В ближайших планах — строительство второй гряды дамбы, укрепление фундамента и стен здания. Обычно волонтеры выезжают в Крохино на выходных, " экспедиционный " сезон длится с мая по октябрь. При этом Анор подчеркивает, что речь идет о " консервации " , а не о восстановлении церкви. " Храм в том виде, в котором он дошел до нас, несет в себе важную историческую, духовную информацию, он задает вопросы людям, — говорит исследователь. — Буквально в 30 метрах от него проходит фарватер, и сотни судов с туристами ежегодно проплывают мимо. Если представить, что там появится вновь отстроенный храм, то это будет восприниматься как некий аттракцион. А в нынешнем состоянии храм задает очень много вопросов. И отвечая на них, люди могут много узнать об истории страны и, в частности, этого региона " . По словам Тукаевой, при создании водохранилищ на Вологодчине под водой оказались около десятка православных храмов. Возможно, уже скоро будет создан и виртуальный музей по истории затопления Белозерья. Этим сейчас тоже занимаются добровольцы. " Мы пытаемся найти переселенцев, которые еще в детстве видели это и помнят затопление. Не ограничиваемся только Крохино — в Белозерье ведь порядка 13-14 сел исчезли под водой. Что-то собирается по крупицам… Мы хотим проанализировать весь архив, который у нас собран за эти годы, — фотографии, рассказы, живые воспоминания — и представить его в виде виртуального музея " , — делится руководитель проекта. Анор Тукаева. Фото: Виктор Новиков      Югская Дорофеева пустынь " Затопленные святыни Мологского края " — так называется проект подводного исследователя Константина Богданова. Водолазы при содействии Русского географического общества уже второй год изучают территории, попавшие под воду в 1940-е годы при создании Рыбинского водохранилища в Ярославской области. В прошлом году экспедиция погружалась на место, где стояла усадьба Мусиных-Пушкиных Иловна, а в этом сезоне ее цель — Югская Дорофеева пустынь. Этот мужской монастырь был основан более 400 лет назад иноком Псково-Печерской лавры Дорофеем. В 1920-е годы пустынь превратили в детский лагерь, а в 1940-х она была затоплена.

http://pravoslavie.ru/112703.html

В посл. четв. XIX в. в Югской Дорофеевой пуст. создавались деревянные резные иконы Д. (частные собрания в Москве и Ярославле). Фигура преподобного, стоящего на одном колене, в рясе, короткой мантии и невысокой скуфье, с окладистой бородой и длинными прядями волос, с лучеобразным позолоченным нимбом, икона Божией Матери в сиянии из тонких лучей, облачный сегмент в левом верхнем углу вырезаны из дерева. Крона дерева составлена из коротких еловых или др. веток. Детали композиции укреплены на фоне из серебристой или окрашенной в мягкий зеленый цвет фольги и помещены в киот с орнаментированной рамкой (тисненая фольга и тонкие спирали из древесной стружки). На оборотной стороне киота подобной иконы (ЯХМ) находится датированная надпись чернилами: «…племяннику пошехонскому куп[цу?] Антонию Васильевичу и племяннице Марье Дмитриевне Серебряковым от родного дяди… [Юг?]ской Дорофеевской пустыни казначея иеромонаха Флавиана посылается сия икона Божией Матери февраля 19 дня 1889 года. Югская Дорофеева пустынь». В кон. XIX - нач. XX в., очевидно, по заказу Югской Дорофеевой пуст. в Ростове были изготовлены живописные эмали с изображением Д. Типичным примером является небольшая финифтяная икона в металлическом окладе с характерными штампованными херувимами по углам (частное собрание, Ярославль) - молящийся святой представлен справа, среди деревьев с необычными пирамидальными кронами, а также образок того же времени (1000 Jahre Orthodoxe Kirche in der Rus, 988-1988: Russische Heilige in Ikonen museen der stadt Recklinghausen. Recklinghausen, 1988. S. 110-111). В виде традиц. иконы в раме и деревянном киоте оформлен финифтяный образ Д. кон. XIX - нач. XX в. (ГМЗРК) - центральная и 4 угловые эмалевые дробницы с избранными святыми размещены в тонко проштампованном орнаментированном окладе из фольги ( Федорова М. М. Из новых поступлений//СРМ. 2000. Вып. 11. С. 243-244). Редкой иконографической особенностью является изображение Д. в рост, стоящим перед иконой. Лит.: Морев Ф. С., прот. Югская Дорофеева общежит. пустынь. Ярославль, 1894. С. 7-12; Рус. чудотворная икона: О Тебе радуется: Иконы Богоматери XVI-XIX вв./ЦМиАР. М., 2000. С. 364-367. Кат. 68; Хохлова И. Л. Иконы Рыбинского музея/РИАХМЗ. М., 2005. С. 99-101. Кат. 33; Полушкина Л. Л., Хохлова И. Л. Паломнические реликвии из Югского мон-ря//Правосл. паломник. 2007. 3(34). С. 70-75.

