Посты не составляют исключительной принадлежности христианской Церкви. Посты были важнейшей составной частью всякого рода посвящений; так, они имели место при вступлении человека в высшую касту, например, при вступлении в число воинов, при возведении в должность военачальника или жреца. Посты встречаем в многочисленных жреческих кастах древнего мира, причем там иногда того или другого рода воздержания простирались на целые нации. Так, всем последователям Будды совершенно запрещена мясная пища. У индусов-браминов это же требуется, по крайней мере, от лиц, принадлежащих к жреческой касте. В среде браминов встречаем отшельников или кающихся, которые не употребляют в пищу ничего приготовляемого на огне; отправляясь в пустыни, они ничего не берут с собой, кроме палки и глиняного кувшина; они не берут с собой ни огня и ничего прочего, что служит к приготовлению горячей пищи. Что у древних ассирийцев употребляемы были посты, на это ясное указание находим в Библии (Ион. 3:6). Празднованию мистерий Изиды и Озириса в Египте предшествовали каждый раз посты. О египетских жрецах известно, что они не только воздерживались от многих видов пищи — мяса (за исключением самых крохотных пташек), рыбы, лука, бобов, маиса, ячменя, но и при совершении важнейших религиозных церемоний предавались строгому воздержанию, длившемуся от семи до сорока двух дней. У греков постились члены мистериального служения и лица, вопрошавшие оракулов. Так, при вопрошении беотийского пещерного оракула Трифония полагался суточный пост. Прорицательница, дававшая ответы вопрошавшим оракула в Милете, приготовлялась к ответу строгим трехдневным постом, омовениями, уединенным пребыванием в святилище. Афинский праздник Фесмофорий предварялся совершением постов, причем афинские матроны оставались босыми и в траурных одеждах, ничего не ели и должны были сидеть на голой земле. Третий день Элевсинских мистерий проводился в посте; посвящаемые в Элевсинские таинства должны были перед временем принятия в число членов этого мистериального служения поститься от семи до девяти дней. Посвящаемые в таинства Кибелы тоже постились: им предписывался десятидневный пост. О римлянах Ливии сообщает известие, что они объявляли всенародные посты, если на них наводило ужас стечение необыкновенных явлений в природе или если того требовало указание Сивиллиных книг, на которые римляне смотрели с большим уважением.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

212. Правильно, это неизвестно (нем.). 213. Уже в 1837 г. Кьеркегор записывает в Дневнике: «Жизнь Д[он] Жуана по сути своей музыкальна» (Pap IA 598. [Без даты]). 214. См.: «Дон Жуан», в датском переводе Л. Крузе (акт 1, сцена 8): «Ах, посмотрите, что за веселая, радостная толпа! Веселитесь, дети мои, не беспокойтесь; вы все тут разоделись, как на свадьбу». 215. «Mindre Mysterier» (дат.), букв.: «малые мистерии». Как известно, в дополнение к «большим» элевсинским мистериям проводились также «малые» мистерии в Афинах. 216. В греческой мифологии возлюбленным Луны (Селены) был пастушок Эндимион. 217. «Satisficerende» (датское активное причастие от латинского корня), букв.: «удовлетворительно». 218. «Илиада» после Гомера (лат.), т. е. нечто заведомо ненужное, излишнее. 219. В личной библиотеке Кьеркегора были пьесы Мольера (в том числе «Каменный гость») в датском переводе Кнуда Рабека (J. B. P. Molieres udvalgte Skuespil, oversat af Knud Lyne Rahbek. Kobenhavn, 1813). 220. Иоганн Музэус (1735–1787) — собиратель и издатель немецких народных сказок, старавшийся по возможности сохранить их изначальную, достаточно простую фольклорную форму. В библиотеке Кьеркегора был его пятитомник, изданный в Вене (Musaus/. Volksmarchen des Deutschen. Wien, 1815). 221. Людвиг Тик (1773–1853) — немецкий писатель–романтик; его обработки народных сказок были достаточно далеки от фольклорного источника — Тик зачастую лишь приспосабливал известный сюжет к вдохновлявшей его идее. В библиотеке Кьеркегора, весьма ценившего литературные произведения немецких романтиков, было парижское издание двухтомника Тика (Tieck J. L. Sammjliche Werke. III. Paris, 1837). 222. Йохан Людвиг Хайберг (1791–1860) — крупный датский литератор, философ и драматург; его «Дон Жуан» был поставлен в «Театре марионеток» в Копенгагене в 1814 г. Пьеса вошла в Собрание сочинений Хайберга (Skuespil af J. L. Heiberg. IVII. Kobenhavn, 1833–1841). 223. Йохан Карстен Хаух (1790–1872) — известный датский поэт и натурфилософ, написавший свою версию «Дон Жуана» (Hauch/. С. Gregorius den Syvende og Don Juan: To Dramaer. Kobenhavn, 1829). По отзыву Кьеркегора, отраженному в его Дневниках, эта версия довольно далека от Мольера и «почти подпадает под категорию интересного» (Pap III В 172.2. [Без даты] 1842 г.).

