1981; Millet. 1992. P. 168-181), свт. Иларий , еп. Пиктавийский ( Oort. 1997. P. 688), свт. Григорий I Великий (Ibid. P. 694-695; подробнее см.: Little. 1963) и др. К. были известны наиболее важные сочинения средневековых католических богословов: в «Наставлении...» он нередко ссылался на канонический сб. «Декрет Грациана» (Decretum Gratiani; см. в ст. Грациан ) и на «Сентенции» Петра Ломбардского (более 30 раз); по-видимому, он также читал «Сумму теологии» Фомы Аквинского , однако прямые отсылки к ней отсутствуют ( Ganoczy. 1987. P. 168-169, 352). В большинстве случаев к сочинениям средневек. схоластов К. обращался лишь в полемических целях и использовал их в качестве материала для критики (см.: Ganoczy. 1987. P. 170-173; Muller. 2000. P. 39-61). В XIX-XX вв. выдвигались предположения о серьезном влиянии на формирование богословских взглядов К. некоторых идей Иоанна Дунса Скота и его последователей (гл. обр. францисканца Джона Мейджора), а также взглядов номиналистов, с которыми он мог познакомиться во время обучения в Париже ( Wendel. 1963. P. 127-129). Хотя в наст. время наличие такого влияния считается маловероятным (см.: Ganoczy. 1987. P. 174-178; Lane. 1999. P. 16-25), среди исследователей остаются сторонники этой гипотезы (см., напр.: Reuter. 1981). Особое место среди цитируемых К. средневек. авторов занимает Бернард Клервоский . К. неоднократно с одобрением ссылался на его сочинения в «Наставлении...», использовал его критические отзывы о состоянии католич. Церкви и о нравах духовенства, опирался на его идеи при рассмотрении учения о мистическом единении верующего со Христом, при разработке концепции соотношения божественной благодати и человеческой воли и при решении некоторых других богословских вопросов (подробнее см.: Izard. 1992; Tamburello. 1994; Lane. 1999. P. 87-150). Наиболее сложным является вопрос о степени влияния на К. предшествующих ему протестант. авторов. В лит-ре нередко отмечалось двойственное положение К. среди основоположников протестантизма: с одной стороны, он принадлежал к протестантам «второго поколения» и при решении мн. характерных для протестант. теологии богословских вопросов опирался на достижения предшественников; с другой стороны, он предложил наиболее полное и всеобъемлющее изложение протестант. вероучения в 1-й пол. XVI в., содержание которого во многих частях несомненно является вполне оригинальным. Определение степени влияния богословия основоположников реформатского движения на К. затруднительно также вслед. того, что К. в «Наставлении...» и др. сочинениях обычно не цитировал совр. ему протестант. авторов дословно и не ссылался на них прямо, а предпочитал излагать их идеи (как те, с к-рыми он соглашался, так и те, к-рые критиковал) своими словами и использовал безличные выражения «есть мнение», «некоторые считают» и т. п. (подробнее см.: Lang. 1936; Wendel. 1963. P. 131-144; Ganoczy. 1987. P. 133-181; Gilmont. 2005. P. 167-176).