http://pravenc.ru/text/180249.html

Глава XXVIII. Поездка в Ярославль, Ростов, Ярославль, Рыбинск; Югская Дорофеева пустынь; Кострома; Бабаевский монастырь В воскресенье, сентября 19 (1876 года), отслуживши у себя в монастыре обедню и возвратясь от братской трапезы, я собрался в Москву в сопровождении моего келейника монаха Аркадия. Погода была свежая и сырая. В тот же вечер, в 8 часов, я отправился по Ярославской железной дороге в Ростов и прибыл туда на следующее утро в 6 часов. Я пристал в гостинице «Ростов» напротив самого Кремля. Узнавши от гостинника, что еще можно застать в соборе утреню, я тотчас туда пошел, однако службы мы уже не застали, но служившие были еще в соборе, и я просил, чтобы мне отслужили молебен чудотворной иконе Владимирской Божией Матери и Ростовским чудотворцам: Леонтию 56 , Исаии 57 , Игнатию 58 и Феодору 59 , честные мощи коих почивают в самом соборе. Когда служащий священник делал первый запев Богородице, то обращался к иконе Владимирской, а при втором запеве, призывая святителей Леонтия и Исаию, обращался направо и делал поклон, а при именах святителей Игнатия и Феодора обращался налево и также делал поклон, и так продолжал во все время служения молебна. Один из священников был так внимателен, что сам вызвался показать нам достопримечательности собора 60 . Собор, строенный в начале XIII столетия, с тех пор мало изменился. Живопись икон в иконостасе древняя, превосходная 61 . Икона Богоматери, чудотворная, весьма чтимая гражданами и богато украшенная, одна из тех семи, говорят, которые в XI веке были чудесно написаны у Киево-Печерского инока Алипия; в Ростов она перенесена Владимиром Мономахом и поставлена в соборе, и поэтому-то и называется Владимирской, хотя (как замечает весьма справедливо в своей книге граф М. В. Толстой ) гораздо правильнее надлежало бы ее называть не Владимирской, а Владимировой 62 . Верхние узкие окна собора и расположение алтаря сохранились в первобытном виде. Горнее место имеет шесть ступеней восхождения, по обе стороны седалища для служащих о двух ступенях.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

После трапезы меня провели осматривать соборный храм, который выстроен по Саровскому образцу: стоит в самой средине монастыря; около него большое свободное пространство; он обширен и очень благолепен во всех отношениях. Одно мне не понравилось, что в алтаре есть гипсовые изображения молящихся ангелов; видно, что скопированы с итальянских, и потому отзываются чем-то католическим и в православном храме не соответствуют прочей обстановке. Мощи преподобного Дорофея, основателя и первоначальника обители (в 1615 году, а преставившегося в 1622) ,почивают под спудом, в придельном храме, возле собора; по нем совершают панихиду. По имени первоначальника своего пустынь именуется Дорофеевою, а название Югской получила от двух рек, Черного Юга и Белого Юга, при слиянии которых находится, и настоящее ее название Дорофеева Югская, но в народе ее называют просто Южской; она общежительная, заштатная. Бывают две ярмарки, одна 28 июля, другая в Преображениев день. Потом водили меня осматривать две небольшие церкви, находящиеся по углам монастыря, обе весьма красивы. Мне предлагали было пройти в ризницу осмотреть достопримечательности, но было очень свежо и я отказался. Площадка, на которой расположен монастырь, почти квадратная, и думаю, что и в длину и в ширину должна иметь саженей по 60; дорожки вымощены камнем, кустов и растений нет. Одну из сторон, восточную, занимает ограда, в средине которой Святые врата, а с прочих сторон здания, в которых помещаются: просфорня, трапеза, кухня, погреба и прочие хозяйственные строения, все выходит лицевой стороной на монастырь. Воду для монастырской потребности откуда-то из за ограды привозят в бочках и посредством жолобов переливают ее в кухню и куда нужно. Нахожу, что это очень затруднительно, и думаю, что гораздо легче бы провести ее в монастырь один раз и навсегда, посредством труб, да безопаснее было бы на случай пожара, и не представляется большого затруднения, потому что вода от монастыря недалеко, разве только нехороша и не пригодна для употребления, о чем я, впрочем, не расспрашивал и делаю это замечание, соображаясь с местностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

