Первые 6 лет правления К. были отмечены борьбой между датчанами, членами Королевского совета, и нем. дворянами, к-рые помогли К. получить трон и занимали важные гос. должности. Датчанам удалось добиться от короля подписания закона, согласно к-рому высшие гос. посты могли занимать только этнические датчане. В 1539 г., когда в результате вмешательства в дела гос-ва имп. Карла V возникла опасность нового гос. переворота в пользу Кристиана II, король удалил от себя немцев, сделав ставку на дат. дворянство. Последствия «Графской распри» были окончательно преодолены, взаимное доверие восстановлено, и в 1542 г. дворяне выделили 20-ю часть своего имущества для погашения долга К. перед гольштинцами и немцами. Под рук. советника К. Йохана Фрийса была проведена реформа местного и гос. управления, резко усилившая процесс гос. централизации. Крупные феодальные владения - лены, на которые делилась страна, были превращены в административные округа. Помещики получили полную власть над арендаторами: исполняли судебные приговоры, взимали в свою пользу судебные штрафы и др. Внешняя политика К. была сосредоточена на создании союза с нем. протестантами для противодействия имп. Карлу V, который поддерживал притязания своих племянниц - дочерей Кристиана II Доротеи и Кристины - на власть в Дании, Норвегии и Швеции. В 1542 г. К. объявил войну Карлу V и закрыл прол. Зунд (Эресунн) для голл. судов. 23 мая 1544 г. в г. Шпайере был подписан мирный договор. Позднее, отказавшись участвовать в Шмалькальденской войне, К. стал посредником между императором и Саксонией (после гибели Морица Саксонского в сражении при Зиферсхаузене) и содействовал заключению между ними мира. В 1544 г. К. разделил владения в Шлезвиге и Гольштейне между своими братьями Хансом-старшим и Адольфом и сыном Фредериком, даровав им равные титулы князей. Т. к. физический раздел территорий был невозможен, то каждый из наследников получал 1/3 от доходов княжеств конкретных областей, а налоги из городов и таможенные пошлины собирали вместе, а потом делили между князьями. К. похоронен в соборе г. Роскилле.

http://pravenc.ru/text/2461999.html

К кон. 1538 г. отношение Генриха VIII к реформационным преобразованиям изменилось, фактически он решил вернуться к католич. вероучению. При дворе постепенно усиливается влияние многочисленных противников К., несмотря на его усилия в борьбе с оппозицией (по его инициативе в кон. 1538 - нач. 1539 были осуждены и казнены несколько видных сторонников католицизма). В февр. 1539 г. парламент принял «Шестистатейный статут», восстанавливавший нек-рые догматы католического учения, отвергаемые протестантами (признавались транссубстанциация во время Евхаристии, причащение мирян под одним видом, целибат для клириков, частные мессы и т. д.) и предусматривавший суровые наказания за неповиновение, вплоть до смертной казни. В то же время положение К. оставалось достаточно стабильным. В апр. 1539 г. он инициировал подготовку и публикацию «Большой Библии» (Great Bible) - 1-го офиц. перевода Свящ. Писания на англ. язык, выполненного Майлзом Ковердейлом; в нояб. того же года К. был поручен надзор за ее распространением, он также должен был контролировать появление др. переводов и предотвращать их распространение. К. активно поддерживал идею союза Англии с протестант. княжествами Германии, опасаясь вероятных конфликтов с католич. странами Европы. Еще в 1537-1538 гг. гос-ва Шмалькальденской лиги направили в Англию посольство для обсуждения этого альянса, его участники встречались с Генрихом VIII, а также с К. и Кранмером. Важным шагом на пути к формированию этого союза должен был стать брак короля с Анной Клевской, в организации к-рого К. сыграл решающую роль. Брак был заключен в янв. 1540 г., однако оказался неудачным: Генриху VIII не понравилась его новая жена, с которой он познакомился лишь незадолго до свадьбы (до этого король видел только ее портрет). К тому же к этому времени стало ясно, что объединения Франции и Свящ. Римской империи не произойдет, а потому политическая необходимость в заключении брака отпала, и он был расторгнут 9 июля 1540 г. Несмотря на эту неудачу, а также активные нападки со стороны его давних противников - Стефана Гардинера, еп.

