«…Все собравшиеся в часовне усердно молились. “За что мне разбили сердце?” — думала молоденькая женщина в плюшевой кофте, которая была уже матерью одного ребенка, а, ожидая второго, внезапно и случайно узнала о сразившей ее измене любимого мужа, в которого она так верила… — Ох, грехи, грехи! — шептала мещанка, над сыном которой на завтра назначен был суд по обвинению его в поджоге. “Сделай, чтоб он меня полюбил!” — мечтала девушка, положившая на могилу венок. — Господи помилуй! — вздыхала мать, с грустью вспоминая о дочери и о ее попытке самоубийства… А за дверью звонко и радостно чирикали воробьи, перепархивая веселой стаей с места на место. Собравшиеся в часовне усердно молились. Волны ладана вились над кадильницей, разливаясь по уютной горенке. И, казалось, среди них вставал бледный дух усопшей, спеша на помощь призывающим ее. “Тяжело нам, тяжело!” — говорили ей их вздохи. “Помоги же нам, ты, презревшая земное и спасенная страданием! — говорили ей их коленопреклоненные колени. — Помоги, научи нас, поддержи!”» Юродивый Алексий Стефанович, покоящийся в Ростовском Борисоглебском монастыре Буяя мира избра Бог, да премудрых посрамит ( 1Кор. 1:27 ). Благодаря известному исследователю русской старины, архимандриту (впоследствии епископу Углицкому) Амфилохию — сохранены хоть немногие сведения о человеке, подвизавшемся в средине 18-го века в пределах Ростовских. Память об этом подвижнике доныне сохраняется и в монастыре, где он провел последние десятилетия своей жизни, и среди окрестного населения. Архимандрит Амфилохий почерпнул сообщаемые им сведения от местных крестьян, которые по свыше чем 80-ти летнему возрасту своему, лично еще знали Алексия Стефановича. Алексий Стефанович проходил тяжелый путь юродства. Истинное юродство о Христе есть такой путь жизни, избирая который люди окончательно отрекаются от родства, всех благ земных, и не только терпят, но и сознательно идут сами на всевозможные унижения. Люди, жившие духовною жизнью, единогласно говорят, что гордость есть величайшая язва человечества, самое главное препятствие для воздействия на душу Божией благодати. И вот, это-то страшное чувство и распинают в себе с беспощадной последовательностью Христа ради юродивые. Своим странным видом, странными поступками, резким обличением неправды и беззаконий людских они вызывают к себе насмешки, оскорбления, брань, побои. И все это они терпят безропотно, молитвой отплачивая своим обидчикам. От земли, от земной жизни они решились принять одно тяжелое, одно лишь горе — и всю жажду счастья, свойственную душе человеческой перенесли в будущее, в вечную небесную жизнь. С большим, чем кто-либо из людей, правом эти люди могут сказать о себе словами апостола: «Не имамы зде пребывающего града, но Грядущаго взыскуем».

http://azbyka.ru/fiction/russkaya-cerkov...

