В 2004 г. была создана Совместная рабочая комиссия по рассмотрению проблемных ситуаций, существующих между РПЦ и Римско-католической Церковью. Но, как отметил А. в докладе на Архиерейском Соборе 2008 г., долгожданного улучшения в отношениях пока не наступило. В то же время А. не склонен отвергать возможность сотрудничества с Римско-католич. Церковью в социальной, научной, миротворческой сферах. В том же докладе А. подчеркнул: " В последнее время осуществляется позитивный диалог с Римско-католич. Церковью по целому ряду актуальных вопросов современности, особенно таких, как защита традиционных христианских ценностей, роль религии в жизни об-ва, нравственные проблемы, отношения в семье. " (ЖМП. 2008. 9. С. 43). В период Первосвятительского служения А. имели место взаимные визиты глав и представителей христ. Церквей, продолжились двусторонние диалоги с Евангелической церковью в Германии, Евангелическо-Лютеранской церковью Финляндии. Диалог с Епископальной церковью в США был приостановлен 2003 г. в связи с возведением в епископский сан открытого гомосексуалиста. В 2005 г. были также приостановленя двусторонние отношения с Церковью Швеции, Генеральный Синод к-торой постановил учредить официальный обряд благословения так называемого зарегистрированного партнерства однополых союзов. В 90-х гг. XX в. Русская Церковь столкнулась с прозелитической активностью нек-рых протестант. деноминаций, зачастую в своих целях использовавших предоставляемую РФ гуманитарную помощь. Такого рода деятельность, а также дальнейшая либерализация протестант. церквей подорвали доверие правосл. паствы России к экуменическим контактам с протестант. церквами, вызвали сомнения в целесообразности участия Русской Церкви в ВСЦ, где преобладает влияние протестант. церквей. На встрече представителей всех поместных правосл. Церквей в Салониках в апреле-мае 1998 г., состоявшейся по инициативе РПЦ и Сербского Патриархата, было принято решение о кардинальных преобразованиях в существующей структуре ВСЦ, к-рые позволили бы правосл. Церквам осуществлять свое свидетельство неправосл. миру, избегая экклезиологических и канонических коллизий, весьма болезненно воспринимаемых значительной частью правосл. духовенства и верующих.

http://pravenc.ru/text/64696.html

ч. группой аристократов, образовавших в 1557 г. «Первый союз» (First Band - Первый ковенант; см. ст. Ковенантеры ) для утверждения борьбы за реформирование Церкви Шотландии и провозгласивших себя Конгрегацией Иисуса Христа, значительно обострились. В 1559 г. провинциальный Собор отказался обсуждать к.-л. возможности компромисса, а неск. позже мн. наиболее крупные протестант. проповедники были объявлены вне закона и им было приказано явиться в Стерлинг для разбирательства. Вместо этого большая группа протестантов в мае 1559 г. собралась в Перте, где ожидала начала переговоров с властями. 11 мая в ц. св. Иоанна Н. произнес перед ними проповедь об очищении храма Христом, направленную против идолопоклонства, спровоцировав тем самым иконоборческое восстание в городе, ознаменовавшее начало военного конфликта между протестантами и регентом. Восстание распространилось на портовые города Файфа, и 11 июня Н. проповедовал в Сент-Андрусе, ставшем главным центром шотл. протестант. движения, 14 июня его сторонники разорили и фактически разрушили Сент-Андрусский собор, кафедральный храм примасов католич. Церкви Шотландии. На протяжении следующего года вооруженное противостояние продолжалось. В это время Н. оставался главным протестант. проповедником в Шотландии, он исполнял обязанности капеллана при армии, а также секретаря Конгрегации, помогавшего составлять ее манифесты. Н. также пытался заручиться поддержкой англичан, чтобы эффективнее противостоять французам, выступавшим на стороне регента, для чего тайно ездил в Сев. Англию на переговоры с приближенными кор. Елизаветы. Ситуация в Шотландии изменилась летом 1560 г., со смертью 10 июня Марии де Гиз. 5 июля 1560 г. представители Англии, Франции и Шотландии подписали Эдинбургский мирный договор. Шотландцы признавали правителем Марию Стюарт, а также получали право созвать парламент, к-рый 1 авг. 1560 г. принял новое протестант. Исповедание веры, составленное 6 богословами под рук. Н., в то время священника ц. св. Эгидия в Эдинбурге, одной из главных в столице.

