(триморф, греч. τρμορφος, τριμρφιον, τριπρσωπος παρστασις). Арбавильский триптих. X в. (Лувр, Париж) Арбавильский триптих. X в. (Лувр, Париж) В послеиконоборческий период становится типичной сокращенная иконографическая схема, включающая всего 3 фигуры - Христа, Богоматери и св. Иоанна Предтечи. В центре изображается Христос, стоящий (икона «Деисус со святыми на полях», XI в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) или восседающий на престоле, с закрытым Евангелием, к-рое Он придерживает левой рукой, правой - благословляет (эпистилии темплонов с 12 праздниками, XII в., там же). Слева (по правую руку Христа) - Богоматерь с молитвенно сложенными руками, справа - с тем же молитвенным жестом св. Иоанн Предтеча. Такие изображения известны в монументальной живописи (мозаика кафоликона мон-ря Ватопед, кон. X - нач. XI в.), в прикладном искусстве (Арбавильский триптих, слоновая кость, X в., Лувр, Париж,; ставротека из Сайднайского мон-ря , перегородчатая эмаль, XI в., ГЭ). Деисус. Икона. Нач. XIII в. (ГТГ) Деисус. Икона. Нач. XIII в. (ГТГ) Наряду с изображениями в рост встречаются поясные Д.-триморфы (в юго-зап. вестибюле собора Св. Софии в К-поле, 60-е гг. XIII в.). Идейное содержание деисусной композиции, ее соответствие евхаристическим молитвам обусловило включение Д.-триморфа в роспись центрального алтаря: в люнетах над окнами центральной апсиды кафоликона мон-ря Осиос Лукас (20-е гг. XI в.) помещен поясной Д.; в росписи алтаря собора Св. Софии в Киеве (1037) над центральной апсидой находятся медальоны с поясными образами Христа, Богоматери и св. Иоанна Предтечи. Д.-триморф включался в состав визант. эпистилиев темплонов в качестве средника праздничного ряда. В Грузии и Каппадокии Д.-триморф часто является главной композицией алтаря и помещается в конхе центральной апсиды (Дирекли-килисе, Каппадокия, X в.,- рядом с Христом в апсиде изображены поклоняющиеся ангелы); так же украшена центральная апсида Спасо-Преображенского собора Мирожского мон-ря (40-е гг. XII в.). В Византии Д.-триморф как главная композиция в конхе апсиды встречается в росписи погребальных капелл: в крипте монастыря Осиос Лукас; в мавзолее серб. иерархов в ц. св. Апостолов (Спаса) в Пече (1260); в парекклисионе ц. Богородицы Паммакаристос в К-поле (1311-1320). Иконы Д.-триморфа создавались на Балканах в поздне- и поствизант. периоды. Спаситель, как правило, изображается с раскрытым Евангелием, фигуры Богоматери и св. Иоанна Предтечи помещаются на 2-м плане, за престолом (икона «Деисус со святыми на полях», кон. XIV - нач. XV в., ГТГ; икона из Бачковского мон-ря, 1495, Нац. художественная галерея, София), иногда в сильно уменьшенном размере (икона изографа Николы, 1703, Нац. художественная галерея, София). На Руси иконы Д.-триморфа встречаются реже (напр., икона Д. (оглавный), нач. XIII в., ГТГ; псковская икона «Деисус с Параскевой и Анастасией», XV в., НГОМЗ).

