Изложение протестант. вероучения в катехизисе Й. строит вокруг темы спасения. Трактат начинается с ответа на вопрос, от чего зависит спасение: по убеждению Й., спасение зависит «от одной только благодати Божией». Далее следует изложение истории спасения, к-рую Й. рассматривает как состоящую из «двух речей» (zwo Predigt): после грехопадения Адама Бог возвещает Свой гнев, обращенный на преступающего Его закон человека, и одновременно обещает человеку спасение посредством искупительной жертвы Посредника - Иисуса Христа. Т. о., Бог постоянно открывает человеку глубину его греха, но вместе с тем внушает ему уверенность в спасении, к-рое человек находит в Иисусе Христе (ср.: Lehmann. 1963. P. 108-109). Согласно Й., поскольку католич. Церковь учит о необходимости для спасения добрых дел, она не может дать человеку уверенность в спасении; напротив, протестант. вера в спасение только одной верой в Христа уничтожает в душе любые сомнения. Хотя добрыми делами нельзя заслужить отпущение грехов или спасение, христианин призван совершать их из покорности Богу и в знак своей любви к Его заповедям, черпая силу для этого в подаваемой через Иисуса Христа благодати. Й. подробно обосновывает необходимость для христианина обращаться к Богу с молитвой; в качестве примера христ. молитвы Й. приводит текст «Молитвы против турок и всех врагов христианской Церкви», составленной Лютером в 1541 г. (текст см.: Luther M. WA. Bd. 51. S. 608-610). В заключительной части трактата Й. предлагает 16 кратких «артикулов», в к-рых рассматриваются различия между «евангельским» и «папистским» учениями. Он кратко формулирует некий протестант. вероучительный тезис (вводя его формулой «Евангелие учит»), а затем приводит изложение соответствующего ему «ложного» католич. учения (Gegenler). Выбор пунктов сопоставления Й. осуществляет в соответствии с основными темами лютеровской антикатолич. полемики; так, он касается учения об избрании и оправдании, о почитании святых, о таинствах, о епископской и папской власти и т. п. Экзегетические сочинения

http://pravenc.ru/text/1238025.html

При трансильванских воеводах И. Тёкёли и Ф. Ракоци II, проводивших антиавстр. политику, на подвластных им территориях для евангелической церкви сложились благоприятные условия: были возвращены отнятые при Леопольде I церкви и школы, был построен Евангелическо-лютеранский ун-т в г. Эперьеш (ныне Прешов, Словакия). В 1707 г. на соборе в г. Рожахедь (ныне Ружомберок, Словакия) решались нек-рые организационные вопросы: церковь, объединив в единую структуру лютеран, проживавших на всех венг. территориях, к-рые вошли в состав империи Габсбургов, была разделена на 4 епархии. Однако после подавления восстания Ракоци в 1711 г. австр. гос. власть заняла по отношению к лютеранам, как и к проч. протестантам, непримиримую позицию. В правление имп. Карла VI (Карл III Венгерский, 1711-1740) давление на протестант. орг-ции стало таким же сильным, как при Леопольде I. Все решения Рожахедьского собора были аннулированы, соборы разрешалось созывать только с санкции императора. Указом Карла VI от 1731 г. (Carolina Resolutio I) у лютеран было отнято право распоряжаться своими приходами; все вопросы церковноприходской жизни решал помещик, на земле к-рого стояла церковь,- в результате в огромном количестве поселений здания кирх были отданы костелам, школы закрыты, конфисковано имущество общин, пасторы и наиболее активные миряне изгнаны. Вся лит-ра, издаваемая протестантами, подвергалась жесткой цензуре, количество лютеран. книг резко уменьшилось. Был введен закон о контролировании протестант. приходов католич. епископами. Смешанные браки дозволялись лишь с благословения католич. епископа, дети от таких браков становились католиками. Хотя 2-й указ Карла VI, изданный в 1734 г. (Carolina Resolutio II), подтверждал существование 4 лютеран. епархий-суперинтенданций, каждую епархию возглавляли епископ и суперинтендант (инспектор), избираемый из знатных мирян дворянского рода, в ведении которого были организационные, финансовые, хозяйственные и др. практические вопросы. Функционирование иерархической системы строго контролировалось императором. В правление имп. Марии Терезии (1740-1780) гонения продолжались, хотя и не в такой открытой форме, как раньше. Католич. властями проводилась активная работа по обращению протестант. населения в католичество. Под влиянием религ. процессов в Германии в лютеран. церковь стали проникать идеи пиетизма как реакция на появление в лютеранстве ортодоксальных и рационалистических течений. Самыми известными деятелями венг. пиетизма были М. Ач, А. Торкош, М. Вашони и М. Бел.

