Даже и смерть Его благоухает спасением мира, жизнью и приведением в вере: «если один умер за всех, то все умерли.... чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего», по Писаниям ( 2Кор. 5, 14–15 ). Итак, помазание, кровью золотой кадильницы означает благоухание смерти (Христовой). – Изливается же и остальная кровь у подножия алтаря приношений в первой скинии; и кровь служит образом души. Положил же душу Свою Еммануил не за одну только церковь из язычников, но и за подзаконных, то есть Израиля; ибо мы искуплены Кровию Христа все совокупно, эллины и иудеи, и засвидетельствует о сем Павел, говоря: «Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников, потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру» ( Рим. 3, 29–30 ). По изъятии же самых внутренностей тельца и возношении их на алтарь остальное тело сожигается вне стана: ибо Сам Он (Христос) есть жертва священная, благоухающий добродетелями, образом которых могут служить внутренности, поскольку и добродетели как бы сокрыты в нас и заключены внутри души; Сам же Он есть и страждущий вне врат, и смертью Своей Плоти очищающий оскверненных: «ибо... пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело» ( Евр.9, 13 ). Итак, пребывая одним и тем же, Еммануил и благоухает во святых скиниях, то есть в церквах, и пострадал «вне врат», куда и нам должно входить «поношение Его носящим», сказал божественный Павел ( Евр.13, 12–13 ). Приводится же телец и за грехи неведения народа одинаково и без изменения, и способ жертвоприношения во всем был тот же самый: ибо равным образом и Еммануил принес Себя за малых и великих, а народ и священников. Или не истинно то, что я говорю? П. Почему же нет? К. Так не желаешь ли, чтобы мы, как бы поворотив слово назад, обратились к повествованиям о скинии? П. И очень. К. Итак, когда окончены были все дела и священные сосуды были очень хорошо расположены на приличнейшем каждому из них месте, тогда Бог повелел освятить их и скинию, так говоря божественному Моисею: «И возьми елея помазания, и помажь скинию и все, что в ней, и освяти ее и все принадлежности ее, и будет свята; помажь жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и освяти жертвенник, и будет жертвенник святыня великая» ( Исх. 40, 9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Павлу ( Деян.22:17–24 ). «Мне наименьшему из всех святых дана блогодать сия – блоговествовать язычникам неизследимое богатство Христово» ( Еф.3:8:6–7 ). Независимый в блоговестническом деле от всякого человеческого авторитета, в ясном сознании открывшогося в себе Сына Божия ( Гал.1:16; 2:20 ), проповедующего чрез него Духом Святым «необрезанным», ап. Павел только через 14 лет вполне самостоятельной от «плоти и крови» деятельности прибыл опять в Иерусалим, прибыл не по личной нужде в авторитетном утверждении своего блоговестия апостолами вообще, а «по откровению», и, по собственной инициативе, «предложил там, и особенно знаменитейшим (Иакову, Петру, Иоанну), блоговествование, проповеданное им язычникам, не напрасно ли он подвизается или подвизался ( Гал.2:2 ), т. е. ища по человечески поддержки себе в единомыслии их, в сорадовании этому новому, великому делу обращения язычников, ибо он, как неоднократно говорит св. Иоанн Златоуст , хотя и ап. Павел (великий апостол), но все же Павел (человек), тем более, что за все время проповеди он не виделся с апостолами. Твердость принципа его блоговестия была в нем непоколебима: «вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас (закону), мы не на час не уступили и не покорились, дабы истина блоговествова- вания совершилась» ( Гал.2:5 ). Лжебратия в поддержке для себя расчитывала на других апостолов, тогда еще не стоявших в свободе, как ап. Павел, но придерживавшихся Ветхого Закона. На это он от части намекает в дальнейших словах: «и в знаменитейших чем либо, какими бы ни были они когда либо, нет ничего особенного. Бог не взирает на лице человека». И не смотря на это, «и знаменитейшие не возложили на него ничего более; напротив того, увидевши, что ему вверено блоговестие для необрезанных, как Петру для обрезанных... Иаков, Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали ему и Варнаве руку общения, чтобы им идти к язычникам, а тем к обрезанным» (6–9). Если в предыдущих свидетельствах Слова Божия ясно выступает совершенная независимость учителя языков в своем блоговестии от апостолов вообще, и Петра в частности, отсутствие даже малейшого намека на исключительное приматство последнего в папистическом смысле в области учительства в Церкви, то в дальнейшем выяснении Галатам своего полного апостольского авторитета, как бы в предвидении папских притязаний на единоличную непогрешимость в церковном учительстве и верховную власть в Церкви вообще, якобы по преемству от ап.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