2 Рыбинское водохранилище, или Рыбинское море, планировалось как самое крупное в мире. Строительство Рыбинского гидроузла началось в 1935 г. у деревни Переборы, выше места впадения Шексны в Волгу. Осенью 1940 г. русло Волги перекрыли, 13 апреля 1941 г. после наполнения чаши Рыбинского водохранилища ушла под воду восьмая часть Ярославской земли, в том числе 80 тыс. га лучших в Поволжье пойменных заливных лугов, также более 70 тыс. гектаров веками возделываемой пашни, более 30 тыс. гектаров пастбищ, более 250 тыс. гектаров грибных и ягодных лесов. 3 Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь, основан в 1875 г. Со временем монастырь стал одной из трех «женских лавр» России, наряду с Дивеево и Шамордино. В канун 1917 г. в нем проживали почти 700 насельниц. Леушинский монастырь пользовался духовным покровительством св. прав. Иоанна Кронштадтского . Начиная с 1891 г. кронштадтский пастырь почти каждое лето посещал Леушино. Монастырь оставался действующим до 1931 г., а в 1941–1946 гг. был затоплен водами Рыбинского водохранилища. 4 Югская Дорофеева пустынь находилась в 15 км от г. Молога; была основана при впадении р. Юги Черной в р. Югу Белую в самом начале XVII в. В монастыре находилась чудотворная Югская икона Божией Матери. В 1920 г. в стенах монастыря разместили детскую трудовую коммуну. Все земли и многие хозяйственные строения вне монастыря отошли колхозу. К середине 1920-х гг. монастырь был закрыт окончательно, а в 1930-е на территории бывшего монастыря обосновался «Волгострой». 5 Некоторые историки не признают документ, сообщающий, что при затоплении края под Рыбинское водохранилище погибли люди. Недоверие к документу вызвано в основном тем, что не сохранился его оригинал, только сканированная копия. Также вызывает у исследователей сомнение достоверность того факта, что водохранилище якобы заполнялось постепенно, по несколько сантиметров в день, в течение семи лет (с 1940 по 1947 г.). 6 Здесь и далее цитируется по воспоминаниям протоиерея Павла Недосекина (сына протоиерея Владимира Недосекина).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После проведенных на часовне рыбинского подворья работ появился третий этаж. На фасадах в межоконном пространстве появились парные пилястры. В оформлении второго этажа архитектор применил крупные декоративные элементы: парные полуколонки на углах, стилизованные рельефные кресты, вписанные в венчающую каждый фасад большую килевидную арку. На восточной стене под крестом в двух высоких полуциркульных нишах-киотах были изображены святые в полный рост. На южной стороне вместо киотов были помещены парные окна тех же очертаний. Отделку фасадов дополнил рассчитанный на восприятие вблизи мелкий декор — сложного профиля архивольты, выполненные с использованием лекального кирпича. Венчала часовню небольшая на круглом барабане луковичная главка с крестом. Интерьер часовни теперь был отделан по-новому. Высокие своды и стены украшала масляная живопись, фрагменты которой сохранялись продолжительное время, вплоть до 90-х годов ХХ века. Во все помещения часовни в начале ХХ века были проведены электричество и водопровод. В 1905 году потомственный почетный гражданин, московский купец Николай Калганов на свои средства в доме подворья устроил домовый храм в честь святителя Николая чудотворца. Освящение его состоялось в феврале 1906 года – «в память выздоровления Его Императорского Величества от постигшей в 1999 году болезни». Чин освящения совершил архиепископ Ярославский и Ростовский Иаков (Пятницкий, +1922). Храм размещался в верхних этажах дома по улице Крестовой, на месте прежних жилых комнат для братии. Стены и потолок храма были украшены росписями, в резном, вызолоченном по белому фону иконостасе разместили девять икон. В алтаре на горнем месте пребывал образ Воскресения Христова в деревянной позолоченной раме размером 2,15х1,45 метра. В отдельном вызолоченном киоте пребывал здесь список с чудотворной Югской иконы Божией Матери в серебряном окладе, украшенный ризой с жемчугом и двумя драгоценными камнями в короне. Известно, что на подворье Югского монастыря, одном из самых благоустроенных в Рыбинске, проживали епископы Рыбинские. Также оно было местом остановки правящих архиереев Ярославской и Ростовской епархии. Следовательно, стены Югского подворья помнят святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, священномученика святителя Агафангела.

