Разве это легенда? Разве это не формальное приказание, данное апостолам, иначе говоря священнослужителям, поставленным Самим Иисусом, проповедовать народам крещение и учить их заповедям Учителя? Таким образом, крещение в глазах Иисуса имело первенствующее значение; оно было также необходимо, как познание Его учения п исполнение Его заповедей. Иисус также говорит: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» ( Мк.16:16 ). Поэтому Он считал крещение необходимым для спасения. Из книги Деяний видно, что апостолы исполняли приказания Учителя и крестили всех уверовавших в Него. Ренан обходит эти тексты и приведя только один из св. Матфея, который не говорит ничего в пользу его тезиса, он останавливается еще на первой главе Послания к Коринфянам ( 1Кор.1:17 ); ап. Павел говорит в этом месте: «Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать». Ренан не мог дать большего доказательства своего криводушия. Достаточно прочесть то, что предшествует этим словам, чтобы увидеть, что св. Павел никогда не выражал той идеи, которую он ему приписывает. Он упрекает Коринфян в том, что они разделились на несколько церквей, смотря по тому, от кого они получили крещение: от Павла, Аполлоса или Петра, и говорит: «Разве во имя Павла вы крестились? Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя. Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю. Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать...» и проч. Очевидно, св. Павел хотел сказать, что его частная миссия была более благовествовать, чем крестить; что другие уже крестили тех, которые уверовали в его благовествование. Смысл этих слов настолько ясен, что писатель, уважающий себя и своих читателей, никогда бы не решился привесть их в доказательство теории вроде Ренана. Можно было бы привесть целую массу текстов для доказательства того, что св. Павел верил в необходимость крещения одинаково со всеми апостолами, равно как н в учение Иисуса. Но к чему это? Ренан это отлично знает, христиане также, все читавшие Новый Завет знают это также; а что касается до ренансистов, то они наверно остерегутся читать послания апостолов, равно как и наше опровержение романа этого великого человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Стефана (крестил я также Стефанов дом — 1Кор.1:16 ). Маловероятно, чтобы во всех этих новокрещенных семьях не было малолетних детей. Можно вспомнить и несколько ветхозаветных прообразов Крещения, которые убедят нас, что дети, так же, как и взрослые, не отвергаются Богом от Народа Божьего. Первый такой прообраз – прохождение через Красное море. Прошел весь Израиль с младенцами, и для апостола Павла это знак будущего Крещения: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море» ( 1Кор.10:1-2 ). Если все израильтяне были избавлены Богом от египетского плена и все крестились в Моисея, почему нужно отвергать Крещение во Христа и тайну освобождения от греховного плена?.. Если вспомнить, что в сознании иудея еврейский народ представляет собой «Собрание Божие», «Общину Божию», «Народ Божий», что причастным этому Народу был любой обрезанный младенец-израильтянин 6 , а христиане как преемники этих обетований – новый Народ Божий; то отсюда легко сделать вывод: христианские младенцы так же причастны этому новому Народу, Церкви. «И на страницах Евангелия мы видим, что Христос заключает Новый Завет не с Петром и не с Иоанном, но с новым народом Божиим; к Чаше Завета, изливаемой «за вас и за многих», Христос приглашает «всех». Бог дает свою благодать и защиту не просто одному индивиду, а сообществу людей – Церкви» 7 . «Христос не только носитель вечной Вести, которую Он повторяет одному за другим каждому удивленному человеку, но и Тот, в Ком человечество находит нежданное разрешение проблемы своего органического единства» 8 . Как еврей становился членом Народа Божия через обрезание, так и христианский младенец делается членом Народа Нового Завета через Крещение 9 . Мы знаем, что во II веке младенцев крестили и на Западе, и на Востоке, о чем свидетельствуют отцы и учители Церкви 10 . У св. Иринея читаем: «Христос пришел спасти через Себя всех, – всех, говорю, которые возрождаются от Него для Бога – младенцев, отроков, юношей и старцев» 11 .

http://azbyka.ru/parkhomenko/nuzhno-li-k...

