Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРОВА Татьяна Ивановна (14.05.1930, Москва - 06.10.2009, там же), археолог, специалист по культуре и искусству Др. Руси, сотрудник Ин-та археологии РАН, секретарь (1972-1998) и член (с 1999) Совета по истории мировой культуры РАН, доктор исторических наук (1988). В 60-80-х гг. XX в. руководила раскопками средневек. Керчи (в т. ч. уточнила дату постройки ц. св. Иоанна Предтечи), памятников средневековья на юге России (Тамань, Крым, Украина) и в южнослав. странах (Венгрия, Болгария). Основная тема М. как исследователя - прикладное искусство Др. Руси (прежде всего украшения) и его технологии: поливная керамика, перегородчатая эмаль, чернь. Детальная типологическая классификация позволила М. уточнить хронологию, а также выделить школы древнерус. ювелирного дела. В работах М. была продемонстрирована тесная связь ранних ювелирных технологий Руси с Византией, откуда пришла техника эмали. В кон. 90-х гг. XX в. М. обратилась к изучению судеб древнерус. традиций в прикладном искусстве Московской Руси, прежде всего на основе анализа облачений свт. Алексия, митр. Московского. Соч.: Поливная керамика в Др. Руси: АКД. М., 1966 (То же загл.: Буклет. М., 1972); Поливная посуда: Из истории керамического импорта и производства Др. Руси. М., 1967; Перегородчатые эмали Др. Руси. М., 1975; Черневое дело Др. Руси. М., 1986; Эмальерное и черневое дело Др. Руси: АДД. М., 1987; Крест - хранитель всея вселенныя: История создания и воссоздания креста прп. Ефросинии, игум. Полоцкой. Минск, 1996 (соавт.: Алексеев Л. В., Кузьмич Н. П.); Древнерус. наследие в ювелирном деле ранней Москвы, XIV в.: Облачение митр. Алексия. М., 1998; Н. П. Кондаков и его роль в изучении ювелирного дела Др. Руси//Мир Кондакова: Публикации, статьи, кат. выставки. М., 2004. С. 240-244; Древнерусский драгоценный убор - сплав влияний и традиций IX-XIII вв.: Худож. стили и ремесленные школы. М., 2008 (соавт.: Жилина Н. В.). Лит.: Жилина Н. В. Памяти Т. И. Макаровой//МАИЭТ. 2009. Вып. 15. С. 692-695. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСЕЕВ Леонид Васильевич (род. в 1921), историк-археолог, специалист по истории и культуре Зап. Руси, д-р исторических наук

http://pravenc.ru/text/2561482.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Тайны Афона 05.09.2017 Примечательно, что свойства меда во многом зависят от свойств растений, в которых пчелы собирали нектар. Мы будем говорить о каштане съедобным, который в России не растет. В России произрастает только конский каштан. 14.08.2017 Наиболее прославился духовник иеромонах Христофор, старец келии Яннакопула Отец Христофор родился в 1789 году в Греции, в благочестивой семье. На Святую Гору он пришел в возрасте 48 лет в поисках духовного наставника. Посетив множество монастырей и келий, он, в конце концов, поступил в послушание к старцу Захарии в Кавсокаливию. За свое совершенное послушание он очень быстро сподобился дара умной молитвы. 23.05.2017 Древнее лекарство для повышения иммунитета уже столетия используется афонскими монахами. Рецепт передается монахами из поколения в поколение и особенно не афишировался. Лекарство состоит из продуктов пчеловодства и представляет собой сильнейший природный антибиотик. 13.05.2017 О целебных травах Афона и их приготовлении пойдет рассказ в нашем фильме. 12.02.2017 Перегородчатая эмаль - это безусловно вершина ювелирного мастерства. Это одна из самых сложных и изысканных техник художественного эмалирования, появившаяся на Афоне в конце XIX века. 12.01.2017 Святая Гора Афон похожа на Новую Зеландию. Но мало кто знает, что на Афоне также есть самый настоящий Хоббитон. И живут там не сказочные хоббиты, а русские монахи! 29.12.2016 О. Григорий очень удивился и заметил: «Ты разве не знаешь, что нет благословения затемно ходить в районе Ксенофонта? Ведь треугольник между Пантелеимоном – Ксенофонтом – Скитом Ксенофонта на горе называют «Тригоно ту диаволю», то есть Треугольник диавола! 27.12.2016 Святая Гора и Католическая Церковь… В христианской ойкумене эти два сообщества занимают полярные места: созерцательный Афон и деятельный Ватикан, цитадель Востока и цитадель Запада, крайний консерватизм и модернизм (впрочем, осторожный). 15.11.2016 Примерное расположение пещеры – между скитом Катунакия и скитом Василия Великого. Пещера надежно укрыта от посторонних глаз: выход заслоняет буйная растительность, каменные дубы и ежевика 24.10.2016 В ней впервые подробно исследуется история возникновения, развития и упадка на Афоне латинского бенедиктинского монастыря X-XIII вв. Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку http://www.isihazm.ru (В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!) Монастырь Дивеево

