Обозревши монастырь и церкви, я направился уже идти к воротам, чтобы возвратиться к себе в гостиницу, но келейник архимандрита остановил меня на кофе; и так я пошел к настоятелю и весьма в приятной с ним беседе провел весь вечер и возвратился в гостиницу уже в десятом часу вечера. В понедельник, 27 числа, я служил утром молебен чудотворной иконе Югской Божией Матери, празднуемой в один день с иконой Смоленской, июля 28, потом, по приглашению отца казначея, посетил его, пил чай в его келии, очень хорошей и просторной в одной из башень на юго-западной стороне. Отец казначей, по-видимому человек добрый, без всякого лукавства монах усердный, средних лет. Пообедав у отца архимандрита с моими двумя спутниками, мы с ним простились и поехали на монастырских лошадях в тарантасе в Рыбинск, куда прибыли в 4 часа пополудни и, по предложению отца архимандрита, пристали на монастырском подворье, недалеко от главной городской площади и по-близости от собора. Намереваясь на следующий день отправиться обратно в Ярославль, я решился воспользоваться остатком дня и посетить игумению жадского монастыря, к которой я имел поручение от преосвященного насчет болгарок. Этот монастырь, или женская община, весьма недавнего происхождения и обязана своим существованием некоему рыбинскому богатому купцу Миклюкову, человеку весьма благочестивому и монахолюбивому. Лет 16 тому назад там, где ныне монастырь (кажется Успенский) была деревушка и дача. Тетка Миклюкова, почтенная старица, пожелала устроить общину и боголюбивый ее племянник поспешил осуществить ее желание: деревню перенесли в другое место и приступили к основанию обители; тогда в Ярославле был архиепископом преосвященный Нил. Приглашенный Миклюковым, он торжественно совершил закладку. Тут протекающая речка называется Черемухой, а бывший ручеек превращен в пруды. Около монастыря прекрасная ограда, теплая церковь каменная, в связи с игуменской келией, из которой хоры в церковь ; все строения очень хороши, а большой собор во имя Успения отделывается и будет благолепен. Теперешняя настоятельница третья со времени учреждения обители. Расстоянием от города версты две или менее, но дорога глинистая и от ненастья была вязкая. Дослушав вечерню, которая была на исходе, и, побывав у игумении, я возвратился опять в Рыбинск, в гостиницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

В этот день я разделил трапезу, предложенную мне гостеприимным моим хозяином, добрым и почтенным отцом архимандритом Николаем. После обеда я взял своего келейника, отца Аркадия, и отправился с ним к пристани, чтобы на пароходе проехаться по Волге, поглядеть на Ярославль с этой стороны и взглянуть на берега. Толгский монастырь, видимый с парохода, кажется приближеннее по воде, чем сухим путем. Вечером преосвященный слушал всенощную у себя в келиях, а на следующий день, в воскресенье, совершал литургию в своей большой крестовой церкви. Обедал я у него и вечером простился, потому что наутро, 4 числа расположился ехать в Вологду, мой родной город, где я не был с 1848 года. 56 Леонтий, третий епископ Ростовский, но первый из русских (ибо его предшественники, святители Феодор и Иларион, оба были греки), и потому называемый первопрестольником; посвящен из иноков Киево-Печерских (1054–1077), просветитель земли Ростовской и Суздальской, убит язычниками и причтен клику святых в 1230 году. 57 Исаия, постриженник Киево-Печерский, хиротонисан из игуменов обители святого Димитрия в Киеве. Преемник святителя Леонтия; преставился 15 мая 1089 года. 58 Игнатий, хиротонисан из архимандритов Авраамиева Богоявленского монастыря 19 сентября 1262 года; преставился 28 мая 1288 года. 59 Феодор, родной племянник Преподобного Сергия, первый архимандрит Московского Симонова монастыря; хиротонисан в Цареграде Патриархом