После X в. рим. и галликанские традиции стали смешиваться и в таком, смешанном, виде чин церковного бракосочетания широко распространился на Западе. Так, в Бенедикционале, к-рый обычно связывается с именем архиеп. Кентерберийского Роберта (1051-1052), но, вероятно, на самом деле принадлежал Роберту, архиеп. Руана (нач. XI в.), порядок брачной мессы соответствует Сакраментарию папы Григория, но приводятся также 2 молитвы благословения кольца и 3 молитвы благословения брачной комнаты (как в Понтификале Эгберта). Чтения чинопоследования Б. по средневек. лат. рукописям различны, ими могут быть: 1 Кор 6. 15-10, Мф 19. 1-6 (эти 2 чтения - чаще всего), Ис 61. 10 слл., 1 Кор 7. 32-35, Еф 5. 22-33, Мф 22. 2-1, 4, Мк 10. 1-9, Ин 2. 1-11. Низкий уровень правовой культуры в зап. средневек. обществе вызвал обязательное требование заключать брачное соглашение in faciae ecclesiae (перед лицом Церкви) - перед вратами храма и в присутствии народа. По широко распространенному в XVI в. на Британских о-вах Сарумскому Мануалу (1543), бракосочетание начиналось перед дверьми храма с неск. клятв супругов во взаимной верности и обмена кольцами; затем совершался торжественный вход в церковь; следовали неск. благословений; начиналась месса; перед Причащением брачующиеся ложились ниц перед св. престолом, 4 клирика накрывали их большим покровом и священник читал брачное благословение. После мессы в Мануале приведены молитвы на благословение хлеба и вина (брачного пира) и брачной комнаты и кровати. К сарумскому последованию восходит чин бракосочетания в англикан. Церкви, состоящий из публичной церемонии перед вратами храма и брачной евхаристической службы. Благословение брака в католической Церкви Благословение брака в католической Церкви Единый чин католич. бракосочетания был установлен только после Тридентского Собора (1545-1552, 1562-1563) и опубликован в Миссале (1570) и Ритуале (1614), вплоть до Ватиканского II Собора (1962-1965) бывших нормативными литургическими книгами католич. Церкви. Собор был против распространенной тогда практики тайных Б.

http://pravenc.ru/text/Брак.html

Третьим налогом, отличным от этих арендных платежей, была церковная или Левитская десятина. Самый древний канон, каким она требовалась, постановлен был собором маконским, в 585 году. Но канон этот, по-видимому, имел мало значения, и франкские соборы в течение остального времени меровингского периода не делали никаких попыток к приведению его в исполнение. Пипин в первый раз придал авторитет гражданской власти праву церкви требовать десятины; но в этом отношении мало сделано было до царствования Карла Великого, который капитулярием от 779 года постановил, чтобы десятины эти уплачивались в точности. Уплата была вынуждаема не только посредством отлучения, но и угрозой тяжелых гражданских штрафов соо6разно с упорством плательщика, и обязательство это распространено было и на новоприобретенные земли за Рейном, где (как мы уже видели) оно возбуждало сильное предубеждение к христианской вере 2826 . Собор франкфуртский (794 года) указывает на противодействие десятинам как на одну из причин, приведших к бывшему недавно перед тем голоду; многие, будто бы видели, как диаволы пожирали обильные хлеба тех, которые отказывали церкви в уплате, и в воздухе раздавались голоса, произносившие укор за этот общераспространенный грех 2827 . Десятина сначала взималась только хлебом. Затем она была распространена и на другие произведения земли, как пенька и вино, а в некоторых местах и на приплод от домашнего скота. Постановления временя Карла Великого свидетельствуют, что она обыкновенно уплачивалась «со всей собственности», но только уже долго спустя духовенству удалось наконец водворить общую готовность удовлетворять его притязаниям в этом отношении. Капитулярий 829 года запрещает получателю десятины давать плательщикам пищу или вообще что либо другое, что могло бы навести их на предположение, что уплата эта зависит от их доброй воли 2828 . В Англии десятины, по-видимому, вошли в употребление не раньше конца жизни Беды 2829 . Упоминанию о них в так называемых «Отрывках» Эгберта, архиепископа йоркского, нельзя придавать какого-либо значения; но Бонифаций, который своими усилиями содействовал установлению этого налога среди франков и зависимых от них народов, свидетельствует об уплате этого налога и на его родине.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

