Добавление из VI тома В дополнение см. выше, ч. VI, стр. 733 9 под статьёй: Югская Троицкая Дорофеева. Дорофева или Дорофеевская пустынь Находилась близ реки Мочи, впадающей в Волгу от востока расстоянием от Юрьевца Поволжского к юго-востоку в 35 вёрстах. Ныне тут село Успенское. Дорофеева Успенская пустынь Упразднённая мужская. Находилась в Юрьевском Повольского уезда и принадлежала к Синодальной области. Досифеева пустынь Мужская, в 1764 году упразднённая. Находилась в Новгородской Епархии в Череповском уезде, на правом берегу реки Шексны и речки Шолоболки, впадающей в оную, расстоянием от Череповца к югу в 40, от Новгорода в 450 вёрстах. В ней ныне Священник с причтом и две ЦЕРКВИ: 1) во имя Св. Троицы деревянная; 2) во имя Св. бессребреников Космы и Дамиана каменная. Пахотной земли около 30 десятин. Дрогичинский Преображенский монастырь Мужской. Находился в Минской Епархии при местечке Дрогичине и принадлежал к Дрогичинскому Троицкому монастырю. Дрогичинский Троицкий монастырь Минской Епархии заштатный мужской. Находится при местечке Дрогичине, от которого и название своё имеет, на берегу реки Буга, от города Белостока в 24, а от Бельска в 40 вёрстах. Когда, кем и по какому случаю монастырь учреждён, о том никакого по монастырским бумагам сведения не оказалось; из данных же от Королей Польских привилегий, которые оригиналом в монастыре поныне хранятся, первая 1661 года Мая 9 Иоанна Казимира и вторая 1780 года Апреля 17. В подтверждение первой Короля Августа, значится, что Дрогичинскому Троицкому монастырю ещё в 1563 году от Короля Польского Августа Зигмунта, дано Фундушем пахотной земли 2 уволоки 10 , сенокоса 8 моргов 11 , огород и десятину на двух деревнях, называемых Сеневичах и Храповичах, что по здешнему называется ссыпочный хлеб, на несколько корцов 12 с каждого двора с дозволением при том ловить рыбу и иметь вольный въезд в Королевский лес для рубки дерева на монастырские надобности; каковыми выгодами, кроме означенной десятины, монастырь и доныне пользуется.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В июле 1917 съездом духовенства и мирян Московской епархии избран архиереем Первопрестольной. На Поместном Соборе Православной Российской Церкви в ноябре 1917 жребием из трех кандидатов митрополит Московский Тихон был избран Патриархом Московским и всея Руси. Погребен в Донском монастыре. Архиерейский Собор 1989 г. канонизировал святителя Тихона (Белавина) , Патриарха Московского и всея Руси, исповедника. 97 Немирович-Данченко Василий Иванович (1848/49–1936), русский писатель, автор многочисленных художественно-этнографических очерков, военных корреспонденций, романов, рассказов, мемуаров. Брат известного режиссера Владимира Ивановича Немировича-Данченко. С 1921 г. в эмиграции. 98 Югская Дорофеева пустынь находилась в 17 верстах от г. Рыбинска при слиянии рек Белого Юга и Черного Юга. Основана в 1615 г. старцем Дорофеем, подвижником Псково-Печерского монастыря. На месте предполагаемого монастыря он поставил на дереве принесенную с собой икону Божией Матери Одигитрии. Затем эта икона стала называться Югской и прославилась многочисленными чудесами. В соборном Троицком храме почивал прах основателя монастыря. В начале 20 в. Дорофеева пустынь принадлежала к числу самых богатых и благоустроенных обителей в Ярославской губернии. При обители содержалась школа и больница, которая обслуживала 5 тысяч человек ежегодно. Пустынь ликвидирована в годы советской власти. 99 Манефа – рясофорная монахиня Мологского Кирилло-Афанасьевского монастыря, была конюхом в обители. Евгения – «бабка Еня», бывшая келейница отца Павла. Обе похоронены на кладбище в Верхне-Никульском. 100 29 октября (11 ноября) – день обретения в 1210 г. св. мощен при. Авраамия, архим. Ростовского (1073–1077). 101 Св. мощи прп. Авраамия Ростовскогос 1991 г. находятся в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре. Они почивают открыто, в раке, в Яковлевском храме – зимой и в Димитриевском храме – летом. 