– Как подготовить ребенка к школе? – Нужно узнать в школе, куда вы собираетесь вести ребенка, какие требования к первокласснику, что он должен уметь к началу учебы. А самое главное, чему вы должны его научить, – быть добрым, некапризным, неленивым. Учеба – это дисциплина, усидчивость прежде всего. Если ребенок умеет писать, считать, читать, но невыдержан, шаловлив, если он капризен, то ему в школе даже при обширных знаниях будет тяжело учиться. Поэтому самое главное в подготовке к школе – воспитать добрые качества. – Как выбрать школу для ребенка? – В идеале должна быть единая цепочка: Церковь , семья, школа. Если дома говорят одно, а в школе – другое, то происходит раздвоение личности. У ребенка очень большое доверие к учителю, особенно в начальный период. И если учитель говорит совершенно противоположное тому, что он слышит дома, – это может разрушить все то, что родители создавали предыдущие семь лет. Поэтому нужно знать преподавателя, к которому собираешься вести ребенка. Важно, чтобы это был культурный человек. И надо знать, какая атмосфера в школе. Нужно выбирать такие учебные заведения, где детьми занимаются, где есть дух миролюбия, любви, нравственности, научной объективности. Часто родители стараются выбрать престижные школы, но не это должно определять выбор. Уже проверено, что традиционные школы, где дается классическое образование, как правило, хорошо готовят учеников и выпускники одного класса поступают в самые разные вузы, потому что полу-чают базовые знания. – Как заставить ребенка учиться? – Ребенок в атмосфере семьи живет. Поэтому если семья учится, если дети видят, что папа и мама не перед телевизором бездумно свободное время проводят, а беседуют о серьезных вещах, рассуждают, читают содержательные книги, то и ребенок проникается этой атмосферой, для него процесс обучения становится родным с детства. Он видит, что это труд, которым увлечены родители. А если сами родители не любят учиться, а любят развлекаться, праздно время проводят, то и ребенок точно такой же растет. Поэтому заставить ребенка учиться можно только одним способом – создать атмосферу любознательности в семье. К, сожалению, взрослые много сил прикладывают как раз к тому, чтобы приучить ребенка жить самостоятельно, чтобы его тянуло во двор, чтобы там им занимались другие люди, и лишь в какой-то момент, спохватившись, начинают воспитывать. Сами гасят в ребенке желание семейной, домашней жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij-Shestu...

Далее епископ Евлогий протестует против той роли, которая отводится проектом законоучителю в общей народной школе. Вместо назначения законоучителя епархиальным архиереем проект предусматривал его приглашение содержателями школы по утверждении училищным советом, хотя и с согласия епархиального начальства. Далее, вводился институт светских преподавателей Закона Божия, т. е. то, что прежде было редким, печальным исключением, стало узаконенным правилом. Роль законоучителя сводилась таким образом к урокодаванию, – руководящая, направляющая роль священника в школе, по существу, становилась неосуществимой. Наконец, священник, входящий в училищный совет, должен был избираться епархиальным съездом духовенства, а не назначаться архиереем. В заключение своей речи епископ Евлогий еще раз напомнил О роли Церкви в становлении и сохранении России и об опасности потери религиозных устоев в народе: « Церковь девять веков стояла над колыбелью нашего русского народа, она пела ему священные песни и воспитала в нем те прекрасные качества, за которые наша родина называется Святою Русью, а наш народ – народом Богоносцем. Оторвите, оттолкните священников от школы, сведите на нет все церковное влияние в школе, изгоните оттуда церковных дух, и народ тогда пойдет в дебри сектантства или даже сделается совершенно неверующим, и воистину тогда грозным станет лицо земли родной...». Продолжение полемики по принципиальным вопросам Трудовик А. Е. Кропотов 197 , вятский крестьянин, говорил о церковно-приходской школе и духовенстве с нескрываемым раздражением. «Я думаю, любой учитель вам скажет, что он не пойдет под команду священника, не пойдет до тех пор, действительно, пока его к этому не погонит нужда, – сказал Кропотов. – Здесь плакали о том, что отнимают от Церкви ее достояние, отнимают как бы ее имущество. Да, господа, что же такое Церковь ? Церковь – это общество верующих, и, следовательно, если общество признало своих заправил негодными, то во всяком случае это будет по согласию в то же время с Церковью. Следовательно, не от Церкви отнимают, а отнимают от неправильных руководителей и отнимают заслуженно, т. е. они давно заслужили, чтобы отнять у них это. (Голоса слева: браво.)... Кто рукоплескал, как отстаивали приходскую церковную школу? Те рукоплескали, кто никогда не учился в церковно-приходской школе и никогда не учил своих детей в церковно-приходской школе. (Слева рукоплескания и голоса: браво.) И вот их желание не для просвещения народа, а для того, – чтобы отстоять старый порядок и держать народ в невежестве, – вот их желание. Это, господа, вполне ясно и определенно. Крестьянство здесь в Государственной Думе в свое время высказало свой взгляд на церковно-приходские школы...».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

