Мы видели, что определение одних только финансовых отношений Новгорода к великим князьям можно отнести к временам Ярослава I, что определение остальных отношений, как мы встречаем его в договорных грамотах, должно быть отнесено ко временам позднейшим, началось не ранее княжения Ярополка Владимировича в Киеве. Начавшиеся с этих пор усобицы между Мономаховичами и Ольговичами и между разными линиями Мономахова потомства, частые перемены великих князей отразились в Новгороде, который постоянно признавал свою зависимость от великого князя, брал себе князя из его руки: и здесь начались волнения и усобицы, смены, изгнание князей, образовались партии, приверженные то к тому, то к другому из них; если сначала князья сменялись вследствие смен в Киеве, то потом начали сменяться вследствие торжества той или другой стороны в самом Новгороде; чиновники княжеские, посадники, тысяцкие стали выборными, начали сменяться вследствие торжества той или другой стороны, вследствие смены князей, с которыми стали заключаться договоры, ряды. Князья южные, занятые своими родовыми счетами и усобицами, смотрели равнодушно на утверждение такого порядка вещей в Новгороде; если Ольговичи уступали киевлянам выбор тиуна, то нет ничего удивительного, что другие южные князья легко соглашались и на новгородские условия; Изяслав Мстиславич одинаково ведет себя как на киевском, так и на новгородском вече. Но, с тех пор как приняли первенствующее положение князья северные, мы видим постоянное враждебное столкновение их с бытом Новгорода, развившимся, по всем вероятностям, полнее и определившимся точнее, нежели в других старых городах. Всеволод III привел было уже Новгород совершенно в свою волю, сын его Ярослав хотел сделать то же самое, хотел управлять Новгородом из пригорода Торжка: обоим помешал южный князь Мстислав; Александр Невский шел по следам предков; брат его Ярослав хотел привести Новгород в свою волю с помощию татарскою, но был остановлен братом Василием; Димитрий Александрович был остановлен в подобных же намерениях братом Андреем, Михаил тверской – Юрием московским.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАСИЛИЙ II ВАСИЛЬЕВИЧ Тёмный (10.03.1415, Москва - 27.03.1462, там же), вел. кн. владимирский и московский. Сын вел. кн. владимирского и московского Василия I Димитриевича и его супруги вел. кнг. Софии, дочери литов. вел. кн. Витовта . 8 февр. 1433 г. В. В. женился на Марии, дочери боровско-серпуховского кн. Ярослава Владимировича. Феодальные войны 2-й четв. XV в. Большую часть правления В. В. заняли войны с членами великокняжеского рода, претендовавшими на московский престол. Когда В. В. после смерти отца 27 февр. 1425 г. вступил 10-летним мальчиком на вел. княжение, управление делами взяли в свои руки его мать и митр. Фотий . Против юного вел. князя сразу же выступил его дядя - звенигородско-галицкий кн. Юрий Димитриевич . Начались военные действия, но до сражений дело не дошло. В Галич для переговоров с кн. Юрием отправился митр. Фотий. Переговоры были безрезультатны, и митрополит уехал из Галича, не благословив ни князя, ни город, после чего в городе начались болезни. Кн. Юрий, посчитавший болезни наказанием за неуважение к святителю, обещал не добиваться вел. княжения силой, а отдать свой спор с племянником на суд в Орде. Позднее кнг. Софии и митр. Фотию, опиравшимся на поддержку Витовта, чьим ставленником был хан Улуг-Мухаммад, удалось добиться заключения 11 марта 1428 г. договора, по к-рому кн. Юрий признал себя «братом молодшим» вел. князя. Василий II Васильевич Тёмный, вел. кн. московский. Гравюра на металле. 1819 г. (РГБ) Василий II Васильевич Тёмный, вел. кн. московский. Гравюра на металле. 1819 г. (РГБ) После смерти Витовта (27 окт. 1430) и митр. Фотия (2 июля 1431) В. В. и Юрий Димитриевич отправились в Орду за ярлыком на вел. княжение, здесь оба князя пробыли до лета 1432 г. Хан оставил вел. княжение за В. В., а Юрию «придал» к его владениям Дмитровское княжество. Однако условия соглашения не были выполнены. В. В. почти сразу посадил своих наместников в Дмитрове, а кн. Юрий весной 1433 г. выступил с войском против племянника. Захваченный врасплох, В. В. собрал войско из членов его служилого двора, московских купцов и др.; войско вел. князя потерпело поражение на р. Клязьме. 25 апр. 1433 г. Юрий Димитриевич занял Москву, захватил казну вел. князя и имения его бояр. В. В. бежал в Тверь, был вынужден подчиниться дяде и получил от него в удел Коломну. Сюда к низложенному вел. князю стали съезжаться бояре и дети боярские, т. к., по выражению одного из летописных сводов, «не повыкли галичским князем служити». Вел. кн. Юрий Димитриевич, видя, что «непрочно ему седение на великом княжении», возвратил престол В. В.