Нилом в архиепископа Ростовского в 1389 году; преставился в 1395 году. 60 Собор первоначально дубовый, построенный первым Ростовским епископом Феодором в 991 году; он в 1160 году сгорел; но на том же месте при великом князе Андрее Боголюбском был заложен новый каменный храм, который, не будучи еще довершен, разрушился и вновь построен (ныне существующий) собор в 1213 году великим князем Константином Всеволодовичем. См. соч. графа М. В. Толстого : «Древние святыни Ростова Великого», стр. 26, изд. 1860 года. 63 Желающие иметь более подробные сведения о достопримечательностях ростовских, найдут подробное описание оных в сочинении графа М. В. Толстого , которым и я руководствовался, опасаясь сделать ошибку в годах. Прежде мощи св. Леонтия были на вскрытии и почивали в золотой раке, которую в 1609 году поляки похитили; рака, ныне существующая, устроена в 1800 году; она серебряная.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Во вторник, 28 числа, я пошел утром осматривать Рыбинск. Соборов в нем два: прежний, очень древний, весьма хорош, но не очень обширен, а новый собор, выстроенный рядом с древним, огромный и внутри благолепно изукрашен и раззолочен сколько возможно; колокольня возвышенная, красивая. Самый город раскинулся довольно широко, потому что становится все более и более многолюден; теперь в нем считают до 16 000 жителей. Он ведет большую торговлю хлебом с Петербургом и считается одним из важнейших и знаменитейших городов по своей пристани, где множество пароходов, барок и разных судов, и где производится перегрузка Волжских товаров, отправляемых в Петербург. Там существует теперь городской общественный банк, проведена особенная ветвь железной дороги от Николаевской. Лавки и ряды каменные очень красивые, несколько каменных церквей и по набережной Волги много хороших каменных домов; словом сказать, Рыбинск может соперничать со многими из губернских городов, и говорят, с каждым годом заметно становится богаче и населеннее. В этот день погода была ясная и довольно ветреная. Я отправился обратно в Ярославль на пароходе по названию «Смелый» и по причине ветра не остался на палубе, а все время сидел в каюте, куда мне подали и обед – уху из волжских стерлядей. В Ярославль мы прибыли в три часа. Преосвященный приказал мне выслать карету, однако ей я не воспользовался, потому что чувствуя себя неутомленным от плавания на пароходе, решился, не сходя с него, отправиться в Николо-Бабаевский монастырь или прямо в Кострому, куда и следовало нам прибыть в 9 часов вечера. Подождавши минут с 20 на пароходе, мы тронулись в путь. С наступавшей темнотой спускался густой туман и, наконец, сделалось так темно от густоты тумана, что принуждены были остановить пароход и простояли около шести часов напротив местечка, или селения, называемого Городище. В то время как пароход стоял неподвижно, я сидел у оконца каюты и, нимало не скучая этой непредвиденной остановкой, наслаждался и любовался тем, что было передо мной: среди темноты и тумана я прислушивался, как сильные волны беспокойной от ветра Волги плескались под моим оконцем, пароход продолжал пыхтеть, испуская по временам пронзительный свист из трубы, из которой дым валил черным клубом и сыпал тысячи искорок, то летевших и исчезавших в воздухе, то падавших и угасавших в воде... Это была для меня совершенно новая картина и, не замечая течения времени, я продолжал ей любоваться, пока туман не рассеялся и мы снова не тронулись с места; это было в исходе первого часа пополуночи. В три часа мы прибыли в Кострому.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

