В 1558 г., после смерти бездетной сестры, она унаследовала престол. 17 нояб., день ее воцарения, со временем превратился в национальный праздник, к-рый отмечался до XVIII в. как триумф протестант. веры. Коронация Е. состоялась 16 янв. 1559 г. в Вестминстерском аббатстве . С восшествием Е. на престол была восстановлена англикан. Церковь, был вновь принят Акт о супрематии с нек-рыми изменениями (SR 1 Eliz., c. 1) и «Акт о единообразии [богослужения]» (SR 1 Eliz., c. 2) (1559), к-рое должно было совершаться на основе «Книги общих молитв» 1552 г. В 1563 г. конвокация духовенства одобрила «Тридцать девять статей» , изложение англикан. вероучения, сохраняющее свою силу и в наст. время. При Е. окончательно сформировалась национальная Церковь Англии, разделяющая многие общие положения протестант. догматики (как лютеран., так и кальвинист.), но сохранившая епископальную орг-цию, иерархию духовенства и пышное богослужение, близкое к католич. богослужению. Церковное устройство елизаветинского времени нередко характеризуется как via media - серединный путь между католичеством и более радикальными протестант. течениями - цвинглианством и кальвинизмом (см. ст. Англиканская Церковь ). В начале правления королева предпочитала именоваться не «главой Церкви», а ее «верховной правительницей» (Supreme Governor). С 70-х гг. XVI в. она отбросила сомнения, связанные с тем, что женщина не может возглавлять Церковь. Это отвечало интересам умеренных протестантов, признававших Е. богоизбранной правительницей и законной наследницей «имперской» короны Англии. Статус королевы-девственницы подкреплял ее претензии на супрематию в церковных делах. Хотя осторожная религ. политика позволила Е. сохранять гражданский мир между подданными разных конфессий в течение 20 лет, компромиссный характер елизаветинского англиканства не удовлетворял католиков и пуритан (см. ст. Пуританизм ) - сторонников дальнейшего реформирования Церкви, придерживавшихся в основном кальвинист. взглядов. В 1569 г. католич. дворянство сев.

http://pravenc.ru/text/189795.html

х. В 1992 г. московский пастор А. П. Обыденов вместе со своей общиной вышел из Российского совета евангельских христиан и баптистов и создал Союз церквей евангельских христиан (СЦЕХ, прохановцы), члены к-рого считают себя прямыми последователями Всероссийского союза Е. х. Проханова. В 1994 г. он оставил пост руководителя СЦЕХ, к-рый занял А. К. Иванов (с 1998 президент СЦЕХ). На орг-цию оказывают сильное влияние амер. евангелики ; в ее состав входят также общины методистов , пресвитериан и пятидесятников . В 1994 г. в Краснодаре был образован Евангельский христианский миссионерский союз (ЕХМС), к-рый возглавил С. А. Бородин. ЕХМС при финансовой и организационной помощи Христианского миссионерского альянса организовал неск. общин на юге России. Помощь ЕХМС оказывает также миссия «Свет на Востоке». В 1998 г. союз получил статус общероссийской централизованной организации. Евангелическая русская (российская) церковь (ЕРЦ) была создана в С.-Петербурге Е. Н. Недзельским, к-рый с группой единомышленников вышел из состава общины евангельских христиан и баптистов (ЕХБ) на Поклонной горе в С.-Петербурге. Первое богослужение состоялось в дек. 1990 г. Недзельский попытался создать протестант. церковь «с русским лицом» путем совмещения протестант. службы (с центральным значением проповеди), общинной жизни, характерной для протестант. церквей, с традициями рус. духовности и элементами правосл. литургии. Особенностями богослужения в ЕРЦ являются, в частности, наличие облачения у священнослужителей, использование свечей и икон, исполнение правосл. песнопений. В 2003 г. обнаружились «нравственные грехи пастора», в результате чего он сложил с себя полномочия пресвитера ЕРЦ и главного редактора радио «Теос», а позднее был отлучен общиной. Ассоциация церквей евангельских христиан (АЦЕХ) была создана в 1998 г. с помощью амер. миссии «Восток-Запад» и Российского библейского центра. Основная часть общин находится под влиянием амер. евангеликов, придерживающихся строго кальвинист. взглядов.