http://pravenc.ru/text/150785.html

Ярослав расширял область русского мира подчинением новых земель. Кроме приобретения червенских городов от Польши, он счастливо воевал с Чудью и в 1030 году основал в чудской земле город Юрьев, названный таким образом по христианскому имени Ярослава, нареченного Юрием в крещении. В 1038 и 1040 годах он предпринимал походы на ятвягов и Литву и заставил их платить дань. Червенские города все еще составляли спорную область между Польшей и Русью, но Ярослав укрепил их за Русью тем, что помирился и породнился с польским князем Казимиром. Ярослав отдал за него сестру свою. Казимир возвратил вместо вена восемьсот русских пленных, некогда захваченных Болеславом: в те времена очень дорожили людьми по скудости рук, необходимых для обработки полей и для защиты края. По всем вероятиям, в это время Казимир уступил русскому великому князю окончательно и червенские города, а за то Ярослав пособил ему подчинить себе Мазовию. Не так счастливо кончилась у Ярослава морская война с Грецией, последняя в русской истории. Раздор произошел по поводу ссоры между русскими купцами и греками, во время которой убили одного русского. Ярослав в 1043 году отправил против Византии сына своего Владимира и воеводу Вышату, но буря разбила русские суда и выбросила на берег Вышату с шестью тысячами воинов. Греки окружили их, взяли в плен и привели в Царьград. Там Вышате и многим русским выкололи глаза. Но Владимир на море счастливо отбил нападение греческих судов и воротился в отечество. Через три года заключен был мир; слепцов отпустили со всеми пленными, а в утверждение мира греческий император Константин Мономах отдал дочь свою за сына Ярославова Всеволода. Это было не одно родство Ярослава с иноземными государями своего времени. Одна дочь его, Елисавета, была за норвежским королем Гаральдом, который даже оставил потомству стихотворение, в котором, воспевая свои бранные подвиги, жаловался, что русская красавица холодна к нему. Другая дочь, Анна, вышла за французского короля Генриха I и в новом отечестве присоединилась к римско-католической церкви, тогда еще только что отпавшей от единения с восточною. Сыновья Ярослава (вероятно, Вячеслав и Святослав) были женаты на немецких княжнах.