http://pravenc.ru/text/2577917.html

В 1-й четв. XX в. в П. появились также др. протестант. группы. В 1914 г. для координации действий различных протестант. орг-ций в ЗПК был создан межденоминационный Союз церквей ЗПК. В 1913 г. группа независимых протестант. миссионеров из Великобритании и США начала работу среди индейцев куна, обитавших на вост. побережье на юго-востоке П. 21 февр.- 5 марта 1921 г. возник пограничный конфликт между П. и Коста-Рикой (т. н. война за Кото) из-за населенного пункта Пуэбло-Нуэво-де-Кото. Несмотря на победу в военных столкновениях, П. под давлением США была вынуждена уступить территорию Коста-Рике. В февр. 1925 г. началось восстание индейцев гуна, провозгласивших на территории совр. комарки Гуна-Яла Республику Туле. Панамские власти заключили с гуна мирный договор, признав за ними полные гражданские права, права на их земли и на уважение к их обычаям. В 20-х гг. XX в. Римско-католич. Церковь продолжала занимать ведущую позицию в религ. сфере, несмотря на прибытие большого числа протестант. орг-ций. В самом интернациональном и густонаселенном г. Панаме более 2/3 населения оставались католиками. В городе действовали католич. ордены иезуитов, лазаристов и августинцев. 29 нояб. 1925 г. еп-ство Панама было преобразовано в архиеп-ство, часть его территории была передана для создания апостольского викариата Дарьен. В кон. 20-х гг. XX в. из Сев. Америки прибыли первые пятидесятники: 2 февр. 1928 г. в страну приехала семья А. Эдуардса, направленная Церковью четырехугольного Евангелия. В 30-40-х гг. XX в. их проповедь среди испаноязычного населения П. имела большой успех. В 1937 г. Церковь четырехугольного Евангелия открыла в г. Панаме учебный центр для миссионеров, в 1938 г.- библейскую школу. В 1935 г. в страну вступила др. пятидесятническая орг-ция - Церковь Бога (Кливленд). В 1936 г. был подписан т. н. договор Ариаса-Рузвельта, согласно к-рому США лишались права военного вмешательства во внутренние дела П. В 1941 г. П. объявила войну Японии, Германии и Италии. По соглашению 1942 г., на ее территории были размещены военные базы США. В 1941 г. принята конституция, к-рая подтвердила свободу вероисповедания, но вводила преподавание католицизма в гос. школах (вопрос о присутствии ребенка на этих уроках должны были решать родители). Служителям культа запрещалось занимать государственные, политические и воинские должности (за исключением сфер социального обеспечения и образования). Конституция 1946 г. гарантировала свободу вероисповедания при соблюдении норм христ. морали и общественного порядка, признавала католицизм господствующей религией страны и сохраняла необязательное религ. воспитание в школе.