http://pravenc.ru/text/Деисуса.html

В 1994 году митрополит Филарет организовал паломничество на Святую Землю для тех, кто был причастен к делу воссоздания Полоцкого креста. Во время Божественной литургии на Гробе Господнем было освящено кипарисовое основание будущего креста. На Святой Земле были закуплены драгоценные камни, которые пошли на украшение святыни. По благословению Патриарха Святого Града Иерусалима и всея Палестины Диодора II были получены частицы Честного и Животворящего Креста, камня от гробницы Пресвятой Богородицы, камня от Гроба Господня, частицы святых мощей для их помещения в воссоздаваемый крест. После возвращения домой Николай Петрович продолжил работу над разгадкой техники перегородчатой эмали и рассказывал, что это было очень тяжело: «Я кладу золотую нить, заливаю эмаль, и нить рвется. Столько времени потратил на то, чтобы понять, как это сделать». В феврале 1996 года решение было найдено, и в середине июня была изготовлена первая пробная золотая пластина с изображением Иоанна Предтечи. Спустя полтора года работа над крестом была благополучно закончена. В Спасо-Евфросиниевской обители чин воздвижения воссозданного Евфросиниевского креста состоялся в 1998 году, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, во время первосвятительского визита Патриарха Алексия II. — Утраченная в 1922 году серебряная рака также была воссоздана. При каких обстоятельствах это произошло?  — Это было удивительное событие. Шел ремонт корпусов, денег не хватало. Мы даже помыслить не могли, чтобы взяться еще и за создание новой раки. Однажды к нам в монастырь приехала Наталья Федоровна О. из Дисны и во время экскурсии по обители задала вопрос, можно ли в настоящее время воссоздать раку. Мы объяснили ей причину неосуществимости на тот момент такого проекта, и тогда она предложила взять все расходы на себя. Мы помогли ей попасть на прием к митрополиту Филарету. Владыка вызвал Николая Петровича, познакомил их, и Николай Петрович приступил к воссозданию раки. В первую очередь он сделал макет из гипса и привез в монастырь. Мы его поставили в Преображенском храме, где прежде стояла рака. Макет там прекрасно поместился. На следующем этапе нужно было сделать основу для раки. Наталья Федоровна купила красное дерево, оплатила все работы, и основа была сделана. А через некоторое время она нам сообщила, что из-за непредвиденных обстоятельств помогать больше не сможет.

http://e-vestnik.ru/history/prepodobnaya...

Только основа (тропарь, канон и некоторые стихиры) совр. корпуса песнопений В. восходит к богослужебным книгам периода действия Студийского устава; в них не встречались песнопения, посвященные обоим апостолам., такие песнопения, как правило, были включены в последования не ранее XVII в. Тропарь общий 3-го гласа «          »; кондак 4-го гласа, подобен «Явился еси»: «          »; канон 2-го гласа, творение Феофана (согласно греч. Минее и Евергетидскому Типикону), ирмос: «Εν βυθ κατστρωσε ποτ» (        ), нач. «Ο προγνστης πντων κα Θες, τ τς διανοας σου, θεοειδς καθορν ξελξατο» (                  ); канон В. связан с каноном ап. Варнаве: у них одинаковые ирмосы, в греч. Минее Богородичны есть только у канона Варнавы (как в рус. Минее под 4 дек.), в студийских Минеях каноны помещаются раздельно, Богородичны в песнях 6, 8 и 9 совпадают (напр., в Минее РНБ. F. п. I. 36, XI в.); самогласнов В. нет, только 1 самогласен, в к-ром прославляются оба апостола (др. самогласны в службе - Варнавы); В. посвящена одна группа из 3 подобнов, в др. 2 группах стихир прославляются оба апостола. Седальны взяты из Общей Минеи. В греч. Минее есть иные 2 самогласна, посвященные апостолам В. и Варнаве. По рукописям известен также канон В. 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа, творение Иосифа, с акростихом: «Υμν γεγηθς τν καλν μοι προσττην. Ιωσφ» (Пою с радостию доброго моего предстателя. Иосиф), ирмос: «Υγρν διοδεσας σε ξηρν» (        ), нач.: «Υπρφωτος λιος γεγονς νσει το Λγου» (Пресветлое солнце, рожденное союзом Слова) (Ταμεον. Σ. 214). Акростих этого канона почти совпадает с акростихом канона В. на 25 авг. Апостольское чтение на литургии - Деян 11. 19-26, 29-30 (выбрано в связи с упоминанием ап. Варнавы); Евангельское чтение - общее. В греч. Минее указано др. апостольское чтение - 1 Кор 4. 9-16 (общее чтение апостолам). Апостолы Варфоломей и Симон. Перегородчатая эмаль. Фрагмент Хахульского триптиха. Х в. (Гос. музей искусств Грузии. Тбилиси) Апостолы Варфоломей и Симон. Перегородчатая эмаль. Фрагмент Хахульского триптиха. Х в. (Гос. музей искусств Грузии. Тбилиси) Служба 25 августа. В Типиконе Великой ц. IX-X вв. отмечена память В. вместе с памятью ап. Тита, богослужебные указания относятся к др. памятям этого дня ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 382-383). В студийских Типиконах предписана служба с «Бог Господь», но в отличие от Типикона Великой ц. в Студийско-Алексиевском ( Пентковский. Типикон. С. 365), Евергетидском ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 494) и Мессинском ( Arranz. Typicon. P. 182) Типиконах, а также в студийских Минеях ( Горский, Невоструев. Описание. Т. 6. С. 76) памяти В. и Тита разделены: 25 авг.- память ап. Тита, а 24 авг.- перенесения мощей В. В Типиконе Георгия Мтацминдели XI в. ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 271) память перенесения мощей В. приходится на 25 авг. в соединении со службой ап. Тита.

