Имеют место отдельные факты, когда родители и бабушки возражают против вступления детей в пионерскую организацию. В школе 522 Кировского района мать Батульская запретила девочке носить пионерский галстук. После вызова в школу заявила: «Ну, что же, галстук одень, а в душе в бога верь». На мать и ученицу оказывает влияние монашенка, живущая во дворе. Во 2 классе 627 школы этого же района одна девочка хотела вступить в пионеры, узнав об этом, бабушка пришла в школу и категорическим стала протестовать: «Я ее в церковь вожу и причащаю. До моей смерти не позволю быть пионеркой». В Коминтерновском районе в школе 186 при принятии в октябрята несколько мальчиков заявили, что «мама возражает против вступления в пионерскую организацию». При беседе с родителями оказалось, что возражения основываются на религиозных убеждениях родителей. Директор 379 школы Сокольнического района рассказала о таких случаях в школе. В ленинские дни принимали в пионеры учениц 3-го класса. Мать одной ученицы позвонила директору и заявила, что она категорически протестует, чтобы ее дочь была пионеркой, так как вся их семья верующая, и она не желает в доме иметь пионеров. Не ограничившись телефонным звонком, мамаша явилась в школу и устроила скандал. В результате девочка заколебалась, и от приема ее в пионеры пришлось воздержаться. В этой же школе имел место и такой случай. В 8 класс поступила дочь священника Расторгуева. Вскоре Расторгуева подружилась с секретарем комсомольской организации школы, и они часто бывали в семье Расторгуевых. Здесь весьма часто обсуждались вопросы воспитания в школе и семье. Расторгуев, окончивший 3 высших учебных заведения, критиковал советскую систему воспитания, утверждал, что Бог есть, что молодежь должна быть религиозна. Последние события в русской церкви он толковал как открытую уступку со стороны советской власти. В результате такой «дружбы» секретарь школьной комсомольской организации стала плохо учиться, забросила комсомольские дела, ко всему стала относиться скептически, и в результате исключена из комсомола. Указанные факты влияния церкви не исчерпывают того, что есть на самом деле.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По материалам: Свод памятников истории и культуры Свердловской области, т. 2. – «Сократ», 2008 По сохранившимся архивным документам восстановлены имена некоторых священников, служивших в Пышминском заводе. Первым священником Пышминского прихода стал Стефан Васильевич Мутин, в семинарии не обучался, служил с 1809 г. Окончил служение не ранее 1817 г. Стефан Дмитриевич Чирков, обучался в семинарии, начал служение в 1819 г., был учителем в горной школе, запрещался служением за пьянство. Окончил служение не ранее 1828 г. Тимофей Ефимиевий Словцов окончил Пермскую духовную семинарию, служил с 1839 г. Окончил служение не ранее 1844 г. Гавриил Павлович Камышевский, обучался в Пермской духовной семинарии, служил с 1830 г., преподавал Закон Божий в горной школе. Окончил служение не ранее 1836 г. Александр Степанович Самарин, окончил Пермскую духовную семинарию, служил с 1848 г., безвозмездно обучал Закону Божию детей в горной школе. Григорий Афанасьевич Коровин, окончил Пермскую духовную семинарию, служил с 1855 г., преподавал Закон Божий в заводской школе, в память войны 1853-1856 г.г. награжден бронзовым наперсным крестом на Владимирской ленте, служение окончил не ранее 1860 г. Андрей Николаевич Тюшев, окончил Пермскую духовную семинарию, служил с 1865 г., преподавал Закон Божий в заводской школе, в 1873 г. награжден набедренником, в 1877 г. награжден скуфьей «за усердие и полезную службу по духовному ведомству». Служение окончил не ранее 1879 г. Новомученником стал дьякон церкви Сретенье в Старопышминске Иоанн Стефанов Плотников. 10 лет служил он в храме и вот 29 июля 1918 г. исчезает его подпись в метрической книге, дальше ведет записи только один священник Иоанн Пьянков. Записи в этой книге до этого велись аккуратно, но теперь дрожащим почерком вкривь по странице. Что случилось? Разгадка в метрической книге в разделе записей об умерших. День 30 июля 1918 г., как удар погребального колокола, 4 записи: граждане Пышминского завода - Дмитрий Пазников - 47лет, Гавриил Чесноков - 43 лет, Александр Устюжанин - 38 лет и 56 летний Иоанн Плотников. Причина смерти, записывает священник - убиты красноармейцами. На месте их убиения установлен Поклонный крест и памятная плита. Через год перестает служить здесь и сам Иоанн Пьянков. Видимо, тоже произошло что-то неожиданное, потому что за 1,5 года после него сменяется 8 священнослужителей, приезжавших из Березовского и других мест.

