В 1771 г. вместе с другими городами России Рыбинская слобода снова была посещена моровой язвой. Жители ее обратились к настоятелю Югской обители с просьбой позволить им принести икону в их местность, на что и получили разрешение. Как только икона была принесена в слободу, язва сразу же ослабела, а потом и совершенно прекратилась. Благодарные жители Рыбинской слободы заказали сделать список с Югской иконы и поставили его в своем храме во имя Преображения Господня. Ежегодно на праздник Воздвижения Югская икона приносится в город Рыбинск, в воспоминание об указанном событии. Сюда же она переносится и после 5 июня и остается здесь до конца месяца. С 30 июня ее носят по окрестным селам и только к 12 августа возвращают в Югскую обитель. 20 августа она переносится в местечко Кой Тверской губернии и возвращается в обитель 7 сентября. 8 сентября она относится в г. Рыбинск и там остается до половины ноября. Сей чудотворной иконе Богоматери сначала (до 1786 г.) праздновали 28 июля, а затем стали праздновать в день принесения ее старцем Дорофеем на место Югской обители, т. е. 3 июня. 5 июня Игоревская икона 19 сентября 1147 года в Киеве был убит бывший великий князь Игорь Ольгович, во святом крещении Гавриил. Брат его Всеволод восхитил киевский престол у потомков Мономаха и при смерти передал его Игорю. Киевляне, не любившие Ольговичей, тайно предложили престол внуку Мономаха Изяславу. В происшедшей между ним и Игорем битве киевские бояре открыто предавались Изяславу. Игорь был наголову разбит и заключен в темницу. Вскоре он пожелал принять иноческое пострижение. «Давно, и в самом счастье, — говорил он, — хотел я посвятить душу мою Богу. Ныне в темнице и при дверях гроба могу ли желать другого!» Изяслав освободил его. Бессильного отнесли его в келью, где он пролежал восемь дней, как мертвый. Но после пострига он выздоровел и принял схиму. Между тем, брат Игоря Святослав, заступаясь за брата, выступил в поход против Изяслава. Тогда недоброжелатели Ольговичей подняли на него чернь, схватили его, безжалостно убили и влекли обнаженный труп его по улицам.

http://sedmitza.ru/lib/text/440296/

Журнал «Фома» в материале «Дайвер от Бога» уже писал о разведывательно-водолазной команде под руководством Константина Богданова. В том числе и о сделанной этой командой сенсационной находке — паруснике «Лефорт». В этом сезоне московские дайверы начали работу над новым проектом «Затопленные святыни Мологского края» — исследования остатков затопленных графских усадеб, храмов и монастыря Югская Дорофеева пустынь. Зимой совершили несколько экспедиций — но это только начало. Уже удалось выполнить первую задачу — найти остатки Иловны, старинной графской усадьбы Мусиных-Пушкиных. Усадьба Иловна в начале XX века, Государственный архив Ярославской области В архивах сохранилось всего лишь несколько фотографий усадьбы. Ее владелец — граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин, ученый, открыватель «Слова о полку Игореве», тайный советник, обер-прокурор Синода, президент Академии художеств. Видное положение при дворе, земли в нескольких местных и подмосковных уездах. Лето граф с семьей проводил в Иловне: красивый дом, аркада набережной и каменные львы. Все это было затоплено при устройстве Рыбинского водохранилища. Фото Ивана Боровикова — При погружении мы попадаем примерно в центральную часть, где видны лестницы набережной, украшенные статуями львов, — Константин показывает архивное фото усадьбы. — Удивительно, но набережная практически полностью сохранилась. Нам удалось отснять арку, которая была по центру на прогулочной площадке, у воды. Потом дальше пошли — в правую сторону, сняли несколько аркад, они уцелели, в одной стоял налим. Фото Ивана Боровикова Некоторые портики занесены илом, но, в общем, это полноценное архитектурное сооружение, которое сегодня полностью скрыто под водой и более чем реально напоминает легенду о граде Китеже. Да и наш проект во многом — это своего рода град Китеж: показать людям, далёким от дайвинга, как затопленные святыни проявляются из-под воды спустя 70 лет после затопления. Естественно, благодаря команде проекта и современным технологиям 3D-мoдeлupobahuя.

http://foma.ru/vhod-v-hram-tolko-v-lasta...

