В 1931-1933 гг., до своего первого ареста, здесь служил священник Александр Петин, в монашестве Никон (1902-1956 гг.). В 1944 г. он стал епископом Ворошиловградским и Донецким, в 1948 г. – Одесским и Херсонским, в 1951 г. – архиепископом. В Одессе его до сих пор почитают как выдающегося архипастыря. В 1937 г., после ареста всех служителей храма во главе с архиепископом Сергием (Сердобовым), Успенский собор был закрыт. Последующие годы в нем размещался военный склад лыж. По многочисленным ходатайствам прихожан и благодаря приехавшему в Пензу епископу Михаилу (Постникову), которому удалось добиться возвращения церковного имущества, переданного после закрытия в Пензенский краеведческий музей. 6 апреля 1945 г. кладбищенский Успенский собор вновь открылся для верующих, и вскоре о. Михаилом туда была перенесена из Митрофановской церкви (не была закрыта в советское время) архиерейская кафедра. С 1950 по 1953 год в Успенском соборе, при настоятеле протоиерее Михаиле Лебедеве (1889-1979), выпускнике Петроградской духовной академии 1915 года, сооружены нынешние иконостасы. В 1970-х годах для совершения панихид под южным приделом устроена нижняя церковь во имя преподобного Серафима Саровского – в основном, для совершения заупокойных богослужений. В 1970-1975 гг. настоятелем собора был архимандрит Ювеналий (Тарасов), ныне схимитрополит Курский и Рыльский на покое; в 1988-1991 гг. – архимандрит Варсонофий (Судаков), ныне митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Ключарем и священником собора в 1997-2001 гг. служил иеромонах Серафим (Домнин), (позже митрополит Пензенский и Нижнеломовский). С 1991 г. настоятель храма — митрофорный протоиерей Сергий Лоскутов, секретарь епархиального управления. 2 октября 1999 г. литургию в соборе совершил Святейший Патриарх Алексий II. В 1988 и 1990 гг. богослужения дважды возглавлял Высокопреосвященный Иоанн (Снычев), будущий митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский; 17 января 2010 г. – Высокопреосвященный Иларион (Алфеев), архиепископ (ныне митрополит) Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

http://sobory.ru/article/?object=18552

Курск. Домовая церковь Иоанна Богослова при Духовной семинарии. Бывшая церковь Иоанна Богослова при архиерейском доме Домовая церковь. Действует.   Престолы: Иоанна Богослова Год постройки:1835. Ссылки:   Адрес: Россия, Курская область, г. Курск, Прогулочная ул., д. 71А Координаты: 51.767975, 36.163175 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Семинарский храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова расположен на втором этаже учебного корпуса семинарии в урочище Знаменская роща, которое с 1722 г. принадлежало Знаменскому Курскому монастырю. Это здание было построено в 1834-1835 гг. при епископе Илиодоре (Чистякове) в качестве архиерейского дома с домовым храмом. Проект здания разработан архитектором Г. В. Гавриловым. Храм был освящен 16 июня 1835 г. В 1913 г. в архиерейском доме открылся приют «тяжких хронических больных, бедных всех сословий». Во время Первой мировой войны здесь был устроен лазарет для раненых русских воинов. После Октябрьской революции храм был закрыт, в здании архиерейского дома расположился губернский отдел социального обеспечения. В конце 1920-х гг. здесь размещалась опытная сельскохозяйственная станция им. Октябрьской революции, а позже – плодово-ягодный техникум. С образованием в 1934 г. Курской области на территории Знаменской рощи были расположены дачи областного начальства. В 50-60-х гг. в здании архиерейского дома было несколько жилых квартир. Некоторое время в нём работал детский санаторий. В 1990 г. Знаменская роща была объявлена заповедным парком, а с мая 1991 по лето 2000 гг. здесь обосновался санаторий матери и ребёнка «Знаменская роща». В октябре 2001 г. Знаменская роща была возвращена Русской Православной Церкви. Курские епархиальные ведомости писали, что к этому времени в зданиях рощи были расхищены двери, оконные рамы, батареи, трубы, линолеум. В дачных домиках в холодные дни ютились бездомные. Заботами митрополита Ювеналия (Тарасова), трудами рабочих, семинаристов и добровольцев были отремонтированы несколько зданий, в том числе и здание бывшего приюта с храмом.