скрыть способы оплаты Комментарии const 15 марта 2009, 16:47 Клим Прежде чем спорить со мной, не плохо бы прочитать мои аргументы и опровергнуть их ежели конечно сможете, в частности про гособразование во Франции, а Вы похоже боретесь по-советски - не читал, но считаю... Во-вторых, внимательно прочитав ст. 14 Конституции РФ вы сможете заметить, что религия отделена от государства - религия не может быть государственной п. 1 ст. 14 и церковь как институт тоже отделена от государства п. 2 ст. 14. Посмотрите также на ст. 43 Конституции РФ и заметите, что государство устанавливает федеральные Государственные образовательные стандарты. Отсюда в частности следует, что никакие конфессиональные религиозные программы не могут преподаваться в государственной или муниципальной школе в рамках госстандарта ибо религия отделена от государства. И тем более государство не имеет право выделять на это деньги из государственного бюджета. Прочитав п.п. 2,3 ст. 29 Конституции РФ вы поймете, что возможности для конфессионального преподавания вообще нет ибо каждая религия априоре утверждает свою самую наипоследнейшую правильность и превосходство. Вы же не привели вообще никаких аргументов по существу дела. Желание - это не аргумент. Тут один из комментаторов уже высказался, что дескать истина заключена в количестве подобных статей, чем больше тем верней - учение наша верно потому что правильно, а правильно по тому что верно. А истине количество побоку - ей подавай аргументы по теме. Клим 9 марта 2009, 22:22 const: Очень странным является то, что вы спорите с к.юр.н., хотя не надо быть вообще юристом чтобы просто прочитать ст.14, где нет никакого запрета на преподавание конфессиональных курсов по религиям в школе, только естественно на добровольной основе (т.к. нет обязательной или государственной религии, в противном случае ее все обязаны были бы изучать в гос.школе). Интересно, что и сочувствующая Людмила (комм. к ч.1) тоже расстраивается по поводу " несовершенства " нашего законодательства. Что это такое? Почему люди видят в тексте то, чего там нет или вообще считают нормальным комментировать то, что возможно не читали? При этом считая более вероятным и очевидным, что они то правы, а юрист с ученой степенью написал нечто противоречащее Основному Закону, который изучают уже в 8 классе средней школы?! Возможно - это просто последствия того человеческого урона, который понес наш народ в 20 веке, невиданного в истории (треть лучшего состава за жизнь одного поколения). Вот теперь и получается, что какой нормальный с юридической точки зрения закон не напиши, люди его просто не могут прочитать нормально. Да, в таких условиях, с таким качеством " человеческого потенциала " (простите, не в обиду, но это так) нам надо вводить статью о праве на религиозное образование по выбору в светской школе прямо в Конституцию. Кстати, точно так сделали в Германии (ст. 7) после нацистов, которые тоже запрещали изучать религии в светской школе.

