Патриарх (греч. πατριρχης) – 1) ветхозаветный праотец; 2) высшее духовное лицо поместной православной церкви. Перегородчатая эмаль – техника декоративно-прикладного искусства, где разноцветной эмалью заполняются ячейки между золотыми нитями, ленточками, перпендикулярно припаянными к несущей металлической пластинке. Перипатетики (от греч. περιπατητικς – прогуливающийся) – последователи древнегреческой философской школы Аристотеля (381–382 гг. до н. э.), получившей название перипатетической вследствие того, что по преданию, обучение в ней происходило по время прогулок. Перистиль (греч. περστυλος – окружённый колоннами) – в античной архитектуре колоннада или галерея вокруг площади, двора, сада. Пиксида (греч. πυξς – ларчик, шкатулка) – коробочка цилиндрической формы для хранения драгоценностей или благовоний. Пилон (греч. πυλν – ворота) – массивный опорный столб. Пилястра, лопатка (фр. pilastre) – в архитектуре прямоугольный выступ на поверхности стены, модификация ордерной колонны; как правило выступает из плоскости стены на четверть своей ширины. Плавь, плави – тонкое письмо лессировками , рассчитанное на сокрытие движения кисти. Сплавление мазков в иконописи производит впечатление нерукотворно созданной поверхности изображении. Плащаница – полотнище с вышитым или живописным изображением Христа во гробе, после снятия с креста. Шитые плащаницы с изображением тела мёртвого Спасителя получают распространение в византийском мире после захвата крестоносцами Константинополя, и утраты прообраза плащаницы Акра Тапейносис – погребальной пелены Спасителя, на которой чудесно отпечаталось его изображение (так называемая, Туринская плащаница). В Великую Пятницу плащаницу выносят из алтаря и возлагают на катафалк для поклонения верующих. В Великую субботу совершается чин погребения, в котором плащаница служит символический заменой погребаемого тела умершего Спасителя. После Пасхальной полунощницы плащаницу возвращают на алтарь. Плинфа (греч. πλνθος – кирпич) – широкий и плоский обожжённый кирпич, основной строительный материал в Византии и Древней Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Потому под каждым украшением нашего мастера XV века, как бы оно ни казалось оригинальным, можно усмотреть стилизованную подкладку, выработанную в течении многих столетий на почве византийской; например, вышеупомянутые языки, приноровленные к бордюру в виде оборок, ведут свое начало от полос какой-то листвы с вырезами в орнаменте византийском уже VIIIbeka, равно как и тот колокольчик, и тот рог изобилия, которые занимают такое важное место в орнаментации нашей рукописи 116 . Мастер первой половины свои тонкие очерки наводит прозрачным колоритом акварели, придающей природную мягкость его любимым листикам, которые будто на свободном воздухе, а не на белом поле бумаги, грациозно перегибаясь, извиваются волнистыми линиями в своих нежных оконечностях, тронутых легким ветерком. Напротив того, разноцветный орнамент второй половины рукописи, как сказано, имеет вид тяжелой парчи или ковра, с плотным рисунком позолоченного фона, по которому заткан блистательный орнамент. Все тут необыкновенно богато и массивно; даже выступы по сторонам заставок и заглавные буквы, при натуральности отдельных подробностей, имеют прочный вид ювелирной работы. Роскошному рисунку с преизбытком подробностей вполне соответствует густой и сочный колорит гуаши с золотой оправой и золотыми обрезами, которые, покрывая линии очерков, должны намекать на перегородчатую эмаль византийских изделий. Оканчивая разбор Троицкой рукописи, собираю все разнообразные наблюдения мои к тому общему выводу, что рукопись эта должна иметь для нас особенную цену, как один из лучших документов, свидетельствующих о самостоятельной, богатой своими средствами, развитой и ученой школе рукописного дела в XVbeke, которой главную характеристическую черту составляет замечательное согласие, по сродству происхождения и развития, между грамматикой текста, почерками письма и украшениями. Искусственное возрождение древних форм грамматики и намеренная искусственность в разнообразии почерков, с примесью письма погреченного, состоит в прямой связи с художественностью украшений, вызванной искусственным же возрождением византийского стиля, вместе с проблесками самостоятельного творчества в артистических попытках к созданию новых художественных форм.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Фигуры евангелистов тоже написаны по-разному, что неоднократно отмечалось исследователями. 319 Плотность и густота красок миниатюре с Иоанном сочетается с их интенсивным «витражным» сиянием. Пластика форм резко выявлена: в сохранившемся лике Прохора это сопоставление крупных теней, массивного румянца, тяжеловесных описей, в одеяниях Иоанна так же энергично взаимодействуют граненые массивы складок. Крупные световые пробела геометрического рисунка сохраняют здесь еще свою замкнутость: белила практически не растекаются за границы четко очерченных фрагментов. Рисунок материй, изящный и точный, не отличается легкостью, в его малой подвижности много общего с одновременными мозаиками Неа Мони на Хиосе 320 (1056 г.). В миниатюрах рукописи неоднократно пытались увидеть романские черты, 321 не только с точки зрения иконографии, но и с точки зрения стиля. Между тем вряд ли это справедливо. Миниатюре с Иоанном близки по стилю иллюстрации Четвероевангелия (Дионисну, 588, XI в.), фрески Софии Охридской 1056 г., Щукинские листы, 322 опубликованные Э. Н. Добрыниной. Сходство с миниатюрой в листах из Исторического музея (Матфей) обнаруживают и жесты рук, и пропорции кистей с длинным запястьем. Лик Прохора напоминает фреску с Еленой из Софии Новгородской. Новая черта в прорисовке складок одежды Иоанна и Прохора – белильные обводки, усиливающие обособленность геометрических мотивов. Именно этот прием помогает даже в миниатюре с Иоанном достичь эффекта гранености формы, запоминающей перегородчатую эмаль. Еще больше сходства с эмалью в двух других миниатюрах, что с давних пор отмечали исследователи. Личное письмо в них – ровного нейтрального тона, его прорезают тончайшие линии контурного узора. Одеяния выполнены таким же ровным, но интенсивным, хотя и глуховатым цветом и расчерчены тончайшим асистом, имеющим здесь вид не световых лучей, озаряющих формы, а жесткого металлического каркаса. Надо сказать, что нигде, кроме этих миниатюр, асист не выглядит таким абстрактным: толщина его линий всюду одинакова, движение упорядочено и всегда замыкается контурными линиями, обводящими силуэт. Холодный, безучастный к изменениям формы, он напоминает сеть, независимую от материи, на которую она наброшена. Наоборот, кажется, именно эти сухие, точные металлические линии подчиняют себе материю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