http://pravenc.ru/text/186835.html

Плавающая церковь протестант. миссии в Камбодже Протестантские церкви, деноминации и секты. Англиканская Церковь представлена в К. 2 епископальными общинами в Пномпене, входящими в еп-ство Сингапура. Насчитывается несколько десятков англикан, преимущественно граждан США и Великобритании, живущих в К. Баптисты имеют в К. ок. 3 тыс. верующих в 45 общинах, объединенных в Ассоциацию баптистов Камбоджи. Движение святости является самым давним протестант. направлением в К., представленным Кхмерской евангелической церковью. История ее становления связана с миссионерской деятельностью Христианского миссионерского альянса (Christian and Missionary Alliance), представители к-рого в 1922 г. с разрешения франц. властей учредили свои орг-ции в Пномпене. В 1925 г. были открыты первые в стране Библейская школа и семинария. Однако их работа сталкивалась с трудностями, вызванными законом 1932 г. о запрете прозелитизма. Христ. миссионерским альянсом был инициирован перевод Библии на кхмерский язык: НЗ был переведен к 1934 г.; перевод ВЗ был завершен в 1940 г. Полный перевод Библии на кхмерский язык был издан в 1954 г. Чтобы сделать церковь в К. более независимой от иностранной поддержки, руководство Христ. альянса внедрило принцип относительной самостоятельности, призывая пасторов в трудных ситуациях лично принимать решения и поддерживать общины. Позднее общины были преобразованы в полностью независимую Кхмерскую евангелистскую церковь, общее количество членов к-рой, по данным на 2010 г., составляет ок. 10 тыс. чел. От нее отделились общины этнических китайцев, образовавшие т. н. Независимые кит. конгрегации, которые насчитывают несколько сот верующих и сохраняют приверженность идеям Движения святости. Пятидесятничество (см. ст. Пятидесятники ) представлено в К. Ассамблеями Бога , имеющими в стране 12 общин с общим количеством верующих 1 тыс. Новоапостольская церковь имеет в К. 3 тыс. прихожан в 3 общинах. Адвентисты седьмого дня (АСД), выделенные в Камбоджийскую адвентистскую миссию в рамках Союзной миссии Юго-Вост. Азии (South-East Asia Union Mission) в составе Южноазиатско-Тихоокеанского дивизиона Генеральной конференции АСД, по данным на 2010 г., образовали в К. 7 общин, объединивших 5,5 тыс. верующих. Свидетели Иеговы , по данным на 2011 г., насчитывают 498 чел. в 9 общинах. Мормоны (Церковь Иисуса Христа святых последних дней) объединяют 182 адепта в 2 общинах. Др. менее значимые протестант. орг-ции и независимые церкви имеют неск. тыс. членов.

