е. по греч. образцу вместо привычных деревянных бань), так что летописец не без удивления замечает: «сего же не бысть преже на Руси». Эти постройки не сохранились, но их остатки изучены археологами. Храм арх. Михаила был большим 5-нефным зданием, украшенным мозаиками и фресками. Роскошную декорацию имело «баньное строение», содержавшее инкрустации из цветного мрамора, фрагменты мозаик, мраморные колонны (см.: Раппопорт П. А. Русская архитектура X-XIII вв. Л., 1982. С. 32 и сл.). Иногда в лит-ре Е. приписывается строительство каменного Богородицкого собора в Суздале на основании известия Лаврентьевской летописи под 1222 г., что «та бо церкы создана… Володимером Мономахом и блаженым епископом Ефремом». В тождестве поименованного здесь «блаженого епископа Ефрема» с Е. не может быть сомнений, но этому сообщению противостоят данные Киево-Печерского патерика (слово 4) о постройке суздальского собора сыном Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха ростово-суздальским кн. Юрием (Георгием) Владимировичем Долгоруким. Есть в источниках и более определенные следы деятельности Е. по церковному устроению Ростово-Суздальского края: известно, что он даровал Киево-Печерскому монастырю подворье в Суздале с ц. вмч. Димитрия, к-рое снабдил земельными владениями («селами»). Деятельность архиерея в Переяславле выходила за рамки собственно церковной, вторгаясь в область гражданской администрации, что свидетельствует о весьма тесном сотрудничестве Е. с княжеской властью в делах управления. Переяславский стол занимал тогда младший сын киевского кн. Всеволода Ярославича (1078-1093) юный Ростислав. Похоже, это сотрудничество проявлялось и во внешней политике: не названным по имени Русским митрополитом, который в янв. и нояб. 1086 г. участвовал в заседаниях постоянного Патриаршего Синода в К-поле (RegPatr, N 942), мог быть только Е., т. к. Черниговский митр. Неофит умер в 1085 г., а Киевский митр. Иоанн II находился в это время на Руси. Нельзя исключить, что в К-поль Е. привели собственные дела, но в то же время вряд ли случаен визит рус.

http://pravenc.ru/text/182085.html

Пресв. Богородицы (этому сообщению противостоят данные Киево-Печерского патерика о создании суздальского собора сыном Владимира Мономаха ростово-суздальским кн. Юрием (Георгием) Владимировичем Долгоруким). В те же годы, до 1096 г., архиерей по имени Ефрем даровал Киево-Печерскому мон-рю подворье в Суздале с ц. вмч. Димитрия (см. Суздальский во имя великомученика Димитрия Солунского мужской монастырь ), к-рое снабдил земельными владениями. Впрочем, в исторической науке утвердилось мнение о том, что эти сообщения относятся к свт. Ефрему Переяславскому, в юрисдикции к-рого с кон. XI в. (очевидно, после смерти Ростовского еп. св. Исаии, вскоре после 1089) состояла территория временно упраздненной Ростовской епископии. В соответствии с данной т. зр. Е. признается одним лицом со свт. Ефремом Переяславским ( Присёлков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв. СПб., 1913. С. 291-293 (СПб., 2003п. С. 162-163); Poppe A. Pastwo i Koció na Rusi w XI w. Warsz., 1968. S. 182; Щапов Я. Н. Государство и Церковь Др. Руси X-XIII вв. М., 1989. С. 47, 211; Назаренко А. В. Митрополии Ярославичей во 2-й пол. XI в.//ДРВМ. 2007. 1(27). С. 85-103). Возможно, Е. был тем не названным по имени епископом, который в дек. 1096 - янв. 1097 г. находился вместе с черниговским кн. Олегом (Михаилом) Святославичем в Муроме, куда князь отступил из сожженного им Суздаля. Об этих событиях упоминает кн. Владимир Мономах в письме Олегу, предлагая прислать «сол (посла.- А. К.) свои или [е]пископа» с миром (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 254). Год кончины Е. неизвестен. Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1-2. Стб. 238, 254 (?), 445; Т. 4. Ч. 1. С. 381; Т. 9. С. XXII; Т. 24. С. 165; Т. 42. С. 165; Абрамович Д. И. патерик. К., 1930. С. 103. Лит.: Голубинский. История РЦ. Т. 1. 1-я пол. С. 677; он же. Канонизация святых. С. 355. А. Ю. Карпов Иконография На иконах «Собор Ростовских чудотворцев» 1838 г. и кон. XIX - нач. XX в. (находятся в ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове) представлены нек-рые местночтимые Ростовские святые, в числе к-рых - святитель с именем Ефрем ( Вахрина В. И. Изображения местночтимых ростовских святых в иконописи//ИКРЗ, 2002. Ростов, 2003. С. 214-223). На более ранней иконе он, единственный из всех святителей, изображен с 8-конечным крестом в деснице возле груди. Возможно, что среди предстоящих Владимирской иконе Божией Матери изображен не местночтимый архиеп. св. Ефрем († 1454), а именно Е., которого еп. св. Симон включил в список святителей - пострижеников Киево-Печерского мон-ря, что «как святила светлые, освятили… всю Русскую землю святым крещением». Т. о., крест в правой руке Е. выделяет его среди Ростовских чудотворцев как крестителя и просветителя Ростовской земли. В. И. Вахрина Рубрики: Ключевые слова: КИРИЛЛ (Ляшевецкий (Ляшевицкий) Федор Александрович; ок. 1720 - 1770), еп. Черниговский и Новгород-Северский ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/182113.html