б-ка, Дармштадт). Большое развитие получила деревянная скульптура (Распятие Кёльнского собора, выполненное по заказу маркграфа Геро, ок. 970 г.; «Эссенская Мадонна», нач. XI в., сокровищница собора в Эссене), бронзовое литье (16 рельефов дверей ц. Санкт-Михаэльскирхе в Хильдесхайме, 1015; колонна Бернварда, 1022, все - собор Санкт-Мария в Хильдесхайме; двери собора в Аугсбурге, сер. XI в.), изделия из золота и серебра (рака св. Эгберта, кон. X в., собор в Трире; Базельский антепендиум, 1002-1019 гг., Музей Клюни в Париже; «Распятие Гизелы», ок. 1006 г., сокровищница епископской резиденции в Мюнхене; серебряный «посох Бернварда», нач. XI в., собор в Хильдесхайме), шитье (риза св. Кунигунды, нач. XI в., собор в Бамберге). Церковь Санкт-Георгскирхе в Оберцелле на о-ве Райхенау. Интерьер. Росписи кон. Х в. Церковь Санкт-Георгскирхе в Оберцелле на о-ве Райхенау. Интерьер. Росписи кон. Х в. Зрелый романский стиль (2-я пол. XI - 1-я пол. XIII в.) ознаменован строительством городов, как ранее основанных, так и новых на завоеванных землях (Бранденбург, Мекленбург, Померания, Силезия, Пруссия), с рыночными и соборными площадями, пфальцев (напр., Рейнланд-Пфальц, XI-XIII вв. в Гельнхаузене, Гессен, 1170-1190), укрепленных замков (замок Штауфенов Трифельс) и расцветом церковного зодчества, отмеченным многообразием архитектурных типов. Продолжалось строительство церквей по примеру раннехрист. базилик с плоским перекрытием на колоннах (ц. св. Петра и Павла (Санкт-Петер унд Паульскирхе) в мон-ре Хирзау (1059-1071, не сохр.), Петерскирхе в Эрфурте (1103-1147), церковь мон-ря Паулинцелла (Тюрингия, с 1112). Укрощение бури в Галилейском море. Исцеление гадаринского бесноватого. Миниатюра из Евангелия Оттона III. Трир (?). Ок. 1000 г. (Monac. Clm 4453. Fol. 103v) Укрощение бури в Галилейском море. Исцеление гадаринского бесноватого. Миниатюра из Евангелия Оттона III. Трир (?). Ок. 1000 г. (Monac. Clm 4453. Fol. 103v) Наибольшую известность своими внушительными размерами приобрели т. н.