В Киево-Печерской лавре подвизался затворник Досифей, как выяснилось после его преставления, последовавшего 25 сентября 1776 г. на 65 году жизни, бывший в миру девицей Дарией Тяпкиной, из знатной рязанской дворянской семьи. В раннем детстве, проживши у бабки, инокини московского Вознесенского мон. Порфирии, Дария, вернувшись домой, вела иноческий образ жизни. Она в 1736 г. тайно оставила дом и, как послушник, подвизалась сначала в Троице-Сергиевской, потом Киево-Печерской лаврах. В последней она большую часть времени пробы- вала затворницей в Китаевской пустыни. К ней, чтимому старцу Досифею, приходил за советом юный Прохор, в иночестве преп. Серафим. Она направила его в Саровскую обитель и научила его истинной духовной жизни. В Задонском мон. подвизался схимонах Митрофан, в миру Михаил Голощапов, близкий свят. Тихону, считавшего его своим другом. Святитель переписывался с ним, давал ему поручения. Имел он дар прозорливости. Преставился Митрофан 27 февр. 1793 г. В Борисоглебском мон. проживал послушник чтец Алексий Стефанович, принявший на себя подвиг юродства. Его очень почитали в Ростове, находившемся в 18 вер. от обители. Был он прозорливым. Преставился Алексий 16 октября 1781 г. В Петрозаводске очень почитался юродивый Фаддей, уроженец Олонецкого края. Царь Петр I посещал его. В 1724 г. юродивый сказал ему, что видит его в последний раз. Государь скончался в январе 1725 г. Преставился Фаддей в 1726 г. Проф. П. Знаменский пишет о монашестве, лишенном в 1764 г. вотчинного богатства: «Само монашество, освободившись от множества расходов на содержание лишних обителей и лишних, не призванных к нему людей, получило возможность употреблять свои средства более полезным образом и лучше устроят свое нравственное состояние. Даже между монахами, удалившимися в леса, которых считали самовольными, явилось несколько замечательных подвижников, бывших потом устроителями нескольких монастырей и оказавших монашеству великие услуги; таковы были подвижники Брянских и Рославльских лесов конца XVIII и начала XIX века, числом до 30 (только известных) иноков. Эмигранты на Афон и в Молдавию, число которых только в одной Молдавии простиралось до 200 человек, дали тоже не мало наставников иночества русским монастырям и между ними такого учителя, как Паисий Величковский . В русских монастырях увеличилось число истинных подвижников и развилась даже значительная аскетическая литература...»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Юродивый Алексий родом был из Ростова и происходил из духовного звания. Он служил чтецом в Ростовском женском монастыре. Неизвестно, что побудило его вступить на путь юродства. Быть может, пример тех причисленных к лику святых Христа ради юродивых, что нетленно покоятся в Ростове. Жизнь их, несомненно, была хорошо известна Алексию Стефановичу. Но, как бы то ни было, — в конце первой половины 18-го века он стал юродствовать, так что епархиальная власть нашла нужным поместить его в Борисоглебский монастырь (что на реке Устье), в 18 верстах от Ростова. Об этом распоряжении сохранился такой документы «Ростовского Рождественского девичьяго монастыря дьячек Алексей Степанов 1749 года Генваря 18 дня за шалости, чинимыя им в малоумстве, доколе в совершенное состояние не придет, прислан в Борисоглебский монастырь для содержания». Митрополитом Ростовским и Ярославским в то время был знаменитый Арсений Мациевич, человек крутого нрава… Очевидно, Алексий Стефанович не пришел уже больше никогда «в совершенное состояние», т. е. не сошел с пути юродства, потому что до смерти, в течение 82 лет, остался в Борисоглебском монастыре. Здесь он вел жизнь юродивого «в великом терпении». Носил он всего одну только верхнюю одежду, прямо на голом теле и ходил босой. Такой способ одеваться не был им никогда изменяем и зимою. Помещался он в монастырской сторожке и, определенный в число послушников монастыря, был посвящен в стихарь. Он любил в своем монастыре за «ранней» обедней читать «Апостол». По окончании этой обедни часто он хаживал к «поздней» литургии, в Ростов, в Успенский собор. Совершал он этот 18-ти верстный путь чрезвычайно быстро. Об этой ходьбе его сохранился следующий рассказ. Одна боярыня ехала на тройке лошадей в Ростов на богомолье. В Борисоглебском монастыре она посетила Алексия Стефановича (доказательство того, что уже в то время он пользовался уважением лиц, чтивших подвижничество). Она жалела, что не может подолее остаться у него, так как до литургии в соборе оставалось очень мало времени. Юродивый заметил ее поспешность и сказал ей: «Мы увидимся в Ростове!»

http://azbyka.ru/fiction/russkaya-cerkov...