На молебен вышли три архимандрита: сам настоятель, отец Галактион, наместник Саввы Сторожевского монастыря, и я, и все три стали в ряд, а во время чтения молитвы святителю обратились лицом к его святым мощам. По совершении молебствия я провожал крестный ход до Святых ворот. Во время всенощной на настоятеле было облачение, сделанное, говорят, из саккоса святителя Димитрия, прекрасной старинной парчи: оное надевают только в день его праздника, а на литургию подали настоятелю и первому диакону облачение малиновое, бархатное, шитое золотом, всем же прочим рытого бархата. Воздухи были из старинной парчи, одежда на престоле бархатная, шитая золотом, очень хорошая. Народу было у обедни более, чем с вечера, но особой тесноты не было. После литургии у настоятеля в келиях посторонних гостей, из живущих в городе, собралось очень немного. Обедали мы в трапезе; вход в нее коридором из настоятельских келий. Трапеза не велика, но очень чистая, красивая и расположенная весьма удобно. Кушанье было поварское, но служили при трапезе послушники и был соблюден весь монастырский чин, а чтение было из творений святителя Димитрия. Яковлевский монастырь, в конце города Ростова, при самом озере Неро. Около монастыря прекрасная ограда с угловыми башнями и маленькими в нескольких местах полубашеньками, которые, к сожалению, были переделаны в начале нынешнего столетия и тем попорчены. Храмы обители каменные, величественные, благолепны; здания, в которых настоятельские и братские келии, занимают правую, западную, сторону монастыря от Святых ворот; посередине дорожки с цветками, различными кустарниками, а на левой стороне находятся три каменных благолепных храма, из коих два примыкают один к другому; колокольня стоит отдельно; звон очень хорош. Ризницы мне не довелось осмотреть, но, говорят, там есть и древние ценные вещи. За настоятельскими келиями есть древняя пятиглавая церковь , на монастырском кладбище – бывший когда-то Спасский-Княгинин монастырь. За краткостью времени мне не пришлось побывать в ней. Монастырская гостиница не велика, она за оградой, напротив Святых ворот.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Я вышел, было, на берег, намереваясь ехать в город, но не оказалось ни одного извозчика, потому я возвратился на пароход и волей-неволей должен был там переночевать. В среду, 29 числа, в восьмом часу утра, когда уже совершенно стало светло, мы втроем с моим келейником и отцом Дионисиев оставили пароход и пошли в Кострому прямо к Успенскому Собору в Кремле. Он древний, первоначально строенный в половине XIII века, но при Екатерине II сгорел и обновлен по ее повелению и на ее деньги. Он имеет ту особенность от всех наших церквей, что алтарями обращен на запад, а не на восток; думают, что этому причина та, что место явления иконы Феодоровской Божией Матери Костромскому князю в 1239 году, 16 августа, было к западу от города, а не к востоку: туда при построении храма и велел он обратить алтари. Икона чудотворная Феодоровской Божией Матери величиной в аршин в драгоценной золотой ризе, унизана жемчугами и богато украшена алмазами и разными дорогими каменьями; она поставлена высоко и чтобы приложиться нужно взойти четыре ступени. Прежде празднество этой иконы совершалось в 16 день августа, а со времени избрания на царство Михаила Романова, в 1613, совершается в день его избрания, то есть марта 14 дня. При моем приходе в соборе ранняя обедня была уже окончена, и я просил отслужить мне молебен с акафистом чудотворной иконе. От собора мы пошли пешком далее, извозчиков не попадалось и так дошли до площади, на которой поставлен памятник Сусанину: возвышенный столб, на вершине оного поясное изваяние, изображающее Михаила Феодоровича, а на широком поясе подножия изображение Сусанина, убиваемого поляками за то, что он завел их в глухие дебри и через то спас юного Михаила от смерти, которая ему угрожала. От площади, где памятник, наподобие лучей во все стороны несколько улиц, не очень длинных, так что виден