http://pravenc.ru/text/529057.html

На иконах и в произведениях шитья нет важных изменений; по большей части здесь изображение краткое; таковы: икона Академии художеств 75 (греч. XV в.), Афоноандреевского скита (в ризнице), собрания Силина, киевского музея 28 и 50 1727 ; шитая епитрахиль русской работы в ризнице Афоноиверского монастыря и др. Особую группу составляют иконы с подробным изложением события (икона из собрания Постникова); но и здесь центральное изображение следует обычной схеме, а подробности помещаются на полях иконы в виде отдельных изображений. На русских иконах осел по большей части заменяется конем. Миниатюры лицевых Страстей следуют обычной схеме, хотя текст Страстей и имеет некоторые отличия от текста подлинных Евангелий. Рукописи О. Л. Д. П. CLXXVI, 91; CXXXVI, 1093; LXXIII, С.-Петерб. Дух. Акад. А 1 / 23 ). Искусство западное также не сообщило оригинального развития этой теме. Памятники: кодекс Эгберта 1728 , антифонарий Линда 1729 , graduale нац. библ. 9448, оклад книги нац. библ. 9384 1730 , рукопись нац. библ. 11560, миниатюры, изданные Лябартом 1731 и Бастаром 1732 , нац. библ. 26 Vita Christi, латинский молитвенник той же библ. 1176 (л. 115); французская рукопись той же библ. fr. 828 (л. 191 об.); картина школы Тинторетто в галерее Уффици 597 и – Таддео-Гадди 1733 . В Библии бедных 1734 ко входу Иисуса Христа в Иерусалим отнесены пророчества Захарии ( Зах. 9:9 ), Исаии ( Ис. 62:11 ), Давида ( Пс. 149:2 ) и Соломона ( Песн. 3:11 ) и прообразы: торжественный вход Давида в Иерусалим после победы над Голиафом ( 1Цар. 18:6–7 ) и встреча прор. Елисея в Иерихоне пророческими детьми после вознесения Илии на небо ( 4Цар. 2:15–16 ). Изображение входа в Иерусалим обнаруживает замечательную устойчивость в своих иконографических формах. Иисус Христос в сопровождении апостолов и перед Ним группа людей и город – черты типические, повторяемые во многих других византийских изображениях встреч и бесед. Ослица или заменивший ее, по причине понятной, на русских памятниках конь явились по прямому требованию евангельского текста; также и вайи, и постилание одежд.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Близкую оценку авторитета Беды давал Абеляр. В «Истории моих бедствий» есть эпизод, когда безусловное предпочтение суждения, высказанного Бедой, навлекло на Абеляра новые несчастия. Чтение комментариев Беды к «Деяниям апостолов» заставило Абеляра усомниться в том, что основателем монастыря Сен-Дени был Дионисий Ареопагит . Однако именно такого убеждения придерживались члены общины этого монастыря, которые обвинили Абеляра в желании оклеветать «славную историю» Сен-Дени. На это, по словам Абеляра, «я ответил, что мне кажется более веским авторитет Беды, труды которого признаются во всей латинской церкви» 654 . Такое отношение к произведениям Беды сказалось на распространении особого рода вымысла – приписывании авторству Беды множества других сочинений, происхождение которых было неясно, или которые таким образом «возвышались» до уровня работ англо-саксонского ученого 655 . Особую проблему составляет изучение истории культа и канонизации англо-саксонского монаха 656 . Большая сложность рассмотрения этого сюжета связана с тем, что в результате нашествия викингов, а позже и нормандского завоевания церковная жизнь в Северной Англии дважды прерывалась. Практически не сохранилось источников, позволяющих проанализировать, как складывался культ Беды в британской церкви в VIII–XI в. О праведности Беды не раз упоминал аббат Кутберт; так в послании Кутвину он писал: «поскольку он всегда неустанно трудился во славу Господа, следует без сомнения верить, что его душа была вознесена ангелами к долгожданной небесной радости» 657 . Кутберт, по-видимому, настоял на почитании его останков в Ярроу. В письме Луллу аббат благодарил его за посланное «покрывало из шелка для реликвий Беды, нашего учителя благословенной памяти, чтобы служить его увековечению и почитанию» 658 . Вскоре после кончины Беды были обретены его мощи. О единственном чуде Беды – исцелении, совершенном благодаря прикосновению больного к его мощам, – писал Алкуин в стихах о «Святой Йоркской Церкви» 659 . В IX веке культ Беды, по-видимому, не был широко распространен в Британии 660 . Монастыри Нортумбрии, как правило, имели своих местных святых покровителей. Беду почитали в первую очередь в Ярроу, как локального святого; кроме того, кажется, что идея о его святости была значима именно для читателей его сочинений, использовавших его труды. Однако, во второй половине IX века в Северной Англии все более отчетливо проявлялись черты упадка образованности – школа Эгберта была исключением из общей тенденции. После смерти ее основателя и переезда Алкуина ко двору Карла Великого в Нортумбрии практически не осталось тех, кто продолжал бы традиции своих высокоученых предшественников. На континенте же культ Беды был связан с памятью о святых англосаксонских миссионерах: так, в IX в. имя Беды было помещено среди имен святых, поминавшихся в Фульде, где был похоронен св. Бонифаций 661 .