http://pravenc.ru/text/2578790.html

В ходе Реформации и Контрреформации Германия оказалась конфессионально разделенной на католич. и протестант. части; в последней значительно преобладало лютеранство , но также присутствовал кальвинизм . В княжествах, принявших Реформацию, протестант. общины существовали в виде Г. Ц. (нем. Landeskirchen), признавая верховную власть за государями, к-рым были подчинены коллегиальные органы управления общинами - консистории. Теоретическим обоснованием такой системы управления была идея о закономерном перенесении власти католич. епископов на князей в соответствии с протестант. экклезиологией, не имевшей догматического обоснования, а сложившейся исторически. В Англии в ходе Реформации по указанию кор. Генриха VIII парламент издал ряд законов, предусматривавших независимость гос-ва в церковных делах от Римского папы (см. ст. Англиканская Церковь ). Папские полномочия по отношению к Церкви Англии взял на себя вставший во главе ее англ. король (см. ст. Акт о супрематии ). Исторически одновременно с концепцией перехода прав епископов к светским государям в Зап. Европе в рамках теории гос. права развивалась концепция абсолютных прав монарха (абсолютизма), к-рые распространялись на все сферы жизни подданных, в т. ч. и на религ. сферу. С особой основательностью эта концепция была разработана голл. теоретиком права XVII в. Г. Гроцием , выводившим принцип верховенства государя в протестант. церкви из неограниченности его верховной власти. Его современник англ. философ и юрист Т. Гоббс развивал теорию территориализма, суть к-рой заключается в полном суверенитете государя на подвластной ему территории, в т. ч. и по отношению к находящимся на ней религ. общинам. Гоббс считал, что всевластие монарха ограничивается лишь его благоразумием. Реальное развитие церковно-гос. отношений в эпоху Реформации и в XVII в. соответствовало этой теории. Девизом такой системы стали слова: cujus est regio, illius est religio (лат.- чья власть, того и религия), т. е. правитель определял, какую религию должны были исповедовать его подданные. В Германии идеи, аналогичные теории Гоббса, развивал теоретик права Х. Томазиус , к-рый одновременно с апологией прав монарха на произвольное устроение внешней организации церковной жизни и его монополии на власть в церкви настаивал также на свободе совести . Объяснением такого, казалось бы, парадоксального подхода было то обстоятельство, что лютеран. сотериология не придает значения в деле спасения внешнему устроению христ. общины: необходимо только, чтобы в общине правильно проповедовалось Евангелие, а спасение зависит от личной веры христианина.

http://pravenc.ru/text/166357.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВЬЕТНАМА [англ. Evangelical Church of Vietnam; др. название - Церковь Благой Вести; вьет. Tin Lanh], крупнейшая протестант. орг-ция в стране. Возникла в результате деятельности Христианского миссионерского альянса (ХМА), представляющего протестант. богословское течение Движение святости . 1-ю попытку начать протестант. проповедь на п-ове Индокитай, контролируемом Францией, предпринял в 1889 г. канадец Роберт А. Джеффри, занимавший пост главы миссии ХМА в Юж. Китае. Посланные им в 1895 г. 2 проповедника пытались организовать миссии во Вьетнаме, но из-за враждебности кит. и франц. властей эта инициатива не имела успеха. Закрепиться в стране миссии удалось лишь в 1911 г., когда Джеффри высадился в Центр. Вьетнаме, в г. Туран (Дананг). Там он обнаружил представителей Британского библейского об-ва, распространявших среди вьетнамцев отрывки из Евангелия на кит. и франц. языках. ХМА начал деятельность в Туране, затем на севере страны, в Хайфоне и Ханое, впосл. на юге, в Сайгоне (ныне Хошимин) и Митхо. В 1913 г. для 1-й общины был построен молитвенный дом. К этому времени в стране действовали 22 миссионера ХМА, в основном в Сайгоне, Ханое и Туране. Задачей миссионеров было выучить местные языки для перевода на них Библии, для распространения ее отрывков и для проповеди в недоступных для европ. миссий сельских районах. С этой целью в Ханое была открыта типография, в 1921 г. в Туране основана Библейская школа, к-рая готовила миссионеров-вьетнамцев для проповеди Евангелия на их родных языках. К сер. 20-х гг. было переведено более половины книг НЗ. В 20-30-х гг. расширялась миссионерская деятельность среди народностей юж. части центрального высокогорья, особенно среди радай и кохо, к-рые всем населением деревень принимали христианство. Наиболее значительный успех в проповеди Евангелия был на юге, в Митхо и Кантхо, что выражалось в огромном количестве обращенных. В дельте Меконга и Аннаме (Центр. Вьетнам) также удалось привлечь много верующих, однако в Тонкине работа была менее продуктивной. К 1927 г. церковь имела 4115 членов. К этому времени во мн. местах управление стало переходить от миссионеров к общинам. В 1928 г. все протестант. общины объединились в Е. Ц. В., к-рая к 1940 г. имела 123 прихода, 86 из них были самоуправляемыми. К концу второй мировой войны все приходы стали самоуправляемыми.

