В северном великом княжестве, основанном Юрием Долгоруким и укрепившемся при сыне его, Андрее Боголюбском, несколько времени сохранялось единодержавие, но и там, наконец, появились княжеские уделы. Брат Андрея, Всеволод Георгиевич, прозванный Великим, княжил славно и счастливо 37 лет и строго соблюдал правосудие. «Не обинуяся лица сильных, – по словам летописца, – и не туне нося меч, от Бога данный», он казнил злых, миловал добрых, мстил иногда жестоко, но без несправедливости; уважал древние обычаи, требовал безусловной покорности от князей южных, но без вины не отнимал у них уделов; повелевая Новгородом, он льстил иногда своеволию граждан; мужественный и счастливый в битвах, он старался сохранить мир и не любил кровопролития бесполезного. Он соорудил несколько храмов, укрепил Владимир, Суздаль и Переяславль-Залесский и казнил убийц Андреевых. Первая супруга Всеволода, Мария, родом – Ясыня, мать 8 сыновей, из коих двое умерли в младенчестве, отличалась благочестием и мудростью. Летописцы называют ее русской Еленой, Феодорой, второй Ольгой. В последние годы жизни, страдая тяжким недугом, она показывала собою пример удивительного терпения, часто сравнивала себя с Иовом, а перед кончиною призвала сыновей и заклинала их жить в любви и помнить мудрые слова Великого Ярослава, что междоусобие губит князей и Отечество, возвеличенное трудами предков; советовала детям быть набожными, трезвыми, приветливыми ко всем и особенно уважать старцев. 135 В княжение Всеволода в 1204 году взят крестоносцами третьего крестового похода Царьград, – происшествие, горестное для наших предков, тесно связанных с греками верою и торговлей. Ограбив богатые храмы, 136 похитив многие святыни, 137 крестоносцы избрали не только своего императора, Балдуина, графа Фландрского, но и латинского патриарха Фому Морозини; православный Патриарх Иоанн Каматер, оставив им в добычу казну Софийскую, удалился из города, как бедный странник, на осле, прикрытый рубищем. Папа Иннокентий III, один из самых могущественных первосвященников римских, спешил воспользоваться этим случаем, чтобы подчинить себе Русскую Церковь . Он писал к нашему духовенству, что вера истинная торжествует в Царьграде и во всей империи, что Церковь Римская есть ковчег спасения и вне ее все должно погибнуть: неужели одни только жители земли Русской захотят быть отверженными от паствы Христовой? Увещание папы осталось без последствий; митрополиты наши поставлялись после того в Никее, где пребывали православные Патриархи царьградские до изгнания латинян из Константинополя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЛАДИМИРСКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в юж. части т. н. Нового города во Владимире. Основан при храме во имя вмч. Георгия Победоносца (XII в.), возведенном на дворе кн. Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого. Монастрырь во имя вмч. Георгия. Фрагмент плана Владимира. 1715 г. (БАН. Картогр. 3092) Монастрырь во имя вмч. Георгия. Фрагмент плана Владимира. 1715 г. (БАН. Картогр. 3092) Большинство исследователей XIX в. (архим. Амвросий (Орнатский) ? В. В. Зверинский , Н. А. Артлебен ) относили постройку Георгиевской ц. к 1129-1130 гг., основываясь на ст. «А се князи русьстии» (XV в.) в Комиссионном списке НПЛ, сообщающей, что кн. Юрий Долгорукий во Владимире «постави... церковь каменну святого Георгиа за 30 лет до Богородичня ставлениа» (ПСРЛ. М., 2000. Т. 3. С. 467; М., 2000. Т. 16. Стб. 309). Иером. Иоасаф (Гапонов), К. Н. Тихонравов, а также большинство историков и археологов XX в. (Н. Н. Воронин , П. А. Раппопорт и др.) считали более достоверными известия др. летописей, в к-рых Георгиевская ц. упоминается или под 6660 (1152) г.- среди храмов, построенных на Суздальской земле кн. Юрием Долгоруким (ПСРЛ. М., 2000. Т. 4. Ч. 1. С. 153; М., 2001. Т. 7. С. 57; М., 1965. Т. 9. С. 196, 197; Спб., 1910. Т. 20. Ч. 1. С. 116; М.;Л., 1949. Т. 25. С. 56; М., 1978. Т. 34. С. 75; М., 1994. Т. 39. С. 60), или, как в Летописи Авраамки, под 6665 (1157) г.: «Поставлена бысть в Володимере церковь князем Георгием во имя святого мученика Георгия» (ПСРЛ. Т. 16. Стб. 44, 45). Сокращенные Московские летописные своды 1493 и 1495 гг. уточняет, что в 1157 г. «священа бысть церкви в Володимери святыи мученик Георгий а заложена бысть Георгием церкви камена» (ПСРЛ. М., 1962. Т. 27. С. 233, 319). Т. о., возможно, Георгиевская ц. была заложена в 1152 г., а освящена в 1157 г. Согласно данным археологических раскопок, проведенных Ворониным, и изображениям храма на плане Владимира 1715 г., древняя Георгиевская ц.