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Галликанские Contestationes встречаются в романо-франк. Сакраментариях Геласия VIII в. (т. н. Gelasiana Mixta; см. ст. Геласия Сакраментарий ). Бенедикционалы Галликанские епископские благословения после «Отче наш» и перед Причащением для разных праздников помимо Сакраментариев (Missale Gothicum, Желлонский Сакраментарий, «Фрагмент Андерсона» и др.) встречаются также в особых литургических книгах - Бенедикционалах. Сборники благословений принято делить на группы по территориальному признаку. Германские собрания наиболее полно представлены в рукописи IX в. из Фрайзинга (Münch. Bayer. Staatsbibl. clm. 6430), к-рая содержит 2 группы благословений - A (24 формуляра) и В (161 формуляр). Собрание A представлено также в рукописях IX-X вв. (Freiburg i. Br. Universitätsbibl. 363 и Münch. Bayer. Staatsbibl. clm. 29163 (6211)). Собрание B менее древнее и содержит следы рим. влияния. Отдельное собрание, не относящееся к этим группам, представлено рукописью из Аугсбурга кон. IX в. (Camb. Fitzwilliam Museum. 27). Британские собрания благословений, более поздние по времени, входят в состав Понтификала Эгберта Йоркского, Бенедикционала св. Этельвольда, «Миссала Леофрика». Помимо Г. о. такие благословения характерны для испано-мосарабского обряда. Ordines Romani Хотя памятники этого типа, описывающие преимущественно обрядовую сторону богослужения, отражают прежде всего литургическую практику Рима, после 700 г. они получили распространение и на территориях к северу от Альп. В частности, Собрание B отражает смешанный романо-франк. тип богослужения - адаптацию папского богослужения к реалиям приходских и монастырских церквей во франк. землях (Veron. Bibl. Cap. 92, нач. IX в.; Sankt-Gall. Stiftsbibl. 349, кон. VIII в.; см.: Andrieu. Ordines. Vol. 1. P. 330-333, 367-372, 491-492; Vol. 3. P. 3-21). К наиболее характерным относятся Ordo XIIIb с галликанскими чтениями для ночной службы; Ordo XLI с чином освящения церкви; Ordo XV, в к-ром фигурируют праздник апостолов Иакова и Иоанна (27 дек.) и чтение Апокалипсиса, но отсутствует Семидесятница (неделя, подготовительная к Великому посту, в Риме). Лекционарии

