Мы осматривали новый собор (начатый еще при жизни преосвященного Игнатия, умершего в 1867 году). По особенности архитектуры и по величине здания, едва ли где еще будет подобный: самый верх и глава имеют вид Царственного венца. Строение совершается довольно медленно, потому что монастырь не имеет особенных средств, но Господь за веру зиждущих храм, ради славы имени Его пекущихся о благолепии дома Его, невидимо посылает помощь, и построение, хотя медленно, однако подвигается вперед и приближается уже к концу. Собор оштукатурен и внутри настилают полы; он на сводах; в верхний храм ведут 10 ступеней, а внизу обширное пустое пространство, где впоследствии, может быть, и устроится когда-нибудь теплая церковь . Немного подалее новое здание, в котором келии братии, а настоятельские в прежнем, довольно ветхом. Вечер я провел у Петра Александровича, с ним и с отцом архимандритом втроем, и довольно поздно разошлись, а ночевал в его помещении. Поутру (сентября 30) я просил, чтобы мне отслужили молебен перед чудотворной иконой Святителя Николая; а панихиду у гроба преосвященного Игнатия в теплой церкви я пожелал отслужить сам, и служил ее вдвоем с одним иеродиаконом. Пение за поздней обедней было столбовое. Отец архимандрит Иустин знаток в пении и сам превосходный певец: он стоял во время обедни в алтаре, но перед «Достойно и праведно» пошел на клирос и, благодаря его участию и еще одного иеродиакона с густым басом, вышло очень хорошо и стройно, в особенности же причастный стих. Я редко слыхал что-нибудь подобное. По окончании обедни мы пошли в рощу, которая около монастыря, потом осматривали скотный двор, на котором до 60 голов рогатого скота различных пород. Устройство очень хорошее, говорят, особенное и образцовое, но я плохой знаток в этом деле, и чистосердечно сознаюсь, что совсем не любитель этих хозяйственных учреждений, с которыми много забот, много хлопот, а на поверку очень мало толку, потому что ежели все счесть, так едва ли и окупается труд. Поэтому-то я и уничтожил все эти хозяйственные затеи при нашем монастыре, и нисколько о том не скорблю: меньше хлопот – меньше и неприятностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Этому чудному примеру подражать поревновала и игумения Мария. Очень, очень многие в миру бедствуют, а мира не оставляют, и во время жизни не обретают мира для души, потому что не там его ищут, где можно его стяжать, и так живут и умирают во вред своей душе. Келейная обстановка игумении мне понравилась своей простотой, а вместе и изяществом: мебель липовая, весьма красивой формы, наподобие древней русской и расписанная как деревянные чаши. Это очень приятно для глаз, пестро, но прилично по своей простоте русской и совершенно народной, а не иноземной. Пока я сидел у матери Марии, мои спутники всюду выходили и все высмотрели, мастерские и другие учреждения, и очень хвалили. За краткостью времени не мог я всюду побывать, и жалею. Ризницу игумения пожелала сама мне показать: палата, шкафы и все прочее – образцового устроения. Узнавши, что мы пешие, игумения велела заложить карету, и мы поехали на пароход. Выехавши из Костромы в 10 часов, мы прибыли к Бабаевскому монастырю часа в 2 пополудни. Я поехал на монастырских лошадях, меня ожидавших у пристани, а спутники мои отправились пешком: от пристани до монастыря не более ста саженей. Отец-архимандрит Иустин принял меня весьма приветливо как давнишнего и старого знакомого, потому что не раз случалось ему бывать в Угрешской обители и мне – на Бабайках. Потом пришел Петр Александрович Брянчанинов (брат преосвященного Игнатия, жительствовавшего и скончавшегося в Бабаевском монастыре, как я уже упоминал прежде): он занимает келии, в которых жил покойный преосвященный, и ведет жизнь самую тихую и уединенную, совершенно монастырскую. Он был Ставропольским губернатором, имеет чин действительного статского советника, есть у него звезды, но, отказавшись от всех сует житейских и пребывая в монастыре много лет, он не снимает мирской одежды: по внутреннему деланию и образу жизни совершенный инок, а по внешности вполне мирянин. После обеда отец-архимандрит повел меня по монастырю, в котором я не был почти 30 лет, с 1848 года, когда преосвященный Игнатий был еще Сергиевским архимандритом и временно отдыхал в Бабаевском монастыре, где в то время настоятельствовал игумен, отец Феоктист.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

