Дополнительные ведомости Средние ежегодные затраты на школу   На одного ученика Из сумм правительственного пособия затрачивается: На жалованье учителей На учебные пособия На одежду Белье и стирка Продовольствие Отопление Освещение Наем прислуги и эконома Содержание учителей (квартира, отопление, освещение и часть провизии для стола) Содержание аптеки и фельдшер Общие расходы Имущество 4% на затраченный капитал в постройках и имуществе школы на сумму 35 000 р. 2½ % погашения с капитала в 35 000 р. Школа возвращает учредителю в работах учеников и в результатах их хозяйства Таким образом на школу тратится: Правительственного пособия Из средств учредителя Итого расходу   Считая 60 учеников. Ведомость о наличном составе учеников в Воздвиженской низшей сельскохозяйственной школе к 1-му октябрю 1893 года а) Первый приготовительный класс   Фамилии и имена Вероиспов. Сословие Какой губернии и уезда уроженец Время поступления в школу Предварительное образование Пансионер (на чей счет) или приходящий Примечания Афромеев Андрей Православного Мещанин Черниговск. г. Глухов. у. Приняты  4 августа 1893 года В народной школе Пансионеры учредителя Члены Младшего Братского Кружка Бельмас Николай Черниговск. г. и уезда Борков Александр Чернигов. г. Кролевец. у. Дикий Иван Сын отст. рядов. Чернигов. г. Глуховск. у. Чл. Млад. Брат. Кр. и Старшина Клечановский Иван Дворянин В 2-х кл. учил. М.Н.П. Члены Младшего Братского Кружка Коломейченко Андрей Чернигов. г. Конотоп. у. В народной школе Мерчанский Иван Дворянин Чернигов. г. Глуховск. у. В 2-х кл. учил. М.Н.П. Михей Григорий Крестьян. Полтавск. г. Золотонош. у. В народной школе Нарбут Сергей Сын губ. секретар. Чернигов. г. Глуховск. у. Исключен из шк. Приходько Авксентий Мещанин Черниг. г. Городницк. у. В 2-х клас. училищ. Чл. Мл. Бр. Кр. Савич Николай Дворянин В народной школе вне Кр. Селегень Павел Мещанин Харьковск. г. Ахтырск. у. Члены Младшего Братского Кружка Супрун Андрей Черниг. г. Кролевецк. у. 4 авг. 1892 Харченко Александр Мещанин

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Neplyu...

Но еще в худшем положении находилось преподавание Богословия в той же школе. Мы, конечно, не должны упускать из внимания того обстоятельства, что наши сведения о рассматриваемой школе скудны; но и при всей скудости сведений мы могли бы знать о преподавании богословия хоть столько же, сколько знаем об изучении здесь риторики и философии, а на поверку выходит, что наши сведения в данном случае сводятся чуть не к нулю. Отчего это так? Уж не от того ли, что богословие здесь процветало еще менее, чем прочие науки? На основании заметок Барского позволительно допускать, что богословское обучение в Патмосской школе сводилось к простым собеседованиям учителя с учениками на религиозные темы. По крайней мере наш наблюдательный путешественник богословским учением называет именно такого рода беседы: так, рассказывая о последних днях жизни Макария Патмосского, он пишет: «се чудно, яко до последнего издыхания со многим рассуждением и говением некая высокая богословствование». 505 К этим богословским собеседованиям присоединялось еще самостоятельное чтение учениками некоторых богословских произведений древности: например, более любознательные и смышленые прилежали «точному изложению Православной веры» Иоанна Дамаскина . 506 Но, по-видимому, таких любителей серьезной богословской литературы встречалось немного между учениками даже Макария. – Нельзя отвергать и того, что большим подспорьем для изучения богословия было слушание и чтение много- —367— численных проповедей Макария, который, как можно догадываться, произносит до сотни поучений в год. После сейчас сказанного о преподавании богословия в школе Макария едва ли нужно добавлять, что это преподавание столь важного предмета не находилось на высоте своей задачи. По какому педагогическому методу велось преподавание наук в Патмосской школе времен Макария? Задать этот вопрос нас побудило то обстоятельство, что рассматриваемая школа очень мало походила на стройно-организованные школы не только нашего, но и своего времени. Барский пишет о Макарии Патмосском: «многих хитрости грамматической, иных же философии, иных же богословии, иных же мусекийского искусного церковного пения изучи» (научить).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Новые разработки в преподавании духовных дисциплин в воскресной школе 8.    Монах Киприан (Ященко), главный редактор газеты «Воскресная школа», Москва Проблемы методического обеспечения воскресных школ 9.    Иерей Максим Первозванский, духовник православной школы-пансиона «Плёсково», Московская область Проблема учебных пособий по Закону Божию в начальной школе 10.Священник Михаил Залесский, руководитель Воскресной школы при храме прп.Сергия Радонежского в Бусинове, Москва Истины Православия в русском слове 11.Макарова Е.В., педагог Воскресной школы при храме иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыне, Москва Опыт преподавания курса гимнографии в воскресной школе «Живоносный источник» 12.