Вследствие этого Бестужеву и Голембовскому предписано было стараться в пользу православных и о надлежащей сатисфакции домогаться и другим путем без комиссии», к нему открывалось тем более свободы, что комиссия закрыта по противодействию, с польской стороны, «под предлогом отсрочки до прибытия королевского в Польшу». В следующем году Голембовский умер, а «для здешних дел» в Польше назначен секретарь посольства Ржичевский. В Варшаве готовился сейм. – Бестужев снова повел речь о комиссии. «Хотя комиссия отсрочена – писал он от 2 июля 1748 года, – однако тот плод принесла, что от прошлого сейма по сие время жалобы утихли и дальнейшие гонения благочестивых и насильственные отнятия церквей остановила, и тех, кои бы на то поступить похотели, в страхе содержит». – Архимандрит Оранский и иеромонах Коховский, сначала согласившись на учреждение комиссии, потом «желали, чтобы она, яко предосудительная благочестию, вовсе уничтожена была, и другим образом возвращение церквей и вольность в содержании благочестия им доставлены были». «Но я, писал Бестужев, кроме той комиссии никакого иного к тому лучшего и полезнейшего способа не нахожу: ибо на оной все свои жалобы или сами они, или чрез искусных и знающих здешние права людей, произвесть и выслушаны быть могут». Бестужев просил, чтобы ко времени сейма назначенные в комиссию лица снова прибыли в Варшаву с документами для защиты своего дела. 632 Синод отвечал, что он другого способа к поправлению дел изобресть не может, кроме того, который объяснен в 1744 г. в рескрипте к графу Кейзерлингу т. е. чтобы все привиллегии благочестивых подтверждены были новой конституцией и чтобы комиссия учреждена была не для разбора беспорядков, но для возвращения отнятого у грекороссийских обывателей Польши и Литвы. 633 Ко времени сейма Синод (18 июля 1748 г.) предписал киевскому митрополиту послать в Варшаву на место архимандрита Оранского, переведенного настоятелем в Киевопечерский монастырь, слуцкого наместника, или другое лицо. Митрополит назначил яблочинского игумена Спиридона Гриневецкого. Бестужев просил прислать белорусского архиерея: но за случившимся в Могилеве (19 мая) пожаром, при котором сгорели кафедральная деревянная церковь св. Варвары и архиерейский дом, он отказался от поездки в Варшаву, послав, вместо себя, буйницкого игумена Викентия и учителя при кафедре иеромона Иакова Ильницкого. Виленский старший Богданович пришел в Киев и просил перевесть его в какой-нибудь монастырь архимандритом или игуменом. Митрополит Тимофей Щербацкий перевел было его в Густынский монастырь, но, получив указ из Синода, отправил его опять в Варшаву. Все эти лица должны были по прибытии в Варшаву явиться к Бестужеву и представить ему все собранные ими документы об обидах благочестивым.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Фанатичная Варшава требовала от православного епископа большого такта. «Епископ Антоний с блестящим успехом выполнил свое назначение. Необыкновенным благоразумием и истинно-Христианскою любовью он скоро расположил к себе не только Русских православных, но и Полских вельмож римско-католиков». Вместе с тем преосвященный Антоний выказал выдающиеся организаторские и устроительные дарования Он устроил кафедралный собор и архиерейский дом; привел в прекрасное положение Яблочинский Монастырь. Владыка быстро возвышался в своем служебном положении. За 9 лет получил 3 звезды: Аннинскую, Владимирскую и Александра Невского, наконец, в 1840-м году, сан архиепископа. В 1843-м году, 17-го января, в день кончины митрополита Серафима, Государь призвал архиепископа Антония на Петербургскую митрополию 4025 . 14-го марта он был назначен главным попечителем Человеколюбивого Общества. Его вступительное слово, сказанное в Петро-Павловском соборе, произвело сильное и весьма благоприятное впечатление. «Недолго пришлось ему быть первосвятителем Российским, но паства крепко любила его, так что и по кончине сохраняла о нем благодарную память.  Она чувствовала к нему любовь, спешила туда, где он совершал Богослужение, и смотрела на него, как на пастыря-отца. Просителей он принимал всегда с особенною ласковостью, подробно вникал в их нужды и старался удовлетворить их, так что «каждый уходил от него с самым отрадным чувством». Чрез 5 лет по вступлении на митрополию митрополит Антоний, 16-го ноября 1848-года, в исход 1-го часа утра, скончался. Еще в 1845-м году его постиг первый удар и он управление делами епархией передал викариям. Потом он несколько оправился, совершал Богослужения, посещал заседания Святейшего Синода. За полтора гола до кончины он утратил способность движения. По случаю «внезапно постигшей» владыку болезни был учрежден, в июле 1848-го года, по предложению синодального обер-прокурора, особый порядок по управлению учебными делами епархией Новгородской и Петербургской. Разрешение дел по духовно-учебным заведениям передано было по Петербургской епархии ректору Академии, а по Новгородской – Старорусскому викарию. Управление Петербургскою епархией и Лаврой перешло к викарию, епископу Ревельскому Нафанаилу.