20 июня 1907 года пострижен в монашество епископом Евлогием (Георгиевским) с наречением имени Сергий. В 1908 году был рукоположен во иеромонаха тем же преосвященным и назначен наместником монастыря и заведующим школой псаломщиков, а в 1914 году был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Яблочинской обители . В 1916 году из-за немецкого наступления монастырь был эвакуирован. Отец Сергий вместе с другими монашествующими выехал в Москву, где разместился в знаменитой Марфо-Мариинской обители . В 1917 году он находился в городе Кобеляки Полтавской губернии. Здесь он и встретил обе революции 1917 года, провозглашение независимой Украины , Брестский мир и оккупацию Украины Германией . В ноябре 1918 года, после капитуляции Германии и окончания Первой мировой войны , ситуация вновь резко изменилась. Яблочинский монастырь оказался на территории вновь созданного Польского государства , а Полтавская губерния, как и вся Украина, стала ареной ожесточенной гражданской войны между всеми – красными, белыми, петлюровцами, махновцами. В июне 1919 года отец Сергий пересек польскую границу, в Ковеле был арестован польскими властями и лишь через три месяца, 17 сентября 1919 года, вернулся в разоренный Яблочинский монастырь, где с немногочисленной братией стал восстанавливать нормальную жизнь обители. 25 апреля 1920 года началась война между Польшей и советской Россией. Во второй половине августа, когда Первая конная армия Буденного и другие части Красной армии совершили знаменитый бросок на Варшаву, Яблочинский монастырь ненадолго оказался на территории, контролируемой большевиками, но уже к 25 августа поляки отбросили красных к Бресту. К моменту подписания перемирия 12 октября 1920 года здесь вновь были поляки, но линия фронта пролегала лишь в нескольких километрах от монастыря. Хиротония во епископа Бельского и изгнание из Польши В разгар военных действий, осенью 1920 года, указом патриарха Тихона отец Сергий Королев был назначен епископом Бельским с возложением на него временного управления Холмской епархией . Архиерейская хиротония состоялась 17 апреля 1921 года в соборе виленского Свято-Духова монастыря , ее возглавил архиепископ Елевферий (Богоявленский) , возглавлявший приходы в Польше.

http://drevo-info.ru/articles/13675971.h...

