Во 2-й пол. XIX в. центром миссионерской деятельности стал Шанхай. В 50-х гг. XIX в. здесь был создан «Комитет по исправлению перевода Библии». С 1868 г. в «Цзяхуй синьбао» (Новая церковная газета) обсуждались проблемы совместимости христианства и кит. культуры. В 1874 г. наиболее активно в ней участвовали китайцы-протестанты. В том же году представитель амер. Южной методистской епископальной церкви Я. Дж. Аллен (Линь Лэчжи) издавал газ. «Ваньго гунбао» (Всемирный вестник). Известными миссионерами были Дж. Фрайер (Фу Ланья; 1839-1928), А. Уильямсон (Вэй Лянчэнь; 1829-1890), Артур Эванс Моул (1836-1918), Джон Кембелл Гибсон (Цзи Юэхань), Уильям Джонс Бун (1811-1864). В февр. 1870 г. в К. прибыл Конрад Башлин, член Германской баптистской миссии. Он крестил 10 китайцев. Большую известность в кон. XIX в. получил амер. протестант. миссионер, польск. еврей, родившийся в Российской империи, Дж. Шерешевский (Ши Юэйпи, 1831-1906). Он получил иудейское образование, эмигрировал в США и стал протестантом. Окончив семинарию, прибыл в 1859 г. в Шанхай в качестве проповедника Протестантской епископальной церкви в США . В 1877 г. стал епископом Шанхая, основал в городе ун-т св. Иоанна (1879). В 1875 г. Шерешевский завершил перевод ВЗ, в 1902 г. подготовил перевод Библии на упрощенный литературный кит. язык. В 1877 г. в К. действовали ок. 500 протестант. миссионеров, принадлежащих к 25 миссионерским об-вам (лютеране, методисты, баптисты, пресвитериане и др.). По данным русского дипломата, в кон. XIX в. в стране было не менее 1,5 тыс. протестант. миссионеров и ок. 50 тыс. новокрещеных китайцев ( Коростовец И. Я. Китайцы и их цивилизация. СПб., 1898. С. 117). Самые крупные миссии - Внутренняя китайская миссия, Лондонская миссия, Методистская епископальная миссия, Христианское об-во (Шанхай). Активнее всего протестанты работали в пров. Фуцзянь. Одним из ведущих протестант. миссионеров в Центр. Китае был прибывший в 1855 г. от ЛМО Гриффит Джон (1831-1912). Рус. торговец И. Волосатов в 1888 г. встречал англ. протестант. миссионеров в Сиани, сообщал о представителях Лондонского Библейского об-ва, работавших в Ханьчжунфу, где был построен храм, и община насчитывала до 200 китайцев-христиан ( Волосатов И. Некоторые сведения о Гуй-хуа-чене//Труды русских торговых людей в Монголии и Китае. Иркутск, 1980. С. 94). В Тайюани были миссионеры различных протестант. миссий, в г. Чэнду работали 4 протестант. миссии. В районе Фучжоу действовала англо-американская женская протестант. миссия «Зенан».