http://pravenc.ru/text/1320197.html

Методистский проповедник У. М. Паттерсон, приехавший в В. из США в 1878 г., организовал Церковь Мессии, к-рая в 1891 г. насчитывала уже ок. 100 прихожан. В 1894 г. миссионеры из Колумбии, Великобритании и Ирландии организовали лютеран. церковь в Каракасе. В 1883 г. Плимутские братья создали свою конгрегацию, и хотя пик их активности пришелся на 10-е гг. XX в., но и в наст. время они являются одной из заметных протестант. деноминаций. Ассамблеи Бога, первая пятидесятническая церковь и крупнейшая протестант. деноминация в стране, появились в 1916 г., быстро росли и в наст. время имеют свой Библейский ин-т и миссии в поселениях индейцев гуахиро. Североамер. миссионеры-пресвитериане прибыли в В. в кон. XIX в. и основали в Каракасе протестант. церковь; первая постоянная конгрегация коренных жителей «Искупитель» (El Redentor) была организована пресвитерианином Т. Пондом в 1900 г. «Искупитель» стал спонсором Американского колледжа. В нач. XX в. североамер. протестанты объединили свои усилия с миссионерами Свободных церквей из Скандинавии, к-рые создали в 1927 г. Ассоциацию свободных евангелических церквей (ADIEL). В нач. 50-х гг. баптисты также объединились в независимую Национальную конвенцию. Англикане и лютеране не уделяли такого внимания миссионерской деятельности, как евангелические церкви, продолжая и в XX в. оставаться этнически ориентированными общинами. Лютеране, напр., находились в постоянной связи с Германией, откуда приезжали новые пасторы и поступала финансовая поддержка. Ситуация изменилась, когда в кон. 40-х гг. из США прибыли представители лютеран. Миссурийского Синода и начали вести миссионерскую работу по радио и в организованных ими колледжах, ориентируясь в основном на преуспевающий средний класс. Объединенная пятидесятническая церковь, Объединенная церковь Евангелия и Церковь Четырех Евангелий были созданы в нач. 50-х г. XX в. и продолжают довольно успешно действовать и в наст. время. Баптисты, появившиеся в В., благодаря деятельности миссионеров Южной баптистской конвенции создали христ.

http://pravenc.ru/text/150237.html

Британское и иностранное библейское об-во (см. в ст. Библейские общества ), основанное в 1804 г. и вскоре ставшее основным издателем Библии в Англии, печатало только Библии без апокрифов. Постепенно под влиянием Британского библейского об-ва к изданию Библии без апокрифов обратились также и др. библейские об-ва. К кон. ХХ в. протестантские Библии выходили преимущественно без апокрифов. Дискуссии о неканонических книгах Ветхого Завета в греческой Церкви Нового времени Греч. богословы Нового времени также оказались втянутыми в спор католиков с протестантами. При этом одна часть греческих богословов испытывала влияние протестант. теологии, другая (большая) - скорее католической. Неопределенность в отношении спорных книг канона ВЗ, характерная для восточного богословия предшествующего периода, не могла удовлетворять ни тех ни других. Наиболее явно влияние протестант. богословия выражено в «Исповедании веры» К-польского патриарха Кирилла I Лукариса (1629), где он, в частности, говорит: «Число канонических писаний веруем и признаем то самое, которое определил Лаодикийский Собор и доселе исповедует кафолическая православная Христова Церковь, просвещаемая Святым Духом. Те же книги, которые называем апокрифами, не получили, ради сего наименования, авторитета и одобрения от Святого Духа» (цит. по: Юнгеров. 2003. Т. 1. С. 106). Наименование неканонических книг «апокрифами» явно указывает на влияние протестант. терминологии. В отличие от прп. Иоанна Дамаскина и др. отцов, считавших неканонические книги «назидательными и прекрасными», Кирилл Лукарис отказывает им в каком бы то ни было авторитете. «Исповедание веры» Кирилла Лукариса осуждалось на Соборах: К-польском 1642 г., Ясском 1642 г., К-польском 1672 г. и Иерусалимском 1672 г. По проблеме К. б. наиболее резко высказывались отцы Иерусалимского Собора: «Следуя канону кафолической Церкви, называем Священным Писанием все те книги, которые признаны Лаодикийским Собором, а равно и те, которые Кирилл неразумно и злостно назвал апокрифами: Премудрость Соломона, книгу Иудифь, Товию, историю дракона и Сусанны, Маккавейские и Премудрость Сираха. Их признаем наравне со всеми другими книгами неизменной и действительной частью Священного Писания… И все, что всегда, всеми Соборами, древнейшими в кафолической Церкви, и знаменитейшими богословами, счисляется и включается в Священное Писание,- все то и мы считаем каноническими книгами и признаем Священным Писанием» (цит. по: Там же. С. 107-108). Признавая книги, отсутствующие в евр. каноне, Свящ. Писанием и каноническими книгами, Иерусалимский Собор порывает с традицией вост. отцов ограничивать число канонических книг евр. каноном.

http://pravenc.ru/text/Канон ...