http://pravenc.ru/text/1320173.html

И повернулся и продолжил беседу с его отцом. Отец П. вздрогнул от неожиданного ответа Старца на его внутреннюю скорбь. Одновременно он заметил, что изгоняются далеко от его души все те чувства, которые недавно омрачали её и довели до несносного мучения. Ревностный протестант В летний день 1991 г. на дворе возле келлии Старца находилось много паломников. В это время подошёл один грек, переселенец в Германию, ревностный протестант. Старец угостил и его, как и всех остальных, лукумом и водой. Протестант обратился к Старцу: – Вы, православные, и особенно здесь на Святой Горе, поклоняетесь Панагии как Богу, забывая, что она простая женщина. Также вы поклоняетесь иконам и полагаете, что они могут делать чудеса! И ещё хуже обращаетесь с мощами ваших Святых, и, хотя они во множестве имеют тление, вы не брезгуя их целуете! Всё это показывает, что вы, православные, находитесь в большом заблуждении! Тогда старец Паисий – во всём подражая примеру святых Отцов Церкви, которые поношение, клевету и грешные поступки, возводимые на них, принимали без возражения, ересям же противостояли до смерти – строгим голосом ответил еретику-протестанту: – Что сказать тебе, бедный? Ты не виноват во всём этом позоре, который говоришь, но виновата мама твоя, давшее тебе такое воспитание! Тот, услышав заявление Старца о своей матери, разгневался и ответил раздражённо: – Слушай, монах, маму мою не трогай устами своими, т.к. ты не достоин с ней сравниться! Старец, не смущаясь, как будто ожидал именно это услышать, сказал ему: – Видишь, ты обиделся, поскольку я затронул твою мать! Господь наш и мы, разве не обидимся, когда ты поносишь нашу Матерь, Панагию нашу (греки очень часто называют Богородицу Панагией, что означает – Пресвятая)? Спрошу тебя и кое-что другое: если мать твоя попросит тебя выполнить какое-либо её желание и ты сможешь ей угодить без труда, согласишься ли ты это сделать или нет? – Конечно, и соглашусь и сделаю! – отвечает протестант. – Вот именно то же самое бывает и с нашей Панагией. Мы просим Богородицу посредничать к Сыну Её и Господу нашему, дабы Он спас нас. То же самое делаем и со Святыми, т.к. им дано дерзновение перед Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

В 2004 г. была создана Совместная рабочая комиссия по рассмотрению проблемных ситуаций, существующих между РПЦ и Римско-католической Церковью. Но, как отметил А. в докладе на Архиерейском Соборе 2008 г., долгожданного улучшения в отношениях пока не наступило. В то же время А. не склонен отвергать возможность сотрудничества с Римско-католич. Церковью в социальной, научной, миротворческой сферах. В том же докладе А. подчеркнул: " В последнее время осуществляется позитивный диалог с Римско-католич. Церковью по целому ряду актуальных вопросов современности, особенно таких, как защита традиционных христианских ценностей, роль религии в жизни об-ва, нравственные проблемы, отношения в семье. " (ЖМП. 2008. 9. С. 43). В период Первосвятительского служения А. имели место взаимные визиты глав и представителей христ. Церквей, продолжились двусторонние диалоги с Евангелической церковью в Германии, Евангелическо-Лютеранской церковью Финляндии. Диалог с Епископальной церковью в США был приостановлен 2003 г. в связи с возведением в епископский сан открытого гомосексуалиста. В 2005 г. были также приостановленя двусторонние отношения с Церковью Швеции, Генеральный Синод к-торой постановил учредить официальный обряд благословения так называемого зарегистрированного партнерства однополых союзов. В 90-х гг. XX в. Русская Церковь столкнулась с прозелитической активностью нек-рых протестант. деноминаций, зачастую в своих целях использовавших предоставляемую РФ гуманитарную помощь. Такого рода деятельность, а также дальнейшая либерализация протестант. церквей подорвали доверие правосл. паствы России к экуменическим контактам с протестант. церквами, вызвали сомнения в целесообразности участия Русской Церкви в ВСЦ, где преобладает влияние протестант. церквей. На встрече представителей всех поместных правосл. Церквей в Салониках в апреле-мае 1998 г., состоявшейся по инициативе РПЦ и Сербского Патриархата, было принято решение о кардинальных преобразованиях в существующей структуре ВСЦ, к-рые позволили бы правосл. Церквам осуществлять свое свидетельство неправосл. миру, избегая экклезиологических и канонических коллизий, весьма болезненно воспринимаемых значительной частью правосл. духовенства и верующих.

