Общегос. вопросы часто решались на вече, в к-ром наряду с новгородцами принимали участие представители др. городов Новгородской земли - Пскова, Ладоги, Русы, что отражало территориальный размах Новгородчины XI в.- от Пскова до бассейна Мсты, от Приладожья до Ловати. Уже в XI в. началось проникновение новгородских даней на северо-восток - в район Онежского оз. и Подвинья (Заволочье). Не позднее 1-й четв. XII в. эти земли были плотно охвачены системой новгородских погостов, о чем дает отчетливое представление Устав кн. Святослава Новгородской епископии 1137 г. Подвижную границу новгородских владений на западе и севере определить трудно, так же как нелегко отделить территории новгородских данников от земель, непосредственно включенных в политическую структуру Новгородской земли. В 1-й пол. XI в. власть Новгорода установилась в области эстов к западу от Чудского оз., где в 1030 г. Ярослав Мудрый основал г. Юрьев Ливонский (совр. Тарту), но эти владения были утрачены после начала в 90-х гг. XII в. экспансии Ливонского ордена и Дании в Вост. Прибалтику, хотя и впосл. выступления эстов против ливонского и дат. господства часто пользовались военной поддержкой Новгорода. Вероятно, одновременно с землями эстов были освоены области води и ижоры на юж. берегу Финского зал., а также карел вокруг Ладожского оз. Позднее данническая зависимость от Новгорода распространилась на фин. племена еми на сев. побережье Финского зал., не позднее рубежа XII и XIII вв.- на финнов Терского берега (беломорское побережье Кольского п-ова). Земли еми были потеряны для Новгорода в сер. XII в., когда их захватила Швеция. Новгородско-швед. конфликт был длительным, принимая порой форму дальних походов: шведов на Ладогу в 1164 г., подвластных Новгороду карел на столицу Швеции Сигтуну (к-рая была взята и разграблена) в 1187 г. Судьбы Киевской земли и механизмы общерусского единства Киевская земля, как и Новгородская, стояла в системе земель-княжений Д. Р. особняком. Традиц. представление о Киеве как о владении княжеского рода, выражавшееся в поочередном замещении киевского стола князьями из разных ветвей в соответствии с принципами генеалогического старейшинства и отчинности (на Киев не мог претендовать князь, отец к-рого никогда в нем не княжил), не позволило столице Д.

http://pravenc.ru/text/180439.html

Это совпадало со способом наложения податей и повинностей. Облагались не лица, а имущества и доходы, причем руководством служили писцовые книги, в которых в точности приводились в известность промыслы, средства и доходы жителей. Старое значение боярина, как землевладельца, еще удерживалось в это время, хотя слово боярин имело смысл сановника. Как владетель вотчины, назывался боярином тот, кто не носил боярского сана в царской службе. Вотчины были боярские (вообще частных служилых владельцев) и монастырские; к ним следует причислить еще и владения новгородских земцев (крестьяне-собственники). Поземельные владения, как боярские вотчины, так и все поместья, делали службу обязательною для их владельцев. Кроме последних, все земледельцы не владели землями в качестве частной собственности: у черносошных земли были в общинном владении. Крестьянам вообще предоставлялось прежнее право перехода с земли на землю в Юрьев день. Относительно холопства в это время сделано было несколько распоряжений, видимо, клонившихся к уменьшению числа холопов. Таким образом, отменилось древнее правило, что поступивший в должность к хозяину без ряда делался его холопом. Детям боярским запрещалось продаваться в холопство не только во время службы, но и ранее. (Впоследствии это распоряжение было отменено для тех из них, которые еще не поступили в действительную службу.) Судебник запрещал отдаваться в холопство за рост, следовательно, предотвращал случаи, когда человек в нужде делался рабом. Впрочем, неоплатный должник после правежа отдавался головою заимодавцу, но, чтобы меньше было таких случаев, постановлено было давать на себя кабалы не более, как на пятнадцать рублей. Кроме того, при всякой отдаче головою, излюбленные судьи должны были делать особый доклад государю. Наконец, беглый кабальный холоп не был возвращаем прямо хозяину, а ему предлагали прежде заплатить долг, и только в случае решительной несостоятельности выдавали его головою. Замечательно, что в совете людей, правивших тогда на деле государством, очевидно были разногласия, проистекавшие от различных взглядов.

