На место Максимова атаманом был провозглашен Булавин, который разослал отписки в ближайшие города к царским начальным людям, давая всему своему делу вид законности. В этих отписках говорилось, что козаки, собравшись с Дона, Донца, Хопра, Бузулука и Медведицы для перемены старых и выбора новых старшин, пришли в Черкаск и побили до смерти атамана Лукьяна Максимова, Ефрема Петрова с товарищи за их неправды, что они царского годового денежного жалованья, также за астраханскую службу 20 000 и что в нынешнем году прислано 10 000, в дуван ничего им не дали, и за иные многие обиды и налоги. При этом Булавин требовал, чтоб жена его и сын были отпущены из Валуйки к нему в Черкаск. Петр был очень встревожен, получивши известие о взятии Черкаска Булавиным; это видно из письма его в армию к Меншикову, фельдмаршалу Шереметеву и министрам (т. е. Головкину, Шафирову, князю Григорию Долгорукому): «Вор Булавин Черкаской взял и старшин пяти человек побил до смерти и писал в Азов войсковую отписку, что они ничего противного чинить не будут; однако ж чаю сие оной дьявол чинит, дабы оплошить в Азове и тайно возмутить, также и к Москве послана от них станица с оправданием, с отпискою: однако ж сему в подкопе лежащему фитилю верить не надобно; того ради необходимая мне нужда месяца на три туда ехать, дабы с помощию божиею безопасно тот край сочинить, понеже сам знаешь, каково тот край нам надобен, о чем больше терпеть не могу». К счастию, опасения Петра не оправдались. Взятие Черкаска было последним торжеством Булавина. В тот самый день, когда Булавин подступил под Черкаск, товарищ его Лукьян Михайлов Хохлач с отрядом, состоящим из 1500 человек хоперских, медведицких и бузулуцких Козаков, встретился с Бахметевым и Рихманом на речке Курлаке за Битюгом. У Бахметева было только 600 человек. Воры говорили: «Если побьем царские полки, пойдем на Воронеж, тюремных сидельцев распустим, судей, дьяков, подьячих и иноземцев побьем». Но, как видно, у них была не полная надежда побить царские полки, потому что они отправили к Бахметеву прелестное письмо: «Идете вы к нам, в донские городки, для разоренья: за что вам разорять? Нам до вас дела нет, ни до бояр, ни до солдат, ни до драгун; мы стоим за веру христианскую, что почали еллинскую веру веровать; нам только дело до немец, и до прибыльщиков, и до неправых судей». Перед началом боя Хохлач с товарищами подъехал к реке, разделявшей оба войска, и начали говорить то же, что было написано в письме к Бахметеву. Им отвечали из царского войска: «А вы зачем убили князя Юрия Владимировича?» – «Мы его убили за то, что он стал делать не против государева указа, и ныне мы стоим за правду; станете с нами биться, и мы с вами биться, как меду пить, готовы». Разговор в этом роде продолжался часа с дна, а между тем царское войско переправилось за реку. Воры были побиты наголову, пленных у них взято 143 человека и три знамени».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Еще у Ярослава был племянник в Полоцке - Брячислав, сын Изяслава. С ним Ярослав тоже воевал. И эта война тоже закончилась миром (хотя отдельные конфликты происходили вплоть до смерти Брячислава). Полоцкая земля стала уникальна тем, что там правили не Ярославичи, а Изяславичи. Так начиналась традиция пресловутой «раздробленности», о которой мы скажем ниже. Итак, Ярослав мог с родственниками договариваться и уживаться (замечено, что в основном договаривались потомки Рогнеды: Изяслав, Ярослав и Мстислав были родными братьями, что лишний раз говорит о пользе моногамии), Ярослав остановил «каинову традицию». А помогали ему в этом святые братья-страстотерпцы. И если при Ярославе началось их почитание, то при Ярославичах они были канонизированы. Братоубийства у Рюриковичей практически прекратились. Не только братоубийства, но и просто случаи «Рюрикович убил Рюриковича». Лет двести (с 1015 по 1217 гг.) русские летописи таких случаев не знают. Только в 1217 году на княжеском съезде в Исадах Глеб Рязанский организовал убийство своих шестерых родственников. Вскоре он был разбит и бежал к половцам, где вскоре сошел с ума, а затем скончался. Впрочем, можно предположить, что сумасшествие началось уже тогда, когда он задумал братоубийство. Конфликты между Рюриковичами были. Но они были более цивилизованными, чем у Святославичей и Владимировичей и, как правило, заканчивались договорами. Князья погибали в битвах. Но по этому поводу на Руси говорили: «За удаль в бою не судят». Это не случай предумышленного убийства. Так, один из сыновей Владимира Мономаха погиб в бою против князя Олега Святославича. Но Владимир с ним примирился, написав в письме «...Тем ведь путем шли деды и отцы наши: суд от Бога пришел ему, а не от тебя... Разве удивительно, что муж пал на войне?» Правда, есть случаи убийства князей вроде Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Игоря Черниговского. Но при этом нет доказательств причастности к этим убийствам других Рюриковичей. Есть в летописях высказывания о подозрениях. Святополк Изяславич высказывал конкретные подозрения, кто приказал убить его брата, но убедительных доказательств не было. Очевидно, что для Рюриковичей это было табу.