http://pravenc.ru/text/64696.html

ч. группой аристократов, образовавших в 1557 г. «Первый союз» (First Band - Первый ковенант; см. ст. Ковенантеры ) для утверждения борьбы за реформирование Церкви Шотландии и провозгласивших себя Конгрегацией Иисуса Христа, значительно обострились. В 1559 г. провинциальный Собор отказался обсуждать к.-л. возможности компромисса, а неск. позже мн. наиболее крупные протестант. проповедники были объявлены вне закона и им было приказано явиться в Стерлинг для разбирательства. Вместо этого большая группа протестантов в мае 1559 г. собралась в Перте, где ожидала начала переговоров с властями. 11 мая в ц. св. Иоанна Н. произнес перед ними проповедь об очищении храма Христом, направленную против идолопоклонства, спровоцировав тем самым иконоборческое восстание в городе, ознаменовавшее начало военного конфликта между протестантами и регентом. Восстание распространилось на портовые города Файфа, и 11 июня Н. проповедовал в Сент-Андрусе, ставшем главным центром шотл. протестант. движения, 14 июня его сторонники разорили и фактически разрушили Сент-Андрусский собор, кафедральный храм примасов католич. Церкви Шотландии. На протяжении следующего года вооруженное противостояние продолжалось. В это время Н. оставался главным протестант. проповедником в Шотландии, он исполнял обязанности капеллана при армии, а также секретаря Конгрегации, помогавшего составлять ее манифесты. Н. также пытался заручиться поддержкой англичан, чтобы эффективнее противостоять французам, выступавшим на стороне регента, для чего тайно ездил в Сев. Англию на переговоры с приближенными кор. Елизаветы. Ситуация в Шотландии изменилась летом 1560 г., со смертью 10 июня Марии де Гиз. 5 июля 1560 г. представители Англии, Франции и Шотландии подписали Эдинбургский мирный договор. Шотландцы признавали правителем Марию Стюарт, а также получали право созвать парламент, к-рый 1 авг. 1560 г. принял новое протестант. Исповедание веры, составленное 6 богословами под рук. Н., в то время священника ц. св. Эгидия в Эдинбурге, одной из главных в столице.

http://pravenc.ru/text/2577917.html

В 1-й четв. XX в. в П. появились также др. протестант. группы. В 1914 г. для координации действий различных протестант. орг-ций в ЗПК был создан межденоминационный Союз церквей ЗПК. В 1913 г. группа независимых протестант. миссионеров из Великобритании и США начала работу среди индейцев куна, обитавших на вост. побережье на юго-востоке П. 21 февр.- 5 марта 1921 г. возник пограничный конфликт между П. и Коста-Рикой (т. н. война за Кото) из-за населенного пункта Пуэбло-Нуэво-де-Кото. Несмотря на победу в военных столкновениях, П. под давлением США была вынуждена уступить территорию Коста-Рике. В февр. 1925 г. началось восстание индейцев гуна, провозгласивших на территории совр. комарки Гуна-Яла Республику Туле. Панамские власти заключили с гуна мирный договор, признав за ними полные гражданские права, права на их земли и на уважение к их обычаям. В 20-х гг. XX в. Римско-католич. Церковь продолжала занимать ведущую позицию в религ. сфере, несмотря на прибытие большого числа протестант. орг-ций. В самом интернациональном и густонаселенном г. Панаме более 2/3 населения оставались католиками. В городе действовали католич. ордены иезуитов, лазаристов и августинцев. 29 нояб. 1925 г. еп-ство Панама было преобразовано в архиеп-ство, часть его территории была передана для создания апостольского викариата Дарьен. В кон. 20-х гг. XX в. из Сев. Америки прибыли первые пятидесятники: 2 февр. 1928 г. в страну приехала семья А. Эдуардса, направленная Церковью четырехугольного Евангелия. В 30-40-х гг. XX в. их проповедь среди испаноязычного населения П. имела большой успех. В 1937 г. Церковь четырехугольного Евангелия открыла в г. Панаме учебный центр для миссионеров, в 1938 г.- библейскую школу. В 1935 г. в страну вступила др. пятидесятническая орг-ция - Церковь Бога (Кливленд). В 1936 г. был подписан т. н. договор Ариаса-Рузвельта, согласно к-рому США лишались права военного вмешательства во внутренние дела П. В 1941 г. П. объявила войну Японии, Германии и Италии. По соглашению 1942 г., на ее территории были размещены военные базы США. В 1941 г. принята конституция, к-рая подтвердила свободу вероисповедания, но вводила преподавание католицизма в гос. школах (вопрос о присутствии ребенка на этих уроках должны были решать родители). Служителям культа запрещалось занимать государственные, политические и воинские должности (за исключением сфер социального обеспечения и образования). Конституция 1946 г. гарантировала свободу вероисповедания при соблюдении норм христ. морали и общественного порядка, признавала католицизм господствующей религией страны и сохраняла необязательное религ. воспитание в школе.