Пронского, наследниками которых были Лещинские. После брестской унии 1596 года Яблочинский монастырь был главною опорою и приютом православия для всех окрестных православных жителей. Когда же настоятель монастыря уклонился в унию, то граф Александр Лещинский позаботился передать монастырь в ведение луцкого православнаого епископа Гедеона Четвертого, по грамоте от 27 октября 1670 года. Яблочинский монастырь был защищаем Императрицей Елизаветой Петровной. Екатерина II оградила его особливым пунктом (8) вечного трактата. В 1712 году Яблочинский монастырь перешел в ведение киевского митрополита, а в 1796 году, с отделением Холма к Австрии, был подчинен буковинскому епископу, а потом минскому. В 1828 г. 4 октября в настоятели Подвальной церкви и благочинным 6 церквей, назначен кандидат богословия Киевской академии Феофил Новицкий, с жалованьем от правительства в 600 руб. Во всех приходах считалось тогда прихожан 1170 душ. В конце 1827 г., и в начале 1828 г. была производима ревизия сих церквей через протопресвитера Московского собора Иакова Димитриева, результатом которой было составление положения греко-российской церкви в Царстве Польском, с разделением дел церковных от гражданских, в чем немало потрудился д.т.с. Новосильцев. Это положение было утверждено Государем Императором 25 января 1829 г. Учреждение в Варшаве архиерейской кафедры было мыслью генерал-фельдмаршала Паскевича. Высочайшее утверждение штатов совершилось 22 апреля 1834 г. Первым епископом в качестве викария волынского, назначен был наместник Почаевской лавры Антоний Рафальский, прибывший в Варшаву 8 октября 1834 года. Он некогда учился в базилианской школе. Будучи приходским священником в Остроге и экономом Волынской семинарии, он многих обратил в православие. Он участвовал при приеме от базилиан Почаевской лавры. После посвящения Антоний представлялся Государю Императору, который ему сказал: «Вы превзошли все похвалы и мои ожидания», а митрополит Серафим дал ему свой жезл и митру, как бы в предзнаменование его в митрополиты гор.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Яблочинский Онуфриевский мон-рь. Фотография. 2011 г. Яблочинский Онуфриевский мон-рь. Фотография. 2011 г. Вместо Холмской епархии с сент. 1945 по июль 1946 г. существовала преобразованная из вик-ства самостоятельная кафедра с центром в Люблине, к-рой управлял Люблинский еп. Тимофей в статусе правящего архиерея. В ведении последнего кроме Холмщины и Подляшья находилась бывш. Белостокская обл. Белорусской ССР, перешедшая в авг. 1945 г. в состав Польши. В сент. 1945 г. еп. Тимофей обратился в Департамент исповеданий при правительстве Польши с просьбой сохранить правосл. приходы в Люблине, Хелме, Хрубешуве, Бяла-Подляске, Влодаве и Тересполе, а также Яблочинский Онуфриевский муж. мон-рь в с. Яблочино (ныне Яблечна Бяльского повята) «для успокоения религиозных нужд поляков православного вероисповедания». 29 дек. 1945 г. директор департамента исповеданий Я. Демьянчук одобрил просьбу. К июлю 1946 г. в Люблинской епархии имелось 3 благочиннических округа. Властями были утверждены благочинные: Люблинского округа - прот. Алексий Баранов, Влодавско-Коденского округа - прот. Алексий Ушаков, Бяла-Подлясского округа - прот. Александр Биронт. 15 июля 1946 г. Собор епископов ППЦ принял решение об упразднении епископских кафедр в Люблине и Кракове. Люблинский еп. Тимофей был переведен на новообразованную Белостокскую и Бельскую епархию, а бывший митр. Холмский Иларион (Огиенко) и архиеп. Краковско-Лемковский Палладий (Видыбида-Руденко), эмигрировавшие на Запад, были признаны утратившими свои кафедры и исключенными из состава ППЦ. В 1946-1947 гг. польск. власти провели новую кампанию по закрытию правосл. храмов на Холмщине и в Подляшье, были арестованы наиболее активные клирики, обвиненные в сотрудничестве с Организацией украинских националистов (ОУН) или в коллаборационизме. Был заключен в концлагерь Явожно свящ. Василий Ляшенко, судимый по делу бежавшего Николая Шероцкого, благочинного Хрубешувского окр., к-рого обвинили в том, что он в 1940 г. при поддержке немцев отнял у римо-католиков и преобразовал в православный храм Николаевский собор в Хрубешуве (храм изначально являлся православным, был захвачен римо-католиками в 20-х гг. XX в.). В 1945 г. собор был снова передан римо-католикам. В 1946 г. псаломщик правосл. Космо-Дамиановского прихода в с. Колеховице Даниил Дзядко был приговорен к смертной казни, позже помилован.