http://pravenc.ru/text/1841141.html

К нач. XX в. в К. сформировалась влиятельная протестант. община, которая, несмотря на сравнительно небольшую численность по отношению к др. конфессиям (1,5% в 1911), играла особую роль в проводимых в стране реформах и преобразованиях. В годы япон. оккупации К. протестанты подверглись преследованиям. Япон. власти видели в протестантах угрозу установившемуся в К. режиму. В 1915 г. частным школам запрещалось вести преподавание на к.-л. др. языке, кроме японского, и давать религ. образование, что сильно ударило по позициям протестант. миссий, под чьим руководством находились мн. частные учебные заведения. Корейские протестанты приняли активное участие в Первомартовском движении в 1919 г. В результате подавления национально-освободительного движения пострадали мн. члены протестант. церквей. Проводимая с 1925 г. политика навязывания корейскому населению синтоизма как патриотической религии вызвала резкую негативную реакцию христиан, рассматривавших синтоизм как идолопоклонство. В 1938 г. под давлением япон. властей Генеральная ассамблея Пресвитерианской церкви, Генеральная конференция Методистской церкви и другие протестант. церкви приняли положение, согласно которому участие в синтоистских обрядах не противоречило христ. религии. Несмотря на это решение, мн. протестанты уклонялись от участия в обрядах. После вступления США во вторую мировую войну гонения на протестантов усилились. В 1938-1945 гг. ок. 2 тыс. чел. были арестованы (ок. 50 чел. погибли в результате пыток). Политика японизации протестант. церквей привела к тому, что в 1942 г. все протестант. орг-ции были объединены в единую структуру, подчинявшуюся Японской протестантской Церкви и гос-ву. Несмотря на преследования со стороны япон. колониальных властей, к 1945 г. число приверженцев различных протестант. деноминаций не уменьшилось - протестантов насчитывалось ок. 382 тыс. чел. Православие Миссионерская деятельность РПЦ среди корейцев началась в 60-х гг. XIX в. С 1856 г. архиеп. Камчатский, Курильский и Алеутский свт. Иннокентий (Вениаминов) направлял проповедников для миссионерской деятельности среди корейских переселенцев, прибывших в Южно-Уссурийский край. Причиной их переселения были частые неурожаи в пограничной пров. Хамгён, поборы со стороны местных властей, а также гонения на христиан. В 1864 г. на Посьетском участке Южно-Уссурийского края образовалось 1-е корейское поселение Тизинхе в составе 135 дворов. Согласно достигнутому между правительствами России и К. соглашению, все корейцы, осевшие на российской территории до 25 июля 1884 г., были приняты в российское подданство и получили надел в 15 десятин на семью. На 1868 г. в крае насчитывалось уже 2083 крещеных корейца. С образованием Владивостокской и Камчатской епархии в 1899 г. (см. Владивостокская и Приморская епархия ) в корейские села направлялись священники, создавались новые миссионерские центры.

http://pravenc.ru/text/2057272.html

Протестантизм появился в стране после обретения Г. независимости. А. Кристоф, управлявший сев. частью Г., в нач. XIX в. пригласил группу англ. учителей-протестантов для вновь открывавшихся школ при условии, что они не будут заниматься протестант. пропагандой и прозелитизмом. В 1816 г. в юж. часть страны, где у власти был А. Петьон, прибыло из Англии неск. методистских проповедников. Но они были изгнаны президентом Буайе. После свержения Буайе в 1843 г. методисты вновь вернулись на Г. и приступили к активной миссионерской деятельности. За ними последовали баптисты, прибывшие в 1823 г. Община англикан возникла в 1861 г., когда по приглашению правительства в страну прибыла из США группа бывш. рабов, к-рые построили в Порт-о-Пренсе англикан. собор Св. Троицы и открыли семинарию для подготовки англикан. пасторов. В 1874 г. Англиканская Церковь Гаити получила своего епископа. Адвентисты седьмого дня начали миссионерскую деятельность в 1879 г. Мн. протестант. церкви и конфессии, в основном баптистского и пятидесятнического толка, проповедовавшие на Г. с 1-й пол. XX в., не имели успеха до 50-х гг., когда Г. наводнили миссионеры амер. фундаменталистских сект. Росту влияния протестантизма способствовало неск. факторов. Во-первых, католич. Церковь была ослаблена режимом Дювалье, к-рый изгнал из страны большую часть епископов, протестант. секты в политику не вмешивались и репрессиям не подверглись. Во-вторых, протестант. миссионеры первыми начали проповедовать на креол. языке и основывали миссии в глухих сельских районах. В-третьих, мн. гаитяне видят в принадлежности к протестант. сектам с их развитым духом братства и общности способ самозащиты от враждебного окружающего мира. Самой многочисленной протестант. деноминацией на Г. являются баптисты (более 350 тыс. чел.); им принадлежат 2 ун-та на севере и на юге страны. «Движение святости», включающее 7 орг-ций и насчитывающее в общей сложности более 230 тыс. последователей, является наиболее быстро растущей конфессиональной группой. Протестантам принадлежит влиятельная теле- и радиосеть «Люмьер».