Таким образом, хотя благие дела сотника послужили ему приготовлением ко спасению, однако же он не мог спастись без веры во Христа Иисуса; ибо нет другого имени под небесами, которым могли бы спастись, а природный закон совести, написанный в сердце каждого, есть только преддверие закона благодати, как разительно убеждает в том пример Корнилия. Исполняя повеление Ангела, он послал надежных людей в Яффу, где уже предупрежден был Петр небесным видением не гнушаться язычников и не почитать ничего скверным, что Бог признал чистым. Он встретил посланных и поспешил с ними в Кесарию, в дом сотника. Корнилии пал к ногам его и рассказал причину приглашения. Апостол же, внимая словам его и вспоминая свое видение, уразумел, что во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде не отвергается Господом, но способен быть принятым в благодать Его; он возвестил единственным средством спасения каждому человеку Христа Иисуса, распятого и воскресшего, Судию живых и мертвых, о Ком свидетельствовали Пророки, дабы всякий верующий в Него получил именем Его прощение грехов. Еще говорил Петр, как внезапно Дух Святой нисшел на всех слышавших слово жизни, и верующие, из числа обрезанных, изумились, видя, что дар Святого Духа излился и на язычников, потому что услышали их, величающих Бога разными языками. Тогда Петр сказал: «Кто же может воспретить креститься водою тем, которые как и мы приняли Духа Святого?» И велел креститься Корнилию со всем домом во имя Господа Иисуса. Когда же впоследствии упрекали Петра в Иерусалиме за то, что обращался с необрезанными, Апостол успокоил Иудеев рассказом всего бывшего, и они убедились, что Бог не одним Евреям, но и язычникам даровал покаяние в жизнь вечную. Хотя рассеявшиеся после смерти Стефановой ученики Христовы прошли до Финикии, Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слова Божия, кроме Иудеев, – однако же некоторые из Кипрян и Киринейцев начали благовествовать Господа Иисуса в Антиохии самим Эллинам, и рука Господня была с ними так, что великое число уверовало и обратилось к Господу. Дошел слух о том до Иерусалимской Церкви и послан был в Антиохию Варнава, который утвердил в вере новообращенных. Для большего успеха вызвал он Савла из Тарса и с ним вместе проповедовал целый год слово Божие в Церкви Антиохийской, где верные впервые стали называться христианами. Когда же один от Пророков, пришедших из Иерусалима, именем Агав, предсказал о наступающем в Иудее голоде, Антиохийцы, движимые любовью, собрали по достоянию милостыню в пользу братии своих и послали ее руками Варнавы и Савла.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

«Теология процветания» Традиционные христианские конфессии «Ты можешь вступить в сферу Царства Божьего, его богатства и влияния ...» с. 137]. «Царство Божье – это Его правление, воля, цель и программа на сегодня. Если ты не часть этого Царства, ты будешь голодать, барахтаться в грехе, зло будет побеждать тебя» с. 163]. В качестве примеров для подражания выбираются соответственные образы ветхозаветных праведников, кому вернулось преумноженное богатство в земной жизни, в материальном мире: Иов А. Мадубуко (комм. на Иов. 33:23–24 ): «Бог заставит семикратному воздаянию прийти к тебе во имя Иисуса» с. 92], Иосиф А. Мадубуко (комм, на Быт. 45:4–7 ): «Я верю, что говорю сейчас с Иосифами... Пусть Бог сильно благословит тебя. Иосиф, встань и будь благословением, которым ты призван быть» с. 179]. И даже архидьякон Стефан перетолковывается на этот ветхозаветный лад. А. Мадубуко (комм. на Деян. 6:8 ): «Бог высвобождает Стефанов сегодня..., которые будут повелевать финансовым чудесам, сверхъестественным способностям в бизнесе...» с. 181]. Что же касается тех ветхозаветных праведников, которые «были побиваемы камнями, перепиливаемы, ... скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления ... И ... не получили обещанного» ( Евр. 11:36–39 ), их «теология процветания» избегает демонстрировать в качестве наглядных примеров финансового «успеха». Православный комментарий Весь духовный и материальный мир принадлежит Богу: «Господня – земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней» ( Пс. 23:1 ). Ср.: Исх. 19:5 , Агг. 2:8 , Пс. 88:12 , Иез. 29:9 . Бог всегда властвует и управляет Вселенной, поскольку Он – Вседержитель ( Откр. 4:8–11 ), Всемогущий ( Быт. 17:1 ), Неизменный ( Иак. 1:17 ; Мал. 3:6 ). Бог может действовать во Вселенной как через человека: «...скажи Аарону: простри руку твою с жезлом твоим на реки, на потоки и на озера и выведи жаб на землю Египетскую» ( Исх. 8:5 ); Так и помимо человека: «И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые» ( 4Цар. 19:35 );

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/harizmat...

