Проникнутый чувством благоговения посреди сего древнейшего из храмов Новгородских я сказал настоятелю Юрьева то, что чувствовала в ту минуту душа моя: «Если бы покойный отец Архимандрит Фотий ничего другого не сделал, кроме обновления скита Перунского, то и тогда бы должно было навсегда остаться ему благодарным потомство! Может ли быть что либо драгоценнее сердцу русскому, как этот первый памятник нашего духовного возрождения! И здесь опять должно отдать ему справедливость, что он успел с помощью благотворителей возбудить в старом славянском сердце Новгорода любовь к вековой его святыне, начиная от св. Софии и великолепного Юрьева, до малейшей обители, раскинутой по окрестностям. Все старалась поддержать щедрая рука его из неиссякаемого источника, который и доселе изливается на убогий Новгород, богатый только своими воспоминаниями». Архимандрит ввел меня в кельи скитских отшельников и в отдельный покой их настоятеля, отколе открывается обширный вид на все озеро, затекающее волнами за дальний небосклон; потом благосклонно проводил до пустынного берега. Мы потекли по быстроте широкого Волхова, который перестает быть младенцем от самой колыбели, как возмужавший воитель исходя из бурного лона Ильменя и сам готовый на бури. К Городищу древнему замку князя Рюрика направлен был путь наш. Два протока, Волховец и Жилотир, начинаясь от двух оконечностей Городища, образуют из него остров и потом, соединяясь опять в один широкий рукав, за могильным холмом Гостомысла под стенами Хутыня впадают в Волхов. Там, где стоял на крутом берегу реки замок Варяжского пришельца, который содержал им в повиновении слободы Славянской около Ильменя, теперь убогое селение, сохранившее однако название Рюрикова Городища. С сего времени утвердились там князья русские, даже и тогда, как великий Ярослав перенес двор свой ниже по Волхову, и за ним потянулся весь Новгород, по обеим сторонам реки. Место на острове и на холме слишком благоприятствовало первобытному своему назначению замка, чтобы непрочные властители вольной столицы Славянской решились скоро его оставить. Оттоле княжили они как и с дворища Ярославля, и там укреплялись иногда против буйного вече; туда изгонял и Новгород своих наместников князей, когда вече объявляло им конец тревожного краткого владычества. «Ступай к себе на Городище!» – взывала мятежная толпа и там же не тревожила изгнанника, потому что издавна привыкла почитать место сие чуждым Новгороду, заветным гнездом рода Рюрикова. Горько отозвалось оно Новгороду и во дни его падения! Иоанн III еще однажды до того угощавший на Городище Владыку, посадников и бояр, прежде других мест занял войсками замок предка, чтобы по его примеру господствовать над городом, а Грозный внук его оросил потоками крови Новгородской роковой холм сей, ибо на нем совершал он жестокий суд свой над древней вольностью Славянской родины.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Интерес нем. городов (впосл. членов Ганзейского союза) к освоению Вост. Прибалтики диктовался намерением получить прямой доступ к рынкам Вел. Новгорода, Полоцка, Смоленска в обход купцов с о-ва Готланд и обеспечить себе льготные условия для закупки мехов, воска и восточных товаров ( Hoffmann E. Die Anfänge des deutschen Handels im Ostseeraum//Die Hanse und der deutsche Osten. Lüneburg, 1990. S. 5-22; Селарт А. Начало городской жизни в средневек. Ливонии и Руси//Балтия в контексте сев. пространства от средневековья до 40-х гг. XX в. М., 2009. С. 84-102). Успех нем. и дат. экспансии в Вост. Прибалтике был обусловлен, с одной стороны, разобщенностью местных племенных объединений, постоянными междоусобицами, слабой организованностью, вызванной отсутствием государственности, и, с др. стороны, качественным военно-техническим оснащением крестоносцев, их относительно высокой спаянностью, военно-политическими союзами (в т. ч. с зап. и сев.-зап. рус. княжествами), строительством замков, притоком людских и материальных ресурсов из католич. Европы, определенной поддержкой Папского престола. К нач. XIII в. народы Юж. и Вост. Прибалтики были лишь незначительно интегрированы с владениями польск. Пястов в Мазовецкой земле и русскими княжествами в Сев.