http://sobory.ru/article/?object=47126

Революция предрешила судьбу иноков и их обителей. Летом-осенью 1923 года распоряжением советской власти почти повсеместно монастыри были закрыты. Перед Великой Отечественной войной в Курской и Обоянской епархии существовало всего три прихода. С началом войны началось возрождение епархии. В 1942-43 гг. Курской епархией управлял епископ Панкратий (Гладков) с титулом Белгородский и Грайворонский. В 1943 году после оккупации на кафедру был назначен епископ Питирим (Свиридов) с титулом Курский и Белгородский. К 1945 году действовало 318 церквей и молитвенных домов, из них храмов – 249 и 69 молитвенных домов. В самом Курске - 11 приходов. Существовал только один монастырь – женский Троицкий в г. Курске. В различные годы ее возглавляли архиепископ Алексий (Сергеев) (1947-48гг), епископ Нестор (Сидорук) (1948-1951), архиепископ Иннокентий (Зельницкий) (1951 - 1958 ), епископ Роман (Танг) (1958 - 1959 ), епископ Леонид (Поляков) (1959 - 1962 ), архиепископ Серафим (Никитин) (1962 - 1971 ), епископ Николай (Бычковский) (1971 - 1974 ), архиепископ Хризостом (Мартишкин) (1974 - 1984 ), митрополит Ювеналий (Тарасов) (1984 - 2004 ). В 1991 году открыта Курская духовная семинария, а в 1994 году православная гимназия во имя преподобного Феодосия Печерского. С февраля 1993 года епархия носит название Курская. С 17 августа 2004 года епархию возглавляет архиепископ Курский и Рыльский Герман (Моралин). Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. (журнал 62) он назначен главой новообразованной Курской митрополии и временным управляющим Щигровской епархией и 1 августа 2012 г. возведен в сан митрополита. Имея богатую историю просветительской деятельности, в настоящее время Курская епархия активно занимается миссионерской, социальной и духовно-просветительской работой. Подробнее... Населённые пункты [ править править код ] Курск Святыни Курской области [ править править код ] Подробно Коренная пустынь и Коренная икона Знамения Божьей Матери Икону обнаружили охотники в корнях дерева на берегу Тускари. Как только они подняли образ с земли, в этом месте забил источник.

http://azbyka.ru/palomnik/Курская_област...

