Экономическая самостоятельность уберегла монастырь от закрытия, не раз предпринимаемого властями. Но в 1788 году монастырь, тем не менее, был закрыт и превращен в приход. От него остался лишь Преображенский храм. Новую церковь святителя Николая, кельи и другие строения разобрали на кирпич. Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь По преданию, после закрытия обители в Преображенском храме стали возгораться свечи перед иконами. Подобное повторялось до тех пор, пока не была обретена в 1792 году Пряжевская икона Божией Матери . После молитв перед этим чудотворным образом Богородицы исцелился суджанский купец Косма Купреев. Он решил в благодарность Богу восстановить обитель на свои средства. Высочайшим повелением 24 августа 1863 года было разрешено восстановить монастырь как пустынь и Косьма с сыновьями стал одним из первых насельников восстановленной обители. При игумене Несторе в обители заложили каменный храм во имя свт. Николая чудотворца, а через четыре года освятили домовой храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы . Третья соборная церковь во имя Преображения Господня заложена в 1888 году. В 1878 году монастырь посетил великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский . Есть даже мнение, что в «Братьях Карамазовых» изображена именно эта обитель, а не Оптина пустынь, как принято полагать. В поддержку этой версии историки приводят тот факт, что на момент написания своего романа Достоевский как раз гостил в имении сестры, которое располагалось в окрестностях Горнальского монастыря. В 1905 году в монастыре жили 85 монахов и несколько десятков послушников. В 1922 году монастырь был закрыт властями, но монахи продолжали там жить, прячась в меловых пещерах и сохраняя чудотворную Пряжевскую икону Божией Матери. В 1937 году монастырь окончательно закрыли, а монахи были изгнаны, многих из них власть отправила в ссылку. В обители разместили колонию для малолетних преступников, а позже – школу-интернат для детей-сирот. Митрополит Курский Ювеналий (Тарасов) не раз ставил вопрос о передаче Церкви комплекса зданий монастыря. Первое богослужение в возвращенной обители владыка Ювеналий совершил в день памяти святителя Николая 19 декабря 2001 года.

http://drevo-info.ru/articles/23347.html

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Анастасия Коскелло В минувшем, 2010 году, Русская Зарубежная Церковь отметила свой 90-летний юбилей. Нынешний год станет годом 90-летия первого Всезарубежного Собора в Сремских Карловцах. Какова была историческая миссия РПЦЗ? Можно ли ее считать исчерпанной? Что представляет собой русское православие за рубежом в наши дни? Об этом мы беседуем с настоятелем прихода РПЦЗ в Петербурге, директором общественной организации Всемирный Православный конгресс иереем Николаем Савченко. Что такое ювенальная юстиция? «Троянский конь», грозящий разрушить наши семьи, или спасательный круг для обездоленных детей? Правда ли, что ювенальная юстиция уже активно внедряется в нашей стране? В этих вопросах при помощи заместителя главного редактора журнала «Человек и закон» Николая Бондаренко попыталась разобраться Татьяна Кириллина. Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Протоиерей Александр Рябков Дмитрий Тарасов Что значит православный писатель? В чем его отличия от собратьев по перу? Биография и творчество русского прозаика Николая Семеновича Лескова вряд ли даст однозначный ответ на эти сложные вопросы, однако задуматься наверняка заставит. Ведь в русской литературе, пожалуй, не найти другого автора, который с такой последовательностью искал бы разрешения духовных задач, стоящих перед православным человеком. Тимур Щукин Легко сказать, что семейные ценности в России и на Западе подвергаются сомнению или даже отрицаются. Легко нарисовать план спасения семьи: возврат к традиционным установкам, восстановление естественного неравенства между мужчиной и женщиной, возрождение отцовства как основополагающей силы в семейной жизни. Но не слишком ли этот план примитивен? Не игнорирует ли он душевное состояние современного человека, нынешнего отца? Ольга Сергеева Быть отцом в семье — такое же призвание, как призвание к священству, духовному пастырству. О том, как стать хорошим отцом, о родительском потенциале, о воспитании мальчиков говорили участники традиционного круглого стола «Воды живой» в Феодоровском просветительском центре.