http://pravenc.ru/text/186873.html

Не достаточно ли для них заступничества Спасителя? И к чему бы стали они без всякой для себя пользы расходовать свои молитвы? В смысле утилитарном они, очевидно, правы. Смерть прекратила дни протестанта, и скорбная община бросает последнюю горсть земли на останки дорогого ей человека; но никакой молитвы не слышно над свежею могилою, никакая молитва не сопровождает прощания живых с похищенным у них братом. Ведь не человеку же изменить определение Божие о вечной судьбе того, чье земное поприще кончено? Ему ли покрыть своими молитвами грехи, которых не покрыла бы кровь Спасителя? И опять, в смысле утилитарном это справедливо. Однако и протестант испрашивает молитв у своих живых братии; к чему же могут они служить ему, когда заступник его перед Богом - Христос? Протестант просит Бога о прощении греха своих братии и о духовном их очищении; но как же может он думать, что молитва, за которою он не признает ни права, ни силы влиять на вечное блаженство человека, совершившего свое земное поприще, может, по праву и по присущей в ней силе, иметь действительное влияние на характер этого поприща, а чрез это самое и на будущую участь живого человека? Очевидно, то и другое в равной степени несправедливо и невозможно; но протестантство не посмело порвать все предания Церкви и остановилось на полудороге, на какой-то противной логике сделке, которая, впрочем, никого не обманывает: ибо всякий чувствует, что протестант просит молитвы у своих братии, не ощущая в ней искренней нужды, и молится за них без искренней надежды. Он одинок в мире и чувствует себя одиноким. Войдите в римский храм. Молитва каждого сливается ли в одну общую молитву? Голос хора есть ли выражение мысли всех? Нет; и здесь человек остается одиноким перед молитвою, ибо от него не требуется, чтоб он ее понимал и чтобы ум его на нее отзывался (8). Все богослужение остается для него чем-то внешним; он в нем не участник. Он только присутствует при нем, но бездейственно. Церковное правительство молится на своем, правительственном языке, ради какой нужды позволять подданым примешивать свои голоса и мысли к разговору правительства с высшей властью? То, что происходит в римских храмах, имело бы вид пародии на молитву, если б не составляло принадлежности целой системы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/338/...

Принятый на этой сессии декрет о реформе утверждал прерогативы епископа и его обязанность контролировать дисциплину клириков своего диоцеза ( Mansi. T. 33. Col. 86-89). На 14-й сессии (нояб. 1551) были приняты догматические декреты о таинствах Покаяния и Миропомазания, подтверждавшие католическое учение и осуждавшие протестант. позицию ( Mansi. T. 33. Col. 91-102; Denzinger. Enchiridion. 197636. Р. 391-404. N 1667-1719), а также устанавливались правила назначения на бенефиции и применения к клирикам различных канонических санкций со стороны правящего епископа ( Mansi. T. 33. Col. 102-107). К этому времени в Трент прибыли представители имперских протестант. княжеств и городов, которые выдвинули требования отменить принятые Собором решения, противоречившие Аугсбургскому исповеданию (1530), и обсудить вопрос о подчинении Собору папы Римского. Несмотря на неприемлемость этих требований, участники Собора на 15-й сессии (25 янв. 1552) согласились отложить принятие декретов о мессе и таинстве Священства (Ibid. Col. 107-111). Обострение конфликта между папой Римским, императором и франц. королем (1551-1556) затруднило работу Собора; 28 апр. 1552 г. было объявлено о приостановке заседаний на 2 года из-за начавшегося в Юж. Германии наступления протестант. войск под командованием кн. Морица Саксонского, грозившего напасть на Трент. Перерыв в соборных сессиях затянулся более чем на 10 лет и был связан с разочарованием в итогах работы Собора: невозможностью достичь примирения между католиками и протестантами и отсутствием поддержки со стороны императора и франц. короля в реформировании католич. Церкви. Папа Юлий III принял решение не созывать Собор в условиях новой войны, а продолжить реформу властью Папского престола. В булле «Varietas temporum» (не была офиц. обнародована) он объединил соборные декреты о реформе католич. Церкви, подтвердив обязанность епископов постоянно пребывать на территории своих диоцезов и запретив занимать неск. кафедр одновременно. В 1553 г. папе удалось добиться офиц.

