Истинный смысл его первоначальных заискиваний пред князьями Германии разъяснился очень скоро. В ответе послов короля английского, сделанном курфюрсту Саксонскому и ландгр. Гессенскому на известные предложения князей Шмалькальденского союза, между прочим, заявлялось, что Генрих вовсе не имеет особенной надобности в союзе с протестантами Германии, так как в настоящее время нет оснований бояться враждебных действий со стороны папы и императора 379 . Такое заявление равнялось, очевидно, откровенному признанию в том, что союз с германскими князьями желателен был для Генриха вовсе не в религиозных интересах, а по соображениям политическим, и что теперь, когда опасность миновала, нет никакой особенной надобности и в этом союзе. Итак, в эпоху разрыва Англии с Римом, ни вся нация вообще, ни король, ни конвокация, ни парламент в частности, не обнаруживали стремления к реформе в области вероучения и обрядов, а потому, если оказалась потребность в точном определении исповедания английской церкви и если такие исповедания действительно были составляема, мы не имеем оснований ожидать в них каких либо больших уклонений от установленной догматики католицизма. Такое предположение найдёт себе достаточное подтверждение при рассмотрении самых памятников вероучения английской церкви за этот период времени. Список ложных мнений, представленный нижнею палатою конвокации, собравшейся в июне 1536 года, послужил поводом к ожесточённым прениям между епископами и привёл в конце концов к выработке и утверждению первого памятника вероучения английской церкви в форме так называемых десяти членов веры. Епископы, заседавшие в верхней палате конвокация, не были, как оказалось, единодушны в своих религиозных воззрениях; они разделились на две партии, из коих одна была строго консервативна, а другая держала сторону реформы. К первой партии принадлежали: Ли, архиепископ Йоркский, Стоксли, еп. Лондонский, Тунсталь, еп. Дургэмский, Гардинер, еп. Уинчестерский, Лонгланд, еп. Линкольский, Ширмэн, еп. Чичестерский, Никс, еп.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

1952. S. 90-93). Воодушевленный успехами Й., Лютер 4 авг. 1545 г. посетил Галле и произнес перед горожанами проповедь, в которой отмечал заслуги Й. в деле реформирования Церкви ( Delius. 1952. S. 101). Лютер еще 2 раза встречался с Й. в Галле осенью и зимой 1545 г. по пути в Мансфельд; в нач. 1546 г. Й. сопровождал его в Айслебен, где Лютер скончался 18 февр. 1546 г. (см.: Lehmann. 1963. P. 149-152). Й. был рядом с Лютером в последние часы его жизни; в соавторстве с 2 др. проповедниками Й. составил и издал отчет о смерти Лютера: «О христианском отшествии из сей смертной жизни досточтимого господина доктора Мартина Лютера» (Vom Christlichen abschied aus diesem tödlichen leben des Ehrwirdigen Herrn D. Martini Lutheri. Wittemberg, 1546; ср.: Mager. 2009). Й. сопровождал гроб с телом Лютера из Айслебена в Виттенберг; в течение одного дня гроб находился в Галле, где Й. произнес надгробную проповедь ( Delius. 1952. S. 102). Смерть Лютера сильно опечалила Й.; в письме Меланхтону он признавался: «Днем и ночью я горько скорблю о человеке Божием, о верном друге и любящем отце» (CR. Vol. 6. Col. 86). Положение дел в Галле радикально изменилось в ходе Шмалькальденской войны (1546-1547), начало к-рой Й. воспринял с энтузиазмом: протестант. князья, входившие в Шмалькальденский союз , обладали серьезным военным потенциалом и Й. рассчитывал, что им удастся одержать победу над папскими и имп. войсками ( Lehmann. 1963. P. 160). Однако уже к осени 1546 г. стало очевидно, что католич. войска ведут войну с большим успехом; обеспокоенный этим, Й. в Галле включил в церковную службу специальное прошение о даровании протестант. князьям победы над «римским антихристом» (т. е. папой) и «испанским Диоклетианом Карлом V» (JJBW. Bd. 2. S. 210). 22 нояб. 1546 г. Галле был без боя взят католич. войсками курфюрста Морица Саксонского (1521-1553); хотя городской совет ходатайствовал о том, чтобы Й. было позволено остаться в городе, он под воинским конвоем был выдворен из Галле. После того как протестант.

