Программа реформационных преобразований была изложена в Аугсбургском исповедании , представленном 25 июня 1530 года императору Священной Римской империи Карлу V. Многолетняя ожесточённая борьба между немецкими князьями, принявшими лютеранство, и князьями, сохранившими верность католицизму, завершилась в 1555 году Аугсбургским религиозным миром, дававшим право каждому правителю по своему усмотрению выбирать католичество или лютеранство как обязательную для его подданных веру ( " чья власть, того и вера " ). Поскольку в германских государствах католические епископы к Реформации не примкнули, лютеранские церкви там возглавили клирики, не имевшие апостольского преемства. Их административные должности (суперинтендант, епископ и др.) не рассматриваются как сан. В 1527 году лютеранская Реформация началась в Швеции (и подвластной ей Финляндии ), в 1536 - в Дании , Норвегии и Исландии . Большая часть католических епископов в этих странах перешла в лютеранство, сохранив титул, поэтому современные лютеранские скандинавские епископы претендуют на обладание епископским саном и апостольским преемством. В результате в лютеранство произошло разделение на две основные традиции - германскую и скандинавскую. Ещё при жизни Лютера и особенно после его смерти среди его последователей возникли разногласия. В 1577 году около 8000 пасторов подписали Формулу согласия, где было изложено нормативное вероучение по спорным вопросам. Она была включена в сборник лютеранских вероисповедных документов - Книгу согласия, впервые изданную в Дрездене в 1580 году. Кроме Аугсбургского исповедания и Формулы согласия, в неё вошли Апостольский, Никейский (с Filioque ) и Афанасиев символы веры, Апология Аугсбургского исповедания, Шмалькальденские артикулы (с приложенным трактатом " О власти и первенстве папы " ), " Большой катехизис " и " Малый катехизис " Лютера. Книга согласия остаётся официальным вероучительным стандартом большинства лютеранских церквей. На протяжении XVII века на основе аристотелианской философии, догматики Книги согласия и не противоречащих лютеранству святоотеческих и католических учений сформировалась " лютеранская ортодоксия " , или " лютеранская схоластика " .

http://drevo-info.ru/articles/13679446.h...

Понятно, как неловко среди подобных явлений должна была чувствовать себя королевская власть. С одной стороны королю хотелось быть покровителем новому духу времени, с другой стороны пред его глазами происходили события, парализующие возникновение всякой живой мысли во Франции, события, ясно показывающие, что представители религиозной мысли Франции стремятся к невозмутимому и безусловному status quo. Филиппу I хотелось пройти сначала как бы средним путём между новым движением и старым направлением. По его инициативе Меланхтон посылает во Францию в 1534 голу собрание главных религиозных спорных пунктов между реформаторами и католическою церковью, посылает в надежде возможности примирения религиозной мысли Франции с реформаторскими началами 212 . Король посылает Меланхтону письмо, в котором просит его явиться в Париж, чтобы вместе с французскими богословами обсудить спорные пункты и изыскать средства к примирению партий 213 . Но когда королевский духовник Вильгельм Баллэй известил членов Сорбонны, что ему поручено избрать некоторых из них для диспута с Меланхтоном и другими ожидаемыми с ним богословами, Сорбонна посылает к королю депутацию, которая должна была доказать главе государства, что устный спор с еретиками совершенно бесполезен и в высшей степени опасен, что немецкие реформаторы могут письменно изложить свои сомнения и свои основные положения и что Сорбонна письменно же даст им надлежащий ответ. Спустя несколько недель Баллэй передал Сорбонне двенадцать положений, требуя от имени короля ответа на них; в этих членах заключались мнения протестантских богословов о способе соединения с римскою церковью. Члены Сорбонны не хотели однакож иметь никаких сношений с протестантами по отношению к вопросу о их соединении с Римом, послали к королю письмо, в котором предостерегали его от протестантского духа и отвергли предложенные чрез Баллэя положения. Король однакоже не переставал сочувственно относиться к протестантским принципам. Его духовник, присутствуя на шмалькальденском собрании, произнёс ряд речей, в которых выставлял своего государя либеральнейшим, сочувствующим всякой живой мысли, искренно желавшим обновления французской церкви, таким, который сам сознаёт, что главенство папы зиждется на праве человеческом, но не божественном 214 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Включенные в Книгу Согласия лютеранские документы были созданы с 1529 по 1580 г. Аугсбургское исповедание (Confessio Augustana;=Conf. Aug.) написано Меланхтоном и состоит из 28 статей; 25 июня 1530 г. оно было публично оглашено поддерживавшими Л. князьями на Аугсбургском рейхстаге в присутствии имп. Карла V. Апология Аугсбургского исповедания (лат. Apologia Confessionis Augustanae; нем. Die Apologie der Confessio Augustana;=Apol. Conf. Aug.) составлена Меланхтоном как ответ на «Опровержение Аугсбургского исповедания» (Confutatio Confessionis Augustanae; крит. издание: Die Confutatio der Confessio Augustana vom 3. August 1530/Hrsg. H. Immenkötter. Münster, 1979), над которым по поручению имп. Карла V в июле 1530 г. работала группа католических теологов под рук. Экка. Меланхтон не имел доступа к оригинальному лат. тексту «Опровержения...», поэтому первоначально при составлении ответа опирался на не всегда точные записи присутствовавших на рейхстаге сторонников Л., а после получения оригинала «Опровержения...» в окт. 1530 г. радикально переработал ранее уже завершенный немецкий текст Апологии (мат-лы см.: BSELK. Abt. 2. Bd. 1. S. 219-798). Существуют 2 версии лат. текста Апологии: по 1-му полному изданию, вышедшему в мае 1531 г. (Quarttext), и по 2-му изданию, в текст к-рого Меланхтон внес ряд существенных изменений (Oktavtext). В 1-м издании Книги Согласия был напечатан Oktavtext (в нем. переводе, выполненном Йонасом), который сам Меланхтон считал окончательным, однако после 1584 г. в составе Книги Согласия обычно публиковался Quarttext. Совр. издатели Книги Согласия отдают предпочтение Oktavtext, считая, что по формальным и содержательным основаниям эта версия должна быть признана наиболее авторитетной (см.: Ibid. Abt. 1. S. 232-234; подробный анализ истории создания Апологии см.: Peters. 1997). Шмалькальденские артикулы (лат. Articuli Smalcaldici; нем. Die Schmalkaldischen Artikel;=Art. Smalc.) были составлены в кон. 1536 - нач. 1537 г. по просьбе курфюрста Саксонского Иоганна Фридриха.