http://pravenc.ru/text/154389.html

Все-таки панорама пожара, бушевавшего перед террасами Влахернского дворца, потрясла даже царя Алексея Ангела. Выше итальянских кварталов были расположены кормившие столицу казенные хлебные склады еще с IV в. Вверх до самого Среднего проспекта (Месы), главной артерии города, пролегавшей по хребту константинопольских холмов, тянулись торговые кварталы, каждый со своей физиономией. Тогда, как и теперь, мастера одного цеха располагались рядом, образуя кварталы с соответственными именами: Халкопратии (Медный ряд), Аргиропратии (Серебряный ряд), Керополии (Свечной), Артополии (Хлебный), Влаттополии (Шелковый и Пурпурный) и т. д. Снаружи и, вероятно, с внутренней стороны торговые ряды представляли из себя портики или гостиные дворы, часто в два этажа, с открытыми комнатами без окон, закрываемыми лишь на ночь; мастера и купцы сидели со своими товарами почти на улице. Для производства у всех соседей существовали общие шаблоны и нормы. В некоторой связи с организацией специальных рядов находилась организация торгово-промышленных корпораций, известных из устава епарха ок.900 г. Константинопольские торговые ряды были велики и обслуживали далеко не одну столицу. Здесь находились оптовые склады местных и привозных товаров, регулировавшие спрос и предложение, господствовавшие над торговым обменом Востока и Запада; в этих товарах были помещены капиталы местных и иногородних купцов. Мастерские, особенно шелковых и шерстяных тканей, изделий из металлов, драгоценностей и художественных произведений (эмаль, слоновая кость), работали на экспорт, для которого даже Англия и Кавказ не являлись крайними рынками сбыта. Потому пожар, истребивший эти кварталы со всеми товарами и богатствами, оказался настоящей катастрофой для всей восточной торговли, гибелью вложенных капиталов, накопленных и унаследованных состояний. Разорение купечества порвало традиционные деловые связи и погубило личный кредит, т. е. самую возможность восстановить утраченное. Торговля стала искать иных путей, минуя Константинополь. Разорение целых корпораций мастеров вызвало упадок и даже прекращение производств, процветавших столетия и державшихся на унаследованных навыках и секретах; так, например, столь славные художественные изделия из перегородчатой эмали исчезают, по-видимому, с XIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Мартвильский нагрудный энколпион в виде триптиха . (IX в., ГМИГ, 12,2×12,2 см в закрытом виде, серебро с позолотой, чеканка, перегородчатая эмаль, чернь, драгоценные камни), один из значительных образцов груз. средневек. искусства раннего периода. Лицевая сторона закрытого триптиха содержит 4 квадратных поля, предназначенных, очевидно, для заполнения перегородчатой эмалью. На обороте помещены 4 сцены, выполненные в технике черни и имеющие орнаментальное обрамление: «Рождество Христово», «Сретение», «Сошествие во ад» и «Жены-мироносицы у Гроба Господня». В центральной части раскрытого триптиха помещена исполненная в технике перегородчатой эмали композиция «Деисус», к-рую относят к малочисленной группе сохранившихся эмальерных произведений раннего средневековья. Фон полупрозрачный, изумрудного цвета, одежды окрашены в пурпурно-коричневые и синие полупрозрачные тона, что характерно для ранних перегородчатых эмалей. Центральную часть занимают фигуры стоящего на возвышении Христа (эмаль, сохр. с большими утратами), Пресв. Богородицы и св. Иоанна Предтечи (эмаль), на крыльях триптиха помещены фигуры архангелов Гавриила и Михаила (чеканка). Верх и низ обрамления центральной части, а также ушко для продевания цепи украшены драгоценными камнями. В отдельных частях триптиха наблюдается сочетание типично новых черт со старыми, с традиц. изображением трафаретных форм. Так, в чеканке просматривается характерный для римско-эллинистического мира пластический подход в трактовке фигур, тогда как эмалевые и черневые изображения решены в плоскостно-графическом декоративном стиле, соответствующем стилистике переходного времени. Иконография памятника уникальна включением самых ранних в восточнохрист. искусстве композиций «Деисус» и «Сретение» (сохр. греч. надпись). Необычными для композиции «Деисус» являются изображения солнца и луны в виде 2 кругов по обе стороны от головы Христа, к-рые должны подчеркнуть величие и славу Господа. Мартвильский наперсный крест-энколпион (IX в., ГМИГ, 15×9 см, золото, перегородчатая эмаль, камни), одно их ранних произведений груз.

