Скончался композитор Вячеслав Овчинников — автор музыки к фильмам «Андрей Рублев» и «Война и мир» 5 февраля, 2019. Новостная служба Похороны пройдут 8 февраля на Троекуровском кладбище 5 февраля. ПРАВМИР. Композитор Вячеслав Овчинников умер вечером 4 февраля. Известный композитор умер в возрасте 82 лет, передает ТАСС . Точная причина смерти не называется, но известно, что 20 января его госпитализировали с инсультом. Похороны пройдут 8 февраля в 13:00 на Троекуровском кладбище. Утром в этот день состоится отпевание в одном из московских храмов. Гражданская панихида не планируется. Вячеслав Овчинников родился 29 мая 1936 года в Воронеже. Окончил Музыкальное училище имени П. И. Чайковского. Его руководителем в аспирантуре был Тихон Хренников, дирижированию Овчинников учился у Лео Гинзбурга. Среди известных сочинений композитора — опера «На заре туманной юности», балеты, оратории «Времена года», «Гимны Отечеству», «Сергей Радонежский», а также четыре симфонии и шесть сюит для оркестра. Он также написал музыку к кинофильмам «Война и мир», «Андрей Рублев», «Они сражались за Родину», «Иваново детство», «Борис Годунов», «Дворянское гнездо», «Земля». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 февраля, 2023 29 января, 2023 17 июля, 2013 4 апреля, 2012 29 декабря, 2016 16 февраля, 2024 2 ноября, 2023 28 октября, 2023 25 апреля, 2023 11 февраля, 2023 29 января, 2023 17 июля, 2013 4 апреля, 2012 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/skonchalsya-kompozitor...

В годы учебы В. Овчинников создал произведения, сразу же принесшие ему широкую известность в СССР и за рубежом, побеждал во всех Всесоюзных и Всероссийских конкурсах, в которых принимал участие. Его камерные произведения для скрипки и фортепьяно часто звучали на международных конкурсах исполнителей, а на III конкурсе им. П. И. Чайковского в Москве соната В. Овчинникова для скрипки и фортепиано стала обязательным произведением. Произведения студента Овчинникова исполняли всемирно известные музыканты: Давид и Игорь Ойстрахи, Леонид Коган, Эмиль Гилельс, Владимир Ашкенази, Олег Каган, Наталия Гутман, Алексей Наседкин, Евгений Малинин, Олег Крыса, дирижеры: Александр Гаук, Геннадий Рождественский, Альгис Жюрайтис, Максим Шостакович, Эмин Хачатурян, Иван Шпиллер, Геннадий Проваторов и другие. Вячеслав Овчинников. Симфония ми бемоль минор, соч, 1956 года (одночастная). Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио. Дирижёр – Максим Шостакович Поразительна рассказанная Е. Черниковой история с одночастной Симфонией 1 ми бемоль минор: «Написанная еще в годы учебы в Музыкальном училище (!) им. П. И. Чайковского (при консерватории) в середине 1950-х, она принесла автору молниеносную и оглушительную славу после первого же публичного исполнения в декабре 1960 г., состоявшегося в знаменитой Первой студии на ул. Качалова (Малая Никитская) в Москве, в Доме звукозаписи (ГДРЗ). За пультом Большого симфонического оркестра в тот день стоял великий дирижер А. В. Гаук, давался концерт современной музыки. Овчинников в зале. Вокруг – творческая элита страны. Началось. 24 минуты космоса. На 25-й минуте зал встал и, рукоплеща неистово, потребовал повторить симфонию на бис – целиком (такое было в истории музыки один раз – когда Брамс представил публике свою знаменитую Симфонию 3; исполнявший ее дирижер Ганс фон Бюлов повторил симфонию целиком). Но А. Гаук сказал публике: Приходите на следующее исполнение!” В тот день, собственно, и С. Бондарчук впервые увидел В. Овчинникова. Сочиненная девятнадцатилетним юношей, Симфония 1 мистически втянула в свои 24 минуты многовековую русскую историю. …Русской музыке, долго бродившей под спудом, требовался новый голос всемирной мощи, такой, чтобы больше никогда ни у кого вопросов не возникало: особая страна или не особая, есть у русскости свое значение или нет. Требовалось явление, манифестация, ясный, проникновенный и, главное, гениальный голос. И голос появился. Овчинников в своих первых же симфониях напомнил миру, что русское в культуре нашей страны имеет планетарное значение, потому что благие, животворные токи Божественного изливаются на Землю, прежде всего, через Россию».