http://predanie.ru/book/219811-ili-ili/

Само собою понятно, что не существовавший у персов в кратчайший день года праздник Митры не мог быть заимствован римлянами и установлен 25 декабря, как утверждает Болен, хотя несомненно, что мистерии Митры перешли из Персии чрез Грецию и в Рим и известны под именем Элевсинских мистерий. Подобно первым, и эти последние совершались в марте (малые мистерии) и в сентябре (великие) 186 . Особого же праздника Митры и в греко-римском культе вовсе не было. Откуда же, спрашивается, взялось мнение, что 25 декабря у римлян совершался праздник в честь Бога солнца Митры? Мнение это, по вероятному объяснению Касселя, возникло со времени известного римского календаря 354 года, в котором под VIII Kal. Ian. Стояло загадочное замечание: N. Invicti. Выражение это поняли и прочитали: Natalis solis Invicti – день рождения непобедимого Солнца. А так как Митра в надписях и в других документах называется Sol Invictus, то означенный день признали за праздник Бога солнца Митры. И затем, так как VIII Kal. Jan. есть именно 25 декабря, то без дальнейших рассуждений из праздника солнца стали объяснять установление церковию в этот день христианского праздника Рождества Христова. Небезынтересно привести здесь мнение учёнейшего археолога новейшего времени Пипера 187 , объясняющее связь христианского праздника с мнимым праздником языческим. Хотя он не исключительно объясняет происхождение праздника Рождества Христова из языческого праздника (он предлагает иное объяснение, с которым мы встретимся), но вместе с другими признаёт существование последнего именно на основании означенного календарного выражения. Пипер тем с большею уверенностью мог говорить об этом празднике, что календарь языческий, в котором находится это выражение, совпадает по времени с календарём римско-христианским, в котором находит он и самое древнее, по его мнению, известие о празднике Рождества Христова 25 декабря – на что Пипер обращает внимание. Он говорит, что установление праздника Рождества Христова тем охотнее можно допустить в этот период (т. е. около половины IV в.), что на него не без влияния было языческое празднование 25 декабря как «дня рождения непобедимого солнца» (dies natalis invicti, как называет его и языческий календарь, который также содержится в хронографическом сборнике 354 г.). Как лёгок был переход от одного праздника к другому – это видно из того, что, наоборот, христианское празднование 25 декабря в течение столетий подвергалось опасности смешения с праздником солнца и примеси к нему языческих суеверий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Деимах – 8. XV, 1,12 (Δημαχος). 26. IX, 394е (Δαμαχος) – из Платей (город в Беотии, в Греции), III в. до н. э., был послом Антиоха I Сотера у индийского царя Амитрохата, т. е. после Мегасфена; так же, как Мегасфен, написал произведение об Индии (не сохранилось). Страбон (II, 1, 9 и др.) очень критикует его, считая самым не заслуживающим доверия из писавших об Индии (и почти таким же – Мегасфена). Упоминаются другие его произведения: «Об осаде», «О благочестии». дексендрусы – 11. VI, 92 (Dexendrusi) – народ, непосредственно к югу от арахотов, т. е. уже в сатрапии Гедросия (?) (но см. гедрусы в § 94 и 95). Рукописное чтение – Dexendrusos; может быть, испорчен текст; в одной рукописи – de gedrosos, которое предлагают исправить на gedrosos, «гедросы» (т. е. народ Гедросии). Допускают также, что «дексендрусы» может быть названием какой-то части гедросов. Есть и другие (сомнительные) толкования. дексимонтаны – 11. VI, 99 (Deximontani) – народ, живущий вправо (dextra) от реки Гранис, текущей по Сусиане; добывающие битумин. Гранис=нын. река Шахпур, впадающая (29°39», 51°03») в Персидский залив, к северу от порта Бушир (28°58», 50°51»), на юго-западе Ирана. Но предполагают, что они жили у левого, восточного, берега; здесь обнаружены богатые нефтяные источники к югу от Далаки; береговая полоса здесь называлась Мандистан (ср. реку «Манд», ниже, к юго-востоку), поэтому полагают, что в оригинальном тексте читалось Δεξτιμαντανο, т. е. персидское Dast-i-Mandân, Дашти-Мандан (dast – равнина, пустыня)=«мандистанцы». Делур – 23. VII, 1, 88 (Р: Δηλορ; Η: Σηλορ – Селур) – внутренний город области кареев, у южной оконечности Индии (в восточной части); идентифицируется как нын. город Brahmodasum (см. в Брамма, 1). См. также Селур. дельфины – 8. XV, 1, 45; 72. 