Дорофеевская Югская пуст., зашт., общ., при слиянии рек Белаго и Черного Югов, в 17 в. от г. Рыбинска. Основана в 1615 – 1623 г. Здесь находится икона Божией Матери Одигитрии, называемая Югской, обретенная в Псково-Печерском мон. подвизавшимся там схимником Дорофеем, родом из с. Никульского, близ г. Мологи, взятая им, при его возвращении в родные края и еще во время нахождения в его келии, положившей основание мон., прославившаяся многими исцелениями недужных. Празднество в честь этой чудотворной иконы совершается 3 июня, в день принесения ее старцем Дорофеем на место Югской обители. С 5 июля по 9 августа с этой иконой совершается крестный ход в города Рыбинск, Углич, Мышкин и Мологу. При мон. школа и фельдшерский пункт. Николо-Улейминский , зашт., в 10 в. от г. Углича, при слиянии речек Улеймы и Воржехоти. Основан в 1406 г. Разоренный в 1609 и 1619 г. литовцами, он был возобновлен в 1624 г. В мон. соборном Николаевском храме находится чудотворный образ св. Николая чудотворца, сохраняющийся в мон. со времени его основания, с частицей мощей св. Николая чудотворца, принесенной из г. Бари имп. Петром I. Петровский , зашт., близ Ростова, на бер. оз. Неро. Основан во 2-й пол. XIII в. ордынский царевичем Петром (см. 29 июня). Мон. соборная церковь во имя свв. апп. Петра и Павла построена в 1684 г. на месте деревянного храма, сооруженного основателем обители, мощи которого почивают под спудом в приделе, посвященном его памяти, в серебряной раке, устроенной в 1803 г. Соборный храм замечателен также иконостасом с иконами древнего письма; особенное внимание обращает на себя икона пр. Петра царевича с житием, в посвященном ему приделе. Над гробом пр. Петра царевича стоят три принадлежавшие ему иконы: Богоматери – Одигитрии, св. Николая чудотворца и вел.-муч. Димитрия, замечательные по превосходному древнему письму. Ежегодно 30 июня совершается крестный ход из Ростовского собора в мон. Покровский , 3 ы., на лев. бер. Волги, в 3 в. от г. Углича. Основан в 1461 г. пр. Паисием (см. 6 июня). Над местом покоя его св. мощей устроен придельный храм во имя его. В мон. находится чудотворная икона Покрова Богородицы. При мон. двухклассная школа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Югская икона Она находится в Югской Дорофеевской пустыни, на берегу реки Юги, близ Мологи. Прославилась эта икона в 1616 году. В царствование Михаила Феодоровича, когда шведы разоряли окрестности Пскова и грабили церкви и монастыри, в это время некто благочестивый старец, схимонах Дорофей, решился удалиться из Печерского монастыря на родину, в село Никольское, близ Мологи. Молясь пред отправлением в путь перед чудотворной Печерской иконой Богоматери, он услышал от иконы голос, который повелевал ему взять с собой икону Одигитрии и указывал место, где находится эта икона. Настоятель не отпускал было старца, но Сама Пресвятая Богородица явилась ему во сне и повелела отпустить. Старец дошёл до реки Юги, за 7 вёрст до родины, и от усталости лёг отдохнуть, икону же поставил на дерево. После отдыха он хотел снять икону, но как ни усиливался, не мог. Наконец услышал от неё голос: «Не трудись напрасно. Я желаю, чтобы здесь была устроена обитель для иноков. В ней пребудет навсегда образ Мой и с ним благодать Моя и сила». Тогда Дорофей устроил тут келью, куда внёс икону. Когда же жители окрестных селений узнали о пришествии старца с чудесной иконой, то стали приходить к нему для поклонения иконе, и больные из них получали исцеления. Старец скончался в 1623 году. Тогда священник села Никольского хотел было перенести икону в приходскую церковь : но икона не один раз чудесным образом удалялась из церкви, и её находили в келье старца. Тогда устроили здесь церковь и монастырь. От иконы произошло много чудес. Шуйская-Смоленская икона Эта икона впервые прославилась в 1654–1655 годах при царе Алексее Михайловиче, когда в России свирепствовала моровая язва. Эта болезнь появилась и в Шуе. Тогда жители, не находя других средств ко спасению, обратились к молитве не один раз обходили город с крестным ходом. Один из благочестивых горожан предложил жителям Воскресенского прихода в городе общим усердием написать Смоленскую икону Божией Матери и поставить в своей приходской церкви. Предложение было принято очень сердечно, и икона через неделю была готова. В эту неделю все прихожане совершили говение. С крестным ходом икону внесли в церковь , и с этого времени моровая язва стала прекращаться сначала в Воскресенском приходе, а затем и во всём городе, от иконы же происходили очень многие и другие чудеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Священники вторично взяли икону и поставили в церкви, но на другой день, как и прежде, образ скрылся и опять найден был в пустыне; священники уверились, что их намерение не угодно Богоматери, и оставили икону в пустыне. Чудеса от иконы умножились; священники почли нужным довести о них до сведения Варлаама, митрополита Ростовского. Митрополит донёс патриарху Филарету. Патриарх, с согласия царя Михаила Феодоровича, отправил митрополиту грамоту с дозволением построить монастырь и церковь на месте чудотворного образа Богоматери. Через несколько времени сооружена деревянная церковь во имя Успения Богоматери и кельи для монашествующих. Таким образом положено основание обители, получившей своё наименование от старца Дорофея и реки Юги – Югская Дорофеева пустынь, которая и донын славна по находящейся в ней иконе Богоматери Одигитрии. Празднование Шуйской иконе Богородицы Шуйская икона Богородицы находится в соборном храме Воскресения Христова города Шуи, Владимирской губернии. Она написана в 1654 году по окончании бывшего в этом году морового поветрия, от которого Шуя избавилась предстательством Богородицы. О написании и подлинности чудес этой иконы сохранились следующие сказания. «В царствование благочестивейшего Государя Царя и Великого Князя всея России Михаила Феодоровича, в области града Суздаля, в обители святого Николая чудотворца, иже на Шархме реце, бе некий монах Иоаким, житие проводя затворническое, пребывая присно в келии своей, никаможе исходя, ищя своего спасения, многую добродетель творяше и тою Богу благоугождаше, непрестанно же вечер, утро и полдень на молитве пребываше и тою Богу беседоваше». Преподобный Иоаким был иконописец, и его иконам «Господь подаяше благодать Свою, и доднесь подает угодника Своего ради, еже чудодействовати, приходящим к тем с верою. О чесом и доднесь известно есть, яко во граде Шуе обретается образ Пресв. Богородицы, рукописания того святаго отца Иоакима, от негоже и доднесь с верою приходящим всяких болезней и язв исцеления бывает помощью Пресв.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Донский Ставропигиальный, мужеский, 1-го класса степенью 6, в Москве за Калужскими воротами; построен в Царствование Феодора Иоанновича в воспоминание победы над Крымским Царевичем Нурадином, одержанной в 1591 г. помощью образа Пресвятой Богородицы Донские, подаренного Великому Князю Димитрию Иоанновичу Донскими Казаками; после чего в том же году на сем месте построена, что ныне трапезная, малая церковь с кельями, а потом тщанием и усердием В. Княжны Екатерины Алексеевны построена Соборная церковь  и каменная ограда, которая была окончена в 1692 году. В нем: 1) Соборная церковь во имя Пресвятой Богородицы Донские, освященная в 1698 г.; 2) над алтарем во имя Сретения Господня; 3) трапезная во имя Донские же Пресвятой Богородицы, построенная в 1592 году; 4) во имя Преподобного Сергия Радонежского; 5) во имя Св. Великомученика Тихвинской Пресвятой Богородицы; 6) больничная во имя Преподобного Евфимия; 7) под колокольней во имя Праведных Захарии и Елисаветы. Архимандричьи и братские кельи о двух этажах, также ограда кругом монастыря с огромными башнями каменные. Архимандрит здешний священнослужение отправляет по примеру Нежинского Благовещенского монастыря. Дорофеева Югская мужеская пустыня, Ярославской Епархии в 15 верстах от города Рыбинска при реках: Юге Черном и Юге Белом, построена в 1615 году старцем Дорофеем, принесшим из Псково-Печерского монастыря Чудотворный образ Божией Матери, именуемые Одигитрии, а ныне Югской. В ней две церкви: 1) Соборная каменная во имя Живоначальной Троицы, где находится вышеупомянутая Чудотворная икона; празднество ей бывает июля 28 дня; 2) во имя Успения Божией Матери над святыми воротами. Духов Новогородский преждебывший мужеский, а ныне девичий, 2-го класса, степенью 1) находится близ Новгорода; построен в 1357 году Св. Моисеем; Архиепископом Новгородским. В нем Соборная церковь двухэтажная; вверху во имя Сошествия Святого Духа, а в низу во имя Рождества Христова; 2) церковь двухэтажная во имя Св. Троицы с трапезой. Из примечательных вещей находится здесь часть мощей Св. Моисея, Архиепископа Новгородского, основателя сея обители; часть мощей Святой Евфимии Всехвальные и посох деревянный Святителя Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