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Реакцией на притеснения послужило возникновение православных братств: Львовского (с 1585 г.) и Виленского (с 1588 г.). Главными задачами братств являлись: открытие и содержание духовных училищ, подготовка юношей в качестве защитников Православной веры и Церкви, учреждение типографий и издание необходимых церковных книг. В результате в лице братств возникла новая церковно-общественная сила, способная благотворно влиять на все стороны церковной жизни. За уход в унию кого-либо из членов братства следовало отлучение от Церкви. На протяжении XVI – XVII вв. численность православных храмов в пределах Западной Украины, Белоруссии, Польши и Литвы заметно сокращается, намечается четкая тенденция перехода их в собственность униатов. В Вильно, например, из более чем 14 церквей, существующих на конец XVI в., к 1630-м гг. осталась лишь 1 – Свято-Духовская. Аналогичная ситуация была в Минске, Новогрудске, Перемышле и других городах. В Белоруссии единственным православным центром был г. Могилев. После того, как в 1686 г. Киевская митрополия вошла в состав Московского Патриархата, Киев становиться православным центром на Украине. В XVI – XVIII вв. главными очагами Православия оставались монастыри, в основном на территории Западной Украины – Яблочинский Свято-Онуфриевский, Троицкий и Преображенский в Дрогочине, а также монастыри в районе Слуцка, Пинска. Здесь, в этих «православных оазисах» западнорусское население черпало спасительную силу святого Православия. В повседневной жизни для православных частыми были случаи, когда священники приглашались из соседних государств (Буковины, Венгрии, Болгарии, Греции). В1732 г. польско-литовские власти наложили официальный закон на публичное оглашение Православной веры, из жизни церквей изгонялся колокольный звон, хоронить мертвых разрешалось только ночью. В 1764 г. сейм вынес постановление, по которому карались смертью те, кто переходил из католичества в Православие. Ситуация начала меняться в последней трети XVIII в., когда Речь Посполитая стала ареной разделов между европейскими державами – Пруссией, Австрией и Россией. В результате трех разделов Польши Пруссия захватила 20 % территории, Австрийская империя – 18 %, а к России отошло ок. 62 % территории с 45 % населения. 14.3. Православие в Польше после присоединения её к России

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Органы церковного управления . Главой Церкви является митрополит, полный титул которого – «Блаженнейший митрополит Варшавский и всей Польши». В административном отношении Польская Православная Церковь состоит из митрополии, разделенной на епархии. В непосредственном ведении митрополита Варшавского находится епархия Варшавская и Бельская. Прочие епархии управляются епископами и Епархиальными Советами. В помощь митрополиту Собор правящих епископов избирает заместителя на 7-летний срок. Высшим органом управления Церковью является Синод, в который входят все епископы Польской Церкви, он созывается митрополитом 2 раза в год. Председателем Синода является митрополит. Кроме того, при митрополите существует Митрополичий Совет, Церковный Суд, Митрополичий и Миссионерский комитет, а также Фонд социального обеспечения. Епархии делятся на благочиния, которые в свою очередь подразделяются на приходы. Духовное просвещение и издания. Для подготовки кандидатов в священнослужители в Польше имеются: Варшавская Православная Духовная семинария (открыта в 1950 г.), секция православного богословия (действует с 1957 г.) в Варшавской Христианской Богословской Академии (в Академии существует несколько секций: Евангелическая, Старокатолическая, Православная). Осенью 1973 г. при Академии были открыты двухгодичные богословские курсы для приходских клириков. Выпускники, оканчивающие Христианскую Богословскую Академию, получают степень магистра богословия. Официальным печатным органом Польской Православной Церкви является журнал «Известия Польской Автокефальной Православной Церкви» (издается с 1970 г.). С 1954 г. на русском и польском языках издается ежемесячный журнал «Церковный