В Седльце были устроены Леонтиевская церковь-школа и при ней Братство свт. Леонтия Ростовского. Архиепископ занимался вопросами правильного использования финансовых средств приходов, созданием эмеритальной кассы для епархиального духовенства (1878). В 1882 г. Яблочинский во имя прп. Онуфрия Великого монастырь был возведен в 1-й класс. В с. Лесна, где 31 мая 1881 г. Л. освятил Крестовоздвиженский храм - бывш. собор паулинского мон-ря, в 1885 г. была основана жен. община (см. Леснинский Богородицкий женский монастырь ). В Яблочне Бельского у. Холмской губ. и Лесне были открыты приюты. В 1894 г. в молитвенную память о Л. архиеп. Флавианом (Городецким) был основан Вировский во имя Всемилостивого Спаса женский монастырь , в к-рый переселилась часть сестер из Лесны. В сфере духовного образования Л. начал с координации деятельности 3 духовных учебных заведений епархии: Холмских ДС и школы причетников и Варшавского ДУ. Он построил здание Холмской ДС с домовой ц. во имя свт. Леонтия Ростовского (освящена 9 сент. 1890; см.: Слово по случаю освящения церкви в новом здании Холмской ДС 9 сент. 1890 г.//ПрибЦВед. 1890. 39. С. 1295-1297), преобразовал школу причетников в духовное уч-ще. Планировал перевести семинарию в Варшаву. В 1885 г. по случаю 25-летия служения Л. в архиерейском сане на средства служащих Холмской семинарии для домовой церкви в московской мастерской Кондратьева была написана икона свт. Леонтия Ростовского - список с иконы П. Ф. Плешанова для московского храма Христа Спасителя. В 1889 г. Л. организовал Леонтиевское попечительство о бедных воспитанниках Холмской ДС, к-рое помогало пособиями беднейшим ученикам и подъемными деньгами наименее обеспеченным выпускникам. Поддерживать попечительство Л. продолжал, находясь и на Московской кафедре: в 1892-1893 гг. он наряду со св. прав. Иоанном Кронштадтским (Сергиевым) внес 200 р., самое большое пожертвование. При Л. увеличилось число церковноприходских школ и начальных училищ. Были восстановлены древние правосл. братства: Замостьское с приютом (учреждено в 1606; возобновлено 9 мая 1877) и Холмское Богородицкое (восстановлено в 1879; в 1884 организовало выпуск «Холмского народного календаря» и ряда популярных изданий).

http://pravenc.ru/text/2463521.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРЕСТСКИЙ (БЕРЕСТЕЙСКИЙ) ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА СТОЛПНИКА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья БРЕСТСКИЙ (БЕРЕСТЕЙСКИЙ) ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА СТОЛПНИКА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в юж. части г. Брест-Литовска (древнее Берестье, совр. Брест, Белоруссия), на Волынском предместье, за р. Мухавец. Время основания неизвестно. Впервые мон-рь упоминается в привилее 1499 г., данном Берестью вел. кн. лит. Александром Ягеллончиком , где о Б. м. говорится, что он «древний», в нем 2 храма: прп. Симеона Столпника и трапезный Благовещенский. В XVI в. Б. м. находился на землях, принадлежавших Солтанам, к-рые являлись патронами обители. В 1604 г. Солтаны продали земли разоренного и покинутого насельниками Б. м. вел. литов. маршалку кальвинисту К. Монивиду Дорогостайскому. В XVII в. монастырскими землями владели Сапеги (под 1644 новогрудского воеводу Сапегу (вероятно, Томаша) как владельца земель, на к-рых стоит обитель, упоминает в «Диариуше» прмч. Афанасий (Филиппович) ). Затем право патроната над Б. м. вместе с купленными у Н. Сапеги землями перешло к правосл. смоленскому хорунжему В. Красинскому, к-рый передал право патроната и коляторство (право назначения на церковные должности) православному К. Выговскому, подчашему Хелминскому. О последующих патронах Б. м. сведений нет. После заключения в 1596 г. Брестской унии Б. м. вместе с брестским Рождество-Богородицким мон-рем был передан униатам. В 1632 г., когда правосл. Церковь в Речи Посполитой была легализована благодаря изданию «Статей для успокоения народа русского греческой религии», Рождество-Богородицкий мон-рь был возвращен православным. Вскоре удалось вернуть и Б. м.: 4 окт. 1633 г., заручившись письменным распоряжением воеводы Р. Лещинского (владельца или арендатора земель, на к-рых располагался мон-рь), мещане Бреста во главе со слугой воеводы Я. Балцеровичем призвали в Б. м. монахов из правосл. Яблочинского мон-ря . С этого времени Б.