http://sobory.ru/article/?object=11093

Захария Маколэй, отец знаменитого историка не одобрял литературных занятий своего сына. Елизавете Шарлотт казалось, что она совершает смертный грех , читая Шекспира 192 . Живопись и искусства трактовались как греховные развлечения. Подобное осуждение вещей самих в себе невинных и безразличных, хотя и не прямо, вело к греху: дети евангеликалов, слыша в школе, осуждаемые их родителями вещи не так дурны на самом деле, вынуждены были многое скрывать от своих отцов, избегая лишних сцен и неприятностей 193 . Как только евангеликализм сделался популярным в стране, в его среду начали вступать недостойные люди, способствовавшие падению самой школы. Они свели всю систему к случайному посещению церкви, поддержке религиозных обществ деньгами, редкому чтению немногих молитв, оставляя в стороне всю церковно-религиозную дисциплину. Потеря ясного представления об историческом христианстве и пренебрежение к законам и дисциплине церкви повели к тому, что многие из евангеликалов сделались диссидентами и увлекли за собой своих слушателей. Плоды подобного ненормального положения вещей сказались скоро. Прежде всего, при распостранившемся в обществе неуважении к религии, и пренебрежении к церкви и богослужению евангеликалами религиозный элемент в воспитании как в низших, так особенно в средних школах сделался слабым. «Кажется едва вероятным, говорил историк Итонского колледжа, чтобы когда-либо существовало совершенное отсутствие религиозного обучения в величайших школах христианской Англии, и, тем не менее, из всех отчетов видно, что дело обстояло в Итоне именно так, пятьдесят лет тому назад» 194 . Церковь при школе была в своем роде редкостью, как, например, в публичной школе в Рэгби. Не лучше обстояло дело и в Гарроу. Епископ Уордсворс, воспитывавшийся в этой школе, рассказывает, что он явился на конфирмацию совершенно неподготовленным. «Все, что спросил мой тутор – это только: знаю ли я катехизис? Ни в одном случае, насколько я помню, конфирмация не сопровождалась причащением, словно в школе это было вещью неизвестною» 195 . Не забудем, – что школы в Итоне, Регли и Гарроу всегда были первоклассными в Англии, и если так печально обстояло дело в лучших школах, то легко понять, что было в школах второго ранга. В высших и элементарных школах положение дел было еще печальнее. Так называемая Ланкастерская система обучения, быстро распостранявшаяся в начале XIX века, грозила изгнать совершенно религию из школы. К счастью, обстоятельства сложились так, что вопрос о религиозном обучении в низших школах поставлен был ребром, и пробудил деятельность друзей церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Поляков Матвей Сем, 1780 г. из поэзии – в с. Вознесенье Медвежий угол, Ковр.окр., свящ. (Арх. Суз. кон. 1380 г., 440) Полянский Алексей Дмит. Поступил в семинарию 1763 г. 1771 г. обучался в школе риторики. Полянский Гавриил. 1788 г. обучался в инфиме. 1793 г. исключён из синтанкимы, «вследствие того, что за леностью на класс не ходит” (Арх. Суз. кон. 1788 г., Полянский Иван Петров. 1788 г. обучался в аналогии. 1793 г. из синтанкимы пономарем в с. Глазово (Арх. Суз. кон. 1793 г. Оп. 2, 187), Покровский Василий. 1771 г. обучался и аналогии. Покровский Пётр Гавр. (?). 1783 г. обучался в информатории. 1793 г. из риторики – диаконом с. Голышева (он ли?). (Арх. Влад. кон. 1793 г. Померанцев Иван Мих. Взят в семинарию 1756 г. 1767 г. определён свящ, в с, Лучкино, Рышемской десятины, на основании его заявления, что свящ. с. Лучкина Иван Васильев умер. Но Иван Васильев явился в консисторию для засвидетельствования того, что он жив, и Ив. Померанцев 11 марта 1768 г., при собрании всех учеников, был штрафован (должно быть, лозами). (Арх. Суз. кон. 1767 г., 107). 