http://pravenc.ru/text/161455.html

Докт. дис. «О безбожии и антихристе» - энциклопедический труд, в к-ром собрано и прокомментировано все, что писалось или говорилось об антихристе , признаках и времени его пришествия, начиная со времен апостольских и кончая мнениями и толкованиями правосл., католич. и протестант. богословов. Т. зр. правосл. Церкви научно обоснована Б., к-рый сделал попытку рассмотреть и проанализировать понятие и явление «безбожия» в мире, его виды и признаки. Б. уделил внимание историческим причинам, масштабам и особому характеру безбожия XIX в., делая вывод о его тенденции к упадку, несмотря на широкое распространение. Поставив вопрос о проявлении безбожия в грядущие времена, Б. предлагал искать «указаний для решения поставленного вопроса в Св. Писании» (С. 131) и далее рассматривал наиболее явные из эсхатологических мест и разделов Свящ. Писания и основанные на них учения св. отцов и учителей Церкви о последних временах и сопутствующих им событиях (отступление от веры в Бога, явление антихриста, мерзость запустения на св. месте и т. д.). Особое внимание Б. уделил изложению различных т. зр. на время явления и срок царствования антихриста, характер его личности и деятельности. По этому вопросу Б. приводил мнения и толкования богословов II-XIX вв. в исторической последовательности, а с XI в. разделяя и по вероисповедному признаку. Б. рассмотрел труды и учения об антихристе свт. Иринея , еп. Лионского, сщмч. Ипполита Римского , Кирилла I , Патриарха Иерусалимского, прп. Ефрема Сирина , свт. Иоанна Златоуста , блж. Феодорита , еп. Кирского, прп. Иоанна Дамаскина , Тертуллиана , сщмч. Викторина , еп. Патавского, блж. Иеронима Стридонского , блж. Августина , Сульпиция Севера , Лактанция , свт. Амвросия , еп. Медиоланского, Икумения , архиеп. Феофилакта Болгарского , мон. Евфимия Зигабена , свт. Феофана (Говорова) и др. Разбор в диссертации учения об антихристе католич. и протестант. богословия носит полемический характер. Посвятив главу анализу мнений богословов Римской Церкви Б. особенно подробно рассмотрел различные аспекты учения протестант. богословов о папе-антихристе, проследил тенденции в формировании этого учения, начиная с М. Лютера , Ж. Кальвина , У. Цвингли . Он систематизировал направления протестант. богословия, выделяя авторов полемического, исторического и критического направления и давая им оценку. Б. указал на крайний субъективизм и произвол в толковании соответствующих мест Свящ. Писания протестант. богословами и видел в этом общий принцип протестантизма. По его мнению, благоприятствует произволу в толковании протестантами Свящ. Писания то, что неканонические книги ВЗ признаются имеющими меньший авторитет, чем канонические. Б. подчеркивал особое значение разбора протестант. учения о папе-антихристе для рус. полемического богословия, т. к. это учение было распространено в России, на Украине и в Белоруссии.