http://pravenc.ru/text/153423.html

Глубоко уважающая Вас Евфимия. 10 «Че-Ка. Материалы по деятельности чрезвычайных комиссий» (Берлин: Изд. Центрального бюро партии социалистов-революционеров, 1922) – о «красном терроре» в России. 14 Нектарий (Тихонов Николай Васильевич; 1853–1928) – прп. Оптинский старец. Из семьи рабочего. С 1873 г. в Введенской Оптиной пустыни. Принял постриг (1887), иеродиакон (1894), иеромонах (1898). Исцелял больных, обладал даром прозорливости, чудотворения и рассуждения. Пострижен в схиму (1920). Арестован в 1923 г., по распоряжению властей переехал в с. Холмищи Брянской обл. В ссылке продолжал окормлять духовных чад. 16 Бирюкович Симеон Михайлович (1875–1932) – протоиерей. Родился в семье священника. Окончил Киевскую Духовную семинарию (1898). Иерей (1900). С 1901 г. настоятель Рождества-Богородичной церкви д. Яминск Бобруйского уезда Минской губернии, ныне Любанский район Минской обл. (Беларусь). Окружной наблюдатель Бобруйского епархиального училищного совета. В 1905–1917 гг. окружной наблюдатель церковно-приходских школ при Бобруйском Николаевском соборе. Духовно окормлял тюрьмы. В годы Первой мировой войны добровольцем ушел на фронт, служил полковым священником. С 1920 г. настоятель Казанской церкви в Бобруйске. Ежегодно в отпуск бывал в Оптиной пустыни. Некоторое время в 1930 г. служил в Москве, в 1930–1931 гг. в пос. Вырица под Ленинградом. Арестован в 1931 г., скончался в лагере 59]. 17 Яблочинский Свято-Онуфриевский мужской монастырь основан в XV в., в начале ХХ в. относился к Бельскому уезду Седлецкой губ. Ныне на территории Польши. Ставропигиальный монастырь Польской Православной Церкви. 18 Серафим (Соболев Николай Борисович; 1881–1950) – архиепископ Богучарский. Принял постриг (1907), окончил Санкт-Петербургскую Духовную академию (1908) со степенью кандидата богословия. Преподаватель Пастырского училища в Житомире. С 1909 г. помощник смотрителя Калужского училища, с 1911 г. инспектор Костромской Духовной семинарии, с 1912 г. ректор Воронежской Духовной семинарии в сане архимандрита. Епископ Лубенский, викарий Полтавской епархии (1920). С 1921 г. управляющий русскими православными приходами в Болгарии с титулом епископа Богучарского. Архиепископ (1934). Магистр богословия (1937). С 1945 г. в юрисдикции Московского патриархата. Почитался как старец, наделенный даром прозорливости 53].

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

С 1954 г. трудами М. стал издаваться ж. «Церковный вестник» на рус. и польск. языках, ответственным редактором к-рого он состоял и в к-ром опубликовал ряд своих статей. М. способствовал развитию правосл. богословского образования в Польше. 1 сент. 1951 г. он преобразовал в семинарию варшавский Православный богословский лицей, который был создан трудами архиеп. Тимофея (Шреттера). Несмотря на нехватку средств и ограничения со стороны государственных органов, в 1954 г. состоялся 1-й выпуск семинарии (15 чел.). М. часто посещал семинарию, сумел улучшить бытовые условия жизни воспитанников и расширить программу преподавания, в 1960 г. был разработан новый устав. С дек. 1957 г. начались занятия на правосл. отд-нии варшавской Христианской богословской академии, где Мин-во высшего образования Польши разрешило организовать секцию православного богословия. В академии М. руководил преподаванием патрологии. С 1958 г. выпускники семинарии получили возможность продолжать обучение в Христианской богословской академии. Наиболее способные учащиеся направлялись в МДА и ЛДА. Попечением М. были благоустроены Яблочинский во имя преподобного Онуфрия Великого мужской монастырь и Марфо-Мариинский женский монастырь на Св. горе Грабарка . В 1953 г. удалось добиться возвращения в Яблочинскую обитель чудотворных икон прп. Онуфрия и Пресв. Богородицы. В 1955 г. закончился ремонт сожженного в 1942 г. главного келейного корпуса, в 1957 г.- Духовской часовни над Бугом. Был восстановлен и собор. На Грабарке в 1956 г. был построен и освящен М. храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Были также отреставрированы фасад собора св. Марии Магдалины и митрополичий дом. В 1947 г. на т. н. новые польские земли, в сев. и зап. районы Польши, в рамках военно-административной операции по перемещению населения непольск. происхождения «Висла» были переселены более 130 тыс. чел., среди них - значительное число греко-католиков и православных. В апр. 1952 г. польск. властями было принято постановление, регулировавшее статус укр.