http://pravenc.ru/text/2462031.html

154 Troeltsch. Die Bedeutung des Protestantismus für die Entstehung der modernen Welt. S. 20 ff; Troeltsch. Luther, der Protestantismus und die moderne Welt. S. 220. 155 Troeltsch. Die Bedeutung des Protestantismus für die Entstehung der modernen Welt. S. 12 f: «Абсолютно сверхиндивидуальная связь порождает такую чудовищную силу, как вера в непосредственное сверхприродное Божественное откровение, силу, которой обладал католицизм...» Здесь можно было бы также задаться вопросом, каким образом, по Трёльчу, «сфера вневременного и общечеловеческого» (см. выше примеч. 67) соотносится с индивидуализмом. 156 Ср. книгу с таким названием, написанную Блуменбергом (Blumenberg Н. Legitimität der Neuzeit 1966). См. также: Obermann Н. А. Contra vanam curiositatem. Ein Kapitel der Theologie zwischen Seelenwinkel und Weltall. Theologische Studien 113, 1974. 157 Ibid, S. 143 f, 59. Наиболее слабой стороной этой во многих отношениях интересной книги, пожалуй, является встречающаяся в ней интерпретация Лютера как радикального завершителя номинализма. 158 См. по этому поводу известное высказывание Шмалькальденских артикулов: Luther Martin. Werke. Kritische Gesamtausgabe (Weimarer Ausgabe] 50; 245, 1–247, 4 (Bekenntnisschriften der evangelisch-lutherischen Kirchc453, 16–456, 18). 160 Erikson Ε. Н. Der junge Mann Luther. Eine psychoanalytische und historische Studie, 1958. S. 9, 53, 236, 238, 278 f. 161 Новый путь (лат.) – появившееся в конце XIV в. обозначение новых философских течений, в частности философии Оккама, в противоположность томизму и скотизму как via antique (старый путь). – Примеч. ред. 162 Новое благочестие (лат.) – близкое к гуманизму духовное течение в Католической Церкви вв. зародившееся в Нидерландах. Его наиболее яркими представителями были так называемые Братья общинной жизни, в школах которых обучались Фома Кемпийский и Эразм Роттердамский. –Примеч. ред. 164 Ср.: Heinmel Ε. Die beiden Labyrinthe der Philosophie. Systemtheoretische Betrachtung zur Fundamentalphilosophie des abendländischen Denkens. Ι. 1968, S. 59

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sra...