http://pravoslavie.ru/139564.html

Исключительная музыкальная одаренность будущего композитора поначалу была подмечена и поддержана матерью. С пятью классами образования, она тем не менее была очень образованным человеком, страстно влюбленным в искусство, и знала «литературу, музыку, родной язык так, как не все академики знают». Она первая пробудила в своих детях любовь к музыке. Слава стал сочинять музыку в раннем детстве, которое пришлось на тяжелое военное время, проведенное в эвакуации в Николаевске-на-Амуре: «Я начал сочинять очень рано, когда еще нот не знал. Я сам себе ноты придумывал. Я горячо уверял ее, что стану гениальным композитором. Она верит, но не может не плакать: ведь школы закрыты, и скрипки у меня нет. Но я нашел замену: играл на дранках или скалках. В 9 лет я впервые записал свою музыку, первые три произведения: Грезы”, Маленький вальс”, Мазурку” – ту самую, которой начинается 3-я серия Войны и мира”». Мазурка С самого раннего детства Вячеслав Овчинников заявил о себе как о гениально одаренном музыканте, легко и быстро овладевшем игрой на скрипке и рояле, впервые вставшем за дирижерский пульт еще в десятилетнем возрасте – музыканте с врожденным, «необыкновенным слухом и памятью». О его уникальных способностях в консерватории ходили легенды. С самого раннего детства Вячеслав Овчинников заявил о себе как о гениально одаренном музыканте Близкие, почти родственные отношения у Овчинникова сложились с семьями Михалковых и Кончаловских (Наталью Петровну Кончаловскую он называл своей «второй мамой» и подолгу жил у Михалковых). Композитор признавался, что от увлечений додекафонией, авангардом его отвел художник Илья Глазунов , с которым они вместе совершали поездки в Ленинград и Троице-Сергиеву лавру. По свидетельству Глазунова, Овчинников говорил: «Я всегда буду благодарен тебе и Нине, что вы вырвали меня из объятий сатаны». Овчинников боролся за сохранение подлинного исторического облика Москвы и за восстановление храма Христа Спасителя. Еленой Черниковой, племянницей композитора и писателем, найдена весьма удачная метафора, отчасти проясняющая нам музыкальную натуру Овчинникова, которая определяется парадоксальным сочетанием пламенного сердца и «ледяного» разума:

http://pravoslavie.ru/139564.html

Наверное, эти встречи отчасти и определили судьбу Овчинникова. В Москве уже в 1949 году он поступил в художественно-ремесленное училище и окончил отделение монументально-декоративной живописи. «Во время войны мы приехали от бомбежек в Москву, — вспоминает Овчинников. — Однажды к нам пришла старушка-соседка, которая принесла пейзажик и попросила его почистить. Я почитал книжки, рискнул — и под темным, будто поджаренным слоем лака открыл настоящего Алексея Саврасова. Тогда реставрация стала для меня “владычным словом”. Когда же я пришел в 1952 году в Исторический музей и увидел живые иконы, у меня будто с глаз пелена спала. Стало понятно, что там и живопись, и жизнь, и вообще всё!». С этого начинается судьба художника-реставратора. Правда, в Историческом музее Овчинников пробыл недолго. Виктор Васильевич Филатов (старейший сегодня художник-реставратор, академик, профессор, заслуженный деятель искусств РФ) переманил  юношу во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр (ВХНРЦ) имени академика Грабаря, где Овчинников задержался на пятьдесят с лишним лет. Банк для копий За это время Адольфом Николаевичем были раскрыты многие десятки древнейших образов, написаны монографии о символике христианского искусства и труды по теории реставрации икон. Он же положил начало созданию банка копий-реконструкций храмовых фресок. «Идея на самом деле не моя, — рассказывает Овчинников. — Это еще Михайло Васильевич Ломоносов добился царского указа о создании такого банка, потому что считал, что для обучения нужно не просто срисованное и похожее, а идентичное. Нужна копия, имеющая научно обоснованную ценность. Но, как всегда в России, чем лучше мысль, тем скорее с ней расстаются. Идею Ломоносова не реализовали». Но чтобы спасти от забвения величайшие шедевры настенной живописи, оригиналы которых осыпались на глазах, он сосредоточил свое внимание на ранних памятниках: георгиевском соборе XII века в Старой Ладоге, рождественском соборе XIII века в Суздале, на живописи XV века в Пскове, а также на монументальной живописи Грузии VIII, XII, XIII веков.

http://foma.ru/istoriya-odnogo-restavrat...

Угодичи (Угодич) — старинное торговое село близ Ростова Великого (на противоположной стороне озера Неро). Жители этого села, как и других деревень, примыкавших к этому озеру, занимались прибыльным делом — огородничеством, для чего использовали естественное удобрение, которым богато Неро, — сапропель (ил, образующийся из перегнивших растительных остатков на дне некоторых стоячих водоемов). Первое печатное выступление Артынова, обработанное И. С. Аксаковым и опубликованное в «Ярославских губернских ведомостях» (см. выше), было посвящено истории этого села. Впоследствии оно было перепечатано с разного рода дополнениями пять раз: 1) Журнал министерства государственных имуществ. 1855. 2) отд. изд. СПб., 1855; 3) отд. изд. СПб., 1862; 4) Ярославские губернские ведомости. 1888. 92; 1889. 5) отд. изд. Ярославль, 1889. Все эти публикации не свободны от «преданий», частью почерпнутых Артыновым (и его дядей Михаилом) из фольклорных источников, частью просто выдуманных. Так, в его описании Угодичи предстают едва ли не центром Ростовского княжества, где решались политические судьбы всей Руси. Карр Ф. А. (1733–1809) — русский дворянин, отставной ротмистр лейб-гвардии Конного полка; отпрыск знаменитого шотландского рода, выехавшего в Россию 8 начале XVII b.; сын Алексея Филипповича Кара (1680–1756), ветерана Северной войны, затем начальника Соляной конторы; брат генерала Василия Алексеевича Карра (1730–1806), отступившего перед воинством Пугачева. В «Воспоминаниях» несколько раз повторяется легенда о насильственной смерти генерала и о том, будто бы он похоронен в Угодичах. Ни то, ни другое не соответствует действительности. См.: Овчинников Р. В. Из разысканий о генерале Василии Каре//Овчинников Р. В. По страницам исторической прозы Пушкина. М., 2002. С. 154–173. Карр Ф. А. (1733–1809) — русский дворянин, отставной ротмистр лейб-гвардии Конного полка; отпрыск знаменитого шотландского рода, выехавшего в Россию 8 начале XVII b.; сын Алексея Филипповича Кара (1680–1756), ветерана Северной войны, затем начальника Соляной конторы; брат генерала Василия Алексеевича Карра (1730–1806), отступившего перед воинством Пугачева. В «Воспоминаниях» несколько раз повторяется легенда о насильственной смерти генерала и о том, будто бы он похоронен в Угодичах. Ни то, ни другое не соответствует действительности. См.: Овчинников Р. В. Из разысканий о генерале Василии Каре//Овчинников Р. В. По страницам исторической прозы Пушкина. М., 2002. С. 154–173.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