Потом Апостолы находили иногда нужным повторять эту истину и новообращенным христианам из языч­ников, – например, по случаю вопроса о ядении идоложертвенных учитель языков писал к коринфским ученикам своим, между прочим, следующее: об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, -но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос , Которым все, и мы Им ( 1Кор. 8:4–6 ). Наконец, на истину единства Божия нередко указывали Апостолы для пояснения или подтверждения других истин догматических и нравственных. Так, доказывая мысль, что человек оправдывается верой без дел обрядового иудейского за­кона, святой Павел пишет: неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников, потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру ( Рим. 3:29–30 ); в другом месте, умоляя христиан достойно ходить своего высокого звания и блюсти между собою единение духа, он напоминает им, между прочим, и то, что у них один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас ( Ефес. 4:1,3 и 6); в третьем, умоляя верующих творити молитвы за вся человеки, представляет на это и ту причину, что ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус ( 1Тим. 2:1 и 5). 195 § 14. Доказательства единства Божия логические, какие употребляли святые Отцы и учители Церкви. Доказательства единства Божия, какие употребляли святые Отцы и учители Церкви, на основании здравого разума, суть почти теже самые, какие и ныне обыкновенно употребляются для той же цели. Одни из них заимствуются из свидетельства истории и души человеческой (антропологические), другие – из рассматривания мира (космологические), третьи – из самого понятия о Боге (онтологические). Раскрывая доказательства первого рода, святые Отцы и учители указывали – 1) На древнее предание о единстве Божием, распространенное между всеми народами, вследствие которого даже грубейшие из язычников, как ни глубоко впадали в многобожие и идолопо­клонство, всегда сохраняли в своих верованиях мысль о едином верховном Боге, считая прочих своих богов богами нисшими, рожденными или даже созданными от него и во всяком случае подчиненными его могуществу и власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Мы сознаем, всем сердцем чувствуем свою вину, из-за которой должен был пострадать и умереть безвинный Богочеловек Иисус. Мы сознаем себя преступниками и готовы потерпеть те же страдания, какие праведный суд Божий назначал нам, но какие взял на Себя наш Ходатай. Человек, так сказать, распинает теперь самого себя в очах Божиих и таким образом усвояет себе и страдание Спасителя, и искупление, Им совершенное. Вот это и есть настоящая, спасительная вера в Иисуса! Здесь таинственно грешник сознает свою вину, и этим открывает доступ в его душу искупляющей и оживляющей благодати. Дело Христово становится его достоянием, так что он может сказать о себе: «я сораспялся Христу и уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал 2:19, 20 ). Рим.3:27 .  Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры. Апостол повторяет (ср. ст. 20), что он не признает возможным для человека оправдаться делами (27–28), и утверждает далее, что оправдание верою – одно только согласно с монотеизмом, который составляет основной пункт вероучения всего Ветхого Завета (29–31). Рим.3:28 .  Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона. Из сказанного о новом способе оправдания Апостол выводит такое заключение. «Вы, иудеи, хвалились тем, что у вас есть закон, исполняя который вы можете оправдаться. Теперь вам хвалиться уже этим нельзя: Господь Бог, пославши Сына Своего на смерть за грехи всех людей, не только язычников, но и иудеев, ясно показал, что дела закона – не спасают. Спасаются люди (это слово спасаются необходимо здесь вставить для ясности мысли) не законом дел, а законом веры» (Апостол называет веру законом в соответствии с выражением: закон дел и потому, как выражается блаж. Феофилакт, что имя «закон» было в чести у иудеев или, как апостол выражается в 28 ст., независимо от дел закона). Рим.3:29 .  Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников, Рим.3:30 .  потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но Апостол вдруг указывает на самую простую вещь. Сказав, что Аврааму его глубокая вера вместилась в праведность и что «блажен человек, которому Господь не вменит греха», Апостол неожиданно спрашивает: «Блаженство сие относится к обрезанию или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера его вменилась в праведность. Когда вменилась? по обрезании или до обрезания?» И сразу видим то, чего, казалось бы, и нельзя не видеть, что вера Аврааму вменилась в праведность «не по обрезании, а до обрезания». То есть сначала Авраам был в том же положении, как и все люди, и Бог избрал его не по прихоти, не по пристрастию, а за то, что Авраам именно имел веру, которая, собственно, и вменилась ему в праведность. И вот, оказывается, Авраам – не только родоначальник богоизбранного народа, не только «отец обрезанных», но – истинный отец и «всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность». В том, что видимо разделяло, Апостол показал то, что как раз объединяет. Господь не отвергает никого из необрезанных, как не отверг необрезанного Авраама, а обрезанному, но не ходящему «по следам отца нашего Авраама» вовсе нечем превозноситься. «Неужели Бог есть Бог иудеев только, а не язычников? Конечно, и язычников». вот почему учит истинный пророк, какой приносит плод единения в мире, собирает рассеянное, упраздняет повод для вражды. А что скажем о тех, кто пытается внести разделение в Единую Святую Церковь , кто пытается какой-либо народ провозгласить особым, богоизбранным народом, который будто бы должен принести спасение другим? Не сеет ли он как раз те семена, плодом которых будет пустое самообольщение? «По плодам их узнаете их. Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». О вере Авраама Среда Мф. 7:21–23 Рим. 4:13–25 У Апостола Павла говорится, что вера человеку вменяется в праведность и вспоминается святой праведный Авраам как замечательный пример веры в Бога. Апостол даже называет Авраама «отцем всех верующих». Вера – это первая добродетель. Без веры угодить Богу невозможно. Потому что прежде, чем идти к Богу, прежде, чем выполнять Его заповеди, надо сначала уверовать, что Он вообще есть и что Ему не безразличны ищущие Его ( Евр. 11:6 ). Вообще вера не есть что-то необыкновенное. На вере строятся отношения между людьми. Мы живем с человеком под одной крышей, делаем одно дело только потому, что верим ему: верим, что он не причинит зла, что в трудную минуту не оставит, верим, что под внешним доброжелательством не кроется злой умысел.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

и сколь безмерно величие силы Его в нас, когда мы веруем по действию державной крепости Его. Сила Божия в воскресении Христовом Тою силою воздействовал Он во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого имени, именуемого не только в сем, но и в грядущем веке, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всех, во Главу церкви, ибо церковь есть тело Его, исполнение Его, исполняющего все во всех. Глава 2. Сила Божия в обращении язычников И вы были мертвы за преступления и грехи ваши, в коих некогда ходили по веку мира сего, по власти князя воздушного, духа, ныне действующего в сынах противления. Среди тех и мы некогда пребывали в похотях плоти нашей. творя волю плоти и помыслов, и были по естеству чадами гнева, как и прочие. Бог же, богатый милостью, по многой любви Своей, коею возлюбил нас, – нас, мертвых по преступлениям, оживотворил во Христе (благодатию спасены вы), и совоздвиг с Ним и сопоставил на небесах во Христе Иисусе, да явит нам в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей, благостью к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатию спасены вы чрез веру – и сие не от вас, а Божий дар; не от дел, да никто же похвалится. Мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, кои предуготовил нам Бог, да в них ходим. Единение Евреев с язычниками в церкви Итак, помните, что вы были некогда язычниками по плоти, и вас называли «необрезанными» те, кои назывались «обрезанные» по плоти, руками человеческими. Помните, что вы были в то время без Христа, отчуждены от общения Израильского, чужды заветов обетования, не имели упования и были безбожны в мире. Ныне же, о Христе Иисусе, вы, бывшие некогда далече, стали близко кровию Христовой. Он есть мир наш; Он из обоих сотворил едино и разрушил стаявшую посреди преграду, упразднив вражду плотию Своею и закон заповедей учением Своим, и из двух созидая в Себе Самом нового человека, сотворил мир. Он в едином теле, на кресте, убив вражду на нем, примирил обоих с Богом и, пришед, благовествовал мир вам, и дальним и ближним,