—666— папстве») Лютер говорит следующее: «Это учение (именно: ни один христианин, не оказывающий папе повиновения, не получит блаженства) весьма ясно показывает, что папа есть настоящий антихрист, который возвысится и превознесется над Христом…, как и говорит св. Павел во 2Фес.2:4 . Ничего подобного не делает ни турок, ни тартар, как бы враждебно они ни относились ко Христу… Мы не можем молиться дьяволу , как Господу или Богу; мы не можем молиться и его апостолу, папе или антихристу, и признать его своим главою и господином». О том же говорится в «Tractatus de potestate et primatu papae» (4), приложенном к Шмалькальденским Членам и принадлежащем Меланхтону: «Ясно, что римские первосвященники защищают нечестивое учение и нечестивый культ. Ясно, что царство пап носит на себе знаки антихриста. Ибо Павел, описывая антихриста в посл. к Фесс. ( 2Фес.2:3 ff.), называет его противником Христа, который превознесется над всем, что называется и почитается за Бога и сядет в храме Божием, как Бог. Здесь говорится о ком-то, правящем церковью, а не о языческих царях, и его Павел называет противником Христа, потому что он распространит учение, противное Евангелию, и присвоит себе божественный авторитет». С этих пор полемическое толкование, основная мысль которого заключается в том, что папа есть антихрист, сделалось догматом лютеранской церкви и получило такое же признание у протестантских эгзегетов и догматистов, как оно было признано императорами и сектантами, полемизирующими с папою. К этому взгляду Лютера и Меланхтона примкнул Кальвин, который, приступая к истолкованию 2·ой главы 2 Фесс., 725 прежде всего осуждает тех, которые выдумали «бабью сказку о Нероне» (anile commentum de Nerone), будто он и есть антихрист. Ап. Павел, по словам Кальвина, разумел под антихристом не отдельное лицо, а целое царство, управляемое сатаною. Пророчество апостола об антихристе осуществилось в папстве. Под τ κατχον, quid detineat, нельзя вместе с —667— Златоустом понимать римское государство; под τ κατχον следует подразумевать проповедь евангелия во всём мире. От этого надо отличать κατχων, tenens, т. е. самого антихриста, потому что это причастие употреблено в смысле будущего времени. Наречие «ττε», стоящее перед ποκαλυφθσεται, не указывает на непосредственно предшествующее, т. е. на время, когда будет устранен тот, qui nunc principatum tenet, а обозначает: «когда прекратится τ κατχον».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Выйдя из-под пера первых реформаторов – людей талантливых и богословски образованных, вдобавок же – охваченных искренним религиозным одушевлением и страстно боровшихся за свои выношенные и выстраданные убеждения, символические книги многое дали для лютеранского богословия. Мы лично не вполне соглашаемся с... восторженными отзывами о символических книгах лютеранства. С одной стороны, на многие вопросы догматического характера в них (книгах) нет ответа, с другой – лютеранская богословская мысль уже во многом опередила свои символы. Поэтому символические книги не содержат полной и совершенной лютеранской догматики, – а мы отсюда не можем дать в этой работе полного изложения лютеранского вероучения. Но важен в символических книгах их общий дух – основные идеи лютеранства. И поскольку эти идеи живы теперь, постольку же важны для изучения и первые горячие выразители их – символические книги. Общепризнанными символами у лютеран являются: три вселенские символа (Апостольский, Никео-Цареградский и так называемый св. Афанасия), Аугсбургское исповедание, Апология, Шмалькальденские члены, Большой и Малый Катехизисы и Формула Согласия (последняя если не везде официально имеет символическое значение, то, по крайней мере, почти всюду принята в фактическое пользование как таковая). Для нас важны только специально лютеранские символы: содержание вселенских символов не дает представления о вероисповедных особенностях лютеранства 278 . Существующие же в отдельных лютеранских странах свои национальные исповедания веры мы не можем считать выразителями общепринятого вероучения. Заключение Считаем также не лишним сделать в заключении сочинения несколько замечаний о том, какое влияние оказали на лютеранское богословие провозглашенные символическими книгами принципы: непосредственного просвещения чрез Св. Писание и непосредственного спасения чрез одну веру. Все вообще лютеранское богословие отличается теми характерными чертами, которые так ярко выразились в этих принципах: рационализмом и индивидуализмом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

«Мы оправдываемся не через какие-нибудь свои заслуги, а через веру во Христа» («Аугсбургское исповедание»); «Через веру в Него, а не чрез наши заслуги, не чрез наше раскаяние, не чрез нашу любовь» («Апология»); «Христову же заслугу мы усвояем не делами или деньгами, но через веру, по благодати» («Шмалькальденские члены»). Такое мнение Лютера исходит из понимания им веры как уверенности христианина в своем личном спасении. Для спасения надо не просто верить в Христа и в совершенное Им дело, а в то, что «мне... подается без моей заслуги прощение грехов» («Апология»). Вера — «не знание того, что Бог существует, что есть ад и т. п., но уверенность в том, что мне грехи прощены ради Христа» (Там же). Однако вера эта — тоже не заслуга человека. Она «дар Божий». «Вера не есть человеческая мысль, которую я сам мог бы произвести, но Божественная сила в сердце». Таким образом, вера мыслится лютеранами как нечто, пассивно усвояемое человеком. У Лютера можно найти сравнения человека с «соляным столбом» и «чурбаном». Человек даже хуже чурбана, потому что упрям и враждебен. Преимущество его, однако, в том, что он сохранил способность верить. «Формула согласия» утверждает, что в человеке после грехопадения «не осталось и искры Божественных сил». Однако провести последовательно и до конца мысль о полной пассивности человека в деле своего спасения лютеране не в состоянии. Мысль эта никак не вяжется с евангельским учением, которое очень далеко от того, чтобы изображать человека «соляным столбом». Лютеране не отрицают Священного Писания Нового Завета и поэтому все же не могут полностью отвергать значение добрых дел. В «Аугсбургском исповедании» говорится, что «нужно делать добрые дела», что «закон должен быть исполняем». Итак, добрые дела совершенно не нужны для спасения, но все же их надо творить, так как без них нет настоящей веры, а следовательно, нет и спасения. Нельзя сказать, чтобы в освещении этого вопроса у лютеран царила четкая последовательность суждений. Ясно тут лишь то, что учение Лютера не так легко примирить с евангельским.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