Когда она приехала в собор, она увидала там Алексия Стефановича, пришедшего туда скорей, чем довезла ее тройка лошадей. Вот как вольной мукой юродивый смирял свое тело. Однажды встретили его, идущего из лесу, и спросили: «Где ты был, Алексей Степаныч?» — В бане был, — отвечал он, — прекрасно выпарился, ни одного места не осталось не выпаренным! Между тем, некоторым удалось подсмотреть в лесу, как он сидел в муравейнике — и эту-то, принятую им на себя, пытку он и называл «баней». Он часто ходил в некоторые дома, и никогда ни дверей, ни ворот после себя не затворял. И, однако, было замечено, что после его посещений скот никогда не уходил со двора, и никаких пропаж, при раскрытых воротах и дверях, не происходило. В юродивом действовал и дар прозорливости. В одном доме мать сильно беспокоилась о том, что давно не получала известий от сына, жившего в Петербурге и передала свои опасения посетившему ее Алексию Стефановичу. Он сказал тогда матери: — Река Нева глубока; много в ней тонут! Чрез неделю она получила известие, что сын ее утонул. Однажды пред бурей юродивый стал размерять землю ν колокольни села Троицкого, что в Бору. — Что ты делаешь? — спросили его. — А вот, меряю, куда крест упадет с колокольни. Разразилась буря и сорвала крест, который упал как раз на место, указанное Алексием. Пред пожаром, случившимся в селе Вощажникове, в 10-ти верстах от Борисоглебского монастыря, юродивый, расхаживая по улицам, говорил вслух: «Ах, как жарко, ах как жарко!» — хотя жары не было никакой. Но в следующую ночь произошел в этом селе сильный пожар. Алексий Стефанович скончался 16 октября 1781 года. Он погребен архимандритом Варлаамом за алтарем. Одно неизвестное лицо, чтившее память подвижника, вскоре после его смерти воздвигло на могиле его каменную часовню с изображением на стене ее почившего. Доселе местное население чтит память подвижника. Испрашивая его загробных молитв о себе в разных несчастиях и скорбях, над его могилой служат панихиды, и по вере получают помощь. Ежегодно в монастыре в день ангела Алексия Стефановича, 12 февраля, и в день кончины его, 16 октября — служится от братии монастырской над гробом его панихида.

http://azbyka.ru/fiction/russkaya-cerkov...