вестник». Помимо этого, почти каждая епархия имеет свои епархиальные издания. Ежегодно печатается церковный календарь, где дается краткий обзор главнейших событий в жизни Поместных Православных Церквей и других религиозных организаций. Монастыри. В 1990-х гг. Польская Православная Церковь насчитывала 4 монастыря: два мужских (Яблочинский Свято-Онуфриевский и Супрасльский Благовещенский) и два женских (Марфо-Мариинский и монастырь во имя иконы Божией Матери «Ружаностоцкая»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Другие, побуждаемые скорее духовными соображениями, полагали, что не дело Церкви заботиться о людских правах. Но отсутствие прямой поддержки в широких массах еще не означало, что деятельность диссидентов не пользовалась у них одобрением. Действительно, на протяжении почти 30 лет основную активность проявляла сравнительно небольшая группа, состоявшая, главным образом, из интеллигенции. Однако по мере того, как ряды активистов ослабевали в результате арестов или эмиграции, движение продолжало пополняться новыми членами из числа прежде молчавших. Деятельность церковных диссидентов в СССР делится на три основных этапа. Первый – начальный – приходится на 1958–1969 гг., когда постепенно набиравшее силу движение существовало еще в рамках Московской Патриархии. На втором этапе – в 1970–1979 гг. – оно вышло из них и пережило бурный подъем. 1980–1991 гг. характеризуются сначала сильным спадом под ударами КГБ, а затем новым ростом с 1986–1987 гг. Все указанные формы религиозного сопротивления помогали Русской Церкви выстоять даже в периоды самых жестоких гонений, оказывали непосредственное воздействие на государственную политику, являлись важной причиной изменения ее курса, тех или иных уступок советского руководства. 584 Иосиф (Петровых Иван Семенович, 1872–1937) – митрополит. Род. в г. Устюжна Новгородской губ., окончил Устюженское ДУ и Новгородскую ДС; после окончания Московской ДА (1899) оставлен профессорским стипендиатом при Академии. Пострижен в монашество (26.08.1901), рукоположен во иеродиакона (30.09.1901), во иеромонаха (14.10.1901); магистр богословия и доцент (с 02.1903), экстраординарный профессор и инспектор Московской ДА (с 09.12.1903). Возведен в сан архим. (18.01.1904), назначен настоятелем Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря Холмской епархии (06.1906). Хиротонисан во еп. Угличского вик. Ярославской епархии (15.03.1909), позднее возведен в сан архиепископа. Архиепископ Ростовский вик. Ярославской епархии (1920–1921); временно управлял Новгородской и Старорусской епархиями (1920–1925).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Афанасий ( Мартос Антоний Викентиевич ; 8.9.1904, дер. Завитая Минск, губ. – 3.11.1983, Буэнос-Айрес, Аргентина), архиепископ. Из семьи белорусского крестьянства. Окончил гимназию г. Несвижа (1925) и Православное отделение богословского факультета Варшавского университета (1930), пострижен в монашество в Почаевской лавре (4.1.1927, согласно другим источникам 22.12.1927), иеромонах (29.1.1928), иеромонах (март 1929), настоятель церкви в с. Благодатное близ Варшавы (март 1929июнь 1930), настоятель церкви г. Воломина (июнь 1930декабрь 1931), наместник Яблочинского монастыря (декабрь 1931октябрь 1932), священник подворья женского Турковицкого монастыря (октябрь 19321933), настоятель церкви в г. Кельцы (19331934), магистр богословия (1933), воспитатель интерната Православного богословского отделения Варшавского университета (19341936), инспектор интерната (19361939), игумен (1936), окончил педагогические курсы Варшавского университета (1936), архимандрит (1938), доктор богословия Варшавского университета (1939), настоятель обители в Турковицах (19401942), член посланной в Минск делегации от Варшавского белорусского комитета для расследования положения Церкви в Белоруссии, принят в клир Белорусской Православной Автономной Церкви (3.3.1942), правящий епископ Витебской епархии и вр. упр. Новогрудской епархией (8.3.1942), архиерейскую хиротонию возглавил архиеп. Пантелеймон Минский, член Архиерейского Синода Белорусской Православной Церкви (9.3.1942), участник церковного собора, провозгласившего автокефалию Белорусской Православной Церкви (май 1942), эмигрировал в Австрию и оттуда в Германию (7.7.1944), принят в юрисдикцию РЗЦ (1.4.1946), викарный епископ Германской епархии с местопребыванием в Гамбурге (19461950), участник Архиерейского Собора РЗЦ в Мюнхене (710.5.1946), епископ Мельбурнский, викарий Австралийской епархии (1950), епископ Буэнос-Айресский и Аргентинский (26.11.19555.9.1969), возведен в сан архиепископа (23.8.1957), архиепископ Австралийский (5.9.196917.9.1971), снова архиепископ Буэнос-Айресский и Аргентинский (17.9.19713.11.1983). Автор неизданных воспоминаний «На ниве Христовой».