– Христом глаголяй (–36) – пакосьства (–) – влезше (–38) – о невежественых (–) – иссушают (–29) князь же той и род великий от Ростовских великих (–26) – излазя (–32) – добрых обычаев (–) – преодели и (–42) – Дмитровскиа митрополиа (–43) – в матице огнене – Ростовский архиерей Васиан (–47) – и по духу брата своего телеси (–) Если относительно иных слов еще возможно предположение об описках в той или другой рукописи, то относительно большинства можно думать, что они представляют намеренное изменение. Кроме того рукопись П. А. Овчинникова опускает иногда целые фразы: «им же свершается всяка иноческая добродетель» (стр. 93), «в нечто божественно случися», «и сущи по плоти брат Иосифу Васиан: глаголют его мужа разумна и церковному чину искусна во пении и чтении, и Касиан, иже глаголют его Младый, и Ларион Иосифу сродник» (стр. 121–122). Однажды ркп. П. А. Овчинникова прибавляет фразу, отсутствующую в Волоколамской рукописи: «да не мзду нерадения, неже строительства подъимут» (стр. 119). Все эти перемены текста в связи с перестановкой его в середине жития позволяют считать настоящий список П. А. Овчинникова новой редакцией жития, составленного «неизвестным», а не новым только его списком. Какая редакция более древняя – нет указаний, но любопытно, что Волоколамская ркп. прибывшего на погребение преп. Иосифа Васиана именует «стрыем» (дядею) преподобного и игуменом Песношским 1 , тогда как ркп. Овчинникова называет его братом преподобного и архиереем Ростовским 2 . Рукопись, по которой издается житие преп. Иосифа, сборникъ XVI века, состоящий из следующих статей: 1)  Сентября в 27 Филолога черноризца слово о преп. Саватии новом чудотворце, иже в Отоце Соловецком, сущем в Окианстем понте. Первые 8 листов приписаны позднейшей рукой. Нач.: «воздвизает нас муж или и в мужех изрядный памятию своею»... Кон.: ...«ей же да предстанем послежде чисти и непредкновенни, ей же и да причастимся съвершенне, аще и велико есть просимое о самом Христе Господе нашем, Ему же всяка слава, честь и держава в веки веков. Аминь». Слово принадлежит проповеднику XVI века Аниките-Льву Филологу. См. Прибавления к Творениям свв. отцов ч. XVIII, М. 1859 г., стр. 523 и след.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Жил и работал в Санкт-Петербурге, был театральным художником, создавал росписи в храмах. 26 января. ПРАВМИР. Художник Владимир Овчинников — один из самых известных мастеров ленинградского «неофициального искусства», скончался в Санкт-Петербурге после продолжительной болезни на 74-ом году жизни. Об этом 26 января сообщил заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея Александр Боровский, — передает ИТАР-ТАСС «Владимир Овчинников был одним из основных представителей ленинградского андерграунда — абсолютно со своей темой, основанной на нарративности и иносказательности. Он был художником довольно одиноким и грустным, в какой-то степени недооцененным. Вся его жизнь — это в основном работа», — отметил Боровский. Он подчеркнул, что художник постоянно участвовал в выставках Русского музея, и в музейной коллекции есть несколько его работ. Владимир Афанасьевич Овчинников родился 4 октября 1941 года в Пермской области. Жил и работал в Санкт-Петербурге, был театральным художником, создавал росписи в храмах. Специального художественного образования не имел, тем не менее, в 2005 году получил звание Заслуженного художника РФ. Художник участвовал в более, чем 300 выставках в России и за рубежом. Он был одним из организаторов выставок в домах культуры имени Газа и Невском в 1974 и 1975 годах — первых разрешенных властями выставок художников андерграунда, а также участвовал в знаменитой «выставке такелажников» в Эрмитаже. Работы Овчинникова есть в коллекции Государственного Эрмитажа, Русского музея, музея Метрополитен в Нью-Йорке, музее Искусств в Пекине и других собраниях. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 7 июня, 2021 4 июня, 2021 27 июля, 2021 23 июля, 2021 22 июля, 2021 15 июля, 2021 5 июля, 2021 24 июня, 2021 19 июня, 2021

http://pravmir.ru/v-peterburge-skonchals...

