1Мак.2:45–46 . И обходил вокруг Маттафия и друзья его, и разрушали жертвенники, и небоязненно обрезывали необрезанных детей, сколько находили в пределах Израильских, «Небоязненно обрезывали необрезанных…» – «небоязненно» – греч. " εν ισχυ, славянский перевод более точен – «в силе», т. е. «властно», а где нужно было – и с насилием, не уступая ложному страху родителей пред язычниками, ни их равнодушию к отеческому закону. 1Мак.2:47 . и преследовали сынов гордыни, и дело успешно шло в руках их. «Сынов гордыни…», ιυο τς περηφανας, т. е. судя по всему – сирийцев. 1Мак.2:48 . Так защищали они закон от руки язычников и от руки царей и не дали восторжествовать грешнику. «Не дали восторжествовать грешнику…» – греч.: οκ δωκαν κρας τ αμαρτολω, точнее перевод славянский: «не даша рога грешнику», т. е. не дали возможности проявления силы грешника. Рог – символ силы и храбрости, или ярости, – заимствованный из природы рогатых животных. – «Грешнику», т. е. вообще язычникам и язычеству, ед. число в смысле общем, родовом. 1Мак.2:49 . Приблизились дни смерти Маттафии, и он сказал сыновьям своим: ныне усилилась гордость и испытание, ныне время переворота и гнев ярости. 1Мак.2:49–70 : Почувствовав приближение смерти, Маттафия завещает своим сыновьям ревностно продолжать борьбу за веру отцов, причем побуждает и воодушевляет их к этому примерами ревности знаменитейших Боголюбцев древнего времени. «Приблизились дни смерти Маттафии…», греч.: κα γγισαν… ποθανιν – слав. точнее: «и приближишася дние Маттафию умрети». Эта формула обычно употребляется в повествованиях о последних днях жизни лишь знаменитейших мужей древности; как напр.: об Иакове ( Быт.47 ), о Моисее ( Втор.31 ), Иисусе Навине ( Нав.22 ) и Давиде ( 3Цар.2 ). – «Усилилась гордость…», т. е. гордыня, надменность безбожия (см. 1Мак.1:21 ). – «И испытание», т. е. испытание для верных и благочестивых этим господством безбожия. – «Время переворота…», καιρς καταστροφς, тоже что революция, только сверху вниз – разрушение устоев жизни правящею властью. – «Гнев ярости " … – οργ θυμο – ярый гнев, причем можно разуметь здесь именно гнев Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Слава и благодарение Господу, сподобившему нас быть чадами православной Церкви со времени приятия в ней крещения. Без крещения спастись нельзя. Не всякий однако крещеный есть спасенный. На каждого приемлющего крещение возлагается обязательство верности Христу, которая состоит в ревности к исполнению Его заповедей. Кто не исполняет этих заповедей и, нося имя христианина, живет так, что его не отличишь от нехристей, того крещение не спасет, если не принесет искреннего покаяния, подобно тому как и в ветхом завете обрезание, служившее знаком вступления в завет с Богом, могло быть угодно Богу только под условием верности этому завету. Неверный Богу Еврей, не исполнявший Его заповеди, был тоже что язычник. Он отличался от язычников только по плоти, по наружному обрезанию, но не по внутреннему расположению, ибо по внутреннему расположению был далек от Бога. Потому апостол Павел говорит: «не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно по плоти, но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце по духу» ( Рим.2:28,29 ). Отсюда в обличение неверным и непокорным Богу Иудеем говорится в писании, что у них необрезанные сердца ( Лев. 26:41 ). Это значит, что хотя у них посредством наружного обрезания сняты покровы с края плоти, но души их остаются покрытыми грубою корою непослушания к Богу, упорного противления Ему. Отсюда увещание обрезать крайнюю плоть сердца ( Иер. 4:4 ), обрезать жестосердие ( Втор. 10:16 ), то есть употребить усилие к тому, чтобы искоренить из сердца дух противления и непокорства Богу. Принадлежа к крещеным людям, потщимся вести себя так, чтобы не заслужить обличения в неверности Христу, подобного тому, какое заслужили обрезанные по плоти, но необрезанные сердцем Иудеи. Будем вести себя достойно нашего звания, как свойственно истинным христианам. Не будем позорить нашего звания жизнию нехристианскою. Крещение не спасет нас от гнева Божия, если по жизни своей не будем отличаться от неверующих во Христа. В сем случае мы будем виновнее в грехах своих, нежели некрещеные в своих. Значение сошествия Св. Духа в деле апостольского служения

