Вот список уделов с показанием линий: 1 . Удел Полоцкий. Княжеская линия – Изяславичи первые: Изяслав Владимирович † 1001, Брячислав Изяславич † 1044, Всеслав Брячиславич † 1101, по которому Всеславичи, и пр. 2 . Удел Туровский. Изяславичи вторые: Изяслав Ярославич † 1078, Святополк Изяславич † 1113, по которому Святополковичи, и пр. 3 . Удел Черниговский. Святославичи: Святослав Ярославич † 1076, Олег † 1115 и Ярослав † 1129 Святославичи, из коих от первого – линия Черниговская (со своими подразделениями), а весь род – Ольговичи, от второго линия – Муромско-Рязанская. Уделы (Всеволодовичи или Мономаховичи): 4 . Переяславский, 5 . Суздальский, от него отделившийся, 6 . Владимиро-Волынский 7 . Смоленский. Всеволод Ярославич † 1093, получивший от отца удел Переяславский и потом приобрётший удел Смоленский (до 1078г., Лаврентьевская летопись под этим годом), Владимир Всеволодович Мономах † 1125, от которого весь род – Мономаховичи, в 1119г. приобрётший удел Владимиро-Волынский, Мстислав Великий † 1132 и Юрий Долгорукий † 1157 Владимировичи, и пр. В Переяславле не утвердилось своей особой линии, и он был общим достоянием рода. Затем линии – Владимиро-Волынская и Смоленская от двух сыновей Мстислава Великого: первая Изяслава, вторая Ростислава; линия Суздальская от Юрия Долгорукого. 8 . Удел Галицкий. Ростиславичи: Владимир Ярославич Новгородский † 1052, Ростислав Владимирович † 1066, так сказать – безземельный (с 1064г. Тмутараканский), Рюрик, Владимир и Василько Ростиславичи Галицкие, и пр. Сколько было открыто у нас епархий при первом введении церковного управления св. Владимиром, остаётся положительно неизвестным, но со всей вероятностью нужно полагать их, кроме самой митрополии, восемь; именно – несомненно, открыты были пять епархий: 1 . Черниговская, 2 . Белгородская, 3 . Владимиро-Волынская, 4 . Новгородская, 5 . Ростовская; должны быть считаемы вероятно открытыми три епархии: 6 . Туровская, 7 . Полоцкая и 8 . Тмутараканская. После Владимира до нашествия Монголов постепенно были открываемы новые епархии: 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Князь Михайло Васильевич Хворостина, родоначальник угасших князей Хворостининых Князь Иван Дмитриевич Жижемский, родоначальник угасших князей Жижемских Князь Юрий Иванович Коркода, родоначальник угасших князей Коркодиновых КОЛЕНО XX: Князь Фёдор Фёдорович Алабыш, родоначальник угасших князей Алабышевых Князь Василий Фёдорович Мамон Князь Александр Фёдорович Аленка, родоначальник угасших князей Аленкиных Князь Пётр Львович Ярославский Князь Михайло Львович Троекур, родоначальник угасших князей Троекуровых Князь Константин Семёнович Сисой, родоначальник угасших князей Сисеевых Князь Пётр Семёнович Ярославский-Кривый Князь Иван Семёнович Семейка, убит в сражении под Оршею 10 сентября 1514 Князь Давыд Данилович Ярославский-Хромый Князь Василий Владимирович Темносиний Князь Дмитрий Владимирович Сандырь, родоначальник угасших князей Сандыревых КОЛЕНО XXI: Князь Семён Петрович Ярославский Князь Иван Петрович Ярославский Князь Борис Петрович Ярославский † 2 октября 1552 Князь Иван Васильевич Темносиний Князь Пётр Васильевич Засека, родоначальник старшей ветви князей Засекиных КОЛЕНО XXII: Князь Иван Семёнович Ярославский Первым удельным князем Ярославским был князь Всеволод-Иоанн Константинович (рождение 1211; убит татарами в 1236 году); внук Юрия Долгорукого и правнук Мономахов; от супруги своей княгини Марины он имел сына, князя Василия Всеволодовича Ярославского († 1249), который, от супруги своей княгини Ксении имел одну дочь, княжну Марию вышедшую за удельного князя Можайского Фёдора Ростиславовича и принесшую ему в приданое обширное и богатое княжение Ярославское. Единственный сын их, князь Михаил, умер в младенчестве, а князь Фёдор Ростиславович, овдовев, женился, во втором браке, на дочери знатного князя татарского и остался удельным князем Ярославским. Он скончался 19 сентября 1299 года. Православная Церковь причла его к лику Святых, равно как и двух старших сыновей его, от второго брака: князей: Давыда и Константина Феодоровичей. Нетленные мощи сих трёх угодников почивают в Ярославле, в Спасском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В