http://pravenc.ru/text/154979.html

Совет галицких бояр с юным кн. Ярославом Владимировичем. Миниатюра (БАН. 34.5.30. Л. 196 об., низ) Совет галицких бояр с юным кн. Ярославом Владимировичем. Миниатюра (БАН. 34.5.30. Л. 196 об., низ) Волынь еще в сер. XII в. являлась волостью, к-рой распоряжались киевские князья: с 1117 г. она, за исключением короткого перерыва в 1142-1146 гг., находилась в руках Мономашичей - Романа Владимировича, его младшего брата Андрея, а затем их старшего племянника Изяслава (Пантелеимона) Мстиславича . Последний владел ею сначала с санкции киевского кн. Всеволода (Кирилла) Ольговича (1139-1146), а потом в качестве киевского князя. Отношения между Волынью и независимой от Киева Г. Р. были достаточно напряженными. Эта напряженность вылилась в устойчивый галицко-суздальский союз, к-рый особенно активно проявился в ходе борьбы между Изяславом Мстиславичем и его дядей ростово-суздальским кн. Юрием (Георгием) Владимировичем Долгоруким за Киев в 1149-1154 гг. Волынь была опорной базой Изяслава, после смерти к-рого в 1154 г. (вернее, после изгнания из Владимира в 1156 младшего брата Изяслава Владимира Мстиславича) уже неизменно оставалась наследственным владением его потомства независимо от перемен на киевском столе. Не имея устойчивых отношений ни с Польшей, ни с Венгрией, Г. Р. естественным образом тяготела также к союзу с Византией, берущему начало уже в 1104 г., когда дочь Володаря Перемышльского была выдана замуж за одного из сыновей имп. Алексея I Комнина (1081-1118). Исходя из свидетельства осведомленного визант. историка Иоанна Киннама (писавшего, вероятно, в нач. 80-х гг. XII в.), к-рый именует Юрия Долгорукого «союзником» (греч. σμμαχος), а Владимирка «вассалом» (πσπονδος) Византии ( Ioannis Cinnami Epitome rerum ab Ioanne et Alexio Comnenis gestarum/Ed. A. Meineke. Bonn, 1836. Cap. III 11; V 12. P. 115.19, 235.2-5), исследователи иногда даже предполагают существование договора о каком-то сюзеренитете Византии над Галичем, быть может связанном с признанием со стороны К-поля власти Галича как своего «вассала» над какими-то областями в районе дунайского устья. Так или иначе территории между Днестром и Карпатами (т. н. Понизье) находились в политической зависимости от галицких князей, хотя конкретные формы этой зависимости и время, когда она устанавливается, не поддаются точному определению. Во многом это связано с давно идущей в науке полемикой вокруг подлинности датированной 1134-м г. грамоты кн. Иоанна Ростиславича Берладника (сына Ростислава Володаревича Перемышльского). Она представляет Иоанна князем М. Галича (при впадении Серета в Дунай), упоминая также якобы подвластные ему города (Берладь, Текуч) в междуречье Прута и Серета. В сохранившемся виде грамота не может быть признана подлинной, но является ли она фальсификатом или предпринятой в молдав. канцелярии XIV-XVI вв. переработкой более раннего аутентичного документа, остается спорным.