102 Название Леонтиевской церкви прочно закрепилось за тутаевским храмом в честь Вознесения Господня, который находится на южной окраине города в центре большой площади. Когда-то здесь, на посаде, ближе к Волге, стоял деревянный храм Леонтия Ростовского В верхнем (летнем) храме Вознесенской церкви (строящейся стараниями романовских купцов с 1795 г.) в 1880 г. был освящен придел во имя святителя Леонтия Ростовского и преподобного Сергия Радонежского. Уцелевшая в безбожной буре 1930-х годов церковь была закрыта в хрущевскую кампанию в 1960 г. В 1989 г. храм был возвращен общине и по благословению отца Павла с Божией помощью был отремонтирован. Читать далее Источник: Архимандрит Павел (Груздев). Документы к биографии. Воспомининия о батюшке. Рассказы отца Павла о своей жизни. Издательство «Отчий дом», 2005. ISBN-5–87301–148–6 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Пробудясь, он хотел идти опять в путь, подошел снять икону с дерева, но никак не мог сдвинуть ее с места; покушался раза три, но икона оставалась недвижимою. Старец приведен был в крайнее недоумение и услышал от иконы голос: «Зачем напрасно стараешься снять образ Мой? Я желаю, чтобы здесь, где ты находишься теперь, сооружена была обитель для иноков, в ней да и пребудет образ Мой навсегда, и с ним благодать Моя и сила». Старец, выслушав голос сей, не смел уже снимать иконы с дерева, но устроил себе келлию, внес в нее икону и поселился сам, провождая день и ночь в усердных молитвах пред иконою Богоматери. Жители окрестных селений узнали о пришествии старца и о принесенном им чудотворном образе Богоматери и отовсюду начали приходить на поклонение к сему образу, приводя с собою одержимых различными недугами и болезнями. Немощные по мере веры получали исцеление. По смерти старца в 1623 г., в его келлии уже не осталось жителя; священники села Никульского решились взять из нее икону Богоматери и перенести в церковь . Икона была перенесена; но на другой день, пришедши к утрене, они не нашли ее в церкви, а обрели ее в келлии старца на прежнем месте, и пред нею горящую свечу. Священники вторично взяли икону и поставили в церкви, но на другой день, как и прежде, образ скрылся и опять найден был в пустыне; священники уверились, что их намерение неугодно Богоматери, и оставили икону в пустыне. Чудеса от иконы умножились; священники почли нужным довести о них до сведения Варлаама, митрополита Ростовского. Митрополит донес патриарху Филарету. Патриарх с согласия царя Михаила Феодоровича отправил митрополиту грамоту с дозволением построить монастырь и церковь на месте чудотворного образа Богоматери. Через несколько времени сооружена деревянная церковь во имя Успения Богоматери и келлии для монашествующих. Таким образом, положено основание обители, получившей свое наименование от старца Дорофея и реки Юги – Югская Дорофеева пустынь, которая и доныне славна по находящейся в ней иконе Богоматери «Одигитрия» 650 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Спасокаргопольский Палеостровский Филиппо-Ирапская пустыня Московской Московский Сретенский По 1 Строителю и 6 братьев Московский Покровский Николаевский Перервинский 1 Строитель и 15 братьев Николаевский Песношский 1 Строитель, 29 монашествующих, 5 больничных, 35 прибавки последовало в 1801 году, Сентября 17 Коломенский Бобрено-Голутвин По одному Строителю и 6 человек монашествующих Троицкий белопесоцкий Пустыни: Давыдова Николаева Бирлюкова Екатерининская Санкт-Петербургской Рождественский Коневский По одному Строителю и по 7 человек монашествующих Богословский Череменецкий Веденский Островский Казанской Казанский Иоанновский По одному Строителю и по 7 человек монашествующих Казанский Феодоровский Цивильский Тихвинский Сызранский Вознесенский Пустыни: Чебоксарская Спасо-Геронтиева Царево-Кокшайская Мироносицкая Свияжская Подворная Макарьевская Астраханской Астраханский Иоанно-Предтеченский По одному Строителю и по 6 человек монашествующих Астраханский Покровский Кизлярский Крестовоздвиженский Астраханский Воскресенский Чуркинская