На 1 янв. 1990 г. действовали 20 храмов в Омской обл. и 18 - в Тюменской обл., число священнослужителей не изменилось. Летом 1987 г. в Тобольске прошли торжества в честь 400-летия города, праздничные богослужения возглавили Омский архиеп. Феодосий, Курский архиеп. Ювеналий (Тарасов; впосл. митрополит) и Пермский еп. Афанасий (Кудюк; впосл. архиепископ). 17 июня - 14 авг. 1988 г. в епархии в честь 1000-летия Крещения Руси прошли праздничные богослужения, концерты духовной музыки. К торжествам был реконструирован иконостас Крестовоздвиженского собора (из 3-ярусного стал 5-ярусным), обновлена настенная роспись. В 1988-1990 гг. по проекту омского архит. В. А. Баранова к Крестовоздвиженскому собору пристроены приделы во имя Тобольского митр. свт. Иоанна и во имя равноап. кн. Владимира. Однако эти приделы не были освящены, поэтому в наст. время собор имеет 5 приделов, но 3 престола. 26 апр. 1989 г. Совет по делам религий передал епархии Софийско-Успенский собор в Тобольске и здания тюремного замка. 9-12 сент. 1989 г. отмечалось 200-летие книгопечатания в Сибири, Тобольск посетил председатель Издательского отдела Московского Патриархата Волоколамский митр. Питирим (Нечаев). 13 сент. Синод постановил возобновить Тобольскую ДС, ее ректором был назначен архим. Макарий (Веретенников). В 1989 г. верующим передан Абалакский в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужской монастырь с разрушенными храмами и др. постройками. Постановлением Синода от 25-26 янв. 1990 г. восстановлена Тобольская епархия. Омская и Тюменская епархия переименована в Омскую и Тарскую. Собор в честь Рождества Христова в Омске. 1999-2001 гг. Архитекторы А. М. Каримов, А. М. Слинкин Фото: И. Б. Смирнов. 2018 г. Собор в честь Рождества Христова в Омске. 1999-2001 гг. Архитекторы А. М. Каримов, А. М. Слинкин Фото: И. Б. Смирнов. 2018 г. В 90-х - нач. 2000-х гг. активно велось храмостроительство, открылись многие приходы. В 1989 г. верующим переданы церкви: омская Скорбященская, в 1990 г.- Параскевинская, в 1991 г.- Николо-Игнатьевская. Здание Никольского казачьего собора стало использоваться совместно Управлением культуры и Омской епархией. Летом 1991 г., во время празднования 275-летия Омска и 75-летия прославления Тобольского митр. свт. Иоанна, освящены и установлены колокола на колокольню собора, состоялся 1-й за долгие годы общегородской крестный ход. В июле 1991 г. Омский историко-краеведческий музей передал епархии икону Тобольского митр. свт. Иоанна и Абалакскую икону Божией Матери. 14 окт. 1992 г. освящена Покровская ц. в пос. Марьяновка Марьяновского р-на.