http://pravenc.ru/text/2561394.html

В 1889 при монастыре была учреждена одногодичная школа для причетников. В ней 10 учеников изучали церковное пение, уровень которого сильно понизился в местах, где недавно царила уния. С учреждением в 1905 самостоятельной Холмской епархии монастырем управлял епископ Холмский и Люблинский – первым из них стал Евлогий (Георгиевский), позднее возглавивший русские православные приходы Западной Европы юрисдикции Константинопольской Патриархии. Начало XX века было периодом расцвета монастыря, во главе которого стоял архим. Серафим, приглашенный Владыкой Евлогием из Москвы. Обитель преобразовали «на строгих началах общежития» и ввели древнерусский распев. В 1907 собор был капитально отремонтирован и «чудно расписан» на средства московского прот. Н. А. Копьева, главного благотворителя обители, который также подарил великолепный двухъярусный иконостас и 300-пудовый колокол. Тогда же на стекле был написан запрестольный образ Спасителя. Вероятно, в 1910 была переделана колокольня, которая приобрела завершение в русском стиле. В 5 км к востоку от обители находится Белое озеро, куда любил приезжать архим. Герман (Иванов), предшественник о. Серафима, впоследствии викарный епископ Люблинский. Он бывал здесь с будущим Патриархом Сергием (Страгородским). Оба они одновременно приняли постриг в честь прпп. Сергия и Германа Валаамских. Преждевременная (в 1904) кончина помешала Владыке Герману устроить скит на острове озера. В 1906 на фотоснимке этого места вдруг отчетливо проявилось изображение храма с куполами и крестами. 30 января 1909 там же, на сосне, явились в необыкновенном сиянии три иконы. На благодатном месте епископ Евлогий заложил в 1907 Белозерский скит, а через два года на средства прот. Копьева освященный скитский храм обогатился утварью и иконами прпп. Сергия и Германа Валаамских. В 1908–1909, напротив святых ворот, была возведена в русском стиле пятиглавая Успенская деревянная «церковь-алтарь» (часовня). По просьбе прихожан в 1912, на берегу Буга, в местности «Святое поле» (близ с. Дратова), где, по преданию, произошло обретение иконы прп. Онуфрия, была основана Свято-Ильинская киновия. В том же году деревянная часовня в ней была перестроена в двухэтажную одноглавую церковь прор. Илии, которую освятил епископ Белостокский Владимир. В скиту имелись настоятельский и трапезный корпуса, школа и служебные постройки. На возвышенном месте была возведена Свято-Духовская часовня, где обычно служили в дни, когда обитель была окружена водой, например, в Пасху.