174. Эмалевый крест IX–X века. Кенсингтонский музей . Крест в собрании Бересфорда Гопа, ныне в Кенсингтонском музее Среди древнейших крестов выделяется эмалевый крест, находившийся ранее в собрании Бересфорда Гопа, а ныне перешедший в Музей Виктории и Альберта (Кенсингтонский) 177 . На лицевой своей стороне (рис. 174) крест имеет, подобно древнейшим бронзовым крестам, изображение распятого Спасителя, а по сторонам бюсты Божией Матери и юного Иоанна Богослова, внизу же, под перекладиной – главу Адамову. Перегородчатая эмаль этого креста представляет тот древнейший тип византийских эмалей, который мы знаем не более как в дюжине отдельных предметов, частью попавших на известный образ-складень Хахульской иконы, именно: фон эмали – цвета прозрачного изумруда; цвета – белый, телесный, с примесью розоватого, коричнево-пурпурный и синий; перегородочки из сравнительно толстой тесьмы, а орнаментальный рисунок крайне условный и дает только главнейшие контуры предметов. На оборотной стороне (рис. 175) представлена Божия Матерь в типе Оранты. В одежде ее ясно выделяется основной темный пурпур и белый чепец, вместе со светлым нимбом. По четырем рукавам креста на этой стороне имеются четыре погрудных изображения евангелистов; из них два черноволосых – один в типе Иоанна Предтечи (Марк), а другой в типе Василия Великого (Лука) – два седых (Матфей и Иоанн). Судя по типам, крест не может быть позже X века, но он не может быть, как предполагал Дальтон, и VIII века. Следует иметь в виду при этом и характерную, чисто византийскую форму креста, которая также указывает только на IX–X столетия. Если, таким образом, мы исключим VIII век, то эпоху подобных эмалей на Востоке можно установить приблизительно точно: в пределах IX–X столетий. Поэтому западные изделия того же типа, как например, палиотто, в церкви святого Амвросия в Милане, устанавливаются в пределах X–XI столетий, что, между прочим, для последнего памятника подтверждено и документальными свидетельствами. 176. Золотой тельник в Кабинете Дзялинской в Голухове