Государственное устройство Л.- унитарное гос-во. Конституция принята 13-15 авг. 1991 г. (действует в редакции от 6 мая 2003). Форма правления - смешанная республика. Глава гос-ва - президент, избираемый 2/3 голосов депутатов парламента сроком на 5 лет. Президент назначает и освобождает от должности премьер-министра и членов правительства (с согласия Национального собрания). Высший орган законодательной власти - однопалатный парламент (Национальное собрание). Состоит из 115 депутатов, избираемых всеобщим прямым тайным голосованием на 5 лет. Сессии Национального собрания созываются дважды в год. В период между сессиями парламента функции законодательного органа исполняет Постоянный комитет Национального собрания (возглавляет председатель, состоит из 7 членов, включая президента и вице-президента). Исполнительная власть принадлежит правительству во главе с премьер-министром. Члены правительства назначаются президентом и утверждаются парламентом. Правительство подотчетно Национальному собранию. В Л. существует однопартийная политическая система. Правящая партия - Народно-революционная партия Лаоса. Религия По переписи 2005 г. и различным оценкам, 67% населения исповедуют буддизм. Ок. 2% - христиане (гл. обр. католики и протестанты), ок. 30% - приверженцы традиц. верований. Представители др. религий (ислам, даосизм и др.) немногочисленны. Православие Православие представлено в Л. в основном постоянно проживающими в стране иностранцами. Число местных жителей, принявших Православие, незначительно. Правосл. храмов нет, богослужения и требы совершаются в частных домах. Духовное окормление правосл. общины Л. осуществляет представитель РПЦ в Таиланде. Католицизм Действуют 4 апостолических викариата Римско-католич. Церкви: Вьентьян, Саваннакхет, Луангпхабанг и Паксе. По данным на 2014 г., численность католиков (в большинстве этнических вьетнамцев) составляет ок. 45 тыс. чел. Протестантские церкви, деноминации и секты Крупнейшей протестант. орг-цией является Лаосская Евангелическая Церковь (76 общин, 16 тыс. чел.). Среди др. протестант. деноминаций в Л. действуют Плимутские братья (90 общин, свыше 13 тыс. чел.), адвентисты седьмого дня (АСД; 2 общины, ок. 300 чел.) и др. Точная численность последователей различных протестант. церквей неизвестна: по нек-рым оценкам, она составляет до 100 тыс. чел. Ислам