http://sobory.ru/article/?object=26246

В это время часть сынов Холмщины и Подляшья находились также на территории СССР, где в двадцатых, тридцатых годах велась открытая борьба с религией. Среди мучеников и исповедников, которые засвидетельствовали там свою веру, были также люди родом из Холмской епархии. Двух из них сестринские Православные Церкви причислили уже к лику святых: это св. священномученик Онуфрий (Гагалюк), рожденный в западной части епархии, и прп. Леонтий (Стасевич), родом из Тарнагорода. После тяжелых лет 1938-1939 гг. пришло для Холмщины и Подляшья еще более горькое время. Вторая мировая война стала периодом высвобождением наихудших человеческих инстинктов и ненависти. Но парадоксальным образом период войны стал временем, когда возможным стало возрождение структур Православной Церкви на Холмщине и Подляшье. Возродилась Холмско-Подляшская епархия, которую возглавил архиепископ Холмский и Подляшский Иларион, был восстановлен ряд приходов, создано много других церковных учреждений. Это все вызвало особенную враждебность к Православию. В годы войны и в послевоенное время Православная Церковь понесла большие утраты – мученической смертью погибли более десяти православных священников, свои жизни отдали несколько тысяч местного украинского православного населения. Трагически запечатлелись в памяти такие названия, как Сагринь, Модринь, Ласков, Верховины… Православный люд Холмщины и Подляшья пережил тогда время великих испытаний и свидетельства веры и верности своей традиции. Окончание войны не принесло покоя. В 1944-46 гг. из Холмщины и Южного Подляшья было выселено в СССР около 190 тысяч православных украинцев. Остальных, около 45 тысяч человек, депортировали в рамках акции «Висла» (1947 г.) на южные и западные земли Польши. Почти полностью были ликвидированы структуры Православной Церкви. Власти разрешили оставить лишь нескольких православных приходов и Яблочинский монастырь. Ситуация изменилась лишь в 50-х годах, когда началось возвращение населения, депортированного в рамках акции «Висла». Тогда были восстановлены православные приходы. В 80-х годах ХХ в. здесь начали строить церкви. Завершением этого процесса стало возрождение в 1989 г. Люблинско-Холмской епархии.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Алексий Карпатский, Карпаторусский, прп. Описания иконы Алексий Карпатский, прп. - житие Архимандрит Алексий (Кабалюк Александр Иванович) (1877 - 1947) Родился 1 (13) сентября 1877 г. в карпато-русской деревне Ясенье в семье лесоруба. Уехал на Афон, где принял православие в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Поступил в Яблочинский монастырь на Холмщине. Иеромонах (1910). Второй раз посетил Афон в 1910 году уже в сане иеромонаха с заграничным паспортом подданного Российской Империи. Целью этого его приезда на Святую Гору была замена его российских иноческих документов на афонские, что во многом облегчало ему возвращение на родину. Игумен Свято-Пантелеимонова монастыря Архимандрит Мисаил радушно принял его, разрешил служить в монастыре, а также добился разрешения у Протата Святой Горы на служение иеромонаха Алексия во всех монастырях и скитах Афона. Четыре месяца преподобный жил на Афоне, пока в начале 1911 года не получил от архимандрита Мисаила удостоверение о том, что он является насельником Пантелеимонова монастыря. Этот документ подлежал утверждению со сторон[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-1123

После преобразования Варшавского вик-ства в самостоятельную епархию продолжили свою деятельность ранее созданные ДУ в Варшаве и начальное уч-ще в Яблочинском прп . Онуфрия Великого муж. мон-ре . В 1868 г. Варшавское ДУ было изъято из подчинения Волынской ДС и передано в ведение епархиального архиерея, в 1878 г. уч-ще получило новое 2-этажное здание, число учащихся возросло с 40 до 124 чел. В нач. 1875 г. униатские семинария и уч-ще в Холме были обращены в правосл. и переданы в ведение Синода, Холмская ДС была поставлена под надзор Люблинского епископа. В 1882-1887 гг. семинарию и школу причетников при кафедральном соборе в Холме преобразовали по образцу др. семинарий и уч-щ Российской империи. В 1897 г. при Яблочинском мон-ре открылась годичная школа псаломщиков, там же существовало уч-ще рисования для подготовки иконописцев. Во время первой мировой войны часть духовных учебных заведений была эвакуирована, большинство прекратили существование. Церковноприходские школы При архиеп. Иоанникии (Горском) в епархии были открыты многочисленные начальные уч-ща и церковноприходские школы. В 1886 г. начала работу школа при Леснинском жен. мон-ре с обучением по программе 2-классных церковноприходских школ. В 1877 г. в В. е. насчитывалось 33 школы и уч-ща, существовавшие при храмах, из них лишь 2 содержались за счет епархии (в Яблочинском мон-ре и при ц. св. Марии Магдалины в Варшаве), 29 находились в ведении Мин-ва народного просвещения и 2 - в ведении таможенного ведомства. В 1899-1900 гг. в В. е. действовала 81 церковноприходская школа (3 второклассных, 3 двуклассных, 75 одноклассных) и церковно-учительская школа. Монастыри В В. е. (до выделения из нее Холмской епархии) существовали мон-ри Яблочинский Онуфриевский (муж., основан в Седлецкой губ. ок. 1497-1498), Леснинский Богородицкий (жен., основан в Седлецкой губ. в 1884 как община, в 1889 преобразован в мон-рь), Вировский во имя Всемилостивого Спаса (жен., основан в Седлецкой губ. в 1894 как отд-ние Леснинского мон-ря, в дек. 1898 преобразован в самостоятельный мон-рь), Воронцово-Благовещенский (жен., основан в Люблинской губ. в 1903), Радочницкий прп. Антония Печерского (жен., основан в Люблинской губ. в XVII в. как католич. бернардинский мон-рь, с 1869 униатский приходской храм, в 1875 присоединился к РПЦ, с 1885 муж. мон-рь, с 1899 приписная к Леснинскому мон-рю жен. община, в 1901 преобразован в самостоятельный мон-рь), Теолинский в честь Преображения Господня (жен., основан в Сувалкской губ. в 1894). В 1903 г. при церкви в с. Турковицы Грубешовского у. Люблинской губ. была образована жен. община во имя Покрова Пресв. Богородицы, приписанная к Радочницкому мон-рю. После образования в 1905 г. Холмской епархии в В. е. остался Теолинский мон-рь. Архиереи