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

К общим чертам груз. перегородчатых эмалей Х в. следует отнести широту стиля, замену эмалевых фонов золотым, т. е. переход от эмали «сплошной» (фон заполнен эмалью) к «погруженной». Тенденции к разграничению фигуры и орнамента, к выделению контуром фигуры с приданием ей определенной объемности совпадают с процессами, характерными для груз. пластики, стремившейся к созданию скульптурного образа. Ярким примером этого периода, отмеченным чертами национального стиля, является квадрифолий с Распятием из мон-ря Шемокмеди с надписью на асомтаврули, упоминающей предположительно западногруз. царя Георгия II (Х в.). Датировка этой эмали дает основание считать ее одним из первых образцов «погруженной» техники. Композиционная схема квадрифолия - распятый Иисус Христос между торжествующей Церковью и поверженной Синагогой в образе дев - относится к ранним известным примерам подобной иконографии; такая сцена имеет параллели в зап. произведениях искусства (слоновой кости, миниатюре), но редко встречается в памятниках восточнохрист. мира. Эта иконография повторена еще в 2 груз. памятниках: в росписи одной из капелл Саберееби мон-ря Гареджи (IX-X вв.) и в миниатюрах Джручского II Четвероевангелия (Кекел. H 1667, кон. XII в.). Распятие из Шемокмеди. Эмаль. Х в. (ГМИГ) Распятие из Шемокмеди. Эмаль. Х в. (ГМИГ) К кругу квадрифолия из Шемокмеди относится ряд памятников, отмеченных чертами национального стиля: образ Богородицы в центральной части Хахульского триптиха - самая большая из известных перегородчатых эмалей (11,6×9,5 см); Христос Пантократор на верхней створке реликвария (X в., ГМИГ). Др. группа перегородчатых эмалей Х в., созданных груз. мастерами, относится к византинизирующему направлению. Один из ярких примеров - т. н. крест Квирике (2 его разрозненные половины украшают Хахульский триптих), в груз. и греч. надписях к-рого упомянуто имя правителя Кахети в Х в. царя Квирике II. Распятие (крест Квирике). Эмаль Хахульского триптиха. Х в. (ГМИГ) Распятие (крест Квирике). Эмаль Хахульского триптиха. Х в. (ГМИГ) Стиль груз. эмалей XI в. также ориентирован на Византию. Увеличивается число тонких перегородок, подчиненных определенной системе, усиливается графичность, изображения становятся более дробными, в трактовке ликов чувствуется напряженность. 3 овальные пластины с фигурами цариц (на Хахульском триптихе) благодаря эмоциональности образов, вольному, чуть небрежному исполнению, винному оттенку ликов и рук (результат применения мастерами марганца) можно отнести к произведениям местного стиля. Такая деталь, как возложение корон цариц поверх их головных покрывал, не характерна для визант. костюма и находит параллели в груз. живописных портретах царицы Тамары.