http://pravenc.ru/text/180952.html

Во время войны за независимость 1945-1954 гг. церковь избрала путь невмешательства в политику. В 1954 г., когда Вьетнам, согласно Женевским соглашениям, был разделен по 17-й параллели на 2 гос-ва, Е. Ц. В. разделилась на 2 орг-ции: Евангелическую Церковь Сев. Вьетнама (ЕЦСВ) и Евангелическую Церковь Юж. Вьетнама (ЕЦЮВ). В Демократической Республике Вьетнам работа миссий сталкивалась с многочисленными препятствиями, однако ЕЦСВ продолжала активную деятельность, сумев в качестве правопреемницы Е. Ц. В. остаться единственной легальной протестантской орг-цией в Сев. Вьетнаме. Тем не менее ввиду трудностей и гонений тысячи протестант. беженцев переселились на юг, влившись в ЕЦЮВ. Те, кто отказались покинуть сев. часть страны, остались в составе ЕЦСВ, лишившись миссионерского содействия и помощи. При этом церковного общения между орг-циями практически не было. ХМА сотрудничал с амер. и южновьет. правительством с целью создания на юге страны условий, благоприятных для продолжения миссионерской работы. Миссионеры задумали достичь территорий, населенных рассеянными племенами в центральных высокогорных районах Вьетнама, Лаоса и Таиланда, где 1,5 млн чел. говорили более чем на 30 языках и диалектах. В сер. 50-х гг. ХМА основал еще 2 Библейские школы, в Далате и Буонметхуоте, где находились поселения радай, джарай и муанг. Между 1955 и 1965 гг. присутствие в Юж. Вьетнаме тысяч беженцев, а также пребывание там американцев привело к резкому росту протестант. орг-ции. После 1955 г. ХМА, единственная протестант. миссия, находившаяся в стране с 1911 г., и его дочерняя церковь - ЕЦЮВ были против приезда в страну др. протестант. миссий, ссылаясь на то, что эти орг-ции уделяют меньше внимания проповеди, чем бытовым и социальным вопросам. Новые орг-ции предлагали социальные и образовательные проекты. В течение военной эскалации 1960-1969 гг. ЕЦЮВ стала уделять внимание повседневным потребностям населения. С нач. 60-х гг. приступили к реализации различных социальных и образовательных программ. Инициативы ХМА и ЕЦЮВ по улучшению системы здравоохранения позднее были поддержаны и Меннонитским центральным комитетом. В результате их совместной деятельности была открыта новая больница в Плейку. К 1965 г. ЕЦЮВ оборудовала неск. больниц, имевших 41 выездную клинику в отдаленных деревнях; эти медицинские учреждения обслуживали ок. 5,5 тыс. чел. Церковь основала 2 начальные школы для жителей этнических меньшинств в Далате и среднюю школу в Нячанге.

http://pravenc.ru/text/180952.html

Vol. 18. Col. 337-339, 343-345; ср. реакцию К.: Ibid. Col. 348-350). В 1559 г. лидеры протестант. общин Франции решили созвать в Париже тайный собор с целью принятия общего исповедания веры. Хотя К. первоначально неодобрительно относился к идее проведения собора, считая, что демонстрация единства протестантов может привести к усилению гонений на них со стороны власти, по просьбе председательствовавшего на соборе пастора Франсуа де Мореля он согласился составить проект исповедания веры и переслал его в Париж (переписку см.: CO. Vol. 17. Col. 502-506, 525, 527, 540-542). Проект К. был принят почти без изменений и получил впосл. наименование Галликанское исповедание (текст см.: Ibid. Col. 739-752). По инициативе Екатерины Медичи в 1561 г. в Пуаси состоялось собеседование между протестантами и католиками. К. направил для участия в нем Безу; в многочисленных письмах к нему он давал советы касательно того, как лучше защищать протестант. вероучение. В кон. 50-х - нач. 60-х гг. XVI в. К. поддерживал переписку и лично встречался со мн. сторонниками протестантизма из числа представителей франц. знати, давая им советы по различным политическим вопросам и подсказывая, как действовать для защиты протестант. интересов при королевском дворе. В частности, в 1559-1560 гг. он предупреждал участников Амбуазского заговора о вероятной неудаче этого предприятия и советовал им отказаться от своих замыслов (см.: CO. Vol. 18. Col. 38-39, 81-85, 425-431). После раскрытия заговора К. продолжал поддерживать принцев Конде и Колиньи в их борьбе с Гизами, хотя в личной переписке с настороженностью отзывался о гугенотских войнах, считая, что протестантизм должен быть легализован во Франции путем переговоров, а не военной силой ( Greef. 2008. P. 59-61). Последние годы жизни Победа над либертинами во главе с Перреном в 1555 г. имела важные последствия для положения К. в Женеве: с этого времени оно стало незыблемым и исключительным по важности. К. имел в Женеве неограниченный авторитет и мог влиять на все решения городского совета; ни один важный вопрос женевской жизни не рассматривался без его участия.