киевском Софийском соборе также погребались многие князья. В 1050 г. В соборе была положена жена Ярослава Мудрого, Елена, а в 1054г. – строитель храма, князь Ярослав Мудрый. В 1093 г. здесь был похоронен сын строителя собора, князь Всеволод Ярославич, в том же году здесь было положено тело его сына, Ростислава Всеволодовича. В 1125 г. в Софии был погребен еще один сын Всеволода, Владимир Мономах , а в 1155 г. – его сын, князь Вячеслав Владимирович 1260 . Княжеская усыпальница сложилась в черниговском кафедральном храме. В Спасском соборе Чернигова в 1034 г. был погребен его строитель, князь Мстислав Владимирович. В 1076 г. в храме был положен князь Святослав Ярославич. Здесь же были похоронены его сыновья Глеб (тело перенесено из Заволочья в 1078 г. и положено «за Спасом», т. е. вне храма) и Олег (в 1115г., «оу гроба отца своего»). В 1150 г. тело князя Игоря Ольговича было перенесено в Чернигов и положено у святого Спаса «в тереме». В 1151 г. в соборе похоронили убитого в битве князя Изяслава Давыдовича, внука Святослава Ярославича, а в 1196 г. – правнука, князя Всеволода Святославича. В 1198 г. в Спасском соборе был погребен князь Ярослав Всеволодович, брат Всеволода Ярославича. Там же в 1246 г. похоронен внук Михаила черниговского, князь Борис 1261 . В Новгородском кафедральном Софийском соборе сложилась усыпальница князей, правивших в Новгороде или связанных с ним. Помимо строителя каменного собора князя Владимира Ярославича, погребенного в храме в 1052 г., а также его матери (или, вероятнее, жены) Анны, положенной рядом, в соборе «на левой стране» был в 1096 г. похоронен сын Владимира Мономаха , муромский князь Изяслав. В 1178 г. «в гробници Володимере Ярославича» в южной галерее собора был погребен князь Мстислав Ростислава Безокий, внук Юрия Долгорукого. В 1180 г. в той же части храма был похоронен троюродный брат Мстислава Безокого, Мстислав Ростиславич Храбрый. В 1218 г. в Софии «в головах у деда», князя Мстислава Храброго, был положен княжич Василий Мстиславич 1262 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М. (1122). Несомненно, были и какие-то отличия в статусе В. М. в Новгороде при Мономахе и после его смерти в 1125 г.- при Мстиславе. В 1117 г. Мстислав, призванный отцом в Киев, «посади» В. М. «в Новегороде на столе», а в 1125 г. В. М. «посадиша на столе… новгородци» (НПЛ. С. 20-21); поездка В. М. в Киев к отцу в следующем 1126 г. могла быть связана с утверждением этого нового договора с Новгородом (хотя можно думать и об урегулировании киевского столонаследия). Гипотеза, высказанная Яниным, будто в отсутствие В. М. в Новгороде в 1126 г. произошел переворот в пользу его сына Иоанна, с устранением последствий к-рого и связано новое посажение В. М., не подтверждается текстологически. Уникальное сообщение Тверской летописи «и посадиша его (В. М.- А. Н.) новогородци на столе 28 февраля (1127 г.- А. Н.)» (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 194) и фраза НПЛ «посадиша на столе Всеволода новгородци» скорее всего являются вариантами неудачного редактирования сводчиками одного и того же текста протографа и вряд ли могут быть отнесены в качестве 2 различных известий к 2 разным лицам (В. М. и его сыну Иоанну). Рака с мощами блгв. кн. Всеволода (Гавриила) в псковском Троицком соборе. Фотография. 2001 г. Рака с мощами блгв. кн. Всеволода (Гавриила) в псковском Троицком соборе. Фотография. 2001 г. Политическая судьба В. М. определялась также планами коренной династической реформы, задуманной Владимиром Мономахом и проводившейся в жизнь Мстиславом и его братом Ярополком Владимировичем (киевский князь в 1132-1139). Целью реформы было закрепление киевского и новгородского столов за потомством Мстислава Владимировича. Именно этими планами был обусловлен перевод В. М. в 1132 г. (после смерти 14 апр. его отца) Ярополком в Переяславль Русский, ближе к Киеву, что делало В. М., по династическим понятиям того времени, наследником киевского стола. Реформа оказалась неосуществленной из-за решительного сопротивления младших Мономашичей - ростово-суздальского кн. Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого и волынского кн.