– Мужики, ведь это Горелая Гряда! Отец-то, Александр Иванович , говорит: – А мы же не знаем. –Ну, – отвечает капитан, – ты или хороший лоцман, или вам сила свыше помогла. Взошло солнце, а плот их, оказывается, развернуло так, что они плыли боком. Потом где-то на мель сели. Отец говорит: – Ну, сынушка, давай беспортошницу хлебать. А Павел: – Как это? – Да вот так, полезли в воду! Столкнули плот, поплыли дальше. Доплыли до Тутаева, причалили к левому берегу. «Я, – рассказывал о. Павел, – как упал на берег, так и уснул, а ноги в воде». Была у них гужевая артель, у переселенцев – поставили свои дома на самой дальней улице имени Крупской. И сейчас они стоят, эти дома – целая улица переселенцев. А на дальней стороне левобережья жили староверы, люди замкнутые, к пришельцам относились недружелюбно. Сразу все колодцы позапирали на замки. Про мологжан сложили частушку: Молога пьяная гуляет, в кармане молоток. Терпели мологжане, терпели, а воды надо – и скотину поить, и самим пить. Один борковский выдумщик и говорит: «Завтра же откроют все колодцы». Взял ночью да и навалил, постарался, на крышку колодца. Ну, те посмотрели, делать нечего: «Вы уж пользуйтесь». Так и жили. Со временем свой колодец выкопали. Не один и не два года тянулись по рекам Волге, Мо-логе и Шексне печальные плоты мологских переселенцев. На плотах – домашняя утварь, скотина, шалаши... Медленно пустела древняя Мологская страна. В зону затопления попадали исторические села Боронишино, Горькая Соль, Станово, Иловна, Борисоглеб, Яна, Наволок, Шуморово, а также шекснинские села: Всехсвятское, Покровское, Никольское, Княжич-Городок, Красное, Ко-порье, Ягорба и другие со своими знаменитыми церквями и погостами; три древних монастыря – Афанасьевский, Леушинский, Иоанно-Предтеченский женский монастырь и Югская Дорофеева пустынь, частично подтоплялись города Калязин, Углич, Мышкин, Брейтово, Весьегонск и Пошехонье, уходила на дно рукотворного моря Молога... На затапливаемых землях располагались 408 колхозов, 46 сельских больниц, 224 школы, 258 предприятий местной промышленности. Общее число переселенцев составляло 130 тысяч человек!