http://old.aquaviva.ru/archive/2011/2/

А после этого, пожалуй, мне уже трудно рассказывать о событиях, потому что внешних событий–то на самом деле не было. Глеб продолжал трудиться, Николай — «выпал», а я перешел в Новую Деревню . Как я уже говорил, в Тарасовке на меня был написан большой донос, но Патриарх Пимен — тогда он еще был только нашим митрополи–том  — согласился меня перевести. Я написал, что донос этот — клевета чистой воды, и попросил меня оттуда перевести «ввиду сложившихся небратских отношений с настоятелем» . А в объяснительной записке я написал, что никогда ничего не делал дурного настоятелю и не знаю, что его побудило это написать. Он же в своем доносе писал, что ко мне никаких претензий по службе не имеет и что все очень хорошо — только бы я не делал других вещей: ни с кем бы не разговаривал и так далее — не читал бы книг, не давал бы книг. Кстати сказать, с этим настоятелем была очень интересная история — это было просто замечательно. Его дети совершенно отошли от Церкви, от веры (взрослые были ребята) — и вот однажды Великим постом он уговорил их все–таки прийти поисповедоваться. Ну, я взял ребят, а потом и племянника, стал их понемножку «обрабатывать». Они начали ходить в церковь, относиться с уважением к профессии отца — у них произошла некоторая короткая перемена. Естественно, давал им книжки… Так отец так испугался, что запретил им общаться со мной и все вернул на свои оси. Когда в церкви узнали, что я перехожу, народ написал петицию Пимену, что они этого не хотят, так что ему пришлось прислать телеграмму на приход, что он меня не переводит. Все успокоились. Я был в очень тяжелом состоянии, потому что мне было очень трудно служить с настоятелем за одним престолом, мы с ним даже не разговаривали одно время — так до Прощеного воскресенья тянули. В общем, неприятно это было. Почти целый год мне пришлось с ним служить после этой истории. А потом отец Григорий захотел меня сюда, в Новую Деревню. Он специально приехал в Семхоз, «выудил» меня. Я–то на самом деле мечтал перейти сюда. Дело в том, что он периодически болел, и меня из Тарасовки, по соседству, приглашали сюда служить, так что я вместо него служил неоднократно. Познакомился–то я с ним еще раньше, когда мы с ним служили у владыки Киприана  — на его именины всегда приезжали архимандрит Ювеналий , отец Сергий Хохлов, отец Григорий и аз, недостойный. Теперь Ювеналий — митрополит Крутицкий, отец Григорий умер, а Киприан и ныне там. И отец Григорий захотел, чтобы я к нему перешел — потому что его священник страдал «некоторой слабостью», и у нас просто состоялся обмен. Причем я никому не сказал, сделал это тайно, и мой настоятель страшно расстроился: он не хотел, чтобы я уходил, и был недоволен этим. Он просто хотел пресечь все мои недозволенные действия, а в остальном я его устраивал на сто процентов. Но его вызвали в епархиальное управление, мы там встретились, и я сказал ему: «До свиданья». — «Как, что?!» — «Все, уже указ есть».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