http://pravoslavie.ru/29267.html

Петракова Т. Святоотеческое наследие и проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся в современной школе//Там же. С. 174–182. Петракова Т. Педагогическая симфония//Там же. С. 196–200 Шевченко Т. Детям нужен духовный стержень//Там же. С. 183–195. Митрофанова Т. Знакомство с русскими патериками на уроках литературы в школе//Там же. С. 201–225. Митрофанова Т. Мудрая книга «Домострой»//Там же. С. 226–240 Орлова Н. Эта книга выявляет духовные богатства Отечества//Там же. С. 241–242. Крупин В. Школе необходимы уроки нравственности//Там же. С. 243–245. Крупин В. Русские Златоусты//Там же. С. 250–253. Сергий (Данков), игумен. Светоч монашества из Глинской пустыни//Там же. С. 254–257. Владимир Кучерявый, протоиерей. Истории России немыслима без подвига «светильников духа»//Там же. С. 258–261. Скурат К. Глинские старцы//Там же. С. 262–266. Петракова Т., Евладова Е. От авторов//Святоотеческое наследие в общеобразовательной школе. М., 2000. С. 4–5. Святоотеческое наследие в школе. (Из опыта Т.А. Шевченко)//Там же. С. 7–43. Святоотеческое наследие в системе дополнительного образования. Из опыта Т.П. Митрофановой//Там же. С. 44–67. Богословские труды схиархимандрита Иоанна (Маслова) в урочной и в неурочной деятельности//Там же. С. 68–76. Матвиенко В. Обращение к участникам Всероссийского духовно-просветительского форума «Глинские чтения»//Святоотеческое наследие в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи. М., 2001. С. 6. Феодосий, епископ Полоцкий и Глубокский. Слово об учителе//Там же. С. 8–10. Скурат К. Глинские старцы – духовные учителя//Там же. С. 11–14. Скурат К. Святое Православие в духовной жизни//Там же. С. 64–147. Петракова Т. Святоотеческая традиция в духовно-нравственном воспитании: к осмыслению понятий//Там же. С. 15–19. Медунина В. Глинские чтения – путь духовного просвещения//Там же. С. 20–22. Шевченко Т. «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского » – книга для учителя и учащихся//Там же. С. 24–29. Горячева И. Изучение богословского наследия схиархимандрита Иоанна (Маслова) на занятиях в общеобразовательной школе//Там же. С. 30–35.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Современное образование – смесь людоедства и дебилизации Почему? Потому что духовного воспитания не было. А не было потому, что сама античная религия была религией не для «детского питания», говоря словами апостола Павла. И вот почему сегодня в российском образовании мы должны создать целостную систему духовно-нравственного воспитания, и оно должно иметь хотя бы такое же значение, какое начиная с Нового времени в европейской школе имеет умственное воспитание. Но позвольте озвучить знаменитую российскую фразу: в России до революции Закон Божий в школах преподавали, а революция в стране произошла. Здесь мы имеем другую ситуацию. Увы, страна не смогла правильно организовать преподавание Закона Божия в школах. И виновата в этом отчасти та часть российской интеллигенции, которая боролась с «мракобесием», каковым ей казался в школе Закон Божий, а отчасти православные деятели, сохранявшие букву Закона Божьего, но убивавшие его дух. В результате на уроках Закона Божьего изучали букву христианства, но потеряли его дух. Но обратите внимание: какие прекрасные результаты были там, где преподавание Закона Божьего было организовано хорошо! И не только в отдельных школах, например, в Кронштадтской гимназии, где преподавал праведный Иоанн Кронштадтский. Закон Божий хорошо преподавался во многих церковно-приходских школах. Но создать более совершенную систему преподавания Закона Божия в целом в российском образовании не удалось. Не успели. Результат – катастрофа семнадцатого года, которую предсказывали гении и святые России: Ф.М. Достоевский, Д.И. Менделеев, святитель Игнатий Брянчанинов, праведный Иоанн Кронштадтский и другие. Но как в нашей многоконфессиональной стране организовать духовное воспитание? Вы хотите религиозную войну в школе получить? Вот уже тридцать лет либеральные деятели пугают всех религиозной войной в школе. А на самом деле, если подумать и вспомнить, то в нашей стране никогда не было религиозных войн, никогда их не было и в российской школе. Почему же теперь в нашей школе начнутся религиозные войны?

http://ruskline.ru/news_rl/2022/07/29/ch...