http://sobory.ru/article/?object=34875

С приходом к власти большевиков в Рыбинске в 1918 году и издании декрета об отделении Церкви от государства монашествующие Югского подворья вынуждены были обратиться в отдел культов при Совете депутатов. Письменная просьба о передаче зданий подворья с храмом и часовней «членам подворья для религиозного использования» хранится в Рыбинском филиале ГАЯО. Храм с часовней были открыты в марте 1919 года, но уже в июле «эксперт Народного комиссариата юстиции рекомендовал «домовый храм подворья ликвидировать, прекрасное здание, находящееся в самом центре города, использовать для каких-либо общественных целей, в особенности если принять во внимание существующий в Рыбинске острый квартирный кризис». Домовая церковь на подворье Югского монастыря была закрыта по решению пленума исполкома от 28 мая 1920 года. В октябре это решение вступило в силу, и подотдел культов просил коммунальные службы «в кратчайших срок выселить проживающих на подворье монахов, а епископа Рыбинского Василия (Бирюкова) переселить в Толгскую церковь подворья Толгского монастыря». По личной просьбе епископа Василия о передаче ему под расписку имущества из келии ему разрешили взять одну икону из четырех, о которых он писал. «Имущество келий было разобрано по кабинетам советских управленцев», — пишет А.В. Михайлов в книге «Храмы и культовые сооружения Рыбинска» со ссылкой на документы отдела культов в фонде Р-2 Рыбинского филиала ГАЯО. «Такой же ответ поступил и на просьбу иеромонаха Антония, более 26 лет заведовавшего подворьем, о передаче ему одной иконы и священнического облачения, приобретенного «личным трудом вне монастырского послушания», и личную библиотеку из книг духовного содержания… По прошению церковно-приходского совета Югской пустыни был передан список с Югской иконы Божией Матери из Никольской домовой церкви подворья, перевезенный туда из монастыря в 1906 году при освящении этого храма. Образ был передан вместе с жемчужной ризой, серебряной рамой и лампадой, а также с серебряным киотом и фонарем, употреблявшимся при крестных ходах в городе».

http://sobory.ru/article/?object=34875

В 1797 году подворье выгорело вновь. Земельному участку, в соответствии с новым городским регулярным планом застройки, надлежало стать проезжей частью. В то же время, другую часть сохранившегося надела оспаривали соседи. Но в Рыбинском филиале Государственного архива Ярославской области хранятся документы, свидетельствующие о том, что иеромонах Арсений просил оставить участок за монастырем, чтобы со временем выстроить здесь каменный дом для нужд обители. В это время свои участки добровольно пожертвовали монастырю посадские Афанасий Бронников и Никита Еремеев. Что касается остававшихся спорными участков, то по этому поводу в 1798 году началось судебное разбирательство, продолжавшееся до 1803 года. В результате земля осталась за монастырем. Правда, один из купцов, претендовавших на землю, согласился уступить ее с условием, что Югский монастырь возвратит ему 500 рублей, пожертвованных ранее на строительство нового собора в обители. Строительство каменного здания подворья было закончено в 1804 году. Подворье Югской Дорофеевой пустыни занимало участок размером 30х22 метра. Не верхнем этаже здания по улице Крестовой находились жилые помещения. В нижнем этаже по левую сторону от ворот располагались две торговые лавки, которые сдавали в аренду. Справа от ворот, рядом с часовней, было еще одно жилое помещение. Со стороны Торговой площади были выстроены пять двухэтажных лавок, доход от арендной платы за которые достигал 1500 рублей в год серебром. Сама же часовня приносила пустыни годовой доход в размере 450 рублей. Часовня располагалась в угловой части здания, размеры ее внутреннего пространства составляли 4,3х3,5 метра. Каждый из двух ее фасадов был украшен двумя парами высоких полуколонн с ионическими капителями и фронтоном с луковичной главкой на низком барабане. Четверик часовни находился под одной крышей с двухэтажными зданиями подворья. Интерьер часовни был украшен иконостасом лазоревого цвета, с «покрытыми поталью» колоннами, увитыми резным виноградом. В центре нижнего яруса находился список с чудотворного Югского образа Божией Матери в золоченой раме. Судя по описанию, икона была составной: сам образ был вставлен в раму-икону, на которой были написаны сцены с чудесами, происходившими от Югской иконы. Эта рама была обложена серебряным иконостасом чеканной работы. Риза и венец были украшены настоящим жемчугом с вправленными в серебро «аметистами и малахитами», с простыми красными каменьями, осыпанные «берузами». Оплечье Божией Матери оправлено «кованью серебряной», а поля иконы – «кованью золотой».