10. 9, 9. 11. IX, 46. См. также платанисты. Деметра – 7. II, 36, 3. 17б. 7, 6. 28. LIV, 9, 10 – греческая богиня земли, плодородия и земледелия, преимущественно хлебных злаков. Она дала Триптолему, сыну элевсинского царя Келея (Элевсин – город в Аттике, недалеко от Афин) зерна пшеницы, чтобы он научил людей земледелию. «Плоды Деметры» – это и есть пшеница (может быть, и ячмень?). Дочь Деметры Персефона (=Кора, «дочь»=лат. Просерпина) была похищена богом подземного царства Аидом. Деметра долго искала ее; наконец Зевс позволил Персефоне часть года проводить на земле с матерью, часть года – у Аида. Деметра и Персефона часто называются «две богини» (без имен). Всей этой истории и были посвящены Элевсинские мистерии (аллегорическое толкование этого мифа), которые справлялись дважды в году (Малые – весной, в Афинах, и Великие – осенью, в Афинах и Элевсине). К этому культу еще в ранние времена был присоединен культ Диониса-Иакха. Посвящение в эти мистерии происходили поэтапно, по степеням (в Малые, затем в Великие, и наконец, на следующий год – в Великие).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

425 Μ τις τν κατηχουμνων, μη τις τν κροωμνων, μη τις τν απστων, μ τις τεροδξων, «пусть никого из новообращенных, пусть никого из слушателей, пусть никого из неверующих, пусть никого из иноверцев здесь не останется». Const. Apost. viii. 12. См. также Златоуст Нот. in Matt, xxiii. 426 De Praescr. Haer., c. 41: «Quis catechumenus, quis fidelis, incertum est (то есть, среди еретиков); pariter adeunt, pariter orant, etiam ethnici, si supervenerint; sanctum canibus et porcis margaritas, licet non veras (так как y них нет подобающим образом проводимых таинств) jactabunt». Но это относится не ко всем еретикам, и тем более не к манихеям, которые уделяли таинственности причастия гораздо большее внимание, чем католики. 428 Ученый иезуит Эмануэль фон Шельстрат впервые использовал этот аргумент в Antiquitas illustrata (Antv. 1678) и De Disciplina Arcani ( Rom. 1683 ), но его доводы опровергает лютеранин W. Ernst Tentzel, Dissert, de Disc. Arcani, Lips. 1683, 1692. Тенцель, Казобон, Бингем, Рот и Цецшвиц, однако, неправы в том, что сводят Disc. Arc. только к обрядам, исключая из него догму. См. особенно Кирилла Иерусалимского , Katech. XVI. 26; XVIII. 32, 33. 431 Данное соответствие очень заметно по использованию в церкви таких терминов, как μυστριον, σμβολον, μησις, μυσταγωγεν, κθαρσις, τελεωσις, φωτισμς (о крещении) и др. О греческих мистериях, особенно элевсинских, см. Lobeck, Aglaophanus, Königsberg 1829; несколько статей: Preller, in Pauly, Realencyklop. der Alterthumswissenschaft III. 83 sqq., V. 311 sqq., Zeitzschwitz, I.c. 156 sqq., и Lübker, Reallex. des class. Alterthums, 5 th ed., Erler (1877), p. 762. Лобек опровергает высказанное Уарбертоном и Крезером мнение, что в греческих мистериях распространялась тайная мудрость, особенно традиции первобытного откровения. 436 Киприан говорит о ежедневных жертвах. Ер. 54: «Sacerdotes qui sacrificia Dei quotidie celebramus». О том же говорит Амвросий, Ер. 14 ad Marceil., и древнейшие литургические труды. Но существовали разные обычаи, что, помимо прочего, удостоверяет Августин. Ер. 118 ad Januar., с. 2: «Alii quotidie communicant corpori et sanguini Dominico; alii certis diebus accipiunt; alibi nullus dies intermittitur quo non offeratur; alibi sabbato tantum et dominico; alibi tantum dominico». Святой Василий говорит (Ер. 289): «Мы причащаемся четыре раза в неделю, в День Господень, в четвертый день, в день подготовки [пятницу] и в субботу». Златоуст жалуется, что мало кто участвует в ежедневных причастиях.