http://sedmitza.ru/lib/text/435555/

По мнению Анатолия Дмитриевича, уже ленинский вариант социализма имел большое влияние народничества. Реальный же социализм, подчеркивает Анатолий Дмитриевич (вероятно, имеется в виду социализм Сталина и Брежнева) вообще не имел ничего общего с классическим марксизмом и ленинским социализмом. А.Д., кажется, высказывает предположение, что отрицательное отношение к социализму связано с разными его фазами в опыте государственного строительства в нашей стране. Тут же была упомянута критика социалистической идеи сщмч. Иоанном Восторговым. Далее Анатолий Дмитриевич упомянул о своем знакомстве с известными национальными мыслителями Геннадием Шимановым и Юрием Булычевым, которые проявляли симпатии к идее «православного социализма». Председатель РС еще раз сделал акцент, что идея «православного социализма» не сегодняшняя, что это не блажь современных нам публицистов и обществоведов, что эта идея и прежде имела место в русской политической мысли. Учитывая, что об этой идее писали такие умы как протоиерей Сергий Булгаков и даже Константин Леонтьев, то можно говорить, что эта идея имеет место в истории консервативной мысли. А.Д. высказывает предположение, что идея православного социализма совершенно не левая, эта идея принадлежит консервативному кругу русских мыслителей. «Если хотите, народность в уваровской триаде сегодня как раз можно расшифровать как тему социальной справедливости, то есть социализма», - резюмировал Анатолий Дмитриевич. Тема же социальной справедливости сегодня является нервом общественной жизни. Именно поэтому тема «православного социализма» достойна обсуждения. Эта тема наша. И нам, по крайней мере, нужно выработать ясное понимание этой идеи и придти если не к взаимопониманию, то к некоему пониманию тех проблем, которые эта идея порождает. Этой мыслью А.Д. закончил высказывание по существу предложенной повестки расширенного заседания РС. Далее А.Д. сообщил о том, что в качестве основного докладчика приглашен кандидат физико-математический наук, православный публицист Николай Владимирович Сомин, который этой идеей давно живет, имеет публикации по этой теме в разных изданиях.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

патриарх Косьма II, сравнивший его в своей грамоте с первыми святыми отцами.» 77 В 1149г. Изяслав Мстиславич был разбит Юрием Долгоруким в битве под Переяславлем, после чего без боя сдал Киев. Взяв с собой семью и митрополита Климента, он бежал во Владимир-Волынский. Епископ Нифонт был освобожден Юрием из заточения и отпущен в Новгород. Вскоре после этого он был возведен патриархом в сан архиепископа. Следует отметить, что сан архиепископа в то время в Греческой Церкви давался архиереям, управляющим отдельными епархиями, не входящими в состав митрополий и подчиненным непосредственно патриарху. Таким образом Нифонт, в условиях возникшего церковного нестроения, получил от патриарха особые полномочия церковного управления.» 78 В следующем 1150г. борьба между Изяславом и Юрием Долгоруким продолжалась с еще большим ожесточением. Следует отметить, что князь, предпринявший попытку добиться освобождения Русской Церкви из под власти Константинопольского патриарха, не отличался высотой духа и христианским самосознанием. Каковы были его жизненные принципы ясно из некоторых эпизодов, описанных Летописцем. Когда перед битвой под Переяславлем епископ Ефимий со слезами упрашивал его: «князь, помирись с дядей, многое спасение примешь от Бога и землю свою избавишь от беды». Изяслав отвечал: «Своей головой добыл я Киев и Переяславль, с какой стати я буду их уступать без боя?» Киевляне также просили Изяслава помириться с Юрием, но услышали в ответ: «Ну, хорошо ли мне мириться с ним, когда у меня есть сила». Через краткое время после своего изгнания из Киева Изяслав Мстиславич выпросил военную помощь у короля Венгрии и внезапно перешел в наступление. Юрий должен был оставить Киев. Овладев столицей, Изяслав понял, что непризнание многими князьями его права быть великим князем Киевским не даст ему долго удержаться в ней. Тогда он предложил занять великий стол своему старшему дяде, кроткому Вячеславу Владимировичу. Тот согласился, пришел в Киев и занял престол, но всеми делами от его имени управлял Изяслав.