http://pravenc.ru/text/2463119.html

Однако папа отказался признавать королевского ставленника, требуя восстановить Густава Тролле на его кафедре. В знак разрыва с Римом Густав Ваза приблизил к себе швед. лютеран Лаврентия Андреэ (Ларса Андерссона) и братьев Олауса Петри (Олафа Перссона) и Лаврентия Петри Нериция (Ларса Перссона), способствовал развитию протестант. книгопечатания. В 1526 г. на швед. язык был переведен НЗ (полный перевод Библии появился в 1541). В 1527 г. на риксдаге в Вестеросе Лаврентий Андреэ провозгласил короля главой Шведской Церкви. Несмотря на то что Швеция официально стала протестант. державой, реформационные преобразования на тот момент не носили столь глубинного и всеохватывающего характера, как в нем. лютеран. княжествах: в церквах сохранялись католич. реликвии, часть населения праздновало дни памяти католич. святых. Наследовавший Густаву Вазе Эрик XIV продолжил религ. политику отца, сохраняя все католич. обычаи, не противоречившие Свящ. Писанию. Гробница Иоанна III, кор. Швеции в соборе св. Эрика в Уппсале, Швеция. Кон. XVI — нач. XVII в. Гробница Иоанна III, кор. Швеции в соборе св. Эрика в Уппсале, Швеция. Кон. XVI — нач. XVII в. После Тридентского Собора (1545) в Европе получили распространение идеи религ. компромисса - возможности существования варианта церковного устройства, к-рый примирил бы сторонников Реформации с Римской Церковью. Во время заключения в замке Грипсхольм И. познакомился с трудами голл. католич. теолога Г. Кассандера (1512-1566), считавшего возможным воссоединение католич. и протестант. Церквей, при условии что католич. Церковь, сохраняя свою иерархию, откажется от злоупотреблений. При поддержке теолога Петра Фехта, получившего образование в Виттенберге, и 2-го лютеран. архиеп. Уппсальского Лаврентия Петра Готуса (1575-1579) И. в 1574-1575 гг. на 2 Соборах заставил духовенство принять ряд прокатолич. нововведений. Первая супруга И., Екатерина Ягеллонка, окружала себя католич. монахами, что вызывало возмущение среди сторонников Реформации. В 1572 г. она обсуждала с кард.

http://pravenc.ru/text/469788.html

Креста (1638); претерпели мученичество неск. миссионеров-доминиканцев. Позиции католич. Церкви в кон. XVI в. оставались сильными, а число католиков достигало 50 тыс. После 1605 г. Нидерландская Ост-Индская компания (НОИК), сначала не приветствовавшая миссионерскую деятельность, разрешила протестант. миссиям работать на контролируемых ею территориях, т. е. в пределах вост. части совр. И. Центрами их деятельности стали о-в Амбон и соседние острова. Португальцы смогли удержать свои позиции лишь на о-вах Флорес, Солор и Тимор. Христ. проповедь благодаря деятельности объединенной португальско-испан. миссии и деятельности протестант. миссионеров достигла и отдаленных островов, однако там не было ни постоянных священнослужителей, ни руководящих органов, и представители центральных миссий посещали эти места довольно редко. У миссий было мало возможностей для улучшения существующего положения, т. к. они целиком зависели от НОИК, к-рая не желала оказывать миссиям серьезную поддержку. Характерной чертой деятельности голл. миссионеров было нежелание привлекать к руководству общинами представителей местного населения: они могли выступать лишь в качестве учителей и проповедников, будучи практически лишены возможности рукоположения и принятия в общинные советы. В кон. XVIII в. на территории архипелага насчитывалось уже 55 тыс. христиан-протестантов, принадлежащих к реформатской церкви. Из существовавших к нач. XIX в. протестант. конгрегаций была сформирована т. н. Протестантская церковь Нидерландской Ост-Индии. В 1795 г. на территории Нидерландов под влиянием Французской революции возникла Республика Батавия, власти к-рой провозгласили свободу вероисповедания. Данные обстоятельства способствовали возвращению католич. пресвитеров на территорию совр. И.: в апр. 1808 г. 2 голл. католич. пресвитера, Якобус Нелиссен и Ламбертус Принсен, прибыли на Яву. В 1826 г. была создана апостольская префектура Батавия, к-рую возглавил Нелиссен. 3 апр. 1841 г. она получила статус апостольского вик-ства.