http://pravenc.ru/text/77994.html

С 1563 г. Ж. д " А. издала ряд законов, реорганизовавших протестант. церковь в Наварре и Беарне. Запрещалось католич. богослужение, подданные Ж. д " А. были обязаны либо принять кальвинизм, либо покинуть ее владения. Имущество католич. Церкви было передано кальвинист. общинам (из полученных денег каждая община должна была предусмотреть расходы в размере 1/3 суммы на образование молодых членов общины и воспитание их в протестант. духе, 1/3 предназначалась на попечение о бедных, оставшиеся деньги - на организацию протестант. богослужений). Протестантам передавались все католич. церкви, мон-ри закрывались, иконы, распятия, богослужебная утварь и почитавшиеся католич. реликвии уничтожались. Так, в Вандоме гугеноты разграбили усыпальницу Бурбонов, предков мужа Ж. д " А., и сожгли покоившиеся там останки. В 1571 г. принятые Ж. д " А. законы были оформлены в виде «Церковного ордонанса» (Ordonnance ecclésiastique). В 1563 г. на беарнском диалекте был опубликован Катехизис Ж. Кальвина, в 1568 г. Арно де Салетт перевел с французского на беарнский Псалтирь К. Маро (т. н. Женевская Псалтирь). В 1566 г. в г. Ортез была основана протестант. академия, где преподавали приглашенные из Женевы кальвинисты. Столица Наварры, г. По, превратилась при Ж. д " А. в «новую Женеву», став укрытием для воинствующих гугенотов со всей Франции. Эти и др. меры привели к тому, что в нач. 1568 г. в Н. Наварре началось восстание католиков, к-рые обратились за военной помощью к испан. королю. Сохраняя нейтральную позицию во время 2 первых религ. войн (1562-1563 и 1567-1568), в 1568 г. Ж. д " А. возглавила гугенотскую оппозицию. Отказавшись от роли посредницы между протестант. и католич. партиями, к-рую ей предлагала Екатерина Медичи, королева Наварры и ее сын присоединились к лидерам гугенотского лагеря, принцу Конде и адмиралу Гаспару Колиньи , к-рым после обнародования королевского указа об их аресте удалось укрыться в портовой крепости Ла-Рошель на зап. побережье Франции (авг.-сент. 1568). Ж. д " А. издала специальный манифест (Ample Déclaration), изобиловавший разного рода сплетнями и выдумками, направленными против «папистов» и их сторонников - Гизов, а также против франц. королевского двора, чтобы узаконить возобновление войны (Lettre de la Royne de Navarre au Roy avec une ample declaration d " icelles. La Rochelle, 1569). На королеву было возложено управление крепостью (за исключением организации военных действий), а также ведение переговоров с иностранными протестант. государями.

http://pravenc.ru/text/182195.html

Старокатолическая Церковь получила офиц. признание в А. в 1877 г. Еще одна близкая католицизму, но не являющаяся католич. религ. орг-ция - Новая Апостольская Церковь с центром в Дортмунде (Германия) - приобрела немало сторонников в А. В стране существуют приходы Армянской и Коптской Церквей. Австрийская англикан Церковь входит в состав Гибралтарского европ. еп-ства англикан. Церкви. Среди протестант церквей и деноминаций выделяются: Протестант. церковь аугсбургского исповедания (лютеран.), Протестант. церковь швейцарского исповедания (реформатская), Федерация общих баптистов, Объединенная методистская церковь. Наибольшее распространение протестантизм получил в альпийских регионах Австрии, к-рые менее всего подверглись давлению Контрреформации , и в Бургенланде, к-рый был частью Венгрии до 1918 г. Новые протестант. общины возникали в среде беженцев после второй мировой войны. Из протестант. общин официально признаны только две: Моравские братья , получившие легальный статус в 1880 г., но уже не имеющие прихожан в А., и методисты, к-рые вели активную деятельность с 1870 г. и были официально признаны в 1951 г., они непосредственно связаны с Объединенной методистской церковью в США. Множество мелких протестант. групп продолжают существовать без офиц. признания - адвентисты, баптисты , бретрены, братские меннониты , пятидесятники , среди таких групп официально признаны мормоны . В А. имеются последователи иудаизма (ок. 10 тыс. чел.), 1% мусульман (1992), а также представители буддизма и нехрист. сект: Свидетели Иеговы - 0,44% населения, 299 общин (1998); сайентисты - 5 общин. Экуменический Совет Церквей А. основанный в 1958 г., объединяет 14 членов и 11 наблюдателей. В Совет входят лютеран., реформатская, старокатолич., методистская, англикан. и правосл. Церкви. Неск. др. вероисповеданий и церковных орг-ций имеют статус наблюдателей. Христианство в Австрии Древнейшее известное население, проживавшее на территории А.- кельты,- было подчинено римлянами в правление имп. Августа , когда в состав Римской империи вошли земли Центр. Европы, лежащие к югу от Дуная. На территории совр. А. были образованы 3 рим. провинции: центральная часть составила пров. Норик с городами Ював (Зальцбург), Овилава (Вельц), Бойодур (Пассау) и Лауриак (Лорх, к востоку от Линца), зап. земли вошли в состав Реции с городами Бриганций (Брегенц) и Вельдиден (Вильтен), вост.- в состав Паннонии с Виндобоной (Вена). Одновременно с романизацией на этой территории разворачивалась деятельность первых христ. миссионеров. Ссылаясь на послание папы Симмаха (498-514), принесение христианства в Лауриак приписывают святым апостолам. Надписи, обнаруженные в XVI в. в г. Эмсе, говорят о личном пребывании св. ап. Марка и св. ап. Луки в Придунавье, хотя этот факт не имеет др. доказательств. Находки показали, что в эпоху раннего христианства в Придунайском регионе существовал местный чин литургии.