http://pravenc.ru/text/2561094.html

Монархини – величия рабыни, Влеченью сердца следовать не могут, 164 говорит ее устами Шиллер и почти вся внешняя политика Елизаветы была непрерывным противоречием влечениям ее сердца, которые она волей-неволей принуждена была скрывать и подавлять. Главной причиной политических успехов Елизаветы было то, что она поставила себя главой и опорой всех протестантов Европы в их борьбе с католическим миром, напрягавшим все силы, чтобы подавить их и стереть с лица земли. Она с успехом парализовала угрожавшее и ей самой и политическому равновесию Европы чрезмерное усиление католических держав и помогла протестантизму, как в Англии, так и в Европе, отстоять себе право на существование. Такая политика была для Елизаветы вполне естественной, но она далеко не соответствовала влечениям ее сердца, а потому стоила ей непрерывной, тяжелой внутренней борьбы. Вторая половина шестнадцатого века, т.е. эпоха царствования Елизаветы, была во всех пределах западной Европы временем упорной религиозной борьбы, – временем так называемой контрреформации или возрождения католичества, когда протестантизм повсюду должен был употреблять отчаянные усилия, чтобы отстоять свое существование против направленной на него грозной силы всего католического мира. Не было такой страны, где эта борьба не обнаруживалась бы в большей или меньшей степени, в более или менее резких формах. В Германии Аугсбургский мир 1555 года, завершивший Шмалькальденскую войну, был только перемирием; но не успокоил страну и не обеспечил ей прочного порядка в будущем. Религиозные партии по-прежнему враждебно стояли одна против другой. Успешная деятельность иезуитов, особенно в долговременное царствование императора Рудольфа II, все более и более усиливала ненависть между католиками и протестантами. Враждующие стороны ясно сознавали неизбежность нового кровавого столкновения, а потому усердно старались увеличить свои силы и придать им надлежащую организацию. Результатом такого старания были протестантская уния и католическая лига, ожидавшие только повода, чтобы вступить в ожесточенную борьбу, которая вскоре и разразилась, как известно, в так называемой тридцатилетней войне.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