Данкова. Многим прихожанам о. Георгий запомнился как большой молитвенник и замечательный пастырь. Во время его настоятельства Георгиевская церковь не раз ремонтировалась, в ней было проведено паровое отопление, храм вновь окружён каменной оградой, благоустроена его территория. По отчёту 1962 г., Георгиевская церковь насчитывала до 450 человек прихожан. Штат её составляли три священника и один псаломщик. Для прихожан Георгиевской церкви за всё это время значительным событием становились посещения правящих архиереев Воронежско-Липецкой епархии - архиепископа Палладия (Каминского), архиепископа Михаила (Чуба), епископа Платона (Лобанкова), епископа Ювеналия (Тарасова), митрополита Мефодия (Немцова). Сотни верующих со всей округи приезжали и приходили в Георгиевскую церковь г. Данкова чтобы посетить богослужения, причаститься Святых Таин, окрестить своих детей, помянуть близких. Так, в 1980 г. в храме было совершено 279 крещений, 198 отпеваний, 199 заочных отпеваний, в 1982 г. - 160 крещений, 20 венчаний, 206 отпеваний, 183 заочных отпевания. С Георгиевского прихода, который долгие годы хранил православие на Данковской земле, началось духовное возрождение этого благословенного края. В 1990-е г.г. в Данкове начали открываться другие храмы, которые стали наполняться сотнями верующих, но Георгиевский храм Казачьей слободы по-прежнему воспринимается местными жителями как хранитель веры православной и церковных традиций. В настоящее время силами прихода уже несколько лет ведутся большие восстановительные работы, поскольку за долгие годы советской власти и лихие 90-е г.г. сделать это не удавалось. Снаружи Георгиевский храм уже оштукатурен заново и окрашен, теперь работы ведутся внутри - укрепляются стены, расписываются заново священной живописью. Любимый данковчанами храм Казачьей слободы вновь приобретает благолепный вид. По материалам книги: А.Ю. Клоков, А.А. Найдёнов «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Данковский район». - Липецк: Липецкое областное краеведческое общество, 2011; http://rus-towns.ru/dankov-georgievskij-xram/ Кирпичная церковь, построенная в 1857-1872 г.г. в духе образцовых проектов " русско-византийского " стиля. Четверик храма завершен неравногранным восьмериком под куполом, двухпридельной трапезной связан с трехъярусной колокольней. Приделы в трапезной были муч. Александры и Митрофана Воронежского, в 1940-х г.г. переосвящены в Никольский и Покровский. Закрыта в 1938 г., в 1946 г. возвращена верующим, более не закрывалась. Храм освящен в память старой церкви, существовавшей на другом месте в Казачьей слободе города с 1-й четверти XVII в. до пожара 1781 г.

http://sobory.ru/article/?object=11404

РЕЦЕНЗЕНТЫ митрополит СИМОН (НОВИКОВ), митрополит ЮВЕНАЛИИ (ТАРАСОВ), КОСТИКОВА М.Н., доктор педагогических наук, профессор . Н.В. Маслов. М.: Самшит-издат, 2006. – …510 с. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1   А.В. Горский. История Евангельская и Церкви Апостольской. М., 1883. 2   Авва Дорофей . Душеполезные поучения. – М.:СТСЛ, 2002. 3   Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Филокалия в русской аскетической мысли. ЖМП, 1983, 4, с. 48–52. 4   Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к участникам Всероссийского форума «Глинские чтения: XXI век – эпоха духовного просвещения» в 1999 году//Духовное наследие Глинской пустыни в современной системе образования. М., 1999. – С. 10–12. 5   Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Основы православного образования в России.//Педагогика, 1995, – С.74–81. 6   Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и духовное возрождение России. Слова, речи, послания, обращения 1990 – 1998 гг./Под ред. епископа Бронницкого Тихона. – М.: Изд-во Московской Патриархии, 1999. 7   Аристотель/Сочинения. – В 4х тт. – М.: Мысль, 1983. 8   Арх. Григорий. Св. Григорий Богослов как пастырь и учитель пастырства. Сергиев Посад, 1916. 9   Архиеп. Антоний (Храповицкий) . О православном пастырстве. М., 1906. 10 Архиеп. Антоний (Храповицкий) . Собрание лекций и статей по Пастырскому богословию. М., 1909. 11 Архиеп. Илиодор. Поучение. «Христианское Чтение», 1847, ч. 1. 12 Архиеп. Филарет. Православное Догматическое богословие, ч. 2. Чернигов, 1865. 13 Архим. Антоний (Храповицкий) . Собрание лекций и статей по Пастырскому богословию. М., 1909. 14 Архим. Иаков. Пастырь в отношении к себе и пастве. СПб, 1880. 15 Белозерцев Е.П. О национально-государственном образовании в России.//Педагогика, 1994, 3. – С. 30–35. 16 Беседы на разл. места Св. Писания, т. 1. 1861. 17 Благодатный старец//Глинский листок. 1997. 18 Благодатный старец//Держава. 1996. С. 85–96. 19 Благодатный старец//Русский Вестник. 1996. 26. С.6.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-vospi...