http://sedmitza.ru/lib/text/435603/

Таковы послания патриархов к новгородским владыкам Моисею (1354) и Алексею (1370) с именованием их епископами и указанием, что они должны оказывать каноническое повиновение митрополиту киевскому и всея Руси . 5. Епископское управление на местах Вскоре после формирования церковной организации на Руси она взяла на себя административные и судебные функции в политических центрах, где были учреждены епископии, распространяя эти функции и в ширину, на новые города, и в глубину, на те общественные явления, которые прежде не были в ведении публичной власти. Христианизация территории Руси — в первые столетия христианизация городов с пригородами, княжеских и боярских усадеб — наряду с постройкой церквей и увеличением числа священно- и церковнослужителей при них приводила к возникновению и распространению епископских чиновников, практически осуществлявших от имени епископов эти функции. Возможно, что вначале при формировании митрополии и епископии отсутствие или недостаток церковных чиновников восполнялись деятельностью княжеских людей, занимавшихся по поручению князя вместе с епископами не только проведением христианизации, организацией епархий, постройкой церквей, но и снабжением епископии десятиной, исполнением церковных наказаний по нормам нового церковного права, тесно связанного с традиционным княжеским правом Русской Правды. Об этом может говорить сохранение в текстах Устава Ярослава XII—XIII вв. указаний на участие княжеских чиновников в исполнении наказаний — слов «а князь казнить» в статьях об умыканиях, распу-стах (разводах), избиениях и пр. Такими княжескими чиновниками были, вероятно, емец и мечник, упоминаемые в 41-й статье Краткой Правды, а также (емец) на новгородских деревянных цилиндрах X в. Со временем, однако, с появлением у кафедр широкой юрисдикции, необходимых средств и нужного штата, складывается соответствующая церковная система управления и суда. Церкви и монастыри строились и функционировали во многих других городах Руси, где кафедр не было. Среди городов, где известны каменные церкви до середины XIII в., большая часть, такие, как Вышгород, Овруч, Лучин, Путивль, Новгород Север-ский, Трубчевск, Вщиж, Муром, Нижний Новгород, Ярославль, Переславль Залесский, Юрьев Польской, Дмитров, Старая Русса, Старая Ладога, Псков, Изборск, Дорогобуж, Вязьма, Рославль, Мстиславль, Витебск, Минск, Новогрудок, Гродно, Волковыск, Васильев, Звенигород, Вельск, Мельник, Дрогичин , не имея епископий, должна была в церковном отношении управляться постоянными или приезжими епископскими чиновниками.