http://pravenc.ru/text/1238025.html

Болонский мир (1530) между Карлом V и папой Климентом VII и последовавшая за ним имп. коронация Карла не привели к примирению сторон. Император требовал созыва Собора для проведения церковной реформы, полагая, что решить проблему религ. раскола в Германии император может только вместе с Римским папой, сохранив при этом руководящую роль за собой. По его указанию при подготовке Аугсбургского рейхстага (1530) теологи с обеих сторон сформулировали основные положения лютеран. и католич. вероучений (соответственно Аугсбургское исповедание и «Конфутация» (см. ст. Аугсбургского исповедания апология )). Лютеране отвергли требование подчиниться папе до решений буд. Собора и заключили Шмалькальденский союз германских протестантов (1531). В 1532 г. на ведение войны против турок потребовались деньги и войска, поэтому император снова пошел на уступки протестантам и временно разрешил следовать Аугсбургскому исповеданию, к-рое, однако, распространялось только на лютеран. Г. воспринимали улаживание религ. разногласий в первую очередь как способ решения политических проблем. В инструкциях брату Фердинанду от 1536 г. Карл V отмечал, что углубление религ. раскола создает серьезную угрозу политическому положению императора в Германии. В письме от 1538 г. к младшей сестре Маргарите, наместнице Нидерландов, он подчеркивал необходимость идти на компромисс в религ. вопросе, чтобы предотвратить окончательный раскол Германии, где уже началась секуляризация церковных княжеств, возникла опасность отпадения от католич. веры даже Кёльнского архиеп-ства. Переход в лютеранство одного из 3 церковных курфюрстов изменил бы расстановку сил в коллегии, избиравшей императора, в пользу протестантов (к этому времени уже 3 светских курфюрста - Саксонский, Бранденбургский и Пфальцский - перешли в лютеранство). В 1541 г. султан Сулейман I захватил столицу Венгерского королевства Буду, что на короткое время объединило Г. с нем. протестант. князьями, обещавшими поддержать поход против турок и освободить Буду. На Регенсбургском рейхстаге (1541) император вновь вынужден был пойти на уступки лютеранам, к-рым он обещал прекратить судебные преследования и разрешил владеть церковным имуществом. Собор, созванный в 1545 г. в Тренто (см. Тридентский Собор ), на территории, подвластной Г., не решил вопроса о примирении католиков и протестантов. Стараясь избавиться от давления со стороны императора, папа в 1547 г. временно перенес Собор в Болонью. Отсутствие единства с Папским престолом делало положение императора в Германии еще более неустойчивым. Поэтому даже после победы над протестантами в Шмалькальденской войне (1546-1548) в религ. вопросе он снова вынужден был пойти на компромисс. Окончательное поражение императора в религ. вопросе зафиксировал Аугсбургский религиозный мир (1555).