http://pravenc.ru/text/1320173.html

Индуистские экстремистские орг-ции (напр., «Армия обороны Непала») регулярно публикуют угрозы, адресованные представителям нетрадиционных для Н. конфессий, с требованием покинуть страну. Эта группировка несет ответственность за убийства священников, ряд нападений на католич. и протестант. орг-ции, а также на мечети в Н. В нач. XXI в. экстремистами в Н. совершено неск. терактов на религ. почве. 8 июля 2012 г. в Катманду была демонтирована старейшая протестант. церковь. В нояб. 2013 г. христ. миссионер был убит местными жителями сел. Пхаттепур в юго-вост. части страны. 13 июня 2014 г. по обвинению в «насильственных обращениях в христианство» были задержаны более 40 лидеров христ. общин, через неск. дней они были освобождены. 14 сент. 2015 г. 3 протестант. церкви в Н. подверглись нападению индуистских экстремистов. 25 апр. 2015 г. в Н. произошло крупное землетрясение. Различные христ. орг-ции и церкви выделили большие суммы на гуманитарные цели, но при раздаче помощи жертвам землетрясения христиане подвергались дискриминации. 9 июня 2016 г. в Н. арестовано 7 христиан за распространение Свящ. Писания среди учащихся. Тем не менее популярность христианства в Н. растет - на протяжении последних десятилетий Н. по темпам роста христ. населения уверенно занимает одно из первых мест в мире. Успех христ. миссии объясняется совместными усилиями различных христ. орг-ций, уменьшением давления со стороны гос-ва, характер к-рого стал светским, участием христ. орг-ций на протяжении мн. лет в гуманитарной деятельности, ассоциацией христ. культуры у молодежи с культурой развитых стран (подавляющее большинство новообращенных - молодые люди) и проч. факторами. Лит.: Regmi D. R. A Century of Family Autocracy in Nepal. [Kathmandu], 1950; idem. Ancient Nepal. Calcutta, 19693; Petech L. I missionari italiani nel Tibet e nel Nepal. R., 1952-1956. 7 vol.; Satish K. Rana Polity in Nepal. Bombay; N. Y., 1967; History of Nepal: As Told by its Own and Contemporary Chroniclers/Ed. B. J. Hasrat. Hoshiarpur, 1970; Непал: История, этнография, экономика.