http://pravenc.ru/text/2578399.html

Сергий (Ланин Константин Иванович), архп. Ярославский и Ростовский Родился 20 июля 1852 года в семье купца г. Москвы. Окончил Московскую гимназию и Московскую духовную семинарию. В 1878 году поступил в Московскую духовную академию. В 1860 году, будучи студентом, принял монашество. 16 июня 1882 года рукоположен во иеромонаха. В этом же году окончил академию со степенью кандидата богословия и назначен смотрителем Дмитровского духовного училища. В 1884 году – соборный иеромонах Московского Донского монастыря. С 1885 года – ректор Костромской духовной семинарии в сане архимандрита. С 1890 года – ректор Симбирской духовной семинарии. С 1893 по 1896 год – наместник Киево-Печерской Лавры. 2 июня 1896 года хиротонисан во епископа Уманского, вик. Киевской епархии. Хиротония состоялась в Успенской церкви Киево-Печерской Лавры. 16 марта 1902 года – епископ Псковский и Порховский. 5 дек.1903 года возведен в сан архиепископа и назначен архиепископом Ярославским и Ростовским. Скончался 5 августа 1904 года. Погребен в Ярославском кафедральном соборе. Оставил о себе добрую память своей энергичной деятельностью на пользу епархии. Усердный и благоговейный совершитель службы Божией, ревнитель чинности и благолепия церковного. Труды: „Беседы по поводу недоразумений, касающихся Православной Церкви, высказанные в письме неизвестного” Киев, 1902. «Речь Высокопреосв. Феогносту, митр. Киевскому и Галицкому». ТКДА, 1900, окт., стр.141. «Высокопреосв. Феогност, митр. Киевский и Галицкий. Его кончина и погребение». Киев, 1903. Литература: “Церк. Вед.” 1896, 19–20, стр.163. -“- 1898, II, стр.53. -“- 1902, 12, стр.61. -“- 1903, 50, стр.391. «Приб. к «ЦВ» 1903, 50, стр.1975–1976. -“- 1904, 5, стр.169–172. -“- 1904, 8, стр.269, 312. Булгаков, стр.1403, 1410, 1418. БЭЛ т. II, стб.1936, 2404. БЭЛ т. Х, стб.622. «Душеп. Собес.” 1891, вып. XII, стр.376. «Юбилейный сборник» 1915, стр.181. «Русск. Паломн.» 1904, 2, стр.32–33. - " - 1904, 34, стр.589. «Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1904 год», стр.76–77. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 6. Савва (Бабинец) – Ювеналий (Тарасов). – 1989. - 534 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Удивительно, но слова старца исполнились в точности. Позади годы и десятилетия церковных журналистских послушаний и второй год службы в диаконском сане… Вскоре бывший митрополит Филарет, тогда еще законный экзарх Украины, выставил отца Исаию из Лавры, как объяснил мне батюшка, «по навету неведомого доброжелателя». – Куда ж вы теперь, отче? – взволнованно вопрошал я. – Так мы, монахи, бываем и гонимы, – улыбнулся в ответ. – На все воля Божья. Меня вот архиепископ Курский и Белгородский Ювеналий (Тарасов; † 13.01.2013. – д. С.Г. ) приглашает принять наместничество в открывшейся Курской Коренной Рождества Богородицы пустыни, на родине Серафима Саровского. Мы с ним еще в Троице-Сергиевой Лавре познакомились, где он постриг принимал в конце 1960-х. Так что приезжай в Коренную – древний монастырь, который некогда славился на всю Русь. Илья Репин картину написал – «Крестный ход в Курской губернии». Видел картину эту? Так вот. Этот чудотворный образ Рождества Богородицы раз в год переносился из пустыни в Курск и обратно. Сейчас икона эта в Америке, главная святыня Русской Зарубежной Церкви, покинула Россию вместе с последними защитниками империи из Белого движения. Так что приезжай, не пожалеешь… И снял со стены икону Успения Богородицы, благословил, вручая… Икона эта и поныне стоит в нашем доме как главная святыня. Буквально через неделю отец Исаия позвонил мне домой по междугородке с неожиданным благословением: – Поезжай в Покровский монастырь к матушке Еликониде, она передаст тебе большие служебные просфоры, и вечерним поездом вези их в Курск, потом на автобусе к нам в обитель: у нас архиерей служить будет. Так, исполняя необычное и ответственное послушание, впервые попал в Курскую Коренную пустынь. Каково же было мое удивление, когда, проделав сотни километров, везя «драгоценный груз», спасая батюшку перед неведомым грозным архиереем, узнаю по приезду, что служебные просфоры для Литургии имеются в изобилии!.. – Молодец, Сергий, – похвалил меня отец Исаия, благословляя. – Покровские просфоры почетным гостям раздаваться будут, – утешил старец.

http://pravoslavie.ru/132128.html

Дом счастливых монахинь Беседа с игуменией монастыря в честь преподобного Алексия, человека Божия 30 марта, 2014 Беседа с игуменией монастыря в честь преподобного Алексия, человека Божия Монастыри и монашество в России любят. Их еще в древности с уважением нарекли оплотом православия, пристанью спасения. Монастырь Алексия, человека Божия в Золотухино не только появился как из сказки, но и продолжает производить впечатление мира почти волшебного, загадочного, притягивающего благородной тишиной и закрытостью. И как спокойно и радостно становится на душе, когда ты знаешь, что где-то там, на Курской земле, стоит этот островок свободы, в котором в труде и смирении спасаются известные и неизвестные нам иноки, чьими молитвами мы держимся, и держится земля наша! Женский монастырь во имя преподобного Алексия, человека Божия, появился на Курской земле в маленьком районном центре Золотухино, можно сказать, как из сказки. На этом месте никогда, даже до революции, не было не только православной обители, но и самого обычного приходского храма. Совсем недавно это был заброшенный земельный участок с административными и хозяйственными постройками, которые когда-то принадлежали местному совхозу. В 1997 году ныне покойный архиепископ Курский и Рыльский схимитрополит Ювеналий (Тарасов) решил приобрести эту землю, чтобы создать на ней монашескую обитель в честь преподобного Алексия, человека Божия — небесного покровителя его отца Алексея Тарасова, который был расстрелян во время репрессий в 1937 году. Случилось самое настоящее чудо: за полтора года были построены (приготовьтесь, перечислять буду долго!): храм Рождества Иоанна Предтечи, сестринский корпус с кельями, здание трапезной и воскресной школы, крестильня, настоятельский дом, а также коровник, птичник, гараж и овощехранилище. В 2009 годув двух шагах от монастыря был благоустроен и освящен источник в честь священномученика Дамиана Курского. Рядышком построена часовня и благоустроены удобные купальни. В преддверии престольного праздника обители — дня памяти Алексия, человека Божия — мы задали несколько вопросов о монастыре и монашеской жизни игумении Елисавете (Семеновой).