-Зап. и Зап. Руси. С владениями волынских, витебских, минских, полоцких и смоленских Рюриковичей, Новгородской и Псковской землями были установлены лишь вассально-даннические отношения. Ко времени формирования гос-ва ордена меченосцев в Вост. Прибалтике связи между рус. княжествами и народами Вост. Прибалтики сильно ослабли. Русские княжества первоначально не проявили особой обеспокоенности появлением немецких колонистов, но когда успехи немецкой колонизации стали угрожать сокращением размеров дани с населения Подвинья (взимал Полоцк), Латгалии и Вост. Эстонии (взимали Новгород и Псков), их отношения с ливонскими немцами ухудшились. В 1201 г. еп. Альберт I Буксгевден (епископ Ливонии в 1199-1209, 1-й епископ Рижский в 1209-1229) основал г. Ригу. В 1202 г. при посредничестве Теодериха из Трейдена (Турайды) им был организован орден меченосцев. Кроме Рижского еп-ства (с 1255 архиеп-ство) в Вост. Прибалтике были учреждены еп-ства: Леальское (1211; затем кафедра была перенесена в завоеванный в 1224 орденом меченосцев Юрьев Ливонский (Дорпат, Дерпт; ныне Тарту, Эстония)), Эзель-Викское (ныне вол. Сааре-Ляэне, Эстония) (1228) и Курляндское (1234).

http://pravenc.ru/text/2110473.html

Правителями были Немцы завоеватели; народ состоял из побеждённых Финнов и Латышей, но Европа признавала эту землю землёй Немецкою. Впоследствии она покорена была Россией и вошла в состав Русского государства. Ещё немногие знают, что собственно Немцев в наших Остзейских губерниях весьма мало, не более чем Русских, и что всё народонаселение состоит из народа, не знающего Немецкого языка. Вскоре после завоевания прибрежного края, рыцари, пользуясь несчастьями России, напали на её пределы. Много из старых областей было покорено, много городов взято и переименовано в Немецкие имена (например, старый Русский Юрьев назван Дерптом). Не без труда отбились Псков и область Новгородская. Но мало-помалу ослаб в рыцарях дух воинственный, и Русские стали оттеснять их и наказывать за прежние обиды. Многие князья Русские, особенно Александр Невский, князь мужественный и святой, прославились победами над Ливонскими рыцарями. Наконец, дед царя Ивана Васильевича, победитель Казани, смирил гордость рыцарства и наложил на него дань, в 1503 году. С тех пор уже не смело оно подымать руки против России, но и не скрывало своей глубокой ненависти, не исполняло договоров и безрассудно оскорбляло государство, которого величию завидовало. Последним оскорблением было заключение в темницу мирных путешественников, учёных, призванных из Германии царём Иваном Васильевичем. Казнь последовала за преступлением, и началась война, которая положила конец и независимости ордена Ливонских рыцарей, и самому его существованию. Не все советники царские соглашались в пользе или в необходимости Ливонской войны. Многие полагали, что надобно воспользоваться удобным временем и уничтожить Крымских грабителей, также как уничтожили Казань. Они говорили, что не следует без явной необходимости губить войною народы, исповедующее Христианство. Таково было мнение Сильвестра и Адашева, конечно не в том смысле, будто бы Магометан и язычников менее противно Богу, чем уничтожение Христиан. Но Сильвестр и Адашев знали, что война тогда только праведна, когда необходима, и думали, что народ Христианский и образованный мог быть обуздан договорами, между тем как народы Магометанские и кочевые должны были всегда оставаться врагами России, и по вере своей, и по свойству своих кочевых и разбойнических обычаев.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Синоду, она собою годных в солдаты церковников в службу отдавать весьма опасна, дабы впредь за неосторожность не понести какого штрафа, а хотя де и повелено годных отсылать в военную коллегию, а на их места к церквам определять других, только тех других определять не откуда, понеже де по нынешним разборам при каждой церкви церковников оставлено точию определенное число, а при многих церквах, как до разбора было, так и по разборе осталось только по одному человеку, а у некоторых, кроме самых малолетних, и ни по одному человеку не было и ныне нет; и тако... не токмо на места взятых в службу других взять неоткуда, но при многих церквах и не по одному церковнику не останется, а во священнический и диаконский чин производить отнюдь будет некого, потому что годные к производству все отданы будут за