Николаевская пустыня Тобольской Туринский Николаевский По одному Строителю и по 6 человек монашествующих Рафаиловский Троицкий Ярославской Петровский, что на поле По одному Строителю и по 6 человек монашествующих, а в Югской Дорофеевой Пустыне по именному Указу 10 февраля 1803 года, велено быть 30 человекам, да сверх сего больничных 5 человек Троицкий Варницкий Белогостицкий Ярославский Афанасьевский Николаевский Улейминский Пустыни: Югская Дорофеева Исакова Псковской Никандрова пустыня По именному Указу 1800 года, Октября 20, велено умножить монашествующих до 30 человек 1 Строитель и 6 монашествующих Рязанской Успенский Ольгов Ряжский Дмитриев По одному Строителю и по 6 монашествующих Данковский Покровский Скопинский Духов Пустыни: Пронская Спасская Раненбургская Петропавловская Тверской Николаевский Малицкий По одному Строителю и по 6 монашествующих Николаевский Клабуков Дмитровский Кашинский Житенный Пустыни: Могилёвская Теребенская Столпенская

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Шпилевская, в монастыре близ г. Сум, в 12 вёрстах. Крестный ход из монастыря в Сумы в Октябре, а на третий день Светлого Праздника обратно в монастырь. Шуйская (Одигитрия-Смоленская), 1654г., Июля 11 и 28, Ноября 2, во вторник Пасхи и в первое воскресенье Петрова поста, во Владимирской епархии, в г. Шуе, в соборном Воскресенском храме (Русский Паломник 1891, Экономисса, на Афоне, в лавре святого Афанасия, 5 Июля. Божья Мать на престоле, справа святой Михаил Синадский, слева святой Афанасий Афонский . Югская (Южная-Одигитрия), 1615г., Июля 28, в Югской пустыни, Ярославской епархии, близ Рыбинска, (Кормчий. 1896 привезена основателем пустыни старцем Дорофеем из Псково-Печерского монастыря. Юсковская, в селе Юсковцах, Полтавской епархии, Лубенского уезда Икона чудной кисти. Явленная, см. Фанеромени. Якобштадтская – в Якобштадте, Рижской епархии. Яноборская. Ярославская, XIII в., Июня 8, в Ярославле, в соборе. Ярославская-Казанская, 1588г., Июня 2, в Ярославском женском монастыре. Ярославская-Печерская, 1823г., Мая 14, в Ярославле, при Архиерейском доме. Яскинская, или Яскино-Печерская, 682г., Мая 3; принесена в Киев из Царьграда в 1085г. Ястребская, на о. Кипре, найдена чрез ястреба в терновом кусте; празднование 9 Июля. Яхромская (Успение), 1462г. Октября 14, во Владимирской епархии, в Космине монастыре, на р. Яхроме, Юрьев-Польского уезда. Без всякого сомнения, и во многих других местах обретаются святые иконы, более или менее давно, по вере и местным преданиям, чтимые яко чудотворные; но сведений о них мы никаких не имеем. Впрочем, «Икону и не свидетельствованную и не объявленную чудотворной благоговейно чтить всегда справедливо и полезно» – учит нас святитель московский Филарет. «Всякая святая икона должна быть благоговейно чтима, по возведению сего почтения к первообразу»... Выслушаем ещё несколько уроков от того же учителя Церкви. «Может родиться вопрос, каким образом некоторые иконы соделываются чудотворными, а другие нет? На сие могу отвечать просто: не знаю. И не стыдно дать такой ответ. Если мы не можем изъяснить многих действий и тайн природы: то, как можно требовать, чтобы мы могли изъяснить действия и тайны благодати, которые, без сомнения, выше и сокровеннее действий и тайн природы? Изъясните мне: каким образом одни и те же силы стихии – земли, воздуха, света – у одного и того же растения – лилии – дают листку зеленеть, а цветку, возникающему из зелёного стебля, белизну? А если сего не можете сделать, то кольми паче не можете требовать, чтобы изъяснили вам, каким образом сила благодати простирает своё действие чрез один ею избранный естественный предмет и даёт ему преимущество чудотворности, а другой оставляет в простоте естественного действия... Сокровенность и неизъяснимость даже нужна в действиях благодати, дабы дать свойственное место и достоинство вере. Если бы не было сокровенного и неизъяснимого: к чему относилась бы вера? Сокровенному и неизъяснимому верим; открытое и объяснённое просто знаем...»