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Впрочем, в сфере самого религиозного сознания человека, в высшей области откровения его духа, обращенного к Богу, Ап. Павел не делает различия между иудеем, чтителем истинного Бога, и между язычником, поклонником Бога только по идее Бога и в принципе, и считает обоих, т.е. иудея и язычника, безответными – не имеющими себе извинения пред Богом, а вместе – равнодостойными, если они во имя Божие чтили добродетель и творили добро: «...невидимое Его, – говорит Апостол, – вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» ( Рим.1:20 ). «...Слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога. Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся... ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую...» ( Рим.2:10–15 ). «...Если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание? И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя преступника закона при Писании и обрезании?» ( Рим.2:26–27 ). Следовательно, по свидетельству Ап. Павла, за всем языческим миром, т. е. за всем человеческим родом, остается не только достоинство вечной и изначальной правды – обращения человека к Богу и Его воле, но даже похвала естественной добродетели, как плода этой правды, и сохранившихся в душе человека жизненными его нравственных основ. Итак, при всем существенно глубоком поражении злом духовной природы человека, диавол не обратил человека в свой образ и в свое подобие вполне и совершенно: человек и по падении своем остался обращенным к Богу и живущим в Боге. Правда, заражение злом человека настолько сильно, что человек носит зло в себе самом, т. е. в своей природе, и может сам уже по себе «зачинать болезнь и рождать смерть» ; однако для сего окончательного, уже погибельного состояния требуется большее и большее «нисхождение в глубину зол» , а пока сохраняется в нем искра Божественного света и пока он сам обращен к Богу и ищет Бога, спасение его возможно, и Господь, действительно, предопределил оное в Единородном Сыне Своем. Поэтому, произнося Свой суд над согрешившими праотцами рода человеческого, Господь засвидетельствовал, во-первых, о том, что зло в человеке, действительно, условно и конечно; во-вторых, что для человека доступно врачевание, и в-третьих, о том, что в самом Семени жены, подвергшейся первою обольщению диаволом и заразе злом, положено будет Богом спасение человека, поражение диавола и освобождение человека от диавольства и сатанинства в нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Как сложилась дальнейшая жизнь сотника Корнилия, первого из язычников принявшего христианство? В Деяниях святых апостолов об этом больше ничего не сказано. Но из Священного Предания известно, что впоследствии он стал епископом Кесарии, нес слово Божие в разные страны, благовествовал, проповедовал и сподобился мученической смертью засвидетельствовать свою верность Господу нашему Иисусу Христу. Но как же восприняли крещение язычников в Иерусалиме? Апостол Лука пишет: Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие. И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его, говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними,. Посмотрите, какая удивительная реакция христиан из иудеев! Они упрекают апостола Петра не за его проповедь среди язычников, и даже не за само совершенное над ними крещение, а лишь за то, что он ходил к людям необрезанным и ел с ними. Могли ли христиане, ученики Иисуса Христа возражать против проповеди слова Божия, если Сам Господь когда-то повелевал им: итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам. ( Мф.28:19 )? Значит, именно Спаситель заповедовал благожелательно относиться ко всем народам, просвещать людей вне зависимости от национальности. Этого повеления никто из первых христиан не мог забыть. Однако даже среди них, верных последователей, было в то время немало особенных ревнителей древнего закона, а также обычаев, которые, в общем-то, даже не Моисеем были установлены, а последующими вождями иудейскими. Следуя этим традициям, некоторые христиане из иудеев впадали в крайность и требовали обязательности усвоения новоначальными всей иудейской веры, включая древние обычаи и обрезание. Вот против этой крайности решительно выступил апостол Петр, рассказав, как Сам Бог чудесным видением вразумил его в этом сложном вопросе Своим Божественным гласом: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Возлюбленные о Господе братья и сестры! В услышанном нами сегодня Апостольском чтении содержатся очень важные мысли.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал: Я – вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам» ( Быт.17:1–5 ). И после того, как Бог дал ему это имя, Он сразу же добавил: «И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя» ( Быт.17:7 ). И после этих слов прибавляет: «Да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу» ( Быт.17:10–11 ). 