http://pravenc.ru/text/2561038.html

Голубев С. Т. Материалы для истории Западно-Русской Православной Церкви (XVI и XVII стол.). Приложение к ТКДА за 1878 г. Голубев С. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники. Т. I, Киев, 1883. Т. И, Киев, 1898. Документы, объясняющие историю западно-русского края и его отношения к России и Польше. СПб., 1865. Дубровский А., свящ. Православная Церковь в Польше//ЖМП. 1971. Железнякович С., прот. Блаженнейший Стефан, Митрополит Варшавский и всея Польши (некролог)//ЖМП. 1969. Железнякович С., прот. История Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря. (Магистерская диссертация). Варшава, 1963, кн. 1–3. (Машинопись). Железнякович С., прот. К истории Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря. (Курсовое сочинение). МДА, 1959. (Машинопись). Железнякоеич Серафим, прот. Марие-Магдалининский собор в Варшаве//ЖМП, 1969, Жукович П. Кардинал Гозий и Польская Церковь его времени. СПб., 1882. Жукович П. Сеймовая борьба православного западно-русского дворянства с церковной унией (до 1609 г.). СПб., 1901. Избрание нового Предстоятеля Православной Церкви в Польше//ЖМП. 1965. Иннокентий (Борисов) , архиеп. О начале христианства в Польше. Киев, 1886. Казновецкий А., прот. Братский визит Главы Автокефальной Православной Церкви в Польше//ЖМП. 1965. Касяк И. К истории Православной Церкви белорусского народа. Нью-Йорк, 1956. (На белорусском языке). Ковальский Владимир, прот. Положение Церкви Православной в Польше между Первой и Второй мировой войной. 1949. (Рукопись). Козловский Р. Варшавская епархия Русской Православной Церкви со времени ее учреждения до соединения ее с Холмской епархией (1875). (Курсовое сочинение). МДА, 1959. (Машинопись). Косоноцкий Владимир. Процесс за православные церкви. Варшава, 1930. Кояловия М. История воссоединения западно-русских униатов старых времен. СПб., 1873. Кояловия М. Литовская церковная уния. Т. I. СПб., 1859. Т. II. СПб., 1861. Кояловия М., проф. Чтения по истории западной России. СПб., 1884. Крыловский А. Львовское ставропигиальное братство: Опыт церковно-исторического исследования. Киев, 1904.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Брестская уния 1596 г., постепенно входя       в силу во всех областях Западной России, с половины XVII века дает себя чувствовать и монастырю Яблочинскому. С переходом окрестного населения в унию, монастырь клонится к упадку: число       братии уменьшается, церковь и кельи близки к разрушению. С 1712 года он переходит в       ведение митрополитов киевских, под властью которых и остается до последнего раздела Польши в 1795 году. Этот период (1712–1795 гг.) в истории монастыря является самым прискорбным. Киев был далеко, и монастырь являлся одиноким, почти беззащитным представителем православия и русской народности в Холмщине и Подляшье. И это представительство стоило ему очень дорого. Дело доходило до открытых нападений на него нафанатизированной католической и униатской толпы (1724 и 1753 гг.). Монастырь Яблочинский – это живой свидетель и славного прошлого Холащины, и тех испытаний, какие выпали на ее долю в неравной борьбе за свою веру и народность с воинствующим католицизмом и полонизацией этого искони русского края – удела Св. Владимира Равноапостольного и Даниила Галицкого. В самые черные дни своей многоскорбной истории монастырь не изменил православию, и, тогда как его соседи-монастыри – Холмский, Драгочинский и Брестский – сначала приняли Брестскую унию, а потом и совершенно исчезли с лица земли, он как стоял, так стоит и до сих пор на страже православия. Униженный, запущенный, но не сложивший оружия, монастырь этот имеет и в настоящее время большое значение, как миссионерский пункт в борьбе церкви с католичеством. После третьего раздела Польши (1795 г.) Люблинское воеводство, в пределах которого находился Яблочинский монастырь, отошло к Австрии, и монастырь, как православный, был подчинен Буковинскому митрополиту. С 1815 г. монастырь перешел в ведение православного минского епископа, которому и был подчинен до 1835 года. Этим годом начинается новый, более спокойный и отрадный период монастырской истории, период миссионерской деятельности обители. В настоящее время в обители три храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