И в это время к курфюрсту Саксонскому прибыл гонец с сообщением, что в его земли вторгся герцог Мориц. Иоганн-Фридрих, а вслед за ним и Филипп Гессенский дружно решили, что игра зашла слишком далеко, а жертвовать собственными землями никак не входило в их планы. Подоспевшая имперская армия под командованием Карла V отбила Ульм, Аугсбург, Франкфурт, Гейльбронн. Герцог Вюртембергский разом утратил воинственный дух и вышел из союза, уведя с собой и войско. Карл V овладел Южной Германией, и армия протестантов откатилась к северу, где соединилась с войском Филиппа Гессенского. Император, изрядно постаревший за 30 лет непрерывных войн, передал командование герцогу Альбе, успевшему прославиться в Фонтарабии и Тунисе. Альба повел дело весьма умело и сумел соединиться с полками Морица Саксонского, взявшими к этому времени Галле. Шмалькальденцев вытеснили в долину Эльбы, к югу от Торгау. Решающее сражение разыгралось 24 апреля 1547 года близ Мюльберга, на границе обеих Саксоний. Шмалькальденское войско было разбито наголову и в панике бежало. Филипп Гессенский сложил оружие, Иоганна-Фридриха взяли в плен. Мориц получил обещанное – титул курфюрста и земли побежденного врага. Амсдорфа из Наумбурга изгнали, и сюда вернулся епископ Иоганн фон Пфлюг. Генриха Брауншвейгского освободили из заточения и вернули ему все владения. Уже на следующий после битвы день жители Виттенбер-га, этой цитадели Реформации, с горечью наблюдали за вступлением в их город императора-католика. «Сир, – обратился к нему герцог Альба, – я полагаю, что теперь нам должно извлечь из земли прах ересиарха и предать его огню». «Я воюю с живыми, – отвечал ему Карл, – но не тревожу покоя мертвых». 7. Раскол христианства Параллельно с Германией распространение протестантизма шло и в Северной и Центральной Европе. Одним из первых активный интерес к учению Лютера проявил князь-епископ Бреслау Иоганн V. В 1523 году герцог Лигница Фридрих II, силезский вассал короля Чехии, призвал к себе лютеран, способствуя проникновению Реформации на территорию Силезии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/lyut...

Коп бежал в Базель, а Кальвин предпочел кочевать из города в город, объехав таким образом Страсбург, Базель, Феррару и Лион. Наконец он прибыл в Женеву, где провел два года, затем еще на три года был выслан, но с 1541 года окончательно обосновался в этом городе и занялся организацией местной Церкви, которая стала известна не только во всей Швейцарии, но и во Франции, Нидерландах, Шотландии и Венгрии. Вопреки надеждам, которые в Виттенберге возлагали на Франциска I, он так и не влился в ряды Реформации. Его альянс с немецкими князьями носил чисто политический, но ни в коем случае не религиозный характер, и воевал он с Карлом V, а отнюдь не с католической Церковью. Демонстрируя политическим руководителям шмалькальденской группировки самое дружеское расположение (то же самое он, впрочем, делал и по отношению к Сулейману – еще одному союзнику Франции по борьбе с императором), он пылал ярой ненавистью к любым проявлениям ереси, ощущая за спиной поддержку всей религиозной и интеллектуальной верхушки французского общества. Согласно королевским ордонансам от 1540 и 1542 годов, бальи 27 и прокуроры на всей территории страны получили право привлекать к королевскому суду лиц, заподозренных в отходе от истинного учения. В 1545 году члены секты водуан из Дофине и Прованса, примкнувшие к Реформации и увлекавшиеся иконоборчеством, допустили ряд явных перегибов. Король обрушил на них мощь армии, предавшей их земли мечу и огню. За несколько недель солдаты награбили и разрушили больше, чем еретики за 10 лет. Несколько месяцев спустя после смерти Лютера в городе Mo отправили на костер 14 протестантов, обвинив их в извращении таинства причащения. Со смертью Франциска I, последовавшей 31 марта 1547 года, репрессии не кончились. Его сын Генрих II продолжил их с еще большей энергией. Скандальная связь короля с Дианой де Пуатье, известная всей Франции, заставила советника Анна дю Бура взять на заседании парламента слово и во всеуслышание сказать то, о чем остальные только шептались: «Справедливо ли осуждать людей, которые идут на костер с именем Иисуса Христа на устах? Справедливо ли карать их, как не карают даже прелюбодеев?» Смелость дорого обошлась дю Буру – он и сам отправился вслед за теми, чью жизнь пытался защитить.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/lyut...