Филарет (Никольский Гавриил), архп.Самарский Родился 6 марта 1858 года. Сын дьячка Костромской епархии. В 1880 году окончил Костромскую духовную семинарию и определен надзирателем Костромского духовного училища. II окт.1881 г. рукоположен в сан иерея. Семь лет был приходским священником. Овдовев, он в 1887 году поступил в СПБ духовную академию. 25 сент.1888 г. пострижен в монашество. Окончил академию в 1891 году со степенью кандидата богословия и назначен инспектором Тифлисской духовной семинарии. С 1892 г. – ректор Казанской духовной семинарии в сане архимандрита. В 1895 году перемещен ректором в Тульскую семинарию. 20 дек. 1898 года хиротонисан во епископа Киренского, вик. Иркутской епархии. Хиротония состоялась в СПБ в Исаакиевском кафедральном соборе. С 30 янва.1904 г. – епископ Глазовский, вик.Вятской епархии. С 27 ноября 1904 г. – епископ Вятский и Слободский. С 20 марта 1914 г. – епископ Астраханский и Енотаевский. 24 мая 1916 года уволен на покой. С 1918–1920 года временно управляющий Костромской епархией. С 1920 года – архиепископ Самарский. Скончался в 1921 году. Как рассказывали свидетели его кончины, епископ Филарет долго томился и не мог умереть. Наконец он припомнил, что не роздал все деньги – где-то в ящике или в кармане подрясника у него остались две копейки. Деньги нашли и отдали нищим и после того владыка скончался. Труды: “Доклад архиепископу Владимиру о преподавании инородческих языков”. «Изв.Каз.Еп.” 1895, 12, стр.448–459. Литература: “Церк. Ведом.” 1892, 30, стр.310–311. -“- 1898, 47, стр.415. -“- 1904, 6, стр.52. «Церк.Ведом.» 1904, 49, стр.513. -«- 1914, 12, стр.95. -»- 1916, 41, стр.368. «Приб.к «ЦВ» 1899, I, стр.19–22. -«- 1912, 17, стр.725. «Русск.Паломн.» 1904, 52, стр.915–916. -»- 23, стр.370, 371. «Мисс.Календ.» 1907, стр.139. «Правосл.Собес.» 1909, январь, стр.50. -«- 1910, ноябрь, стр.3. «Церк.Вестн.» 1895, 44, стр.1407. -»- 1904, 8, стр.247. -«- 1904, 50, стр.1592. «Изв.Каз.Еп.» 1892, 17, стр.465. -»- 1894, 8, стр.243. -«- 1903, 16, стр.32. -»- 1905, 3, стр.79–80. - " - 1910, 7–8, стр.28. «Состав Св.Прав.Всер.Син. и Рос.Церк. Иерархии на 1917 год», стр.370–371. Булгаков, стр.1398, 1399, 1401. БЭС т.1, стб.593, 956. БЭС m.II, стб.2234. БЭЛ m.V, стб.1033. ФАМ II, 88, стр.9. Regel’son 526. М. Pol’skij, Novye mueniki I, 179: Er starb in der Verbannung 1922 im Gouv. Archangel‘sk. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 6. Савва (Бабинец) – Ювеналий (Тарасов). – 1989. - 534 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Игумен Нектарий (Морозов) Митрополит Иларион (Капрал) Протоиерей Антоний Ильин Сербский Патриарх Ириней К      Кантор Максим Карлович М. Квициния Патриарх Кирилл Ольга Кирильченко свящ. Дмитрий Кирьянов Митрополит Климент Юрий Кобищанов Константин Ковалёв-Случевский Татьяна Ковалькова Константин Костромин Петр Королев Митрополит Лонгин Анастасия Коскелло Александр Крылов Александр Кудрявцев Протодьякон Андрей Кураев Епископ Феофилакт (Курьянов) Александр Кырлежев Л      Митрополит Лавр (Шкурла) Лариса Шорина Сергей Лебедев Николай Левичев Владимир Легойда Михаил Леонтьев Роман Лункин Ксения Лученко М      Дмитрий Мадигожин Сергей Мазур Лев Майский Максим Сидельников Алексей Малашенко Борис Малышев Дина Малышева Марина Луптак Архиепископ Егорьевский Марк Иеромонах Макарий (Маркиш) Олег Матвейчев Константин Мацан Александр Мегрэ Дмитрий Медведев Николай Мехед Милан Луптак Милена Фаустова Аркадий Минаков Сергей Миронов Валерия Миронова Дмитрий Мисюров Митрополит Ювеналий (Поярков) Протоиерей Георгий Митрофанов Анастасия Митрофанова Лев Митрохин Михаил Тарасов Михаил Тюренков Кирилл Михайлов Мишель Пантон Мнение епископа Галина Муравник Михаил Мчедлов Н      Наталья Нарочницкая Олег Недумов Никита Мелентьев Архимандрит Августин (Никитин) Евгений Никифоров Афанасий Николаев Олеся Николаева Протоиерей Александр Новопашин О      Александр Оконишников Ольга Гуманова Ольга Шульчева-Джарман Дмитрий А. Ольшанский Алексей Осипов Олег Охапкин Священник Иоанн Охлобыстин П      Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " Священник Петр Коломейцев Александр Петров Ирина Петровская Николай Пиотровский Михаил Поздняев Пол Гренье Полина Тюренкова Юрий Поляков Игорь Понкин Протоиерей Виктор Потапов Владимир Прибыловский Александр Привалов Протоиерей Максим Козлов Владимир Пудов Владимир Путин Анатолий Пчелинцев Р      Игумен Филипп (Рябых) С      Митрополит Владимир (Сабодан) Священник Виорель Сава Екатерина Сальникова Священник Дмитрий Свердлов Мария Свешникова Владимир Соколов Сергей Худиев

