И не напрасно Дух Святой предостерегает нас от этого (num frustra haec praemonit Spiritus sanctus) 82 . Из этих выражений видно, что св. Писание для Меланхтона имеет значение безусловного авторитета. Второй 87 период развития лютеранского вероучения начинается с появления шмалькальденских членов в 1537 г. Систематического учения о богодухновенности и в это время у протестантов ещё не было, но высшее божественное происхождение св. Писания определено уже достаточно ясно. Слово Божие в шмалькальденских членах всюду является правилом веры, превосходящим не только человеческий авторитет по и высший – самих ангелов 88 . Это видно уже из полемических замечаний против мечтателей, или энтузиастов, которые пытались провести резкую границу между устным словом и внутренним вдохновением. Против энтузиастов в шмалькальденских членах доказывается необходимость и божественное происхождение внешнего слова. „Что касается устного и внешнего слова, то твёрдо должно держаться того, что Бог никому не дарует Духа или свою благодать иначе, как через слово и вместе с предшествующим этому внешним словом, так что мы остерегаемся энтузиастов, т. е. духовных, которые хвалятся, что имеют Духа прежде слова и без слова и потому судят о св. Писании или устном слове, изменяют и извращают его по произволу 89 . Бог не иначе сообщается с людьми, как через внешнее слово и таинства. Так Моисею Бог явился в горящем кустарнике и беседовал с ним через устное слово. Никакой пророк, ни Илия, ни Елисей не получал Св. Духа без устного слова (sine verbo vocale). И ап. Пётр ( 2Пет. 1:21 ) учит, что пророки предсказывали не по человеческой воле, но через Св. Духа, как люди Божии. Без внешнего слова они не были ещё посвящены целям Божественного откровения. Наоборот, их, ещё не освящённых, побуждал говорить сам Бог . Они делались святыми именно с того времени, как через них начинал говорить Св. Дух 90 . На этой органической внутренней связи между внешним и внутренним словом, между вдохновением Св. Духа и выражением его вовне основано высшее значение св. книг. Авторитет их выше авторитета римского первосвященника. Папы не только стремятся обосновать свою власть на божественном праве, но даже приравнивают св. Писанию и божественным законам (pares legibus divinis), но, без всякого сомнения, что значение слова Божьего превосходит все папские декреты 91 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

А между тем тогда он действительно представил бы изложение лютеранского учения в его историческом развитии при жизни Лютера, тогда как теперь оно изображается скорее лишь в качестве логического процесса, в котором одно положение выводится из другого, как будто в стороне от всяких исторических явлений. – Относительно выбора источников автору следует поставить в вину то обстоятельство, что он оказывает слишком мало внимания символическим книгам лютеранства. Аугсбургского исповедания и катехизисов он еще касается, хотя и менее, чем следовало бы (стр. 107–110, 123, 141–142, 153; 96–99, 101–103, 107, 146–147); но на Шмалькальденские члены, напр., нам не удалось встретить в книге ни одной ссылки. (Не считаем упоминание на стр. 114, так как дело идет здесь только о подписи Меланхтона). Трудно понять почему напр. при изложении лютеранского учения о таинствах во второй период деятельности Лютера (стр. 95–106), Аугсбургское исповедание и Шмалькальденские члены совсем оставлены автором без внимания. Тоже недоумение может иметь место и при чтении изложения Лютерова учения об оправдании и предопределении в четвертом отделе третьей главы. Тем менее автор имел право так относиться к символическим книгам лютеранства, что катехизисы и Шмалькальденские члены суть непосредственные творения самого Лютера, а Аугсбургское исповедание издано после его просмотра и одобрения. В своем предисловии автор говорит, что из символических книг «мы делали заимствования только в тех случаях, когда нам нужно было еще более пояснить лютеранское учение; когда же в других сочинениях Лютера яснее, чем в символических книгах, раскрывается какое-нибудь учение, нам, конечно, не было нужды приводить выдержки из символических книг и мы потому предпочитали тогда ссылаться на дру- —356— гие сочинения реформатора» (стр. XX–XXI). С такой постановкой дела можно было бы согласиться лишь в том случае, если бы автор поставлял своею задачею исследование личных воззрений Лютера, а так как он излагает учение лютеранства, то символические книги, как признанные вероисповедные формулы, отнюдь не должны быть отодвигаемы на второй план сравнительно с другими сочинениями Лютера.