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf 106. Изяслав II Мстиславич, великий князь киевский сын Мстислава I Владимировича Великого, великого князя киевского от первого брака с Христиной Инговной, королевной шведской. Родился в Новгороде в 1096 г.; при вокняжении отца своего и Киеве получил Курск в 1125 г.; отсюда ходил на Полоцкую область и взял г. Логожск в 1127 г.; получил Полоцк и Минск в 1129 г.; к ним Переяслав, немедленно обмененный на Туров и Пинск, в 1132 г.; потерял Туров, отнятый у него дядей, великим князем Ярополком II, в 1134 г.; лишась и Переяслава, захваченного другим дядей, князем Юрием суздальским, удалился в Новгород к брату Всеволоду (см. 56), с которым ходил, но не дошел, в Суздаль, однако получил от великого князя область Владимиро-Волынскую и 1135 г.; отсюда ходил защищать дядю Вячеслава в Переяслав и разбил князей черниговских в 1142 г.; желая быть миротворцем между великим князем Всеволодом II и Юрием, князем суздальским, нарочно ездил к последнему, но только перессорился с ним, и 1143 г.; был в походе на князя Владимирка, князя галицкого, в 1144 г.; вместе с другими князьями присягнул на верность Игорю Ольговичу, брату великого князя, когда не станет последнего, в 1145 г.; по смерти же великого князя 1 августа разбил Игоря под самым Киевом и вокняжился в Киеве 17 августа 1146 г.; проведя и усобице с князьями весь 1147 год, ласкал новгородцев в 1148 г. и, выгнанный из Киева князем Юрием суздальским в августе 1149 г., сложил с себя великокняжеское достоинство по Луцкому договору 1150 г.; но, в свою очередь, заставил князя Юрия бежать из Киева и 1151 г.; ходил с венграми на князя Владимирка галицкого, союзника Юриева, в 1152 г., а потом на Ярослава Осмомысла, сына Владимиркова, в 1153 г., и умер в Киеве 13 ноября 1154 г. Тело его погребено там же, в Федоровской церкви бывшего Вотчего (Отчего) монастыря. Великий князь Изяслав II был женат, как сообщается летописями и другими известиями, три раза: 1) на неизвестной, умершей в 1152 г.; 2) на княжне литовской, неизвестной по имени, которая будто бы бежала вскоре после брака в 1153 г., поймана и умерла в заточении; 3) на княжне абазинской, неизвестной имени, с 1154 г. Имел трех сыновей, в том числе Мстислава, Великого князя киевского. Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

В нач. 1154 г. вместе с отцом М. И. участвовал в новом походе на Галицкое княжество, а также в битве 16 февр. того же года под Теребовлем, расположенным на р. Серет (левый приток р. Днестр), против войск кн. Ярослава Владимировича Осмомысла. Война для правителей Киевской земли закончилась почти безрезультатно, т. к. их соперник смог удержать за собой спорные города, а в 1155-1156 гг. вновь выступал против М. И. После смерти кн. Изяслава Мстиславича ( 1154) М. И. поддержал претензии на старейший стол своего дяди смоленского св. блгв. кн. Ростислава (Михаила) Мстиславича . Однако в нач. 1155 г. совместный поход в Подесенье на Чернигов окончился неудачей и Ростислав Мстиславич утратил Киев, а М. И.- Переяславское княжество. М. И. ушел на Правобережное Поднепровье, где захватил Пересопницу, но вскоре был выбит оттуда войсками нового Киевского кн. Юрия Владимировича Долгорукого. Т. о., правителю Владимиро-Волынского княжества вновь не удалось закрепить за собой хотя бы часть киево-волынского порубежья. В итоге князь был вынужден обратиться за помощью к кн. Ростиславу Мстиславичу, чтобы на время примириться с кн. Юрием Долгоруким. Победа блгв. кн. Мстислава Изяславича над половцами. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 196) Победа блгв. кн. Мстислава Изяславича над половцами. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 196) В 1156 г. при военной поддержке поляков М. И. удалось изгнать из Владимира-Волынского своего не пользовавшегося поддержкой народа дядю, кн. Владимира Мстиславича Матешича; в следующем году он выдержал осаду города, предпринятую Киевским кн. Юрием Долгоруким и галицким кн. Ярославом Владимировичем Осмомыслом. В 1158 г. М. И. поддержал коалицию рус. князей во главе с кн. Ярославом Осмомыслом, на стороне к-рого также были правители Венгрии и Польши. Все они требовали у нового Киевского кн. Изяслава Давидовича выдать им на расправу бывш. звенигородского кн. Иоанна Ростиславича Берладника, претендента на галицкий стол, к-рый ранее служил у Киевского кн. Юрия Владимировича Долгорукого. Однако князья получили отказ и были вынуждены в кон. 1158 г. предпринять военный поход против кн. Изяслава Давидовича, окончившийся изгнанием последнего из Киева.