http://religare.ru/1_8.html

Архив Пн Отошел ко Господу клирик Воронежской епархии протоиерей Василий Вылуск 25 января 2021 г. 18:04 24 января 2021 года, на 68-м году жизни, от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, скончался клирик Воронежской епархии , член епархиального совета, настоятель храма Рождества Христова города Лиски Воронежской области протоиерей Василий Вылуск, сообщает Рабочая группа по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции со ссылкой на епархиальный сайт . Протоиерей Василий Вылуск родился 15 августа 1953 г. в селе Покровское Неклиновского района Ростовской области в семье священника. По окончании средней школы нес послушание алтарника в храме Илии пророка села Панино Добровского района Липецкой области. В 1972-74 гг. проходил воинскую службу в рядах Советской армии. 10 ноября 1974 г. в соборе Вознесения Господня города Ельца Липецкой области епископом Платоном (Лобанковым) рукоположен в сан диакона к Илиинскому храму села Панино. 27 ноября 1976 г. в кафедральном соборе Покрова Пресвятой Богородицы города Воронежа епископом Ювеналием (Тарасовым) рукоположен в сан иерея. В 1986 г. заочно окончил Московскую духовную семинарию. В годы возрождения церковной жизни целиком посвятил себя миссионерскому служению, помогая многим обрести веру в Бога и любовь к Церкви Христовой. Нес пастырское служение на разных приходах Воронежско-Липецкой епархии. 20 октября 1998 г. назначен настоятелем построенного им храма Рождества Христова города Лиски. С 1 октября 2002 г. — и.о. благочинного Лискинского округа. С 13 апреля 2005 г. по 7 декабря 2020 г. — благочинный Лискинского округа. С 2015 г. — член епархиального совета Воронежской епархии. С 26 июня 2016 г. — председатель дисциплинарной комиссии Воронежской епархии. Удостоен многих церковных наград: набедренник (1977); наперсный крест (1982); сан протоиерея (1992); палица (1996); крест с украшениями (1999); митра (2005); орден прп. Серафима Саровского III степени (2012); медаль свт. Митрофана Воронежского III степени (2013); право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до «Херувимской песни» (2014); орден свт. Иннокентия Московского III степени (2017), юбилейная медалиь «В память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви» (2017).