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

Из Богоявленского монастыря я поехал уже в карете в Петровский монастырь, который с полверсты за ним далее от города. Монастырь весьма небольшой, но весь каменный. В холодном соборе почивают под спудом мощи Ордынского царевича Петра, на правой стороне у иконостаса. На стене в возглавии хранятся три иконы: Божией Матери, Святителя Николая и святого великомученика Димитрия, купленные царевичем на торгу. Хотя они и весьма древние по времени, но на вид они не показались мне таковыми; знатоки, впрочем, весьма хвалят искусство оных и почитают их даже замечательными, чего я не нахожу. Соборный храм во имя первоверховных апостолов Петра и Павла конца XVII столетия не представляет ничего особенно достопримечательного ни по внешности своей, ни по внутреннему устроению и украшению. Монастырь, расположенный на берегу озера, весьма чистенький, обнесенный небольшой каменной оградой, не обширен: он состоит из двух корпусов, из коих один настоятельский, другой же братский. Теплая церковь позднейшего построения. Число братства весьма ограниченно: человек семь, восемь, девять, и при моем посещении в братстве не было даже ни одного диакона. Послушники носят мирскую одежду. Монастырем управляет казначей, иеромонах Геронтий, человек средних лет, весьма смиренный и ласковый, постриженник Югской Дорофеевой пустыни. Он принял нас с истинно иноческим радушием. Своим обхождением и характером, сколько я мог судить о нем по первому впечатлению, он напомнил мне отца Арсения, строителя Екатерининской пустыни, что в Московской епархии в моем благочинии. Он, по моему мнению, был бы гораздо более на своем месте в монастыре общежительном, нежели в штатном, что я ему высказал, и он сам со мной в том согласился. Из Петровского монастыря, отслуживши молебен у мощей, мы поехали по шоссе в Белогостицкий монастырь, который отстоит 7 верст от Ростова. Этот монастырь с 1858 года приписан к архиерейскому дому архиепископа Ярославского, и игумен Петровского монастыря, отец Серафим, управляет этим монастырем. Он числится игуменом Петровского монастыря, а живет здесь; ему лет шестьдесят; при других условиях он принес бы обоим монастырям несравненно более пользы. Белогостицкий монастырь основан при митрополите Ярославском Ионе Сысоевиче в 1657 году, благодаря содействию князя Михаила Михайловича Темкина-Ростовского.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Мы были в этот день в Казанском женском монастыре у почтенной и добрейшей старицы игумении Феофании, весьма приветливой, радушной и гостеприимной. На следующий день, в пятницу, 24 числа я посетил городской кафедральный собор, пятиглавый, древний, величественный. Он состоит из совокупности двух смежных храмов: холодного, древнего и теплого, новейшего построения. В холодном соборе (в малом виде напоминающем Успенский Московский) богато украшенный иконостас и иконы древнего письма; стены расписаны, хотя и в позднейшее время, но по древнему образцу. Помнится мне, что во время первого моего путешествия через Ярославль, когда я шел пешком в Киев, собор расписывал Медведев, может быть, с тех пор и еще поновляли. Свод собора поддерживается четырьмя столбами; направо от входной двери, между столбами, под сенью почивают мощи святых угодников Ярославских, благоверных князей Василия и Константина Всеволодовичей. Собор, первоначально строенный в начале XIII века, при царе Алексее Михайловиче перестроен, а после пожара, при Императрице Елисавете Петровне, во время которого сгорели и мощи благоверных князей, обновлен: уцелевшие части мощей собраны и положены в ковчег наподобие раки. В соборе весьма древняя икона Богоматери, именуемая Ярославская, принесенная благоверными князьями Василием и Константином, следовательно, в XIII столетии. Теплый собор, пристроенный с южной стороны к