http://ruskline.ru/analitika/2015/08/06/...

Дом князя Юрия Владимировича был на Никитской, один из самых больших и красивых домов в Москве. На большом и широком дворе, как он ни был велик, иногда не умещались кареты, съезжавшиеся со всей Москвы к гостеприимному хозяину, и как ни обширен был дом, в нем жил только князь с княгиней, их приближенные и бесчисленная прислуга. А на летнее время князь переезжал за семь верст от Москвы в Петровское-Разумовское, где были празднества и увеселения, которых Москва никогда уж больше не увидит… Все дано было князю Юрию Владимировичу от Бога, что может сделать жизнь счастливою, и он умер, однако, разбитый горем, потому что лишился всех близких, так что свое огромное состояние оставил не близкому наследнику, а сестрину внуку, Салтыкову. Прежде всех умер его сын, потом княгиня в 1811 году, потом зять его, князь Горчаков, внука — дочь княгини Варвары Юрьевны, княжна Лидия Алексеевна, выданная за графа Бобринского, и, наконец, княгиня Горчакова. Почти девяностолетний старик совершенно осиротел и умер, можно сказать, на чужих руках, но он был хороший христианин и потому не роптал на Господа, с твердостью переносил все потери и смиренно нес свой крест. Князь Юрий Владимирович скончался в ноябре месяце, во время первой холеры 1830 года. Схоронили его рядом с женой в подмосковной, в селе Никольском, где-то в сторону от Владимирской дороги, за Кусковом, верстах в 15 от Москвы. На моей памяти только и были такие два вельможеские дома, как дома Долгорукова и Апраксина, и это в то время, когда еще много было знатных и богатых людей в Москве, когда умели, любили и могли жить широко и весело. Теперь нет и тени прежнего: кто позначительнее и побогаче — все в Петербурге, а кто доживает свой век в Москве, или устарел, или обеднел, так и сидят у себя тихохонько и живут беднехонько, не по-барски, как бывало, а по-мещански, про самих себя. Роскоши больше, все дороже, нужды увеличились, а средства-то маленькие и плохенькие, ну, и живи не так как хочется, а как можется. Поднял бы наших стариков, дал бы им посмотреть на Москву, они ахнули бы — на что она стала похожа… Да, обмелела Москва и измельчала жителями, хоть и много их.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

Отсел до угоръ и до ляховъ, до чаховъ, от чахов до ятвязи и от ятвязи до литвы, до немець, 107 от нмець до корлы, от корлы до Устьюга, 108 гд тамо бяху тоймици погании, 109 и за Дышючимъ моремъ; 110 от моря до болгаръ, 111 от болгарь до буртасъ, 112 от буртасъ до чермисъ, 113 от чермисъ до моръдви,– то все покорено было Богомъ крестияньскому языку, поганьскыя страны, великому князю Всеволоду, 114 отцю его Юрью, 115 князю кыевьскому, дду его Володимеру и Манамаху, 116 которымъ то половоци дти своя полошаху в колыбли. А литва из болота на свтъ не выникываху, а угры твердяху каменые городы желзными вороты, абы на них великый Володимеръ тамо не вьхалъ, а нмци радовахуся, далече будуче за Синимъ моремъ. Буртаси, черемиси, вяда 117 и моръдва бортьничаху на князя великого Володимера. 118 И жюръ Мануилъ цесарегородскый 119 опасъ имя, поне и великыя дары посылаша к нему, абы под нимъ великый князь Володимеръ Цесарягорода не взял. А в ты дни болзнь крестияном от великаго Ярослава и до Володимера, 120 и до ныняшняго Ярослава, 121 и до брата его Юрья, князя володимерьскаго... 122 106 ...великого князя Ярослава.