конец каждой. В конце одной из них я увидел монастырь и, узнав, что это Крестовоздвиженский Богоявленский, туда направился. Странная судьба этой обители. Крестовоздвиженский монастырь, основанный в XV веке, был в кремле поблизости от собора; в 1680 году его преобразовали в женский, в 1773 году, когда сгорел собор, выгорел и монастырь и весь разобран, а последняя игумения (Клавдия) и сестры переведены в Анастасиев Ризоположенский, основанный царицей Анастасией Романовной, и так существовал до 1847 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Гостиница не очень велика, всего до 15 номеров, а теплых только 8, прочие все летние. Гостинник, человек молодой, приветливый и услужливый; он предложил мне и моему келейнику перед нашим отъездом взять с собой кедровых шишек из монастырской рощи, и мы взяли их несколько, как благословение из Толгской обители. Обратный путь наш в город мы совершили иначе, чем оттуда: нас повезли по другому берегу, потому что вследствие сильного ветра перевозчики отказывались нас перевозить, ибо волны реки были очень сильны и становилось опасно. Мы направились к казенному перевозу, который напротив самого Ярославля; не выходя из кареты, въехали на паром, который посредством каната прицепляют к пароходу, и таким образом преблагополучно переправились на противоположный берег. Плата с лошади по 6, а с человека по 1 копейке серебром. Возвратившись в город, я немедленно отправился к преосвященному, который в этот день пригласил к своему обеду, кроме меня, отца-архимандрита Николая (из Афанасьевского монастыря), протоиерея из города Мологи и сестру свою Е. В. Ушакову. В этот день преосвященный съездил после обеда по приходским церквам и пригласил меня его сопровождать. Ярославль изобилует замечательными церквами; всех в городе более сорока, и большей частью пятиглавые, заслуживающие внимания по своей древности и красоте зодчества. В особенности хороша церковь Иоанна Предтечи: о пятнадцати главах и все золоченые; паперть обширная, окружающая церковь , со сводами, искусно расписана и вдоль стены поделаны кирпичные лавки с узорочными низами весьма затейливыми. В самой церкви все стены, своды и откосы украшены живописными изображениями, заимствованными из жития Иоанна Златоуста , и все так хорошо придумано, что лучшего, кажется, и пожелать невозможно. Иконостас и в особенности царские врата весьма изящны и вполне заслуживают внимания и удивления археолога; описания, как бы подробны они не были, не могут дать совершенного понятия о том, что приводит в изумление, когда видишь самый предмет. Вообще можно без преувеличения сказать, что нигде (ниже в самой Москве, о других епархиях я и не говорю) не увидишь столько священных древностей, как в Ростове и Ярославле. У многих церквей наружные украшения кафельные искуснейшей работы, что и в Москве становится весьма редким, потому что по невежеству и страному предпочтению новизны мало-помалу исчезает и заменяется весьма часто самыми аляповатыми украшениями, вовсе не подходящими к общему строю здания.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Неподалеку от собора на берегу Волги – дом губернатора. По наружности он не кажется велик, но внутри очень хорошо расположен; должно думать, что весьма поместителен, сколько я мог судить по тому, что видел во время посещения с преосвященным губернатора вице-адмирала Уньковского. Внутри комнаты, большей частью, отделаны под мрамор разных цветов. Это мне очень понравилось: роскошно, чисто и просто. Вид из губернаторского дома на Волгу удивительно хорош. Домовой церкви у губернатора нет, но приходская совершенно рядом. Вечером, по причине праздника, на следующий день Преподобного Сергия у преосвященного было всенощное бдение в большой его крестовой церкви; он выходил на литию и величание; в