http://pravenc.ru/text/161215.html

1462 . Вступление на престол первого единодержавного в России государя Uoahha III , собирателя земли Русской. 1471 . Смерть Фомы Кемпийского. 1472 . Брак Uoahha III с Софией Палеолог. 1472 . Рождение Коперника. 1478 . Покорение Новгорода и присоединение его к Московскому государству. 1480 . Свержение татарского ига. 1483 . Учреждение инквизиции в Испании. 1485 . Присоединение Твери к Московскому государству. 1487 . Покорение Казани. 1489 . Покорение Вятки. 1491 . Первая печатная книга на церковнославянском языке (в Кракове). Первое открытие серебряных и медных руд в России (в окрестностях Печоры). 1492 . Открытие Америки. 1497 . Издание «Судебника» Uoahha III . Васко да Гама объехал мыс Доброй Надежды. 1498 . Открытие морского пути в Индию. 1505 . Начало торга неграми. 1506 . Смерть Колумба. 1509 . Основание г. Тулы. 1510 . Падение Пскова и присоединение его к Московскому государству. 1514 . Воссоединение Смоленска с Московским государством. 1517 . Начало реформации. Прения Лютера о незаконности продажи папских индульгенций. 1520 . Покорение Египта турками. Стокгольмская кровавая баня. Смерть Рафаэля. 1521 . Присоединение Рязани и северных земель к Москве. Вормский сейм. 1522 . † Иоанн Рейхлин. 1526 . Священная лига (против Карла V). 1429 . Смерть Макиавелли. 1530 . Аугсбургское исповедание. 1531 . Его апология. Шмалькальденский союз протестантов. 1532 . Реформация английской церкви. 1533 . Кальвин полагает основание обществу реформатов в Швейцарии. 1536 . † Эразм Роттердамский. 1540 . Основание ордена иезуитов Игнатием Лойолою. 1546 . Смерть Лютера. 1547 . Принятие вел. князем Иоанном IV Васильевичем Грозным царского титула. 1549 . Открытие Японии португальцами. 1550 . Второе издание „Судебника“. 1551 . Галликанское исповедание. 1555 . Присоединение Казанского царства. Первая типография в Москве. 1556 . Аугсбургский мир. 1556 . Окончательное покорение Астраханского царства. 1560 . Смерть Густава Вазы. 1561 . Падение ливонского ордена. 1562 . Гейдельбергский катехизис.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Еще через месяц на них свалилось новое несчастье – в одночасье умер престарелый герцог Георг Саксонский. Трон унаследовал его брат Генрих, который со времени женитьбы на Катарине Мекленбургской был ярым сторонником Лютера. У герцога имелось два сына. Старший, Иоганн, ревностный католик, умер двумя годами раньше, не оставив потомства; младший, Фридрих, был идиотом. К 1538 году перед Георгом со всей остротой встала дилемма: кому оставить герцогство? Слабоумному или лютеранину? Он склонялся в пользу первого варианта и даже учредил регентский совет, который правил бы государством от имени недееспособного герцога. В это же время он крупно поссорился с братом, успевшим в качестве наследника герцогства вступить в Шмалькальденский союз. Получалось, что Георг гнал со своих земель проповедников новой веры, а Генрих привечал их и укрывал в своей резиденции во Фрайберге. К 1538 году вражда между братьями достигла крайней точки. Католическая партия следила за развитием событий, затаив дыхание. У герцога оставалась последняя надежда – сын Фридрих, и он, как за соломинку, ухватился за обещание шарлатанов вернуть несчастному рассудок. В результате их «лечения» Фридрих скончался. Убитый горем отец пережил сына всего на несколько месяцев. Прах его едва успел остыть, когда Генрих, опасавшийся подвоха со стороны католиков, служивших при дворе покойного, прибыл со свитой в Дрезден и публично провозгласил себя герцогом Саксонским. На следующий день – он пришелся на Троицу – состоялось торжественное богослужение по новому обряду. Это было 25 мая 1539 года. Лютер и не думал скрывать радости, которую доставила ему весть о кончине главного защитника католичества: «Герцог Георг, этот нечестивец, умер. Господь славно потрудился во имя мира». «Герцог Георг согрешил против Святого Духа. Это был жестокий тиран. Он проклинал Бога, а потому должен быть проклят сам. Если он не раскаялся и если Евангелие говорит истину, то сейчас он в аду». Впрочем, к концу года настала очередь горевать и протестантам, хотя и совсем по другому поводу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/lyut...