В 1536 г. Лютером были написаны так называемые " Шмалькальденские артикулы " или пункты. Кратко повторяя содержание двух первых книг, это небольшое сочинение дополняет его учением о троичности Божественных Лиц и о Лице Иисуса Христа. Не меньшее значение в лютеранском мире имеют Большой и Малый катехизисы Лютера, составленные им в 1529 г. Они написаны в виде руководства в делах веры и посвящены истолкованию Символа веры, молитвы и заповедей Господней и других общих истин веры. Большой катехизис предназначался для учителей и проповедников, а Малый, будучи сокращенным вариантом Большого, — для всех верующих и для изучения в школах. Завершает ряд символических книг лютеранства " Формула согласия, " принятая в 1580 г. Она была составлена группой богословов уже после смерти Лютера и посвящена рассмотрению основных положений лютеранства сравнительно с учением реформатов, а также разрешению противоречий, возникших в среде самого лютеранства. Из семи таинств, признаваемых как в Православии так и в католичестве, лютеранство сохранило практически только два: крещение и Евхаристию. Черты таинства сохраняет также покаяние, остальные признаны обрядами. Только крещение и Евхаристия имеют неоспоримое Божественное происхождение, ибо основаны на ясных свидетельствах Свщ. Писания. По мысли Лютера и его сподвижников, только эти таинства имеют прообразы в Ветхом Завете — обрезание и пасхальный агнец, все остальные являются церковными установлениями, не имеют прямого обоснования в Писании и прямо не служат утверждению спасающей веры. Лютеранское вероучение воспринимает таинство не как способ действия благодати в мире, а как знак общения человека со Христом, как " напоминание о нашем благодатном состоянии, " по словам Меланхтона. Это — символы нашего союза с Богом, подобные радуге после потопа. По определению " Аугсбургского Исповедания, " таинства должны быть " знаками и средствами Божественной воли о христианах, назначенными для возбуждения и укрепления веры в тех, кто пользуется ими. " Вся сила этих священнодействий в напоминании о спасении нашем во Христе, которое совершено однажды и навсегда, поэтому требовать и стремиться к особому благодатному воздействию, сверх того, что уже даровано нам оправдывающей верой — значит унижать искупление Христово.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

– Раньше мы видели, что лютеранство, настойчиво требующее буквального понимания евхаристических слов Иисуса Христа, делает это совершенно напрасно, потому что такое понимание не согласуется с его учением о евхаристии; теперь же мы видим, что и связанная с своеобразным пониманием слов установления евхаристии главная лютеранская мысль учения о сем таинстве, – мысль о реальном присутствии в евхаристии тела Христа Спасителя, при отрицании евхаристической жертвы является опять совершенно бесцельною и излишнею. А между тем из этих пунктов, т. е. из изъяснения евхаристических слов Иисуса Христа, связанного с ним признания присутствия тела Христова в евхаристии и отрицания евхаристической жертвы, и состоит все лютеранское учение о евхаристии. Лютеранское учение о евхаристии представляет нам пример раскрытия догмата без руководства преданием и святоотеческими мнениями, а потому исполненного заблуждений и противоречий. 1 Символами называются религиозно-догматические формулы, в которых какое-либо церковное общество выражает свое верование; символические книги – это те письменные документы, на основании которых оно отличает себя от всех других церковных обществ. Значение символов у лютеран имеют: 1) «Аугсбургское исповедание» (Confessio augustana, составлено в 1530 г.), 2) «Апология аугсбургского исповедания» (Apologia confessions augustanae – 1530 г.), 3) «Шмалькальденские члены» (Articuli smalcaldici –1530 г.), 4) «Малый и Большой катихизисы» Лютера (Lutheri Minor et Major catechismi –1529 г.) и 5) «Формула согласия» (Formula concordiae –1580 г.). Лютеранские символы изданы первый раз в одном сборнике в 1580 году. Из новейших изданий этих сборников известны: Вебера, Газе и Титтмана. В своем сочинении мы пользовались изданием последнего (1817 г.). 2 Чит. Н. Нерре, Die confessionelle Entwicklung der altprotestanthischen Kirche Deutschland, 1854, стр. 6–48. 11 См. Confessio augustana, pars I, articulus XIII, 13; pars II, artic. III, 24; Apologia confessionis, pars I, artic. XII, 252, 253 и многие другие места. 26 ...panem et vinum in sacra coena substantiam atque naturalem suam essentiam amittere et ita annihilari. 39 Confessio, р I, art. X, 12. Это выражение Меланхтона проникло в «Формулу согласия», и здесь ясно подтверждается указанный смысл его. Здесь осуждаются те, которые «слова установления вечери Господней» (очевидно – не установления хлеба и вина, а таинства евхаристии) понимают образно, фигурально (Form. conc. II, art. VII, 727). И в другом месте «Формула согласия» говорит о необходимости буквально понимать повеление Иисуса Христа о вкушении тела, предложенного Им «во время трапезы на вечери», т. е. во время вкушения хлеба и вина в первой евхаристии (Ibid., 739). 42 В которой « Аугсбургское исповедание» было прочитано на сейме 1530 г. 25 Июня, в г. Аугсбурге.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/simv...