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни; Струве H.A. Мать Бландина (Оболенская). Вестник РХД. 1974. 114 Басова И. Покровская обитель. Блум Андрей Борисович см. Антоний, митрополит. Бобров Сергий (дата рождения не установлена – 1987), протоиерей. Из перемещенных лиц, состоял в клире Германской епархии РЗЦ в сане священника (19471949), переселился в Калифорнию, настоятель Троицкой церкви в Лос-Анджелесе (19491978), протоиерей, помощник настоятеля Покровской синодальной церкви в Лос-Анджелесе (19781987), больше сведений о нем не имеется. Архив: АГЗ. Бобковский Василий см. Венедикт, архиепископ. Бобровский Георгий Анатольевич (18.10.1902, Москва 12.8.1952, Провинстаун, Массачусетс, США), диакон. Получил среднее образование в Москве, участник Гражданской войны в рядах Добровольческой армии, эмигрировал в Чехословакию, окончил русскую гимназию в Моравской Тршебове, поступил на архитектурный факультет Пражского университета, активный член РСХД, состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), окончил Парижский Св.-Сергиевский богословский институт (1928), секретарь РСХД в Чехии, член общества «Икона», диакон (16.11.1930), рукоположение совершил еп. Пражский Сергий (Королев) , служил в Св.-Николаевской церкви в Праге (19301945), арестован советскими властями после захвата Праги Советской Армией, после освобождения переехал во Францию (1945), по-видимому, тогда состоял в клире РЗЦ, начальник французского отдела Национальной организации русских скаутов (1946), переехал в США (1952), больше сведений о нем не имеется. Архив: Послужный список о. Г. Бобровского (19301945). АЕУА. Бовбель Николай Иванович (даты рождения и смерти не установлены), диакон. Выходец из Польши, окончил псаломщическую школу при Яблочинском монастыре, состоял в клире Польской Православной Церкви, псаломщик церкви с. Субботское Дрогичинского уезда Полесской епархии (1.8.193919.4.1942), диакон (19.4.1942), приписан к архиерейской крестовой церкви г. Пинска, эмигрировал в Германию (1944) и принят в клир РЗЦ (1945), переехал в Бельгию и принят в юрисдикцию Русского Экзархата КП с приписанием к Троицкой церкви в г. Шарлеруа (3.3.1950), переехал в США и принят в юрисдикцию РЗЦ (1954), больше сведений о нем не имеется.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По его приглашению Василий Федорович приехал в Холм. Май следующего, 1915, года Василий снова провел в Холмской епархии. Вместе с Владыкой Анастасием Василий посетил Леснинский Богородицкий мужской монастырь. Тогда же, в мае 1915 года, Василий посетил и Яблочинский Онуфриевский мужской монастырь и прожил там несколько дней. С дороги Василий писал родителям письма, делился впечатлениями. Вот одно из писем, в сокращении: «Я теперь очень подружился с архимандритом Сергием (Королевым) . Мы с ним ходили пешком в их Белозерский скит, и я пришел в восторг, когда увидел Белое Озеро. Мы переплыли его на лодке… Обратно ехали на лошадях. Это было в субботу. Всенощная в монастыре продолжалась с шести до десяти с половиной часов, но она была настолько хороша и благолепна, что я выстоял ее всю без особого утомления. Был за монастырской трапезой. Едят здесь очень скромно. Я все любовался, как отец Сергий превращается в торжественного архимандрита в трапезе и в церкви. Я ему сказал это; он рассмеялся. „А то как же! А вы думаете, мы только босиком умеем ходить!..“ Он шел лесом в скит босиком. Мы с ним много говорили об идеальном пастырстве». В 1916 году Василий Федорович окончил семинарию. Он жаждал продолжить образование и собирался поступать на философское отделение историко-филологического факультета Московского Университета. В то время жизнь виделась Василию на много лет вперед: он собирался окончить Университет и потом поступать в Московскую Духовную Академию. Василий продолжает поддерживать отношения с Владыкой Анастасием, несмотря на то, что оба разделены почти тысячей километров. Василий в одном из писем к Владыке открывает свое сокровенное желание: «…Я хочу окончить Духовную Академию и быть священником. Это решение подсказывает мне моя душа, которую привлекает пастырская деятельность. Я знаю (и бесспорно), что чем солиднее, обширнее и значительнее будет мое образование, тем ценнее для дела Церкви и интереснее для меня самого будет моя деятельность как пастыря» Василий принял решение после окончания семинарии идти сразу же в Академию.