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=16&pid=3

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Перекресток культур Россия - Грузия. Передача 9, автор и ведущая культуролог и религиовед, доктор филологических наук И.Л. Багратион-Мухранели 12.10.2021 22:17 Ирина Леонидовна Багратион-Мухранели Искусство Грузии славится своим колоритом и неиссякаемой энергией. На протяжении многих веков она являлась удивительным симбиозом грузинских, европейских и восточных традиций. Искусство грузинской перегородчатой эмали насчитывает не меньше 1 200 лет существования. Расцвет искусства перегородчатой эмали приходится на средневековье. Центром этой техники становится Византия, а соседняя Грузия всегда испытывала влияние византийской культуры, и переняв эту удивительную технику, придала ей национальный колорит. Своеобразным средоточием перегородчатой эмали специалисты называют икону Хахульской Божией Матери. Она выполнена с использованием нескольких видов техник — чеканки по золоту, ювелирного дела и перегородчатой эмали. В ней 115 пластин эмалей небольшого размера. Из образа Богородицы сохранился лик и руки. С VIII по XII век мастера украшали икону драгоценными камнями. Этот шедевр— самая большая в мире перегородчатая эмаль, созданная в золотой век грузинской истории. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2021/10/12/22-1...

Достаточно напомнить, что только период монголо-татарского ига отбросил нашу страну в ее развитии на столетия назад. Если до монгольского нашествия Русь была процветающей и великой страной, " страной городов " , могущественным государством, с которым за честь считали подружиться европейские страны, то период с 1240 по 1480 гг. стал для нашей страны трагическим. Людские потери за этот период оказались огромными: население страны сократилось почти в 10 раз. Из более чем 100 русских городов (по данным археологов) 49 были полностью уничтожены, причем в 15 из них жизнь так и не возобновилась. Произошло исчезновение многих ремесленных специальностей, таких как скань, чернь, перегородчатая эмаль, витражное дело, полихромная поливная керамика, резьба по камню. Пришло в упадок строительство: монголы запрещали строить на Руси каменные здания. А тяжелейшее финансовое бремя (одних только ордынских налогов насчитывалось 14 видов) душили развитие торговли, земледелия, скотоводства, ремесел. К сожалению, с легкой руки некоторых наших историков (в том числе Л.Н.Гумилева) стало модным утверждать, что в истории нашей страны будто бы не было никакого монгольского ига. Оставим эти заявления на совести таких историков. Заметим лишь, что Русь приняла на себя мощнейший удар и фактически спасла европейские страны от разорения и уничтожения монголами. Вспомним еще об одном трагическом этапе - последствиях Великой Отечественной войны. В результате этой войны наша страна потеряла 2/3 своего национального богатства. Погибло больше 27 млн. наших сограждан, было разрушено 1710 городов, свыше 70 тыс. сел и деревень, 32 тыс. промышленных предприятий, 82 тыс. школы, 334 вуза, 427 музеев, 43 тыс. библиотек. Ни одна страна в мире, кроме нашей, не понесла таких колоссальных потерь. Только прямой материальный ущерб России в этой войне составил около 700 млрд. руб., что, в сопоставимых ценах, равно почти 30 трлн. долл. США. А общие издержки нашей страны в годы войны составили 1890 млрд. руб, что, опять же в сопоставимых ценах, равно примерно 100 трлн. долл. США по нынешнему их курсу. Это превышает суммарно бюджеты США за последние двадцать лет. Но вот ведь парадокс: народное хозяйство СССР было восстановлено и вышло на довоенный уровень уже через пять лет после окончания войны. Не то, что сейчас: после распада СССР мы никак не можем выйти по объему ВВП на уровень 1991г. А прошло-то уже семнадцать лет! В чем тут дело? Не оказались ли рецепты оздоровления нашей экономики, предложенные западными экспертами, изначально порочными?

http://ruskline.ru/analitika/2009/10/07/...