http://pravenc.ru/text/161541.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИДЕКШИНСКИЙ (КИДЕКШСКИЙ) ВО ИМЯ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ БОРИСА И ГЛЕБА И ПЕРВОМУЧЕНИКА СТЕФАНА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание КИДЕКШИНСКИЙ (КИДЕКШСКИЙ) ВО ИМЯ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ БОРИСА И ГЛЕБА И ПЕРВОМУЧЕНИКА СТЕФАНА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Кидекшинский Борисоглебовский монастырь. Фотография. 2013 г. Кидекшинский Борисоглебовский монастырь. Фотография. 2013 г. находился в с. Кидекша Опольского стана (в 4 верстах к востоку от г. Суздаля) Суздальского у. (впосл. Владимирской губ.). Обитель была устроена на территории укрепленной резиденции князей суздальских (XII-XIV вв.). Замок основан князем Ростово-Суздальской земли, позже вел. кн. Киевским Юрием (Георгием) Владимировичем Долгоруким на правом нагорном берегу р. Нерль, близ впадения в нее р. Каменка. Согласно легенде, на этом месте находилось «становище» св. князей Бориса и Глеба на пути из Ростова и Мурома в Киев. Время основания К. м. неизвестно; наиболее ранний документ, в котором упоминается игумен обители, датируется 1444 г. (АСЭИ. 1958. Т. 2. С. 485). Поэтому не исключено, что К. м. мог быть основан во 2-й пол. XIV в., при суздальском кн. Борисе Константиновиче († 1394), при участии иноков нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня мон-ря . Вероятно, почти с самого основания К. м. был приписан к Вознесенской обители. В льготной грамоте мон-рю митр. Московского и всея Руси свт. Макария от 22 сент. 1550 г. об этом сказано: «А придан тот монастырь прежде бывшими государи великие князья и с митрополиты всеа Руси тому Печерскому монастырю в Нижнем Новгороде изстари» (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. 1914. Л. 39). Сведений о насельниках К. м. практически не сохранилось. В грамоте кон. 40-х гг. XV в. упоминается игум. Герман. Документ сер. XVI в. фиксирует наличие в К. м. игумена, попов и диакона. Во фрагментах описей К. м. кон. XVII - нач. XVIII в. данные о монашествующих не сохранились. По различным косвенным источникам известно, что в 1-й пол. XVII-XVIII в. монастырем управляли строители. О порядке их назначения имеются пояснения: «В том монастыре против древняго установления надлежит быть настоятелю-строителю. И оные настоятели присылаются из вышеявленного Печерского монастыря, а бывают посменно». В офицерской описи 1764 г. перечислены строитель, 2 монаха («оные монахи присматривают над монастырскою пашнею, хлебом и скотом»), служители из крестьян (2 конюха и скотник - Там же. Ф. 280. Оп. 3. 58. Л. 11, 11 об.) и нет ни одного священнослужителя. Постройки

http://pravenc.ru/text/1684321.html

В 1119 году был возобновлен великим князем Мстиславом Владимировичем, нареченным в св. крещении Георгием (Юрием), а в 1140 году распространен и возобновлен великим князем Всеволодом Мстиславовичем. В новейшее же время Юрьевская обитель великолепно возобновлена и украшена беспримерною щедростью графини Анны Алексеевны Орловой, дочери Чесменского героя, которою употреблены на это дело громадной суммы при архимандрите Фотии, в течение 26 лет. Так как не только описание, но даже перечисление редких по богатству и изяществу предметов и вещей, находящихся в св. храмах Юрьевской обители, заняло бы очень много места: то мы и не считаем удобным браться за то и другое, а помещаем здесь только описание замечательных гробниц, которые суть следующие: 1 Древняя каменная, прикрытая плитою