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Здесь свт. Григорий показывает, что языческая религия и философия не имеют благодати, не дают человеку силы и средства для борьбы со злом, даже если и могут теоретически отличить добро от зла. Так, хотя жрецы и философы имели понятие о добрых нравах и даже читали нравоучения в своих школах, однако при этом ни слушающие, ни сами преподаватели не могли их исполнить. «И подлинно, не достойны ли удивления те, которые на словах строят города, каких на деле быть не может?; которые едва не кланяются, как Богу, величавым тиранам, и при своей надменности ставят овол выше богов? Одни из них учат, что вовсе нет Бога; другие – что Бог не промышляет о земном, но что все здесь влечется без цели и случайно; иные говорят, что всем управляют звезды и роковые созвездия, не знаю, кем и откуда управляемые, другие же полагают, что все стремится к удовольствию, и что наслаждение составляет конец человеческой жизни. А добродетель для них одно громкое имя... Иной из их мудрецов вовсе не разумел сего... его разум и столько не был очищен, чтобы мог взирать на свет истины, но, пресмыкаясь в дольнем и чувственном, не способен был представить, что-либо выше демонов, и рассуждать о Творце достойным Его образом» I, 81]. 144 Поэтому и «вышедший из такого училища, управляемый такими кормчими, когда вверили ему власть и почтили его саном, оказался столь злым» 81]. 145 Ибо, согласно их тайному учению, надобно, «чтобы философия и царская власть сходились вместе; но не для прекращения, а для умножения общественных зол. И первым делом его высокомерия и высокоумия было то, что он сам на себя возложил венец, сам себя почтил высоким титулом...» I, 81–82]. 146 Юлиан проникнут был духом языческих учений, поэтому характер и деятельность его выявляют сущность мистерий. В античный период наиболее известными были Элевсинские, Орфические, Дионисийские мистерии. Все они состояли из двух частей. С одной стороны, они имели общенародный характер, к участию в мистериях призывались все слои населения, с другой – мистерии носили характер тайных обществ, к участию в которых допускались только посвященные.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

Где им, – восклицает святой Отец, – достигнуть в меру нашей добродетели и нашего учения, когда у нас и то считается злом, если не преуспеваем в добре, не делаемся беспрестанно из ветхих новыми». Правда, история сохранила и передала потомству память о многих доблестях древних греков, но пока отечество их было независимо и пользовалось политической самостоятельностью, источниками этих гражданских и военных доблестей были любовь к отечеству, сознание гражданского долга, чувство народной чести. С покорением Греции римлянами эти источники патриотизма мало-помалу иссякли – и тогда-то греки почувствовали всю пустоту своей веры и впали в глубокое нравственное расслабление, из которого боги Олимпа уже не могли восстановить их. Но еще задолго до конца своей независимости греки сознавали неудовлетворительность своей веры. С тех пор, как они сделались менее наивны и более рассудительны, им трудно было удовлетворяться верованиями первых лет. Мифы, принимаемые прежде со слепым доверием, стали казаться легкомысленными рассказами, которыми иные пользовались во вред народной вере. С целью прикрыть пустоту и бессодержательность своей веры греки измыслили так называемые мистерии, при помощи которых пытались в соблазнительных баснях о происхождении и действиях богов найти какую-либо замечательную сторону, имевшую соотношение с нравственностью. Но как они ни углублялись в основание своих мифов, не могли углубиться далее той почвы, на которой эти мифы возникли, т. е. должны были признать, что в мифах сокрыто учение о природе и силах ее, олицетворенных пылким воображением поэтов. Так, Цицерон, разобрав элевсинские и самофракийские мистерии, прямо высказал, что «в них дело идет скорее о природе вещей, чем о природе богов». Допущение к мистериям только лиц избранных, таинственность, окружавшая совершение их, на первое время могли доставить им некоторое уважение со стороны непосвященных, но посвященным, при большем знакомстве с обрядами их, видна была вся внутренняя несостоятельность их, выражавшаяся даже в крайне небрежном совершении; при этом нельзя было и думать о благодетельном влиянии мистерий на общественную жизнь, расшатанную лжеверием и пороками.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Закрыть itemscope itemtype="" > Церковный энтузиазм 29.05.2008 277 Время на чтение 9 минут Введение Что такое " энтузиазм " ? " Энтузиазм - сильное одушевленье, увлеченье, восхищенье, страстное обаяние, восторженность " . ( В.