http://pravenc.ru/text/168199.html

С XVI в. наиболее совершенной формой Н. к., достойной царственного вклада, стали золотые кресты с эмалями, украшенные драгоценными камнями и жемчугом. Таков сохранившийся золотой Н. к. с эмалью по скани, с орнаментальным узорочьем, литым Распятием, жемчужной обнизью (40×19 см) - вклад 1560/61 г. царя Иоанна Грозного в Соловецкой мон-рь; его особенностью было сохранение древней формы подножия - нижней перекладины, не скошенной, а прямой формы. По его образцу были созданы роскошные кресты кон. XVI в.: 8-конечный, с декором в технике эмаль по скани на золоте - вклад боярина Б. Ф. Годунова в 1594 г. в Успенский собор, с жемчужной обнизью (34,3×16,7 см) и крест (1598/99 г., 35,3×17,2 см) - именной вклад всех членов семьи царя Бориса Годунова. По формам этим крестам подражали и первые Н. к., созданные для возрожденных храмов царского дворца в Московском Кремле; на каждом из них были чеканные вкладные надписи с именами царя и патриарха и годы их правления. Состояние казны не позволяло сделать эти кресты из золота. Эмаль по скани на серебре использована в Н. к. 1622 г. для Сретенского собора «на сенях» и Н. к. для Благовещенского собора (35,2×17,2 см). Подобного же типа крест с эмалью по скани, с поясным литым чеканенным изображением прп. Никиты Переяславского, расположенным ниже подножия Распятия, был сделан в 1626 г. для кремлевской ц. Рождества Пресв. Богородицы «на сенях». С сер. XVII в. увеличивается количество созданных в Москве в царских мастерских золотых Н. к. с отделкой в самых изысканных и роскошных техниках, таких как эмаль с росписью и расписная эмаль по рельефу и резьбе на золоте. Меняются принципы украшения: вкладной Н. к., сделанный по заказу «государева садовника» думного дьяка Аверкия Кириллова в Троицкую ц. на Берсеневке в В. Садовниках (1658 г., 35,4×17 см), имеет на нижней ветви креста вместо вкладной ктиторской надписи изящный, абсолютно европейский по живописи букет (лилии и лилиевидные цветки), выполненный в невысоком рельефе с эмалевой росписью в светлой гамме. Многоцветная эмаль на золоте в виде цветов и листьев, касты драгоценных камней в виде цветочных бутонов определяют облик Н. к. из Успенского собора Московского Кремля (3-я четв. XVII в.). Игра зеленых орнаментальных завитков и ярко-красных камней в «цветочных» кастах-чашечках иллюстрирует символику Креста как древа жизни, победы над смертью.

http://pravenc.ru/text/2564676.html

Древнейшая эмаль VIII–IX столетия. 12 . Выше треугольная бляшка с эмалевым изображением В.М. Димитрия превосходной работы, X века, снятая с оклада евангелия, с надписью. Хахульская икона. Среднее табло 13 . Ниже декоративный крест из эмалевых дробниц: в средине бляшка ромбоидальная, вверху в виде листика, с эмалевыми орнаментами; вместо трех прочих камни в гнездах. 14 . Соответственно опять круглый медальон с погрудным изображением Божией Матери Заступницы, молящейся, воздев руки пред собою; древнейшая эмаль VIII–IX века на изумрудно-прозрачном фоне. 15 . Выше треугольная бляшка с изображением муч. Прокопия, с греческою надписью, Προκοπιος Х века. 16 . Орнаментальный крест из 5 эмалевых дробниц, который здесь все сохранились. По верхнему краю киота над иконою Богородицы, в ряд, слева направо расположены (рис. 3): 17 . Круглая бляшка эмалевая – новая. 18 . Четыреугольная бляшка с погрудным изображением св. Иоанна Златоуста , IX или X века. 19 . Такая же с бюстом Григория Богослова , с надп. ΟΡ О ФЕОΛОΓОС, той же работы. 20 . Медальон с изображением Божией Матери, по грудь, держащей на левой руке Младенца, благословлявшего, с надписью в двух эмалевых бляшках ΜΡ Θϒ. По грубости рисунка и яркости превосходных эмалевых красок, эмаль эта грузинской работы XI–XII столетий. 21 . На углу эмалевая выпуклая дробница с орнаментом. По сторонам иконы, по краю в ряд, четырехугольные образки с эмалевыми стоящими фигурами (рис. 4): 22 . Архангел Михаил, держаний лабарум, с надписью МИХАНА, эмаль конца X века. 23 . Евангелисты Лука и Матфей с евангелиями в руках. 24 . Апостолы Петр и Павел, первый с книгою, второй со свитком. 25 . Святые Апостолы Фома и Симон со свитками. По правой стороне в соответствии с этим рядом: 26 . Архангел Гавриил с лабаром с надписью. 27 . Св. Апостолы Андрей и Марк с книгами надпись αν μαρκος. 27 а. Св. Апостолы Андрей и Марк с надн. ανδρεας μαρκος (ошиб. μακορς). Повторение указывает на случайность в выборе эмалей. 28 . Дна Апостола с надписями имен. Далее правая и левая стороны киота от иконы убраны эмалями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

