Болонский мир (1530) между Карлом V и папой Климентом VII и последовавшая за ним имп. коронация Карла не привели к примирению сторон. Император требовал созыва Собора для проведения церковной реформы, полагая, что решить проблему религ. раскола в Германии император может только вместе с Римским папой, сохранив при этом руководящую роль за собой. По его указанию при подготовке Аугсбургского рейхстага (1530) теологи с обеих сторон сформулировали основные положения лютеран. и католич. вероучений (соответственно Аугсбургское исповедание и «Конфутация» (см. ст. Аугсбургского исповедания апология )). Лютеране отвергли требование подчиниться папе до решений буд. Собора и заключили Шмалькальденский союз германских протестантов (1531). В 1532 г. на ведение войны против турок потребовались деньги и войска, поэтому император снова пошел на уступки протестантам и временно разрешил следовать Аугсбургскому исповеданию, к-рое, однако, распространялось только на лютеран. Г. воспринимали улаживание религ. разногласий в первую очередь как способ решения политических проблем. В инструкциях брату Фердинанду от 1536 г. Карл V отмечал, что углубление религ. раскола создает серьезную угрозу политическому положению императора в Германии. В письме от 1538 г. к младшей сестре Маргарите, наместнице Нидерландов, он подчеркивал необходимость идти на компромисс в религ. вопросе, чтобы предотвратить окончательный раскол Германии, где уже началась секуляризация церковных княжеств, возникла опасность отпадения от католич. веры даже Кёльнского архиеп-ства. Переход в лютеранство одного из 3 церковных курфюрстов изменил бы расстановку сил в коллегии, избиравшей императора, в пользу протестантов (к этому времени уже 3 светских курфюрста - Саксонский, Бранденбургский и Пфальцский - перешли в лютеранство). В 1541 г. султан Сулейман I захватил столицу Венгерского королевства Буду, что на короткое время объединило Г. с нем. протестант. князьями, обещавшими поддержать поход против турок и освободить Буду. На Регенсбургском рейхстаге (1541) император вновь вынужден был пойти на уступки лютеранам, к-рым он обещал прекратить судебные преследования и разрешил владеть церковным имуществом. Собор, созванный в 1545 г. в Тренто (см. Тридентский Собор ), на территории, подвластной Г., не решил вопроса о примирении католиков и протестантов. Стараясь избавиться от давления со стороны императора, папа в 1547 г. временно перенес Собор в Болонью. Отсутствие единства с Папским престолом делало положение императора в Германии еще более неустойчивым. Поэтому даже после победы над протестантами в Шмалькальденской войне (1546-1548) в религ. вопросе он снова вынужден был пойти на компромисс. Окончательное поражение императора в религ. вопросе зафиксировал Аугсбургский религиозный мир (1555).

http://pravenc.ru/text/161215.html

Несмотря на то что К. в это время по-прежнему не отличался особенно радикальными взглядами, его назначение архиепископом Кентерберийским было принято в штыки определенной частью консервативных епископов, так что он даже не смог провести визитацию во всей провинции. Преодолеть их неповиновение удалось в результате адм. преобразований канцлера Т. Кромвеля , к-рые позволили ему, став главным министром, контролировать практически все стороны жизни королевства. После этого он занялся и политическим обеспечением церковных преобразований. Неожиданностью для К. стали арест 2 мая 1536 г. кор. Анны Болейн и помещение ее в Тауэр. Он написал Генриху VIII письмо, в котором высказался в ее защиту, однако после разговора с ней все же последовал королевскому приказу и 17 мая 1536 г. объявил их брак недействительным с самого первого дня. Впрочем, после казни королевы К. был одним из немногих, кто открыто ее оплакивал. Религ. политика Кромвеля позволила снизить остроту противоречий между более или менее радикально настроенными епископами королевства и попытаться достичь определенного компромисса. Он проявился в изданных К. Десяти статьях (1536) - первом изложении вероучения реформированной Церкви Англии. Их текст состоит из 2 частей: первые 5 статей обнаруживают сильное лютеран. влияние (так, признаются только 3 таинства), статьи с 6-й по 10-ю, напротив, отражают в основном католич. взгляды на чистилище, иконопочитание и т. д. Публикация Десяти статей вызвала серьезные протесты и стала веской причиной крупнейшего восстания на севере Англии, т. н. Благодатного паломничества, участники к-рого считали К. одним из своих главных врагов. После подавления восстания К. начал работу над составлением т. н. Книги епископов (1537) («Bishops " Book», или «Institution of a Christian Man»), в к-рой более развернуто излагались те же взгляды, что и в Десяти статьях. Она была опубликована с королевского разрешения, однако не получила офиц. высочайшего одобрения, что делало ее статус противоречивым. В эти годы К. все чаще проявлял себя как последовательный протестант, чему способствовала королевская политика в области религии, направленная на реформирование Церкви. Так, в 1537-1538 гг. в составе посольства от гос-в Шмалькальденской лиги в Англию были приглашены неск. нем. богословов, встречавшихся с королем, Кромвелем и К. Хотя их миссия не достигла цели и предложения немцев по объединению на основе Аугсбургского исповедания (к-рое поддержал К.) не нашли одобрения у короля и определенной части англ. епископов, результатом стремления Генриха VIII установить союз с нем. протестант. княжествами стал его брак с Анной Клевской в янв. 1540 г.