http://sedmitza.ru/lib/text/438144/

Карцев Иван Федорович, 1425 г., Углич; Карцевы, помещики, с конца XV в., Новгород [см. Варакса] Касаговские ( Косаговские ): Касаговский Михаил Иванович, конец XV в., Новгород; Касаговские, XVI в., Новгород Касаговы ( Косаговы ), Косоговы : Терентий Косагов, убит в 1445 г. татарами под Суздалем; Касаговы, слуги митрополичьего дома, XV–XVI вв. Касатка, Касаткины ( Саткины ): кн. Василий Александрович Касатка Ростовский, 1520 г.; от него – Касаткины-Ростовские [см. Голубой]; Осип, Шибан [см. Шибан] и Данило Шихман [см. Шихман] Ермолаевичи Касаткины (Саткины), царские конюхи, 1584 г. Касатка – ласточка Касть Василий, крестьянин, 1495 г., Новгород Касть – 1) сор, мусор, дрянь, 2) мышь, крыса и т. п. гад, 3) вред, убыток (Даль) Ср. в Костроме волость Касть Кат Роман Феофанов, 1564 г., Новгород Кат – палач (Даль) Катавасьины ( Катавасьевы ), мелкие вотчинники, Переяславский уезд; Семен, середина XV в.; Катавасья Юрьев, списал Новгородскую IV летопись, 1544 г. Катабазис – переход, переменное пение ирмосов обоими клиросами (греч.); катавасья – беспорядок, суета, свалка (рус.) Катасоновы , помещики, XVI в. и позже, Тула Катеринин Истома [см. Истома] Кузьмич, 1600 г., Дмитров Катины , вторая половина XVI в. и позже, Рязань Катлечей кн. Иван Александрович Звенигородский, XV в. Катуна, Катуня, Катунин : Катуня Кишкин [см. Кишка], помещик, 1597 г., Рязань; Катуня Ильин, крестьянин, 1606 г., Новгород; Катуна, старица свиты кн. Евдокии Старицкой, казненная вместе с нею; Федор Катунин, землевладелец, середина XV в., Радонеж Катуна – невольница-жена (мусульм.) Катырь : кн. Иван Андреевич Ростовский, боярин, 1532–1543 гг.; от него – Катыревы-Ростовские Каур, Каурой : Каур Тимофеевич Улитин-Пушкин [см. Улита, Пушка], конец XV в.; Иван Иванович Каурый Новосильцев [см. Новосилец], вторая половина XV в. [см. Через] [Ср. Коур] Кафтырев Иван Данилович, межевщик, 1504 г., Кашин, Ростов [см. Будалей, Пшенка] Каптырь – черное покрывало на камилавку Каханов Марк, крестьянин, 1628 г., Белев Качабаровы Степан и Семен Погожевы [см. Погожий], дворяне, середина XVI в., Ярославль

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Разгромив основные силы Владимиро-Суздальской земли, монголы рассредоточили свои отряды и принялись за менее значительные города. За один лишь месяц они взяли и разграбили четырнадцать городов Северо-Восточной Руси. В их числе были Ростов, Ярославль, Переяславль-Залесский, Юрьев-Польской, Дмитров, Галич-Мерьский и другие. После разорения Северо-Восточной Руси монголо-татары устремились к Новгороду. По пути были взяты и уничтожены Тверь, Волоколамск и Торжок. Повсюду творились страшные зверства. Однако, не доходя 100 верст до Новгорода, монголы почему-то отступили от богатейшего русского города. Что случилось, остается загадкой, но Промысл Божий уберег Новгород. Едва ли правы историки, которые объясняют все надвигавшейся весенней распутицей и страхом перед новгородскими болотами. В марте-апреле монгольской коннице еще можно было не опасаться весенней распутицы. От Новгорода монголы повернули на юг. По пути они приступили к Козельску, но маленький городок неожиданно оказал невероятное сопротивление. Семь недель монголы не могли взять его приступом. Город был прозван ими " злым " . Овладев, наконец, Козельском, монголы, которым чуждо было какое-либо великодушие, уничтожили все население города. По преданию, малолетний князь Василий Козельский погиб, захлебнувшись в крови своих подданных. Монголы так и не решились приступить к Смоленску. По преданию, этим город обязан святому воину Меркурию, который один выступил против монгольского отряда и своими героизмом так ошеломил врагов, от рук которых мученически погиб, что они не дерзнули штурмовать город, в котором столь храбры его жители. После всего учиненного на Северо-Востоке разгрома татаро-монголы ушли в половецкие степи, что в междуречье Дона и Волги. Здесь орды Батыя отдыхали от ратных трудов и готовились к дальнейшему продвижению на Запад. Казалось бы, что после всего происшедшего князья Южной и Западной Руси, видя печальную участь Рязанской и Суздальской земель, наконец-то должны прийти в себя. Однако, отрезвления не последовало.