http://pravenc.ru/text/161580.html

2, 3). В немецком языке понятие «паломничество» обозначается словом «Wallfahrt» (лат. peregrinatio religiosa) и понимается как «волновое движение» пилигримов (пильгеров), устремленных к святыням, причем пешком, как это было в библейские времена. «Молиться ногами», – издавна говорят немецкие паломники, предпочитающие по давней традиции последние 40 или 20 километров продвигаться к знаменитой святыне пешком. В наши дни многие молодые люди приезжают на велосипеде. Пожилые и люди более старшего возраста прибывают в Трир на поездах, автобусах или личных автомобилях. Замечено что, если для европейских протестантов паломничества и реликвии не имеют религиозного значения, то для верующих Католической Церкви святое одеяние в Трире – «символ Спасителя», поклонение которому позволяет им почувствовать близость Бога. Справа от алтаря Иоанна Крестителя находится лестница, ступени которой ведут паломника к капелле – хранилищу святого хитона и сокровищнице кафедрального собора, построенной в 1450 г. и перестроенной в 1900 г. Здесь хранятся мощи св. апостола Матфия, мощи св. апостола Петра (зуб), два неполных звена цепи апостола Петра и древний ключ с вкрапленной в него частицей цепей апостола Петра. Среди других уникальных экспонатов ризницы – кадильница, изготовленная в Трире в 1100 г. Шедевром церковного ювелирного искусства является переносной алтарь-реликварий св. апостола Андрея Первозванного, изготовленный мастерами под руководством архиепископа Эгберта между 977 и 993 гг. На алтаре – позолоченная правая стопа, которая в нескольких местах перетянута тонкими изящными ремешками, украшенными драгоценными камнями. Издали создается впечатление стопы, обутой в сандалию, но, присмотревшись, можно увидеть, что стопа перетянута лишь ремешками от сандалии, а подошва отсутствует. Этот переносной алтарь хранит не сандалию, а лишь часть ремешка от сандалии св. апостола Андрея. Сама сандалия хранилась замурованной в каменной стене, но время ее не сохранило: от нее осталась лишь часть ремешка. Этому же переносному алтарю принадлежат чехол от посоха св. апостола Петра и гвоздь-реликварий (выполнен в 993 г.), где хранится святой гвоздь. По преданию, сандалию с правой ноги св. апостола Андрея Первозванного и другие хранящиеся в сокровищнице собора реликвии привезла в Трир святая царица Елена.

http://bogoslov.ru/article/2596119

Из этой книги сохранился только гимн св. Этельфрите, включенный в «Историю». 1161 Книга не сохранилась. 1162 Имеются в виду книги «О природе вещей» (De Natura rerum), «Книга о временах» (De temporibus liber) и «Об исчислении времен» (De ratione temporum). 1163 В этот список не включены: письмо к Эгберту, книга ответов на восемь вопросов Нотельма и книга «О святых местах», которую Беда цитирует в V,17. 1164 См. прим. 1130. 1165 Имеется в виду монастырь Рипон близ Йорка, где проводили много времени епископы Нортумбрии начиная с Вилфрида. 1166 Мф. 25:21. 1167 Мф. 25:30. 1168 Имеются в виду ”Пастырское служение» папы Григория и его гомилии или беседы на темы Евангелия. Оба этих сочинения в течении всего Средневековья использовались для обучения священников. 1169 2 Кор. 11:28–29. 1170 Об этом см. Деян. 13: 2–42. 1171 В оригинале caput (глава) в значении ”отец», ”господин». 1172 Такой же совет содержится в книге Амвросия Медиоланского ”О девственности» (III.4). Обычай преклонять колени после каждой молитвы был принесен в Англию ирландскими монахами. Переводы молитв на англосаксонский язык, сделанные Бедой, не сохранились, но их наличие свидетельствует о редком для монаха и ученого интересе к пастырскому служению. До нас дошли англосаксонские переводы молитв, сделанные в более поздний период. 1173 Мф. 25:18. Имеется в виду евангельская притча о ленивом рабе, который закопал данную ему монету в землю, за что был наказан господином. 1174 Мф. 10:7–9. 1175 2 Тим. 4:2-»проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай». 1176 С VII в. в англосаксонских королевствах собирался постоянный налог в пользу церкви. Кроме того, все больше земель вместе с их жителями переходило к монастырям. 1177 1 Цар. (в католической традиции 1 Самуила) 12:3. 1178 1 Цар. 12:4. 1179 Пс. 98:6–7. 1180 В оригинале praesul, что обычно значит ”предстоятель», ”прелат», но здесь переводится как ”защитник». 1181 1 Тим. 6:10. 1182 1 Кор. 6:9–10. 1183 Король Кеолвулф, которому посвящена ”История» Беды, был родственником Эгберта. 1184