чудотворца Ростовского Авраамия, жившего не ранее XIII в. 44 «Князь великий Ростовский и Суздальский Андрей повеле созидати цер­ковь камену св. Богородицы Успения... по времени совершиша церковь камену в граде Ростове» (II. С. Л. IX, 230). В 1204 г. церковь эта упала (Нико­нов. л. ч. II). 46 Так сказано об этой церкви в Лаврент. летописи (II. С. Л, I, 150); но в других говорится, что вел. князь Андрей только окончил церковь Спаса во Владимире, заложенную отцом его, Юрием Владимировичем (П. С. Л. т. IX, стр. 209). Существующая теперь Спасская церковь относится по своей архитектуре к концу XVII или началу XVIII ст. 47 Летоп. Боголюб. мон. Изд. Общ. ист. и дров. 1878 г. стр. 4. Житие св. великого князя Андрея Боголюбского. 48 Остатки этого храма в виде фундамента были еще видны в 50-х годах нынешнего столетия; по крайней мере их видел местный владимирский археолог В. Доброхотов, автор сочинения «Древний город Боголюбов», где он и говорит об этих остатках; но в настоящее время и холм (так называемая Ярилова плешь), и долина почти совсем распаханы, и от фундамента не осталось и следа. Жаль, что любители старины не догадались поставить хотя небольшую часовню на месте этого памятника борьбы христианства с язычеством во времена Боголюбского. 49 Каменщиками и иконописцами у Боголюбского были, по всей вероят­ности, греки; мастера золотых и серебряных дел, финифтщики могли быть и с запада. Металлическое мастерство процветало в то время в Германии (см. Аделунга. Корс. врата стр. 112); финифтяными же изделиями славились города Кельн и Вердюн. Хранящиеся во Владимирском Усп. соборе от времен Боголюбского наплечники с прекраснейшими изображениями из эмали приписываются знатоками кельнским и вердюнским мастерам (Ю. Филимонова о западной эмали в России. Вест. Общ. древн. русского иск. 1875 г. кн. 4, стр. 25). Нужно думать, что в числе мастеров были и кавказцы и вообще с востока, влияние которого на наше древнерусское ис­кусство несомненно. 54 При реставрации наружного вида Усп. собора в 1885–91 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Каменкой, к западу от города, на дороге во Владимир. В 1101-1102 гг., вероятно во 2-й приезд кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха, в Суздале был заложен каменный храм в честь Успения Пресв. Богородицы. По повелению кн. Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого в городе построили каменную ц. «святого Спаса», в княжеской резиденции Кидекше - белокаменную ц. во имя св. князей Бориса и Глеба (см. ст. Борисоглебская церковь в Кидекше ). Возможно, при кн. Юрии Долгоруком был заново сложен из туфа Успенский собор, перестраивавшийся в сент. 1194 г. При восстановлении собора еп. Иоанн «не ища мастеров от немец, но налезе мастеры от клеврет святое Богородици и своих - иных олову лияти, иных крыти, иных извистью белити» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 411). По мнению М. Н. Тихомирова , сообщение летописи «указывает на существование в Суздале ремесленных слободок, зависевших от соборного клира и епископа» ( Тихомиров М. Н. Древнерусские города. М., 1956. С. 398). Свт. Иоанн, по-видимому, был инициатором основания суздальского во имя святых Космы и Дамиана мон-ря на Яруновой горе, упоминаемого в летописи в нач. XIII в. К северу от города, на дороге в Ростов и Ярославль, находился Евфросиниев суздальский в честь Положения ризы Пресв. Богородицы во Влахерне жен. мон-рь , основанный в 1207 г. (ПСРЛ. М., 2001. Т. 7. С. 119; Пг., 1921. Т. 24. С. 86; Т. 33. С. 60). До 1237 г. в городе появились мон-ри суздальский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы и в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. В. е. в XIII в. Евфросиниев суздальский мон-рь в честь Положения ризы Пресв. Богородицы во Влахерне. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Евфросиниев суздальский мон-рь в честь Положения ризы Пресв. Богородицы во Влахерне. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) После смерти кн. Всеволода Большое Гнездо (13 апр. 1212) начался распад Суздальского княжества, приведший к разделению Ростовской епархии. По-видимому, во время усобицы между сидевшим в Ростове св. кн. Константином Всеволодовичем и его братом св. кн. Георгием (Юрием) , занявшим владимирский стол, Ростовский еп.