Но в афонских металлических окладах мы встречаем не только эмаль, чекан и басму, но и сканное дело, способ украшения поверхности узорами, исполненными при посредстве тонких нитей ленточной или перегородчатой филиграни, припаиваемых на поверхности. Известно, что сканное дело, в собственном смысла слова, т. е. украшения из металлических нитей, ссученных по две, редко по три нити, принадлежит вообще всяким первобытным ручным работам из металла, далее множеству видов народного художества в Европе а особенно Азии 93 . В русском мастерстве это дело составило особую историческую форму (так сказать, задержавшуюся в русском искусстве, благодаря его обособлению и бедности влияний в позднейшую Московскую эпоху), благодаря сочетанию (азиатского происхождения) этой скани с народною финифтью. Подобные украшения мы встречаем и в славянских землях Балканского полуострова и между древностями Афона, но ленточная скань принадлежит, по современным сведениям, исторически византийскому мастерству, хотя могла появляться и в восточных изделиях сопредельных местностей, по связи их искусства. Историческая причина появления этого способа заключается в том, что эта скань выделилась из перегородчатой эмали, т. е. выработалась в мастерских, где производили эмаль: то скань затирали мастикою, заполняли эмалевым порошком и заливали, то оставляли одну скань без цветной массы, как украшение. В этой среде украшенных сканью золотых и серебряных окладов выделяется особенно лаврская икона, исполненная мелкою мозаикою, Иоанна Богослова (табл. XXXIV), с окладом, украшенным изящною сканью из позолоченного серебра и десятью эмалевыми медальонами, представляющими семь разных святых Иоаннов и Захарию с Елисаветою: икона по преданию почитается вкладом самого Иоанна Цимисхия, но относится по эмалям и скани к первой половине XII столетия. Тем не менее, эта икона имеет громадный интерес, благодаря тому, что ее эмали и мозаическая икона, явно, одновременны с самою сканью, как легко можно видеть и на снимке, не только в оригинале.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Непосредственные торговые сношения итальянцев с Трапезунтом, генуэзскою Кафою в Крыму, с Сирией, Кипром и Египтом погубили былое значение Константинополя как складочного и распределительного центра, регулятора цен на Леванте. Потомки богатого, именитого греческого купечества обратились в мелочных торговцев-бакалов и не могли подняться: перед личной инициативой вставала стена итальянского засилья и оскудения местных рынков. Туземные ремесла и художества в XIV в. оживились в сравнении с XIII в., но многие производства замерли совсем (перегородчатая эмаль, отдельные категории мануфактур), и веками созданные навыки были утрачены. Разорение малоазиатского крестьянства и служилого сословия началось после Ласкарей при Михаиле Палеологе и развивалось неуклонно благодаря турецким набегам и царским сборщикам податей. Об облегчении крестьянского и мелкого землевладения, о реформах социального строя не помышляли при новой династии, вышедшей из рядов служилых властелей. Несмотря на казни и ссылки за последние годы Михаила, при его преемниках и двор, и патриарший престол были едва ли не игрушкою в руках столичных аристократических партий. Столица заслонила собою провинцию, как было при Ангелах; вопросы Церкви и отвлеченной духовной жизни отодвинули на второй план интересы обороны и реальной жизни страны. 24-летний Андроник, еще при жизни отца носивший корону царя-соправителя, был приучен к делам правления, но, чувствуя над собою тяжелую руку отца, умел скрывать свои мысли. Первые его шаги – открытый разрыв с политикой Михаила, продолжать которую Андронику было не по плечу. Воином он не был, с походом против сельджуков у него связаны были горькие воспоминания. Реакция против унии и облегчение военных расходов обещали ему популярность. Как истый византиец, Андроник действовал весьма осторожно внутри столицы, которой он боялся, и весьма опрометчиво и резко – на рубежах страны, которыми он недостаточно дорожил. Он распустил победоносный флот, созданный тяжкими усилиями Михаила, наемников-турок он послал грабить в Сербию, чтобы не тратиться на их содержание.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Практика покрытия золотом, золоченым серебром, многоцветными камнями, эмалями и жемчугом деревянных престолов, алтарных преград, богослужебных крестов, ставротек, икон, переплетов богослужебных книг, рак (саркофагов), ковчегов-мощевиков и других священных предметов широко распространилась в ранневизант. период и получила продолжение в Восточной и Западной Церквах на протяжении столетий. О. в разный период в различных художественных центрах изготавливали в таких техниках, как ковка, выколотка, чеканка, басма, скань, зернь, гравировка, оброн, эмаль (перегородчатая, выемчатая или расписная), литье, чернь и др. Покрытие иконы драгоценным О. уже в домонг. время становится признаком благочестия и почитания образа. Древнейшие О. отковывали из слитков драгоценного металла в тонкие пластины. Согласно замыслу, эти детали украшали в разных техниках орнаментом, надписями или священными изображениями, тщательно подгоняли и соединяли, как, напр., на О. 1-й пол. XII в. большой храмовой иконы «Апостолы Петр и Павел» (сер. XI в.) из новгородского собора Св. Софии (НГОМЗ), состоящем из множества состыкованных тонких серебряных пластин с чеканными изображениями ростовых фигур святых, орнаментами и надписями. Этот О., украшенный чернью и золочением, по мнению И. А. Стерлиговой, демонстрирует мастерство визант. чеканщиков в Новгороде и служит образцом усвоения рус. серебряниками визант. художественного языка. Следует визант. традициям О. 6-конечного напрестольного креста 1161 г., созданного по заказу прп. Евфросинии Полоцкой для собора полоцкого Спасского мон-ря (см. ст. Евфросинии Полоцкой, преподобной, крест). Он также сделан из неск. золотых и золоченых серебряных пластин с изображениями, надписями, орнаментом, украшен камнями и жемчугом. Гладкие пластины изготовлены в технике перегородчатой и выемчатой многоцветной эмали и резьбы и закреплены гвоздиками на деревянной основе креста, выполненной из кипариса. На О. во вкладной надписи имеются сообщения о годе создания, стоимости материалов и работ, заклятие против отчуждения, молитвенное слово заказчицы, а также имя рус. мастера - Богша Лазарь. О. изготавливали также из меди. При раскопках в Новгороде археологического комплекса кон. XII в.- усадьбы иконописца Олисея Гречина - были найдены О. из 2 тонких медных пластин на икону с поясным изображением свт. Николая Чудотворца, а также фрагменты О. с орнаментом для больших храмовых икон, инструменты и оборудование ювелира: чеканы, пуансоны, ножницы по металлу и др.