Несмотря на это, Римско-католическая Церковь в Германии неудержимо шла к упадку. Все новые и новые правители, светские и духовные, вступали на путь реформы. Протестантизм все более и более упрочивал свои позиции. С одной стороны, права, данные Нюрнбергским миром, продолжали действовать, с другой — Шмалькальденский союз превратился в могущественную протестантскую организацию. В первой половине сороковых годов протестанты постоянно шли от победы к победе. Они даже нашли возможным в 1542 г. выгнать из страны старого противника протестантизма Генриха Брауншвейгского и распространить свое влияние на города Гослар и Брауншвейг. Император Карл V из-за своего тяжелого политического положения вынужден был считаться с таким победоносным распространением протестантизма в его империи. Он придерживался внутри империи миролюбивой политики, а на сейме в Шпейере в 1544 г. предоставил протестантам такие широкие гарантии, что вызвал даже резкое осуждение своей уступчивости папой Павлом III. Однако именно с этого года император начинает готовиться к решительной войне с протестантизмом. В это время он победоносно закончил четвертую войну с Францией, заключил с ней умеренный мир, но поставил непременным его условием совместную борьбу с вероотступниками. Таким образом, успокаивая в Германии подозрения протестантов обещанием общих реформ если не на Соборе, то непременно на национальном сейме, за что протестанты помогли ему против Франции, он во Франции обеспечил себе союзника против немецких еретиков. Уже в 1544 г. война с Шмалькальденским союзом была для императора вопросом решенным, и только начало ее было вопросом времени. 1545 г. прошел в бесплодных попытках прийти к полюбовному примирению. Несогласия обеих сторон усилились, однако не до того, что война стала неизбежной. Кроме многих опасных признаков и тревожных случаев, знаменательно было и то, что на новом сейме в Вормсе в мае 1545 г. больше не было и речи об исполнении шпейерских обещаний. Между тем 18 февраля 1546 г. умер Лютер. 20 июля 1546 г. в виде объявления войны император Карл V послал в Германию декрет, которым объявлялась опала немецким протестантским князьям. Одновременно из Италии и Нидерландов двинулись войска императора. Весной 1547 г. император одержал полную победу над Шмалькальденским союзом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Здесь не был популярным итальянский язык, на котором он только и мог произносить свои проповеди, и ему оставалось поучать лишь малочисленную итальянскую общину, да притом же и община эта, состоявшая по большей части из лиц, бежавших из Италии от преследований за свои религиозные убеждения, не очень интересовалась ораторским талантом проповедника. Вследствие этого Окино оставляет Женеву и под предлогом издания некоторых своих произведений отправляется в Базель 389 . Пребывание в Базеле было важно для Окино в том отношении, что он познакомился там с Себастьяном Кастелльоном, который переводил его произведения с итальянского на латинский язык и с которым поэтому у него установилась тесная дружба 390 . Осенью 1545 года мы встречаем его в Аугсбурге, где, при постоянных сношениях с Венецией, было много итальянцев и где поэтому Совет города предложил Окино место проповедника с ежегодным вознаграждением в двести гульденов 391 . Судьба снова как бы улыбнулась проповеднику: простые, ясные и живые проповеди его, темою для которых служило послание апостола Павла к Галатам и в которых часто он полемизировал с римскою церковью, привлекали к себе много слушателей 392 . Однакож Окино привелось проповедовать в Аугсбурге не много более года. Император Карл V, удачно расстроивши Шмалькальденский союз, вступил со своею армией в Аугсбург и потребовал у города выдачи проповедника Бернарда Окино. Тяжкая участь, по всей вероятности, предстояла последнему, если бы требование императора было уважено, но сенат аугсбургский дозволил Окино тайно бежать из города и тем спас его от угрожающей опасности 393 . Из Аугсбурга, чрез Констанц и Базель, Окино поспешил в Страсбург, где в то время находился его прежний задушевный друг Петр Мартир 394 . Отсюда в конце 1547 года два друга отправляются в Англию по приглашению архиепископа Кранмера 395 . Тогда как Петр Мартир состоял профессором Оксфордского университета, Окино оставался в качестве итальянского проповедника во вновь организованной известным Ласким церкви иностранцев в Лондоне 396 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Этим косвенно признавалась законность реформации. Основываясь на этом, князья и вольные города начали в своих владениях устраивать церковные дела на началах