http://pravenc.ru/text/154964.html

С кон. 30-х гг. XII в. Н. стремится согласовать свои действия с новгородской внешней политикой. В 1140 г. Н. был послан новгородцами к Киевскому кн. Всеволоду Ольговичу, к-рый просил принять его сына в Новгород на княжение. Поскольку новгородцы настаивали на том, что хотят князя только из Мономашичей, Всеволод вернул новгородцев, задержал их вместе с епископом (к-рый, следов., разделял их позицию) на неск. месяцев, а затем, видя их упорство, вынужден был согласиться с княжением в Новгороде кн. Святополка Мстиславича. В 1141 г. Н. и остальные новгородцы были отпущены со Святополком из Киева; узнав об их приближении, новгородцы арестовали присланного суздальским кн. Юрием (Георгием) Владимировичем Долгоруким на княжение в Новгород Ростислава и посадили его в епископском дворе новгородского Детинца. В 1145 г. свт. Михаил отправился в Византию (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 312), где, по всей видимости, скончался или сложил с себя сан митрополита, т. к. больше о его пребывании на Руси ничего не известно. Перед отъездом митрополит затворил в Киеве для богослужения кафедральный собор, что заставляет предполагать некий конфликт между митрополитом и княжеской властью (см.: Назаренко. 2013. С. 89-91, 94-96, 177). В июле 1147 г. Собором русских епископов в Киеве митрополитом Киевским без санкции К-поля, по инициативе Киевского кн. Изяслава (Пантелеимона) Мстиславича был поставлен Климент (Клим Смолятич) . Н. (который, по мнению ряда исследователей, М. Д. Присёлкова и др., не принимал участия в Соборе), имевший репутацию знатока канонического права, не признал решение Собора и возглавил церковную оппозицию Клименту. Вероятно, спустя нек-рое время он перешел в прямое подчинение к патриарху. Косвенным свидетельством этого является получение им, по всей видимости впервые в истории Новгородской кафедры, титула архиепископа, который зафиксирован на антиминсе 1 сент. 1148 г. из Николо-Дворищенского собора в Новгороде ( Рыбаков. 1964), содержащем также свидетельство его сослужения с Ростово-Суздальским еп.