http://pravenc.ru/text/2578790.html

В ходе Реформации и Контрреформации Германия оказалась конфессионально разделенной на католич. и протестант. части; в последней значительно преобладало лютеранство , но также присутствовал кальвинизм . В княжествах, принявших Реформацию, протестант. общины существовали в виде Г. Ц. (нем. Landeskirchen), признавая верховную власть за государями, к-рым были подчинены коллегиальные органы управления общинами - консистории. Теоретическим обоснованием такой системы управления была идея о закономерном перенесении власти католич. епископов на князей в соответствии с протестант. экклезиологией, не имевшей догматического обоснования, а сложившейся исторически. В Англии в ходе Реформации по указанию кор. Генриха VIII парламент издал ряд законов, предусматривавших независимость гос-ва в церковных делах от Римского папы (см. ст. Англиканская Церковь ). Папские полномочия по отношению к Церкви Англии взял на себя вставший во главе ее англ. король (см. ст. Акт о супрематии ). Исторически одновременно с концепцией перехода прав епископов к светским государям в Зап. Европе в рамках теории гос. права развивалась концепция абсолютных прав монарха (абсолютизма), к-рые распространялись на все сферы жизни подданных, в т. ч. и на религ. сферу. С особой основательностью эта концепция была разработана голл. теоретиком права XVII в. Г. Гроцием , выводившим принцип верховенства государя в протестант. церкви из неограниченности его верховной власти. Его современник англ. философ и юрист Т. Гоббс развивал теорию территориализма, суть к-рой заключается в полном суверенитете государя на подвластной ему территории, в т. ч. и по отношению к находящимся на ней религ. общинам. Гоббс считал, что всевластие монарха ограничивается лишь его благоразумием. Реальное развитие церковно-гос. отношений в эпоху Реформации и в XVII в. соответствовало этой теории. Девизом такой системы стали слова: cujus est regio, illius est religio (лат.- чья власть, того и религия), т. е. правитель определял, какую религию должны были исповедовать его подданные. В Германии идеи, аналогичные теории Гоббса, развивал теоретик права Х. Томазиус , к-рый одновременно с апологией прав монарха на произвольное устроение внешней организации церковной жизни и его монополии на власть в церкви настаивал также на свободе совести . Объяснением такого, казалось бы, парадоксального подхода было то обстоятельство, что лютеран. сотериология не придает значения в деле спасения внешнему устроению христ. общины: необходимо только, чтобы в общине правильно проповедовалось Евангелие, а спасение зависит от личной веры христианина.

http://pravenc.ru/text/166357.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВЬЕТНАМА [англ. Evangelical Church of Vietnam; др. название - Церковь Благой Вести; вьет. Tin Lanh], крупнейшая протестант. орг-ция в стране. Возникла в результате деятельности Христианского миссионерского альянса (ХМА), представляющего протестант. богословское течение Движение святости . 1-ю попытку начать протестант. проповедь на п-ове Индокитай, контролируемом Францией, предпринял в 1889 г. канадец Роберт А. Джеффри, занимавший пост главы миссии ХМА в Юж. Китае. Посланные им в 1895 г. 2 проповедника пытались организовать миссии во Вьетнаме, но из-за враждебности кит. и франц. властей эта инициатива не имела успеха. Закрепиться в стране миссии удалось лишь в 1911 г., когда Джеффри высадился в Центр. Вьетнаме, в г. Туран (Дананг). Там он обнаружил представителей Британского библейского об-ва, распространявших среди вьетнамцев отрывки из Евангелия на кит. и франц. языках. ХМА начал деятельность в Туране, затем на севере страны, в Хайфоне и Ханое, впосл. на юге, в Сайгоне (ныне Хошимин) и Митхо. В 1913 г. для 1-й общины был построен молитвенный дом. К этому времени в стране действовали 22 миссионера ХМА, в основном в Сайгоне, Ханое и Туране. Задачей миссионеров было выучить местные языки для перевода на них Библии, для распространения ее отрывков и для проповеди в недоступных для европ. миссий сельских районах. С этой целью в Ханое была открыта типография, в 1921 г. в Туране основана Библейская школа, к-рая готовила миссионеров-вьетнамцев для проповеди Евангелия на их родных языках. К сер. 20-х гг. было переведено более половины книг НЗ. В 20-30-х гг. расширялась миссионерская деятельность среди народностей юж. части центрального высокогорья, особенно среди радай и кохо, к-рые всем населением деревень принимали христианство. Наиболее значительный успех в проповеди Евангелия был на юге, в Митхо и Кантхо, что выражалось в огромном количестве обращенных. В дельте Меконга и Аннаме (Центр. Вьетнам) также удалось привлечь много верующих, однако в Тонкине работа была менее продуктивной. К 1927 г. церковь имела 4115 членов. К этому времени во мн. местах управление стало переходить от миссионеров к общинам. В 1928 г. все протестант. общины объединились в Е. Ц. В., к-рая к 1940 г. имела 123 прихода, 86 из них были самоуправляемыми. К концу второй мировой войны все приходы стали самоуправляемыми.