В нем три храма: 1) соборный, во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, 2) во имя Архангела Михаила и 3) во имя Архангела Гавриила; кроме того, длинное каменное здание о двух отделениях, из коих в одном помещаются братия и настоятель, в другом же келии для приезда архиерея; около монастыря весьма невысокая каменная ограда. Монастырь при озере, возле него какая-то деревушка, а далее, в противоположную сторону, простирается прекрасная сосновая роща, в которой более 300 десятин. Средства монастыря очень ограниченны. Посетив отца игумена Серафима и напившись у него чаю, мы обратно поехали в Ростов. Был уже в начале пятый час. Пообедав и несколько отдохнув, поехали к всенощному бдению, к празднику, в Яковлевский монастырь, где почивают на вскрытии мощи святителя Димитрия, память которого совершается сентября 21 дня. Прежде всего я посетил настоятеля, отца-архимандрита Илариона. Всенощное бдение продолжалось часа три с половиной, и так как в этот вечер погода была сырая и ветренная, то богомольцев в церкви было не слишком много. При выходе из церкви я увидел, что церковь и колокольня были освещены разноцветными фонарями. Ночевать я возвратился в гостиницу. На следующее утро воспользовался каретой, предложенной мне архимандритом Богоявленским, и поехал опять к празднику. Водосвятие было уже окончено. Встреча настоятелю была, по обычаю, с крестом у дверей. По прочтении часов отец-архимандрит Иларион предложил мне облачиться и сделать встречу крестному ходу, который бывает в этот день из Рождественского девичьего монастыря. Крестный ход был очень маленький: две пары хоругви, фонари, две иконы запрестольных и чудотворная Тихвинской Божией Матери; сопровождавших было человек с полсотни, да духовенства человек десять. Странно было мне видеть такое отсутствие усердия к великому святителю и к его обители. По прибытии крестного хода началась литургия; сослужащих было с отцом архимандритом 6 иеромонахов и 4 иеродиакона и несколько стихарных послушников; в числе иподиаконов есть один монах глухонемой, которым, говорят, остаются все очень довольны. Я в первый раз в этот день смотрел с вниманием на архимандричье служение по чину архиерейскому: на малом выходе выносятся рипиды, трикирии и дикирии; пение: «Приидите поклонимся» и «Святый Боже», каждение алтаря и святых икон, «Призри с небеси, Боже» и прочее, при осенении свечами, принятие Святых Даров в царских вратах и возглашение имени настоятеля, как бывает при служении архиерейском.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Обозревши кремль снаружи, мы взяли извозчика и поехали в Богоявленский монастырь, окруженный пустырями, отделяющими его от города. Он от Ростова не более как в полуверсте, при озере Неро. На том месте во времена язычества был истукан Велес, которому поклонялись жители Ростова и окрестностей. Преподобный Авраамий, Валаамский постриженник, недовольный почетом, который ему оказывали братия на Валааме за его подвижническую жизнь, и, ревнуя по Бозе, удалился сюда и, построив себе близ озера хижину, стал распространять веру Христову. Он сподобился видеть Иоанна Богослова, который вручил ему жезл, осененный крестом для сокрушения Белеса. Крест этот существует поныне, а жезл, отделенный от креста, был взят Иваном Грозным. Впоследствии преподобный Авраамий соградил небольшой храм на том месте, где находился сокрушенный им Велес, а потом устроил и монастырь и был в нем первым архимандритом при епископе Иларионе; скончался в половине XI века, а по мнению преосвященного Макария, около 1045 года 67 . Мощи преподобного Авраамия почивают на вскрытии (в приделе, во имя его устроенном), в арке под сводами. При гробнице сохраняется под стеклом архимандричья шапка преподобного из шелковой ткани с золотым шитьем и меховым околышем. Шапка весьма низкая, пряма, без развала кверху, но несколько скругленная и формой подобной той, которая