4 . И так как мы достигли этого места, мне хотелось бы спросить, когда всемогущий Бог, Властитель неба и земли, возжелал поставить завет с этим святым, сделал ли Он главным в нем обрезание крайней плоти и то, что будущие его потомки мужеского пола должны быть обрезаны. Сказано: «Будет завет Мой на теле вашем» ( Быт.17:13 ). Было ли это тем, что Бог неба и Бог земли ( Быт.24:3 ) передал в вечном Своем завете тому, кого Он избрал из всех смертных? Ведь это – то единственное, в чем учителя в синагогах видели славу святых. Но пусть придут они, если захотят, и послушают, как Церковь Христова, которая через пророка провозгласила: «Но для меня друзья Твои, о Боже, прославятся», славит друзей Жениха, и Его слава передается им, в них отражаясь. Поэтому мы, наученные апостолом Павлом, говорим, что как многое было сделано в образе и подобии будущей истины, также и обрезание крайней плоти имело форму духовного обрезания, о котором «Бог славы» ( Пс.28:3 ) дал Свои заповеди смертным. Послушайте же, как Павел – учитель «язычников в вере и истине» ( 1Тим.2:7 ) – учит Церковь Христову тайне обрезания. «Берегись обрезания», – говорит он об иудеях, обрезающих крайнюю плоть, – «потому что обрезание – мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся» ( Фил.3:2–3 ). Это один взгляд Павла на обрезание. Рассмотри и другой: «Не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве» ( Рим.2:28–29 ). Разве не кажется тебе, что такое понимание обрезания более подходит святым и друзьям Бога, чем обрезание плоти? Однако новизна этого выражения может отпугнуть не только иудеев, но и даже некоторых из наших братьев, ибо Павел, говоря об «обрезании сердца», похоже, допускает невозможное. Ибо как можно обрезать внутренний орган, скрытый от взоров людей? Обратимся к словам пророков, которые, вашими молитвами, могут пролить свет на интересующие нас вопросы. Пророк Иезекииль говорит: «Никакой сын чужой, необрезанный сердцем и необрезанный плотью, не должен входить во святилище Мое» ( Иез.44:9 ). И также говорит с укором в другом месте не меньший пророк: «Все эти народы необрезаны, а весь дом Израилев с необрезанным сердцем» ( Иер.9:26 ). Итак, сказано, что с необрезанным сердцем и плотью «не должен входить во святилище» Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Одновременно это и знак нового царства, нового порядка, где «Господь воцарился». Однако это эсхатологическое завтра обеспечивает миропорядок и законность в этом мире также образом креста, который следует рассмотреть. Передача Закона Осмысление Креста и распятия в Древней Церкви неотделимо связано с темой нового миропорядка. Закон, в котором жил Ветхий Завет, по словам апостола Павла, «изнемог», потому что «делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2, 16) и что «законом никто не оправдается перед Богом, это ясно» (Гал. 3, 11). По словам апостола, в Ветхом Завете «мы заключены были под стражею закона до того времени, как надлежало открыться вере. Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал. 3, 23-24). Христос (Ветхий Деньми) передает Закон Моисею. Мозаика мавзолея св. Констанции (Рим), около 345 г. Вопрос закона — один из центральных, который обсуждает Иустин Философ с Трифоном Иудеем. «Закон, — говорит он, — данный на Хориве, есть уже ветхий закон и только для вас, иудеев, а тот, о котором я говорю, — для всех людей вообще; новый закон, положенный над законом, отменяет древнейший, и завет последующий подобным образом уничтожает прежний. Нам дарованы закон вечный и совершенный и завет верный, это — Христос, после которого нет более ни закона, ни постановления или заповеди» . И далее мученик в качестве правоты своих слов приводит слова пророчества: «Не читал ли ты того, что говорит Исаия: “Послушайте Меня, послушайте, люди Мои, и внемлите Мне, цари: от Меня выйдет закон и суд Мой во свет народов; приближается скоро правда Моя, и явится спасение Мое, и на мышцу Мою будут уповать народы” (Ис. 51, 4-5)». Апостол Павел, также говоря о проповеди среди обрезанных и необрезанных, отличает последователей Ветхого закона от не знавших его новообращенных язычников: «Бог не взирает на лицо человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более. Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных, ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников, и узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа, и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им — к обрезанным» (Гал. II, 6-9).