http://pravenc.ru/text/2458929.html

Папа Лев Х отвечал буллою, в которой осуждались сорок одно из положений Лютера и объявил августинского монаха отлучённым от церкви. Император Карл V повелел собраться сейму в Вормсе и потребовал Лютера на суд. Хотя «Вормским эдиктом» Лютер изгонялся из пределов империи, но курфюст Фридрих Саксонский приютил изгнанника и таким путём Лютер избег участи Гуса, Пражского и Савонаролы. После Лютера восстал Цвингли в Цюрихе, и за ним Кальвин в Женеве; эти два новатора тогда же откололись от Лютера и все последователи их и поныне составляют секту реформатов. Волнение, произведённое Вормским сеймом, вызвало крестьянскую войну, и Лютер написал сочинение «Против мужиков, убийц и разбойников», причём советовал князьям и дворянам убивать крестьян, как бешеных собак. Этим же временем, в Тюрингии, священник г. Цвикау, Фома Мюнцер, вместе с крестьянами, поднял знамя мятежа, проповедуя новое «христианское царство», с полным равенством состояний и имуществ. Движение распространилось по Голландии и Вестфалии и продуктом его появилась секта анабаптистов, т.е. перекрещенцев. В XVI же веке голландский священник Меннон основал секту меннонитов, отрицавших крещение младенцев, присягу и военную службу. Меннониты распространились из Европы по Америке. В Швейцарии вспыхнула война между кантонами, где полилась кровь католиков и новых протестантов. Цвингли был убит в сражении, а ученики и последователи его примкнули к кальвинистам. Когда Карл V решился совершенно подавить протестантство, то протестантские государства заключили оборонительный союз под названием Шмалькальденского, и в скором времени возгорелась шмалькальденская война, завершившаяся «Аугсбургским миром», обеспечивавшим свободу нового вероисповедания. Дальнейшая борьба между католичеством и протестантством носит название Тридцатилетней войны. В Англии религиозные антиримские движения начались со времени Генриха VIII. Там протестанты увеличились, не взирая на тяжелые преследования. После разрыва с Римом вышли в свет «шесть артикулов веры». При Эдуарде VI, протестантам было обеспечено свободное исповедание веры, а прежние 6 «артикулов» заменены 42 новыми.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/brodjach...

1462 . Вступление на престол первого единодержавного в России государя Uoahha III , собирателя земли Русской. 1471 . Смерть Фомы Кемпийского. 1472 . Брак Uoahha III с Софией Палеолог. 1472 . Рождение Коперника. 1478 . Покорение Новгорода и присоединение его к Московскому государству. 1480 . Свержение татарского ига. 1483 . Учреждение инквизиции в Испании. 1485 . Присоединение Твери к Московскому государству. 1487 . Покорение Казани. 1489 . Покорение Вятки. 1491 . Первая печатная книга на церковнославянском языке (в Кракове). Первое открытие серебряных и медных руд в России (в окрестностях Печоры). 1492 . Открытие Америки. 1497 . Издание «Судебника» Uoahha III . Васко да Гама объехал мыс Доброй Надежды. 1498 . Открытие морского пути в Индию. 1505 . Начало торга неграми. 1506 . Смерть Колумба. 1509 . Основание г. Тулы. 1510 . Падение Пскова и присоединение его к Московскому государству. 1514 . Воссоединение Смоленска с Московским государством. 1517 . Начало реформации. Прения Лютера о незаконности продажи папских индульгенций. 1520 . Покорение Египта турками. Стокгольмская кровавая баня. Смерть Рафаэля. 1521 . Присоединение Рязани и северных земель к Москве. Вормский сейм. 1522 . † Иоанн Рейхлин. 1526 . Священная лига (против Карла V). 1429 . Смерть Макиавелли. 1530 . Аугсбургское исповедание. 1531 . Его апология. Шмалькальденский союз протестантов. 1532 . Реформация английской церкви. 1533 . Кальвин полагает основание обществу реформатов в Швейцарии. 1536 . † Эразм Роттердамский. 1540 . Основание ордена иезуитов Игнатием Лойолою. 1546 . Смерть Лютера. 1547 . Принятие вел. князем Иоанном IV Васильевичем Грозным царского титула. 1549 . Открытие Японии португальцами. 1550 . Второе издание „Судебника“. 1551 . Галликанское исповедание. 1555 . Присоединение Казанского царства. Первая типография в Москве. 1556 . Аугсбургский мир. 1556 . Окончательное покорение Астраханского царства. 1560 . Смерть Густава Вазы. 1561 . Падение ливонского ордена. 1562 . Гейдельбергский катехизис.