К великому счастью, есть у нас маленькая школа при Церкви, которая берет на себя попытку надлежаще поставить дело христианского воспитания детей по крайней мере в начальной школе. В этой школе, именуемой церковно приходскою, вместо матери первым наставником веры и благочестия является священник. В ней Закон Божий поставлен так, как подобает быть главному предмету этой первой, а для многих и последней школы. Число уроков этого предмета, преподавание его первым из наставников, самим руководителем школы, время и самая обстановка этих уроков, приспособление к этому предмету других предметов школы, все это указывает на его господственное положение в школе, и все обучение детей в этой школе совершается под ближайшем кровом той же великой Матери Церкви, которая дает истинно-христианский строй как семье, так и школе. Так именно поставлено дело религиозно-нравственного образования и в том училище для бедных приходящих детей обоего пола, которое состоит при Киевском Свято-Владимирском Братстве и благоустройство которого является одной из важных забот в его плодотворной миссионерской и просветительной деятельности. Бог, молитвами св. благоверного и равноапостольного князя Владимира, небесного покровителя нашего Братства, да управит великое дело его во благое, да подаст ему силы и средства внести хотя малую лепту в дело спасения нашей заблуждающейся молодежи от увлечений революционными и другими тлетворными идеями, ведущими дорогую нам родину к погибели. 1 Чтение в соединенном годичном собрании членов Киевского Свято-Владимирского Братства и Киевского Комитета Миссионерного Общества, 11-го марта 1907 года. 22 Шестаков «Мысли о воспитании в духе православия и народности», «Вера и разум», 1891 г. 5, стр. 293 23 Тирш «Христианские начала семейной жизни». Перевод с немецкого, Москва, 1861 г., стр. 158 и дол. 26 «О причинах отчуждения Церкви нашего образованного общества» Читано в собрании С.-Петербург. Братства Пресвятой Богородицы, 5 февраля 1891 г. «Вера и Разум» 1891 г. 4. стр. 221

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Народный комиссар просвещения А.В. Луначарский, названный в эмигрантской прессе «известным культурным садистом», отнимающим «у советских детей их веру» [xliv] , и, похоже, гордившийся таким прозвищем, целиком придерживался ленинских взглядов на религию, Церковь и религиозное образование. Его масштабную деятельность следует условно разделить на текущую государственно-практическую каждодневную работу, совершаемую им на посту народного комиссара просвещения, и на невидимую теоретическую разработку основных вопросов школьного строительства. А.В. Луначарский, как и полагалось «культурному садисту», то есть разрушителю христианской культуры в школе, не скупился на негативные характеристики религиозного образования и Закона Божия в старой школе, подбирая к этому учебно-воспитательному предмету ругательные эпитеты и определения: «псевдообразование», «ядовитый закон божий», «бесполезный и вредный школьный предмет», «мусор», «уродство, бросающееся в глаза», «религиозный разврат», «орудие развращения сознания масс», «отрава», «метод отравления сознания» детей и взрослых, «христианский яд» и т.д. Он неоднократно разъяснял позицию В.И. Ленина в отношении религии в школе и указывал на то, что «Владимир Ильич рекомендовал самым решительным образом отделение школы от церкви, настаивая, например, на обязательности выноса из школ икон, на изгнании из неё всяких религиозных обрядов, на строгом запрещении религиозному учительству вносить в преподавание и в отношения к своим ученикам какой бы то ни было религиозный оттенок». И добавлял от себя, что само преподавание в школе как в сфере естествознания, так и в сфере обществоведения должно быть направлено к тому, чтобы «приобретаемые учениками знания как можно решительнее разгоняли в их головах всякий религиозный туман» [xlv] . Школьная политика и вся работа в школе разделялась руководителем Наркомпроса на две части — разрушительную и созидательную. Первая часть работы состояла в разрушении старого, расчистке и хирургическом удалении одиозных с точки зрения советской власти моментов старой школы. И только потом следовала созидательная часть работы. В статье А.В. Луначарский сравнил совершаемую в школе работу с трудом чистильщика и врача-хирурга, реаниматора и оздоровителя, строителя и созидателя. Но ненамеренно приходят другие сравнения в отношении проделываемой Наркомпросом работы по отравлению сознания детей, убийству веры в учащихся, разрушению школы, в которой было немало полезного.