http://bogoslov.ru/article/6176142

И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании? Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога. Здесь ясно показывает, что разумеет два необрезания, одно естественное, а другое произвольное, бывающее, как сказано, тогда, когда кто нисколько не отсекает плотских страстей, и два обрезания, одно по плоти, а другое в духе обрезание сердца. Необрезанный, говорит, по природе, имеющий обрезание страстей чрез исполнение закона, то есть, как выше сказано, оправданий закона, осудит, то есть обвинит, не обрезание (ибо говорить так о нем было тяжко), но тебя, по наружности действительно обрезанного по плоти, но необрезанного по сердцу, как преступника оправданий закона. Таким образом, укоряет не обрезание (которое, по-видимому, уважает), но оскорбителя или преступника его. Потом, доказав это, ясно определяет и то, кто есть истинный иудей, и дает разуметь, что иудеи все делали из тщеславия. Ибо не тот Иудей, говорит, кто таков по наружности, но кто внутренне таков, который ничего не делает просто чувственно, но понимает духовно и субботы, и жертвы, и очищения. Когда говорит: обрезание, которое в сердце, по духу, то пролагает путь к христианскому образу жизни и показывает необходимость веры; ибо верование сердцем и духом имеет похвалу от Бога, испытующего сердца и ни о чем не судящего по плоти. Из всего следует, что везде нужна жизнь. Под именем необрезанного или язычника разумеет, как и выше сказано, не идолопоклонника, но человека благочестивого и добродетельного, не соблюдающего. Однако, иудейских обрядов. ГЛАВА ТРЕТЬЯ Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания? Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие. Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? Никак.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Между тем как апостолы оставались там и учили, иудеи, которые в Антиохии и Иконии разглашали, что они не говорят ничего истинного, а все лгут, пришли и сюда и до того восстановили против апостолов общественное мнение, что из толпы народной начали бросать в Павла камнями, и, когда он пал без чувств, то, почитая его умершим, вытащили за город. Когда же ученики собрались вокруг Павла, он пришел себя, встал и пошел в город; а на другой день удалился с Варнавою в Дервию. Проповедавши евангелие в Дервии и приобретши довольно учеников, апостолы на возвратном пути опять посетили Листру, Иконию и Антиохии писидийскую. Рукоположивши в каждой церкви пресвитеров, они отплыли в Антиохию сирийскую, из которой были отправлены. § 11. Апостольский собор в Иерусалиме По возвращении апостола Павла в Антиохию, пришли туда некоторые уверовавшие евреи и стали внушать обращенным из язычества, что они не спасутся, если не будут исполнять закона Моисеева, а те утверждали, что закон Моисеев для них не обязателен. В церкви Христовой явилось разделение; обрезанные не хотели иметь общения с необрезанными, христиане из евреев – с христианами из язычников; те и другие не могли вкушать пищи вместе. Апостол Павел без сомнения доказывал временное, приготовительное значение закона Моисеева и потому не считал его обязательным для христиан из язычников. Но христиане из евреев стояли за свое. Недоумение и спор не могли быть разрешены авторитетом одного апостола Павла, потому что он в глазах иудействующих христиан не был спутником Иисуса Христа. Для разрешения возникшего спора обратились к апостолам старейшим и притом самовидцам Господа и с этой целью отправили посольство в Иерусалим. В числе посланных были апостолы Павел и Варнава. Состоялся собор (51 г.) апостолов и пресвитеров. После долгих рассуждений встал апостол Петр и напомнил собранию, что сердцеведец Бог , избравший его первого для проповеди язычникам, даровал Духа Святого язычнику Корнилию и его домашним в той же полноте, как и уверовавшим иудеям, и не положил различия между обрезанными и необрезанными. «Что же вы ныне, – заключил апостол, – искушаете Бога, желая возложить иго, которого не могли понести ни отцы наши ни мы?» После этого Варнава и Павел рассказали, «какие знамения и чудеса сотворил Бог чрез них среди язычников». Наконец, встал председатель собора апостол Иаков, брат Господень, и сказал: «Я полагаю, не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови и не делали другим того, чего сами себе не желают».