http://pravenc.ru/text/2057152.html

диоцеза в Европе. На территории Б. в крупных городах действуют 12 англикан. храмов, в т. ч. в Брюсселе собор в честь Св. Троицы, имеющий статус кафедрального. Протестант. церкви и деноминации представлены Единой протестант. церковью Бельгии (EPUB), созданной в 1978 г. при объединении протестант. церкви Б., валлонской и фламанд. реформатских церквей; Евангелической франкоязычной федерацией Бельгии (FEFB), в к-рую в дек. 1989 г. вошли «ассамблеи Бога», Свободные евангелические церкви, Бельгийская евангелическая миссия, «церкви Бога», «апостолические церкви», церковь меннонитов и др.; Евангелическим франкоязычным альянсом Бельгии (AEFB); Евангелическо-лютеранской церковью, имеющей приходы в Брюсселе и Антверпене. В стране действуют общины баптистов , в основном объединенные в Евангелический баптистский союз (30 общин), мормонов (28 общин) и др. Нехрист. секты: «свидетели Иеговы» (377 общин - 0,27%), «свидетели Иеговы воспоминаемого ожидания (Memorial attendance)» (0,46%-1998). Ислама придерживаются свыше 3% (2002) населения, большинство мусульман - сунниты; это рабочие-иммигранты из мусульм. стран (марокканцы, турки, алжирцы, ливийцы, тунисцы, египтяне и др.), они проживают в основном в провинциях Эно, Льеж и Лимбург, а также в Брюссельском регионе. Действуют Общий совет исламского сообщества и Исламский культурный центр (с 1963). В стране ок. 300 мечетей. Иудаизм в Б. восходит к XIII в. В 1940 г. к моменту герм. вторжения в стране проживало 85 тыс. евреев. Во время второй мировой войны было уничтожено ок. 65 тыс. чел. К 1998 г. численность евр. населения достигла 40 тыс. чел. благодаря иммиграции из Центр. и Вост. Европы. Основными районами поселения стали Брюссель и Антверпен. 12 евр. общин получили офиц. признание: 4 в Брюсселе (2 сефардов, 2 ашкенази), 3 в Антверпене и по одной в Льеже, Генте, Шарлеруа, Остенде и Арлоне. Каждая община имеет пропорциональное представительство в Центральной израильской консистории Б. в Брюсселе. Буддизм представлен 2 тыс. последователей (0,2%), объединенных в 5 отдельных групп (4 в Брюсселе и 1 в Льеже).

http://pravenc.ru/text/77978.html

Не достаточно ли для них заступничества Спасителя? И к чему бы стали они, без всякой для себя пользы, расходовать свои молитвы? В смысле утилитарном они очевидно правы. Смерть прекратила дни Протестанта, и скорбная община бросает последнюю горсть земли на останки дорогого ей человека; но никакой молитвы не слышно над свежею могилою, никакая молитва не сопровождает прощания живых с похищенным у них братом. Ведь не человеку же изменить определение Божие о вечной судьбе того, чье земное поприще кончено? Ему ли покрыть своими молитвами грехи, которых не покрыла бы кровь Спасителя? и опять, в смысле утилитарном, это справедливо. Однако, и Протестант испрашивает молитв у своих живых братий; к чему же могут они служить ему, когда заступник его перед Богом – Христос? Протестант просит Бога о прощении греха своих братий и о духовном их очищении; но как же может он думать, что молитва, за которою он не признает ни права, ни силы влиять на вечное блаженство человека, совершившего свое земное поприще, может, по праву и по присущей в ней силе, иметь действительное влияние на характер этого поприща, а чрез это самое и на будущую участь живого человека? Очевидно, то и другое в равной степени несправедливо и невозможно; но Протестантство не посмело открыто порвать все предания Церкви и остановилось на полудороге, на какой-то противной логике сделке, которая впрочем никого не обманывает: ибо всякий чувствует, что Протестант просит молитвы у своих братий, не ощущая в ней искренней нужды, и молится за них без искренней надежды. Он одинок в мире и чувствует себя одиноким. Войдите в Римский храм. Молитва каждого сливается ли в одну общую молитву? Голос хора есть ли выражение мысли всех? Нет; и здесь человек остается одиноким перед молитвою, ибо от него не требуется, чтоб он ее понимал и мысленно на нее отзывался 12 . Все богослужение остается для него чем-то внешним; он в нем не участник. Он только присутствует при нем, но бездейственно. Церковное правительство молится на своем, правительственном языке; ради какой нужды позволять подданным примешивать свои голоса и мысли к разговору правительства с высшею властью? То, что происходит в Римских храмах, имело бы вид пародии на молитву, если б не составляло принадлежности целой системы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