176 ... externa visibilia elementa, panis et vini in Sacramento adoranda esse. – Ibid., p. I, a. VII, 604. 177 ... Quod autem Christas ipse, rerus Deus et homo, in spiritu et in veritate adorari debeat... id nemo, nisi Arianus haereticus, negaverit. – Ibid., p. II, a. VII, 760. 178 ... nequaquam cum pane et vino.., neque in pane et vino.., neque per panem et vinum.., neque coram pane et vino... 185 ... praedicatio Evangelii.., fides.., invocatio..,  gratiarum actio.., confessia..,  afflictiones.., sanctorum.., omnia bona opera sanctorum. 190 ... requirit enirn cultus cordis, per quos vere fit magnum nomen Domini. – Apologia, a. XII. 258–259. 203 Nullum igitur reliquum est in novo testamento sacrificium applicandum pro peccatis aliorum, praeter unum Christi sacrificium in cruce. – Ibid., 264. 216 ... neque tamen alia ratione, quam per verbum ad nos pervenire aut perverri potest.– Ibid, 557. 224 ... ut fides accedat, quae credat promissionibus, quae per sacramenta exhibentur et ostenduntur. – Confessio, а. XIII, 13. 262 Кроме членов об искуплении (из «Шмалькальденских»), направленных против римско-католического учения о евхаристической жертве. 264 Мы не будем останавливаться на рассуждениях по поводу отсутствия этой связки в арамейском языке, на котором шла беседа при установлении евхаристии и на котором Иисус Христос произнес слова установления евхаристии. На этом языке простое соединение подлежащего со сказуемым уже выражает полную логическую связь их. Кроме того, мы имеем дело с греческим текстом, на котором евангелисты, передавая в точности мысль Иисуса Христа, употребили для выражения её связку στ. 266 Мы находим и в других местах евангелия указание на то, что благословение Иисуса Христа не остается без особых чудесных последствий; напр., говоря о чудесном насыщении 5000 человек, евангелисты замечают, что Христос Спаситель, прием пять хлеб и обе рыбе, воззрев на небо, благослови ( Мф. 14, 19 ; Мр. 6, 41 ), и следствием этого благословения было то, что этим чудесным хлебом насытилось пять тысяч человек, и еще оказалось двенадцать коробов остатков. То же см. и у Мр. 8, 6–7 и друг.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/simv...

функцию защиты истинного вероучения и церковного порядка, однако утверждал, что в таких Соборах могут принимать участие только истинные христиане, тем самым отвергая возможность участия протестантов и католиков в общем Соборе (см.: Brecht. 1993. Vol. 3. P. 193-198). Вслед. настороженного отношения к большинству инициатив, связанных с примирением и объединением между католиками и протестантами, Л. со временем все более устранялся от участия в них, предоставляя вести соответствующие дискуссии и переговоры другим лютеранским теологам, гл. обр. Меланхтону, однако он выражал свою позицию в переписке с протестантскими князьями и единомышленниками. Красноречивым свидетельством того, что богословские взгляды Л. не претерпели к.-л. существенных изменений с момента его разрыва с католич. Церковью, а также того, что он не был готов идти на сколь-либо существенные уступки католикам, являются Шмалькальденские артикулы . Составленные в 1536 г. по просьбе курфюрста Саксонского Иоганна Фридриха для представления на планировавшемся церковном Соборе, артикулы должны были выразить, какие вероучительные положения лютеране считают принципиальными и неизменными, а в чем готовы искать компромисс с католиками; однако даже ту часть, в к-рой излагались предполагаемые уступки, Л. превратил в критику католич. мнений, традиций и обрядов (см.: Ibid. P. 178-185). В 40-х гг. XVI в. здоровье Л., и ранее неоднократно подолгу болевшего, значительно ухудшилось; письма Л. этого времени содержат бесконечный поток жалоб на одолевавшие его недуги и рассуждения о приближающейся смерти. Однако периоды усталости и подавленности сменялись периодами активности, в к-рые Л. вновь возвращался к лит. и проповеднической деятельности. Серьезно относясь к взятым на себя обязанностям идейного руководителя герм. протестантизма, Л. не позволял болезням отвлекать его от тех церковных трудов, к-рые он считал своим высшим христ. долгом. Высокий авторитет, к-рым Л. пользовался в лютеран. кругах, служил причиной того, что к нему нередко обращались не только по церковным вопросам, но и для разрешения мирских споров.

http://pravenc.ru/text/2561088.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010