1769 г. обучался в философии. Померанцев Николай. 1788 г. обучался в школе аналогии. Пономаревский Осип Иван. Взят в семинарию 1763 г. 1764 г исключён «за неспособностью» («туп») (Арх. Суз. кон. 1764 г., 225). Пономарев Василий Алексеев. 1766 г. обучался в школе аналогии и вскоре вышел из семинарии. Пономарев Иван. 1788 г. обучался в информатории. Пономарев Илья Алексеев. 1766 г. обучался в аналогии и вскоре вышел из семинарии. Поповский Василий. 1786 г. утверждено пономарское место в Гавриловой слободе (Арх. Суз. кон. 1786 г., В 1788 г. обучался в школе поэзии. Поповский Егор. 1781 г. обучался в школе аналогии. Поповский Иван Алексеевич. Поступил 1763 г. 1770 г. из философии – свящ. Гавриловской непашенной слободы (Арх. Суз. кон. 1770 г., 155). Иван. 1763 г. обучался в синтаксиме. В ведомости за этот год о нём замечено: «понятен был, а ныне в бегах». Стефан Игнат. Взят в семинарию 1767 г. В январе 1770 г. отпущен в дом «за французскою болезнью». Закащику велено было свидетельствовать его каждый месяц и доносить о состоянии его здоровья в консисторию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но все–таки он в чем–то укрепил мое экуменическое настроение, потому что до этого я не встречался ни с одним человеком, который бы эти вещи как–то понимал. И, кроме того, в области истории Церкви он первый четко заговорил о том, что надо отличать существующую Церковь внешнюю от той тайны, которая в ней живет. И я это чувствовал, но для меня это было проблемой в те годы. В общем, у меня на самом деле было много учителей. Но в школе учителей таких не было. Я учился в 554–й Московской мужской школе (напротив Плехановского института). Воспоминания о школе (1943–1953) довольно мрачные: я учился в школе, где были голодные учителя, где ученики собирали крошки хлеба, где совершенно дикий директор был похож на Карабаса–Барабаса, где учителя часто походили на садистов — у нас учителя литературы так и назывались: «фашисты». Школа и сейчас существует. Она внешне очень похожа на тюрьму. Я не помню большего отвращения в жизни, чем хождение туда, — самое гнусное впечатление за всю жизнь. А школа была обыкновенная: палочная дисциплина, нас водили всех «шагом, марш!» — война. Мы школу ненавидели! Всеми фибрами души. Сколько хватало сил. Поскольку я кое–что почитывал, то уже во втором классе что–то соображал. Я спросил у нашей учительницы (когда она нам описала штурм Зимнего), что такое «юнкера». Она ответила, что «так назывались собаки Временного правительства». Я понял, что глухо дело. Я слышал от учителей глупости, я понимал, что говорят чепуху. Это было крушение. Я сталкивался с учителями духовно нищими, которым нечего было нам сказать. Помню, учитель истории, чудесный человек, — он приходил, вытаскивал из кармана тетрадочку и прочитывал по ней то, что было написано в учебнике. А поскольку наш учебник был переписан с дореволюционного, с некоторыми искажениями, то получалось очень смешно: я приносил старый дореволюционный учебник и следил по нему. Но я его не сужу, он был хороший человек. Это было такое время, он боялся отступить куда бы то ни было. Все, что в школе говорилось, я воспринимал наоборот. Но ни на чем не настаивал — потому что понимал, что это рабская мертвящая система, что мы все — идиоты, начиная с директора и кончая последним учеником, что нам деваться некуда и что все, от начала и до конца — ложь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