В 80-90-х гг. произошла нормализация отношений власти с протестант. церквами. В 1984 г. по приглашению Евангелической церкви К. посетила делегация протестантских церквей США. В 1985 г. состоялась встреча кубинского руководителя с 14 лидерами протестантских церквей, на которой обсуждались вопросы устранения любых проявлений дискриминации по религ. признаку. 2 апр. 1990 г. Ф. Кастро встретился с 70 евангелическими и экуменическими лидерами. В 90-х гг. число протестант. церквей на К. удвоилось. На нач. XXI в. Совет церквей К. объединял 22 протестант. деноминации. В окт. 2001 г. было принято решение о возведении храмов для Греческой и Русской Православных Церквей. По благословению архиеп. Гаваны кард. Х. Л. Ортеги-и-Аламино на период строительства православным предоставлялись католические храмы для совершения богослужений. 25 янв. 2004 г. К-польским Патриархом Варфоломеем была освящена ц. свт. Николая. 19 окт. 2008 г. митр. Смоленский и Калининградский Кирилл(Гундяев ; ныне Патриарх Московский и всея Руси) в присутствии председателя Гос. совета Р. Кастро совершил чин освящения правосл. храма в честь Казанской иконы Божией Матери, построенного на средства, выделенные правительством К. В июне 2009 г. приходу передали частицу св. мощей прп. Сергия Радонежского. 22 нояб. 2010 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла приходу передана икона прп. Серафима Саровского с частицей св. мощей. Лит.: Григулевич И. Р. Церковь и олигархия в Латинской Америке (1810-1959). М., 1981; Arce Mart í nez S. The Church and Socialism: Reflections from a Cuban Context. N. Y., 1985; Ларин Е. А. Куба конца XVIII - 1-й трети XIX в. М., 1989; Ramos M. A. Protestantism and Revolution in Cuba. Miami, 1989; Lachata ñ er é R. El Sistema Religioso de los afrocubanos. La Habana, 1992; Canizares R. Walking with the Night: The Afro-Cuban World of Santeria. Rochester, 1993; Murphy J. M. Santería: African Spirits in America. Boston, 1993; Беседы о религии: Фидель и бразильский священник фрей Бетто. М., 1995; Yaremko J. M. U. S. Protestant Missions in Cuba: From Independence to Castro. Gainesville (Flor.), 2000; Ramonet I. Cien horas con Fidel: Conversaciones. La Habana, 20063.

http://pravenc.ru/text/2462167.html

Однако, руководствуясь политическими соображениями, предпочитали поддерживать в подвластных им землях протестант. церкви в противовес Римско-католической, к-рая ассоциировалась у населения с Габсбургами. Религ. политика трансильванских князей (вассал Порты) на подвластных им территориях также отличалась веротерпимостью: в княжестве были официально признаны реформатская (1564), лютеран. (1568) и Римско-католическая Церкви, а также унитарии - радикальное протестант. движение, отрицавшее догмат о Св. Троице (1576) (см. также Антитринитарии ). В Венгерском королевстве политика в отношении протестантов прошла неск. этапов. В 1524-1525 гг. были изданы первые декреты против лютеран, предусматривавшие их изгнание из страны и даже смертную казнь. Однако вскоре эти законы были отменены, т. к. лютеранство нашло широкую поддержку даже среди феодальной элиты. В царствования Фердинанда I и особенно Максимилиана II протестант. вероучения почти беспрепятственно распространялись среди населения, несмотря на ограничения и запреты со стороны властей. Римско-католическая церковь в ходе Реформации и тур. войн оказалась в состоянии глубокого кризиса. Мн. епархии перестали существовать, а церковные власти из них бежали на незанятые турками территории. Были уничтожены церкви и мон-ри, а те, к-рые сохранились, пребывали в запустении. Священников не хватало не только в завоеванных османами землях, но и на территориях, подвластных Габсбургам. Визитации показали, что в нек-рых местностях богослужение не велось годами, а также наблюдалось падение нравов среди католич. духовенства. В 1579 г. в Риме папой Григорием XIII была основана коллегия (Collegium Hungaricum), где готовили католич. священников исключительно для В., но этого было явно недостаточно. Попытки укрепления католич. Церкви, предпринимавшиеся в стране до кон. XVI в., строились в основном на убеждении верующих. Именно такую политику проводил в сер. XVI в. Эстергомский Архиепископ, венг. гуманист Миклош Олах. Он считал, что единство веры (католич.) является необходимым условием для консолидации нации, что в свою очередь должно обеспечить освобождение В.