http://pravenc.ru/text/2562406.html

Ему было свойственно «знаково-символическое восприятие» памятника изобразительного искусства и архитектуры. Ранневизантийские писатели и поэты, обращавшиеся к различным типам экфрасиса, давали описания тех памятников, которые были хорошо известны их современникам, поэтому многие детали опускались. Большое внимание они уделяли религиозным сюжетам, а не манере исполнения, видя ценность памятника в том, насколько точно он отражал созданный Богом мир. Ввиду отсутствия специальной терминологии создатели экфрасисов использовали одни и те же возвышенные слова и эпитеты в описании различных произведений. На рубеже VVI вв. была создана поэма-экфрасис Христодора Коптийского «Описание изваяний в общественной гимнасии, которая именуется «Зевксиповой», в 416 гексаметрах. В ней автор описал более 80 античных статуй богов, гомеровских героев, философов, историков, поэтов. Экфрасисы Агафия Миринейского («На статую Плутарха», «На изображение архангела Михаила» и др.) помогали зрителю перенестись в иной, более возвышенный мир («Так умеет искусство красками выразить то, что возникает в уме»). В жанре экфрасиса была создана поэма Павла Силентиария, посвященная описанию храма св. Софии в Константинополе. Хорикий из Газы (VI в.) дал подробное описание церкви св. Сергия в своем родном городе в Южной Палестине. Эмаль византийская – пришедшая с Востока, впервые стала изготовляться в VI в. Она выполнялась в сложной перегородчатой технике: на золотую пластину напаивались ребром тонкие золотые полоски, обозначавшие контуры изображения, промежутки между ними заполнялись разноцветной эмалью стекловидной жидкой массой, которая при обжиге затвердевала и приобретала прозрачность и блеск. Эмаль применялась для украшения крышек реликвариев – ставротек (реликварий, созданный по заказу императора Никифора Фоки в 964965 гг. с эмалями, изображающими фигурки Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи и 12 апостолов; реликварий с крышкой из позолоченного серебра, украшенной сценой Распятие, полуфигурами в медальонах и драгоценными камнями; двусторонний реликварий с изображениями на одной стороне Богоматери, на другой – Благовещения, выполненными в тончайшей технике перегородчатой эмали, XII в.), дискосов (вставка из эмали с изображением Тайной вечери на дискосе из оникса), окладов Евангелий (оклад Евангелия из Лавры на горе Афон), икон, императорских корон, которые часто посылались в качестве подарков в другие страны (император Константин IX Мономах подарил венгерскому королю Андрею I корону из перегородчатой эмали на семи золотых пластинах с изображениями самого императора, его жены Зои и ее сестры Феодоры).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что же касается обвинений в разорении монастыря, комиссия находит необходимым отметить, что обыском было обнаружено замурованного и действительно сокрытого в стене монастыря чистого серебра около 40 пудов в виде старинных монет, церковной утвари, рак и больших листов. Из нижеуказанной описи видно, что 74 вещи, конфискованные при обыске, отосланы в Петрозаводский исторический музей, а именно: 1. Евангелие XVII в. Необд[еланные] камни, настоящие: 6 бирюза, 2 альмандина (2 потерянных); чекан[ная] сереб[ром] крышка, распятие внутри, наклад[ные] фигуры: пласт[ины] с предстоящими, 4 евангелиста по углам. Нижняя крышка – сереб[ряные] фигур[ные] пластинки-углы, в середине крест. Малиновый вытертый бархатный корешок. На загибе переплета – чеканная вязь: «Ст-ое Ев-лие» 1003 св. Александра-Свирского и т. д. 2. Внешний вид Евангелия XVI в. (1597 г.) Переплет с орнаментом: перегородчатая эмаль на серебре кованном из крученной сереб[ряной] проволоки, 4 евангелиста по бокам, в середине распятие (все гравировано на серебре); осыпан камнями: 4 большие, 4 малые – все необделанные, вверху жемчужина большой величины. На обороте ножки и старинный шелковый штоф, по краям оклада надпись «Лето 7105 (1597) при державе Государя Царя и Великого Князя Федора Ивановича всея России и при Митрополите Варлааме Великого Новгорода сделано бысть сие Св. Евангелие в обитель живонач[альной] Св. Троицы и Преподобному Александру Свирскому Чудотворцу при Настоятеле Игумене Дионисие с братиею». 3. Евангелие 1681 г. (XVII в.) Крышка верхняя 4 горельефа. В середине – сошествия во ад, по углам – 4 евангелиста, 4 камня необделан[ных], перегородчатая эмаль, по контурам бурмицкие зерна. На корешке – литые гравированные рисунки – барельефы. На нижней крышке – гладкая доска с литыми барельефами орнаментного характера в середине и по углам. По краям оклада надпись: «Лето 7198 (1681) Генваря в день Св. Живоначальныя Троицы Препод[обного] отца нашего Александра Свирскаго монастыря сию Св. книгу Евангелие напрестольное большой печати, окладное с каменьем, края Евангелия онизаны большим жемчугом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