Николай II в свою очередь почел нужным послать в связи с юбилеем школы телеграммы митрополиту Киевскому Флавиану, архиепископу Казанскому Никанору, епископам Самарскому Константину и Смоленскому Феодосию. Святейший Синод озаботился принять особое определение о необходимости дальнейшего усиления церковно-школьной просветительной деятельности с начала второго 25-летия церковно-приходской школы. 3 мая 1910 года открылось Чрезвычайное собрание Училищного Совета при Святейшем Синоде, посвященное положению церковно-приходской школы. Выступавший на нем 4 и 5 мая товарищ обер-прокурора Саблер говорил, что духовенство оправдало своими трудами в церковно-приходской школе «доверие царя-миротворца, который своим любящим сердцем уразумел, что для блага народа необходима школа, дающая прочные основы религиозного воспитания». «Только церковно-приходская школа, – говорил Саблер, – призвана давать детям русского народа необходимые для жизненного труда начальные познания и воспитывать их в твердом христианском намерении». Все это, – пояснял выступавший, – потому, что «Закону Божию в школе отведено как бы центральное место. Не 2–3 часами ежедневных уроков исчерпывается значение этого предмета в школе. Ему отдается не только ежедневно 1 час, но и изучение церковно-славянского языка и постоянное участие в церковном пении, общие молитвы вместе с учащими, вся эта совокупность мыслей и чувств направлена к Богу» 185 . «Будем надеяться на Государственный Совет», – говорил епископ Евлогий. Разнесся слух, будто рассмотрение Думой законопроекта откладывается до будущего 1911 года. В этом усматривали победу сторонников церковно-приходской школы. Училищный Совет при Святейшем Синоде представил в Синод «Журнал 96» по поводу предполагаемой передачи церковноприходских школ Министерству народного просвещения. В журнале говорилось, что затронутый Государственной Думой вопрос о начальной школе касается «непременной и величайшей миссии Церкви учить и воспитывать народ в духе святой православной веры». Эта цель может быть достигнута только в школе, где руководителем всего обучения и воспитания является священник, тогда как нельзя, конечно, говорить, что постановка религиозно-православного обучения и воспитания в светских школах и влияние в этом деле духовенства стояли на должной высоте.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Приложение к практике церковного уменья читать, также ведет к навыку читать внятно, раздельно, слышимо для многих, т.е. к наилучшему чтению. И то должно сказать, что кто привык прилагать свое уменье читать к практическому церковному употреблению, тот навсегда застрахован от возможности забыть всякое чтение, что между тем со многими бывало, как удостоверяют это воинские присутствия, в которых оказывались забывшими грамоту учившиеся в школе подолгу, и получившие свидетельство на льготу по воинской повинности. О том, сколь важно и драгоценно практически-церковное обучение в школе пению, нечего и говорить, ибо не только быть певцом в церкви, но и слышать оных поющими хорошо в церкви. Это одно из высших христианских наслаждений, а вместе и дел самых высоких и святых. Таким образом, все предметы преподавания в церковной школе должны, и легко могут быть запечатлены духом церковности, и всячески приложены к практическому их осуществлению. Причем главное, к чему должно быть направлено все обучение, должно заключаться в том, чтобы воспитать в детях любовь ко всему священному, божественному, церковному. Привить охоту и стремление почитать что-либо духовно-нравственное, патриотическое. Возбудить стремление к посещению храма Божия возможно частому, с участием в чтении и пении. Воспитать стремление к святой и совершеннейшей жизни по подобию чествуемых церковью святых, и ко всему, в чем эта жизнь выражается и осуществляется в Православной церкви, начиная от таинства крещения и до священства включительно. Возбуждение уважения и любви ко всему духовному должно тоже совершаться путем практических уроков и навыков. При этом прислуживание в церкви может иметь великое значение, и особенно сильное действие может быть оказываемо в этом направлении через предоставление избраннейшим ученикам возможности облачаться в церковные одежды (стихари), и приучение сопутствовать духовенству при требоисправлениях, не чуждых некоторого общественного характера. Но главным воспитательным средством должна быть школьная дисциплина, которая в церковной школе должна быть подобной или приближающейся к церковной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