http://pravenc.ru/text/389581.html

церквей была конфискована в 1566; вместо приходских священников в Трансильвании действовали иезуиты и францисканцы). Румын. правосл. население, хотя и составляло в Трансильвании большинство, подвергалось давлению со стороны властей, которые стремились ликвидировать обрядовые и вероучительные различия между православными и протестантами. Несмотря на подчинение Габсбургам, правители-кальвинисты намеревались сохранить привилегии протестант. деноминаций. Однако после изгнания Имре Тёкёли, к-рого в 1690 г. османы провозгласили князем Трансильвании, укрепились позиции католиков, опиравшихся на поддержку Габсбургов. Требования имп. Леопольда I предоставить католикам равные с протестантами права наталкивались на сопротивление местной знати и горожан. Тогда император декретом от 4 дек. 1691 г. единолично провозгласил равноправие 4 «религий» (католицизма (лат. обряда) и 3 протестант. деноминаций). При этом не были учтены интересы румын. правосл. населения. Руководствуясь примером Ужгородско-Мукачевской унии (провозглашена впервые в 1646), мн. румын. священники в 90-х гг. XVII в. высказывались в пользу распространения унии на Трансильванию. Принятие унии соответствовало интересам имперских властей, стремившихся ослабить влияние местной протестант. знати. По распоряжению кард. Леопольда Карла фон Коллонича, архиеп. Эстергомского (1695-1707), иезуиты вступили в переговоры с правосл. еп. Феофилом (Сереми; 1692-1697), к-рый согласился поддержать унию, чтобы противостоять давлению протестантов. Епископ высказался в пользу унии на Соборе в Алба-Юлии (февр. 1697), принявшем решение о соединении с католич. Церковью. Это решение было оформлено в виде декларации (21 марта 1697), в к-рой упоминалось о желании правосл. духовенства получить привилегии, к-рыми обладало католич. духовенство (освобождение от налогов и повинностей и т. д.). Переговоры об унии были прерваны из-за кончины еп. Феофила (2 июля 1697). Его преемник, митр. Афанасий (Ангел) (рукоположен 26 янв. 1698 в Бухаресте), вскоре после прибытия в Трансильванию созвал Собор в Алба-Юлии (7 окт.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Коптская Церковь сохраняла свои позиции крупнейшей христ. конфессии в Египте. В период франц. оккупации Египта (1798-1801) часть копт. общины сотрудничала с франц. военной администрацией. Наместник Египта Мухаммед Али-паша (1805-1848) благоволил христианам, поддерживал хорошие отношения с копт. патриархом Петром VII и предоставил коптам право строить церкви. В 50-х гг. XIX в. патриарх Кирилл IV добился освобождения коптов от военной службы, основал школы и учредил типографию. Копты-миряне убедили свое духовенство учредить религ. Маджлис аль-милли (Совет общины) для надзора за финансовыми и гражданскими делами общины. Хедив Исмаил (1863-1879) одобрил создание этого учреждения в 1874 г. и постановил, что копты-миряне будут непосредственно избирать членов совета, призванных контролировать деятельность приходов и школ. Эта реформа встретила сопротивление копт. патриарха Кирилла V (1874-1927), к-рый пытался препятствовать деятельности совета в сфере образования и управления церковным имуществом. В 30-50-х гг. XIX в. в О. и. активизировалась деятельность зап. католич. и протестант. миссионеров (в основном, французских, британских и американских). Их усилиями с согласия османских властей были созданы миссионерские учебные заведения для местных христиан. В Бейруте амер. миссионеры учредили школы, типографию и научное об-во, что способствовало формированию группы местных арабоязычных христиан различных конфессий, получивших образование по зап. стандартам. Католич. миссионеры (в основном французы) расширяли в Сирии и Ливане сеть своих учебных заведений, укреплялись связи маронитов с Францией. В 1841 г. в Иерусалиме учреждено англо-прусское протестант. еп-ство. В 1847 г. при поддержке Франции воссоздан католич. лат. Иерусалимский Патриархат. Активизация католич. и протестант. прозелитизма на Св. земле все более тревожила политиков и церковную общественность в России. 11(23) февр. 1847 г. резолюцией рус. имп. Николая I Павловича была учреждена Русская духовная миссия в Иерусалиме , которую вскоре возглавил архим. Порфирий (Успенский) . Главными задачами миссии стали поддержка рус. паломников, развитие братских отношений с Иерусалимской Православной Церковью, распространение образования среди правосл. арабов, жителей Св. земли. После перерыва, вызванного Крымской войной 1853-1856 гг., деятельность РДМ вновь активизировалась. Правление Абдул-Хамида II (1876-1909)

http://pravenc.ru/text/2581625.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010