http://pravenc.ru/text/155468.html

Синодичная запись имен великих и удельных князей XI–XV вв. не структурирована, поэтому, если при индентификации великих князей трудности возникают лишь в отдельных случаях, то установление личностей удельных и других категорий князей проблематично. Сказывается слабая изученность их генеалогии, вследствие чего нельзя исключить упоминание князей, о которых ничего неизвестно, по другим источникам. Список великих князей Киевских начинается с великого князя Ярослава–Георгия Владимировича–Васильевича, Мудрого († 20 февраля 1054 г.). Далее следуют имена князей Ростово-Суздальских Юрия–Георгия Владимировича–Васильевича, Долгорукого († 15 мая 1157 г.), его сыновей Андрея Боголюбского (убит 29 июня 1174 г.), Михаила (Михалко) с 1175 г. князя Суздальской земли († 20 июня 1176 г.). Из князей Суздальской земли названы также Дмитрий–Всеволод Юрьевич–Георгиевич, Большое Гнездо († 13 апреля 1212 г.) и его потомки. В списке упоминаются погибшие в 1246 г. св. Михаил Всеволодович, князь Черниговский, и Ярослав–Федор Всеволодович–Дмитриевич, последний князь Суздальской земли. Великие князья Владимирские перечисляются с Александра Ярославича–Федоровича, Невского († 14 ноября 1263 г.), московские князья от Даниила Александровича до Василия II Васильевича, Темного. Другие атрибутированные здесь поминания перечислены в именном указателе к синодику. В рукописи текст до конца абзаца продолжен почерком, отличным от основного. При перечислении усопших насельников монастыря XV — середины XVI в. наибольшую ценность для историков имеет информация об игуменах. Их список значительно полнее, чем у П. М. Строева. Настоятели, управлявшие обителью во 2-й половине XVI столетия, в синодик не попали. Сопоставление текста поминания с вошедшими в научный оборот актами позволяет ориентировочно датировать время пребывания каждого из них в этой должности. Арсений, основатель в 1393 г. Коневского монастыря и его игумен почти всю 1-ю половину XV в. († 12 июня 1447 г.); Иван, около 1447 г.; Авраамий, около середины — начале 2-й половины XV в.; Тарасий, около 1498 г.; Серапион, в начале 1-й четверти XVI в.; Арон, около конца 1-й четверти XVI в.; Герасим, около начала 2-й четверти XVI в.; Трефилий, около конца 2-й четверти XVI в.; Пимен, около 1551 г.; Матфей, около 1554 г.; Иван, 2-я половина 50-х — начало 60-х гг. XVI в. В синодике отсутствуют имена следующих игуменов: Геннадия, около 1585 г.; Левонтия, около 1595–1598 гг. ( Строев П. М. Указ. соч. Стб. 285; Дополнения к актам историческим, собранные и изданные археографической комиссией. Т. 1. СПб., 1846. 48, 122, 143).