небытие у присяги в службу, а оставшие в негодных за отдачею, т. е. престарелые и скорбные, к производству уже не годны, а которые в 1730 и 1731 гг. были не больше 12 лет, оные за младостью не токмо в попы, но и во диакона по правилам и указам еще не приспели, и из того может воспоследовать то, что при многих церквах не токмо попа и диакона, но и церковников ни одного не будет». В другом доношении та же канцелярия писала, что московский вице-губернатор кн. Юсупов и лейб-гвардии капитан Юрьев с духовными персонами при разборе, по случаю указа о замещении праздных мест, пришли в затруднение за недостаточеством церковнослужителей и просят решить их недоумение, чтобы «из того в коей-либо по указам силе впредь не причлось к неисполнению не в предосторожность». Псковская консистория доносила, что в подведомственной ей епархии совершенно праздных церквей оказалось 55, да в других церквах не достает против штатного числа 89 протопопов и попов, 19 дьяконов, 9 певчих и поддьяков, 167 дьячков, пономарей и звонарей, – всего 287 человек. Из новгородской епархии сами присутствующие в комиссии о разборе доносили, что с начала разбора по текущий 1739 год взято ими в солдаты 1293 человека, да малолетних ниже 15 лет отослано в школу 621, и затем при церквах у отцов оставлено самое малое число детей, и то больных и малолетних, что если по указу еще взять в солдаты за присягу из действительных дьяков и пономарей, то в церковном служении учинится всеконечная остановка, что поэтому они спрашивают Синод, исполнять ли указ, опасаясь попасть под штраф и «чтобы церквей Божиих в пустоту не привести».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Опорные пункты. Основными центрами были, понятно, города крепости, либо древние, местные, лишь занятые и освоенные русской властью, либо наново построенные ею со специальной целью укрепить свое влияние в национальных областях. Круг этих опорных пунктов достаточно широк: в прусско-литовских землях – Новогородок, Берестье, Визна 499 ; в эстонских – Изборск, Юрьев, Отепяа; в латвийских – Кокнесе 500 , Ерсике 501 ; в водьских – Копорье; в корельских – Ладога, Олонец. В северо-восточном направлении колонизация шла из Ладоги, Белоозера, Устюга; последний стал важным центром ханты-мансийской, а вместе с Унжой и Городцом-Радиловом и булгарской политики. Наряду с древними центрами поволжской колонизации – Ростовом, Муромом и другими, возник Нижний Новгород; на Северном Кавказе (в частности, в Адыгее) некоторое время центром властвования была Тмутаракань. Степная колонизация опиралась на города Переяславль, Торческ, Канев, Белгород и десятки менее значительных укреплений, стянутых в относительно единообразно организованный тюркский служилый оборонительный пояс; наконец, в галицком Понизье упоминаются Берладь, Текуч, Малый Галич. В Поднестровье, в северной Буковине летописью названы города Васильев, Онут, Хотин 502 . В этих и других опорных пунктах находились русские посадники или сходные с ними должностные лица с дружинами. Здесь строились их дворы, церкви, оклады и т. п. Иногда некоторые окраинные крепости использовались и как места ссылки политически неугодных лиц. В 1140 г. новгородские власти «заточиша Якуна в чюдь с братом (сторонников чернигово-суздальских князей), оковавъше и руце к шьи» 503 ; в Ладогу был сослан князь Святослав Ростиславич 504 ; в Ростов, когда он еще был окраиной, Ярослав сослал новгородского посадника Константина 505 ; в Берладь грозил отправить непокорных вассалов Андрей Боголюбский 506  и т. п. В военно-административные центры стекалась дань из погостов (там, где они были); отсюда выходили ватаги данщиков в те земли, где погостов не было (например, коми, хантыманси, лопарей-саамов и др.): здесь подчас заключались текущие соглашения с представителями национальной знати окрестных земель. Управление неславянскими землями составляло важную функцию государственного аппарата, нередко требовало использования военных сил, а когда речь шла о далеких землях, то было сопряжено и с риском. Поэтому в Новгородской республике оно находилось под контролем концов, которые выставляли равное количество воинов (по 100 человек от конца) для сопровождения сборщиков даней 507 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но, вспыльчивая, она