http://sedmitza.ru/lib/text/436245/

Лифляндские Рыцари напали на Юрьев, взяли оный приступом, убили Князя Вячеслава и всех Русских, а одного только Суздальца оставив живого, послали в Новгород с сей вестью. После сего переименовали город сей Дерптом. Датчане основали город Нарву на реке Нарове Новгородцы пришли с воысками во Псков, дабы совокупно идти на освобождение Депта: но не успев, через послов своих в Риге заключили договор об уступке сего города Рыцарям, с тем однако же, чтобы дань, которую Новгородцы и Псковичи с Унганнийцев получали в Медвежьей Голове, платима была уже из Дерпта. Гадебуш поход сей полагает в 1223 году. Литва нападала на Торопец и на земла Новгородские Смоленские: но Ярослав, Новгородский Князь, со Владимиром Псковским и братом его Давидом Торопецким догнали их близ Усвята и побили до 2000. Мир и союз наступательный и оборонительный Псковичей с Лифляндскими Рыцарями, по коему первые обязались помогать последним против Литовцев, тогда усилившихся и часто нападавших на Псковские и Лифляндские пределы, а последние первым против Новгородцев, которых Князя Ярослав тогда со Псковом был в раздоре. Лифляндские Рыцари уступили Датскому Королю Валдемару II. Ревельский, Везенбергский и Нарвский Уезды, или как другие пишут, Гаррийскую, Вирландскую и Алленшайскую Провинции. Торговый Трактат Лифляндских Рыцарей а Смоленскими, Полоцкими и Витепскими Князьями по Двине, а с Готландцами по морю. От осенних морозов, побивших хлеб до сжатия оного, произошел голод в народе; кадь ржи продавалась по 20 гривен, пшеницы по 40, пшена по 50, а овса по 13. Начало Ганзейского торгового союза приморских Северных городов, коих число наконец совокупилось до 80. Псковичи примирились с Новгородцами и приняли к себе Князем Юрья Мстиславича, шурина Новгородского Князя Ярослава. Поход Князя Юрья на Лифляндцев. Лифляндцы взяли Изборск, подведены будучи к оному Псковским же бывшим Князем Ярославом Владимировичем и некоторыми Черниговскими Боярами, недоброхотливыми Ярославу Новгородскому: но Псковичи отняли сей город и Князя Ярослава с сообщниками поймав, отослали в Новгород к Князю Ярославу Всеволодовичу, который сослал его в заточение в Переславль. Однако ж сей освободясь оттуда, опять ушел к Лифляндцам, а Рыцари во отмщение схватили в городе Тесове и увезли в Одемпе Новгородского Боярина Кирила Свининича.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Такие упреки произвели то, что Новгородские войска не послушались уже Ярослава и отказавшись продолжать свой поход, пошли обратно. Впрочем сим не кончилось взаимное несогласие, и Псковичи в 1232 году приняли даже к себе недоброхотов Ярославских; За то Ярослав остановил пропуск к ним своих товаров и наипаче соли, которою они пользовались большею частью из Области Новгородской; a сие действительнее всего заставило их смириться. Они выгнали от себя его неприятелей и приняли даже на Княжение Юрия Мстиславича, шурина Ярослава. Но с другой стороны Лифляндские Рыцари, старавшиеся расстроить союз Псковичей с Новгородцами, подняли с 1233 года войну и продолжали оную три года. Вожатыми им при сем походе служили два бывших, изгнанных Псковских же Князей, Борис Игоревич и Ярослав Владимирович и вышеупомянутые недоброхоты Ярослава Новгородского, к ним перебежавшие. Они тайно провели отряд Лифляндского войска под Изборск и внезапно взяли оный. Псковичи услышав, поспешили на