Кроме вышеупомянутых лиц прибыли к празднику: представитель Киевской академии, в которой святитель Феодосий получил воспитание, доцент академии и настоятель Андреевского собора священник Титов; настоятель Киевского Выдубицкого монастыря, в котором был некогда настоятелем св. Феодосий, архимандрит Евлогий; уездные предводители дворянства, губернские предводители дворянства – Черниговского и Нижегородского, начальник Киевского военного округа, г. товарищ обер-прокурора Св. Синода, председатель Комитета министров и некоторые другие из высших административных лиц. Из архипастырей прибыли на торжество: высокопреосвященнейший Иоанникий, митрополит Киевский и Галицкий. высокопреосвященный Модест, архиепископ Волынский и Житомирский, высокопреосвященный Иустин, архиепископ Херсонский ιι Одесский, и епископы: преосвященный Гурий, епископ Самарский, и преосвященный Назарий, епископ Гдовский, как представитель преосвященного Палладия, митрополита С.-Петербургского и Ладожского; прибыла и масса народа, определить которую нужно десятками тысяч. Тут были богомольцы, пришедшие пешком из Архангельской, Оренбургской, Пермской и других отдаленных губерний; были посланцы от раскольников, прибывшие из Кубанской области, губерний – Нижегородской и Владимирской, отправленные сюда своими единоверцами посмотреть, чтобы воочию убедиться во всем том, что дойдет потом путем печатных известий и рассказов бывших на торжестве; были юродивые, явившиеся из разных мест и невольно обращавшие на себя внимание своим оригинальным видом; собралось много кликуш и бесноватых, а также масса больных всякого рода, чающих получить исцеление у мощей святителя, с трудом совершивших паломничество или привезенных сюда родственниками, воспользовавшихся случаем поклониться и помолиться пред св. мощами ново явленного угодника Божия и чудотворца. В среду 4-го сентября в пещере Борисоглебского собора, после молебствия, преосвященнейший Антоний, еп. Черниговскип и Нежинский, с Петром, еп. Новгородсеверским, кафедральный протоиерей o. И. Платонов, ключарь собора о. Стефановский и иеромонах Киево-Печерской лавры Алексий совершали переоблачение честных мощей святителя Феодосия, чудотворца Черниговского.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Мир, не понимая их, глумится над ними. И не поймет он, какая великая скорбь переполняет сердца этих людей. Полные одной мысли и одного воспоминания — об утраченном людьми блаженстве, они не могут примириться с жизнью чрез то, на чем обыкновенно люди примиряются с жизнью. Отказываются считать за счастье и искать как счастья того, за чем гонятся в бешеной жажде прочие люди. И дошедшая до глубокой невыносимой боли их изнуряемая скорбь побуждает их глумиться, издеваться над теми ложными призраками счастья, за которыми гонятся люди. Люди ищут богатства. Они презирают его, отказываются от денег, укоряют богачей, неотзывчивых к недостаткам бедных. Люди любят скрашивать свое нравственное ничтожество богатыми нарядами. А они одеваются в жалкое рубище, и часто в противоположность тем, у кого при изящной внешности страшный беспорядок в душе, смердящие зловонные язвы греха: они, истинно добродетельные люди, настоящие «сыны света» нарочно принимают самый непривлекательный облик, нарочно бывают грязны, грубы, дики на вид. Великая тайна этих людей, — тайна того, как в этом беспримерном убожестве и смирении возвышается их дух, и все сильней и сильней становится в них действие благодати. Путь юродства во Христе столь тяжек, что даже первые века Церкви, столь обильные ревностным подвижничеством, немного знали людей, спасавшихся юродством. Зато все они достигли великой благодати, творили дивные чудеса, делались созерцателями величайших духовных откровений. Таков был свидетель явления Покрова Богоматери, и видевший райские обители Андрей, Христа ради юродивый; из русских — Василий Блаженный, не страшившийся обличать Грозного, затушивший, сидя в Москве на царском пиру, пожар в Новгороде, спасавший, тоже находясь в Москве, своим чудесным явлением персидских купцов, погибавших от бури на дальнем море. К этим людям, быть может, когда-нибудь причислен будет и юродивый Алексий Стефанович. Немного известно о его жизни. Но, помня слова Спасителя, что «о дереве нужно судить по плодам» — приходится признать праведной и угодной Богу эту отреченную жизнь.

http://azbyka.ru/fiction/russkaya-cerkov...

Под 161 (1653) годом в указанных книгах о состоянии прихода при церкви сообщается «у Николаевской церкви 2 дв. поповых, дв. пономарев, бобыльских 5 дв., да в приходе помещиковых 8 дв., крестьянских 160 дв., всего 185 дв., пашни церковныя пахатныя середния земли 11 чети, да перелогом и лесом поросло 5 чети в поле, а в дву по тому ж, сена по реке по Тальше и промеж поль 100 копен». «164 (1656) г. а по новому дозору положено дани 4 рубли 2 денги заезда гривна»; под 1710 годом в тех же книгах о причте сказано: «Боголюбскаго стана при церкви Николая Чуд. села Стараго погоста, вотчины Покровскаго монастыря, что в Суздале, попы: Алексей Стефанов, Андрей Григорьев у него сын поп Петр Андреев, Иван Стефанов, у него брат поп Борис Стефанов, пономарь Прокопий Иванов». К 1678 г. у Никольской церкви уже стояли «четыре избенки, а в них живут нищие, кормятся Христовым именем». Под 1710 г. в окладных книгах указано о причте погоста: «Боголюбского стана при церкви Николая Чудотворца села Старого погоста, вотчины Покровского монастыря, что в Суздале, попы: Алексей Стефанов, Андрей Григорьев, у него сын поп Петр Андреев, Иван Стефанов, у него брат поп Борис Стефанов, пономарь Прокопий Иванов». По данным книг I ревизской переписи 1719 г., значились «села Старого Погосту церкви Николая Чудотворца попы Алексей Степанов, Петр Андреев, Иван Степанов, Борис Степанов, дьякон Иван Михайлов, дьячек Василий Алексеев». В 1764 г. приходские монастырские селения перешли в ведение Государственной Коллегии Экономии и с тех пор находились в казенном ведомстве. В 1791 г. вместо деревянной церкви, усердием, прихожан построена каменная теплая церковь, небольшая и об одной главе, вместе с шатровой каменной же колокольней. Освящена в прежнее наименование — в честь Святителя и Чудотворца Николая. В 1894-1895 гг. теплая церковь погоста была расширена, при ней выстроили теплый же придел во имя Пророка Божия Илии. Инициатором этого строительства стал священник И. П. Чижев. Он на свои средства устроил иконостас в новом приделе, всего пожертвовав более 650 рублей.