– В конце XVI-ro века патриаршая школа совсем запустела 58 ; даже времена известного Мелетия патриарха Александрийского, бывшего в конце этого же века местоблюстителем Константинопольского патриаршего престола (1597–1599 г.), не составляют исключения. Семнадцатый век в истории патриаршей школы начался очень не блестяще. Патриарх Константинопольский Рафаил II (1603–1607 г.) принимали было меры к водворению порядка в названной школе, но его старания не имели успеха. Ему не удалось сделать что-либо существенное для того, чтобы «разогнать мрак, облекающий Греков». 59 Поло- —27— жение школьного дела улучшается с тех пор, как делается (с 1612 г.) Константинопольским патриархом знаменитый Кирилл Лукарис, человек получивший хорошее западное образование. При нем и по его приглашению преподавание в патриаршей школе принял на себя Феофил Коридаллей. Коридаллей родился в Афинах, учился в Венеции и в Падуе, потом был преподавателем в греческой гимназии в Венеции, а впоследствии и в Афинах; он славился философским образованием. Начал учительствовать в патриаршей школе около 1629 года и продолжал нести эту должность до смерти Лукариса (1638 г.). Затем он должен был оставить школу, так как против него и его покойного покровителя Лукариса поднялись обвинения в приверженности к протестантским доктринам. 60 Столь же выгодным приобретением для школы оказался и преемник Коридаллея – Иоанн Кариофил, его ученик в патриаршей школе. Он сделался преподавателем в этой школе с 1641 или 1642 года до 1665 – довольное долгое время. О учености и дарованиях Кариофила можно находить много похвальных отзывов. И этот учитель школы, как и его предшественник, подвергся обвинению в усвоении протестантских воззрений. 61 Нет оснований сомневаться в том, что и Коридаллей и Кариофил и в самом деле были склонны и благоприятно относились к протестантизму; но ни из чего не видно, что они злоупотребляли своим положением преподавателей школы и увлекали своих учеников на сторону протестантства. Вероятно, они, подобно самому Кириллу Лукарису, человеку несомненно приверженному к протестантству, умели отличать свое личное дело – симпатизирование новому западному вероучению – от официального дела и служения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В школе 613 ученица 3 класса Губарева на уроке истории, отвечая на вопрос: «Что отрицательного имеет религия?», сказала: «Ничего». В беседе с девочкой выяснилось, что она находится под влиянием религиозной бабушки. В школе 613 на беседе по теме: «Введение христианства в Киевской Руси» ученики 3 класса показали полное незнание существа вопроса. Учительница т. Дьяченко призналась, что она сама не представляет содержание предмета, и при объяснении сознательно обходила вопрос о религии. В ряде школ установлено, что дети носят кресты. В школе 56 преподаватель решил проверить, кто из учеников носит кресты. Таких нашлось 10 мальчиков, которые заявили, что они каждую субботу и воскресенье ходят с матерями в церковь . Ношение крестов отмечено в школах 187, 477, 590 и других. В школе 187 среди учащихся сильно развито суеверие. Ученицы четвертых, пятых, шестых и седьмых классов для того, чтобы получить хорошие отметки, прибегают к помощи талисмана, суть которого