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

484 О нем: Жизнь п деяния прозорливого старца отца Петра Томаницкого, заштатного священника в слободе Входо-Иерусалимской, близ города Углича. Ярославль, 1886; Жизнеописания отечественных подвижников благочестия Х111-Х1Х вв. Сентябрь. М., 1909 (переиздание: Козельск, 1994). С. 19–61. 485 В учебных заведениях духовного ведомства фамилии учеников часто менялись, например в случае, если в заведении были однофамильцы. 486 Иеромонах Адриан (1800– 1853), сын сельского диакона, в 1819 году поступил в пошехонский Адриановский монастырь, в 1826 году пострижен и рукоположен во священника, на подвиг старчества вступил в начале 1830-х годов; из-за конфликта с игуменом, запретившим принимать народ (его указание старец неукоснительно выполнял), в 1851 году перешел в Югскую Дорофееву пустынь, где и скончался. (Югская Дорофеева пустынь ныне находится на дне Рыбинского водохранилища.) О нем: Сказания о жизни и подвигах старца Адриана, иеромонаха Югской Дорофеевой общежительной пустыни. М., 1885; Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII–XIX вв. Август. С. 113–159. 487 См.: Собрание писем великого раба Божия Ивана Ивановича Троицкого. С приложением краткого его жизнеописания и двух портретов. Вып. I. 11882.] Шамордино, 1913; Собрание писем великого раба Божия Ивана Ивановича Троицкого. Вып. II. 1881 и 1883 гг. Шамордино, 1914; Собрание писем великого раба Божия Ивана Ивановича Троицкого. Вып. III. Шамордино, 1915. Переиздание: Руководство к духовной жизни старца Адриана иеромонаха, подвижника Югской Дорофеевой пустыни, или в вопросах и ответах на разные случаи и нужды христианской жизни переписка старца с лицами всякого возраста, пола и звания, пользовавшимися сто душеполезными советами с присовокуплением писем духовным чадам его ученика Иоанна Троицкого. М.; Рига, 1995. 490 Например, учение о молитвенном трезвении и борьбе с помыслами, которое детально будет разрабатываться отцами-пустынниками, в целом намечено уже в сочинениях Оригена . См.: Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм...