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Еще через месяц на них свалилось новое несчастье – в одночасье умер престарелый герцог Георг Саксонский. Трон унаследовал его брат Генрих, который со времени женитьбы на Катарине Мекленбургской был ярым сторонником Лютера. У герцога имелось два сына. Старший, Иоганн, ревностный католик, умер двумя годами раньше, не оставив потомства; младший, Фридрих, был идиотом. К 1538 году перед Георгом со всей остротой встала дилемма: кому оставить герцогство? Слабоумному или лютеранину? Он склонялся в пользу первого варианта и даже учредил регентский совет, который правил бы государством от имени недееспособного герцога. В это же время он крупно поссорился с братом, успевшим в качестве наследника герцогства вступить в Шмалькальденский союз. Получалось, что Георг гнал со своих земель проповедников новой веры, а Генрих привечал их и укрывал в своей резиденции во Фрайберге. К 1538 году вражда между братьями достигла крайней точки. Католическая партия следила за развитием событий, затаив дыхание. У герцога оставалась последняя надежда – сын Фридрих, и он, как за соломинку, ухватился за обещание шарлатанов вернуть несчастному рассудок. В результате их «лечения» Фридрих скончался. Убитый горем отец пережил сына всего на несколько месяцев. Прах его едва успел остыть, когда Генрих, опасавшийся подвоха со стороны католиков, служивших при дворе покойного, прибыл со свитой в Дрезден и публично провозгласил себя герцогом Саксонским. На следующий день – он пришелся на Троицу – состоялось торжественное богослужение по новому обряду. Это было 25 мая 1539 года. Лютер и не думал скрывать радости, которую доставила ему весть о кончине главного защитника католичества: «Герцог Георг, этот нечестивец, умер. Господь славно потрудился во имя мира». «Герцог Георг согрешил против Святого Духа. Это был жестокий тиран. Он проклинал Бога, а потому должен быть проклят сам. Если он не раскаялся и если Евангелие говорит истину, то сейчас он в аду». Впрочем, к концу года настала очередь горевать и протестантам, хотя и совсем по другому поводу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/lyut...

Здесь не был популярным итальянский язык, на котором он только и мог произносить свои проповеди, и ему оставалось поучать лишь малочисленную итальянскую общину, да притом же и община эта, состоявшая по большей части из лиц, бежавших из Италии от преследований за свои религиозные убеждения, не очень интересовалась ораторским талантом проповедника. Вследствие этого Окино оставляет Женеву и под предлогом издания некоторых своих произведений отправляется в Базель 389 . Пребывание в Базеле было важно для Окино в том отношении, что он познакомился там с Себастьяном Кастелльоном, который переводил его произведения с итальянского на латинский язык и с которым поэтому у него установилась тесная дружба 390 . Осенью 1545 года мы встречаем его в Аугсбурге, где, при постоянных сношениях с Венецией, было много итальянцев и где поэтому Совет города предложил Окино место проповедника с ежегодным вознаграждением в двести гульденов 391 . Судьба снова как бы улыбнулась проповеднику: простые, ясные и живые проповеди его, темою для которых служило послание апостола Павла к Галатам и в которых часто он полемизировал с римскою церковью, привлекали к себе много слушателей 392 . Однакож Окино привелось проповедовать в Аугсбурге не много более года. Император Карл V, удачно расстроивши Шмалькальденский союз, вступил со своею армией в Аугсбург и потребовал у города выдачи проповедника Бернарда Окино. Тяжкая участь, по всей вероятности, предстояла последнему, если бы требование императора было уважено, но сенат аугсбургский дозволил Окино тайно бежать из города и тем спас его от угрожающей опасности 393 . Из Аугсбурга, чрез Констанц и Базель, Окино поспешил в Страсбург, где в то время находился его прежний задушевный друг Петр Мартир 394 . Отсюда в конце 1547 года два друга отправляются в Англию по приглашению архиепископа Кранмера 395 . Тогда как Петр Мартир состоял профессором Оксфордского университета, Окино оставался в качестве итальянского проповедника во вновь организованной известным Ласким церкви иностранцев в Лондоне 396 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Несмотря на это, Римско-католическая Церковь в Германии неудержимо шла к упадку. Все новые и новые правители, светские и духовные, вступали на путь реформы. Протестантизм все