белого мрамора, – что в Георгиевском соборе, рядом с правым клиросом, – гробница великой княгини Феодосии Мстиславовны, – в инокинях Евфросинии, дочери князя Мстислава Мстиславовича храброго, супруги князя Ярослава II Всеволодовича, матери св. князей Феодора и Александра Невского и других семи (7-ми) сыновей. Летописи не сохранили до нас памяти о делах её, но самое лучшее свидетельство о её добродетелях составляют те краткие отзывы, какие делают о ней летописи, единогласно называя её святою. Она окончила жизнь свою в 1244 году мая 4 дня и погребена была подле сына своего св. благоверного князя Феодора, мощи коего в 1614 г., при нашествии шведов, перенесены в Софийский собор. 2 . В 1196 году погребены в Юрьеве монастыре два князя; Ростислав Ярославович Новгородский и Изяслав Ярославович Псковский. 3 . В 1453 г. погребен великий князь Дмитрий Юрьевич Шемяка. Места могил как его, так и упомянутых князей, неизвестно. 4 . У западной стены Георгиевского собора погребены строители его – игумены Кириак и Исаия (XII века). 5 . Под притвором на южной стороне того же собора погребены: Макарий митрополит Новгородский (1663) и два викарные епископа Новгородские: Иоасаф Хотунцевский (1758) и Маркелл Радышевский (1744 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Первым игуменом Н. П. м. стал свт. Аркадий , в 1156-1163 гг. епископ Новгородский («и устроил есми святому Пантелемону монастырь и посадил есми в нем игумена Аркадия...». Согласно проложному Житию святителя, восходящему, возможно, к домонг. времени, ранее Аркадий являлся игуменом Юрьева мон-ря, но был из него изгнан: Лосева О. В. Жития рус. святых в составе древнерус. Прологов XII - 1-й трети XV в. М., 2009. С. 292-293). Игум. Аркадий настоятельствовал в Н. П. м. до 1153 г., когда основал собственный Аркаж [Аркадиевский] в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь. Датировка грамоты кн. Изяслава Мстиславича и соответственно основания Н. П. м. остается дискуссионной. Обычно этот документ относили ко времени княжения Изяслава в Киеве, т. е. к 1146-1154 гг. (напр.: Греков Б. Д. Революция в Новгороде Великом в XII в.//УЗ Института истории. М., 1929. Т. 4. С. 19-20 (1146-1154 гг.); ГВНиП. С. 141 (1146-1155 гг.); Черепнин Л. В. Рус. феодальные архивы XIV-XV вв. М.; Л., 1951. Ч. 2. С. 115 (1148 г.)). В. Л. Янин передатировал грамоту 1133-1134 гг., когда кн. Изяслав находился в Новгороде (НПЛ. С. 23, 208). Исследователь обосновал необходимость одновременной выдачи этой грамоты и грамоты кн. Всеволода Мстиславича Юрьеву мон-рю (см. ниже), в которой Н. П. м. упоминается как уже существующий ( Янин. 1977. С. 60-79; Он же. 1991. С. 136-138; см. также: Назаренко. 2001. С. 595-596; Печников. 2017. С. 245-246). С. М. Каштанов и Вл. В. Седов попытались вернуться к прежней датировке грамоты ( Каштанов. 1999. С. 21-32; Он же. 2014. С. 86-93; Седов. 2011); по их мнению, имеются основания отнести появление документа к 1148 г., когда кн. Изяслав Мстиславич последний раз в жизни посетил Новгород перед походом на суздальского кн. Юрия Владимировича (НПЛ. С. 28, 214). Придерживающиеся этой версии исследователи, однако, не придают значения тому важному обстоятельству, что свт. Нифонт, благословивший кн. Изяслава на предоставление земельных владений Н. П. м., с 1147 г. пребывал в остром конфликте с этим князем и выдвинутым им на Киевскую митрополию не признанным в К-поле митр. Климентом (Климом Смолятичем), но поддерживал отношения с врагом Изяслава Суздальским кн. Юрием (Георгием) Всеволодовичем Долгоруким.