http://pravenc.ru/text/63028.html

Докт. дис. «О безбожии и антихристе» - энциклопедический труд, в котором собрано и прокомментировано все, что писалось или говорилось об антихристе, признаках и времени его пришествия, начиная со времен апостольских и кончая мнениями и толкованиями православных, католических и протестантских богословов. Точка зрения православной Церкви научно обоснована Беляевым, который сделал попытку рассмотреть и проанализировать понятие и явление «безбожия» в мире, его виды и признаки. Беляев уделил внимание историческим причинам, масштабам и особому характеру безбожия XIX в., делая вывод о его тенденции к упадку, несмотря на широкое распространение. Поставив вопрос о проявлении безбожия в грядущие времена, Беляев предлагал искать «указаний для решения поставленного вопроса в Св. Писании» (С. 131) и далее рассматривал наиболее явные из эсхатологических мест и разделов Свящ. Писания и основанные на них учения св. отцов и учителей Церкви о последних временах и сопутствующих им событиях (отступление от веры в Бога, явление антихриста, мерзость запустения на св. месте и т. д.). Особое внимание Беляев уделил изложению различных точек зрения на время явления и срок царствования антихриста, характер его личности и деятельности. По этому вопросу Беляев приводил мнения и толкования богословов II-XIX вв. в исторической последовательности, а с XI в. разделяя и по вероисповедному признаку. Беляев рассмотрел труды и учения об антихристе свт. Иринея, еп. Лионского, сщмч. Ипполита Римского, Кирилла I, Патриарха Иерусалимского, прп. Ефрема Сирина, свт. Иоанна Златоуста, блж. Феодорита, еп. Кирского, прп. Иоанна Дамаскина, Тертуллиана, сщмч. Викторина, еп. Патавского, блж. Иеронима Стридонского, блж. Августина, Сульпиция Севера, Лактанция, свт. Амвросия, еп. Медиоланского, Икумения, архиеп. Феофилакта Болгарского, мон. Евфимия Зигабена, свт. Феофана (Говорова) и др. Разбор в диссертации учения об антихристе католич. и протестант. богословия носит полемический характер. Посвятив главу анализу мнений богословов Римской Церкви Беляев особенно подробно рассмотрел различные аспекты учения протестант. богословов о папе-антихристе, проследил тенденции в формировании этого учения, начиная с М. Лютера, Ж. Кальвина, У. Цвингли. Он систематизировал направления протестант. богословия, выделяя авторов полемического, исторического и критического направления и давая им оценку. Беляев указал на крайний субъективизм и произвол в толковании соответствующих мест Свящ. Писания протестант. богословами и видел в этом общий принцип протестантизма. По его мнению, благоприятствует произволу в толковании протестантами Свящ. Писания то, что неканонические книги ВЗ признаются имеющими меньший авторитет, чем канонические. Беляев подчеркивал особое значение разбора протестант. учения о папе-антихристе для русского полемического богословия, т. к. это учение было распространено в России, на Украине и в Белоруссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