лютеранства. Прежде всего, оно было введено в Саксонии, а потом и в других местах. Меланхтон организовал, при помощи инспекторов, надзор за лютеранскими общинами, а Лютер издал для народа большой и малый катехизис. В Германии резко обозначились две партии — католическая и протестантская. Император Карл V, по политическим соображениям, не желая религиозного разделения, принадлежал к католической партии. Он признавал необходимость улучшений в церкви, почему по временам царило примирительное настроение. Временами же мир нарушался насильственными действиями. Все же взрыв был неизбежен. На сейме в Шпейре в 1529 г. католическая партия составляла большинство. Ею было проведено предложение императора о выполнении постановления вормского сейма об изгнании Лютера и об отмене шпейрского сейма в пользу реформации. Приверженцы реформации подали протест против этого решения, в котором провозглашалось, что в делах религии решение должно принадлежать совести каждого, а не большинству голосов. С этого времени реформаторскую партию стали называть протестантской . В 1530 г. на сейме в Аугсбурге, с согласия императора, который на нем присутствовал, протестантские князья представили свое исповедание веры, составленное Меланхтоном. Оно потом стало известно, как аугсбургское исповедание. На это исповедание католические богословы представили свое опровержение. Император с ними согласился, и сейм снова подтвердил вормское постановление, а протестантам было запрещено распространять свое учение, ввиду ожидавшегося собора. Но, вследствие нежелания папы Климента VII (1523-34), собор не был созван. Протестанты же заключили в Шмалькальдене в 1531 г. новый союз для защиты реформации силой оружия. Император, не подготовленный к войне, вынужден был заключить с протестантами мир в Нюрнберге (1532 г.). Обе партии обязывались до собора или сейма не притеснять друг друга в делах веры. Это так называемый первый религиозный мир. Но положение оставалось напряженным. Старания императора при помощи совещаний привести к миру не имели успеха, так же, как и Тридентский собор 1545 г. Лютеранство все более распространялось. Император опасался силы протестантских князей. Карл V решил перейти в наступление, и в так называемой шмалькальденской войне нанес им жестокое поражение. Лютер не дожил до междоусобной войны, скончавшись в 1546 г., за год до победы католиков.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2189...

Тезисы Лютера, прибитые к дверям Виттенбергского храма, достигли своей цели. Сторонников оказалось достаточно, чтобы расколоть Европу на две части католическую и протестантскую. Лютер признавал лишь авторитет Священного Писания и во многом был согласен с Виклифом и Гусом. Булла папы Льва X 1520 г. требовала от Лютера отречения от заблуждений. Лютер публично ее сжег и открыто выступил против Римско-католической Церкви. Ставилась цель уничтожить в Германии власть папы, передав ее немецкому архиепископу, секуляризовать (передать государству) церковные владения, распустить монашеские ордены, разрешить духовенству вступление в брак, отменить инквизицию. Лютеранство обретает необычайную популярность. Император Карл V пытался воздействовать на Лютера, но Лютер ответил: «Если только меня не убедят в заблуждении на основания Писания или доводами разума, я не могу и не желаю от чего-либо отказаться. Да поможет мне Бог. Аминь». Тогда император объявил Лютера вне закона. Лютеранское движение интересовало различные социальные слои Германии. Князья радовались секуляризации церковных владений. Крестьяне надеялись освободиться от крепостной зависимости. Всем была по душе отмена папских поборов. Однако некоторые последователи, такие как анабаптисты (перекрещенцы), под началом ремесленника Николая Шторха и священника Томаса Мюнцера, пошли дальше Лютера. Развивая учение Лютера, анабаптисты отвергали крещение младенцев как неспособных верить. Поэтому они требовали повторного крещения крещенных в младенчестве. Крестьяне под влиянием агитации анабаптистов взялись за оружие. В Германии началась Крестьянская война. Лютер призывал убивать мятежников «как бешеных собак». После жестокого подавления восстания Реформация опирается на княжеские слои. Карл V добивается эдикта о подавлении Реформации силой. Имущество лютеран подлежало конфискации. Лютеране заявили протест и стали называться «протестантами». В городе Шмалькальдене они заключили военный союз против императора. Начались «Шмалькальденские» войны, которые закончились победой протестантов и заключением в 1555 г. Аугсбургского мира. Принцип мирного существования был прост: «Чья власть, того и вера».