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

2 Иннокентий (Просвирнин ; 1940–1994), архимандрит, доцент МДА. Историк, археограф, богослов, человек энциклопедических знаний и высокой культуры. Сподвижник митр. Питирима (Нечае­ва), он 30 лет трудился в Издательском отделе Московского Патриар­хата. Несколько лет возглавлял научный центр Иосифо-Волоцкого мон-ря и занимался восстановительными работами. В последний год жизни принял келейный постриг в схиму с именем Сергий. Скончал­ся в праздник апостолов Петра и Павла (12.07.1994). 3 Питирим (Нечаев ; 1926–2003), митрополит Волоколамский и Юрьевский, викарий Московской епархии. Один из выдающихся иерархов Русской Православной Церкви, видный общественный де­ятель. Принадлежал к 300-летнему потомственному роду священно­служителей, состоял в тесном общении со многими представителями дореволюционного духовенства и непосредственно от них воспри­нял русскую церковную традицию. Его духовные наставники – это известный московский протоиерей Александр Воскресенский и представитель Оптинского старчества преподобноисповедник Севастиан Карагандинский . Четверть века владыка был ближайшим со­трудником патриарха Алексия I (Симанского). Он имел близкие до­верительные отношения с такими духоносными личностями, как митр. Иосиф (Чернов) и архим. Иоанн (Крестьянкин) , поддерживал общение с архиеп. Василием (Кривошеиным) и прот. Николаем Гурьяновым . Более 30 лет владыка возглавлял Издательский отдел Московского Патриархата. Перед кончиной был келейно пострижен в схиму. Митр. Питирим почил на 78-м году жизни (4.11.2003), отдав 60 лет служению Церкви, из них 40 – в архиерейском сане. 4 Ювеналий (Тарасов; р. 1929), схимитрополит. В течение 20 лет возглавлял Курскую кафедру. В настоящее время пребывает на покое. 5 Подробнее с жизнью этих двух обителей можно познакомиться на их официальных сайтах: Курский Троицкий мон-рь – http://knrsk-sestry.rn Алексеевский мон-рь в Золотухино – http://zolotuhino.mrezha.rn 7 Известно, что протоиерей Петр Семенович Васильев в 1950 г. служил в Свято-Троицкой церкви г. Томска, его супругой была Анна Андреевна Васильева.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Спиридон вместе с братом Веней трудился в шахте. Весной 1945 года в их семью после расстрела отца и гибели брата Михаила в боях за курский город Тим пришла новая страшная беда — трагически погиб в шахте 16-летний Вениамин, а в бою за освобождение Берлина отдал свою жизнь средний брат Андрей. Спиридона Тарасова по благословению отца Порфирия епископ Сергий (Ларин) решил направить на учебу в Саратовскую духовную семинарию. Предложение для Спиридона было неожиданным: в роду Тарасовых священников не было. После учебы он вернулся в родной город Шахты и 2 августа 1953 года был рукоположен митрополитом Ростовским Вениамином (Федченковым) во диакона, а через два дня во пресвитера. Молодого пастыря направили служить в Михайло-Архангельский молитвенный дом города Шахты. В хрущевские времена отец Спиридон был снят с регистрации на этом приходе, то есть уволен, но он не допустил закрытия храма. Угрозы, оскорбления, попытки расправиться физически, раздавить морально — все это пережил в те времена отец Спиридон. Но не за себя, а за свою паству, за оставшихся, как овцы без пастыря, верующих людей переживал он. Досталось и его домашним. Матушка Лидия не смогла больше жить со своим супругом-священником и ушла из семьи. Отец Спиридон понимал, что далеко не каждый способен нести мученический крест, для этого нужна крепкая вера. Еще одно тяжелое испытание перенес отец Спиридон в Шахтах, где от него требовали отречения от сана. Он вспоминает, как по 12 часов подряд его допрашивали, предлагая «добровольно» признать себя безбожником. «Иногда казалось, что я сойду с ума. Но Господь и тут не оставил меня, дал силы вынести и это испытание», — рассказывал он. Дочь владыки Ювеналия, Нина Спиридоновна, живущая в Воронеже, вспоминает: «Папа один воспитывая нас с братом Михаилом, все делал сам: и стирал, и готовил, и убирал в доме, и управлялся с большим хозяйством — утки, куры, поросенок всегда у нас были. Знаете, не всякая хозяйка может испечь такие вкусные пироги с маком и курагой, хворост, как папа. У него блины получались тонкие, как батистовый платочек, а домашние колбасы и окорок — просто объедение... Бабушка Ульяна, его мама, была смертельно больна, отец заботливо ухаживал за ней. Бабушка очень любила цветы, выращивала георгины, вербены, вербочки, летуньи, гладиолусы, олеандры, ирисы, петушки... Любила ходить в храм непременно с букетом цветов. Она умирала в феврале и очень горевала, что смерть к ней пришла зимой, когда нет ее любимых цветов. Папа купил тогда в оранжерее много разных цветов, чтобы выстлать ими промерзшую зимнюю дорогу, провожая свою маму в последний путь».

http://patriarchia.ru/db/text/2727442.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010