– Имеется в виду Ярослав Владимирович Мудрый (ок. 978–1054), сын Владимира Святославича Киевского. В 1019 г. утвердился на киевском столе и после длительной борьбы с братьями объединил под своей властью почти все древнерусские земли. Время его княжения ознаменовалось политическим укреплением государства, высоким развитием культуры. В 1038–1042 гг. предпринял ряд походов на литовские племена, в том числе на ятвягов, и на другие, пограничные с русскими княжествами, земли. 109 ...тоймици погании...– языческое племя, жившее по берегам Верхней и Нижней Тоймы – притоков Северной Двины. 110 ...Дышючимъ моремъ...– Дышащее море – Белое море и Северный ледовитый океан (названы «дышащими» из-за больших приливов и отливов). 114 ...великому князю Всеволоду...– Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (1154–1212), великий князь владимирский, сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха . В 1162 г., изгнанный братом Андреем Боголюбским, уехал в Константинополь к императору Мануилу, в 1174 г. вернулся. С 1176 г.– великий князь. При Всеволоде возросло могущество Владимиро-Суздальского княжества. В 1183 и 1186 гг. предпринял походы на волжских болгар и мордву.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ЯРОСЛАВИЧ (не ранее 1112 - между 1167 и 1170), кн. туровский, сын владимиро-волынского кн. Ярослава (Иоанна) Святополчича († 1123). Впервые Г. Я. в летописях упоминается под 1144 г., когда он женился на дочери кн. Всеволодка Городенского (не известной по имени). К 1149 г. не имевший собственного княжества Г. Я. стал одним из влиятельных советников ростово-суздальского кн. Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого в его борьбе за киевский стол с племянником владимиро-волынским кн. Изяславом (Пантелеимоном) Мстиславичем , владевшим «отчиной» Г. Я. Последний побуждал Юрия Долгорукого к военным действиям и отказу от мирных переговоров, о к-рых после потери Киева и ряда др. неудач просил кн. Изяслав. В частности, во время осады Луцка в 1149 г. Г. Я. возражал против переговоров о мире, к-рые предлагал начать Изяслав. Обличение позиции Г. Я. летописец вложил в уста блгв. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского , к-рый начал «молитися отцу глаголя, не слушаи Ярославича, примири сыновьца, не губи отчины своея». На этот раз Юрий Долгорукий прислушался к мнению сына, и в Пересопнице был заключен мир (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 325-326; Т. 2. Стб. 391-392). В 1154 г. Юрий Долгорукий послал Г. Я. во главе войска в Пересопницу против Мстислава (Федора) Изяславича, к-рый в результате этого похода был изгнан в Луцк. В правление на юге Руси Юрия Долгорукого Г. Я. не рассматривался как кандидат на стол в Турове, сюда киевский князь посадил на княжение своего сына блгв. кн. Бориса Юрьевича . После смерти Юрия Долгорукого (15 мая 1157) ситуация изменилась. Ростовцы и суздальцы были изгнаны из Киевской земли, и, очевидно по приглашению местных бояр, в том же году Г. Я. стал правителем Туровского княжества. Летом 1157 г. укрепившийся в Киеве черниговский кн. Изяслав Давидович вместе с большой коалицией князей предпринял поход против Г. Я., желая «под ним взяти Туров и Пинеск» и затем передать Туров Владимиру Мачешичу - младшему сыну киевского кн. св. Мстислава (Феодора) Владимировича . Севший в осаду Г. Я. сумел отстоять столицу своего княжества. В 1160 г. Г. Я. вместе с половцами предпринял поход на Путивль - владение северских князей, к-рые претендовали на часть припятских земель, входивших в состав Туровского княжества. Во время похода Г. Я. подчинил Зартый, потерпел неудачу под Вырем, где половецкие отряды в составе его войска были разбиты черниговской ратью во главе с Олегом Святославичем.