Даль. " Толковый словарь живого великорусского языка " .) " Энтузиазм - через нем., лат. из греч. " божественное вдохновение " . Энтузиаст - " исполненный божества " " . (М.Фасмер. " Этимологический словарь русского языка " .) В Древней Греции существовали так называемые " элевсинские мистерии " в честь бога Диониса (Вакха), участники которых доводили себя до исступления, транса путём разнузданного поведения, диких плясок, сексуального разврата, пьянства. Впадая в такое безумное состояние, они становились " энтузиастами " , " исполненными божества " (т.е. Вакха). Эти мистерии получили название " оргий " , " вакханалий " , в них находили выход подавленные эротические страсти. Таким образом, энтузиазм - это выход " вовне " , из себя, к " богу " . (Синонимы этого понятия: исступление, экстаз.) Это явление, в изменённом виде, хорошо нам известно по недавнему советскому прошлому, из которого мы все вышли, но не сумели полностью от него освободиться. По сути, вся сила Советской власти держалась на энтузиастах. Революцию делали энтузиасты, мечтавшие " разрушить старый мир до основанья, а затем... " . Колхозы создавались энтузиастами путём отбирания богатств (земли, скота, инвентаря, зерна) у имущих. В космос летели, в Ледовитом океане плавали, БАМ строили всё те же энтузиасты. Энтузиазм равнозначен экстенсивному способу хозяйства, жизни " вширь " , в противоположность интенсивному, " вглубь " . Чтобы было понятнее, приведём сравнение: интенсивная жизнь - это удобрение своего поля навозом, улучшение сельхозтехники, тщательная обработка каждого сантиметра земли. А экстенсивная - это быстренько выжать из земли все соки, истощить её и скакать на другой край страны поднимать целину, которая почему-то " залежалась " . Знакомая история, не правда ли? Советский энтузиазм построен на том же элевсинском " опьянении " , выходе к " богу " , имя которого - " светлое будущее " , коммунизм. Цель, оправдывающая все средства ( " мы будем бороться за мир во всём мире, даже если от мира камня на камне не останется " ).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Противопоставление атеизма теизму имеет смысл только в том случае, если под теизмом имеется в виду вера в Бога, а не разновидность религиозно-философского направления. Самая общая классификация атеизма предполагает разделение его на следующие типы: Парадокс теоретического атеизма заключается в том, что, ставя религиозный вопрос, существует ли Бог, он пытается найти ответ в философии, неспособной вне отношения к религии разрешить эту проблему. Исключением является собственно религиозная философия, опирающаяся на веру в Бога и опыт религиозной жизни. Древнегреческий атеизм В Древней Греции атеизм возник в связи с отрицанием греческих богов, культа и мистерий. Он не представляет собой единой традиции, даже принадлежащие к одному направлению Демокрит , Эпикур и их римский последователь Лукреций , дающие немало оснований для того, чтобы считать их атеистами, связаны между собой не столько особым пониманием богов и отрицательным отношением к религиозному культу, сколько общностью атомистических представлений о природе. В эпоху классики и эллинизма учения атеизма возникают и исчезают на фоне постепенно разрушающейся античной мифологии, соперничества религии и культуры, знакомства с иными религиями и чужеземными культами. Значительная роль в обмирщении религии и мифологии принадлежит поэзии, которая перевела античную мифологию на язык художественной литературы и театра, смешала ее с вымыслом и стала изображать жизнь богов по аналогии с жизнью людей. На зависимость греческой поэзии от элевсинских мистерий обращает внимание ряд исследователей: термин θεος, по-видимому, изначально означающий «лишенный божества», впервые появляется у поэтов - Пиндара в «Пифийских песнях» , Эсхила в «Евменидах» и Софокла . Однако особенностью греческого, а затем и римского атеизма становится связь с философией ; именно на этой почве «безбожие» превращается в «мировоззрение» с притязаниями на теоретическое обоснование и истину; здесь в общих чертах складывается тип философского неверия со всеми возможными подходами, точками зрения и обоснованиями, которые, несмотря на принципиальные различия между язычеством и христианством , будут характерными и для последующей истории атеизма в Европе.