http://pravenc.ru/text/180952.html

Во время войны за независимость 1945-1954 гг. церковь избрала путь невмешательства в политику. В 1954 г., когда Вьетнам, согласно Женевским соглашениям, был разделен по 17-й параллели на 2 гос-ва, Е. Ц. В. разделилась на 2 орг-ции: Евангелическую Церковь Сев. Вьетнама (ЕЦСВ) и Евангелическую Церковь Юж. Вьетнама (ЕЦЮВ). В Демократической Республике Вьетнам работа миссий сталкивалась с многочисленными препятствиями, однако ЕЦСВ продолжала активную деятельность, сумев в качестве правопреемницы Е. Ц. В. остаться единственной легальной протестантской орг-цией в Сев. Вьетнаме. Тем не менее ввиду трудностей и гонений тысячи протестант. беженцев переселились на юг, влившись в ЕЦЮВ. Те, кто отказались покинуть сев. часть страны, остались в составе ЕЦСВ, лишившись миссионерского содействия и помощи. При этом церковного общения между орг-циями практически не было. ХМА сотрудничал с амер. и южновьет. правительством с целью создания на юге страны условий, благоприятных для продолжения миссионерской работы. Миссионеры задумали достичь территорий, населенных рассеянными племенами в центральных высокогорных районах Вьетнама, Лаоса и Таиланда, где 1,5 млн чел. говорили более чем на 30 языках и диалектах. В сер. 50-х гг. ХМА основал еще 2 Библейские школы, в Далате и Буонметхуоте, где находились поселения радай, джарай и муанг. Между 1955 и 1965 гг. присутствие в Юж. Вьетнаме тысяч беженцев, а также пребывание там американцев привело к резкому росту протестант. орг-ции. После 1955 г. ХМА, единственная протестант. миссия, находившаяся в стране с 1911 г., и его дочерняя церковь - ЕЦЮВ были против приезда в страну др. протестант. миссий, ссылаясь на то, что эти орг-ции уделяют меньше внимания проповеди, чем бытовым и социальным вопросам. Новые орг-ции предлагали социальные и образовательные проекты. В течение военной эскалации 1960-1969 гг. ЕЦЮВ стала уделять внимание повседневным потребностям населения. С нач. 60-х гг. приступили к реализации различных социальных и образовательных программ. Инициативы ХМА и ЕЦЮВ по улучшению системы здравоохранения позднее были поддержаны и Меннонитским центральным комитетом. В результате их совместной деятельности была открыта новая больница в Плейку. К 1965 г. ЕЦЮВ оборудовала неск. больниц, имевших 41 выездную клинику в отдаленных деревнях; эти медицинские учреждения обслуживали ок. 5,5 тыс. чел. Церковь основала 2 начальные школы для жителей этнических меньшинств в Далате и среднюю школу в Нячанге.