http://sobory.ru/article/?object=02516

В заключение мне бы хотелось сказать вот что: жизнь в Православной Церкви сделала нас по-настоящему счастливыми. Мы продолжаем служить ей, то и дело пакуем чемоданы, садимся в автобус или поезд, чтобы навестить приход или формирующуюся общину. Дай Бог, удастся собрать хор, такой же, каким обладает московский Сретенский монастырь. Многие прихожане побывали на выступлении этого коллектива в ходе Дней России в Чили в ноябре 2008 года и были потрясены до глубины души. Но главная наша мечта – воздвигнуть храм Русской Православной Церкви во славу Господа и во имя будущих поколений. Рейтинг: 10 Голосов: 4 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Фотографии: Михаил Родионов/Православие.Ru скрыть способы оплаты Комментарии Анатолий Алексеевич Стефанов 29 мая 2012, 18:58 Хочу немного просвятить Марию, написавшую стихотворение " Я -русский. Значит - православный. Правильное название Рось и россичи, а не Русь и русские, тюркские племена принесли на Рось свои названия урес, урус, Русь и т. д. К сожалению исковеркованное название нашей любимой Родины прижилось и вошло в обиходный разговор, также, как кочевые не промытые племена принесли мат на Рось, чтобы оскорбить Матушку Богородицу, вспоминали и т. д. Я по образованию историк , закончил истфак МГУ, и имел доступ к закрытым архивным документам, поэтому подтверждаю истину, всё, то, что я написал, сущая правда. Стефанов Анатолий Алексеевич Анатолий Алексеевич Стефанов 29 мая 2012, 18:42 Дорогой батюшка Алексий примите мои искренние поздравления, в вашем правильном духовном выборе " Православной Веры " ! И примите в виде подарка моё стихотворение посвящённое нашему Господу Иисусу Христу. С глубоким уважением к Вам, с пожеланиями : " Многие лета " . Стефанов Анатолий Алексеевич. Спаситель Он вынес неземные муки С венцом терновым на челе. Перенеся печаль, разлуки За грешных нас на всей земле. Не дал согласья к отреченью От Веры истинной, Отца. Смиренно, с чувством сожаленья Закрыл печальные глаза. Толпа ревела и бесилась, Но не могла она понять, Как в Нём неведомая сила