состоит: на галстуке в определенном месте завязываются два узла и кладется пятикопеечная монета в туфель под левую пятку. В школе 100 библиотекарем работает т. Винокальская. Она верит в Бога, носит крест и талисман: «Хочу, – говорит она, – воспитывать свою дочку, ученицу 3 класса, в религиозном духе». Заведующая учебной частью школы 612 т. Козелихина похоронила свою дочь с соблюдением церковных обрядов. Об этом знают ученики школы. Учительница школы 305 т. Ажерова не скрывает того, что у нее комната обставлена иконами, что она верует в бога и ходит в церковь . Подобные факты не являются исключением. Они свидетельствуют о слабой научно-просветительской работе не только среди учащихся, но и преподавателей школ. Наличие религиозных настроений среди части учащихся вызывает у преподавателей ряд вопросов, требующих разъяснения. Спрашивают, например, какую работу обязан вести учитель с детьми, которые носят кресты и ходят в церковь ? Учитель посещает церковь, об этом знают ученики. В какой форме должно быть воздействие на учителя? Если учитель убежденно верующий, можно ли ему доверять воспитание детей? Как отвечать учащимся о причинах созыва Собора русской православной церкви? Можно ли вывешивать лозунг: религия – опиум для народа? Как отвечать, что патриарх Алексий – культурнейший человек и, вместе с тем, религиозный? Можно ли употреблять в беседах термин «антирелигиозная пропаганда»? В одном из выступлений т. Карпова упоминалось о прогрессивной роли монастырей. Можно ли говорить об этом на занятиях?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Укрупнение – это, вероятно, хорошо. Только далеко не у каждой семьи есть возможность возить своих детей в другой населённый пункт каждый день. «У мальчика мама в тюрьме, папы нет бабушка всегда пьяная. Утром мы его в школу привозим, а вечером забрать его некому», – рассказывает Алексей Николаевич. Кроме того, в других школах не будет ОПК. Это очень существенный момент, потому что в Мышкинской школе дети ведут полноценную литургическую жизнь – не пропускают ни одной службы, регулярно исповедуются и причащаются Святых Христовых Таин. Вслед за своими детьми в храм тянутся и родители. Уроки музыки в школе ведёт регент храма и под его руководством детки поют на клиросе, дают праздничные концерты и спектакли. На Пасху они полностью пели всю службу, до самого утра. «Это удивительное чувство, когда дети поют», – говорит одна из прихожанок. «Нас приглашала Можайская школа на свой спектакль. Это просто небо и земля – государственная школа и наша. То, как дети ведут себя на сцене, как они общаются между собой – это какая-то смесь телеканала ТНТ с «Домом 2», – делится Алексей Николаевич. Просто жалко детей. Жалко отпускать их сейчас, в таком нежно возрасте. Столько за 4 года было в них вложено…» Детки. Фото из архива храма В православной школе сложился уникальный преподавательский коллектив и тёплая семейная атмосфера. «Сложные» дети встречают в православной школе заботу и внимание педагогов и становятся обычными детишками, которые не посылают по матери преподавателя и не залезают во время урока под парту. Детдомовцы получают столь необходимое для них общение с детьми из полных семей. Дети из благополучных семей получают то, чего не может им дать даже элитная школа. Екатерина, одна из мам, чьи дети учатся в мышкинской школе, рассказала, что её старший сын Данила поступил в частную школу в Москве и уже в первом классе отстал так, что пришлось нанимать дополнительного педагога за деньги. А младшего Николая (у него такое же рассеянное внимание, как и у старшего) отдали в мышкинскую школу, и никаких проблем с его обучением не возникло.

http://pravoslavie.ru/37716.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010