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В ее состав входит несколько основополагающих для лютеранства текстов. Прежде всего, это три Символа Веры , воспринятые лютеранством из наследия ранней христианской церкви – Апостольский, Афанасьевский, Никео-Константинопольский. Богодухновенность за ними не признается, но принадлежность к начальным временам христианства делает эти Символы Веры влиятельными наставлениями для лютеран. Краткое и развернутое изложение доктринальных принципов конфессии содержится в составленных Лютером Малом Катехизисе и Большом Катехизисе (1529). Структурно и то и другое состоит из шести одноименных глав с разъяснением десяти заповедей Божьих, смысла веры, молитвы Господней, крещения, исповеди, причащения. Особое место в этом своде занимают составленные Меланхтоном Аугсбургское исповедание веры и Апология Аугсбургского исповедания, содержащие изложение и аргументацию лютеранского вероучения. Дополнительное разъяснение лютеранского отношения к католической иерархии содержится в следующем, вошедшем в Книгу Согласия, трактате Меланхтона – «О власти и верховенстве папы» (1537). Этот труд стал приложением к др. документу Книги Согласия – Шмалькальденским артикулам (статьям) Лютера. Статьи были написаны в 1537 г. для обозначения позиций протестантизма на предполагавшемся Вселенском соборе. Здесь, в частности, оговаривалось различение протестантами функций духовной и светской сфер. Для первой отстаивалось право христианина на сопротивление любому диктату в делах веры. Во втором случае допускалось признание административных прав мирской власти. Завершающим текстом сборника стала так называемая Формула Согласия. Ее появлению предшествовала ожесточенная полемика между различными группировками лютеранских теологов по ключевым темам доктрины: о покаянии, обращении, оправдании, добрых делах, предопределении. Разногласия, да еще и перед лицом сильного католического давления, грозили расколом. Поэтому ряд теологов из Вюртемберга и Саксонии, прежде всего Мартин Хемниц и Якоб Андреэ, составили несколько вариантов согласительных текстов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

425 Formula Concordiae I. Art. III (17). Hase, 585: «Слово “оправдание” в этом случае значит: провозглашать праведным, освобождать от грехов и вечных наказаний за грехи ради праведности Христовой, которая вменяется Богом вере». Или выше: «Бог дарует и вменяет нам праведность послушания Христова, ради этой праведности мы и принимаемся Богом в благодать и считаемся праведными». Art. III (4). Hase, 584. 426 «Iustificare consistit in mutatione morali, quae constituit hominem iustum actione iudiciali et eidem pura extrinseca h. e. tali, quae non in homine, sed circa hominem peragitur» [«Оправдание заключается в нравственной перемене, которая поставляет человека праведным через судебный и чисто внешний акт, то есть такой, который совершается не в человеке, но по отношению к человеку»]. Quensted [Квенштед] у Бретшнейдера. Opus citatum [Цитируемое сочинение], 641. 428 Ibidem. 642. Ср.: Articuli Smalcaldici III. Art. XIII (I) [Шмалькальденские члены. Часть III. Член XIII(I)]. Hase, 336: «Хотя грех еще не уничтожен совершенно в плоти и еще не мертв, однако Бог не желает его нам вменять, ни помнить». Грехи наши, по выражению Catechismus major II. Art. III [Большой катехизис. Часть II. Статья III] (55) (Hase, 500), «non nobis noceant in christianitate constitutis: ubi (что показывает торжество спасения оправдания) nihil aliud, quam assidua et indesinens est peccatorum remissio» [«не наносят нам ущерба, когда мы утверждены в христианстве, где нет ничего, кроме неизменного и непрестанного прощения грехов»]. 429 «Nos fatemur vitam aeternam mercedem esse, quia est res , propter promissionem, non propter nostra merita» [«Признаем, что вечная жизнь – вознаграждение, ибо она причитается как должное по обетованию, а не по нашим заслугам»]. Apologia III (241). Hase, 136. 430 «“Оправдывать” в этом месте (см.: Рим. 5:1 ) – значит «освобождать виновного и провозглашать его праведным” в юридическом смысле (forensi conspectu), но ради чужой праведности, то есть Христовой; эта чужая праведность сообщается нам через веру.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