В 1857 г. при содействии вождя Каиэа в дер. Коинава на атолле Абаианг была основана 1-я протестант. миссия, а в 1859 г. и 1-я церковь на о-вах Гилберта на 300 чел. После того как Каиэа в 1869 г. потерял власть и был изгнан на Тараву, миссия пришла в упадок. Тем не менее протестант. Совет продолжал деятельность по обращению гилбертийцев в христианство. С этой целью в 60-х гг. XIX в. были направлены миссии на атоллы Тарава, Бутаритари и Табитеуэа, но число новообращенных оставалось незначительным. Только к сер. 70-х гг. XIX в. деятельность миссионеров на атоллах Абемама, Баитеке и Бинока стала более успешной. Однако к тому времени общее число христиан на 7 островах архипелага достигло всего лишь 112 чел. Протестант. миссии направляли свои усилия на то, чтобы запретить «дурные танцы», курение, употребление алкоголя, пытались побудить туземцев не вступать во внебрачные связи. В 80-х гг., по заявлению Совета, на островах уже имелось 5 школ и 290 последователей конгрегационализма (при населении в 2,5 тыс. чел.). В эти годы деятельностью протестантов в регионе руководили миссионеры Алфред Уолкап и Хорас Тейлор. Тогда же вождь Каиэа II издал закон о запрете производства и употребления пальмовой браги и принял меры, содействовавшие деятельности протестант. миссий. В 90-х гг. XIX в. были приняты суровые законы, согласно к-рым штрафу в размере до 15 долл. или до 300 кокосов подвергались лица, не соблюдавшие воскресный день или оскорблявшие церковь. Наказывались также прелюбодеяние, занятие танцами, нанесение татуировки, прокалывание ушей и т. п. Эти меры не способствовали росту числа протестантов на островах, наоборот, оно даже снизилось. В этот же период резко возросла активность католиков. К кон. 80-х гг. XIX в. монополии протестантизма на архипелаге был положен конец. После отъезда брит. резидента-комиссара У. Т. Кэмпбелла, поддерживавшего протестант. миссионеров, его преемник Дж. О " Брайан стал содействовать прозелитической деятельности католиков, и к 1917 г. Американский совет уполномоченных по иностранным миссиям отказался от прав на этот регион.