http://pravenc.ru/text/2565038.html

В 1874 г. в Карачи в среде брит. солдат начал проповедь 1-й миссионер-методист У. Тейлор (1821-1902). В том же году к нему присоединился представитель Методистской епископальной церкви Д. Фокс (1835-1909), к-рый к исходу года построил 1-ю методистскую церковь. Впосл. методисты вели проповедь среди местного населения в Лахоре, Кветте, Карачи. В 1922 г. Методистская епископальная церковь основала Конференцию реки Инда, в к-рую вошли приходы в Сев. Индии и на территории совр. П. На рубеже XIX и ХХ вв. в регион начали прибывать новые протестант. миссии. Среди них были представители Армии спасения, адвентисты седьмого дня, члены Библейской и медицинской миссии Зенана (направлена Баптистским миссионерским об-вом), Женского миссионерского об-ва Зенана (направлено Англиканской Церковью). Две последние орг-ции ориентировались исключительно на женщин и действовали в контексте общего подъема жен. протестант. миссионерства в Индии в 70-х гг. XIX в. Основанные на территории П. миссии разных протестант. деноминаций координировали деятельность во избежание конкуренции. Их совместная работа придала христианству в регионе ярко выраженный протестантский оттенок, к-рый сохранялся вплоть до кон. ХХ в. С сер. XIX в. в регионе активизировалась также Римско-католич. Церковь. Для окормления европейцев и потомков смешанных браков из Агры в Лахор прибыли капуцины, из Бомбея в Синд и Белуджистан - кармелиты и иезуиты. В 1880 г. Лахор стал центром католич. викариата Пенджаб. В 1886 г. было образовано архиепископство Бомбей, в юрисдикцию к-рого были переданы Синд и Белуджистан. Одновременно викариат Пенджаб был преобразован в еп-ство Лахор. Попечение над еп-ством было поручено бельг. ордену капуцинов, под началом к-рых его численность стабильно росла. В 1887 г. из состава еп-ства Лахор была выделена префектура Кашмир и Кафиристан с центром в Равалпинди; ее поручили Об-ву зарубежных миссий св. Иосифа. С 1890 г. католич. миссионеры начали обращать пристальное внимание на проповедь среди местного населения, прежде всего среди низкокастовых индуистов. Католич. миссия распространилась из Сиалкота в городские районы Гуджрата, Джелама, Гуджранвалы, Шекхупуры. На орошаемых землях междуречий Пенджаба католики основывали земледельческие поселения, которые становились локальными центрами христианизации. В 1910 г. в связи с увеличением числа верующих вост. часть еп-ства Лахор была передана новообразованному архиеп-ству Симла (с 1937 - архиеп-ство Дели и Симла).

http://pravenc.ru/text/2578694.html

«Ничто так не направляет человека к богохульству, как чтение книг еретических», – сказал Исаак Сирский. Оставь это безпорядочное чтение, наполняющее ум понятиями сбивчивыми, превратными, лишающее его твердости, самостоятельности, правильнаго взгляда, приводящее в состояние скептическаго колебания. Займись основательным изучением святых Отцов. Ты принадлежишь этой Церкви? Твоя обязанность узнать ее как должно. Посмотри как твердо знают свою религию инославные Запада! – Правда, для них меньше труда в подробном познании своей веры. Папист – лишь уверовал в папу, как в Бога, сделал все: он папист в совершенстве! может сумасбродствовать сколько хочет! Протестант лишь сомневается во всем предании, протестует против всего Христова учения, удерживая впрочем себе имя христианина, – сделал все: он вполне протестант. Достигши такого совершенства и римлянин и протестант пишут многотомныя сочинения; их творения грузятся в пароходы, едут в Россию искать читателей. Не читай того, что написали эти люди, сами не понимая, что пишут. Ты так мало знаешь, по общей нынешней моде, христианскую религию, что очень удобно можешь усвоить себе какую-нибудь ложную мысль и повредить ею свою душу. Ад есть, и мука вечная есть; благочестивою жизнию сделай их для себя несуществующими! Считаю конченным ответ мой. А что буду говорить далее, то дань, приносимая дружбе. Нет! – не дань; надо назвать иначе. Это празднословие, к которому приводят однако ж искренность и дружба. Часто приходилось мне слышать мысль сомнения, ныне высказанную тобою и подкрепляемую именно тем доводом, который ты привел, что существование ада и вечных мук несообразно с милосердием Божиим. Однажды, после такой беседы, когда оставил меня беседовавший со мною посетитель, я погрузился невольно, не замечая того, в задумчивость. Грустно было на сердце. Никакая, впрочем, особенная мысль меня не занимала. В этом состояло впечателение, оставленное мне посетителем. И как не остаться грустному впечателнию, когда я слышал христианина, дерзавшаго прямо противоречить Христу, дерзнувшаго признать слова Само-Истины-Бога ложью, вымыслом, суеверием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010