более и более упрочивал свои позиции. С одной стороны, права, данные Нюрнбергским миром, продолжали действовать, с другой — Шмалькальденский союз превратился в могущественную протестантскую организацию. В первой половине сороковых годов протестанты постоянно шли от победы к победе. Они даже нашли возможным в 1542 г. выгнать из страны старого противника протестантизма Генриха Брауншвейгского и распространить свое влияние на города Гослар и Брауншвейг. Император Карл V из-за своего тяжелого политического положения вынужден был считаться с таким победоносным распространением протестантизма в его империи. Он придерживался внутри империи миролюбивой политики, а на сейме в Шпейере в 1544 г. предоставил протестантам такие широкие гарантии, что вызвал даже резкое осуждение своей уступчивости папой Павлом III. Однако именно с этого года император начинает готовиться к решительной войне с протестантизмом. В это время он победоносно закончил четвертую войну с Францией, заключил с ней умеренный мир, но поставил непременным его условием совместную борьбу с вероотступниками. Таким образом, успокаивая в Германии подозрения протестантов обещанием общих реформ если не на Соборе, то непременно на национальном сейме, за что протестанты помогли ему против Франции, он во Франции обеспечил себе союзника против немецких еретиков. Уже в 1544 г. война с Шмалькальденским союзом была для императора вопросом решенным, и только начало ее было вопросом времени. 1545 г. прошел в бесплодных попытках прийти к полюбовному примирению. Несогласия обеих сторон усилились, однако не до того, что война стала неизбежной. Кроме многих опасных признаков и тревожных случаев, знаменательно было и то, что на новом сейме в Вормсе в мае 1545 г. больше не было и речи об исполнении шпейерских обещаний. Между тем 18 февраля 1546 г. умер Лютер. 20 июля 1546 г. в виде объявления войны император Карл V послал в Германию декрет, которым объявлялась опала немецким протестантским князьям. Одновременно из Италии и Нидерландов двинулись войска императора. Весной 1547 г. император одержал полную победу над Шмалькальденским союзом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Тезисы Лютера, прибитые к дверям Виттенбергского храма, достигли своей цели. Сторонников оказалось достаточно, чтобы расколоть Европу на две части католическую и протестантскую. Лютер признавал лишь авторитет Священного Писания и во многом был согласен с Виклифом и Гусом. Булла папы Льва X 1520 г. требовала от Лютера отречения от заблуждений. Лютер публично ее сжег и открыто выступил против Римско-католической Церкви. Ставилась цель уничтожить в Германии власть папы, передав ее немецкому архиепископу, секуляризовать (передать государству) церковные владения, распустить монашеские ордены, разрешить духовенству вступление в брак, отменить инквизицию. Лютеранство обретает необычайную популярность. Император Карл V пытался воздействовать на Лютера, но Лютер ответил: «Если только меня не убедят в заблуждении на основания Писания или доводами разума, я не могу и не желаю от чего-либо отказаться. Да поможет мне Бог. Аминь». Тогда император объявил Лютера вне закона. Лютеранское движение интересовало различные социальные слои Германии. Князья радовались секуляризации церковных владений. Крестьяне надеялись освободиться от крепостной зависимости. Всем была по душе отмена папских поборов. Однако некоторые последователи, такие как анабаптисты (перекрещенцы), под началом ремесленника Николая Шторха и священника Томаса Мюнцера, пошли дальше Лютера. Развивая учение Лютера, анабаптисты отвергали крещение младенцев как неспособных верить. Поэтому они требовали повторного крещения крещенных в младенчестве. Крестьяне под влиянием агитации анабаптистов взялись за оружие. В Германии началась Крестьянская война. Лютер призывал убивать мятежников «как бешеных собак». После жестокого подавления восстания Реформация опирается на княжеские слои. Карл V добивается эдикта о подавлении Реформации силой. Имущество лютеран подлежало конфискации. Лютеране заявили протест и стали называться «протестантами». В городе Шмалькальдене они заключили военный союз против императора. Начались «Шмалькальденские» войны, которые закончились победой протестантов и заключением в 1555 г. Аугсбургского мира. Принцип мирного существования был прост: «Чья власть, того и вера».