http://pravenc.ru/text/150457.html

Особенностью приходов епархии является наличие в их границах по неск. храмов, что объясняется богатой историей правосл. жизни на этих землях и постоянной экспансией католицизма, в результате чего количество прихожан постоянно сокращалось, но сами церковные здания сохранялись. В отдельных районах наблюдался и обратный процесс, напр., в Браньске (Брянске) некогда существовало неск. правосл. церквей, в наст. время осталась одна. Общее число церквей и часовен в Бельско-Подлясском благочинии приближается к 50, в Хайнувском - 40, в Наревском - 20, в Семятычском - 20, в Клещельском - 30. В епархии 2 действующих мон-ря. Особенно почитаем среди православных жен. мон-рь Марфы и Марии на Св. горе Грабарка , в праздник Преображения Господня его посещают тысячи паломников. На самой вост. окраине Польши, на р. Буг, расположен муж. ставропигиальный Яблочинский мон-рь прп . Онуфрия Великого . Небесный покровитель епархии - прп. Иов Почаевский. Кафедральный собор во имя св. равноап. Марии Магдалины в Варшаве. Фотография. 1998 г. Кафедральный собор во имя св. равноап. Марии Магдалины в Варшаве. Фотография. 1998 г. В епархии находится неск. крупнейших духовных учебных заведений и правосл. научных орг-ций, напр. Варшавская православная духовная семинария , Бельская иконописная школа . Особое место среди них занимает правосл. секция экуменической Христианской Богословской Академии (организована в 1954), являющейся по своему статусу гос. учебным и научно-исследовательским учреждением. Секция имеет кафедры Свящ. Писания, правосл. догматического и нравственного богословия, истории Церкви, патрологии и др. Академия присваивает своим выпускникам степени магистра и д-ра богословия. В 1996 г. при Троицком соборе в г. Хайнувка (Гайновка), где проводятся международные фестивали церковной музыки, была открыта 2-летняя школа псаломщиков (регентов). Начиная с 1999 г. в епархии создано неск. ин-тов правосл. культуры, действующих в рамках отдельных благочиний. Самые крупные из них - в Хайнувке, Бельске-Подляски и Семятыче (Семятичах).

http://pravenc.ru/text/150463.html

прихода, должны были давать десятину на содержание костела. Православные боролись за свои права. В 1498 г. правосл. мещане Дрогичина добились уравнения в правах с католиками, в результате чего в городскую раду должно было входить по 7 представителей от каждой стороны. Во 2-й пол. XVI в. в Дрогичине действовали 4 правосл. храма и Спасо-Преображенский мон-рь. В источниках 1-й пол. XVI в. сохранились сведения и о др. правосл. обителях в брестской части епархии: Яблочинском во имя прп. Онуфрия Великого на берегу Зап. Буга, брестском во имя прп. Симеона Столпника и брестском в честь Рождества Пресв. Богородицы . Главой правосл. духовенства в этой части епархии был «протопоп подляшский», стоявший во главе брестского клироса. Т. о., несмотря на трудности, позиции Православия на территории В.-В. е. к сер. XVI в. оставались прочными, однако в этот период в жизни правосл. общества резко проявились мн. отрицательные явления. С сер. XV в. правосл. обители на территории епархии постепенно переходили под патронат правосл. князей и панов. В ряде случаев король, нуждавшийся в средствах, уступал знатным людям свои верховные права в отношении Церкви (о патронате польск. и литов. правителей над правосл. Церковью см.: Флоря Б. Н. История Киевской митрополии: 1458-1686//ПЭ. Т. РПЦ. С. 101-102). Так, в 1508 г. Спасо-Преображенский мон-рь во Владимире-Волынском был отдан «в заклад» кн. А. Сангушко вместе с владимирским замком. Первоначально новые патроны заботились об оказавшихся под их покровительством обителях. Однако с XVI в., когда были установлены связи с европ. рынком и земля стала приносить значительные доходы, светские патроны начали присваивать владения мон-рей и разгонять насельников, так что мн. обители прекратили существование. Зимненский мон-рь продолжал пользоваться поддержкой светских патронов - князей Чарторыйских: в 1495 г. в мон-ре был построен каменный храм, в 1566 г. для него был отлит колокол, в обитель делали вклады такие видные представители местной знати, как князья Ф.

http://pravenc.ru/text/159136.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010