Ермишева С.А., преподаватель Воскресной школы при храме иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыне, Москва Курс: Русская Православная Церковь в истории России. Методика преподавания курса в воскресной школе для взрослых 13.Громова Елена Леонидовна, преподаватель Воскресной школы храма Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве, Москва Краткая программа преподавания Закона Божия в воскресной школе для дошкольников По желанию участников секции работа по обмену опытом может быть продлена 28 января в 1-й половине дня СЪЕЗД ДИРЕКТОРОВ ПРАВОСЛАВНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ Председатель: иерей Алексий Сысоев Время работы: 26 января с 15 часов Место проведения: Богородицкий зал Даниловского гостиничного комплекса Проезд: м.Тульская Сопредседатели: иерей Алексий Сысоев, иерей Игорь Киреев Время работы: 27 января, четверг с 10.00 до 18.00, перерыв с 13.30 до 15.00 Место проведения: Малый зал Даниловского гостиничного комплекса Проезд: м.Тульская СЕКЦИЯ: ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ДЕЛА В ПРАВОСЛАВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 1.    Иерей Алексий Сысоев, директор православной классической гимназии «Ясенево», Москва Общерелигиозная воспитательная задача в свете концепции «Воспитание знанием» 2.    Иерей Алексий Уминский, директор Свято-Владимирского учебного центра, Москва Роль духовника в гимназии

http://pravoslavie.ru/archiv/1.htm

—344— Находясь при таких обстоятельствах, я осмеливаюсь обратиться в Совет Московской духовной академии с усердною просьбою – принять меня в Московскую духовную академию без экзамена, по конкурсу аттестатов, и известить меня о последующем решении Совета Академии ». Определили: Поручить академической Канцелярии выслать просителям по печатному экземпляру «Правил приема в число студентов Московской Духовной Академии», с разъяснением, что впредь до изменения в законодательном порядке действующего ныне устава православных духовных академий Совет не имеет возможности удовлетворить их просьбы. XV. Прошения на имя Преосвященного Ректора Академии: а) Вольнослушателя Киевского Политехнического Института Императора Александра II Николая Озерянского: «До поступления моего вольнослушателем в Киевский Политехникум я состоял учителем сельского хозяйства в Винницкой церковно-учительской школе и учителем общеобразовательных предметов в 2-х классной церковно-приходской школе, образцовой при вышеозначенной церковно-учительской школе, что видно из прилагаемого мною при сем послужного списка, выданного Советом Винницкой церковно-учительской школы. Желая быть более полезным учительской школе, я решил поступить в Киевский Политехникум на агрономическое (сельскохозяйственное) отделение, – куда и принят был 6-го октября прошлого года, – и, пройдя курс естественных наук, занять в школе место учителя естествоведения и математики. В настоящее время я разочаровался жизнью означенного Политехникума и направлением студенческой среды и решил оставить занятия в нем. – Будучи религиозным и отзывчивым на высшие запросы духовной жизни человека, я всегда имел большую склонность к богословским наукам; чтением богословских сочинений, которыми сравнительно богата библиотека церковно-учительской школы, я развил особую любовь к означенному предмету. Желая всем своим существом отдаться изучению богословских наук, я решил обратиться к Вашему Преосвященству, Милостивому Архипастырю и Отцу, с всепокорнейшею просьбою о допущении меня вольнослушателем в Московскую

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Итак, в лице св. Кирилла мы должны признать всесторонне и глубоко богословски-образованного человека. Само собою разумеется, после сказанного нами, что как начатки светского образования, так и основы богословского получил он в Александрийской школе. Он сам, как мы видели, говорит об этой школе, что в ней „тем, которые возросли в мужа совершенна в меру возраста исполнения Христова (Эфес. IV, 13), преподавалась более твердая пища, то есть, учение о высших предметах, полный курс догматического исследования. 265 И действительно, у такого учителя, каким в то время был в Александрийской школе Дидим, можно было получить поистине всестороннее и глубокое богословское образование. Он ведь был выдающимся экзегетом: о нем говорят, что он написал комментарии на всю Библию ; он был и выдающимся полемистом, твердо стоявшим на стороне никейского исповедания и успешно защищавшим его от различных еретиков. 