http://pravenc.ru/text/164469.html

После поражения бежал вместе со Святополком во Владимир Волынский, а оттуда – в Луцк, куда прибыли послы князя Давыда Игоревича, осадившего Владимир, с просьбой не принимать участия в междоусобице. Святослав дал княжеское слово, целовал крест, но нарушил договор, напал на Давыда и разгромил его войска под Владимиром. Давыд, используя военную помощь половецкого хана Боняка, осадил Святослава в Луцке и принудил κ сдаче города, после чего Святослав был помилован и отпущен к отцу в Чернигов. 17 февраля 1106 года, оставив черниговское княжение, дом и семью, Святослав постригся в Киево-Печерском монастыре под именем Николая. Стал одним из самых авторитетных печерских монахов. Известно, что в 1141 году Святоша участвовал в переговорах между Ольговичами и Мономаховичами по поводу спорных владений. Канонизация его как местночтимого святого относится κ 1643 году, как общерусского – κ 1762 году. 904 ...и пришед въ Печерьский монастырь, и бысть мних, в лто 6614, февруариа 17. – Β одном из сборников кирилло-белозерского книгописца Ефросина, где Святослав ошибочно назван «сыном Мстислава, внуком Юрия Черниговского», содержится неизвестная редакция сцены отречения князя от мирской жизни. Святослав Давыдович обращается κ боярам с речью ο «суете света», его невидимо постригают в монахи «Спас со ангелы». См. Каган М. Д., Понырко Η. Β., Рождественская Μ. Β. Описание сборников XV в. книгописца Ефросина. – ТОДРЛ, т. 35, Л., 1980, с. 125. 905 ...брата его Изяславъ и Владимеръ...Владимир Давыдович княжил в Чернигове с 1139 по 1151 год. Был убит в битве на реке Руте, выступая на стороне Юрия Долгорукого, когда произошло столкновение Юрия с Изяславом Мстиславичем за киевское княжение. Изяслав Давыдович занял черниговский стол в 1151 году, после смерти Владимира. Β 1154 году сел на киевский стол, в 1155 году уступил его Юрию Долгорукому. Β 1157 году, после смерти Юрия Долгорукого, вновь стал киевским князем. Β 1161/62 году был убит в междоусобной войне за Киев с Ростиславом Мстиславичем (сын Мстислава Владимировича, князь смоленский, затем киевский, до 1169 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

102) «6 ноября 7194 (1686) г. в день памяти 33 Святых Мучеников в Мелитине, умер раб Божий стольник князь Иоанн Михайлович Долгоруков». 103) «15 мая 7190 (1682) г. в день памяти Преподобного отца нашего Пахомия Великого , был убит раб Божий боярин князь Михайло Юрьевич Долгоруков». 104) «15 мая 7190 (1682) г. в день памяти Преподобного отца нашего Пахомия Великого , был убит раб Божий боярин князь Софроний Алексеевич Долгоруков». 105) «16 марта 7179 (1671) г. в 6 часов утра в день памяти Святого Мученика Савина, умерла раба божия боярына жена князя Юрия Алексеевича Долгорукова, боярыня княгиня Евдокия Петровна, дочь князя Петра Димитриевича Пожарского; 14 августа, в день памяти Святой Мученицы Евдокии». 106) «12 августа 7175 (1667) г. в день памяти Святых Фотия и Аникиты, умерла раба Божия стольника Алексея Семеновича Шеина, жена его Анна Петровна, дочь окольничего князя Долгорукого». 107) «4 сентября 7250 (1742) г. в 4 часа 25 минут в день памяти Святого Священномученика Ерофея, Епископа Афонского, умерла раба Божия княгиня Евдокия Михайловна, дочь боярина князя Михайла Юрьевича Долгорукова». 108) «25 декабря 1746 г. в 8 часу вечера умерла раба Божия княгиня Прасковья Феодоровна, жена генерал-майора князя Сергея Михайловича Долгорукова, а дочь была стольника князя Федора Ивановича Троекурова; прожив 60 лет, 3 месяца и 18 дней; день рождения ее – 23 сентября 204 (1696) г. Погребено тело ее в том же году 28 декабря, напротив этой таблицы». 109) «4 октября 7200 (1692), в 3 часу ночи со среды на четверг в день памяти Преподобной матери нашей Параскевы, умер раб Божий убиенный стольник князь Иван Дмитриевич Долгоруков». 