http://drevo-info.ru/articles/1401.html

Ориген. Против Цельса=Origune. Contre Celse. Ed. M. Borret. SC 132; 136; 147; 150; 227. Paris, 1967–1976. Ориген. Увещание к мученичеству=Origenes Werke I: Exhortatio ad martyrium, Contra Celsum 1–4. Ed. P. Koetschau. GCS 1. Leipzig, 1899. Ориген. Филокалия=Origune. Philocalie. Ed. E. Junod, M. Harl. SC 226; 302. Paris, 1976–1983. Пиндар. Оды=Pindarus Lyricus. Odes. Ed. O. Schroeder. Leipzig, 1900. Платон. Сочинения=Platonis Opera. Voll. IVI. Oxford, 1958–1962. Плотин. Эннеады=Plotin. Enneades. Ed. E. Brehier. Tt. IVI. Paris, 1924–1926. Симеон Новый Богослов. Гимны=Symйon le Nouveau Thйologien. Hymnes. Ed. J. Koder, J. Paramelle, L. Neyrand. Tt. IIII. SC 156; 174; 196. Paris, 1969–1973. Созомен. Церк. ист.=Sozomenus Salaminis. Historia ecclesiastica. Ed. R. Hussey. Oxford, 1860. Сократ. Церк. ист.=Socrates Scholasticus. Historia ecclesiastica. Ed. R. Hussey. Oxford, 1853. Татиан. Речь против эллинов=Tatiani Oratio ad Graecos. Ed. E. Schwartz. TU 4, 1. Leipzig, 1888. Тертуллиан. Апология=Tertullianus. Opera omnia. CCL 1. Louvain, 1954. Pp. 85–171. Феодорит. Церк. ист.=Theodoret. Kirchengeschichte. Ed. L. Parmentier — B. Scheidweiler. GCS 44. Berlin, 1954. Феофил Антиохийский. К Автолику=Theophile d " Antioche. Trois livres а Autolycus. Ed. G. Bardy, J. Sender. SC 20. Paris, 1948. Филон Александрийский. Сочинения=Philonis Alexandrini Opera quae supersunt. Ed. L. Cohn, P. Wendland. Vols. IVI. Berlin, 1896–1926. Эврипид. Финикиянки=Euripides. Phoenician Women. Ed. E. Craik. Warminster, Wilshire, 1988. 3. Литература Антоний. О встрече=Митрополит Сурожский Антоний. О встрече. Спб., 1994. Болотов. История=В. Болотов. Лекции по истории Древней Церкви. Тт. IIV. М., 1994 (репринт). Голубинский. История=Е. Голубинский. История Русской Церкви. Т. 1. М., 1901. [репринт: М., 1996] Керн. Антропология=Архимандрит Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. М., 1996 [репринт]. Лауенштайн. Мистерии=Д. Лауенштайн. Элевсинские мистерии. М., 1996. Левин. История=История русской переводной художественной литературы. Отв. ред Ю. Д. Левин. Спб., 1995.

http://predanie.ru/book/72464-zhizn-i-uc...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010