http://sedmitza.ru/lib/text/5199033/

Понятие «нетленныя мощи» существовало, тем не менее, уже в старину. Это кажется непонятным при его сопоставлении с только что приведёнными свидетельствами. Очевидно, понятие «нетления» употреблялось в каком-то ином смысле. «В 1677 году суздальский воевода досматривал в церкви села Кидекши, находящегося в четырех верстах от Суздаля и составлявшего усадьбу великого князя Юрия Владимировича Долгорукова 622 , гробницу похороненного в ней в 1159 году сына Юриева Бориса и о своём досмотре писал архиепископу Суздальскому, находившемуся в Москве, что «в гробнице лежат мощи, кости целы»...» 623 Здесь нам важно снова вспомнить, что русское слово «мощи» имеет корень «мощ», т. е. «сила», «крепость» человека – то, что связано со степенью развития его скелета, костей. Когда Господь создал человека, Он взял из земли персть и вдунул в неё дыхание жизни. Человека называют венцом творения, он «сотаинник Божественных тайн», как говорит Григорий Богослов . Даже ангелы имеют служебное значение, а человек был создан, чтобы любоваться Божиим творением. Сначала был создан мир невидимый – твердь небесная, затем мир видимый, и тогда Господь сотворил человека, в котором соединил оба мира. Человек предназначен для того, чтобы быть «во плоти ангелом», как поётся в тропаре пророку Илии, и Церковь , воспевая святых угодников, говорит о них: «Иже на земли ангели, и на небеси человецы Божии 624 . Человек должен возвысить своё тело до души. Задачей человека является обожение, и не только души, но и тела. Душа для того сопряжена с телом, чтобы она, как говорит святитель Григорий Богослов , «могла и худшее (то есть тело. – О. С.), постепенно отрешая от дебелости, привлекать к себе и возводить горе, чтобы она, став руководительницею для служебного вещества и обратив его в сослужебное Богу, была для тела тем же, чем Бог для души» 625 . У нас, людей, душа не может быть отделена от тела (она отделяется только Божиим повелением, когда мы умираем, и то – на время), и если душа человека свята, то и тело его свято.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

В 1667-м году открыты были мощи преп. Нила Столбенского, и о них доносимо было митрополиту Новгородскому Питириму: «гроб и тело его (Нила) святое земли предадеся, а мощи святые его целы все»: 2103 ясно, что слова: «а мощи целы все» значат: а кости целы все. В 1677-м году Суздальский воевода досматривал в церкви села Кидекши, находящегося в 4-х верстах от Суздаля и составлявшего усадьбу вел. кн. Юрия Владимировича Долгорукого, гробницу похороненного в ней сына Юриева Бориса и о своем досмотре писал архиепископу Суздальскому, находившемуся в Москве, что «в гробнице лежат мощи, кости целы». 2104 Выражение старых сказаний о мощах святых: «мощи нетленные» понимается в смысле: тело целое, не разрушившееся; а на самом деле оно собственно значит: кости целые: сейчас помянутый нами Суздальский воевода в своем извещении архиепископа Суздальского о досмотре гробницы Бориса Юрьевича сначала говорит, что в гробнице «лежат мощи, кости целы», а потом, что в гробнице лежат «кости нетленные». 2105 Старые наши учителя вовсе не проповедовали этого учения, будто мощи святых всегда и непременно суть целые тела, а необиновено говорили, что они могут быть и одними костями, и укоряли тех, которые проповедовали помянутое учение. Преп. Иосиф Волоколамский в своем —97— Просветителе пишет о мощах: «Сиа кости персть видятся и земля, но обаче бесом суть страшни, и слепых просвещают, и прокаженных и разслабленных и всякия болезни уврачюют». 2106 Митр. Даниил в одном своем слове пишет о мощах: «въистину чюдо преславно, яко кости нагы источают исцеления». 2107 Зиновий Отенский в Истины показании пишет о мощах: «чюдо преславно во истинну: кости голы сухи на всякия недуги и болезни исцеления точат и бесов прогоняют». 2108 Захария Копыстенский в своей Палинодии, поясняя слово или название мощи, пишет: «мощи, то есть кости и тела святых». 2109 Об укорах проповедникам помянутого учения см. у составителя 2-й Софийской летописи под 1472-м годом. 2110 Проповедующие помянутое учение хотят утверждать, будто именно и собственно нетление мощей составляет доказательство святости святых.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

ГЕОРГИЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА собор, в уездном городе Юрьеве-Польском. Храм этот сначала построен каменный в 1152 году В. К. Юрием Владимировичем Долгоруким; а внуком его, В. К. Святославом III, в 1230, за ветхостью сломана и в 1234 вновь воздвигнут. Здесь погребен храмоздатель В. К. Святослав III, которого память, за добродетельную жизнь, и до ныне чтится окрестными жителями. ВЛАДИМИРСКОЙ БОГОМАТЕРИ, церковь , в уездном городе Переславле-Залеском. (См. Богородицкий-Сретенский мон.). СПАСА-ПРЕОБРАЖЕНИЯ, древнейший собор в уездном городе Переславле-Залеском, на берегу озера Плещева, или Плесцова, называвшегося некогда Клещиным. Он построен каменный В. К. Юрием Долгоруким, сыном Мономаха, в 1152 году, весь из белого камня и доселе существует в продолжении почти семи столетий в том же виде. Тут, во времена многобожия, стоял истукан Купало. Ярмарка, при этом храме, бывающая 23 Июня, называется, как и самое место купальницею. Замечательно, что в этот же день празднуется православною церковью память св. мученицы Агрипины, которая издревле слывет в простонародии под именем Аграфены-Купальницы. – В этом знаменитом соборе погребены: В. К. Димитрий I Александрович, сын его кн. Иоанн Переславский, и князь Владимир Глебович, внук Юрия Долгорукого. В иконостасе этого храма замечательны древние иконы: Спаса-Нерукотворенного, Печерской Божией Матери и Деиус. РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ, церковь в уездном городе Переславле-Залеском; построена в конце XIV века св. Евфросинией, супругой В. К. Димитрия Донского. БЛАГОВЕЩЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ, собор, в уездном городе Гороховце, на берегу Клязьмы – церковь весьма древней архитектуры; при ней особый храм во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, построенный, кажется, в честь тезоименитства царя Иоанна Васильевича, с приделом Великомученицы Параскевы. ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА, собор, в уездном городе Шуе. Здесь находится чудотворная икона Божией Матери-Одигитрии, известная под названием Шуйской, в богатом окладе, ценимом более 80 т. руб. К этой иконе все окрестные жители и даже издалека притекают с верой. Она написана в 1654 году по окончание морового поветрия, свирепствовавшего в этом году, от которого город Шуя был избавлен предстательством Пресвятой Богородицы. Особенное празднество этой иконе отправляется в июле месяце, 11 и 28 числа. – Колокольня при соборе есть одна из огромнейших в России: вышина ее 50 сажен; шпиль с крестом в 15 сажен; она заложена в 1810 году по проекту итальянского архитектора Марицелла, но доведенная им до 3-го яруса обрушилась в 1819 году, и приведена к окончанию в том колоссальном размере, в каком ныне существует, уже русским крестьянином Владимирского уезда, Михайлою Саватеевым. – В недавнем времени на престоле собора устроена, иждивением граждан, московским фабрикантом Сазиковым серебряная чеканная одежда, в коей весу почти 5 пуд.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Затем – селом владела жена князя Алексея Петровича Прозоровского вдова Аграфена Михайловна, которая в 1705 г. вышла замуж за стольника князя Юрия Владимировича Долгорукого. (Там же Вотч. Колл, по городу Торжку Мол. л. кн. 63, дела 3). «1722 г. ноября в день по указу (из Синодального Казенного Приказа) и по присланной памяти Сиввина монастыря, за пометою архимандрита Сильвестра, в Рузе, на Синодальном десятильниче дворе города Рузы перед старостою поповским Успенским попом Филиппом Борисовым Русские десятины села Никольского церкви Николая Чудотворца поп Василий Анисифоров сказал по священству: та вышеписанная церковь Николая Чудотворца построена и освящена в прошлом 7209 (1700–1701) году при святейшем Адриане патриархе, а построена по челобитью боярина князя Алексея Петровича Прозоровского и дани платится по окладу по двадцати по шести алтын по две деньги на