сдержалась. Это был маленький старательный человек, отравившийся от общества его слепым безумием, – что на нём вымещать? Она ответила ему со сдержанным негодованием: – Граф! Что бы ни происходило и ни болталось в пустом Петрограде – это не может иметь влияния на необъятную Россию и на наш исторический трон. Я на нём – уже 22 года, и я знаю Россию. И изъездила её много. И знаю, что народ – любит нашу семью. И совсем недавно в Новгороде народ показал это так единодушно, с таким порывом… Пусть видят и Дума и общество! Поездка в Новгород в декабре ещё стояла в ней не воспоминанием, но живым вдохновительным ощущением. Всего один день – но в народную глубину, чистоту, бесхитростность! Огромные народные толпы, влекомые любовью, приливами бросались к её автомобилю при остановках, целовали руки, плакали, крестились, – какое открытое ликование на тысячах простонародных лиц! И всё это – под слитный звон новгородских древних колоколов, всё вокруг говорит о прошлом, и переживаешь старинные времена. Шпалеры войск, восторженные гимназисты в Кремле, молебен в Софийском соборе, самоявленная Богоматерь в часовне, Юрьев и Десятинный монастыри, навещание старицы, навещание раненых, – переезжала и переходила, окружённая плотным народным восторгом, столько любви и тепла везде, чистота и единство чувств, ощущение Бога, народа и древности. В расширенном сердце государыни стояло ликование от этой взаимной верности: её – православному народу, и православного народа – ей. И разве в одном Новгороде? А под Могилёвом, когда они ездили на автомобильные прогулки, – садилась на траву с наследником, и когда крестьяне узнавали, с кем говорят, – они опускались на колени, целовали руки и платье государыни. А когда перед войною плавали с Государем по Волге? – население выходило по колено в воду и кричало им привет и любовь. Да даже вот, в войну, студенты в Харькове! – встретили её с портретом и факелами, выпрягли лошадей и сами повезли карету. И – какие же жалкие потуги петроградских затуманенных мозгов могли этому противовесить? Только свет и общество Петербурга и Москвы были против царской четы. А народ – единой душою с ними.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

и также Станислав Сарницкий, Польский дееписатель XVI века; а Матфей Страубич (in descripmione Livonix) говорит, что когда первый Лифляндский Епископ Мейнгорд основывал (в 1186 г.) город Ригу и ближние Замки, то наперед испросил дозволение у Владимира Мстиславича, Князя Псковского. Но сии новопоселенцы, начавшие обращать Лифляндцев не только в свою Католическую веру, но и в подданство, стали отчуждать их от подданства Пскову. Выше упомянутый Арнольд пишет, что третий Епископ Лифляндский, Алберт (бывший с I199 г.), запретил уже им платить дань Псковскому Князю, за что де Князь часто нападал и на Лифляндскую Землю и на город Ригу. Рыцари старались разными способами снискивать дружбу Владимирову и наконец переманив его к себе, дали ему в удел близ Риги Идумейскую Область, а между тем время от времени усиливаясь притечением к себе многих Немцев, начали распространять свои владения. Скорые их успехи в покореии соседственныч Пскову Чудских племен, приближение завовоеваниями уже ко Псковским границам, набеги даже и на Псковские и Новгородские земли, а наконец в 1223 году завладение и Русским городом Юрьеьвым, приводили в страх Псковичей. Тщетно старались они превозмочь их союзом с Литовцами и призыванием Новгордцев на помощь. Успехи не скольких походов, предпринятых совокупно с сими союзниками в Лифляндию и Естляндию, были не долговременны, а наконец когда Новгородцы согласились даже уступить Юрьев Рыцарям, то Псковичи обманувшись в надежде на своих союзников, разорвали с ними дружбу и сами в 1228 году заключили оборонительный договор с Рыцарями, обязавшись им помогать против Литвы, а от них требуя обороны от Новгорода. Ярослав Князь Новгородский, почитая сие за измену Новгороду и наипаче оскорбясь тем, что Псковичи выслали даже из города его приверженцев, обьявил им войну и с войском дошел уже до Дубровны, однако же услышав, что в защиту Пскову идут Рыцари Лифляндские, остановился. Между тем Псковичи для переговоров выслали поверенных, которые объяснили, что не Псков изменил Новгороду, а сей оставил его без защиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