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Но сказав, что Аврааму его глубокая вера вменилась в праведность, и что «блажен человек, которому Господь не вменит греха», Апостол неожиданно спрашивает: «Блаженство сие относится к обрезанию или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера его вменилась в праведность. Когда вменилась? по обрезании или до обрезания»? И сразу видим, что – «не по обрезании, а до обрезания»! Сначала Авраам был в том же положении, как и все люди. Бог избрал его не по пристрастию, а за то, что Авраам именно имел настоящую веру, которая, собственно, и вменилась ему в праведность. И оказывается, что Авраам – не только родоначальник богоизбранного народа, не только «отец обрезанных», но – истинный отец и «всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность». В том, что разделяло, Апостол увидел то, что как раз объединяет. И он показал, что Господь не отвергает никого из необрезанных, как не отверг необрезанного Авраама. А обрезанному, но не ходящему «по следам отца нашего Авраама», вовсе нечем превозноситься. «Неужели Бог есть Бог иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников». Так, истинный пророк приносит плод единения в мире, собирает рассеянное, упраздняет повод для вражды. А что скажем о тех, кто, – наоборот, уже после Христа, пытается внести разделение в уже единую церковь , кто пытается снова какой-либо народ провозгласить особым, богоизбранным народом, который будто бы должен принести спасение другим? Не сеет ли он как раз те семена, плодом которых будет пустое самообольщение? «По плодам их узнаете их. Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». Среда. О вере Авраама Мф.7:21–23 Рим.4:13–25 Апостол Павел говорит, что вера человеку вменяется в праведность, и указывает на святого праведного Авраама, как на замечательный пример веры в Бога. Апостол даже называет Авраама «отцом всех верующих» ( Рим.4:11 ). Вера – это первая добродетель. Без веры угодить Богу невозможно. Да никто и не будет выполнять Божьи заповеди, если сначала не уверует, что Он вообще есть, и что Ему не безразличны ищущие Его ( Евр.11:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

При самом же входе в темницу, Апостол попросил у сотника позволения говорить к толпе. Сотник дал ему позволение, и святой Павел смело начал свою речь к евреям, и при этом на родном их наречии, чем сразу водворил между ними тишину. Мужи, братия и отцы! Выслушайте теперь мое оправдание пред вами ( Деян. 22:1 ). И далее воодушевленно рассказал перед ними, как некогда он и сам был иудей, рожденный, правда, в Тарсе, но воспитан с самой ранней молодости в Иерусалиме, у ног великого раввина Гамалиила. Он был фарисей, учивший самые глубокие тайны закона, и настолько был, подобно им, ревнитель по Боге, что до смерти гнал последователей христианского учения, повергая в темницу не только мужчин, но даже и женщин, в доказательство чего он сослался на бывшего первосвященника (Феофила), и многих еще оставшихся в живых членов синедриона, которые снабжали его доверительными письмами в Дамаск. Потом он принял крещение и возвратился в Иерусалим, с целью свидетельствовать о Христе. Но когда он молился в храме и был в исступлении, то опять явился ему воскресший Иисус, Который повелел ему поспешно выйти из Иерусалима, потому что там не примут его свидетельства о Нем. Но святой Павел не желая идти отсюда, стал уверять явившегося ему Христа, что его необычайная перемена из яростного гонителя в христианина и проповедника Евангелия уже приобрела доверие к его свидетельству. Однако Явившийся ему решительно сказал: иди, Я пошлю тебя далеко к язычникам (ср. Деян. 22:21 ). Народ, когда услышал, что будто Воскресший Праведник велел Павлу минуя иудеев проповедовать о Нем нечистым необрезанным язычникам, и открывать им преимущества иудеев, вскипел яростью и закричал: истреби от земли такого, ибо ему не должно жить ( Деян. 22:22 ). Тогда началось одно из самых отвратительных и гнусных зрелищ, какие только можно видеть на земле, именно, зрелище восточной черни, которая обезумев от ярости, выла, гоготала, проклинала, скрежетала зубами, размахивала руками, рвала на себе голубые и красные одежды, бросала пригоршнями пыль в воздух, сопровождая все это дикими телодвижениями, к каким только способен необузданный фанатизм.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