http://pravenc.ru/text/2578241.html

Мозаика здесь из лучшего времени, эмали отличаются чрезвычайною чистотою и интенсивностью тонов, прекрасным и тщательным исполнением перегородочек, характерностью типов строгого рисунка, а скань относится к византийской технике раннего времени. Именно это редкий образец скани ленточной, или перегородчатой (техника перегородчатой византийской эмали), исполняемой из тонких листовых (разбитых или расплющенных из проволоки, не нарезанных, как бывает в варварских изделиях, с инкрустациями) ленточек, выгибаемых, смотря по рисунку, и припаиваемых к пластинке, без всякой зерни (филигрань), и совершенно гладких. Стало быть, здесь нет сучения двух проволок (скань), и подобный рисунок выполнен только в тех мастерских, где имеется подобная ленточная проволока, тогда как в западных изделиях мы почти не встречаем в этой филиграни, разве для цветов, геометрических фигур. Этою сканью, притом самой совершенной техники, славится Шапка Мономаха, которой эпоху мы определили, на основании сравнения технических особенностей ее со всеми, ставшими нам известными, памятниками скани, как вторую половину XII века или начало XIII столетия 94 . Однако, все доказательства художественно-технического характера и целый ряд привлеченных сюда памятников оказались недостаточно убедительны для пок. Г. Д. Филимонова , который предпочел отнести этот вид скани к восточному, не византийскому, искусству, главным образом, на основании одного арабского флёрона, выполненного на шапке: присутствие этого арабского орнамента на работе XII – XIII века, хотя объясняемое множеством аналогий (только по изданиям можно набрать десятки случаев ее изображения), указало Филимонову на египетское (?) происхождение Мономаховой шапки, будто бы затем подаренной московскому князю татарским ханом; при этом открывался таинственный смысл изображенного будто бы в этом флёроне лотоса. Правда, некоторое основание для того было в указанных ранее аналогичных восточных памятниках: подвесных бляшках из Гранады, поясе сарацинского (из Сицилии) изделия для столы Габсбургов, происходившей из регалий норманнских королей, церемониальном мече римских императоров, происходящем также из Сицилии, и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Каноны, заставки, инициалы отличаются высоким мастерством исполнения. Орнаментальный декор выполнен плотными густыми красками, в технике, напоминающей перегородчатую эмаль. В колорите выделяются зеленый, ультрамарин. Золотой фон имеет высокую сохранность. Анализ художественного украшения Г. Ч. (подбор композиций, предваряющих тексты, определенное число канонов, иллюстрированное «Послание Авгаря», применение исключительно растительных мотивов в орнаментике, украшение Послания Евсевия Кесарийского Карпиану) дает возможность выявить в его создании традиции скриптория Калипосского Богородицкого мон-ря на Чёрной горе (близ мон-ря св. Симеона Столпника в исторической Сирии, совр. Турция) (см. ст. Алавердское Четвероевангелие (Кекел. А-484, 1054 г.) и на основании стилистических особенностей датировать рукопись 1-й пол. XII в. Лит.: Покровский Н. В. Описание миниатюр Гелатского Евангелия//ЗОРСА. 1890. Т. 4. С. 255-311; Шмерлинг Р. О. Образцы декоративного убранства груз. рукописей: [Альбом]. Тбилиси, 1940. С. 54-55; Мачавариани Е. М. Система декорат. убранства груз. четвероглавов XI-XIV вв.: АКД. Тбилиси, 1987; она же. Отражение худож. традиций очагов письменности Черной горы в Гелатском четвероглаве XII в.//Мравалтави. 2001. 19. С. 47-56 (на груз. яз.). Рубрики: Ключевые слова: АДИШСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ пергаменная рукопись (897), один из важнейших памятников древнегрузинской письменности, содержащий грузинский перевод Четвероевангелия ВУКАНОВО ЕВАНГЕЛИЕ один из древнейших памятников сербского извода церковнославянского языка, книгописания и книжной иллюминации ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ II Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении ДОБРЕЙШЕВО ЕВАНГЕЛИЕ [Евангелие попа Добрейша], тетр, памятник болг. языка, книгописания и изобразительного искусства XIII в. ДОБРИЛОВО ЕВАНГЕЛИЕ апракос полный, один из немногих, точно датированных памятников древнерус. (и в целом слав. кириллического) книгописания и книжной иллюминации 2-й пол. XII в.