http://sobory.ru/article/?object=34875

Со словами благодарности обратился ко всем присутствующим митрополит Кирилл, сказав о радости от совместных молитв у древних святынь: «Люди всегда стремились и стремятся к тем, кто, как преподобный Дорофей Югский, имели огромную силу духа и, не взирая ни на какие житейские обстоятельства, совершали великие дела. И нам сегодня надо вдохнуть жизнь в наш народ, научиться жить в соответствии с Божиими заповедями, творя добрые дела. Тогда появится смысл в жизни, тогда мы будем понимать, что можем не только вспоминать об утерянных святынях, но и созидать веру в своих сердцах, чтобы она помогала созидать мир вокруг нас, возрождать нашу Родину». После Литургии архиереи отправились на корабле по Рыбинскому водохранилищу к месту, где стоял монастырь. Над местом, где ранее стояла обитель, было совершено молебное пение. В рамках празднования 400-летнего юбилея в Рыбинской епархии состоялись презентации книг, посвященных чудотворной иконе и обители, организованы открытые уроки, краеведческие встречи. В Рыбинском музее-заповеднике прошла выставка, посвященная Югской Дорофеевой пустыни. Югская икона Божией Матери, подобно Толгской иконе в Ярославле, считается хранительницей града Рыбинска и Рыбинской епархии. История образа восходит к 1615 году, когда на наше Отечество напали шведы и, разоряя города, церкви и монастыри, дошли до Пскова. В Псково-Печерской обители находился схимник Дорофей, пришедший сюда с Верхней Волги, из села Нижне-Никульского близ города Мологи. Молясь пред иконой Божией Матери, он услышал от Нее голос, повелевавший ему взять образ Богоматери Одигитрии и идти с ним к себе на родину. Настоятель Печерской обители архимандрит Иоаким не сразу отпустил подвижника, а лишь после того, как и сам сподобился видения Божией Матери. Возвращаясь в родные края, Дорофей хотел поставить икону в приходской Спасской церкви родного села, но в семи верстах от него, там, где сливаются реки Белая и Черная Юги, схимонах Дорофей остановился отдохнуть и, поставив икону на дереве, задремал. Когда он проснулся и собрался продолжить путь, то не смог сдвинуть икону с места. После нескольких бесплодных попыток Дорофей услышал голос, исходящий от образа: «Напрасно ты стараешься снять Мой образ. Я хочу, чтобы здесь сооружена была обитель для иноков. В ней да пребудет Мой образ и с ним Моя благодать».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Таковы они: Игрицкая Песочинская икона Богородицы явилась в пустыни Игрица, при реке Песочине, близ Костромы, в ветхой церкви, на престоле, в 1624 г. Там увидели ее пастухи боярского сына Емелиана Севрюгина, лишенного зрения. Емелиан просил отца духовного отслужить молебен пред иконой и получил исцеление. Тогда на месте явления ее основан был Песоченский монастырь. Чудотворную Игрицкую икону ежегодно с великим торжеством носят в Кострому. Югская икона Богоматери находится в Югской Дорофеевой пустыни, близ г. Мологи. В 1615 г. старец схимонах Дорофей из монастыря близ г. Пскова решился идти на родину, в село Никульское, близ г. Мологи. Когда пред отправлением в путь молился он пред иконой Богоматери в храме, то услышал голос, который повелевал ему взять с собой икону Богородицы Одигитрии и указывал место, где находится эта икона. Он так и сделал. На пути, уже близ села Никульского, на берегу реки Юги, старец, отдыхая, поставил икону на дерево, и когда после отдыха хотел снять ее с дерева, то никак не мог сдвинуть с места. Вдруг услышал голос: «Напрасно ты стараешься снять Мой образ. Я хочу, чтобы здесь сооружена была обитель для иноков. В ней да пребудет Мой образ и с ним Моя благодать». После того Дорофей построил тут келью, поставил в ней икону и стал подвизаться. Икона прославилась исцелением больных. После смерти старца здесь основан был монастырь, получивший название Югской-Дорофеевой пустыни от имени старца и реки Юги. Шуйская Одигитрия находится в соборном храме в г. Шуе, Владимирской епархии. Празднование сей иконе установлено в 1831 г. в память избавления города от холеры. Бывает крестный ход с ней вокруг города. Икона в первый раз ознаменовала себя прекращением морового поветрия в 1654–1655 гг. Супральская, находящаяся в Супральском Благовещенском монастыре, Гродненской епархии, в 16 верстах от г. Белостока. Икона прославилась в 1500 г. когда был основан монастырь. К иконе стекаются многочисленные толпы богомольцев западнорусского края, не только православных, но и христиан римской Церкви и протестантов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010