7. Между прочими, не так караульщиками, как служителями арестантовыми, самый злейший плут кажется быть Щап каменьщик, и чуть ли не одного его нарядом все делалось – и приход женщин и мужиков с витушками и проч. 8. Надлежит, кажется, всякаго из здесь упоминаемых обстоятельств времена изыскивать, например, когда началось хождение в баню, когда иеромонах Авраамий пошел в Москву и проч. И сия, если нечто важное имеют, мои примечания и мнения вашему сиятельству благопочтеннейше предложив, пребываю доброжелательный ваш богомолец и слуга, смиренный Феофан, архиепископ новгородский». Дома у себя, читая экстракты Тайной канцелярии, Феофан делал заметки на лоскутках бумаги, по латыни, по привычке или чтоб не выдать кабинетского секрета; например, об иверском деле: Novembr. 5. Anno 1732: Examen iniqnitatis in monasterio iverensi. Tria hic potissima: 1) Confessio; 2) Balneum; 3) Multitiudo faventium. Praeter horum et aliae circumstantiae. Дальше следует ряд отдельных заметок, с указанием, к которому из трех пунктов относится замечание. Quid per hoc soluit Philaretes? Ter vel 4-r cum Щапо (sic) in balneo. De Tito Mosquam eunte. Litteras scribit ad uxovem et mittit cum monacho Abraaraio. Rogat Abramides sacerdotes per Kozlahow (Козляков) et per alios custodes, ut pro Sa Mne (Sua Majestudine) prosphoras offerrent. По этим заметкам, как по программе, он составлял потом доношение в Кабинет. 402 Серафим пострижен в монашество в синодальной области ржевского уезда в могилевской пустыни; после того был деревяницким архимандритом; оттуда переведен в Тихвии, из Тихвина в 1724 г. в Юрьев наместником, из Юрьева в 1728 г. в Духов архимандритом же; в 1732 году в Иверский. Ему было 56 лет. 403 Определение это написано Феофаном собственноручно, как все, что он ни подавал в Кабинет или в Тайную канцелярию. Читать далее Источник: Издание Императорской Академии Наук. Санкт-Петербург. В типографии Императорской Академии Наук (Вас. Ост., 9 л., 12). 1868. Напечатано по распоряжению Императорской Академии Наук. Санкт-Петербург, ноябрь 1868 г. Непременный Секретарь, Академик К. Веселовский. Из сборника статей, читанных в Отделении Русского языка и словесности. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

С 2014 г. по 2018 г. в рамках Федеральной целевой программы «Культура России» реставрировались летние настоятельские покои (митрополичьи покои) 1829-1832 г.г. постройки, которые в свое время проектировал новгородский губернский архитектор М.М. Праве. Адрес: Великий Новгород, Юрьевское шоссе, д. 10, стр. 14. В 2014 г. специалистами ООО «Строительная культура» была разработана проектная документация. В 2017-2018 г.г. мастера ООО «Реставрационно-строительная фирма «Глория» отреставрировали конструкции кровли, фасадов, внутренних помещений, в том числе деревянных конструкций, установили новые дверные и оконные коробки, колоды в каменных стенах, выполнили остекление, архитектурно-художественную реставрацию фурнитуры, реставрацию фундаментов, конструкций из естественного камня, благоустройство: устройство отмостки из булыжного камня, наружную вертикальную защиту бутового фундамента, дополнительное укрепление откоса. В 2019-2020 г.г. ремонтно-реставрационные работы продолжились уже в рамках государственной программы «Развитие культуры». Подрядная организация ООО «БАСТ» произвела работы по замене конструкций полов, по реставрации и воссозданию покрытий из камня, реставрации и воссозданию кирпичной кладки и штукатурной отделки интерьеров, устройству гипсокартонных перегородок и потолков, а также малярные работы. Выполнена архитектурно-художественная реставрация и установка скобяных изделий, воссоздание и установка металлических конструкций, демонтаж и монтаж инженерных систем: водопровод и канализация, отопление и вентиляция, электроосвещение и электроснабжение. В настоящее время заканчиваются работы по инженерным сетям, установке молниезащиты и системы уравнения потенциалов. До 2018 г. включительно финансирование ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия за счет средств федерального бюджета осуществлялось в рамках Федеральной целевой программы «Культура России». С 2019 г. финансирование осуществляется в рамках государственной программы «Развитие культуры».