http://azbyka.ru/fiction/okean-very-rass...

в Москве в семье псаломщика. Обучался в Заиконоспасском духовном училище, затем в Московской духовной семинарии, а с 1900 по 1904 г. в Московской духовной академии, которую окончил со степенью кандидата богословия и оставлен профессорским стипендиатом. 14 сентября 1904 г. пострижен в монашество и рукоположен в сан иеродиакона, 19 сентября – во иеромонаха и оставлен преподавателем в МДА. В 1906 г. назначен наместником Яблочинского монастыря на Холмщине. С января 1914 г. – ректор Холмской духовной семинарии. 3 апреля 1916 г. в Москве хиротонисан во епископа Вельского, викария Холмской епархии. Вскоре назначен управляющим Орловской епархии. В марте 1918 г. в Орле был первый раз арестован. Через 4 месяца – повторный арест. В 1922 г. Орловск им ревтрибуналом за сопротивление изъятию церковных ценностей вновь арестован и осужден на 7 лет тюрьмы со строгой изоляцией. В 1924 г. освобожден из Орловской тюрьмы по амнистии. В декабре 1926 г. в очередной раз арестован и выслан за пределы Орловской епархии. С ноября 1927 г. – архиепископ Смоленский и Дорогобужский. 11 ноября 1936 г. опять арестован в Смоленске «за антисоветскую агитацию». В 1937 г. осужден и сослан в Казахстан, в Карлаг. В ноябре 1937 г., находясь в заключении, вторично был привлечен к уголовной ответственности и приговорен к высшей мере наказания. 8 декабря 1937 г. расстрелян под Смоленском в Катынском лесу. В 2001 г. священномученик Серафим (Остроумов) причислен к лику святых и внесен в Собор новомучеников от Орловской епархии. Святитель Тихон (Беллавин Василий Иванович) родился 19 января 1865 г. в семье сельского священника Торопецкого уезда Псковской епархии. Закончил Псковскую духовную семинарию, затем Санкт-Петербургскую духовную академию и в светском звании получил назначение в Псковскую духовную семинарию преподавателем. В 1891 г. принял монашество с именем Тихон. Из Псковской семинарии переведен инспектором в Холмскую духовную семинарию, где вскоре назначен ректором в сане архимандрита. В 1898 г. архимандрит Тихон был возведен в сан епископа Люблинского с назначением викарием Холмской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

После Шумлянского уже не было православных епископов на Волыни до самого присоединения ее к России. Униатские епископы отбирали у православных киевские антиминсы и св. миро, запрещали православным воспоминать в церковных молитвах имя киевского митрополита, и всякими способами преследовали православных, отказывавшихся принять унию; 989 и наконец достигли своей цели, оторвав Волынь от православной церкви и подчинив ее своей власти. – Знаменитое некогда луцкое братство исчезло бесследно. Холмская епархия Холмская епархия долго, в течении целого века, сопротивлялась унии и уступила только неотразимому насилию. После 25-ти лет, в которые епархия эта не имела православного пастыря, патриарх Феофан к 1620 г. посвятил в холмские епископы Паисия Ипполитовича , мелецкого игумена; но так как Холм, уже офанатизированный, отнесся к нему враждебно, то Паисий не жил в Холме, удалившись в православный Яблочинский монастырь над Бугом. В 1633 г. он присутствовал в Львове при посвящении киевского митрополита Петра Могилы . Вероятно на пути в Львов, Петр (Могила) освятил вновь построенную православную церковь в г. Люблине. 990 Люблинская церковь и состоявшее при ней православное братство королевской грамотой изъяты были из-под власти холмского униатского епископа, и подчинены ведению киевского митрополита (между тем как холмская кафедра оставлена за униатами). Но это продолжалось недолго. Православные подверглись страшным преследованиям от униатов. Когда, по постановлению коронационного сейма, прибыли в Холм королевские комиссары и хотели приступить к распределению церквей между православными и униатами, униатский холмский епископ, Мефодий Терлецкий, не только совершенно отказал в уступке не униатам какой-либо церкви, но и подверг православных страшным насилиям. То же было и в других местах холмской епархии. Комиссары отводили православным церкви: но епископ отнимал их силой, а сопротивление их выдавал за бунт и привлекал виновных к суду. «В Красноставе довел дело до того, что иные приговорены были к обезглавлению, другие к сечению розгами у позорного столба, иные к отсечению рук, иные к конфискации имуществ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010