не знают пути мира; нет страха Божия пред очами их ( Пс.35 )». – Но мы знаем, что закон все, что говорит, говорит к сущим под законом, так что заграждаются всякие уста и весь мир повинен будет пред Богом; от дел закона не оправдается пред Ним никакая плоть: ибо законом то грех познается. Ныне же, помимо закона, явилась правда Божия, о коей свидетельствуют закон и пророки, правда Божия чрез веру во Иисуса Христа, во всех и на всех, кто верует (в Него); нет различия, так как все согрешили и лишены славы Божией, но получают оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе; Егоже поставил Бог в жертву очищения Кровию Его чрез веру, да явит правду Свою, в отпущение, долготерпением Божиим, грехов прежде соделанных. Так и в настоящее время является в сем пред всеми правда Божия: и праведным поставляется человек сущий в вере Иисусовой. Итак где же похвала наша? Уничтожена. Каким законом? Законом дел? Нет, но законом веры. Ибо мы признаем, что верою оправдывается человек, без дел закона. Нежели же Бог – только Иудеев Бог, или Он Бог и язычников? Так, Он Бог и язычников: един Бог, Он оправдает и обрезанных, по вере, и необрезанных, чрез веру же. Что же, не разоряем ли мы закон верою? Боже избави! не разоряем закон, но утверждаем. Глава 4. Вера была в оправдание и до пришествия закона Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти? Если Авраам делами оправдался, то имеет похвалу, но не от Бога. Что говорит Писание? «Веровал Авраам Богу, и вменилось ему в правду» ( Быт.15 ). Делающему воздаяние вменяется не по милости, но по долгу, а не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность. Так и Давид называет блаженным человека, коему Бог вменяет праведность не от дел. «Блажени, ихже отпустишася беззакония и ихже прикрышася греси; блажен муж, емуже не вменит Господь греха» ( Пс.31 ). Что же, блаженство это обрезанию ли приписано, или необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность. Когда же вменилась? По обрезании, или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Еф.2:11 . Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками, Еф.2:12 . что вы были в то время без Христа, Сказав, что Он спас их, мертвых, теперь намеревается показать, кому сделал их равными и сонаследниками, и именно израильтянам, – велико ведь было их достоинство, – и говорит: «итак помните». «Итак» (посему). Почему же? Потому что вы созданы «на добрые дела», ибо одного этого достаточно, чтобы побудить нас заботиться о добродетели. «Помните» же сказал потому, что те, которые поднимаются из совершенного ничтожества на высоту, обыкновенно забывают прежнее. Что же «помните»? Что в прежнее время вы были удалены от Христа, а теперь стали близ Него, как и Израиль. Такова именно цель этих слов. Но заметь, как искусно он ниспровергает обрезание, показывая, что оно отличается от необрезания только словом, а не на делах. «Вы», он говорит, «язычники по плоти», а не по духу, и «которых называли», а не сущие на самом деле, подобно тому, как если бы он сказал, что по плоти вы меньше, а не по духу. И опять словами «плотским обрезанием» указывает на преимущество, состоящее только в словах и плоти. Таким образом необрезание не было чем-нибудь тяжким и гнусным, хотя и говорили так те, которые хвалились обрезанием; быть же вне Христа – это действительно ужасно и несносно. Почему же, намереваясь показать, что они участники славы израильтян, уничтожает достоинство последних? Но смотри, в чем уничтожает: не в необходимом. Ибо не необходимо обрезание, а безразлично. В необходимом же даже очень возвышает, называя израильтян святыми и присными Богу. Отчуждены от общества Израильского, Не сказал: отлучены ( κεχωρισμνοι), но «отчуждены», по­тому что и израильтяне были вне законной и по Богу жизни, но не как чуждые, а как нерадивые. чужды заветов обетования, Вот в чем состояло великое разделение. Ибо не сказал: не держащиеся – προσχοντες – завета, но совершенно чуждые – ξνοι – ему. А израильтяне, хоть и лишились обетований, но не как чуждые им. Какие же заветы и обетования? «Потомству твоему даю Я землю сию» ( Быт.15:18 ), и многое другое обетовал, понимаемое совершенно духовно.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010