В символических книгах лютеран нет ни слова о преемственности пастырского служения, об особом посланничестве свыше на это служение. Право рукоположения лютеране признают за любым членом Церкви (так называемое посланничество снизу). В «Шмалькальденских членах» говорится: «Вследствие недостойного поведения католических епископов и невозможности для Церкви оставаться без священников... мы, по примеру Древней Церкви и отцов (каких отцов? — М.К. ), хотим и должны сами посвящать в священники способных людей». Оставшись без епископа, протестанты вынуждены были создать такое учение о пастырстве без преемства. Но мы знаем, что в Церкви всегда действовал принцип преемственного посланничества свыше. В избрании могли участвовать и рядовые члены Церкви, но самое рукоположение избранный получал от того, кто уже был законным пастырем, кто сам дверью вошел во двор овчий. «Как послал Меня Отец, [так] и я посылаю вас», — сказал Христос Своим ученикам ( Ин. 2:21 ). Как может посылать другого тот, кто сам не послан? Из семи Таинств церковных лютеране признают вообще только два — крещение и причащение и при этом ссылаются на то, что ни в Священном Писании, ни в святоотеческих творениях нет указаний на седмеричное число Таинств, что такое их количество определилось не ранее XII в. Но и оставив у себя только два Таинства (крещение и причащение), потому что о них ясно заповедано Спасителем, лютеране предлагают о них очень своеобразное учение. Христос говорит о вере и крещении (см.: Мк. 16:16 ). Апостолы учили о необходимости веровать и креститься (см.: Деян. 2:38 ). Лютеране вынуждаются поэтому признавать крещение чем-то важным в деле спасения, хотя это трудно совместить с основным положением учения о спасении их сотериологии, согласно которому человек спасается одной верой. В Малом катехизисе читаем: «Крещение подает прощение грехов, избавляет от смерти и диавола и доставляет вечное блаженство верующим». «Формула согласия» учит: «Крестившиеся имеют снова свободную волю». Большой катехизис говорит, что через крещение человек получает «неисчислимые сокровища». Выходит, что крещение — нечто большее, чем знак, напоминание и заменитель слова, и все же ясности в этом вопросе у лютеран нет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Особого внимания заслуживает факт, что лютеране признают крещение младенцев, несмотря на неспособность последних верить. В «Аугсбургском исповедании» по вопросу о необходимости крещения детей выражается осуждение «перекрещенцев» (анабаптистов). О Евхаристии лютеране учат, что хотя она и может быть признана Таинством, так как вид хлеба и вина напоминает нам о голгофской жертве, но пресуществление Святых Даров они отрицают. Они говорят только о невидимом присутствии Спасителя в Таинстве Евхаристии в хлебе, с хлебом и под хлебом. Лютеране не в силах отрицать и значение Таинства Евхаристии. Таинство это символические книги называют «дополнением к крещению». Отрицая термин «пресуществление», символические книги предпочитают говорить о «присутствии» в Евхаристии Тела и Крови Христовых («Аугсбургское исповедание») «в хлебе и под хлебом» (Большой катехизис), «с хлебом» («Апология»), или in pane, sub pane, cum рапе («Формула согласия»). Не знают лютеране и церковного термина «преложение». Лютеранские символические книги ничего не говорят и о том, что Таинство это действительно только в том случае, если оно церковно, то есть если совершается пастырем, имеющим по преемству полномочия от тех, кому было заповедано сие творити. Что касается исповеди, то Лютер поначалу считал ее безусловно необходимой и признавал Таинством. Но вместе с тем у Лютера очень рано проявляется тенденция к умалению значения исповеди. Весь контекст лютеранского вероучения говорит о том, что Лютер не захотел признать за покаянием силы благодатного Таинства, способного оказывать реальное воздействие на нравственное состояние человека. По Лютеру, священник на исповеди лишь объявляет о прощении грехов, совершившемся ранее по заслугам Христа. Казалось бы, верующий лютеранин должен об этом знать и без священника. «Шмалькальденские члены» считают исповедь нужной «ради простого грубого народа». Впоследствии в лютеранстве утвердился взгляд на исповедь как на нечто необязательное. Отвержение живой связи между Церковью земной и небесной