1 . Большой (0,59 м вышины и 0,41 ширины) серебряный чеканный образ Архангелов Гавриила и Михаила, находящийся поныне в монастыре Джумати. Две высокие и узкие (0,46 м) четыреугольные пластины с эмалевыми изображениями архангелов (вышина фигур 0,36 м) набиты рядом на доску, так что одна пластинка слегка закрыла крыло другой фигуры. И так как первоначально обе фигуры находились или были для того изготовлены, чтобы стоять по сторонам Спасител, и потому глядят в Его сторону, то на этом образ пришлось поместить их так, чтобы они глядели из иконы наружу, в обе стороны. Кайма иконы, грубо исполненная чеканом, уже в XVI веке, грузинской работы, представляет, обычную византйскую композицию: вверху Деисус, ниже помещены архангелы, апостол Петр и Захария и разные святые, и евангелисты, но без всякого порядка и в тяблах разных форматов. Надписи под иконой называют некоего Липарита Варданидзе и Мамию, сына Георгия Гуриели, с женой дочерью атабега Тинатиною, которые пожертвовали ими окованный и украшенный (что тоже – древний, переделанный) образ Джуматскому монастырю. Имена эти встречаются в надписях за 1572 год 20 . Фигуры архангелов прекрасной техники, но дурного рисунка. Императорский орнат, их облачающий, исполнен крайне сухо: туника или стихарь разделаны одними вертикальными складками, дробящими одежду без всякого смысла; лорон густо усыпан камнями. Архангелы держат сферу с крестом и копье с лилейным концом; нимб украшен городчатыми крестиками. Эмаль должна относиться к XIII, если не к XIV веку, и по типам приближается к тяжелым и безвкусным, но в то время в Византии бывшим в моде, рисункам, которые искажают и стиль и характер минитюры 21 . Цвета эмали мутны, белесоваты; взяты краски по преимуществу наиболее яркие: синяя, яркожелтая, красная алая, но они лишены и света и глубины. Контуры голов, крыльев, одежд оставлены рельефными в золоте по способу выемемчатой эмали, а не выполнены перегородками, как всегда в византийской эмали. Цвет тела желто-бурый от разложения той смеси порошков, какой полагали нужным выразить телесную краску. Цвет золотых предметов –грязножелтого оттенка, а синей эмали в одеждах – черного, и эта последняя краска, наиболее прочная в лучшие времена, оказывается здесь наиболее пострадавшей. Рисунок лорона внизу спутан. Радужные крылья совершенно не удались эмальеру от неумения сочетать синюю, красную и бирюзовую эмаль в должной пропорции; тоже случилось в подножиях, в которых синие, красные, белые и бирюзовые частицы расположены безвкусно и пестро. Главным свидетельством недостатков поздней эмали служить, однако, и здесь, как всегда разрушение ее: она крошится, сыплется порошком, многие ячейки уже пусты, а где эмаль сохранилась, там она не имеет совсем обычной блестящей поверхности, очевидно, эмаль не была шлифована.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Материалы: мельхиор с позолотой, литье, стразы, холодная эмаль, финифть. Размеры знака ордена: 57х50х7 мм. Крепление: булавка. Подвеска ордена. Подвеска ордена представляет собой позолоченную восьмиконечную звезду с гладкими двугранными лучами. Концы звезды разделены по диагоналям короткими одиночными лучами. В центре звезды круглый медальон покрытий белой эмалью с позолоченным рельефным изображением монограммы Святейшего Патриарха. Медальон обрамлен лавровым венком и пояском с 24 стразами диаметром 2 мм, разделенным на четыре части сферами, залитыми голубой эмалью. В верхней части звезды расположено ушко для крепления на ленте. Материалы: латунь с позолотой, стразы, холодная эмаль. Размеры знака ордена: 42х42х5 мм. Крепление: носится на ленте. Лента ордена шелковая муаровая, темно-синего цвета, шириной 100 мм. Концы ленты скреплены узким шелковым кольцом с бантом темно-синего цвета и украшены золотой бахромой. II степень. Знак ордена. Знак ордена аналогичен знаку ордена I степени, но изображение святой на центральном медальоне позолоченное рельефное. Святая в короне и княжеском облачении, обе руки поддерживают восьмиконечный крест. Материалы: мельхиор с серебрением и частичной позолотой, стразы, холодная эмаль. Размеры знака ордена: 57х50х7 мм. Крепление: булавка. III степень. Знак ордена. Знак ордена аналогичен знаку ордена II степени, но украшен только одним стразом голубого цвета, расположенным в верхней части креста под короной. Центральное изображение святой рельефное оксидированное, как и четырехконечный крест. Материалы: мельхиор с оксидированием, холодная эмаль, страз. Размеры знака ордена: 50х38х7 мм. Крепление: булавка. ОРДЕН СВЯТИТЕЛЯ МАКАРИЯ, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО Орден учрежден определением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода от 17 июня 2001 года в ознаменование 2000-летия Рождества Христова. Святитель Московский Макарий известен как выдающийся церковный просветитель, положивший много трудов для составления житий и канонизации русских святых.