Лайдак! – беззлобно огрызался Свида. – Поучись гонору. Врут только хлопы и хамы, а шляхтич если и мовит неправо, то фантастикует, – однако, тотчас же, начинал красочный рассказ о какой-нибудь необыкновенной охоте, или о роскоши «палаца» князей Любомирских. Шестым в келье был я. По странной случайности мы все были не только разных вероисповеданий, но и религиозного воспитания. Вася Овчинников – истовый старообрядец, Решад – правоверный мусульманин, барон – умеренный, как и во всем, добропорядочный лютеранин, пан Стась – фанатичный католик, я – православный, с налетом, тогда, деизма, Миша Егоров – полный и убежденный атеист-эпикуреец. Однажды, в декабрьский вечер, случилось так, что мы все шестеро собрались в келью довольно рано. Так бывало редко. Пан, обычно, поздно возвращался из леса, я репетировал или выступал в театре, Миша Егоров засиживался у своих многочисленных приятелей, и лишь барон в одиночестве перебирал в памяти своих предков – магистров и комтуров – перед уходом на сторожевку. А знаете, ведь сегодня 15 декабря, – изрек Миша. Он всегда начинал речь с сентенций. А завтра – шестнадцатое, – в тон ему ответил Овчинников. Через десять дней – Рождество, – пояснил Миша, оглядывая всех нас. Тебе-то, атеисту, до этого какое дело? – возразил Овчинников, не прощавший безверия другу и однокашнику. Как – какое? – искренно изумился Миша. – А елка? Елка? А Секирку знаешь? Елки, брат, у вас в Париже устраивают, а социалистическая пенитенциария им другое назначение определила, – кольнули мы Мишу его партийным прошлым. А мы и здесь свой Париж организуем! Собственное рю Дарю! Замечательно будет, – одушевился Миша. – После поверки в келью никто не заглянет... Дверь забаррикадируем, окна на третьем этаже... хоть молебен служи! Идея была заманчива. Вернуться хоть на час в безвозвратно ушедшее, пожить в том, что бережно хранится у каждого в сокровенном уголке памяти... Даже барон вышел из своего обычного оцепенения и в его тусклых оловянных глазах блеснул какой-то теплый свет. Елка? Tannenbaum? Да, это есть очень хорошо. В моем доме я всегда сам заряжал... Нет, как это будет по-русски? Надряжал семейную елку... И было много гости.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Регенту хора Казахстанского митрополичьего округа О.Н. Овчинникову вручен орден Российской Федерации «За заслуги в культуре и искусстве» 28 апреля 2022 г. 18:17 27 апреля 2022 года в Бетховенском зале Большого театра в Москве прошла торжественная церемония награждения деятелей культуры и искусства государственными наградами Российской Федерации. Государственные и ведомственные награды вручала министр культуры России О.Б. Любимова. «Радостно видеть, что труд наших деятелей культуры отмечен высокими государственными медалями, орденами, званиями. В этом зале собрались известные люди — любимцы публики — кино- и театральные деятели, драматурги, музыканты, артисты, а также талантливые управленцы в сфере культуры. Те, кто бережно хранит наследие, создает произведения искусства, помогает творческим учреждениям развиваться. Спасибо вам за ваш ежедневный труд, за преданность своей работе и служение культуре», — сказала министр, обращаясь к собравшимся. Орден «За заслуги в культуре и искусстве» министр культуры Российской Федерации вручила регенту хора Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан О.Н. Овчинникову.  Олег Николаевич обратился к присутствующим: «Хотел бы сказать слова благодарности в адрес Президента Российской Федерации многоуважаемого Владимира Владимировича Путина за оказанную мне высокую честь — вручение ордена " За заслуги в культуре и искусстве " . Полагаю, что этой особой наградой были отмечены не только мои труды на музыкальном поприще, но и благородная деятельность Православной Церкви по сохранению и преумножению богатейшего духовного и культурного достояния Отечества. Бог даровал мне возможность свидетельствовать о красоте и величии Православия в дружественной стране — Республике Казахстан, где много лет существует Митрополичий округ, который возглавляет митрополит Астанайский и Казахстанский Александр . Вместе с моим коллективом — Митрополичьим хором, где трудятся талантливые, преданные искусству люди, мы и впредь через церковную и классическую музыку будем проповедовать непреходящие духовно-нравственные идеалы, развивать культурные и гуманитарные связи между Казахстаном и Россией, укреплять в обществе мир и согласие. Желаю всем, собравшимся сегодня здесь, в значимом культурном центре России — Большом театре, здоровья, благополучия и успехов в благих делах и начинаниях».