холодному, довольно обширен, высок и просторен, богато вызолочен и благолепно украшен, но совершенно современный, не отличается ничем особенным, в нем совершается архиерейское служение в зимнее время. Колокольня стоит отдельно от собора; в большом колоколе до 500 пудов. Собор расположен на мысе, образовавшемся при слиянии рек Волги и Которости; вид с этого места превосходный. Тут же, несколько поодаль от собора, но совершенно напротив оного – обширное, каменное двухэтажное здание, в котором помещается ныне Демидовский лицей. Говорят, что на этом самом месте в древности находились великокняжеские терема; показывают и теперь одно каменное строение, остаток древних теремов; ныне в нем помещаются соборяне.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

В этом году сгорел монастырь Богоявленский, основанный в XV веке в Костроме, и монахи переведены в Игрицкий монастырь, а в Богоявленский переведены сестры из Анастасиева Ризоположенского, который упразднен как монастырь, но в нем теперь община сестер милосердия и школа фельдшериц, находящихся под управлением Богоявленской игумении Марии. Можно сказать, что нынешний монастырь основан на развалинах и на пепелище двух мужских и двух женских монастырей. Он называется Крестовоздвиженский Богоявленский. Нынешняя настоятельница обители, некогда светская девица из весьма известной фамилии Давыдовых, прежде называвшаяся Софией, а ныне Мария, своей деятельностью из пепла воздвигла обитель, и благодаря ее умению и заботливости монастырь весьма благолепен и благоустроен. Церкви очень хороши, в особенности древний пятиглавый собор, обращенный ныне в алтарь, что с первого взгляда кажется как-то странным, потому что необычно, но в сущности выходит очень величественно по огромности размера алтаря, а настоятельские келии, монашеские и прочие здания весьма красивой архитектуры. Я слышал, что по этой части для нее работает некий архитектор, живущий в Петербурге, по имени Садовников. Похваляя настоятельницу за вкус ее и умение выбирать людей с дарованием, не могу не отнестись с похвалой о достойном исполнителе, который, как видится, в душе художник, а не просто ремесленник, подобный многим из строителей. Игумения пригласила меня к себе. Она средних лет, небольшого роста, приятной наружности, и можно полагать, что в молодых летах была замечательно хороша. Ее беседа со мной, хотя и непродолжительная, доказала мне, что не ради ее имени только она сделана настоятельницей, а по достоинствам. Такие игумении – честь и похвала монашеству. Много в миру образованных и благочестивых есть дев и вдовиц, которые всуе дни свои иждивают и под предлогом, что можно и в миру служить Богу, тешат только себя, служат преимущественно лишь себе самим и мало приносят пользы обществу, не будучи никому нужны; суетятся в пожилых летах и живут и умирают Марфами, не имея достаточно силы воли, решимости, чтобы перестать малодушествовать и подражать боголюбивой Марии, приседевшей при ногу Иисусову, послушающе слово Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

На следующий день, в четверток, сентября 23 я с утра отправился на лошадях в Толгский монастырь, который от Ярославля в 7 верстах. Он окружен рекой, называемой Толгой, от чего и получил название: она с северной стороны впадает в Волгу. Монастырь основан в самом начале XIV столетия при архиепископе Ростовском Трифоне по случаю явления ему на сем месте иконы Богоматери. Погода была дождливая, меня везли правым берегом Волги. Напротив монастыря паром, на котором перевозили. Ограда не высока; башни с передней стороны посредственной величины, с задней значительно меньше; колокольня большая. Сравнивая с нашим Вологодским Спасо-Прилуцким монастырем, скажу, что Толгский гораздо меньше. Приехавши в монастырь, я обедни уже не застал, но служащие были еще в церкви и я просил, чтобы мне отслужили