иконы XIII-XIV вв. Стекло является основой перегородчатой и выемчатой эмали , украшающей изделия из металла. Техника перегородчатой эмали, получившая развитие в Византии IX-XII вв., состоит в напаивании на металлическую поверхность тонких перегородок, образующих контуры изображений. Пустоты между ними заполняются порошкообразной цветной стеклянной массой, разведенной на воде или растительном связующем (мед, смола), с последующим обжигом и полировкой изделия. Наиболее знамениты эмали к-польских мастерских, работавших как для визант., так и для иностранных заказчиков (эмали X-XII вв. Пала д " Оро; первоначальные дробницы Мстиславова Евангелия, 1-я четв. XII в.). Более простой разновидностью эмали является выемчатая, предполагающая заполнение стеклянной массой углублений в медной или бронзовой основе, образующих изображение. Одним из древнейших центров производства эмалей был г. Лимож. Лиможскими эмалями украшены предметы утвари, найденные при археологических исследованиях в Суздале, оклад Евангелия из Антониева мон-ря (XIII в., НГОМЗ). В зрелом средневековье крупнейшим центром производства эмали был Новгород, на рубеже XV и XVI вв. эта роль перешла к Москве. В XVII в. в различных рус. центрах (Вятка, Ростов, Усолье) процветала живописная эмаль, украшавшая небольшие дробницы-медальоны. На серебряную или медную основу наносили фоновый слой одноцветной эмали, затем его расписывали эмалевыми красками, обжигали и полировали. С петровской эпохи в этой технике создавались портреты (мастера А. Г. Овсов, Г. С. Мусикийский). Одним из крупнейших центров производства эмали был Ростов, где к сер. XIX в. работали ок. 100 мастеров-эмальеров. В XVIII-XIX вв. эмалевыми медальонами (дробницами) с изображениями священных сюжетов украшали предметы церковного убранства (потир работы Егора Искорникова для Донского мон-ря, 1795, ГИМ; дарохранительница Казанского собора, 1803-1807, ГМИР; эмалевые вставки работы Д. И. Евреинова со сценами «Проповедь Иоанна Крестителя в пустыне» по оригиналу А.