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

звершив над затопленими монастирями Мологи 8 липня 2019 р. 12:56 6 июля 2019 года, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин совершил Божественную литургию на корабле, плывшем по Рыбинскому водохранилищу над затопленными монастырями г. Мологи. За богослужением молились сестры ныне действующего Мологского Покровского женского монастыря (с. Быково, Ярославская область), жители разных городов, приехавшие в Рыбинск почтить память тех, кто подвизался на Мологской земле и был похоронен здесь. «Несколько лет назад, когда спала вода в Рыбинском водохранилище, можно было ходить по оставшимся на дне руинам Мологи, — рассказал епископ Вениамин, — Мы осмотрели оставшиеся развалины Афанасиевского Мологского монастыря, от которого сохранились стены и фундаменты храмов, видели улицы города, сохранившиеся надгробия». По окончании богослужения владыка Вениамин благословил верующих списком почитаемой Югской иконы Божией Матери, которая принадлежала архимандриту Павлу (Груздеву), жившему в Мологе, а затем произнес проповедь. «Сегодня мы служили Божественную литургию над тем местом, где был город Молога, где были монастыри и много храмов, которые находятся ныне под водами этого рукотворного моря. Мы молимся, чтобы Господь послал свою милость на нас, чтобы упокоил души тех, кто нашел здесь свое пристанище, и испрашиваем помощи Божией в наших трудах и прощения наших грехов. Мы молимся к Пресвятой Богородице, чтобы Она укрепила нас в вере, чтобы мы были достойны звания христианина, чтобы каждый из нас мог стать сосудом благодати Духа Святого», — сказал, в частности, архиерей. Молога находилась в 32 км от Рыбинска и в 120 км от Ярославля при слиянии реки Мологи с Волгой. 14 сентября 1935 года СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление о начале строительства Рыбинского и Угличского гидроузлов. Жителей выселили, а к 1947 году территория города была полностью затоплена. В общей сложности при строительстве Рыбинского и Угличского гидроузлов и заполнении водохранилища было разрушено и затоплено около 800 сел и деревень. Под водами Рыбинского водохранилища оказались более 50 храмов и 6 монастырей, среди которых: Югская Дорофеева пустынь, располагавшаяся на полпути от города Мологи до города Рыбинска; обширный комплекс мологского Афанасьевского монастыря, основанного в XIV веке; Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь, находившийся между Череповцом и Рыбинском близ реки Шексны; Паисиев Покровский монастырь, стоявший на берегу Волги близ г. Углича. Совершать богослужения над Мологой начали в 2012 году. Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5466926...

УЛЕЙМАНСКИЙ-НИКОЛАЕВСКИЙ, муж. заштатный, в 10 верстах от уездного города Углича, при речках Улейме и Воржехоте. О времени основания сей обители неизвестно. Упоминается же о ней еще в начале XVI века. Здесь три каменные церкви: 1) Соб. Николая Чудотворца, с приделом Феодора Стратилата; 2) Введения во храм Пресвятой Богородицы, теплая; и 3) Живоначальной Троицы, над св. вратами. ИСАКИЕВСКАЯ, пуст. муж., в 60 верстах от уездного города Пошехони, близ села Исакова; находится под управлением игумена. Основана, по случаю явления на сем месте, в январе 1659 года, чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, честного Ее Рождества. Здесь соборная церковь Рождества Богородицы, с приделами Николая Чудотворца и Иоанна Предтечи. В главном иконостасе находится означенный явленный образ, ныне именуемый Исаковским, которому празднество совершается 8 сентября. ДОРОФЕЕВСКАЯ-ЮГСКАЯ, пуст. муж., в 15 верстах от уездного города Рыбинска, при реках Юге черном и Юге белом. Основана в 1615 году, при Ростовском митрополите Варлааме Старцем Дорофеем. Здесь четыре церкви: 1) Соб. Сошествия св. Духа, с которой находится принесенная сюда Старцем Дорофеем из Псковопечерского монастыря икона Божией Матери-Одигитрии, называемая ныне Югскою; празднество ей совершается 28 июля; в это время она бывает носима в крестных ходах по окрестным селениям, в сопровождении множества усердствующих и возвращается в обитель чрез долгое время. В нижнем этаже сей церкви находится гробница основателя Дорофея, над которою устроена в последствии времени малая церковь и престол во имя св. Дорофея, Епископа Тирского. 2) Успения Богородицы, теплая. 3) Николая Чудотворца. 4) Молчанской Божией Матери, больничная. КАЗАНСКИЙ, женский, 3 класса, в губернском городе Ярославле. Основан в 1605 году, при царе Василии Иоанновиче Шуйском. В нем две каменные церкви: 1) Соб. Казанской Богородицы, с приделами: св. Параскевы Сербской, Климента Папы Римского и Петра Александрийского . В недавнем времени церковь сия, по ветхости, построена вновь, в изящнейшем вкусе, и освящена в 1845 году. 2) Иоанна Предтечи над вратами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010