хранится в Московском Успенском соборе при мощах святителя Петра. Думают, что это не есть подлинная шапка преподобного, которая не уцелела, но была сделана впоследствии при митрополите Ионе лет около трехсот тому назад. Крест медный, которым был увенчан жезл, врученный преподобному Авраамию святым Иоанном Богословом, хранится в храме; он шестиконечный, длиной в 7 вершков, в середине распятие, по бокам в круглых клеймах изображения Богоматери и Иоанна Богослова, на самом верху в круглом клейме изображение в виде Ангела, Спаса Эммануила (как принято изображать на иконе Троицы), а пониже лики Архангелов Михаила и Гавриила. Церковь соборная каменная с пристройками начала XVI века; вероятно, и колокольня того же времени; все прочие здания монастырские гораздо позднейшего построения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

От Ярославля до Рыбинска по берегам очень много сельских церквей, а расстояние между этими городами с небольшим 80 верст. Мы приплыли к Рыбинску в три часа пополудни. Город при слиянии Волги и Шексны на вид довольно обширный и красивый. Мы пристали в гостинице и, пообедав, отправились на наемных лошадях в Дорофеевскую Югскую пустынь, куда прибыли уже часу в 7 вечера и остановились в гостинице, в которой нумеров до сорока. Пока мы переодевались и снаряжались, чтобы идти в церковь , к нам пришел казначей и стал нас потчевать чаем, но мы поспешили в церковь , где шло всенощное бдение, так как это было в субботу и, кроме того, под праздник святого Иоанна Богослова (сентября 26). Мы пришли во время литии, служил сам настоятель, архимандрит отец Поликарп и с ним четыре иеромонаха и два иеродиакона. Пение обыкновенное придворное, а не столбовое. Под конец всенощной я вошел в алтарь и познакомился с настоятелем, отцом-архимандритом Поликарпом. Ночевать мы возвратились в гостиницу, где уже между тем для нас приготовили ужин, но я от него отказался и им воспользовались мои спутники, отец Дионисий и отец Аркадий. На следующее утро, в воскресенье, мы поднялись довольно рано и часов в 7 пошли осматривать все, что вне ограды. Странноприимный дом, в два яруса, довольно обширный, и видно, что содержится весьма чисто; но в ту пору почти никого там не было. Конный двор большой на 50 стойлов; рабочих лошадей до 30, и, кроме того, молодых заводских более 20. Скотный двор также поместительный, и немало рогатого скота: голов до 40 или более. Хозяйственных построек очень довольно, и все прочно, чисто и хорошо. В полуверсте от монастыря, за скотным двором, находится бывший скит; после того, как там сгорела церковь , вновь построенная, осталось только три келейки, в которых живет несколько человек для наблюдения за плодовитым садом, огородом и за кладбищем, где хоронят братию. Будет ли когда-нибудь опять существовать скит, неизвестно. При саде небольшая тепличка, а возле огорода протекает речка, на которой есть мельница; несколько подалее, в недальнем расстоянии, какие-то две деревушки и кирпичный завод. Около монастыря теперь разводят кедровую рощу. Видов нет никаких, вся местность плоская, низменная и сырая, так что по временам даже стоит местами вода; почва каменистая, множество булыжнику и растительность скудная; вообще окрестности монастыря очень неживописны и печальны. Волга протекает верстах в четырех, ежели идти пешком, а до Рыбинска, хотя и считают всего только 15 верст, но мне сдается, что будет и более; дорога столбовая с проспектом, очень сносная.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Озеро Неро саженях во ста от монастыря; оно неглубоко и простирается верст на 10 длины и верст на 5 ширины; рыбы в нем мало и та, говорят, очень не хороша на вкус, отзывается болотом. Монастырь Богоявленский штатный, небогатый средствами; братии в нем теперь всего человек с десять. Настоятель отец-архимандрит Нафанаил, из протоиереев, человек весьма хороший и гостеприимный. Говорят, что со времени своего поступления в настоятели он ежедневно совершает раннюю литургию. По выходе из церкви, я намеревался посетить его, но он предупредил меня, прислав ко мне своего келейника пригласить к себе. Ему на вид лет 60, ростом он выше