http://bogoslov.ru/article/735103

Раньше, как я уже сказал, мы ездили и на Рождество и на Новый Год. При этом некоторые бывало отмораживали себе носы, уши или щеки. И теперь на Крещенье весь день было очень холодно, с утра особенно, – ртуть в градуснике утром опустилась до 20°R., а солнце при восходе было окружено особым багровым кругом, бывающим, как говорят, только в сильные морозы. Еще во время завтрака к школе подъехало несколько подвод. После завтрака, все, кроме старших, начали усаживаться: многие закутались шарфами, а маленьким завернули ноги в одеяла, и все поехали. Вернулись из церкви только в 1-м часу, многие сильно промерзши. 7-го вечером многие из ушедших и уехавших в отпуск были уже и школе. В школе опять стало шумно. Старшие были в доме Н. Н., оканчивали читать характеристики, а младшие проводили время одни, с учителем. Сначала многие целыми толпами, обнявшись друг с другом разговаривали между собою, – остававшиеся здесь передавали свои впечатления тем, которые прибыли из отпуска, а те рассказывали им свои приключения во время святок. Все были особенно живы и радостны. Старшие дочитали характеристики поздно и в школу пришли в пол-одиннадцатого, когда все уже спали. На другой день, начиная с утра и до самого вечера, к школе одна за другою начали подъезжать подводы и один товарищ за другим входили в знакомую дверь, за родные стены школы. Почти всех их встречали очень радушно, как только увидят в окно, что к школе подъезжает подвода, столпятся кучками у окон и начинают угадывать, кто приехал. Один говорит: «Я узнал, – это Андрей. – Совсем нет, – говорит другой, – Павел, я по шапке даже узнал его. – Он, он и есть!.. – подтверждают остальные, – Павлуша приехал!». Сани останавливаются на дороге и Павел, смуглый, худощавый мальчик, в высокой барашковой шапке, с узелком под рукою, идет к школе. Толпа отправляется встречать его в прихожую... – Здравствуй, Павлуша, поздравляю тебя с Новым Годом, не смерз ли ты за дорогу? – Здравствуйте, – отвечает приехавший мальчик и целуется с товарищами. Его не раздетым, в полушубке, уводят внутрь школы...