http://pravenc.ru/text/2577705.html

409. Борис Юрьевич (Георгиевич), князь белгородско-туровский, один (по Миллеру, четвертый) из одиннадцати сыновей Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого, князя суздале-ростовского 191), вероятнее, от первого брака с дочерью Аепы, хана половецкого, внукой Осеневой, неизвестной по имени, – О времени и месте его рождения точных сведений нет; приезжал в Колтеск (бывший город в земле рязанской), за телом умершего тут своего брата Ивана Юрьевича (Георгиевича 887), которое и повез в Суздаль, к отцу, в феврале 1146 г,; получив от отца Белогород, находился при осаде Луцка, в 1149 г.; пьянствуя «ла сеннице» с дружиной и полами белгородскими, подвергся нечаянному нападению Изяслава II Мстиславича, изгнанного великого князя киевского 106), и бежал в Киев, к отцу, в 1150 г.; участвовал в войне отца с Изяславом II, в 1151 г.; получил от отца Туров (теперь местечко мозырьскато уезда минской губернии), в 1154 г.; по смерти отца, должен был оставить Туров и возвратился в Суздаль, в 1157 г.; ум. тут же, 2 мая 1159 г. – Тело его погребено в Борисоглебской церкви села Кидекши, на р. Нерли, в 4 верстак от Суздаля, – бывшей соборной мужеского Кидекшского или Кидекоцкого-Борисоглебского монастыря, основанного в 1152 г. князем Юрием Долгоруким, и неизвестно когда упразднённого. – Князь Борис Юрьевич был женат на Марье, известной только но имени ), и имел от неё дочь Евфросииию 735). 410. Борис Федорович 410. Борис Федорович, старший из двух сыновей Федора Юрьевича (Георгиевича), князя смоленского ). от брака с неизвестной. – Родословные указывают, что он жил в XIV в., князем не писался и оставил сына Александра, прозванием Иоля , саном боярина, родоначальника угасших дворян Полевых, фамилия которых, присоединенная впоследствии к другой, выезжих Немцев Балк , образовала фамилию Балк-Полевых . 411. Борис Федорович 411. Борис Федорович, прозванием Вепрь , третий из четырех сыновей Федора Константиновича Красного, князя фоминско-березуйского ), от брака с Евпраксией Федоровной, княжной дорогобужской 81), разведевой второй женой Симеона Ивановича Гордого, великого князя московского 176). – Из родословных видно, что он жил в XIV в., князем не писался и оставил сына Василия , умершего бездетным. 412. Брячислав