Старания императора привести их к соглашению при посредстве религиозных совещаний и открывшегося наконец в 1545 году в Триденте собора не имели успеха. Между тем лютеранство распространялось все более и более, и протестантские князья представляли собой такую силу, что ее опасался сам император. Поэтому Карл V решился уничтожить их могущество и в 1547 году нанес им жестокое поражение (шмалькальденская война). Лютер не дожил до этой междоусобной войны – он умер в 1546 году. Ослабив протестантов, император снова взялся за религиозное объединение их с католиками. С этой целью по его поручению в 1548 году было составлено согласительное исповедание веры, Аугсбургский интерим, которое должны были принять как католики, так и протестанты. Но это исповедание возбудило неудовольствие в обеих партиях: католики настаивали на безусловном возвращении протестантов к католичеству, протестанты видели в интериме подрыв своей вере. Чтобы заставить про­тестантов принять интерим, император начал их преследовать. В таком положении были дела до 1552 года, когда протестанты снова усилились. В это время на их сторону перешел герцог саксонский Мориц, хотя державшийся лютеранства, но до этого бывший на стороне императора. Мориц во главе с другими протестантскими князьями объявил императору войну и заставил его заключить выгодный для протестантов договор в Пассау (1552 г.), на основании которого в 1555 году последовало сеймовое решение, известное под именем Аугсбургского религиозного мира. По этому миру лютеранам предоставлялась свобода в делах веры, с тем, однако, ограничением, что на будущее время право переменять веру предоставлялось только князьям, но не их подданным. Но и Аугсбургский религиозный мир не уничтожил враждебных отношений между католиками и протестантами. Иезуиты, выступившие во второй половине XVI века на защиту католичества, только усиливали их взаимное раздражение. В конце XVI и начале XVII века взаимная религиозная ненависть католиков и протестантов в Германии начала уже проявляться по местам насильственными действиями с той и другой стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сейчас в мире насчитывается около 80 миллионов лютеран. Лютеране всего мира признают авторитет шести символических книг, созданных на протяжении XVI столетия: «Большого катехизиса» и «Малого катехизиса» Лютера, «Аугсбургского исповедания», «Апологии Аугсбургского исповедания», «Шмалькальденских артикулов» и «Формулы согласия». Очень важное значение среди них принадлежит «Аугсбургскому исповеданию», составленному в 1530 году на основе нескольких ранних вероучительных сочинений лютеранства. В нем излагаются основные догматические представления о Боге, грехе, оправдании, Церкви и таинствах в противовес католическому вероучению. Вскоре после оглашения «Исповедания» поступило опровержение на него от католических богословов, которое послужило для Ф. Меланхтона поводом к написанию «Апологии Аугсбургского исповедания». Она близка к нему по содержанию, но значительно пространнее, отличается более резким полемическим тоном и подробно раскрывает учение о первородном грехе в связи с учением об оправдании верой. В 1536 году Мартином Лютером были написаны так называемые «Шмалькальденские артикулы», или пункты. Кратко повторяя содержание двух первых книг, это небольшое сочинение дополняет его учением о троичности Божественных Лиц и о Лице Иисуса Христа. Не меньшее значение в лютеранском мире имеют Большой и Малый катехизисы Лютера, составленные им в 1529 году. Они написаны в виде руководства в делах веры и посвящены истолкованию Символа веры , молитвы и заповедей Господней и других общих истин веры. Большой катехизис предназначался для учителей и проповедников, а Малый, будучи сокращенным вариантом Большого, – для всех верующих и для изучения в школах. Завершает ряд символических книг лютеранства «Формула согласия», принятая в 1580 году. Она была составлена группой богословов уже после смерти Лютера и посвящена рассмотрению основных положений лютеранства сравнительно с учением кальвинистов, а также разрешению богословских противоречий, возникших в среде самого лютеранства. Из семи таинств, признаваемых как в Православии, так и в католичестве, лютеранство сохранило практически только два: Крещение и Евхаристию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Поскольку споры не приводили к к.-л. положительным результатам, было принято решение формально завершить К. (см.: Schirrmacher. 1876. S. 217-223, 229-240; ср.: Pfn ü r. 1996. P. 376). При этом дискуссии между отдельными теологами и поддерживавшими их князьями продолжались до офиц. завершения Аугсбургского сейма осенью 1530 г. Католическая т. зр. на итоги К. отражена в декрете имп. Карла V от 19 нояб. 1530 г. (см.: Schirrmacher. 