служении с ним участвовал и я. На следующий день, сентября 25, преосвященный поехал на служение в одну из приходских церквей, где был праздник и куда его приглашали прихожане, а я в этот день поутру собрался отправиться на пароходе в Рыбинск с тем, чтобы посетить Югскую Дорофееву пустынь, которая оттуда верстах в 15. Я пригласил ехать со мной тамошнего постриженника, иеромонаха из архиерейского дома, отца Дионисия, человека молодого и весьма расторопного. Пароход «Дриада» (общества «Самолет») отправился в путь ровно в 9 часов. Я сошел в каюту, потому что было довольно свежо, и так как я в первый раз ехал на пароходе, меня все занимало; я сел к окошечку и начал смотреть на берега широкой Волги, покрытые селеньями. Мы проплыли мимо города Романова-Борисоглебска, расположенного на двух противоположных берегах Волги; с каждой стороны церквей по пяти и, как видно, все старинные, каменные; дома обывателей настроены довольно густо и преимущественно деревянные, но кой-где проглядывали и каменные. Собор каменный, старинный, прекрасный, с папертью на каменных столбах, издали очень красив. Город этот был, говорят, строен двумя сыновьями князя Василья Давыдовича (Грозный Ярославский 1345 г.), Глебом и Романом, оба захотели выстроить город и дать ему свое имя, и выстроили один против другого по берегу Волги в половине XIV века; с берега на берег есть перевоз, ходит паром.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

После кончины Дорофея священники села Никульского решили поставить принесенную им икону в своей приходской церкви. Они взяли ее и с крестным ходом перенесли в сельскую церковь. Однако Богородице не было угодно, чтобы Ее икона пребывала в селе Никульском. Поэтому, когда на другой день священники пришли в свою церковь, то иконы там не нашли. Отправились в келью Дорофея и там нашли ее стоящей на прежнем месте и с горящей перед нею свечой. Они взяли икону и поставили в приходской церкви, но она опять исчезла из храма и снова оказалась в келье старца Дорофея. Священники, не оставляя мысли поставить икону в приходской церкви, в третий раз пытались взять ее, но на этот раз какая-то невидимая сила удержала их. Видя безуспешность своих попыток, священники оставили икону в келье старца и более уже не покушались взять ее в свою церковь. Богомольцы по-прежнему стекались к иконе Богоматери, прося у Нее помощи и утешения в своих делах, а также исцеления от болезней. Богоматерь посылала многим исцеления и помощь по вере их. Вскоре о сих чудесах стало известно Ростовскому митрополиту Варлааму II, который, в свою очередь, донес о них патриарху Филарету. Последний, доложив о том царю Михаилу Феодоровичу, с его согласия послал Варлааму грамоту, в которой давал разрешение на устроение обители там, где пребывала чудотворная икона Богоматери, принесенная старцем Дорофеем. Обитель в скором времени получила основание. В ней была построена деревянная церковь во имя Успения Богоматери и кельи для желающих вести иноческую жизнь. Место для обители было пожертвовано благочестивыми боярами Димитрием Погожевым и Орестом Глебовым, которые отвели для нее землю на протяжении двух верст по реке Черный Юг. Новоустроенная обитель получила название Дорофеевой Югской, по имени старца Дорофея и реки Юга, а отсюда и сама чудотворная икона Богоматери, находящаяся в ней, стала называться Югской. Многие чудеса и исцеления совершились у сей иконы; они не прекращаются и доселе. Приведем некоторые из этих чудес. В 1654 году Рыбинскую слободу, впоследствии обратившуюся в город Рыбинск, посетила страшная моровая язва. Когда Югская икона Богоматери была принесена туда, язва сразу же прекратилась. В память этого чудесного избавления в начале XVIII-ro столетия было установлено совершать крестный ход с Югской иконой в Рыбинскую слободу.