http://pravenc.ru/text/180952.html

Vol. 18. Col. 337-339, 343-345; ср. реакцию К.: Ibid. Col. 348-350). В 1559 г. лидеры протестант. общин Франции решили созвать в Париже тайный собор с целью принятия общего исповедания веры. Хотя К. первоначально неодобрительно относился к идее проведения собора, считая, что демонстрация единства протестантов может привести к усилению гонений на них со стороны власти, по просьбе председательствовавшего на соборе пастора Франсуа де Мореля он согласился составить проект исповедания веры и переслал его в Париж (переписку см.: CO. Vol. 17. Col. 502-506, 525, 527, 540-542). Проект К. был принят почти без изменений и получил впосл. наименование Галликанское исповедание (текст см.: Ibid. Col. 739-752). По инициативе Екатерины Медичи в 1561 г. в Пуаси состоялось собеседование между протестантами и католиками. К. направил для участия в нем Безу; в многочисленных письмах к нему он давал советы касательно того, как лучше защищать протестант. вероучение. В кон. 50-х - нач. 60-х гг. XVI в. К. поддерживал переписку и лично встречался со мн. сторонниками протестантизма из числа представителей франц. знати, давая им советы по различным политическим вопросам и подсказывая, как действовать для защиты протестант. интересов при королевском дворе. В частности, в 1559-1560 гг. он предупреждал участников Амбуазского заговора о вероятной неудаче этого предприятия и советовал им отказаться от своих замыслов (см.: CO. Vol. 18. Col. 38-39, 81-85, 425-431). После раскрытия заговора К. продолжал поддерживать принцев Конде и Колиньи в их борьбе с Гизами, хотя в личной переписке с настороженностью отзывался о гугенотских войнах, считая, что протестантизм должен быть легализован во Франции путем переговоров, а не военной силой ( Greef. 2008. P. 59-61). Последние годы жизни Победа над либертинами во главе с Перреном в 1555 г. имела важные последствия для положения К. в Женеве: с этого времени оно стало незыблемым и исключительным по важности. К. имел в Женеве неограниченный авторитет и мог влиять на все решения городского совета; ни один важный вопрос женевской жизни не рассматривался без его участия.

http://pravenc.ru/text/1320173.html

Индуистские экстремистские орг-ции (напр., «Армия обороны Непала») регулярно публикуют угрозы, адресованные представителям нетрадиционных для Н. конфессий, с требованием покинуть страну. Эта группировка несет ответственность за убийства священников, ряд нападений на католич. и протестант. орг-ции, а также на мечети в Н. В нач. XXI в. экстремистами в Н. совершено неск. терактов на религ. почве. 8 июля 2012 г. в Катманду была демонтирована старейшая протестант. церковь. В нояб. 2013 г. христ. миссионер был убит местными жителями сел. Пхаттепур в юго-вост. части страны. 13 июня 2014 г. по обвинению в «насильственных обращениях в христианство» были задержаны более 40 лидеров христ. общин, через неск. дней они были освобождены. 14 сент. 2015 г. 3 протестант. церкви в Н. подверглись нападению индуистских экстремистов. 25 апр. 2015 г. в Н. произошло крупное землетрясение. Различные христ. орг-ции и церкви выделили большие суммы на гуманитарные цели, но при раздаче помощи жертвам землетрясения христиане подвергались дискриминации. 9 июня 2016 г. в Н. арестовано 7 христиан за распространение Свящ. Писания среди учащихся. Тем не менее популярность христианства в Н. растет - на протяжении последних десятилетий Н. по темпам роста христ. населения уверенно занимает одно из первых мест в мире. Успех христ. миссии объясняется совместными усилиями различных христ. орг-ций, уменьшением давления со стороны гос-ва, характер к-рого стал светским, участием христ. орг-ций на протяжении мн. лет в гуманитарной деятельности, ассоциацией христ. культуры у молодежи с культурой развитых стран (подавляющее большинство новообращенных - молодые люди) и проч. факторами. Лит.: Regmi D. R. A Century of Family Autocracy in Nepal. [Kathmandu], 1950; idem. Ancient Nepal. Calcutta, 19693; Petech L. I missionari italiani nel Tibet e nel Nepal. R., 1952-1956. 7 vol.; Satish K. Rana Polity in Nepal. Bombay; N. Y., 1967; History of Nepal: As Told by its Own and Contemporary Chroniclers/Ed. B. J. Hasrat. Hoshiarpur, 1970; Непал: История, этнография, экономика.

http://pravenc.ru/text/2565038.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010