http://pravenc.ru/text/2577785.html

Чудов мужеский Кафедральный, в Москве, в кремле; построен Св. Алексеем Митрополитом в 1365 году. В нем 3 церкви: 1) в воспоминание чуда Архистратига Михаила, первоначально построенная святым Алексеем Митрополитом в 1365 году, а потом перестроена и освящена в 1504 году; 2) Соборная во имя Св. Алексея Митрополита, вновь устроена повелением Государя Царя Феодора Алексеевича в 1680 году. Намерение здателя было таково, чтоб мужеского пола приходящие стояли в Алексеевской, а женского пола в Благовещенской церкви, что продолжается и до ныне; в ней между сею и Благовещенской церковию почивают мощи Святителя Алексея в серебряной раке; 3) во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. После разорения в 1812 году от неприятеля монастырь сей возобновлен весь к 1813 году. Чуркинская Николаевская мужеская, заштатная пустыня, Астраханской Епархии, в 60 верстах от Астрахани, на устье реки Чурки; построена в 1731 году Архимандритом Мефодием. В ней церковь во имя Святого Николая Чудотворца. Шаргородский Николаевский Училищный мужеский, 1-го класса, степенью 18-й, Подольской Епархии, Ямпольского повета, в местечке Шаргороде. В нем церковь во имя Святого Николая Чудотворца. Шартоминский Николаевский мужеский, 3-го класса, Владимирской Епархии, в 13 верстах от города Шуи. В нем 3 церкви: 1) во имя Св. Николая Чудотворца; 2) во имя Казанской Богородицы; 3) во имя Сретения Господня. Юрьев мужеский, 1-го класса, степенью 3-й, Новгородской Епархии, в трех верстах от Новгорода, на весьма возвышенном и красивом берегу реки Волхова. Построен в 1119 году Великим Князем Мстиславом Владимировичем, нареченном во святом крещении Георгием или Юрием, а сыном его Великим Князем Всеволодом в 1140 возобновлен и распространен и по своей древности и огромности зданий принадлежит к первейшим Российским монастырям. В нем: 1) Соборная церковь во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца, построена в 1119 году, а освящена в 1140 году, потом в 1807 году возобновлена; в ней на хорах два придела: во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и во имя Пресвятой Богородицы всех скорбящих радости.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НЕСТОР Путешествие еп. Нестора из Ростова в Киев к митр. Киевскому Константину. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 117) Путешествие еп. Нестора из Ростова в Киев к митр. Киевскому Константину. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 117) († после 1158), еп. Ростовский (ранее 1147-1156/57; нач. 1160 - до 1184?). Поставление Н. на кафедру не отмечено в летописании. Скорее всего оно имело место до избрания в 1147 г. нареченным митрополитом Климента (Клима Смолятича) , полномочия к-рого Н., как и неск. др. рус. епископов (свт. Нифонт Новгородский, Мануил Смоленский, Косма Полоцкий), а также Ростово-Суздальский кн. Юрий (Георгий) Владимирович Долгорукий не признавали. Поэтому следует полагать, что хиротонию Н. возглавлял митр. Киевский свт. Михаил I (II) , уехавший в К-поль в 1145 г., вероятно по причине конфликта с киевским кн. Всеволодом Ольговичем (А. В. Назаренко ). Ростовская епархия была возобновлена после продолжительного перерыва. Архиерейство последнего перед Н. Ростовского владыки, свт. Исаии , относится к 80-м гг. XI в., а в самом конце указанного столетия территория Сев.-Вост. Руси, по всей видимости, вошла в состав Переяславской епархии (бывшей в то время титулярной митрополией). Восстановление Ростовской кафедры вряд ли произошло в период княжения Всеволода Ольговича (1139-1146) - его отношения с Юрием Долгоруким, в частности по вопросу о княжении в Новгороде, были напряженными. Более вероятно, что поставление Н. в Ростов произошло в конце княжения Ярополка Владимировича (1132-1139), когда Юрий Долгорукий оказывал старшему брату помощь в борьбе с его противниками. Не имеется сведений о том, что Н., как и еп. Полоцкий Косма (поставленный свт. Михаилом в 1143), участвовал в Соборе русского духовенства 1147 г. в Киеве, поставившем на митрополию Климента Смолятича, кандидата киевского кн. Изяслава (Пантелеимона) Мстиславича .