http://pravmir.ru/dom-schastlivyih-monah...

Феодосий (Ковернинский Евфимий Павлович), еп.б.Архангельский и Холмогорский Родился в 1895 году. В 1916 году окончил Киевскую духовную семинарию. Известно, что до епископства был иереем и протоиереем. В 1923 году в сане протоиерея примкнул к обновленческому течению. В 1945 году принес покаяние и был назначен епархиальным благочинным православных приходов Черновицкой области. 22 февраля 1945 года пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. В августе 1945 года хиротонисан во епископа Черновицкого и Буковинского. Хиротонию совершали: митр.Киевский и Галицкий Иоанн, епископ Волынский и Ровенский Николай и епископ Житомирский и Овручский Антоний. С 12 дек. 1947 г. – епископ Кировоградский и Николаевский. 21 окт. 1949 года уволен на покой. С 16 ноября 1953г. назначен епископом Архангельским и Холмогорским. 17 февраля 1956 года уволен на покой по болезни. 15 октября 1964 года переведен в Псково-Печерский монастырь с правом служения по согласовании с настоятелем. Литература: “ЖМП” 1945, 8, стр.5. -«- 1953, 12, стр.3. -»- 1956, 3, стр.5. -«- 1958, II, стр.17. -»- 1960, 7, 8, II. -«- 1961, 8, стр.32. -»- 1964, 11, стр.4. «Еп.Висник» 1947, 7, стр.205–207, Львов. «Журнал Зас.Св.Син.» 23 от 12.XII. 1947 г. II от 16.XI.1953 г. В Feodosij (EvfimijPavlovi) wurde am 20.1.1895 im D Koanka, ray. Belocerkovka, obi. Kiev, in einer kinderreichen Priesterfamilie geboren. Nach seiner Priesterweihe diente er den Ep. Kiev und Vinnica. Ab 1943 war er Vorsteher der Kulikovskaja-Kirche in Uljanovsk, dann in Redva, obi. Sverdlovsk, seit Juni 1944 Vorsteher der Kathedrale in ernovcy. Am 25.2.1945 Bvon ernovcy. Für seine vaterländische Tätigkeit hatte er eine Medaille erhalten. Nach Levitin-Krasnov («Die kranke Kirche») wurde er von dem Bevollmächtigten des Rates für Angelegenheit der ROK in Kiev vom Altar weggejagt (Religion und Atheismus in der UdSSR, München, Juni 1972, S.8). Gestorben am 27.5.1980 in Kiev. Literatur: Vest.russ.ehr.dv. 40(1956)39; 44(1957)32. MP 1966,11,6. MP 1980,9,41 N. A.E. Levitin-Krasnov, Die Glut deiner Hände 113. N. Struve 155 schildert seine Visitationsreise im Hohen Norden. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 6. Савва (Бабинец) – Ювеналий (Тарасов). – 1989. - 534 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Архив Пн В Русской Православной Церкви несут служение 290 архипастырей 2 февраля 2013 г. 15:53 Оглашая 2 февраля 2013 года на Архиерейском Соборе в Храме Христа Спасителя данные по количеству совершенных за два года епископских хиротоний, Святейший Патриарх Кирилл отметил: «Образование новых епархий предполагает и увеличение числа епископов». «За межсоборный период Священный Синод избрал, а я совместно с собратьями архипастырями рукоположил 73 архиерея. Кроме того, по избранию Синода Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир и украинские Преосвященные рукоположили 14 архиереев. Со времени Архиерейского Собора 2011 года наше архиерейское братство увеличилось на 75 архиереев», — сообщил Святейший Владыка. Таким образом, говорится в Патриаршем докладе, «сегодня в Русской Православной Церкви несут свое служение 290 епархиальных и викарных епископов, из них — 225 правящих». Всего же со времени Поместного Собора 2009 года «было совершено 108 хиротоний, из них 88 при участии Патриарха». Число епархиальных и викарных архипастырей Русской Православной Церкви за это же время увеличилось на 89 архиереев. В 2011-2012 годах скончались митрополит Харьковский и Богодуховской Никодим, схимитрополит Ювеналий (Тарасов), архиепископ Людиновский Георгий, архиепископ Гомельский и Жлобинский Аристарх, епископ Кременчугский и Лубенский Тихон. Патриарх Кирилл пригласил участников Собора помянуть почивших. Присутствующие в Зале церковных соборов пропели «Вечную память». «О большинстве избранных за истекшие два года епископах следует сказать, что это архипастыри, которые не побоялись трудностей, ожидавших их при назначении на новообразованные кафедры, часто расположенные в самых отдаленных регионах», — сказал затем Святейший Патриарх Кирилл. «Отбор новых епископов осуществлялся посредством пристального изучения личных дел, письменных и устных характеристик с мест учебы и служения, а также собеседований, в ходе которых многие кандидаты отсеялись. О сложности это процесса свидетельствует то, что на сегодняшний день 13 недавно образованных кафедр еще не замещены», — констатировал Предстоятель Русской Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/2769779.ht...