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

собора Товинского 527 г.) и постановления армяно-грегорианских патриархов-католикосов. По присоединении части Армении к России и в частности города Эчмиадзина – местопребывания патриарха-католикоса – (в 1828 г.), при последнем учрежден постоянный синод. Постановления этого синода служат также источником права для армяно-грегорианской церкви, как находящейся в пределах, так и вне пределов России. Для русской армяно-грегорианской церкви в частности имеет особенное значение устав армяно-грегорианской церкви (утвержденный в 1836 г.). 4. В евангелическо-лютеранской церкви особенными источниками церковного права являются: 1) Правила, в которых изложено вероучение этой церкви, так наз. Символические книги или Исповедания (Bekenntnisschriften), содержащие принципиальные учения относительно управления делами евангелическо-лютеранской церкви. Таковы у лютеран: Аугсбургское исповедание 1530 г. и его апология 1531 г., Шмалькальденские артикулы 1537 г., катихизисы Лютера – малый и большой 1528 и 1529 гг. и отчасти формула соглашения (Concordienformel) 1580 г.; у реформатов – Гейдельбергский катехизис 1562 г. и др. 2) Церковные уставы (Kirchenordnungen), изданные светскими государями, а также имперскими городами и определяющие подробности церковного устройства и управления. 3) Государственное законодательство, дополняющее и изъясняющее эти церковные уставы. Главным основанием устройства и управления протестантских общин в России служит устав 1832 г. А. Сборники церковного права на Востоке § 9. Апостольские постановления и правила Первыми законодателями христианской церкви были Апостолы. По смерти их, христианские общины управлялись своими епископами по тем нормам, которые даны были в посланиях и преданиях Апостольских и которых все держались с неизменною верностью, как общего и необходимого канона церковной жизни и дисциплины. Когда христианские церковные общины распространились далеко за пределы Римской Империи и когда поэтому возникла опасность забвения или искажения церковно-юридических норм, открылась потребность письменного изложения их, в форме положительных обще-обязательных правил: в конце III или начале IV вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

166 Лютеранство – одно из главных направлений протестантизма, возникшего в результате реформационного движения в Европе в XVI в. Основные принципы сформулированы Мартином Лютером и его сподвижниками, прежде всего Филиппом Меланхтоном. Они изложены в Аугсбургском исповедании, первоначально отвергнутом императором Карлом V в 1530 г. После длительной войны между немецкими протестантами и католиками, закончившейся в 1555 г. Аугсбургским религиозным миром, было заключено соглашение по принципу «чья страна, того и вера». Лютеранское вероучение основано на принципе оправдания верой, отрицает сословие духовенства как наделенного благодатью посредника между Богом и человеком; спасает только личная вера в Бога, а не сверхдолжные дела святых и добрые дела в пользу Церкви. Источник вероучения – Библия. Лютеранство упразднило монашество, поклонение святым и их мощам. Из таинств оставлено лишь два – крещение и причащение, единой позиции относительно исповеди не выработано. Брак, рукоположение, соборование и конфирмация рассматриваются как простые обряды. Богослужение в лютеранских Церквах скромнее, чем в католичестве, хотя и более торжественно, нежели у кальвинистов. Богослужение ведется на национальных языках. Библия также переведена на национальные языки. Лютеране отрицают безбрачие священников – целибат. Вероучительными книгами лютеран (наряду с Библией ) являются «Большой» и «Малый катехизис» Лютера, Аугсбургское исповедание, Апология Аугсбургского исповедания, Шмалькальденские статьи, а также «Формула согласия». Из Германии лютеранство распространилось в ряде стран Европы: Австрии, Венгрии, Франции, Скандинавских странах, а также в Северной Америке. Кальвинизм – одно из основных течений Реформации, разработанное, систематически изложенное французским теологом и проповедником Жаном Кальвином и внедренное им в городе-государстве Женеве в XVI в. Кальвинизм радикально реформировал западное христианство: отрицались иерархическое устроение Церкви и верховная власть римского папы, единственным источником и авторитетом новой Церкви признавалось Священное Писание, значительно упрощалось богослужение, вводилось богослужение на родном языке, из христианских таинств были оставлены лишь крещение и причащение, которые рассматриваются как символические обряды. Кальвинизм вводил демократическое управление Церковью: независимые друг от друга общины (конгрегации) верующих управлялись консисториями, в которые входили пастор, диакон и избираемые верующими старейшины (пресвитеры) из числа мирян. Вышестоящим органом был провинциальный синод, состоящий из делегатов от провинциальных консисторий, на национальном уровне действовал национальный синод. Эта выстраиваемая снизу вверх церковная структура в общих чертах сохраняется в современных реформатских (конгрегационалистских и пресвитерианских) Церквах, стоящих на позициях кальвинизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010