среднего, весьма благообразен, волосы и прекрасная борода с проседью; он из себя не тучен, в движении много живости, весьма разговорчив и в обхождении очень ласков. Узнавши, что я приехал на извозчике, он просил меня отпустить его и предложил мне не только свою карету на все время моего пребывания в Ростове, но просил меня оставить гостиницу и перебраться в монастырь в настоятельские келии, находящиеся в большом двухэтажном корпусе, которые он не занимает, находя более удобными для своего помещения келии казначейские. Один из братий обители, отец Сергий, рассказывал нам, что в настоятельских келиях чудится; что однажды пришлось ему там ночевать одному, и что едва он заснул, как вдруг предстал ему человек высокого роста и весьма страшный, с рыбой в руках... От страха и ужаса спавший пробудился. Это случилось не только с одним отцом Сергием, но повторялось неоднократно и с другими. Между братией там вкоренилось поверье, что эти явления потому будто бы бывают, что монастырь находится на той самой местности, где стоял идол Велеса, которому приносили в жертву рыбу, и по суеверию считают, что это Велес является в виде страшного человека. До поступления своего в монашество отец-архимандрит Нафанаил был священником в селе Краснаше, к которому приходом деревня Коробова, принадлежащая в собственности потомкам известного Ивана Сусанина, пожертвовавшего своей жизнью для спасения юного Михаила Романова, которого хотели убить поляки. В бытность его в означенном селе священником ему поручено от правительства позаботиться об улучшении быта крестьян-собственников Сусаниных (или, как их называют, белопашцев), потому что они живут в крайней бедности и весьма худо, пользуясь прежними льготами и не подлежа никакому начальственному надзору, и эта совершенная свобода и самоволие довели их до последней степени нищеты и дурного поведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Там же. С. 137-140; Игнатия (Петровская), монахиня . Слово о старчестве//Альфа и Омега. 1996. 2/3 (9/10). С. 198-202. О нем: Жизнь и деяния прозорливого старца отца Петра Томаницкого, заштатного священника в слободе Входо-Иерусалимской, близ города Углича. Ярославль, 1886; Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX bb. Сентябрь. М., 1909 (переиздание: Козельск, 1994). С. 19-61. В учебных заведениях духовного ведомства фамилии учеников часто менялись, например, в случае, если в заведении были однофамильцы. Иеромонах Адриан сын сельского диакона, в 1819 г. поступил в пошехонский Адриановский монастырь, в 1826 г. пострижен и рукоположен во священника, на подвиг старчества вступил в нач. 1830-х; из-за конфликта с игуменом, запретившим принимать народ (его указание старец неукоснительно выполнял), в 1851 г. перешел в Югскую Дорофееву пустынь, где и скончался. (Югская Дорофеева пустынь ныне находится на дне Рыбинского водохранилища.) О нем: Сказания о жизни и подвигах старца Адриана, иеромонаха Югской Дорофеевой общежительной пустыни. М., 1885; Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX bb. Август. М., 1909 (переиздание: Козельск, 1994). С. 113-159. См.: Собрание писем великого раба Божия Ивана Ивановича Троицкого. С приложением краткого его жизнеописания и двух портретов. Вып. I. Шамордино, 1913; Собрание писем великого раба Божия Ивана Ивановича Троицкого. Вып. II. 1881 и 1883 гг. Шамордино, 1914; Собрание писем великого раба Божия Ивана Ивановича Троицкого. Вып. III. Шамордино, 1915. Переиздание: Руководство к духовной жизни старца Адриана иеромонаха, подвижника Югской Дорофеевой пустыни, или в вопросах и ответах на разные случаи и нужды Христианской жизни переписка старца с лицами всякого возраста, пола и звания, пользовавшимися его душеполезными советами с присовокуплением писем духовным чадам его ученика Иоанна Троицкого. М.-Рига, 1995. В момент начала старческого служения преподобному Паисию Величковскому и И.И Троицкому не было и 30 лет, старцу Адриану Югскому было чуть более 30-ти, преподобному Гавриилу (Зырянову) - 37 лет, преподобномученику Игнатию (Лебедеву) - чуть более 40-ка, преподобному Зосиме (Верховскому) - 50 лет, а отцу Петру Томаницкому - почти 70 лет.