освобождение сей Крепости, обступили ее со всех сторон и взяв там Князя Ярослава Владимировича с Новгородскими беглецами и несколькими Лифляндскими Чиновникам, отправили в Новгород к Князю, Ярославу Всеволодовичу, который оковав их, сослал на заточение в Переславль. Но Лифляндцы в отмщение зашедши с другой стороны, напали на Новогородские волости из-за реки Наровы и взяли город Тесов, в коем полонили Боярина Кирилу Свининича и отведши его в свой город Медвежью Голову (Одемпе), взаимно содержали его там в оковах с 15 августа до великого поста. Ярослав Всеволодович узнав о сем, собрал свои и Псковские войска, пошел вместе с шурином своим Юрием, Псковским Князем, под город Юрьев (Дерпт); но не доходя до оного, остановился. Лифляндцы вышед из Юрьева и Медвежьи Головы (Одемпе) напали на передовые их отряды и сбив, гнались за ними до главного войска: но оно двинулось, разбило их самих и погнало до реки Амовжи, (Ембаха) к самому Юрьеву. Многие бежавшие обломясь на льду, потонули; а еще больше Лифдяндцев и Немцев побито и пленено; прочие почти на половину раненые ушли и за перлись в городе.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В мае 1828 г. еп. Игнатий (Семёнов) был переведен на новоучрежденную Олонецкую кафедру, вместе с ним в Петрозаводск выехал В., 2 апр. 1829 г. стал членом духовной консистории. 1 июля 1829 г. В. был рукоположен во иеромонаха, 7 сент. определен инспектором и учителем словесных наук и греч. языка в Олонецкую ДС. Близость его к еп. Игнатию вызвала «зависть и недоброжелательство», и 24 окт. 1833 г. В. был переведен на должность инспектора и учителя философии в Вятскую ДС; дважды он исполнял обязанности ректора Вятской ДС (15 янв. 1834 - 11 марта 1835 и 16 мая 1838 - 20 окт. 1840). 9 марта 1834 г. назначен настоятелем Верхочепецкого слободского Крестовоздвиженского мон-ря Вятской губ. с сохранением должности инспектора ДС. 15 июля 1834 г. возведен в сан архимандрита, 17 апр. следующего года стал членом Вятской духовной консистории. 13 нояб. 1836 г. В. определено быть инспектором Астраханской ДС, но этот перевод по каким-то причинам не состоялся. 6 окт. 1837 г. В. получил благословение Синода за пожертвование в пользу Верхочепецкого мон-ря, 14 сент. 1840 г.- за усердное прохождение должностей по Вятской ДС. 30 сент. 1840 г. назначен ректором Иркутской ДС и настоятелем Вознесенского мон-ря, 5 февр. следующего года - членом духовной консистории. При В. велось строительство нового здания ДС. В 1843 г., переходя Ангару, В. провалился под лед, после чего заболел воспалением легких и ревматизмом. 19 дек. по состоянию здоровья был уволен со службы в уч-ще. 14 апр. 1844 г. перемещен настоятелем в нижегородский Макариев Желтоводский мон-рь, 31 янв. 1852 г.- в Кириллов Белозерский мон-рь. Состоял членом кирилловского духовного правления (с 30 июля 1852), цензором проповедей по городу (с 27 окт. 1853), благочинным церквей города (с 22 июня 1854), членом комиссии по составлению описи б-ки и древнего архива Кирилло-Белозерского мон-ря (с 15 окт. 1854). 28 марта 1857 г. определен в Юрьев новгородский мон-рь с назначением членом консистории, с апр.- благочинный новгородских монастырей, с нояб.- член новгородского епархиального попечительства о бедных духовного звания и директор попечительного об-ва о тюрьмах. Еще будучи настоятелем Кирилло-Белозерского монастыря, подавал прошения об уходе на покой.