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

истор. библиот.», II, 290, 102 (расходн. книга м-ря 1585–86 г.; подписали игумен Георгий, быв. игум. Симеон и быв. духовный игум. Иоасаф). 671. Борисоглебский, мужской, 3-го класса (с 1764 г.), в гор. Дмитрове, Московской губ. Основан в 1388 г. кн. Дмитровским Юрием Владимировичем Долгоруковым, от которого получил грамоту на вотчины и угодья. Об украшении храма, в м-ре заботился особенно патр. Никон, по просьбе которого в 1652 – 64 год. м-рь и приписан к архиер. дому. Указом 1682 г. приписан к Заиконоспасскому м-рю для содержания Академии. “Ист. Росс. Иер.», III, 415; Ратшин, 231; Проценко, “М-ри в России», 13; “Опис. монаст.», 1817 г., 15; “Ист. и топограф. опис. городов Москов. губ.», 1787 г., 205; Калайдович, “Ист. и топограф. опис. монаст. св чуд. Николая, что на Пешноше», 48; “Город. посел.», т. VI, 330; Бакмейстер, “Топограф. извест.», 1771 г., 29; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1842 г., 96 (надел. лесом); “Прибавл. к Церковн. ведом.», 1888 г., 20, 543 (500-летие Борисоглеб. м-ря в г. Дмитрове); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 202, 21; “Дополн. к Акт. истор.», XII, 57 (Указ 1689 г. о сборе славленных денег; 1 руб.); “Временник Общ. ист. и древн.», 1852 г., XIII, 33, 39, 40, 59, 61 (Расход. книга 1652 г. митр. Новгор. Никона); 1856 г., смесь, 19, 20 (Сотная выпись гор. Дмитрова в 1624 г.); “Чтения в И. Общ. ист.», 1859 г., II, смесь, 23 (Семинария в Троиц. Данилове м-ре; с 1785 – 88 г. ректором был игум. Никандр, а на содержание семинарии давалось с 1214 душ 30 руб.); 1860 г., III, Отд. 1, 143 (в 1744 г. имел 1214 душ. крест.); 1874 г., I, смесь, 193 (архим. Платон Березин 1822 – 28 г.); Иванов, “Опис. госуд. архива старых дел», 345 (в 1700 г. имел крестьян 156 двор.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», I, 222 (дело 1721 г. об еписк. Игнатие, который перевел сюда игум. Никол. Угреш. м-ря); II, ч. 2, 405 (в вотчине м-ря значится 1722 г. село Веретеи); VI, 1726 г., 60 (прошение крестьян м-ря о неспрашивании с них излишних сборов); VII, 1727 г., 215 (архим. Мельхиседек переведен в Воскресн. Истрин. м-рь, а архим. Киприан этого м-ря определен на его место); VIII, 1728 т., прилож., XII (список вещей отобранн. от м-ря архиеп. Новгород. Федосием); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1773 г., II, 211 (в 1682 г. приписан к Заиконоспасс. м-рю для содерж. Академии).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНТИЙ II (Леон, Леонт) († до 1184), еп. (с 1158), архиеп. (с 1164 (?)) Ростовский (с перерывами). Л. был хиротонисан во епископа Ростова митр. Киевским Константином I летом или осенью 1158 г., после полутора лет вакантности Ростовской кафедры, т. к. его предшественник Нестор лишился епископии еще зимой 1156/57 г., сразу по прибытии Константина на Русь. Поскольку поиск замены для Нестора занял столько времени, Л. не был одним из тех кандидатов на рус. кафедры, которые прибыли из К-поля вместе с новым митрополитом для замены епископов - сторонников митр. Климента (Клима Смолятича) . Нестор и в самом деле отнюдь не принадлежал к приверженцам Климента. Это дает основание догадываться, что удаление Нестора и поставление Л. были связаны с конфликтом между Киевским кн. Юрием (Георгием) Владимировичем Долгоруким и его старшим сыном св. блгв. кн. Андреем Юрьевичем Боголюбским , к-рого, очевидно, и поддержал Нестор. Но Л. не успел почувствовать сложность своего положения, поскольку уже в мае 1157 г. Юрий скончался и Андрей вопреки завещанию отца стал князем Владимиро-Суздальским. В первый же год своего святительства и правления Андрея Л. успел вызвать резкое недовольство подчиненного ему духовенства и вообще «ростовцев и суждальцев» тем, что «умножил бяше церковь грабяй попы» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 349; Т. 2. Стб. 493). Это кажущееся противоречивым выражение вызвало дискуссию. Согласно одной т. зр., Л. увеличивал число приходов и соответственно священников с целью получать с последних побольше платы за поставление (Е. Е. Голубинский ); согласно другой, стал взимать церковную подать не по числу храмов, а по числу престолов, увеличив ее, т. о., за счет приделов (Н. Н. Воронин ), или же попросту лихоимствовал (Ю. А. Лимонов). Между тем при прямой и наиболее естественной трактовке - Л. обложил духовенство тяжкими поборами на постройку церквей (П. П. Соколов) - летописное свидетельство хорошо вписывается в церковную политику Андрея Боголюбского, основной идеей к-рой до 1167 г.