http://pravenc.ru/text/2564284.html

- То есть это в начале вашего пути произошло? - Да. Потом ко мне пришел как-то один товарищ, мы с ним беседовали. Я говорю: «Вы знаете, у меня к вам лично отношение доброе, но вы человек подначальный. Вам скажут, и вы должны выполнять приказ. Будете, как в 1937 году поступать? Ну что ж, это дело ваше. А я все равно - на своем месте». Потом, когда еще один попытался молодой человек... Он мне надоел. И я ему в конце концов сказал: «Я с Юрием Владимировичем встречался». Больше вопросов не было. Он, конечно, не мог больше ничего сказать, ему же не докладывали, он мог предполагать обо мне что угодно, может, у меня ранг какой-то есть. Я никакого отношения не имел, конечно, к этому, но был совершенно спокоен - Господь как-то так поставил, что оградил меня. - То есть вы только с этим случаем посещения Андроповым связываете свое спокойствие? - Нет, я думаю, что важна твердость. Нормальные люди и там, в органах, уважали то же самое - твердость. Еще они предлагали мне: «Вы будете на международном уровне защищать Православие». Я говорю: «У вас же есть уже кадры для этого?» «Нет, - говорят, - это все не то». Я отвечаю им: «Потому я и то, что я не то!» Нормальные люди и там, в органах, уважали то же самое - твердость - То есть нужно просто оставаться собой - и пройдешь сквозь это все? - Совершенно верно. Как люди прошли войну, в разных переделках были, а пуля их не тронула? И тут - никто ничего не может вам навязать, если вы прямо и спокойно говорите. Когда я стал священником, меня вызвали. Я же офицер запаса, а я написал, что я офицер и сменил род трудовой деятельности, а нужно было написать «офицер запаса». Разговариваем, и они: «Что это вы такое вот?» Тогда я еще не встречался с Юрием Владимировичем. Я уточняю: «Да, что такое, собственно?» - «Как же? Вас государство учило!» - «Я три года отработал по распределению, потом еще пять лет в Москве инженером, мы в расчете». - «Ну, вы зачем изменили?» - «А что такое?» - «Ну, вот вы инженер, а стали священником!» Я говорю: «Простите, Ирина Архипова, солистка Большого театра, по-моему, архитектором была. Борис Романович Гмыря, тоже народный артист, был строительным инженером». - «Ну что же? Они-то в артисты ушли, а вы в Церковь!» Я говорю: «А у нас свобода, по-моему». «Свобода?» - «Да». - «О чем тогда речь?» Так было... интересно.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

1453 . Борисоглебский – Стефа­новский на Кидекше или Кидокоцкий, мужской, ныне село Кидекша, Владимирской губ., Суздальского у., в 4 вер. к вост. от Суздаля, при р. Нерли. Основан в 1151 г. Вел. кн. Юрием Владимировичем на том самом месте, где был съезд князей Бориса Ростовского и Глеба Муромского на пути их в Киев. Настоящая церковь ста­ринная построена из камня, оставшегося от постройки Суздальского собора. Об основании ее в летописи под 1159 г. за­писано: «преставися кн. Гюргевич, ме­сяца мая в 12 день; и положиша и братья в церкви святою Мученику, юже бе создал отец его Гюрги на Нерли, идеже бе становище св. муч. Бориса и Глеба». В стенах ее погребены тела кн. Бориса Юрьевича, супруги его Марии и дочери их Ефросинии, о чем свиде­тельствует летопись: «тое же зимы (1202 г.) преставися Борисковна в Кидекши, и положена бысть в церкви Бо­риса и Глеба, посторонь отца и матере, именем Ефросинья». В 1675 г. осмат­ривали гробницу Бориса и нашли сохра­нившуюся от тления богатую одежду, расшитую золотом. История монастыря неизвестна, он уже в ст. оста­вался в пусте и был приписан к Печерскому Нижегородскому мон. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 1007; Ратшин, 45; Ан. Федоров, “Ист. собр. о граде Суждале”, 90; “Владимир. сборн.” 1857 г., 44; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 145; “Труды Владим. губ. стат. Комит.”, III, 5 (Борисоглебская церковь в селе Кидекше); “Ежегодн. Владим. губ. стат. Комит.”, т. II, Отд. I, 137; т. Отд. I, 265, 288; “Древн. Суздаль. – Владим. обл.”, I, 40, 77 (с видами церкви); Про­хоров, “Христиан. древн.”, 1875 г., 52; “Владим. губ. вед.”, 1843 г., 42 (село Кидекша); 1853 г. 10 (надписи на гробницах), 20 (надпись на колоколе 1552 г.), 42 (евангелие 1637 г.); 1854 г., 32 (Мон. быв. во Вл. губ., – здесь го­ворится, что он упразднен в 1764 г.); Иером. Иоасаф, “Церков. ист. опис. Суздаль. достопам.”, 124; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 716, 54; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, III, 51; IV, 175; “Полн. собр. лет.”, I, 149 (погреб. в 1159 г. кн. Борис Юрье­вич), 175 (погреб. в 1202 г. кн. Ефросинья), 200 (освящ. в 1239 г. цер. Бориса и Глеба); II, 82 (погреб. в 1159 г. ку. Бориса Юрьевича); V, 160, в примеч. (кн. Борис Юрий Влад. построил церк. Бориса и Глеба в 1152 г.); VII, 57 (тоже о постр. цер. Бор. и Гл. на Нерли в 1152 г.), 67 (в 1159 г. погреб. кн. Борис Юрьев.); IX, 211 (в 1158 г. погреб. кн. Юрьев. Долгорукий); X, 34 (в 1201 г. погреб. княг. Ефросинья княже Борисова), 115 (в 1239 г. освящ. цер. Бор. и Гл.); XV, 226 (в 1159 г. погреб. кн. Борис Юрьев.), 293 (в 1203 г. погреб. кн. Ефросиния); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1862 г., II, Отд. 1, 132 (м-рь возобновл. архиеп. Суздальск. Стефаном в XVII ст.), 1876 г., I, смесь, 233 (о свидетельствов. мощей 1675 г.); “Журн. Мин. Вн. Дел”, 1839 г., XXXIII, 510 (истор. опис.); “Русск. истор. Библиот.”, II, 910, 192 (опись 1621 г. Печерские отчины в Кидекоцком м-ре св. первомуч. и архидиак. Стефана и св. велик. Христов. страстотерпец Бориса и Глеба).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Звенигорода святыя 208. Преподобный Сава игумен Сторожевский и Звенигородский бысть ученик святаго Сергия чудотворца, преставися в лето 6915 месяца Декабря в 3 день Постриженник и ученик преп. Сергия и духовник всего Троицкого братства. Около 1382 года он был поставлен игуменом основанного Сергием Стромынского монастыря. По смерти Сергия и по удалении Никона на безмолвие, преп. Савва был избран игуменом Троицкой обители; но отсюда вызван князем Звенигородским Юрием Дмитриевичем и по просьбе его построил монастырь на горе Стороже, близ Звенигорода. Ум. 3 декабря 1407 года. (С.К. Смирнов, Ист. описание Савв. Сторож. монастыря). Мощи обретены нетленными 19 января 1652 года и почивают открыто в соборном храме Рождества Богородицы, в основанной им обители. Память 3 декабря. Праздник в честь преподобного Саввы установлен соборным определением 1549 года (Макарий, «Ист. Р. Церкви», VIII), По «Иконописному Подлиннику»: «преп. Савва стар, сед, брада аки Макария Желтоводскаго, плешив, ризы преподобническия» (Филимонов, стр. 206). Житие преп. Саввы написано игуменом Хутынского монастыря Маркеллом, который в свое время славился и как знаток крюкового пения (Филарет, Обз. Русск. Духовн. Литер., стр. 210). Читать далее Источник: Книга глаголемая «Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых/Доп. биогр. сведениями [и снабдил предисл.] гр. М.В. Толстой. - Москва : В Унив. тип., 1887 (обл. 1888). - 288, III с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010