На обороте 28 листа написано киноварью: сии роды з града Люблина року ах (1600), а около роду Олесневой року ахн (1608). О роде Павла Оцковича з Бочков говорится: сей род описан року аха , а на следующем листе значится: року афч (1599). Род Поповича из Черное. Тот же год означается далее, а на обороте х (1609) и (1626), род Даниила Чечлеевича с Краснаго Бору. Тем же годом помечены роды Олихвиреня, Матулы, а на обороте ах (1600) роды из града Петрокова Касиочи, Хативича, Охромиев, Скородковича, Цакуновича. На листе 29 роды из града Луцка означены годом ахв. Чеховича, Матюшин. На обороте же роды пана Коляды, Полонской хд, а роды Иезилирович хд – хдк . Тем же годом означен род пана Сапеги Воеводы Минского, причем проти Андрея Сапеги означено року На обороте 31 листа значатся 1608 и 1621 годы, а ниже записан архимандрит Герасим Великонтий, был здесь с 1609 по 1635 год. Таким образом очевидно, что к ранее написанному вписывалось много после, в период унии. Род священника Костридкого отмечается самым поздним годом ахмг (1643 г.). Тогда уния пришла в силу и прежнее отношение к Синодику изменилось. Он долго пропадал и находился. С него сделан был прекрасный список, хранящийся в Виленской публичной библиотеке, с которого сделан был список архимандр. Николаем при помощи о. Досифея (ныне наместника Гродненского Борисо-Глебского монастыря). Но слава Богу, погибавший старый Синодик обретен, и монастырь теперь хранит его тщательно. То, о чем гласит этот Синодик, это открывается по мере его восприятия. Он многое говорит благочестивому человеку, еще более богослову, в особенности же всякому интересующемуся судьбами православия в здешнем крае. 7. Старый Синодик Яблочинского монастыря (Седлецкой губернии Бельского уезда) Основание Яблочинского монастыря относится к XV веку и приписывается благочестивой княгине Богуш. Из грамоты короля Сигизмунда I, данной 1 августа 1552 года, видно, что тогда село Яблочно с монастырем Св. Онуфрия Великого перешло от Ивана Ивановича Забржезинского к Георгию Гличу, после которого владели этим имением князья Сангушки, из коих Феодора вышла замуж за Александра Пронского, наследниками которых были Лещинские.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Кроме Замухавецкого монастыря, другим оплотом православных в Брестском воеводстве был Яблочинский Онуфриевский монастырь на берегу реки Буга, в 40 верстах от города Белы. Время основания этого монастыря неизвестно; несомненно, что он основан до унии, 843 по получил значение уже во время унии, как один из оплотов православия в этом крае. Прежде он принадлежал к холмской епархии. С 1620 года жил в нем последний православный холмский епископ, Паисий Черкавский, посвященный патриархом Феофаном, но непризнанный королем в этом сане. После того он перешел в ведение луцких епископов. Обитель начала приходить в ветхость, но ее поддержал православный вотчинник села Яблочина, Владислав Лещинский, подкоморий брест-литовский. Он обратился к настоятелю Мелецкого монастыря на Волыни, архимандриту Иосифу Чаплицу, и просил его избрать из среды своей братии способного иеромонаха, который бы мог восстановить Яблочинскую обитель. Чаплиц избрал для сего Макария Корниловича, опытного старца, бывшего наместником Мелецкого монастыря. Макарий возобновил церкви, келлии и прочие монастырские здания, собрал общежительную братию и утвердил порядок монастырской жизни по чину св. Василия Великого . Киевский митрополит Дионисий Балабан, грамотой от 18 сентября 1659 года, утвердив его распоряжения, одобрил его благопопечение и рачительность о св. обители; а местный владелец, граф Андрей Лещинский, узнав, что настоятель Мелецкого монастыря, преемник Чаплица, уклонился в унию, грамотой от 27 октября 1670 года, заявленной в актах брестских, пресек всякое общение своей обители с отступником и предписал ей состоять навсегда под властью православных луцких епископов. Но когда, в начале XVIII века, пресекся ряд православных епископов луцко-острожских, Яблочинский монастырь перешел в ведение митрополитов киевских. 844 Жители Каменца Литовского, построив церковь Воскресения Христова, ходатайствовали об учреждении при ней монастыря. М. Петр Могила в 1637 г. дал им благословенную грамоту на учреждение монастыря, с повелением, чтобы он подчинялся Купятицкому монастырю. Первым игуменом Каменецкого монастыря был из купятицких иноков Макарий Токаревский, принявший впоследствии, на Украине, мученическую кончину от турок.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