http://pravenc.ru/text/171620.html

Первая, в свою очередь, подразделяется на перегородчатую (émaux cloisonnées), когда контуры накладываются на поверхность в виде тонких пластинок, припаянных к ней ребром, и между ними наливается эмаль, – и фряжскую (émaux champlevées), когда контуры образованы из самой поверхности. Первая и есть собственно эмаль византийская и наиболее ценная. Производство ее в Византии имеет свою длинную историю, продолжающуюся до XII–XIII b., и не ограничивается одним востоком, но разливается в XIII b. широкой волной по всей западной Еропе. Такой эмалью были украшены престол константинопольского храма Софии и двери его нарфикса и баптистерия; но они погибли во времена крестовых походов. Подобная же участь разрушения и невозвратной потери постигла множество других памятников этого рода, и лишь некоторые из них сохранились до настоящего времени, как, например, регалии Монцы, престол в церкви св. Амвросия в Милане, знаменитый запрестольный образ в церкви св. Марка в Венеции (Pala d " Oro), несколько предметов в хранилищах древностей Мюнхена, Вены, Парижа и Лондона и несколько предметов у нас в России, описанных гг. Сахаровым, Забелиным и Филимоновым. К этой же категории относятся и эмали Гелатского образа. Рассыпаны они здесь в таком количестве и сохранились в такой отличной целости, что могут соперничать с Венецианским образом и даже в некоторых отношениях превзойти его. Здесь насчитывается до 75 эмалевых клейм в виде круглых медальонов, крестов и квадратных дощечек. Любопытный перечень этих изображений сообщен известным французским археологом Дюраном в письме к Филимонову (Lettre de m. Julien Durand à m. Filimonoff. Вестник общества древнерусского искусства 1876 г., omд. VI, стр. 27, omд. IV, стр. 102), который мы и передадим здесь в сокращении. 1) бюстовое изображение императора и императрицы, венчаемых Спасителем; 2) Спаситель, восседающий на троне между 3) Богоматерью и 4) Иоанном Предтечей молящимся; 5) уготование престола; 6) Константин и Елена при Кресте; 7–11) бюстовые изображения святых: Иоанна Богослова, св. Николая, св. ап. Павла и др.; 12–13) бюстовые изображения двух епископов; 14–15) два ангела; 16–21) двенадцать апостолов; 22) Спаситель с Богоматерью; 23) крест с изображением Спасителя; 24) Богоматерь; 25–36) два епископа, два ангела и другие святые; 37–39) Спаситель между ангелом благовествующим и Богоматерью; 40–41) два святых мужа; 42) Богоматерь на троне с Божественным Младенцем; 43–44) два ангела (один из них – архангел Гавриил); 45–46) два образка с четырьмя изображениями святых на каждом; 47–48) два креста: на одном бюстовое изображение Спасителя; 49–52) восемь изображений святых; 53–75) около двадцати медальонов с бюстовыми изображениями святых на боковых крыльях складня: в числе их два медальона с изображением Спасителя, крест со Спасителем среди четырех бюстов и крест с Богоматерью также среди четырех бюстов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Перегородчатая эмаль – техника украшения, которая заключалась в нанесении на металлическую пластину контура из тонкой проволоки или металлических полосок, поставленных на ребро. Полученное изображение из разнообразных по форме и размеру ячеек заполнялось эмалью – непрозрачной стекловидной массой (пастой) разного цвета до верхнего края перегородок, после чего производился обжиг. Затем эмаль шлифовали и полировали саму металлическую пластину. Металлической основой, как правило, были золото, серебро, бронза, медь. Перибол (перивол) – внутреннее пространство между передовой и основной оборонительными стенами крепости или города. Перивлепта – дословно с греч. «Всевидящая». В частности, так назывался построенный при Романе III Аргире (1028–1034 гг.) большой, устрашающего вида монастырь Богородицы с громадной одноименной церковью на Седьмом холме в юго-западной части Константинополя. См.: Мистра. Периодевт – см.: хорепископ. Периорисм – перечень владений, к примеру, византийского монастыря. Перипат – колонная галерея. Перипл – указатель маршрута морского путешествия с обозначением расстояний между пунктами пути. Перипорфира – полоса пурпурного цвета по краям одежды. Ср.: месопорфира. Перистиль – внутренний двор здания, окруженный с четырех сторон портиками. Перпер – поздневизантийская золотая, а с 1367 г. серебряная монета и денежно-счетная единица, другое название – иперпирон, иперпир. Персия – см.: персы. Персоармения – часть Армении с главным центром в городе Двине, захваченная персами, которые с 424 г. установили здесь власть своих марзбанов и долгое время воевали за эту территорию с ромеями, чьими союзниками были персоармяне и тюрки. Персы – население древнего государства, Персии, занимавшей территорию современного Ирана, уже с IV в. представляло серьезную угрозу для Восточной Римской империи. Под натиском П. Империя была вынуждена отказаться от своих прав на часть Армении и Месопотамии. В конце V – начале VI вв. в руки П. попали крупные города ромеев. В 532 г император Юстиниан I заключил с персидским правителем Ксерксом мирный договор, но в 540 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010