Более просто стоит вопрос об автономной Японской Церкви. Против такой автономии возражать невозможно, и она должна быть подтверждена Собором. Единственным возможным выходом из юрисдикционного хаоса в Западной Европе является образование там единой Автокефальнй Церкви. Некоторые, правда, считают, что ввиду недостаточной зрелости, сравнительной малочисленности, неполной укорененности православия в местной жизни Западной Европы, было бы более правильно ограничиться для первого времени автономией, отложив провозглашение автокефалии до более отдаленного будущего. С этим взглядом невозможно согласиться, так как автономия мыслится в пределах определенной Автокефальной Церкви или патриархата, под верховной юрисдикцией которого автономная Церковь состоит, а такой верховной инстанцией неизбежно станет Константинопольский патриархат с его притязаниями на первенство и на власть над диаспорой. Всякое другое решение нереалистично и о нем не стоит говорить. Но такая константинопольская юрисдикция, пусть даже не непосредственная, совершенно неприемлема для всех чад Русской Православной Церкви в рассеянии, в Западной Европе сущих, ибо мы хорошо знаем, что такое быть под греками. Скажу прямо: лучше юрисдикционный хаос, чем зависимость от греков! Лучше не только для русских, но и для западных людей, ибо все мы ежечасно видим какие препятствия греки чинят делу укрепления и распространения православия на Западе. (Их отношение к православной миссии колеблется от полного равнодушия до прямой враждебности). А что касается нас, русских, то мы готовы ради общего блага православия войти хотя и со скорбью, ибо это ослабит наши связи с Матерью-Церковью, в будущую Автокефальную Церковь в Западной Европе, но никогда не пойдем в какую бы то ни было «греческую автономию». Единственное, что еще можно мыслить, если бы удалось сговориться с Архиепископией архиепископа Георгия (Тарасова) в Париже (бывшем экзархате Константинопольской патриархии для русских) и была бы образована особая автономная область или экзархат с широкой автономией под юрисдикцией Московской Патриархии (скорее номинальной, это важно подчеркнуть), в которую мог бы войти и наш Западно-Европейский экзархат.

http://bogoslov.ru/article/4316486

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010