http://pravenc.ru/text/161966.html

оканчивается, вверху и у пяты каждой арочкн, тремя золотыми проволочными крючками, которых укрепление в кокошнике мы, однако, не можем угадать. Далее, девять створов составлены из 7 киотцев, имеющих наверху луковицеобразную арочку с упомянутым крючком, на который посажено зерно жемчуга, и это киотцы ясно указывают во-первых на роль венца, короны, только не царской, а княжеской, а во-вторых, на священный характер этого венца, выраженный в сакраментальной форме киотцев. Между тем две боковые пластинки или створки (4 1 /2 сант. дл.) сделаны в виде сужевающейся полосы или ленты, что и придаёт собственно всему украшению форму повязки или диадемы. Если же диадема н была первоначальною формою царского венца, то в данном случае такой архаический тип мог быть легко формою церковного, брачного венца, чего, однако, по существующим образцам доказать нельзя, разве сопоставив обычные на брачных венцах изображения Деисуса с нашим. Все киотцы или створки украшены византийскою перегородчатою эмалью, и притом только две боковые орнаментальными или декоративными сюжетами, а именно: кружочком с женскою головкою в короне, кружочком с пальметтою на изумрудном фоне и четырьмя сегментами вокруг первого кружка, наполненными разводом аканфа. Мы имели уже случай заметить, что такая форма эмалевых украшений может происходить от подражания цветной ленте, продернутой через ажурную золотую пластинку. Женская головка, условной красоты позднего греческого антика, имеет корону в виде высокого золотого кокошника с тремя камнями на переди; в ушах головки большие жемчужины (uniones); фон изумрудный, любопытный остаток древнейшей византийской эмали, встречающейся именно в декоративных бляшках. Соответствующие фигурам греческие надписи сделаны крупными уставными буквами, в красной эмали, но дают характерные неясности и особенности. А именно: в имени МР У М и Р слиты чертою, как в курсив; Гавриил–ога, есть ошибка в имени Петра, везде не достаёт в кружке О вписываемой обыкновенно буквы а. Наконец, в имени апостола Павла русский эмальер или не имел греческого образца, или не захотел следовать ему, но составил имя по древне-русски: О ПАВЕЛЪ, не забыв, однако, сделать кавычку для обозначения сокращаемой сигмы в греческих словах, которой нет в имени Петра, где бы ей быть следовало. Словом, эта ошибка окончательно выдаёт работу русского мастера, и в этом отношении является по истине драгоценным и незыблемым свидетельством того, что в Киеве русские мастера в XI и XII веках производили эмаль, и что многочисленные её произведения, добываемые ныне из земли, дают нам ясное понятие о высоте этого наиболее тонкого и трудного художественного мастерства на юге Росси в древнейшем периоде.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010