http://pravoslavie.ru/30323.html

показан в числе умерших: был ревнитель благочестия и чистоты нравов прихода; 12) Михаил Андреев, переведенный в 1744 г., к Сергиевской церкви; 13) Николай Григорьев, учившийся в невской семинарии; в 1752 г., «за известную его преосвященству вину», лишен сана и сослан в монастырь на 2 года; 14) Иоанн Стефанов, из Московских купцов, сюда переведен из диаконов Спасобочаринской церкви в 1748 г.; 15) Иоанн Григорьев умер 1752; 16) Иосиф Иосифов умер в 1762 г.; 17) Иоанн Васильев и пр. Из позднейших протоиереев и священников достойны упоминания: Михаил Дмитриев, был судим за буйство и за какой то «секретный» поступок, и в 1761 г. переведен на большую Охту. Иоанн Стефанов Арктофилактов – строитель теплой Тихфинской церкви; был в лагере, в 1765 г., под Красным Селом. Георгий Федоров, из сержантов заграничной службы, куда определен из дьячков Ростовской епархии, служил при Ямской церкви священником 47 лет; вышедши за штат, жил еще 5 л. и пользовался диаконской кружкой; умер в 1814 г. Андрей Никитин, сперва служил священником при Сергиевской пустыни; сюда определен в 1764 г. и прослужил 40 лет. По выходе за штат, в 1804 г., он продолжал служить и исповедывать духовных детей, но последнее было ему воспрещено; служить разрешено «для спасения души до 4-х раз в год». Александр Андреев Чулков, слушал богословие, священником поступил в 1804 г., перестроил колокольню и много сделал для благолепия церкви и обеспечения причта; умер в 1827 году. Андрей Стефанов Славинский, из Кирилловского уезда, сначала был студентом богословия и, поступив диаконом Ямской церкви, продолжал учиться. В 1809 году, был определен во священника: во время пребывания здесь преподавал закон Божий в разных школах. Александр Тимофеев Камчатов – ныне при Андреевском соборе настоятелем; Иоанн Константинов Яхонтов, из законоучителей Смольного монастыря, известный духовный писатель, красноречивый проповедник, издатель Духовной беседы, ныне протоиерей Морского собора. Из прежних диаконов достойны упоминания: Степан Архипов, из келейников св. Димитрия Ростовского , был буйного нрава, лишен сана, и умер в доме сына своего, диакона Ямской церкви; Петр Стефанов, служивший 43 года; Михаил Добронравов, из Парголова, слушал богословие и, в тоже время, служил в сане диакона, дав подписку «продолжать ходить в академию». Потом перешел на Александровскую мануфактуру законоучителем у питомцев воспитательного дома; умер в 1831 г., в сане протоиерея Андреевского собора. Феодор Петров Осторожнов, из Пулкова, окончивший курс семинарии и после перешедший к Андреевскому собору.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Давайте посмотрим на библейские тексты еще раз. Посмотрим на те тексты, где говорится о диалоге Бога и человека. Их много. Я выбрал только некоторые, очень небольшое количество. Особенно у пророков Ветхого Завета: «И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать?.. И я сказал: вот я, пошли меня». Это сцена призвания Исайи в знаменитой 6-й главе. Исайя описывает свой опыт богообщения. У него есть и прямые слова Бога, которые он предваряет «говорит Господь» или «так говорит Господь», но здесь он описывает свой опыт. А Иеремию надо цитировать целыми главами, он даже спорит с Богом, возражает. Иеремия очень печальный пророк, депрессивный, и у него с Богом иногда идет серьезный спор. То есть мы слышим два голоса. Собственно, это мы слышим еще в книге Бытия, где Авраам торгуется с Богом относительно числа праведников в Содоме, которые минимально необходимы для спасения этого города. Это вообще восточный базар. Это не просто Богом продиктованный текст о том, как это все происходило, хотя можно понять и так. Это очень своеобразная, очень культурно обусловленная запись опыта общения с Богом. А вот из Павла: «Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным». Павел в данном месте очень четко разделяет повеление Господне и свой личный совет. У нас сегодня есть богословы, которые считают, что они безошибочны и непогрешимы двадцать четыре часа в сутки семь дней в неделю по любому вопросу. Апостол Павел таковым не был. Он говорит: «Вот это есть заповедь от Господа, это вы безоговорочно делайте. Ну, а тут я не знаю, как Господь, а мое мнение вот такое». При этом он не отделяет себя, о себе он говорит: «как получивший от Господа милость быть Ему верным», то есть в конечном итоге совет Павла тоже от Господа. Это его опыт, проистекающий из его опыта веры. Но это не прямая заповедь Господа. Мой любимый пример из того же послания к Коринфянам (в Синодальном переводе): «Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя. Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю». Он говорит: «Я никого из вас не крестил. А, ну да, Криспа и Гаия я крестил, чтобы никто не сказал, да еще Стефанов дом, может еще кого-то, даже не помню». Если бы этот текст был продиктован Богом, то, наверное, Господь Всеведущий, Всезнающий точно бы сказал с самого начала, что он окрестил Криспа и Гаия, Стефанов дом и еще тех, тех и тех, а больше никого. Здесь мы видим человека, который торопится, оговаривается, делает поправки в своей собственной речи.

http://pravmir.ru/bibliya-kanonichnost-b...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010