год, да казенных пошлин по пяти алтын, по 4 деньги, ямских и полоняничных с четырех дворов; а он поп Василий к той вышеписанной церкви посвящен в попы в прошлом 710 году преосвященным Антонием архиепископом Вологодским на место умершего попа, отца своего Анисифора Алексеева, а по прошению боярыни княгини Аграфены Михайловны Долгоруковой, а на пропитание той церкви дано прежним попом земли такожде ныне и ему попову Василию с пречетники по четыре десятины в июле, а в дву потому ж, да сенных покосов на тридцать копен, и в прошлом 719 году вышеписанную церковную землю отняли Русского уезда вотчины Саввина монастыря Сторожевского деревень Орешек и Коковина крестьяна: да у вышеписанной же церкви приходских 35 дворов, а служба у него попа Василия в той церкви бывает временная, а не повседневная. Тая ж вышеписанные церкви Николая Чудотворца дьячек Ларион, да пономарь Михайла Васильев сказали в самую сущую правду: живут они у означенной церкви по новоявленным памятям и даны им новоявленные памяти дьячку – в прошлом 718 году, а понаморю – в нынешнем 722 году за руками тех годов старост поповских, а даны им новоявленные памяти по прошениям вышеписанной церкви попа отца их Василия Анисифорова, а кормются они дьячек и пономарь от той церкви церковною землей и приходом». (Там же Патр. Прик. вязка 449, дела 825 стран, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Президиум поблагодарил Лидию Ивановну за помощь в организации Молебна в Храме Святителя Николая Чудотворца у Владимирской иконы по случаю приема Крестного Хода в Москве, и также за ценные материалы и предложения по выставке. Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, отметил, что в Программе отсутствует слово «патриотический», что было зафиксировано президиумом, с заверением внести поправку. Далее отец Александр сказал, что в следующем году отмечается 200-летие победы над Наполеоном и пожелал Фонду включить в план мероприятия духовно-патриотической направленности. Степан Викторович Медведко, как давний партнер Фонда, выступил с практичным пожеланием организовать исполнительный комитет и секретариат, в который направить все предложения. Сергей Вячеславович в Перевезенцев внес поправки к Программе, сообщив, что издательство «Молодая гвардия» приступило к созданию книги в серии «ЖЗЛ» про Андрея Боголюбского в сотрудничестве с автором - Карповым А.Ю. Писатель участвовал в создании книг в серии про Ярослава Мудрого, Княгиню Ольгу, Александра Невского, отца Андрея Боголюбского - Юрия Долгорукова. Окончание создания планируется к концу 2012 года, он предложил Фонду поддержать автора. Также профессором МГУ было внесено предложение в подраздел программы «Святой покровитель православной политики» включить проведение Конкурса среди студентов Факультета политологии МГУ «За нравственность в политике на примере Князя Андрея Боголюбского», что и было занесено в протокол собрания. По пункту внесения изменения в учебник истории, Сергей Вячеславович, как человек создающий учебники, заверил, что в современных учебниках истории эпохе и имени Андрея Боголюбского уделено достаточное внимание, что обрадовало всех присутствующих. Игорь Львович Самохвалов, сопредседатель Ассоциации Витязей, полковник запаса, поблагодарил прежде всего Александра Владимировича Макеева, почетного члена Ассоциации «Витязи» за помощь, оказываемую ассоциации им лично на протяжении нескольких лет. Очень символично, что Презентация проходит в Фонде Славянской письменности, так как Клыков являлся и учредителем «Витязей». Ассоциация является международной и работает с молодежью Черногории, Болгарии и Сербии. Основная цель работы с детьми и молодежью - не утрата культурных и духовных ценностей. Игорь Львович призвал соединить усилия для более плодотворной деятельности, поблагодарил за приглашение и выразил готовность от имени Ассоциации - стать членом Фонда по работе с детьми и молодежью. Также обозначил направления сотрудничества: духовно-нравственное, патриотическое, физическое здоровье.

http://ruskline.ru/analitika/2011/11/01/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010