http://bogoslov.ru/article/442197

Югская Пустынь (акватория Рыбинского водохранилища). Югская Дорофеева пустынь. Колокольня. /// Объект утрачен Колокольня.  Утрачена.   Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1839 и 1857. Год утраты:1941 (снесена при расчистке ложа Рыбинского водохранилища) Адрес: Россия, Ярославская область, Рыбинский район, акватория Рыбинского водохранилища в 1,2 км западнее д. Свингино Координаты: 58.115603, 38.590472 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Монастырь представлял собой правильный квадрат со стороной более 120 м, огражденный каменными стенами с купольными угловыми башнями-церквами. В центре ансамбля возвышался увенчанный пятью куполами Троицкий собор 1793-1810 гг. В середине восточной стены стояла трехъярусная надвратная колокольня 1839-1857 гг. В 1920 году в закрытом монастыре разместили т.н. «детскую трудовую коммуну», часть построек передали совхозу. В 1922 году из монастыря под предлогом помощи голодающим было изъято властями «около 2 пудов серебра, 3 фунта золота, сотни драгоценных камней разного качества и достоинства». В 1930-е годы, когда началось строительство Рыбинской ГЭС и зачистка дна будущего водохранилища, комплекс монастыря был передан «Волгострою». Перед затоплением, начавшимся в 1941 году, храмы были взорваны, а прочие постройки разрушены. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=51128

Православная Церковь празднует Югскую икону Божией Матери Ярославль, 16 июня 2005 г . 16 июня Русская Православная Церковь празднует Югскую икону Божией Матери, которая явилась в царствование Михаила Феодоровича Романова в тяжелый и сложный для нашего Отечества период, сообщает пресс-служба Ярославской епархии. Россию тогда разоряли шведы. Старец-схимонах Дорофей Псково-Печерского монастыря нес эту икону на свою родину, в село Никульское. Однако Пресвятая Богородица объявила свою волю. Она повелела соорудить обитель в месте слияния рек Белый Юг и Черный Юг, где старец остановился. Жители окрестных сел, узнав о принесенной иконе, стали приходить на поклонение. Со временем на этом месте построили церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы и кельи для иноков. Так была основана Югская Дорофеева пустынь. В 1786 г . праздник чудотворной Югской иконы перенесли с 28 июля на 3 июня — день принесения ее старцем Дорофеем на место Югской обители. Югская Дорофеева пустынь была основана в 1615 году. В начале XX века пустынь принадлежала к числу самых богатых и благоустроенных обителей епархии. В ней было пять храмов, больница и амбулатория, которыми пользовались до 5 тысяч человек в год, а также школа. В подклете Троицкого собора покоились мощи основателя монастыря. Югская обитель находилась в пятнадцати километрах от Рыбинска. Сейчас она скрыта водами Рыбинского водохранилища. 16 июня в храме Успения Пресвятой Богородицы поселка Балабаново состоится торжественное богослужение. В этом храме находится чтимый образ Югской иконы Божией Матери. Храм был построен в конце 18 века и никогда не закрывался. После окончания литургии все совершат крестный ход до ближайшего места, не покрытого водами, где будет установлен поклонный крест в память о прославленной обители, места молитвы и русской святости.  16 июня 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/13786.html

Проста пути по аеру светоприятному/икона Твоя, Владычице, стезю проходящи богодвижимо и светолепно,/неизследимы стези творящи,/верныя в поднебесней благодатию озари, верою вопиющия:/воистинну чистейши всех еси, Дево Чистая. Слова витийством превысоких Твоих, Чистая, чудес/никакоже по достоянию украсити удобны есмы,/точию усердие молим Тя, Царице,/да молиши Сына Твоего, Владыку и Царя всех,/даровавшаго нам Тебе, Преславную Помощницу,/сподобити нас Небеснаго Своего Царствия. Слава: Песнь благодарственнаго пения/за неизреченное Твое милосердие, о Богоблагодатная, от нас приими,/прошения наша в пользу исполняющи,/ и к высоте Горней всех возведи,/верно бо Ти зовем:/воистинну вышши всех еси, Дево Всенепорочная. И ныне: Роди вси, радостно блажим Тя, Богородице,/яко радости вся ны исполнила еси/преславным пришествием иконы Твоея, Пречистая./Ейже днесь поклоняющеся, умильно молим Тя:/не забуди, Владычице, Твоих рабов,/сподобити в будущем веце избранных радости. Югская икона Пресвятой Богородицы Югская икона Пресвятой Богородицы получила наименование по названию обители, в которой она хранилась. Святая икона обретена в 1615 (или 1616) году старцем Дорофеем, схимонахом Псково-Печерского монастыря († 1622; память 5 июня), и перенесена им на реку Юг в пределах Ярославской епархии. Позднее на том месте была основана Югская Дорофеева пустынь, где и находилась святая икона Божией Матери Одигитрии, впоследствии названная Югской. Празднование в честь этой иконы совершается повсеместно 28 июня, в день праздновайия иконы Божией Матери Одигитрии-Смоленской. С 1786 года в Югской обители установлено празднование в честь Югской иконы также 3 июня, в память пришествия преподобного Дорофея с иконой Божией Матери на реку Юг. В этот день в обитель стекалось множество народа, совершался крестный ход вокруг монастыря. Литература: 1 . Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ея икон. СПб., 1898.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010