1876. S. 333-335). В документе подтверждаются все принципиальные пункты католич. вероучения и отвергаются противоречащие им положения Аугсбургского исповедания, в т. ч. и нек-рые из тех, в отношении которых теологам ранее удалось достичь компромисса. Запрещая протестантам самовольное изменение содержания вероучения и церковных обрядов, имп. Карл указывал, что церковное учение должно оставаться неизменным до буд. обсуждения на Вселенском Соборе католич. Церкви. Подобное бескомпромиссное решение императора оказалось созвучным настроению многих радикальных сторонников протестантизма, которые осуждали Меланхтона и др. протестант. участников К. в Аугсбурге за чрезмерную готовность идти на уступки. Указывая на непреклонность императора, радикальные реформаторы подчеркивали бессмысленность любых переговоров с католиками и призывали протестант. князей единым фронтом выступить против имперской религ. политики и защитить церковные реформы. Этот призыв был услышан и привел к формированию Шмалькальденского союза германских протестантов (1531). В 30-х гг. XVI в. как католики, так и протестанты неохотно вступали в богословские переговоры. Каждая из сторон рассчитывала на то, что законно созванный Вселенский Собор католич. Церкви изменит ситуацию в ее пользу и приведет к церковному единству на выгодных ей условиях. Хотя имп. Карл V был сторонником скорейшей организации Собора и неизменно требовал его созыва, Римские папы, опасаясь того, что неподконтрольные им заседания Собора приведут к необратимым изменениям в католич. Церкви, ограничивались лишь декларациями и обещаниями, блокируя все практические меры по организации Собора. После ряда безуспешных попыток силовыми методами заставить протестант. князей вернуться к католицизму имп. Карл V, нуждавшийся в поддержке протестантов для борьбы с тур. угрозой, принял решение организовать новые переговоры между католич. и протестант. богословами. Формально это решение было закреплено во Франкфуртском мирном договоре (Frankfurter Anstand) от 19 апр. 1539 г. В договоре объявлялось о намерении католич. и протестант. князей на время прекратить все враждебные действия друг против друга, а также подтверждалось намерение императора способствовать организации представительного религ. К. К. в Хагенау (Агно), Вормсе и Регенсбурге (1540-1541)

http://pravenc.ru/text/1841762.html

4. Баптисты на планете//Христианское слово. Юбилейный выпуск к 130-летию евангельских христиан-баптистов в России. С. 74. 5. Солодовников В. Христианская публицистика. М., 1997. С. 5-6. 6. Шмалькальденские артикулы. http://luther.ru 7. Там же. 8. Краткий катехизис. http://luther.ru 9. Там же. 10. См.: Колесников Н. А. Церковные священнодействия евангельских христиан-баптистов. http://rus-baptist.da.ru/ 11. Апатов Ю. О, Брянск, тебя восхвалят братья твои!//Христианское слово. Юбилейный выпуск к 130-летию евангельских христиан-баптистов в России. С. 35. К Приложению 2 1. Лесков Н.С. Зеркало жизни. СПб., 1999. С. 287. 2. Там же. С. 286. 3. Там же. С. 283. 4. Там же. С. 282. 5. Великие мысли, кратко реченные//Сост. Васильев В., Ведяничев В. СПб. 2001. С. 522. 6. Там же. С. 523. 7. Там же. С. 524. 8. См.: Духовные стороны христианства. www.pagez.ru . 9. Православный катехизис. 10. См.: " Православный календарь 2002 - 2003 - 2004 гг. " на CD. 11. См.: Там же. 12. См.: Там же. 13. См.: Там же. 14. См.: Там же. 15. Митрополит Сурожский Антоний. Нет, ты не один//Фома. Православный журнал для сомневающихся. 3. 2003. С. 25. 16. Архиепископ Амвросий (Ключарев). Не хлебом единым... М., 1997. С. 29-30. К Приложению 3 1. Крабб Л. Внутренний мир. Новосибирск, 1997. С. 258. 2. Там же. С. 4. 3. Спасительная весть для погибающего мира//Вера и жизнь. 6, 2000. С. 10. 4. См.: Крабб Л. Внутренний мир. Новосибирск, 1997. 5. Иер. Олег Давыденков. Катихизис. М., 2000. С. 21. 6. Там же. С. 22. 7. См.: Крабб Л. Внутренний мир. Новосибирск, 1997. Сс. 168, 243. 8. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская Энциклопедия Брокгауза. Paderborn, 1999. С. 275. 9. Мицкевич В.А. Библиология. М., 1993. С. 209. 10. Иер. Олег Давыденков. Катихизис. М., 2000. С. 24. К Приложению 4 1. Канонник или полный молитвослов. М., 2001. С. 489. 2. См.: Колесников Н. А. Церковные священнодействия евангельских христиан-баптистов. http://rus-baptist.da.ru/. 3. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская Энциклопедия Брокгауза. Paderborn, 1999. С. 138.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2326...