http://pravenc.ru/text/2565130.html

43 Ростовцы и Суздальцы крещены были далеко не все даже в начале XIII века. В Ростове целый конец города – Чудский был языческим во времена преподоб. Чудотворца Ростовского Авраамия, жившего не ранее XIII в. 49 Так сказано об этой церкви в Лаврентьевской летописи (П. С. Л. I, 150); но в других говорится, что вел.князь Андрей только окончил церковь Спаса во Владимире, заложенную отцом его, Юрием Владимировичем (П. С. Л. т. IX, стр. 209). Существующая теперь Спасская церковь относится по своей архи­тектуре к концу XV или началу XVI ст. 50 Летоп. Боголюб, моп. Изд. Общ.ист. и древн. 1878 г. стр. 4. Житие св. великого князя Андрея Боголюбского. 51 Остатки этого храма в виде фундамента были еще видны в 50-х годах нынешнего столетья; по крайней мере их видел известный местный владимирский археолог В. Доброхотов, автор прекрасного сочинения «Древний город Боголюбов», где он и говорит об этих остатках; но в настоящее время и холм (так называемая Ярилова плешь) и долина почти совсем распаханы, и от фундамента не осталось и следа. Жаль, что любители свящ. древностей не догадались поставить хотя небольшую часовню на месте этого памятника борьбы христианства с язычеством во времена Боголюбского. 52 Каменщиками и иконописцами у Боголюбского были, по всей вероятности, греки; но мастера золотых и серебряных дел, финифтьщики были несомненно с запада. Металлическое мастерство процветало в то время в Германии (см. Аделунга.Корс. врата стр. 112); финифтяными же изделиями славились го­рода Кельн и Вердюн.Хранящееся во Владимирском Усп. соборе от времен Боголюбского наплечники с прекраснейшими изображениями из эмали приписываются знатоками кельнским и вердюнским мастерам (Ю. Филимонова о западной эмали в России. Вест. Общ. древн. русского иск. 1875 г. кн. 4, стр. 25). 57 При реставрации наружного вида Усп. собора в 1885–91 г. не восстановлены напр. те золоченые листы, которыми были обиты впадины (комары) между окон соборного купола (трибуна), от которых весь купол с трибуном (в летописи называемый «столп изовну церкви») казался сплошь золотым; нет теперь и золоченых птиц (поткы), и флюгеров (ветрила) по комарам, и золотого пояса, окружавшего всю церковь посредине стен, которые украшали собор снаружи при Боголюбском; и самые «узорочья» спускающаяся по краям кровли, сделанный послед­ней реставрацией, слишком бедны и мизерны в сравнении с теми, какие здесь были раньше. Внутри храма нет также ни золотых листов, которыми были обиты стены собора, ни серебреного амвона, ни золоченых дверей, у которых и косяки, и притолоки были обиты золочеными листами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

42 Лев Данилович, князь Перемышльский, по желанию дяди Василия, построил монастырь святого Георгия из букового дерева. (История Карамзина, т. IV, примеч. 144). 43 Он скончался в 1289 году и погребен в соборной церкви города Владимира Волынского (История Карамзина, т. IV, примеч. 175). 44 В рукописном Житии блаженного Прокопия сказано, что он пользовался наставлениями преподобного Варлаама Хутынского. Но так как сей угодник Божий († 1193) не был современником Прокопия, то здесь, по всей вероятности, должно разуметь другого подвижника Варлаама (в миру Вячеслава Прокшинича), который жил в Хутыни и умер в 1243 году (Новгородская летопись под 6751 годом). 45 Иоанн и Мария похоронены у Вознесенской церкви Устюга. Память их чтится там доныне. Рукописные святцы называют их святыми, но не указывают времени кончины их. 46 Преподобный Киприан, родом землевладелец Двинской стороны, основал около 1212 года Архангельский монастырь близ Устюга и провел там в подвигах более 60 лет. Он преставился 28 сентября 1276 года в обители своей. Впоследствии над могилою его построен храм и в нем устроена гробница. 47 Чудотворная икона Благовещения Божией Матери, перед которой молился святой Прокопий, перенесена в Москву при царе Иоанне и поставлена в иконостасе Успенского собора. Тяжелая серебряная, позолоченная риза устроена в 1818 году, иждивением Велико-Устюжского градского общества. 48 Местное почитание святого Прокопия началось со дня его кончины. Храм во имя его построен в Устюге в 1495-м, а всеобщее празднование его памяти в 8-й день июля утверждено Московским Собором 1547 года. – Наружность блаженного Прокопия в подлиннике описывается так: «Подобием средовек (средних лет, а по другому подлиннику: стар и сед), волосы на голове русы, борода Козмина (т. е. длинная); рубище дико-багряное, с правого плеча спустилось; в руках три кочерги; на ногах сапоги разодраны, колени голы» (Буслаева «Очерки словесности и истории» Т. II, стр. 428). 50 Великий князь Димитрий Александрович скончался в 1294 году и погребен в любимом своем Переяславле-Залесском, в соборной Спасской церкви, построенной в 1152 году великим князем Юрием Долгоруким. Она сложена вся из белого камня и сохранила свой первобытный вид до настоящего времени. Недавно открыты в ней весьма древние фрески, может быть, современные построению храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010