После Второй мировой войны автокефалия Польской православной церкви была признана определением Священного синода Русской православной церкви от 22 июня 1948 года. Предстоятелем стал архиепископ Тимофей (Шрёттер), с 1951 до 1961 года — митрополит Макарий. В 1949 году были основаны три епархии: Варшавская, Белостоцкая-Гданьская и Лодзинское-Вроцлавская. В связи с миграцией людей с востока в центр и на запад Польши был осуществлён новый раздел епархий. К 1952 году в Польской православной церкви было четыре епархии: Варшавско-Бельская, Белостоцко-Гданьская, Лодзинско-Познанская и Вроцлавско-Щецинская. В 1983 году была восстановлена Перемышльско-Новосонченская епархия, а в 1989 году — Люблинской-Холмская. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Мощи святых и чудотворные иконы в Польше находятся в храмах и монастырях Римо-Католической Церкви и Польской Православной Церкви. С. ГРАБАРКА (в Мельницкой пуще, недалеко от города Семятыче - польск. Siemiatycze): ЧЕНСТОХОВА. Католический монастырь Ясна-Гура: С. ГИДЛЕ (25 км. к северу от Ченстоховы). Католический храм Вознесения Девы Марии: КРАКОВ. Католический храм Св. Барбары: ВРОЦЛАВ. Католический храм Св. Войцеха: ГНЕЗНО (ок. 40 км. к северо-востоку от Познани). Католический кафедральный собор Вознесения Святой Девы Марии и Св. Адальберта. Мощи: БЕЛОСТОК. Православный Никольский собор . Мощи и икона: БЕЛЬСК-ПОДЛЯСКИ (ок. 40 км. к югу от Белостока). Православный храм Рождества Богородицы : СУПРАСЛЬ (Подляшское воеводство). Православный Супрасльский Благовещенский монастырь : ЛЮБЛИН. Православный Спасо-Преображенский собор : С. ЯБЛЕЧНА. Православный Свято-Онуфриевский Яблочинский монастырь (Люблинское воеводство, к юго-востоку от Бяла-Подляска, близ с. Яблечна): С. ЗДЫНЯ (Малопольское воеводство, 21 км. к югу от Горлице). Кладбище: Монастыри [ править править код ] Список всех монастырей Польши смотрите ЗДЕСЬ . Свято-Онуфриевский Яблочинский монастырь [ править править код ] Основан в конце XV века. В XVII веке построена большая церковь, колокольня и монашеские кельи. По преданию, заложению монастыря предшествовало чудесное появление образа иконы св. Онуфрия над рекой Западный Буг. Монахи Яблочинского монастыря не приняли Брестскую унию, за что были записаны в дизуниты (религиозные диссиденты) и претерпевали гонения. Ситуация изменилась после разделов Речи Посполитой и создания Царства Польского. Монастырь стал финансироваться российскими властями и проводить политику русификации и возвращения униатов в лоно православной церкви. Возложенная властями задача осложнялась недостаточным уровнем богословского образования и тем, что большинство монахов не были этническими русскими.