110) «12 июля 171 г. умер раб Божий боярин князь Афанасий Димитриевич Долгоруков; прожив 93 года. Именины – 2 июля». 111) «После 3 ноября 7171 (1663) г. умер раб Божий боярин князь Софроний Алексеевич Долгоруков, в день памяти 93 Святых мучеников и Преподобного отца нашего Лазаря». В церкви Великомученика Георгия 112) «16 апреля 1729 г. умерла раба Божия тайного действительного советника князя Михаила Владимировича Долгорукова, жена его княгиня Евдокия Юрьевна, прожив 54 года. Погребена напротив этой таблицы».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Существенный рост населения, в т. ч. за счет новых поселенцев, отмечается с XII в. Процесс его консолидации прослеживается по формированию локального набора украшений (семилопастные височные кольца т. н. московского типа и др.), появлению в летописях термина «московляне» (впервые под 1175). Регион был разделен между древнерус. княжествами. Большая часть Москворечья стала частью Ростово-Суздальского княжества (со 2-й пол. XII в.- Владимирского великого княжества ). Земли, прилегающие к р. Оке, вошли в Черниговское княжество (от низовий Москвы-реки и восточнее - в выделившееся из него Рязанское княжество ). Запад и юго-запад, включая верховья Москвы-реки и Протвы, попали в сферу влияния Смоленского княжества . В районе Волока Ламского (ныне г. Волоколамск) располагался анклав Новгородской республики. Н. А. Кренке, И. О. Гавритухин Встреча в Москве князей Юрия Долгорукого, Святослава Ольговича и Владимира Святославича. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 147) Встреча в Москве князей Юрия Долгорукого, Святослава Ольговича и Владимира Святославича. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 147) Ростово-суздальский кн. Юрий (Георгий) Владимирович Долгорукий активно привлекал на свою территорию переселенцев из разных регионов Др. Руси, что отразилось в названиях новых городских и сельских населенных пунктов Сев.-Вост. Руси (напр., Звенигород, Канев, Перемышль). Окняжение территорий, занятых славянами-вятичами, требовало создания новых адм. пунктов не только для сбора дани, но и для определения границ Ростово-Суздальского княжества. Нередко их отдавали под управление княжеских «мужей», что находило отражение в названиях этих поселений. В среднем течении р. Москвы появилось одно из таких поселений - Кучков(о), к 1147 г. известное также как Москва (Москов). Особенностью его адм. статуса стало вхождение города и его волостей в состав домениальных владений Юрия Долгорукого. 4-5 апр. 1147 г. здесь прошел княжеский съезд, на который ростово-суздальский князь пригласил своего союзника в борьбе за киевское княжение новгород-северского кн. Святослава (Николая) Ольговича (тот приехал вместе с сыном Олегом и рязанским княжичем Владимиром Святославичем). Сообщение об этом событии в Ипатьевской летописи XV в. (отражающей Киевский летописный свод кон. XII в.) является первым письменным упоминанием М.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИРСКОЕ ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО главное княжество Сев.-Вост. Руси в кон. 50-х гг. XII - нач. 60-х гг. XIV в. Первоначально было уделом внутри Суздальского княжества, выделенным Юрием Владимировичем Долгоруким своему 3-му сыну блгв. кн. Андрею Юрьевичу Боголюбскому. Лаврентьевская летопись сообщает о том, что после поражений Юрия Долгорукого под Киевом и Переяславлем Русским в 1151 г. Андрей оставил отца и братьев «и иде в свою волость Володимерю». Очевидно, Владимир-на-Клязьме был центром его владений в Суздальской земле. Наделение кн. Андрея Владимирской «волостью» произошло, вероятнее всего, ок. лета 1149 г., когда от киевского кн. Изяслава Мстиславича в Суздаль вернулся старший сын Юрия Долгорукого Ростислав, за год до этого не получивший от него «части» в Суздальской земле, а потому ушедший к противнику отца в Киев. После возвращения Ростислава Юрий, по-видимому, чтобы не ссориться с сыновьями, выделил им владения в Сев.