http://religare.ru/2_97142_1_21.html

Материалы: латунь с позолотой, литье, стразы, холодная эмаль, финифть. Размеры знака ордена: 55х55х7 мм. Крепление: булавка. Подвеска ордена. Подвеска ордена представляет собой позолоченный медальон круглой формы с узким рантом, внутри которого помещен четырехконечный крест аналогичный кресту знака ордена. В центре креста расположен круглый медальон покрытий белой эмалью с позолоченной рельефной монограммой Святейшего Патриарха. Медальон обрамлен выпуклым пояском с 20 стразами диаметром 2 мм. Между ветвями креста расположены 20 гладких двугранных лучей, размещенных внутри четырех каплевидных лучей обрамленных 28 стразами диаметром 1 мм. В верхней части креста расположено ушко для крепления на ленте, на которой размещены 2 стразы диаметром 2 мм и 3 диаметром 1 мм. Материалы: латунь с позолотой, стразы, холодная эмаль. Размеры знака ордена: 45х45х4 мм. Крепление: носится на ленте. Лента ордена шелковая муаровая, темно-зеленого цвета, шириной 100 мм. Обрез ленты фигурный. Концы ленты скреплены узким шелковым кольцом. II степень. Знак ордена. Знак ордена аналогичен знаку ордена I степени, но изображение святого на центральном медальоне рельефное. Медальон обрамлен двойным округлым пояском. Материалы: латунь с позолотой, литье, холодная эмаль. Размеры знака ордена: 55х55х7 мм. Крепление: булавка. III степень. Знак ордена. Знак ордена аналогичен знаку ордена II степени, но выполнен из латуни с серебрением, без лучей. Материалы: латунь с серебрением, литье, холодная эмаль. Размеры знака ордена: 55х55х7 мм. Крепление: булавка. ОРДЕН ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО Орден учрежден определением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода от 25 марта 2004 года в ознаменование 100-летия канонизации преподобного Серафима Саровского. Преподобный Серафим является величайшим подвижником XIX века и особо почитается в России как духовный наставник и ревнитель церковной жизни. Статут ордена преподобного Серафима Саровского. 1. Орденом святого преподобного Серафима Саровского награждаются иерархи, клирики, монашествующие, миряне за особый вклад в дело возрождения монастырей, храмов, пастырскую и церковно-общественную деятельность.

http://religare.ru/2_97142_1_21.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010