266 Но как ни благотворно было влияние Дидима на св. Кирилла в смысле богословского образования, однако ни в каком случае нельзя допустить, что всей широтой и глубиной своего богословского ведения св. Кирилл обязан только Александрийской школе. О св. Григории Богослове известно, что он, получив богословское образование в Александрийской школе (у того же Дидима) и дополнив его светским образованием в Афинах, для изучения Св. Писания и святоотеческой литературы удалился вместе с Василием Великим в пустыню. Значит, Александрийская школа не давала полного богословского образования. Да это и естественно всякая школа, даже и теперь, собственно только закладывает более или менее основательный фундамент образования и дает ему то или другое направление, а на этом фундаменте и в этом направлении каждый уже сам, смотря по желанию и способностям, довершает свое образование более или менее самостоятельной работой. Поэтому вполне законно предположение, что и св. Кирилл, по выходе из высшего отделения Александрийской школы, удалился, по примеру других, в какой-нибудь монастырь под руководство какого-нибудь выдающегося в то время подвижника для серьезного и более самостоятельного изучения слова Божия и святоотеческой литературы и для укрепления в истинно-христианской подвижнической жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Религия является основной потребностью и вечной неискоренимой стихией человеческой природы; христианская же религия, будучи основой мировой культуры, определяет направление не только религиозного, но и нравственного, научного, эстетического и социального развития современного человека и изучение его в школе не может быть факультативным. Нельзя оставить без протеста постановление, коим предоставляется каждому члену государства по достижении 14-летнего возраста самостоятельно определять свои верования и, следовательно, оставлять изучение Закона Божия. 14-летний возраст не есть возраст ни физической зрелости, ни нравственной устойчивости, ни окончательного умственного развития. На основании этих соображений поместный собор признает справедливым, чтобы во всех светских, государственных и частных школах как низших, так равно и средних и высших, в которых учатся дети православных родителей, преподавание Закона Божия было обязательно и должно быть поставлено в одинаковые условия со всеми главными предметами школьного курса. Установленный в новом законе о свободе совести 14-летний возраст для осуществления права на перемену религиозного исповедания или переход в безрелигиозное состояние противоречит психически и физиологически особенностям отрочества и потому подлежит немедленной отмене. Это право не может быть осуществлено в период пребывания ученика в низшей и средней школе. Учащиеся могут прекратить изучение Закона Божия только при оставлении ими православия в связи с выходом из православия их родителей. Гр. Олсуфьев говорит, что для него, например, представляется спорным взгляд на обязательность обучения закона Божия в высшей, особенно – специальной школе, и тем паче школе с преобладанием инородческого элемента. Проф. Котляревский поясняет, что таковая постановка вопроса в государственном комитете не без основания взволновала родительские круги. Он считает, что Закон Божий должен занимать такое же положение в школе, какое занимает Православная Церковь в жизни государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Преподавание священной истории также должно совершаться церковно-практическим путем, для чего должно пользоваться праздниками, как обстоятельствами, около которых должны концентрироваться уроки, которые или могут быть повторяемы в храме (через слушание евангельских и других чтений), или после слышания в церкви воспроизводиться дома. 433 При этом чтение более подходящей паремии по Библии, или прямо по церковной книге, в особенности каким-либо лучшим ученикам как в школе, так и в церкви, будет и достижением церковно-практического идеала школы. Ублажаемая в тот день священная икона, которую будут не только видеть все, но и благоговейно целовать, послужит наглядным обучением, и вместе удовлетворением полноты живой религиозной потребности, стремящейся выразить свое почтение, свою любовь и поклонение тому, что так прославляется и в школе, и в храме всем великим множеством народа, среди коего и школьники являются полноправными лицами, сознательно служащими Господу и Святым Его. 434 Преподавание грамоты также может быть проводником церковно-практических сведений и настроений, необходимых для православного христианина, и притом, чем далее, тем более. Прежде при звуке А внушали иметь представление Ангела, а теперь стали писать араба. При звуке Б внушалось помышлять о Боге и Божестве, а теперь предпочитают нарисовать над этою буквою быка и т.д. Если бы оказалось нужным и желанным сопровождать обучение грамоте показыванием картинок, то в церковной школе несомненно уместнее Ангелы и Божество, нежели арабы и быки с пресловутою осою, над которою так долго сидели многие, не так давно учившиеся у таких учителей, которые скорость обучения первым звукам возводили в артистическое искусство. Между тем, опытные люди сообщают, что лучше выходит читающим не тот, кто скоро научился разбирать читаемое, а тот, кто долго твердил одно и тоже, и через то привык к твердому и отчетливому чтению всего, что ему приходилось читать потом, так как для него твердое чтение было и привычным, и единственно возможным, тогда как для скоро выучившегося лишь бы разобрать, лишь бы прочесть. Вот первая, а потом и дальнейшая печальная привычка.