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Резкие взаимные оценки встречаются лишь в частной переписке, вслед. чего они были известны только узкому кругу лиц, принадлежавших к ближайшему окружению Лютера и М. (см.: Scheible. 1992. S. 380-381; подробнее см.: Neuser. 1961; Scheible. 1996. S. 139-170). Хотя после смерти Лютера М. стал считаться неформальным лидером лютеран Саксонии, его авторитет среди протестант. князей и теологов Германии не мог сравниться с авторитетом Лютера, вслед. чего его возможности влиять на политическую и религ. ситуацию были весьма ограниченны. В 1-й пол. 1546 г. М. с беспокойством наблюдал за усилением политического влияния в Германии имп. Карла V, консолидировавшего вокруг себя противников реформационного движения, а также за многочисленными разногласиями и раздорами среди членов Шмалькальденского союза, к-рые относились друг к другу с возрастающим недоверием. В переписке М. высказывал в адрес вождей Шмалькальденского союза упреки в том, что в проводимой ими политике они руководствуются собственными политическими и экономическими интересами, а вовсе не заботой о поддержании и распространении евангельской проповеди. Несмотря на это, М., как и большинство лютеран, летом 1546 г. с воодушевлением воспринял начало Шмалькальденской войны, которая первоначально разворачивалась успешно для протестант. сил. Вместе с др. виттенбергскими теологами он отправил неск. посланий курфюрсту Иоганну Фридриху, в к-рых уверял его, что члены Шмалькальденского союза сражаются за правое дело, призывал к молитвам и выражал надежду на то, что Бог не допустит победы врагов евангельского учения (см.: CR. Vol. 6. Col. 122-124. N 3453; ср: Melanchthon Ph. BW: Reg. N 4276, 4365). Переход герц. Морица Саксонского (1521-1553) на сторону имп. Карла V, обещавшего даровать ему титул курфюрста Саксонского, стал для М. неожиданностью. После того как войска герц. Морица вторглись во владения курфюрста Иоганна Фридриха, занятия в Виттенбергском ун-те прекратились. В нач. нояб. 1546 г. М. с семьей покинул Виттенберг. Первоначально он остановился в находившемся на нейтральной территории Цербсте, после поражения лютеран. войск в битве при Мюльберге (24 апр. 1547) переехал в Магдебург, а затем - в свободный имперский г. Нордхаузен, где он мог чувствовать себя в относительной безопасности (см.: Melanchthon Ph. BW: Reg. N 4437, 4441, 4740, 4752). Поражения лютеран. князей в войне М. рассматривал как наказания Божии за их личные грехи и недостаточно ревностную поддержку евангельской проповеди, однако после пленения лидеров Шмалькальденского союза имперскими войсками М. сменил критический тон и неоднократно обращался к ним со словами утешения, призывая к терпению и надежде на то, что Бог не оставит верных Ему христиан (см.: Scheible. 2016. S. 211-215).

http://pravenc.ru/text/2562808.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010