Чтобы убедить О. и его оппонентов в необходимости поиска компромисса, герцог намеревался созвать представительное совещание лютеран. теологов. Этот замысел остался неосуществленным вслед. скоропостижной кончины О. в окт. 1552 г. (см.: Stupperich. 1973. S. 352-355). Влияние и значение Несмотря на значительное число опубликованных в ходе полемики по вопросу об оправдании сочинений, О. не удалось приобрести союзников среди протестант. теологов за пределами Пруссии. До кон. 50-х гг. XVI в. ученики О. сохраняли влияние в Пруссии, однако герц. Альбрехт осознавал бесперспективность богословского конфликта с лютеран. большинством и ради церковного мира был готов отказаться от следования мнениям О. Окончательная победа противников О. в Пруссии была засвидетельствована в изданном по распоряжению герц. Альбрехта вероучительном компендиуме «Повторение корпуса христианского учения» (Repetitio corporis Doctrinae Ecclesiasticae. Königsperg in Preussen, 1567), в к-рый помимо Аугсбургского исповедания, Апологии Аугсбургского исповедания и Шмалькальденских артикулов было включено опровержение разработанного О. учения об оправдании, написанное его противником Мёрлином (см.: Ibid. Fol. 20-24; обзор содержания см.: Wengert. 2012. P. 186-189), который в 1566 г. с триумфом вернулся в Пруссию и до своей кончины в 1571 г. оставался наиболее влиятельным теологом герц-ства. Неприятие лютеран. общинами мнений О. было закреплено в офиц. конфессиональном документе лютеранства - Согласия формуле (1577). Составители приняли решение при отвержении неортодоксальных мнений не упоминать имен защищавших их лютеран. теологов, однако утверждения О. легко опознаются среди положений, отвергаемых в 3-м разделе, имеющем заголовок «О праведности веры перед Богом» (De iustitia fidei coram Dei; краткая версия, или конспективное изложение: BSLK. S. 781-786; BSELK. Bd. 1. S. 1234-1241; Книга Согласия. С. 592-595; подробная версия, или детальное изложение: BSLK. S. 913-936; BSELK. Bd. 1. S. 1388-1415; Книга Согласия.

http://pravenc.ru/text/2578231.html

Рядом с Библией , источником вероучения, при возникновении евангелической церкви объявлены некоторые догматические сочинения в качестве символических книг протестантства. Главы реформации Лютер и Меланхтон формальной принцип протестантизма, именно, что свящ. Писание очевидно и само по себе достаточно, нашли неполным и потому увидели себя вынужденными более точно раскрыть вероучение чрез составление некоторых вероисповедных сочинений, которые и стали символическими книгами протестанства; так возникли Аугсбургское и Шмалькальденское исповедания веры. Сам Лютер необходимость таковых символических книг оправдывал следующим взглядом на св. Писание: „св. Писание есть книга еретиков (ein Ketzerbuch), т. е. такая книга, которою с большим успехом пользовались еретики. Ибо нет никакой другой книги, которою бы злоупотребляли так много, как Библиею. Еретики старались хвалить ее, как никакую другую книгу и свою ересь всегда старались основать именно на ней“. Но самое происхождение символических книг протестантства уже показывает, что они не могли оставаться непререкаемыми. Так Аугсбургское исповедание (confessio Augustana) составлено Меланхтоном при участии некоторых других богословов, подписано было протестантскими князьями и городами, достигло большого уважения, одобрено и самим Лютером. „Труд Филиппа, писал Лютер, мне нравится, и я не знаю, что можно бы в нем изменить или исправить“. Но издано оно, Аугсбургское исповедание, не в том виде, так написано: во время Рейхстага оно напечатано с изменениями без согласия Меланхтона. Сам Меланхтон впоследствии тоже в чем-то изменил Аугсбургсисое исповедание, за что получил укоризну со стороны Лютера. Лютер писал: „Филипп, вы не имели права изменять Augustanam Confessionem потому что она не ваша, а церковная книга“. Таким образом Аугсбургское исповедание, как книга символическая, неизменяемая по самой идее, в тоже время в действительности являлась изменяемою. Кроме Аугсбургского исповедания в качестве исповеданий с символическим характером первоначальными протестантами признаны символы: апостольский, Никейский и Афанасиев.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010