молебен Толгской иконе Божией Матери. По окончании молебна ко мне подошел отец наместник, старец пожилых лет, и предложил меня всюду поводить и мне все показать. Мы начали с соборного храма: он обнесен кругом широкой папертью со сводами, которые все расписаны: живопись не очень старинная, но прекрасная; жаль, что местами от времени несколько попорчена. К главному храму примыкает небольшой придельный храм, весьма замечательный по изяществу и художеству иконостаса. Потом мы прошли в церковь во имя Нерукотворенной иконы Христа Спасителя; церковь эта одноэтажная, низменная и не богата украшениями; при оной придел во имя святителя Димитрия Ростовского ; по стенам видны плиты с надгробными надписями. При входе в Спасскую церковь могила преосвященного Иринея, архиепископа Иркутского, с 1831 жительствовавшего в Вологде в Спасо-Прилуцком монастыре на покое, а впоследствии ему дан был в управление Толгский монастырь, в котором он и пребывал до самой своей кончины, последовавшей мая 18, 1864 года 70 . Над его могилой сень, устроенная еще при его жизни. Осмотревши отдельно все церкви, я остановился на монастыре, чтобы разом взглянуть на все здания: келии настоятеля и братские не очень обширны; все постройки каменные; колокольня в пять ярусов довольно высока. В главном колоколе, говорят, до 500 пудов. Возле самого монастыря прекрасная вековая роща, которой, полагают, более трехсот лет. Отец-наместник пригласил было меня туда пройтись, но я прозяб, так как время было ненастное и дул сильный ветер, и потому я отказался. Поблагодарив отца-наместника, я с ним распростился и поспешил в гостиницу, чтобы согреться чаем. Нам принесли братской пищи. Я нашел, что она очень хороша.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

После обеда я распростился с отцом архимандритом и П. А. Брянчаниновым и поспешил на пароход, отправлявшийся в Ярославль. Не доезжая до Ярославля верст за десять, представляется взорам удивительный вид: тот мыс, который между Волгой и Которослью и на котором возвышается собор, колокольня, Демидовский лицей и еще некоторые здания; тот мыс, или маленький полуостров, называется Стрелкой: он далеко вдвигается в широкое пространство воды, издалека кажется как бы плывущим и составляет вид замечательной красоты. Так окончилось мое благополучное плавание на пароходе. Заехав ненадолго в Афанасьевский монастырь, я поспешил к преосвященному к всенощной, и приехал уже к благовесту. За всенощной преосвященный выходил на литию и величание в своей большой крестовой церкви, а наутро, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, он служил литургию в Девичьем Казанском монастыре; в служении опять участвовал и я. Игумения пригласила преосвященного, меня и еще некоторых из духовенства к обеду, после которого мы ходили в холодный монастырский собор: весьма хорош, соразмерен в частях и светел. Потом преосвященный вместе со мной поехал посетить губернатора, и мы провели у него более часа. Он, говорят, очень хороший человек, весьма уважаемый и любимый всеми, приветливый в обращении и разговорчивый. Возвращаясь домой, преосвященный пожелал заехать в некоторые городские церкви и их осмотреть; остальную часть вечера я провел у него и отправился на свой ночлег в Афанасьевский монастырь. Октября 2, в субботу, преосвященный поехал за десять верст в одну сельскую церковь , стоящую на весьма возвышенном и открытом месте. Церковь довольно древняя и небогатая украшениями, как большая часть древних деревянных храмов, но хорошо сохранившаяся; колокольня деревянная и с нее-то открывается удивительный вид, даль необъятная, и ежели верить тому, что сказывают, так оттуда видно более чем на сто верст кругом Ярославля. Насколько это верно – не могу определить, но во всяком случае вид вполне заслуживающий внимания.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010