http://pravenc.ru/text/1840231.html

Библейское общество Египта (БОЕ) стало самостоятельным подразделением в составе БЗБО. В 1910 г. были открыты педагогические курсы, небольшая школа-интернат, 2 дневные школы для девочек в Каире, дневная школа для мальчиков в Ст. Каире и школа для девочек из состоятельных семей в Хелуане. Придворные. Фрагмент росписи святилища имп. культа в Луксорском храме. Кон. III в. Придворные. Фрагмент росписи святилища имп. культа в Луксорском храме. Кон. III в. В 1920 г. была основана независимая епархия Египта и Судана, к-рую возглавил еп. Левелин Гвин. Он рукоположил первых 4 егип. пасторов Епископальной церкви, первого англикан. свящ. Гиргиса Бишая (1925). Количество протестант. орг-ций, работавших в Е., расширилось за счет миссий, организованных в кон. XIX - нач. XX в. баптистами, методистами, Адвентистами седьмого дня, церковью ассамблеи Бога, Плимутскими братьями и проч. Из-за невозможности вести проповедь среди мусульман их паству составили в основном египтяне-копты. Миссионерской работе орг-ций из США в значительной мере помогало Американское библейское об-во, деятельность к-рого была по соглашению с БЗБО сосредоточена в Верхнем Е. В 1921 г. между 7 главными протестант. миссиями было достигнуто соглашение о сотрудничестве и основании экуменической орг-ции «Содружество единства», призванной содействовать укреплению межхрист. связей. Соглашение о независимости предусматривало постепенное сокращение брит. присутствия в Е. После революции 1952 г. мн. протестант. церкви стали автономными, но число прихожан в христ. церквах значительно сократилось из-за массового отъезда европейцев из Е. В наст. время крупнейшей протестант. орг-цией страны является Евангелическая Церковь Египта - Нильский синод, к-рая входит в состав Всемирного альянса реформатских церквей, Всеафриканской конференции церквей и Всемирного совета церквей . 17 протестант. деноминаций объединены в т. н. Протестантский совет Египта (ПСЕ), к-рый взаимодействует с егип. властями. Он состоит из 20 представителей, большинство из них - члены Евангелической Церкви Египта - Нильский синод.

http://pravenc.ru/text/187963.html

Событием в истории протестантизма в К. стало поражение страны в «опиумных войнах». В американо-кит. договор 1844 г. был внесен пункт о праве на строительство в 5 портах страны госпиталей, церквей и кладбищ. Англо-кит. договор от 26 июня 1858 г. в Тяньцзине узаконил свободу христ. богослужения в К.: «Христианская религия, практикуемая как протестантами, так и римо-католиками, обязывает быть добродетельным... Лица, ей обучающие или ее исповедующие, точно так же должны иметь право на покровительство китайских властей...» (ст. 8). Положения о свободе христ. вероисповедания вошли в договоры, подписанные К. с др. державами. В дополнительные Пекинские соглашения 1860 г. были включены положения, способствовавшие развитию христианства в К. С 1860 по 1867 г. в стране было организовано 48 протестант. миссий (только англ. об-во Внутренняя китайская миссия открыло 20 миссий); 90% протестант. миссионеров на территории Цинской империи были выходцами из Великобритании и США. Во 2-й пол. XIX в. в К. получили известность такие нем. протестант. орг-ции, как Рейнское миссионерское об-во, Берлинское об-во содействия евангелическим миссиям, Общий евангелический миссионерский союз и Берлинский женский миссионерский союз для пропаганды в Китае, Базельская протестантская миссия. В первых организациях, из которых Берлинское об-во было самым большим, паства достигала 1500-1800 чел. Самым популярным протестант. миссионером в стране был немец-прусак К. Гюцлафф (Го Шила; 1803-1851). Он был секретарем брит. генерал-губернатора в Гонконге и переводчиком с брит. стороны во время 1-й «опиумной войны». Гюцлафф создал религиозно-политическую организацию «Китайский союз» по образцу кит. тайных об-в. Перевод Библии, выполненный Гюцлаффом, был самым издаваемым и читаемым на юге К. во 2-й пол. XIX в. В брит. колонии Гонконг (Сянган) в 1843-1873 гг. работал миссионер ЛМО шотландец Дж. Легг (Ли Ягэ; 1815-1897). Он руководил теологической семинарией, основал 1-ю протестант. церковь и перевел конфуцианские канонические тексты на англ. язык, основал в Оксфорде кафедру китаеведческих дисциплин (1876), стал 1-м профессором кит. языка и лит-ры в этом ун-те. Шотл. пресвитерианский пастор Дж. Хейстингс (1852-1922) составил на кит. языке Библейский словарь, неск. энциклопедий и справочников. В Гонконге работали синологи Т. Медоуз (1815-1868), Л. Джайлз (1875-1958).

http://pravenc.ru/text/1841141.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010