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Для существования полноценной современной образовательно-воспитательной системы в болгарской школе важно сохранить эту традицию взаимодействия. Для достижения соответствия болгарской образовательной системы современным европейским требованиям необходимо, чтобы православное религиозное обучение и воспитание получили соответствующий статус в болгарской школе. Церковь и школа Школа – это посредник, который передает новым поколениям накопленные за предыдущие века нравственные ценности. В этом отношении Церковь и школа должны сотрудничать. Образование не только должно обеспечивать детей и подростков информацией, но и зажигать в их сердцах стремление к истинному нравственному чувству любви к Богу и ближнему, к родине и к ее истории и культуре. Церковь призвана содействовать школе в ее образовательно-воспитательной миссии, поскольку от духовного и нравственного облика человека зависит его спасение, будущее нации и всего человеческого рода. Православное религиозное образование занимало свое место в образовательной системе Болгарии начиная со времен Освобождения, исключая лишь период тоталитаризма, когда была запрещена любая форма православного образования. В 1991 году в новом демократическом обществе началось восстановление религиозного образования с прямым участием Просветительской комиссии при Священном Синоде. С 1997 года стал восстанавливаться статус религиозного образования в болгарских школах через введение нового учебного предмета «Основы религии». Священный Синод Болгарской Православной Церкви настаивает на том, чтобы этот процесс был доведен до конца через введение обязательного религиозного образования. Образовательная реформа, начавшаяся в 2002/2003 учебном году, и изменившиеся социально-экономические характеристики современного общества требуют от школы адекватной реакции на новые условия. Основная цель образования – «создание свободной, высокоморальной и инициативной личности» (Закон о народном просвещении, ст. 15, § 1). Этой цели невозможно достичь без воспитания учеников в православной христианской вере, традиционной нравственности и культуре наших предков. В государствах – членах ЕС со сходным культурно-историческим развитием (Греция, Кипр, Румыния), как и в странах бывшего соцлагеря, предмет «Основы религии» давно нашел свое место в школьной программе.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Что нам дает такое заблаговременное украшение дома? Дети сами изготавливают поделки, а это – творчество, труд, развитие фантазии. Младшим детям важно увидеть свою поделку полезной, то есть увидеть сделанного своими руками ангела на люстре, а не довольствоваться памятью о нем же, но в коробке. А еще… и в школах, и в магазинах, и вообще на улицах появляются украшения к Новому году. Если Рождество для нас – главный праздник, и мы будем украшать дом только к сочельнику, детям будет немного грустно, потому что везде уже царит блестящее сверкающее веселье, которого у нас в доме нет. Даже может быть завидно. В нашей особенности нет ничего плохого, мы и вправду – другие. Но это все-таки бывает грустно, даже если дети искренне разделяют убеждения родителей. А вот если мы с начала поста украшаем квартиру к Рождеству, то наш дом оказывается наряженным еще раньше, чем будет оформлен к Новому году школьный класс. При этом, после праздника святителя Николая мы останавливаемся. Значит, последние украшения – в честь этого святого. Выходит, на Новый Год уже нет особенных изменений в домашнем интерьере, и это делает для детей празднование новолетия менее значительным, чем праздник святителя Николая. И еще. Если мы учим стихи, готовим поделки к Рождеству, то и ждать дети будут именно Рождества, а все остальные даты, в том числе Новый год, будут промежуточными. Новогодние мероприятия Школы обычно устраивают особые новогодние огоньки. Я сама училась в обычной школе, у меня были прекрасные отношения с одноклассниками, но за 10 лет я ни разу не побывала на этих мероприятиях. По-моему, ничего не потеряла. Мои собственные дети могут свободно выбирать: кто-то хочет и идет. А кто-то не хочет и не идет. Конечно, школьные елки не блещут высокой культурой, впрочем, как и большинство культурно-массовых развлечений в обычной школе. Отражение массмедийной поп-культуры, разбавленное особенностями местной самодеятельности. Первоклассникам обычно любопытно: что же это такое? А тому, кто учится в средней школе, может быть просто не интересно, если ребенок не привык дома к подобной культуре, имеет «выход» на настоящую культуру (в храме, на занятиях искусством). Как раз на елку в музыкальной школе тот же ребенок идет с удовольствием. В общем, зависит от самого ребенка, от конкретной школы.

http://pravmir.ru/novyiy-god-v-pravoslav...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010