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Этим косвенно признавалась законность реформации. Основываясь на этом, князья и вольные города начали в своих владениях устраивать церковные дела на началах лютеранства. Прежде всего, оно было введено в Саксонии, а потом и в других местах. Меланхтон организовал, при помощи инспекторов, надзор за лютеранскими общинами, а Лютер издал для народа большой и малый катехизис. В Германии резко обозначились две партии – католическая и протестантская. Император Карл V, по политическим соображениям, не желая религиозного разделения, принадлежал к католической партии. Он признавал необходимость улучшений в церкви, почему по временам царило примирительное настроение. Временами же мир нарушался насильственными действиями. Все же взрыв был неизбежен. На сейме в Шпейре в 1529 г. католическая партия составляла большинство. Ею было проведено предложение императора о выполнении постановления вормского сейма об изгнании Лютера и об отмене шпейрского сейма в пользу реформации. Приверженцы реформации подали протест против этого решения, в котором провозглашалось, что в делах религии решение должно принадлежать совести каждого, а не большинству голосов. С этого времени реформаторскую партию стали называть протестантской . В 1530 г. на сейме в Аугсбурге, с согласия императора, который на нем присутствовал, протестантские князья представили свое исповедание веры, составленное Меланхтоном. Оно потом стало известно, как аугсбургское исповедание. На это исповедание католические богословы представили свое опровержение. Император с ними согласился, и сейм снова подтвердил вормское постановление, а протестантам было запрещено распространять свое учение, ввиду ожидавшегося собора. Но, вследствие нежелания папы Климента VII (1523–34), собор не был созван. Протестанты же заключили в Шмалькальдене в 1531 г. новый союз для защиты реформации силой оружия. Император, не подготовленный к войне, вынужден был заключить с протестантами мир в Нюрнберге (1532 г.). Обе партии обязывались до собора или сейма не притеснять друг друга в делах веры. Это так называемый первый религиозный мир. Но положение оставалось напряженным. Старания императора при помощи совещаний привести к миру не имели успеха, так же, как и Тридентский собор 1545 г. Лютеранство все более распространялось. Император опасался силы протестантских князей. Карл V решил перейти в наступление, и в так называемой шмалькальденской войне нанес им жестокое поражение. Лютер не дожил до междоусобной войны, скончавшись в 1546 г., за год до победы католиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Карл V на Аугсбургском рейхстаге 1530 г. Гравюра. 1630 г. (Немецкий национальный музей, Нюрнберг) Аугсбургским рейхстагом 1530 г. было принято к рассмотрению, а Регенсбургским рейхстагом 1532 г. утверждено общегерм. уголовно-судебное уложение «Constitutio criminalis Carolina», или «Каролина», названное по имени К. (действовало до кон. XVIII в.). Помимо герм. обычного права (прежде всего Бамбергского уголовного уложения 1507 г.) источниками при составлении свода послужили положения, заимствованные из рим. права, а также некоторые итал. правовые установления; при этом за каждым княжеством или имперским городом сохранялось особое уголовное право. В «Каролине» описывался широкий круг преступлений. За гос., религ., имущественные и мн. др. преступления предусматривались жестокие наказания: сожжение, четвертование, колесование, повешение, утопление, погребение заживо и т. д. При меньших проступках практиковалось лишение чести - осужденного выставляли к позорному столбу или в ошейнике на публичное осмеяние. Устанавливались жестокие меры наказания за действия против имп. власти и собственности. Описанная в «Каролине» судебная процедура в основном соответствовала средневек. инквизиционному процессу (см. ст. Инквизиция ). Предпринятые императором действия в борьбе с Реформацией сплотили протестант. лагерь. По инициативе ландгр. Филиппа Гессенского 27 февр. 1531 г. 6 нем. князей и 10 городов (в т. ч. Магдебург и Бремен) составили лютеран. Шмалькальденский союз во главе с курфюрстом Саксонии и ландграфом Гессена для вооруженной защиты своих членов от к.-л. насилия в религ. вопросах. Вскоре союз поддержал реформационное движение в юж. и сев.-зап. областях империи. С его помощью Реформация победила в Вюртемберге (1534) и Брауншвейге (1541). Попытка создать противовес сторонникам Реформации (католич. Нюрнбергский союз, 1538) оказалась малоэффективной - как из-за недостаточности сил католич. партии (вместе с императором и кор. Фердинандом I в союз вошли герц. Вильгельм IV Баварский, герц.

http://pravenc.ru/text/1681065.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010