http://pravenc.ru/text/150197.html

Первым на Камчатке в 1984 г. был возрожден храм в честь Успения Пресв. Богородицы в Петропавловске-Камчатском. В нояб. 1984 г. на Камчатку прибыл свящ. Ярослав Левко, открывший в Петропавловске-Камчатском молитвенный дом во имя св. апостолов Петра и Павла. В 1989 г. было начато строительство Петропавловского храма, который был освящен в 1992 г. В 1990 г. Камчатка вошла в воссозданную Владивостокскую и Приморскую епархию, в 1991 г.- в Магаданскую и Камчатскую епархию. В 1992-1994 гг. в К. к. было открыто 5 храмов. По решению Свящ. Синода от 23 февр. 1993 г. была учреждена самостоятельная Петропавловская и Камчатская кафедра. В 1993 г. Камчатку впервые посетил Первосвятитель Русской Церкви - патриарх Московский и всея Руси Алексий II . 6 марта 1994 г. во епископа Петропавловского и Камчатского хиротонисан Нестор (Сапсай) . В 1995 г. в помещении бывшего кинотеатра «Родина» был устроен кафедральный собор во имя свт. Николая Чудотворца. В настоящее время епархия имеет 47 храмов, 10 часовен, 2 монастыря (мужской во имя вмч. Пантелеимона в Петропавловске-Камчатском и женский в честь Казанской иконы Божией Матери в Елизовском р-не). 22 марта 2011 г. во епископа Петропавловского и Камчатского был хиротонисан Артемий (Снигур). С первых дней его управления епархией возрождается Камчатская духовная миссия. А. И. Белашов, Д. Л. Кульков Римско-католическая Церковь. В 1912 г. в Камчатской обл. жило ок. 80 римо-католиков, в документах за 1924 г. католич. община не упоминается. 22 дек. 1999 г. в Петропавловске-Камчатском был зарегистрирован католич. приход св. Терезы, община включает ок. 20 постоянных прихожан. Протестантские церкви, деноминации и секты. В 1912 г. в Камчатской обл. жило ок. 2,5 тыс. последователей различных протестант. деноминаций, большинство из них исповедовали лютеранство . После установления советской власти в 1922 г. протестант. группы в регионе не отмечались (кроме общины адвентистов седьмого дня). Появление протестант. общин на Камчатке в 90-х гг. XX в. связано с деятельностью проповедников из США и Юж. Кореи.

http://pravenc.ru/text/1470165.html

«Ничто так не направляет человека к богохульству , как чтение книг еретических », – сказал Исаак Сирский. Оставь это беспорядочное чтение, наполняющее ум понятиями сбивчивыми, превратными, лишающее его твердости, самостоятельности, правильного взгляда, приводящее в состояние скептического колебания. Займись основательным изучением святых отцов. Ты принадлежишь этой Церкви? Твоя обязанность узнать ее как должно. Посмотри, как твердо знают свою религию инославные Запада! Правда, для них меньше труда в подробном познании своей веры. Папист лишь уверовал в папу как в Бога – сделал все: он папист в совершенстве! Может сумасбродствовать, сколько хочет! Протестант лишь сомневается во всем предании, протестует против всего Христова учения, удерживая, впрочем, себе имя христианина, – сделал все: он вполне протестант. Достигши такого совершенства, и римлянин, и протестант пишут многотомные сочинения; их творения грузятся в пароходы, едут в Россию искать читателей. Не читай того, что написали эти люди, сами не понимая, что пишут. Ты так мало знаешь, по общей нынешней моде, христианскую религию, что очень удобно можешь усвоить себе какую-нибудь ложную мысль и повредить ею свою душу. 6. 400–403 Не руководствующиеся верой в своих поступках и нарушающие непорочность совести произвольным уклонением в грехи не возмогут сохранить своего знания догматов в должной чистоте и правильности; это знание, как знание о Боге, требует необходимо чистоты ума, которая свойственна одним только благонравным и целомудренным. 2. 137 (См. Вера ). Дух человека (См. Образ и подобие , Молитва Иисусова – Место сердечное ). Духовничество и послушание Блажен новоначальный, нашедший в наше время благонадежного советника! «Знай, – восклицает преподобный Симеон Новый Богослов , – что в наши времена появилось много лжеучителей и обманщиков!» Таково было положение христианства и монашества за восемь столетий до нас. Что ж сказать о современном положении? Едва ли не то, что сказал преподобный Ефрем Сирский о положении тех, которые займутся исканием живого Слова Божия во времена последние.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010