http://sobory.ru/article/?object=00164

3-го ноября был отпущен. – С ним толмач Томас Томсон. 1686 г. июня 7 – 20 апреля 1687 г. (приехал в Москву). – «Посланной» подьячий Посольского приказа Козьма Никитин Нефимонов («Посольской канцелярии секретарь») «со обвещением о великих и полномочных послах». – Указ о посылке состоялся еще 18 мая. Ответная грамота от 19 февраля 1687 г(приехал в Москву). – С ним «для толмачества цесарского языка толмач василий Ерофеев». 1686 г. июня 18 – 25 июля 1687 г. – Великие и полномочные послы ближний боярин и наместник вятский Борис Петрович Шереметев, ближний окольничий и наместник муромский Иван Иванович Чаадаев, думный дьяк Протасий Иванович Никифоров и дьяк Иван Волков «для обновления их Царского Величества с его Цесарским Величеством дружбы и любви, и с поздравлением, и для подлинного объявления о учиненном между великими государи их Царским Величеством и Королевским Величеством Польским» союзе против Турок и общем нападении на них и «для иных своих государственных великих дел» (о титуле и церемониях посольских). – В Вену прибыли 8 марта 1687 г. 14 марта были приняты, 25 апреля отпущены, а 1 мая выехали из Вены. (Дьяк Волков отправился отправился в Венецию). – С послами отправились: стольники: Вас. Петр. Кругликов, вас. Ив. Чаадаев, Борис Петр. Чаадаев, князь Иван Сунчелей мурзин сын, князь Кугушев, Степ. Юрьев Митусов, и Дм. И Яков Протасьевы Никифоровы; стряпчие: Карп Антонов Муромцев, Фед. Петр. Чаадаев, и Ив. Батурин; дворяне: Яков Вилимов Эглин и Дм. Фил. Буколтов; жильцы: Вас. Ант. Муромцев, Ив. Степ. Тевяшев, Ив. Фед.Ресин, и Мина Фед. Козляинов; 2для переводов польского и латинского языков» переводчик степ. Фед. Чижинской; «для письма» подьячие Посольского приказа Кондрат Никитин и Мих. Волков, приказа Большого Дворца Вас. Несмеянов и приказа Большой Казны Фед. Иванов; священник…; Новгородского приказа сторож Осип (Оска) Васильев и скорняк Иван Нестеров. 1697 г. февраля 25 – 25 августа 1698г. (приехали в Москву). – Великие и полномочные послы: генерал-адмирал, наместник новгородский, Франц Яковлевич Лефорт, генерал кригс-комиссар, наместник сибирский, Федор Алексеевич Головин и думный дьяк, наместник болховской, Прокофий Богданович Возницын " для утвержения дружбы и любви и для предложения общепотребных обоим нам великим государем и государствам нашим дел и взаимного равенственного воздаяния».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010