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Ибо опять сказано: «и необрезанный по природе 762 исполняющий закон (то есть необрезанный из язычников поистине 763 исполняющий закон) не осудит ли тебя, преступника закона при... обрезании». 764 И снова: «Ибо если Бог не пощадил природных 765 ветвей (то есть истинно 766 соединенных с корнем), то смотри, пощадит ли и тебя», 767 снискавшего истину. Опять давайте ловко изменим это выражение и скажем: «Ибо если Бог не пощадил личных 768 ветвей». Каких таких личных, скажи мне? Где вообще в этом выражении смысл и согласование? Итак, природа не есть лицо. «Ибо если ты отсечен от дикой по природе 769 маслины (то есть поистине 770 от неверия) и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине». 771 Схолия. Неверие названо «дикой маслиной», никто ведь не является неверующим по природе, но по свободному выбору. Потому что и здесь «по природе» стоит вместо «поистине». Когда я это говорил и старался различными доказательствами от Писания установить, что природа и лицо не одно и то же, снова взял мою руку святой апостол, вручив свое Первое Послание к Коринфянам, в котором он опять ясно нас учит, что природа обозначает ничто иное, как саму истину вещей. 772 Порицая некоторых женщин, молящихся с непокрытой головой, он говорит: «Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою [головою]? Не сама ли природа учит вас», 773 то есть, не само ли обстоятельство 774 ? Если мы переиначим и произнесем вместо «природа»: «не сама ли ипостась учит вас?», разве это выражение вообще имеет стиль и согласование? Конечно, нет, потому что природа не одно и то же, что лицо и ипостась. Однако риторы – начальники Севирова десятирога – об этом никак не подумали: в словах о природе, ипостаси и лице они не упомянули ни Моисея, ни Соломона, ни Христа, ни Иакова, ни Павла. Ибо если нечестивцы познали бы их, то, пожалуй, не злословили бы Христа славы, говоря: «Нет безличной природы, ведь природа и лицо – одно и то же». Они считают, что Халкидонский Собор, точнее же Святые Отцы, сказавшие о двух нераздельных природах во Христе, непременно говорят и о двух у Него лицах, что согласно с Несторием, и поэтому праведный судья Севир уничтожил их.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Они изумились необычности и неожиданности подобного явления. Оно никак не мирилось с их убеждениями. Изумление их было так сильно, что они даже хотели своими советами воспрепятствовать св. Петру совершить над уверовавшими таинство крещения; в ответ на это именно сопротивление св. Петр и говорил: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Св. Духа? 58 И замечательно: Ап. Петр в этом своем ответе ссылается единственно только на божественное веление, по которому совершилось это событие. Во всяком случае, если не сам он, то его спутники, могли помириться с совершившимся фактом, но только никак не на почве человеческих убеждений. Но вот весть об обращении в христианство Корнилиева дома без посредства Моисеева закона дошла до других Апостолов и христиан; услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие 59 . И что же? Обрезанные христиане так были смущены этим фактом, что, когда Петр пришел в Иерусалим, они упрекали его (διεκρνοντο πρς ατν) 60 . Их совесть не мирилась даже с самой возможностью обратиться Ап. Петру с проповедью к необрезанным язычникам. Как же это могло произойти, спросили они Петра, что ты ходил к людям необрезанным и ел с ними? 61 Св. Петр подробно передал им, как сам Бог повелел ему обратиться с проповедью к Корнилию, и как дары Святаго Духа излились на уверовавших еще до окончания проповеди; итак, заключил он, если Бог дал им такой же дар, как и нам (т.е. обрезанным), уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу? 62 Последние слова Апостола предполагают, что если бы не было особого божественного указания, то он, быть может, и воспрепятствовал бы креститься необрезанным. И немощная совесть обрезанных христиан помирилась с этим событием, видя в нем участие самого Господа: видно и язычникам дал Бог покаяние в жизнь 63 – говорили они. До времени апостольского собора в Иерусалиме иудействующие лжеучители, как отдельная группа, не особенно были заметны. Но что они существовали и тогда, об этом можно догадываться на основании следующего места книги Деяний: когда рассеявшиеся от гонения, последовавшего на христиан за казнью св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010