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

В покаянных сборниках (см. Пенитенциалий ) была разработана подробная шкала наказаний (в т. ч. в виде пожертвований) в зависимости от тяжести совершенного греха - т. н. тарифицированное покаяние (см., напр., Пенитенциалий Колумбана (PL. 80. Col. 223-230), Пенитенциалий Теодора , архиеп. Кентерберийского (PL. 99. Col. 935-952, 959-964); «Liber de remediis peccatorum» Эгберта , архиеп. Йоркского (PL. 89. Col. 443-454) и др.); подобное явление имело место и в визант. покаянной практике, отразившейся в «Канонарии монаха и диакона Иоанна» (сер. IX в.). Новая практика предусматривала возможность замены одной епитимии другой (commutatio) или ее смягчения при определенных условиях (redemptio). В VI-VII вв., вплоть до церковных реформ при Каролингах , представители знати нередко нанимали людей, чтобы они совершали за них епитимию. В рамках этой практики сформировались основные виды коммутации (замены) епитимий (напр., вместо длительных строгих постов - молитвы, чтения псалмов, раздачи милостыни, паломничества), впосл. ставшие основными делами милосердия, необходимыми для получения И. Важным видом такой замены стали паломничества в Рим и Иерусалим, а также к могилам св. Альбана Британского (Сент-Олбанс, Англия) и ап. Иакова Зеведеева (Сантьяго-де-Компостела, Испания). Одной из ранних форм И. являлись «разрешительные грамоты» (litterae remissionis), к-рые выдавались в XI-XIII вв. папами Римскими, папскими легатами, правящими епископами и аббатами за пожертвования (на строительство церквей, благотворительных учреждений, школ, мостов, дорог и т. д.) и дела благочестия (напр., паломничества). Распространение И. в виде «разрешительных грамот» за пожертвования было во многом обусловлено движением Божиего мира и процессом «внутренней христианизации» Европы. Использовавшиеся в них формулы различались; как правило, употреблялся термин «remissio peccatorum», обозначавший смягчение или снятие епитимии за грехи (в отличие от «absolutio» - отпущения греха в таинстве Покаяния). В данных грамотах часто указывались конкретные сроки снятия положенной епитимии, равные срокам покаяния, указанным в Пенитенциалиях.

http://pravenc.ru/text/чистилище.html

Это одно показывает, какую важность в Британии придавали этому вопросу. Но о тонсуре Цеолфрид говорит, что различие ее не составляет особенной важности, она должна быть однообразна в церкви, и в этом случае нужно отдать предпочтение тонсуре римской, как тонсуре апостола Петра, а не британской, которая ведет начало свое от Симона волхва. Цеолфрид в этом письме очень хвалит Адамиана за его ум и благочестие и говорит, что и он принял римские обычаи. Особенно для него важно было при этом случае указание на Адамнана, настоятеля монастыря Ги. Один только этот монастырь оставался до сего времени хранителем преданий древнебританской церкви; но теперь Аданнан, настоятель этого монастыря, изменив древней вере, явился пропагандистом в пользу Рима и стал хлопотать о введении празднования Пасхи в северной Ирландии по римскому обряду. Частое пребывание его в Нортумберландии, а особенно при дворе короля этой страны, усердного ревнителя Рима, изменили его прежние понятия и сделали его римлянином. По его интригам и уговорам, северная Ирландия в 704 году приняла римское празднование Пасхи 130 . Но попытка его ввести римское празднование в своем монастыре на острове Ги встретила сильное сопротивление со стороны монахов, и он принужден был даже бежать из него. Но что не удалось Адамнану в 704 году, то совершилось в 716 году, при настоятеле Гийского монастыря Дунхаде, благодаря убеждениям англо-саксонского священника Эгберта 131 . Таким образом, главный пункт оппозиции Риму подчинился ему в обряде празднования Пасхи; а пример Ги произвел огромное действие и на все церкви шотландские. Между тем англо-саксонская церковь торжествовала свою победу. Эгберт поселился в Ги, и так сказать, наблюдал, чтобы движение, произведенное им здесь, не уклонилось от своего направления. Эгберт тут и скончался в 729 году. Для шотландской церкви победа Рима ознаменовалась не одним только принятием римского празднования Пасхи и римской тонсуры Гийским монастырем. Иерархия шотландская должна была еще признать над собой юрисдикцию Рима и Кентерберийского архиепископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010