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

В 1885 году была построена часовня Благоверного князя Александра Невского. Как говорят местные жители, она была деревянной, шестиугольной, имела четыре окна, на которых стояли решетки. На ней был один железный купол - луковица. Крыша была покрыта дранкой поверх теса. До настоящего времени она не сохранилась. 2 февраля 1867 года в с. Широгорье была открыта церковно-приходская школа. Первоначально она размещалась в доме священника Николая Аметистова. В 1885-1887 годах для школы было построено отдельное двухэтажное здание, торжественное освящение которого состоялось 1 (14) декабря 1887 года. Праздник в честь открытия школьного здания проходил очень торжественно: сначала в церкви при большом скоплении народа была совершена торжественная литургия, а потом - крестный ход к школе. В самой школе также был совершен торжественный молебен с окроплением здания святой водой, а затем духовенство и почетные гости, приглашенные на открытие школы, дали наставления будущим ученикам. Весь ход праздника и большое количество присутствующих говорит о том, что этому событию в приходе придавали большое значение. Верхний этаж школьного здания, состоявший из двух просторных комнат с мебелью, был предназначен для самой школы. В его нижнем этаже расположились помещения для учителя и сторожа. Однако здание удобным не считалось. Из всех десяти школ пятого благочинного округа (данные на 1909 год) удобными считались семь, а неудобными - три. Школьное здание находилось на казенной земле. В школе преподавались: Закон Божий, церковно-славянская грамота, русская грамота, чистописание, «счисление» (арифметика), проводились письменные работы... Как следует из таблицы, средний балл успеваемости учащихся Широгорской школы превышал средний по уезду. Эти сведения взяты из Журнала Вологодского Уездного Земского собрания 1901 года. В клировых ведомостях по Вологодскому уезду за 1890 год упоминается учитель пения. Из этого можно предположить, что в церковно-приходской школе преподавалось церковное пение. Судя по этому документу в школе было три учителя: законоучитель (он же заведующий), учитель пения, учитель по остальным предметам, все учителя - священнослужители церкви Димитрия Солунского. Позже была введена должность помощника учителя (возможно, это произошло в 1896 году). Кроме того, в Журналах Вологодского уездного собрания 1907 года упоминается про внеклассное чтение. Но до того как было построено здание, в школе преподавались только три предмета: Закон Божий, грамотность, церковное пение. Церковно-приходская школа была одноклассной (двухгодичной), полностью бесплатной. В конце обучения сдавались экзамены.

http://sobory.ru/article/?object=12308

О нет, не могу писать, плачется... Сколько после пережитых волнений духовной ра­дости, сколько поддержки и во время тяжкое получила я по милости Ее, состраждущей к моим немощам. Пречистая Дево! 15 октября. Учу этот год одна первое отделение, а от работы некогда вздохнуть. Учеников шестьдесят три человека. С девяти до трех занимаюсь в школе, а с пяти до десяти вечера начиняю себя политикой, чтением газет, ленинизмом, комплексами. Для чего, спрашивается? А для того, чтобы по­казать на собраниях: вот, мол, знай наших и не гони из школы вон. Рабо­таю как вол, а удовлетворения нравственного не получаю. Сколько силы потратишь на составление какого-либо доклада для прочтения в месткоме или комплекса для прохождения в школе – прочитаешь – одобрят, найдут даже очень хорошим, а придешь к своим Манюшкам-Ванюшкам, снова строй комплекс, тот нужен для одобрения, а этот для прохождения в школе, приноравливаясь к развитию детей. Скажешь об этом – и снова суждение, и снова вопросы с той же мыслью, но только изложенной другими словами, и так одно и одно толчение в ступе. 22 октября. Праздник Казанской [иконы] Божией Матери. Сегодня исполнилось пять лет с тех пор, как я в первый раз пришла к Архангелу. Да, уже пять лет, как я в этой школе учу. Много за это время (как говорят) „воды утекло“. Прочитала первый день занятий в школе. Там была еще в школе молитва, а теперь? Теперь даже и самой нельзя ходить в Архан­гельскую церковь. Откажут от места, если пойдешь, а чем же жить без шко­лы? Без детей? Господи! неужели Ты прогневаешься на меня и отнимешь у меня церковь в Угличе. Там бывает полна моя душа, особенно за богослуже­ниями нашего дорогого страдальца за веру православную и всех нас еписко­па Серафима. Завтра ему опять явиться в Рыбинск на допрос. Что-то скажут? Пресвятая Дево! буди ему помощница и заступница, моли Сына Твоего, да укрепит его, как столп непоколебимый, среди бурь и волн житейских! Светишися свет его пред человеки, и помоги, да тако и просветится! Не только своею проповедью владыка заставляет веровать – молиться, но и теми от всего верующего, чистого сердца возгласами при богослужении, которые доходят до сердца, до души, несмотря на толстую оболочку суеты мирской, их покрывающую.

http://fond.ru/kalendar/581/iraida/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010