http://patriarchia.ru/db/text/5921929.ht...

С.В. Иванов (К четырехсотлетнему юбилею пр. Иосифа Волоцкого ) 1 Анонимное житие преп. Иосифа Волоцкого представляет собой одно из любопытных явлений в древнерусской житийной литературе. По своему содержанию оно отчасти подтверждает и раскрывает сведения, заключающиеся в Саввином и Досифеевом житиях Иосифа, а отчасти дополняет их, причем носит на себе характер более мягкий и в общем стиле, и в отдельных выражениях, и в отношении к лицам другой, не «иосифлянской» партии. Издавалось анонимное житие дважды. В первый раз – К. И. Невоструевым , в 1865 г., по двум бывшим до него известным спискам библиотеки Иосифо-Волоколамского монастыря (XVI в.) и собр. В. М. Ундольского (XVII в.); 2 во второй – С. А. Белокуровым , в 1903 г., по двум вновь найденным им спискам собрания П. А. Овчинникова (XVI и XVII в.). 3 Эти два издания жития представляют две его редакции. 4 Главная отличительная особенность их сказывается в своеобразном распределении материала. Именно, в списке П. А. Овчинникова (XVI в.) средняя часть жития изложена несколько в ином порядке, чем в списках, изданных К. И. Невоструевым . Для более наглядного представления редакторской особенности расположим отдельные эпизоды средины жития в сравнительном порядке. Изд. К. И. Невоструева . Изд. С. А. Белокурова. 1) О церковно-общественной деятельности преп. Иосифа, выразившейся в участии на московских церковных соборах (стр. 108–120). 1) О князе Андрее Голенине (стр. 26–29). 2) Об учениках преп. Иосифа и архиеп. Геннадии (стр. 120–123). 2) Об Ионе Голове, Епифании и Дионисии (стр. 29–30). 3) Об Ионе Голове, Епифании и Дионисии (стр. 120–123) 3) Об остальных учениках преп. Иосифа и архиеп. Геннадии (стр. 31–32). 4) О князе Андрее Голенине (стр. 127–132). 4) О пребывании преп. Иосифа в монастыре, о голоде и кн. Андрее (стр. 32–33). 5) О пребывании преп. Иосифа в своем монастыре, о голоде и кн. Андрее (стр. 108–120). 5) Об участии преп. Иосифа на московских соборах (стр. 34–39). Трудно сказать сейчас с уверенностью, какая из двух редакций является наиболее первоначальной. Но, принимая во внимание большее соответствие заглавия жития самому тексту в списке XVI в. изд. Белокурова, 5 большую логичность здесь в распределении материала и, наконец, архаичность некоторых слов и выражений именно в списке Овчинникова, 6 можно предположить, что издание С. А. Белокурова передает житие ближе к протографу, чем изд. К. И. Невоструева .

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010