Три Апостола начали тогда, по обыкновенно своему, благовествовать Иудеям в их синагоге; но те до того упорствовали и злословили, что Павел отрясши одежды свои, сказал им: «кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам». Он оставил синагогу и пришел к язычнику, чтущему Бога, именем Титу Иусту, дом которого был подле синагоги. Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим и многие из Коринфян, слушая, уверовали и крестились. Самыми знатнейшими между ними были Крисп, Гани и дом Стефана, они крещены были самим Павлом, 389 а прочих крестили его спутники, потому что: «Христос послал меня, говорит он, не крестить, а благовествовать». Большая часть верующих в Коринфе были люди незнатные 390 к слабому пониманию которых, был принужден Павел приспособлять свои поучения. К дому Стефанову следует также причислить Фортуната и Ахаика, которых сам Павел называет начатками Ахаии 391 и которые были поддержкой новой христианской общины. Тогда Господь явился Павлу в видении и сказал: «Не бойся, но говори и не умолкай; ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в сем городе», и Павел оставался там год и шесть месяцев. Иудеи, по обыкновению своему, однако, попытались преследовать его, схватили и привели перед судилище Галлюна, тогдашнего проконсула Ахаии; но едва Павел открыл уста, как Галлюн сказал обвинителям: «Иудеи! если бы какая-нибудь была обида или злой умысел, то я имел бы причину выслушать вас, но когда идет спор об учении и об именах, и о законе вашем, то разбирайтесь сами, я не хочу быть судьей в этом» и прогнал их. А все Еллины, схватив Сосфена, начальника синагоги, били его пред судилищем и Галлион ни мало не беспокоился о том. Во время пребывания своего в Коринфе, Павел написал два послания, которые сохранились и уважаются как существенная часть писаний Нового Завета. Они писаны к Фессоланийцам от имени Павла, Силуана 392 и Тимофея. Церковь Фессалонийская при самом основании своем отличалась верой, любовью и упованием своим на Иисуса Христа; 393 и тогда же получила полное учреждение Церкви. Так называет ее сам Апостол 394 от которого получила она пастырей и предстоятелей. 395 Члены же её до того отличались добродетелями, что стали образцом для уверовавших в Македонии и Ахаии. 396 Церковь эта сделалась средоточием, из которого вера распространялась по окрестным городам, и во всей Церкви христианской удивлялись ревности, с какой; фессалонийцы оставили поклонение идолам, чтобы служить. Богу живому и нетленному. 397 Но Иудеи, преследовавшие Павла, не оставили в покое также и учеников его, а потому Апостол пишет им: «Вы, братия, сделались подражателями Церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудеи, потому что и вы тоже претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев, которые убили Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали». 398

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Утверждение об отсутствии каких-либо свидетельств о посещении Коринфа Петром не совсем корректно: такие свидетельства есть 348 , и мы их рассмотрим ниже. Однако сам текст Первого послания к Коринфянам не дает оснований ни для утверждения о том, что Петр проповедовал в Коринфе, ни для гипотезы о якобы разгоревшемся там конфликте между ним и Павлом. Он лишь говорит о наличии в Коринфе партий сторонников разных апостолов, причем объектом главной атаки Павла являются сторонники его собственной партии, а не сторонники партии Петра, что явствует из продолжения текста: Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя. Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю. Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать... ( 1Кор. 1:13–17 ). Еще одно упоминание Павла о Петре не имеет хронологической привязки и свидетельствует лишь о семейном статусе последнего: Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа? ( 1Кор. 9:5 ). Как мы видели выше, информация о том, что Петр был женат, подтверждается единогласным свидетельством Евангелистов-синоптиков о наличии у него тещи ( Мф. 8:14–15 ; Мк. 1:29–31 ; Лк. 4:38–39 ). Церковное предание сохранило и другие сведения о жене Петра. По свидетельству Климента Александрийского (II – начало III в.), она была казнена на глазах Петра: Рассказывают, что блаженный Петр, видя супругу свою ведомой на казнь, возрадовался ее призванию в вышние селения и возвращению домой. Окликнув ее по имени, ободряя и утешая, он воззвал к ней: «Помни же