http://sedmitza.ru/lib/text/440296/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери. Июнь Приводится по изданию: Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002 г. К оглавлению 2 июня Груздовская икона Сведений о месте и времени явления сей иконы нет; находится она в селе Груздове (отсюда ее наименование Груздовская) Олончанского уезда Виленской губернии. Киево-Братская икона. См. сведения о ней под 6 сентября. Кипрская икона. Сведения о ней читай под 20 апреля. 3 июня Югская икона Сия икона находится в Югской Дорофеевой пустыни, в Троицком храме ее, по левую сторону царских врат в иконостасе. Она покрыта драгоценной из жемчуга ризой, осыпанной бриллиантами и драгоценными камнями. О месте и времени явления ее известно следующее. В 1616 году, в начале царствования Михаила Феодоровича Романова, на Россию сделали нападение шведы. Разоряя все попадавшееся им на пути, они дошли до Пскова и стали опустошать его окрестности, грабить дома, жечь церкви и монастыри. В это время в Печерской обители, расположенной близ Пскова, жил и подвизался один благочестивый схимник Дорофей. Когда этому Печерскому монастырю стала угрожать опасность со стороны шведов, Дорофей решил оставить его и возвратиться на родину свою, в село Никульское близ города Мологи. Приняв такое решение, он пришел однажды в монастырскую церковь и стал молиться перед Печерским образом Богоматери. Вдруг он услышал от иконы голос, который повелевал ему идти на определенное место и взять там образ Богоматери Одигитрии, чтобы отнести его на свою родину; при этом голос добавлял, что если он исполнит все это, то Господь дарует ему спокойное житие на родине. Дорофей тотчас же после утрени отыскал в указанном ему месте икону Богоматери, повергся перед ней на колени и начал усердно молиться. Окончив молитву, он взял икону в руки, которая при этом сразу просияла необыкновенным светом. Дорофей с радостью поспешил к настоятелю Печерской обители Иоакиму и рассказал ему подробно как о видении своем, так и об обретенной им иконе Богоматери. В заключение он просил настоятеля разрешить ему удалиться из Печерской обители. Архимандрит Иоаким, не поверив рассказу Дорофея, не соглашался отпустить его, чем весьма опечалил подвижника. Вернувшись в келью, Дорофей пал ниц перед иконой Богоматери и в горячей молитве излил свою скорбь и недоумение по поводу отказа настоятеля, прося у Пресвятой Девы помощи и утешения. Целый день и ночь провел он в молитве. И вот Богоматерь является во сне архимандриту Иоакиму и говорит ему гневным голосом:

http://sedmitza.ru/lib/text/440296/

     – Рыбинское водохранилище начали строить в 1935 году с великой целью – обеспечение экономического роста молодого социалистического государства, остро нуждавшегося в дешевой электроэнергии. С началом этого строительства началась новая, а точнее – закончилась старая страница в жизни Мологского края – богатейшего края, расположенного в междуречье рек Волга, Молога и Шексна. Ушли под воду прекрасные заливные луга и пастбища, многочисленные села и деревни, тысячи и тысячи людей были сорваны со своих мест. Тех, кто сопротивлялся, силой вывозили из родных домов, несогласных отправляли на «стройку века». От отчаяния люди привязывали себя к неподвижным предметам, чтобы погибнуть под натиском наступающей воды, предпочтя смерть в родном доме насильственному выселению… Вода размывает могилы на городском кладбище, выбрасывает на поверхность крестики, кости… Батюшка собирает эти страшные находки. Осенью, когда уровень водохранилища опускается настолько, что обнажаются километровые отмели по берегам, выходят на поверхность улицы Мологи – остатки мостовых, фундаменты домов и храмов. Тогда отец Анатолий берет лодку и отправляется в город, которого нет. Вода размывает старые фундаменты, могилы на городском кладбище, выбрасывает на поверхность монеты, крестики, кости… Батюшка собирает эти страшные находки, отвозит их к себе. Косточки захоранивает на сельском кладбище, а монеты и крестики собирает в отдельную коробку – отец Анатолий хочет создать в своем селе музей Мологского края.      – В апреле 1941 года строительство было завершено, и началось наполнение чаши водохранилища. Наступавшая вода поглощала то, что не удалось спасти при выселении. Уходили под воду дома, кладбища, уникальные заливные луга и пастбища. Уходили под воду древние храмы и монастыри. Было затоплено более 700 сел и деревень, 140 храмов, три монастыря. Ушел под воду город Молога – древняя княжеская столица; затоплено три четверти города Весьегонска. Перенесено было на новое место старинное село Брейтово, стоявшее при впадении легендарной реки Сить в Мологу. Ушли под воду монастыри: Югская Дорофеева пустынь, Мологский Афанасьевский монастырь, Леушинский Иоанно-Предтеченский монастырь. 130 тысяч человек оказались вынужденными переселенцами. Полное затопление завершилось к 1947 году. Над всей затопленной территорией, дважды превышающей по площади Люксембург, наступила мертвая тишина…

http://pravoslavie.ru/75550.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010