. Его горячая проповедь привлекла новые массы обращенных ко Христу иудеев и язычников. Тогда он решил призвать на помощь Савла и направился в город Тарс. Оттуда привел его в Антиохию. Там Варнава и Савл вместе в течение года собирали народ в Церкви и проповедовали учение Господне. Это укрепило Церковь . И здесь, в Антиохии, ученики в первый раз стали называться христианами (11:26).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Апостола о том, что произошло после их прихода. – Когда они явились в Антиохию, то св. Пётр до того времени не исполнявший правил Моисеева закона и пребывавший в полном общении с антиохийскими христианами, вдруг стал вести себя как истый иудей – обрезанный и во исполнение требований закона Моисеева прервал сношения с необрезанными христианами. Последнее, несомненно, сделано было потому, что необрезанные христиане считались не истинными христианами; с ними не сообщались, ибо они не имеют закона. Но, очевидно, —229— общение было бы снова восстановлено, если они примут и будут исполнять закон. Вот что произошло прежде всего в Антиохии под непосредственным и прямым воздействием новоприбывших лиц. Как не узнать в этих новоприбывших от Иакова тех некоторых, пришедших из Иудеи, которые учили (антиохийских же) братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, то не можете спастись 2418 и сторонники которых на апостольском соборе говорили, что должно обрезывать язычников и заповедовать соблюдать закон Моисеев 2419 ? Как не узнать в них, если не тех же самых лиц, то, по крайней мере, единомышленников тех лиц, про которых св. Павел в том же Послании к Галатам говорит: а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим посмотреть за нашей свободой, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас, мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас 2420 . Очевидно и несомненно, что эти прибывшие от Иакова лица были враги св. Ап. Павла, иудаисты, восстававшие против проповедуемой им христианской свободы и всячески старавшиеся внушать обращавшимся язычникам мысль о безусловной необходимости для них в христианстве Моисеева закона. Эти пришельцы – иудаисты сами были до фанатизма слепо уверены в том, что язычникам без Моисеева закона принять христианство нельзя; без него они не спасутся в христианстве. Само собою также разумеется, что они сами соблюдали закон Моисеев строго (строго, конечно, по-своему); такой же строгости они требовали и от тех христиан, которые были иудеями по происхождению и по немощи продолжали придерживаться и закона.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Достаточно сопоставить Рим.2:9,10,14,15,21–24,26,27; 3:9,19,20 , чтобы убедиться, что все «язычники» (народы – εθνη, gentes) живут в подзаконном состоянии: необрезанный «тоже может соблюдать постановления закона», и иногда лучше обрезанного, и он имеет закон не красть и не прелюбодействовать, и он осуждается своим законом («как иудеи, так и эллины, все под грехом, весь мир становится виновен пред Богом», ибо весь мир стоит под законом), и у него грех познается законом, «ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их»!.. ( Рим.2:14,15 ). Вот мысль Павла во всей ее универсальности: вера и дела закона – это два принципа, имеющие вечное значение, пред лицом этих принципов «несть эллин, ни иудей, обрезание и необрезание». Все они думали оправдаться делами закона и верили только в закон – эллины и римляне не менее иудеев, и народы новой Европы, реципировавшие римское право и греческую культуру, не менее народов древности. Ветхий Завет и ветхий Адам, верящие, что только законом можно бороться с возрастающим беззаконием, жив и поныне. 2. Принцип закона у евреев Нет сомнения в том, что древнееврейскую систему ценностей можно выразить как «закон». Жизнь «в законе» (Но Законом спастись нельзя ννομος βωσις, βος νμιμος) есть, no слову Филона, высшая цель каждого израэлита. «Гимн закона» (Но Законом спастись нельзя Но Законом спастись нельзя ννομος μνος) – в этом идеал еврейского народа. Филон говорит, что в Законе Моисеевом за 2000 лет не изменено ни одного слова. Она пребудет, пока стоят солнце, луна, небо и весь мир. Закон не терпит пренебрежения к самому незначительному правилу: ибо здание может рухнуть, если вынуть из него небольшую часть. Иосиф Флавий говорит, что Закон управляет всею жизнью еврея, от его первого питания, управляет его общением с людьми, временем работы и покоя, вообще он ничего не оставляет для свободы воли. Отсюда самообладание еврея, отсюда однородность миросозерцания и всей жизни евреев. 72

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

Собор Апостольский на Сионе, которому предстали Павел и Варнава, замечателен как первоначальное совещание Церкви Христовой, показывающее образ ее духовного управления, и потому принят был за основание всех последующих Соборов. По долгом рассуждении Петр, восстав, сказал братии, «что Господь, избравший его сначала для обращения язычников, не положил никакого различия между ними и Иудеями, даровав всем одинаково Духа Святого, и что не должно искушать Бога, налагая тяжкое ярмо закона Еврейского на новообращенных, но должно веровать, что они спасутся единою благодатию Христа». Тогда все собрание умолкло и внимало повествованию Павла и Варнавы, о знамениях и чудесах, какие Бог произвел через них у язычников, и Иаков, епископ Иерусалима, одобрив мнение Петрово, как согласное с Пророками, возвестившими обращение всех народов, предложил написать только язычникам, «чтобы они удерживались от треб идольских, блуда и крови, и неугодного себе не творили другим». После сего Апостолы, с пресвитерами и всею Церковью , рассудили послать от лица собора избранных мужей в Антиохию, и выбрали в спутники Павлу и Варнаве, Иуду и Силу; в грамоте же своей изложили решение Собора и запечатлели его словами: «Изволися Духу Святому и нам, ибо Дух Святой управляет Церковью, через посредство верховных пастырей, и так изволися Духу Святому и на всех последующих Соборах». В то время Апостолы Иаков, епископ Иерусалимский, Петр и Иоанн, почитаемые столпами Церкви, видя ревность по Боге Павла, подали ему и Варнаве, в знак согласия, руки, чтобы им идти проповедать Евангелие к язычникам, подобно как они себе предоставляли обращение Иудеев: и так неизменно соблюдал Павел решение Собора Апостольского, о снисхождении к Эллинам, что даже впоследствии лично противостал за них Петру в Антиохии; потому что Петр, до прибытия некоторых Иудеев от Апостола Иакова из Иерусалима, ел вместе с язычниками, когда же пришли, стал устраняться от необрезанных и увлек своим примером прочих Иудеев и Варнаву. Но Павел, видя, что они не прямо поступают по истине Евангельской, сказал при всех Петру: «Если мы, будучи Иудеи, живем по-язычески, то есть не подчиняясь ветхому закону обрядов, то для чего язычников принуждаем жить по-иудейски, когда мы познали, что только верою во Иисуса Христа, а не соблюдением закона Моисеева может оправдаться каждый человек». Таким образом, растворяя ревность по вере духом кротости, поддерживали друг друга Апостолы; и Петр, которому вначале поручено было от Господа утверждать братии своих, сам взаимно утверждался ими, чтобы единство их веры соблюдалось союзом любви, и никто бы не превозносился своею непогрешительностью в Церкви Христовой, ибо ей одной принадлежит сие дарование Духа Святого. 48-й от Рождества Христова

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010