http://azbyka.ru/palomnik/Польша

Панихида по владыке Мирону Владыка Мирон участвовал во многих поездках, подобной той, которая закончилась сегодня так трагически. Он часто принимал участие в мероприятиях вместе с Президентом,  или премьер-министром. 10 апреля он  ехал на могилы польских солдат в Катыни. Среди них были православные солдаты,  были польские православные капелланы. Владыка ехал, чтобы сказать два слова: «Христос Воскресе!» и совершить панихиду по умершим. Мы знаем, что совершилось сегодня, это драма для Церкви нашей, драма для всей страны. Среди погибших  были наши знакомые, были депутаты, конечно, большинство из них —  римо-католики, но, как я сказал ранее – всегда, когда были такие мероприятия и встречи, когда владыка как военный участвовал в этих встречах. В кафедральном соборе Варшавы состоялась панихида, служил владыка Савва, такие панихиды прошли во всех польских храмах и будут продолжаться и  в Фомино воскресенье. Записала Анна Данилова Портал « Правмир » СПРАВКА энциклопедии « Древо » Архиепископ Мирон (Ходаковский) Мирон (Ходаковский) (1957 — 2010), архиепископ Гайновский, викарий Варшавской епархии, заведующий Отделом Польской Православной Церкви по взаимодействию с вооруженными силами (Православным Ординариатом Войска Польского), бригадный генерал. В миру Ходаковский Мирослав, родился 21 октября 1957 года в Белостоке. В 1972 году начал обучение в Варшавской православной духовной семинарии. С 1976 года учился в Высшей православной духовной семинарии в Яблечно. После выпуска из семинарии служил в ней интендантом и учителем. 17 декабря 1978 года от руки наместника Яблочинского Онуфриевского монастыря архимандрита Саввы принял постриг в рясофор, а 26 декабря того же года митрополитом Варшавским Василием рукоположен во диакона. 15 февраля 1979 года тем же владыкой — во священника. В начале ноября 1979 года принял монашеский постриг с именем Мирон и в том же месяце был назначен исполняющим обязанности наместника Яблочинского монастыря, настоятелем местного прихода и ректором Высшей православной духовной семинарии.

http://pravmir.ru/vladyka-exal-chtoby-sk...

Архим. Мстислав (Волонсевич). Фотография. 1954 г. (Волонсевич Дмитрий Иванович; 12.11.1906, Вильна (с 1918 Вильно, ныне Вильнюс, Литва) - 2.04.1978, Киров), архиеп. Кировский и Слободской. Из семьи служащего. С юности проживал в Польше (с 1922 Виленский край входил в состав Польского гос-ва). В 1926 г. окончил гимназию в Вильно. Поступил на правосл. Богословский фак-т Варшавского ун-та (окончил в 1936). В апр. 1934 г. принял монашеский постриг с именем Мстислав в Почаевской Успенской лавре и был рукоположен во диакона. В февр. 1935 г. рукоположен во иерея. Входил в клир неканонично провозглашенной автокефальной Православной Церкви в Польше. В 1935-1937 гг. настоятель миссионерского прихода в г. Галиче. Галичскую общину образовали в 1934 г. бывш. униаты, перешедшие в Православие. Община не имела своего храма и не была зарегистрирована польск. властями, к-рые выселили ее 1-го священника из города. М. прибыл в Галич в 1935 г. тайно, на санях под соломой, и совершил богослужение под открытым небом. В дальнейшем местные власти требовали от М., чтобы он каждый раз получал разрешение на приезд в Галич. В сент. 1937 г. М. был назначен настоятелем храма вмч. Георгия, единственного православного во Львове. В том же году удостоен в Варшавском ун-те ученой степени магистра богословия. В 1938 г., видимо в связи с передачей польск. властями львовского Георгиевского храма в военное ведомство, М. переехал в Яблочинский Онуфриевский муж. мон-рь. Был возведен в сан игумена, стал помощником настоятеля обители архим. Митрофана (Гутовского; впосл. епископ) в руководстве мон-рем и располагавшимися в обители псаломщицко-диаконскими курсами. В дальнейшем М. был возведен в сан архимандрита. Служил некоторое время на приходе в с. Хыруве Львовского воеводства, затем вернулся в Яблочинский мон-рь. Во время второй мировой войны, в годы нем. оккупации Польши, М. находился при Варшавской митрополии, окормлял приход в г. Жирардуве. В 1944 г. был вывезен на принудительные работы в Германию, где остался после окончания второй мировой войны в брит. зоне оккупации.

http://pravenc.ru/text/2564276.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010