Господа!». Таков был брачный союз этой блаженной четы; таков был и образ действий мужа по отношению к той, что была для него в этом мире дороже всех людей 349 . Эти слова Климента приводит в своей «Церковной истории» Евсевий Кесарийский 350 , добавляя к ним еще одну ссылку – на утраченное сочинение Климента, где речь идет о детях Петра:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Христос пострадал за всех людей, за грехи всего мира, но спасаются только те, кто очистится от первородного греха, для чего Он и установил крещение, которое «спасает нас воскресением Иисуса Христа» ( 1Пет. 3:21 ). А так как и теперь все дети рождаются с первородным грехом, ибо и теперь, вследствие навсегда поврежденной природы своей, все люди умирают ( Рим. 6:23 ), то чтобы освободить детей от этого всеобщего греха, с которым никто не может войти в царство небесное ( Ион. 14:4 и Откр. 21:27 ), необходимо крестить и их, детей, иначе они погибнут навсегда для вечной жизни. Сектант: 1) Никакого крещения водою (говорят молокане) не нужно: под водою в крещении нужно разуметь учение Христа: «Всякий пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во веки, но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Ин. 4:13 ). Объяснения православного: 1) Совершенно справедливо, что в приведенных местах Св. Писания под водою в духовном смысле разумеется учение Христа и вера в Него; но отсюда вовсе не значит, что не нужно водного крещения: учение и вера – одно дело, а крещение водою совсем другое, почему Спаситель и говорит: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (Мф. 28:19). «Кто будет веровать и крестится спасен будет» ( Мк. 16:16 ). Под водою в крещении разумеется еще и вера: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» ( Ин. 7:38 ). Если бы под водою крещения везде должно было разуметь учение, то вышло бы, что Христос никого в Иудее не учил, ибо о Нем сказано: «Сам Иисус не крестил, а ученики Его» ( Ин. 4:2 ), вышло бы, что и ап. Павел никого не учил, кроме Криспа, Гаия и семьи Стефана, ибо он говорит о себе: «Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия... Крестил я также Стефанов дом, а крестил ли еще кого, не знаю» ( 1Кор. 1:14–16 ). А далее сам св. Апостол отличает крещение от учения: «Ибо Христос, говорит он, послал меня не крестить, а благовествовать» (ст. 17).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Что же значит: все у вас да будет с любовью ? Обличает ли кто, начальствует ли кто, или повинуется, учится ли кто, или учит, все (должно быть) с любовью, потому что и все упомянутое (зло) произошло от пренебрежения ею. Если бы (любовь) не была пренебрегаема, то они не гордились бы и не говорили бы: " я Павлов " ; " я Аполлосов " (1Кор.1:12); если бы она была между ними, то они не судились бы у внешних (язычников), или лучше, не судились бы вовсе; если бы она была между ними, то (блудник) не жил бы с женой своего отца, они не презирали бы немощных братий, не имели бы разделений, не тщеславились бы духовными дарованиями. Потому он и говорит: все у вас да будет с любовью. Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым) (ст. 15).   2. Еще в начале послания он упомянул об этом, когда сказал: крестил я также Стефанов дом (1Кор.1:16), и теперь называет его начатком не только Коринфа, но и всей Греции. Немаловажная честь — первым приступить ко Христу. Потому и в послании к Римлянам, похваляя за это некоторых, он сказал: прежде меня еще уверовавших во Христа (Рим. XVI , 7). Не сказал здесь: первые уверовали, но: есть начаток , выражая, что вместе с верой они показали и прекрасную жизнь, как ее плод, и оказались достойными во всех отношениях. Подлинно, начаток должен быть лучше прочего, чего он есть начаток, — это Павел и засвидетельствовал об них таким выражением. Они, как я сказал, не только искренне уверовали, но и на деле показали великое благочестие, высокую добродетель и ревность в делах милосердия. И не только этим он доказывает их благоговение, но и тем, что весь дом был исполнен благочестия. А как они были ревностны в добрых делах, это (апостол) показывает в дальнейших словах: они посвятили себя на служение святым . Слышите ли, какую он воздает похвалу страннолюбию? Не сказал: служат, но: и что они посвятили себя на служение святым ; такую жизнь они избрали себе навсегда, об этом заботятся. Будьте и вы почтительны к таковым (ст.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1097...