http://pravenc.ru/text/2463541.html

Часто приходил преподобный для беседы к владыке Новгородскому. Однажды, расставаясь с владыкой, святой Варлаам сказал ему: «Если Бог благословит, приеду к святыне твоей на санях в пятницу первой недели поста святых апостолов». И действительно, в ночь накануне этого дня выпал снег на полтора аршина, при сильном морозе. Святой Варлаам исполнил свое обещание и с тем вместе успокоил народ, испуганный безвременной непогодой, предсказав необыкновенный урожай, что и сбылось, потому что снег истребил червей, появившихся во множестве на корнях хлеба. 128 Незадолго до блаженной кончины преподобный Варлаам окончил сооружение каменного храма в своей обители. 129 Чувствуя приближение смерти, он назначил вместо себя настоятелем ученика своего Антония и предал Богу праведную свою душу 6 ноября 1192 года. 130 Сокровище мощей преподобного Варлаама со дня преставления его и доныне остается под спудом. Он был отцом иноков и насадителем иночества в пределах Новгородских. Преемник его в игуменстве, преподобный Антоний, основал свой монастырь 131 на берегу Дымского озера, в 15 верстах от г. Тихвина. Там он почил 24 июня 1224 года. 132 Третий игумен Хутынский, также ученик преподобного Варлаама, преподобный Ксенофонт, удалился за 25 верст от Новгорода и на берегу речки Робейки, около 1230 года, основал пустынную обитель с храмом Святой Троицы. 133 Другие ученики преподобного Варлаама, Константин и Козьма, уединились в окрестности Старой Руссы и там, на острове, омываемом двумя речками, Полистью и Снежною, положили основание Косинской обители. 134 Глава VII. Всеволод Великий. – Взятие Царьграда Латинянами. – Орден меченосцев в Ливонии. – Мстислав Удалой. – Борьба между сыновьями Всеволода: Константином и Георгием (Юрием). – Святой Симон, епископ Владимирский. – Князья Муромские: святой Петр и святая Феврония. – Святой князь Феодор Новгородский. – Дела Галицкие. – Первое нашествие татар и битва на реке Калке. – Нашествие Батыя. – Разорение Рязани, Владимира и других городов. – Убиение святого великого князя Георгия. – Святой Василько князь-мученик. – Разорение Киева. – Порабощение Русской земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

61 Выше, в главе 2 подтвердительной грамоты, речь шла о «клятве» от Бога, Богородицы и 318 отцов I Вселенского собора тому, кто («или князь, или ин кто») «переступит [или] посудит сию грамоту и уставо си». 62       Что этот династический момент был существен для оценки законности Изяславова княжения в Киеве в глазах современников, показывают позднейшие события. После того как в 1149 г. в борьбу за Киев вмешался суздальский князь Юрий Владимирович, младший из дядей Изяслава, последний был вынужден сделать Вячеслава своим соправителем (ПСРЛ 2. Стб. 386, 399). 63       Нестор был смещен с кафедры митрополитом Константином I немедленно по прибытии последнего на Русь в 1156 г. (ПСРЛ 1. Стб. 347), но делать из этого вывод о том, что Нестор, хотя бы и не сразу, нашел взаимопонимание с митрополитом Климентом, было бы, на наш взгляд, неправильно. И вовсе не только потому, что к этому не могли располагать враждебные отношения Изяслава Мстиславича Киевского и Юрия Владимировича Суздальского. Есть основания думать, что к смещению Нестора привело его столкновение с Юрием, вызванное лояльностью ростовского епископа к действиям князя Андрея Юрьевича, конфликтовавшего в 1155–1157 гг. с отцом (см. подробнее: Назаренко 2013а. С. 12–14). 64 Заметим, что такому рассуждению вовсе не препятствует титул архиепископа, который усвоен Нифонту в надписи на георгиевском антиминсе. Да, он позволяет сделать вывод, что благодарственное и поощрительное послание патриарха, о котором упоминается в летописи (ПСРЛ 2. С 484), было получено в Новгороде, вероятно, уже не позднее первой половины 1148г. Но именно потому, что в этом послании шла речь о присвоении Нифонту архиепископского звания, из факта непосредственного обращения патриарха к одному из епископов Киевской митрополии через голову митрополита не стоило бы заключать, что в тот момент митрополита не было. Процедура присвоения такого звания новгородскому епископу Илии в 1165 г. отчетливо показывает, что оно находилось–по крайней мере поначалу–в компетенции патриарха (НПЛ. С. 31–32, 214; Назаренко 2009в. С. 226–227).

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010