-Вост. Руси, в их числе и Владимир - кн. Андрею. Изображение г. Владимира (справа), Успенского собора времени кн. Андрея Боголюбского и великокняжеского терема (слева). Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 230) Изображение г. Владимира (справа), Успенского собора времени кн. Андрея Боголюбского и великокняжеского терема (слева). Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 230) Владимир и административно подчинявшаяся ему территория оставались за кн. Андреем и позднее. В 1155 г., окончательно разойдясь с отцом из-за его стремления закрепиться в Киеве и вообще в Юж. Руси, Андрей покинул киевский пригород Вышгород и ушел во Владимир. В 1157 г., после смерти Юрия Долгорукого, Андрей Юрьевич наследовал отцовские суздальские владения, но своей княжеской столицей он вместо Суздаля сделал Владимир. Так образовалось обширное Владимирское княжество, при Андрее Боголюбском ставшее единственным во всей Сев.-Вост. Руси. Оно было монолитным, поскольку Андрей изгнал большинство братьев и племянников, а оставшиеся с ним братья Ярослав, Святослав и Борис собственных владений во Владимирском княжестве не имели. Стремясь в своей политике единовластия опереться на Церковь, Андрей Боголюбский безуспешно пытался отделить Владимирское княжество от митрополии всея Руси и поставить во Владимире особого митрополита, а на Ростовской кафедре, единственной в то время в Сев.-Вост. Руси, иметь послушного своей воле епископа.

http://pravenc.ru/text/154987.html

Таким образом, слепо привязанный к южной Руси, к Киеву, Юрий Долгорукий под конец своей жизни добился своей цели: он сделался великим князем Киевским и умер в этом звании, так и не поняв важного значения совершавшихся при нем событий на севере. Но за то всю важность отлива южнорусского населения на север, истинное значение этого заселения севера славянами понял и должным образом оценил знаменитый сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский – первый великий князь северной Руси, который был главным виновником собирания Руси на севере, даже при жизни отца своего и еще более после его смерти, и главным виновником ее возвышения и усиления. III Андрей Юрьевич Боголюбский был вторым сыном вел. кн. Юрия Владимировича Долгорукого, внуком знаменитого вел. кн. Владимира Мономаха . Мать его была дочерью половецкого хана Аэпы Асеневича, на которой Юрия женил отец его Владимир Мономах в 1108 г. после того, как та приняла крещение 8 . Летописец, за­нятый описанием бесконечных войн южнорусских кня­зей и их усобиц, не обратил внимания на рождение сына у ЮрияДолгорукого, тогда безвестного князя Суздальского, и не сообщил ни года рождения Андрея, ни места, где он родился. С большей вероятностью годом рождения можно считать 1111-й год, 9 местом же рож­дения нужно считать Суздаль, где жил тогда Юрий Долгорукий уже с 1096 года, сделавшийся князем этой области в 1107 г. 10 Богато одаренный от природы необычайными умственными способностями и всеми дарами духовными, Андрей получил без сомнения в доме отца своего тщательное воспитание. Хотя к сожалению древний летописец ничего положительно не передал нам о первых годах жизни Андрея Боголюбского, но судя по тем чертам нравственного характера, которыми от­личался впоследствии Андрей Боголюбский можно предпо­ложить, что он воспитывался наилучшим образом в духе того времени. Главное внимание его воспитателей, нужно думать, было обращено на развитие в душе его христианских убеждений и благочестия, которыми и дей­ствительно проникнута была вся жизнь Боголюбского.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010