Что касается в особенности до исследования Писаний, буква убивающая здесь для вас есть не какая-нибудь кажущаяся мелочною и сухою работа, а работа не с усвоением Христа, как самой истины. Всякое понятие даже об истине, наприм. о Богодуховенности писания, если вас оно парализует и останавливает в деле живого и отчетливого усвоения истины (которая ведь – Христос), уж обращается для вас в мертвую и мертвящую букву. Надо и в разъяснении Боговдохновенности достигнуть живой истины – самого Христа. (Сказать кстати: из живой Божественной истины, во всех ее сторонах, не смотря на явление ее своим существом в живой личности – Христа Господа, мы успели сделать мертвый, неподвижный абсолютизм). Вот вы указываете на место из 1-го посл, к Коринфянам: «Я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гая... крестил я также Стефанов дом, а крестил ли еще кого, не знаю». И заключаете из этого места с торжеством полной уверенности, что состояние Боговдохновенности не уничтожало в Павле естественного забвения. Вам и хотелось бы выяснить эту, как вы выражаетесь, границу между тем, что в писаниях составляет след властительного водительства Духа, и тем, что в них составляет след орудия – человека. – Что сказать на это? – Если Дух, вдохновлявший и ветхозаветных Св. Писателей, назван в слове Божием Христовым ( 1Пет. 1:11 ); то на этом основании вы, надеюсь, без труда согласитесь с тою мыслью, что в Боговдохновенности Св. Писателей Св. Дух, их вдохновляющий, раскрывает многочастно и многообразно благодать именно того, чт о и к а к совершал и проявлял Сам Господь Иисус в Своем Богочеловеческом лице. В лице и служении Христовом можно и должно различать, чт о свойственно и принадлежало Его человечеству и в ч е м проявлялось величие Его Божества; но и то, в чем являлась даже одна немощь Христова человечества, совершалось тем не менее в общении Его человечества с Божеством и потому совершалось непременно в силе Св. Духа. Так Христос страдал на кресте человечеством, а не бесстрастным Божеством, и умер Своею плотию человеческою; но тем не менее Он именно «Духом Святым принес Себя непорочного Богу», как говорит Апостол ( Евр.9:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

«Яко рвения в вас суть». Показывает же, какого рода были состязания. 1Кор.1:12 .  Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». «Глаголю же се, яко кийждо вас глаголет: аз убо есмь Павлов, аз же Аполлосов, аз же Кифин, аз же Христов». Коринфяне именовали себя по именам других учителей, но Павел выставил свое и Аполлосово имя; приложил же и имя первоверховного Апостола, научая тем, что несправедливо даже и из сих имен делать такое употребление; сие яснее дознаем из следующего. Но весьма премудро поступил он, к другим именам сопричислив и имя Христово, показывая несообразность дела, а именно, что коринфяне в один ряд поставляли и Владыку, и рабов. 1Кор.1:13 .  Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? «Еда разделися Христос?» Иные не как вопрос, но как речь положительную читали это, утверждая, что Христом здесь названа Церковь , и толкуя сие так: худо поступили вь, разделив тело Христово. Но думаю, что сказано это вопросительно; сие показывает и присовокупляемое. «Еда Павел распятся по вас, или во имя Павлово крестистеся?» А сие значит: ужели Христос имеет разделяющих с Ним владычество и власть, и потому вы делитесь, и одни называетесь Его именем, а другие именами того или другого? Не Один ли за всех вас приял смерть? Не в Его ли имя прияли вы благодать крещения? Человеческих ли имен призывание даровало вам оставление грехов? 1Кор.1:14 .  Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия. 1Кор.1:15 .  Дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя. 1Кор.1:16 .  Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю. «Благодарю Бога, яко ни единаго от вас крестих, точию Криспа и Гаиа, да не кто речет, яко в мое имя крестих. Крестих же и Стефанинов дом: прочее не вем, аще кого иного крестих». Апостол усиливает обвинение каждым присовокупленным словом, но не поражает сильно обвиняемых, собственное свое лицо выставляя вместо коринфских учителей. Дает же разуметь, что называли себя по именам не только учителей, но и крестивших. Представляет и причину, по которой не крестил многих.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010