http://pravenc.ru/text/154185.html

Юрьево. Юрьев мужской монастырь. Юрьев монастырь, Юрьев (Георгия Победоносца) монастырь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1030. Ссылки:   Адрес: Россия, Новгородская область, г. Великий Новгород, Юрьево Координаты: 58.4871, 31.286 Проезд: Юрьев монастырь находится в нескольких километрах от Новгорода. Чтобы попасть в него, лучше всего воспользоваться автобусом (или который ходит от вокзала. Остановка, нужная вам, называется «Юрьево». Если вы едете на автомобиле, нужно выезжать из города по Троицкой улице и следовать по гла ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Юрьев монастырь находится в нескольких километрах от Новгорода. Чтобы попасть в него, лучше всего воспользоваться автобусом (или который ходит от вокзала. Остановка, нужная вам, называется «Юрьево». Если вы едете на автомобиле, нужно выезжать из города по Троицкой улице и следовать по главной дороге до поворота на Юрьев монастырь и Витославлицы, где, кстати (в Новгородском музее народного деревянного зодчества), сохранился дом графини Орловой-Чесменской. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью К северному корпусу примыкает Кресто-Воздвиженский собор, построенный в 1761-1762 годах и перестроенный в 1823 году. Перед передачей его законным хозяевам - РПЦ в нём проводились художественные выставки. Церковь Иконы Божией Матери Неопалимой Купины Свято-Юрьева монастыря построена в 1828-1830 гг.После ВОВ в ней жили люди, с середины 80-х годов 20-го века до восстановления мужского монастыря в южном корпусе и самой церкви были художественные мастерские. В 1030 г. кн. Ярослав Мудрый выстроил здесь деревянную церковь во имя св. Георгия. В 1092 г. монастырь был расширен, в 1119-1130 гг. при Всеволоде деревянную церковь сменили каменным храмом. До 18 века обитель считалась одной из самых богатых на Севере и была называема лаврой. Монастырские владения доходили до Белого моря. К обители был преписан Перынский скит, расположенный в 1 км от монастыря. Сегодня в обители 3 монаха, 3 послушника и 20 трудников.

http://sobory.ru/article/?object=00164

Эти сведения подтверждают, что новые города Юрий Долгорукий называл по аналогии с городами Киевской земли. Сведения же об основании Городца в этих летописных известиях отсутствуют. Как следует из Воскресенской летописи, родной город Юрия Долгорукого Городец Остерский, разорённый Изяславом, имел второе название Юрьев: «В лето 6660 (1151/52) Изяслав Мстиславич и Давидовичи, и Изяслав и Святослав Всеволодич розведоша городок Юрьев и пожгешай» (РГАДА, ф. 201, оп. 1, ед. хр. 40, л. 102 об.; ПСРЛ. Т. 7, с. 56). Как уже отмечалось, из Воскресенской, Новгородской и Никоновской летописей следует, что в Суздальской земле Юрием Долгоруким был заложен «град Юрьев». В Никоновской летописи он назван Юрьев Польской (ПСРЛ. Т. 9, с. 196). В связи с этим 1152 г. считается также датой основания города Юрьева-Польского (Дударев В.А., Евсеева Н.А. СССР. Административно-территориальное деление союзных республик на 1 января 1980 года. М., 1980, с. 106; Пэнэжко О. Город Юрьев-Польской, храмы Юрьев-Польского района. Владимир, 2005). Однако местоположение города Юрьева, основанного Юрием Долгоруким в 1152 г., в летописи не указано. Вместе с тем Городец Мещерский также находился в Суздальской земле. Как видно, ни одно из приведённых известий нельзя ни принять, ни отвергнуть. И хотя предположение В.Н. Татищева об основании Городца Мещерского в 1152 г. было принято многими исследователями, точка в поиске даты основания г. Касимова не поставлена. Важным является вопрос о месте смерти святого благоверного князя Александра Невского. С XIX века идут споры – в каком Городце это случилось: в Волжском или Мещерском? Вот возьмём «Журнал Министерства внутренних дел» от 1841 года, где читаем статью «О городе Касимове, Рязанской губернии» (раздел «Смесь», с. 7): «Каменная церковь Богоявления Господня, названная так по образу, чудесно сохранившемуся от сгоревшего в 1372 году Городцовского монастыря… По некоторым признакам можно полагать, что здесь был древний Городецкий Богоявленский монастырь, в коем 1263 года 14 ноября Великий Князь Александр Невский, проездом из Монгольской орды и с Дону, в болезни принял Ангельскую схиму; а что здесь в Городце Благоверный Князь скончался, о том значится и в кратком Степеннике государственных фамилий, изданном в 1785 году».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/30/i_...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010