Избрание было практически единодушным к радости римлян, для к-рых новый папа был земляком, первым за 100 с лишним лет (после папы Мартина V (1417-1431)) уроженцем Лацио на Папском престоле. Ожидалось, что П. позаботится о Риме, разоренном в мае 1527 г. нем. наемниками на службе имп. Карла V (1519-1556). 3 нояб. 1534 г. состоялась папская коронация. К тому времени у П. было 4 взрослых детей от вдовы Сильвии Руффини: дочь Костанца (ок. 1500 - 1545), сыновья Пьетро Луиджи (1503-1547), Паоло (1504-1512) и Рануччо (1509-1528), все они в разное время были узаконены. На 1-й консистории (18 дек. 1534) новый папа возвел в кардинальское достоинство 2 внуков: Алессандро Фарнезе (1520-1589) и Гвидо Асканио Сфорца (1518-1564). В 1545 г. П. сделал кардиналом еще одного внука - Рануччо Фарнезе (1530-1565). Всего П. возвел в кардинальское достоинство 71 чел. на 12 консисториях. П. предпринимал неоднократные попытки созвать Собор католич. Церкви; сначала местом его проведения была назначена Мантуя (булла «Ad Dominici gregis curam» от 4 июня 1536), где заседания должны были открыться 23 мая 1537 г., но этому помешало очередное столкновение между франц. кор. Франциском I (1515-1547) и имп. Карлом V. Осенью 1537 г. было решено созвать Собор в Виченце, но в 1539 г. этот проект был отложен на неопределенный срок, в т. ч. из-за конфликта между имп. Карлом V и Шмалькальденским союзом германских протестантов. Подготовкой к Собору занималась созданная в 1536 г. комиссия из 9 наиболее уважаемых кардиналов во главе с Г. Контарини , к-рая подготовила «Совет о реформировании Церкви» (Consilium de emendanda Ecclesia), содержавший критику нек-рых злоупотреблений Римских понтификов, а также предлагавший ряд мер по укреплению церковной дисциплины (повышение образовательного уровня клириков, более строгий контроль над приходским духовенством и др.). Однако эти рекомендации не были реализованы П. на практике. Работа продолжилась в виде коллоквиумов при участии католических и протестантских богословов, в частности на встречах в Регенсбурге (1541), которые, однако, не привели к значимым результатам, несмотря на усилия Контарини, главы умеренной партии при Римской курии, готового идти на определенные уступки в вопросе об оправдании верой.

http://pravenc.ru/text/2578527.html

Последние из сороковых годов шестнадцатого столетия были, как известно, весьма неблагоприятны для протестантов Германии. Это было время, когда император торжествовал свою полную победу над Шмалькальденским союзом, когда он силою оружия водворял в Германии религиозное единство, навязывая всем подчинение интериму. Большинство подданных императора не считало возможным сопротивляться требованиям победителя и беспрекословно принимало предписываемые ему формулы. Но находилось, конечно, не мало и таких, которые не соглашались ни за какую цену изменить своим религиозным убеждениям. На их долю выпадали преследования со стороны приверженцев старины, поддерживаемые авторитетом светской власти. Гонимые во всех пределах империи за свою протестантскую ревность такие люди естественно старались найти себе в Европе какую–либо страну, которая могла–бы послужить им приютом и дала бы им возможность спокойно трудиться для дела реформы. Английское правительство поспешило воспользоваться благоприятным случаем и предложило им свои услуги, надеясь приобрести себе в этих иностранных богословах ревностных и опытных пособников реформы, как скоро они переселятся на постоянное жительство в Англию. Архиепископ Кантерберийский обратился письменно к некоторым из них с приглашением от имени короля и, по его призыву, с первого–жу года Эдуардова царствовании началось переселение в Англию протестантских богословов Европы. В продолжении двух лет здесь нашли приют себе: Мартов Буцер, Петер Мартир Вермили, Павел Фагиус, Иоанн Аляско, Пьер Александр, Валерандус Поланус, Бернардин Охино, Кавальер, Тремеллио, Утенгофф, Анджело Флорио. По происхождению своему, люди эти принадлежали к различным национальностям; тут были и немцы, и итальянцы, и поляки, но за то все они были искренними сторонниками реформы. – По приезде в Англию, иностранные богословы встречали себе здесь самый радушный приём со стороны правительства и в особенности архиепископа Кантерберийского. Им тотчас же предоставлялись какие–либо общественные должности, которые давали им и материальное обеспечение и вместе возможность служить делу реформы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Пройдя столетия, она была в средние века развита и обоснована западною церковью, насколько это можно было сделать с точки зрения схоластического богословия. Но Лютер и Меланхтон проводят эту мысль в новом направлении. Восточная и западная Церковь понимала присутствие тела и крови Христа Спасителя в таинстве евхаристии в смысле пресуществления. Тело и кровь Иисуса Христа присутствуют в евхаристии в том смысле, что при совершении этого таинства хлеб и вино пресуществляются, т. е. претворяются в тело и кровь Иисуса Христа, вследствие чего сущность или природа хлеба и вина прекращает свое существование, оставляя лишь один наружный вид хлеба и вина, а на место её является сущность тела и крови Иисуса Христа. Лютеранство отвергло мысль о пресуществлении; оно стремится объяснить присутствие в евхаристии тела и крови Господа нашего Иисуса Христа иным способом. В первых символических книгах лютеран, «Аугсбургском исповедании» и его «Апологии», мы не встречаем еще прямого и определенного отрицания пресуществления. Оно выражено здесь только косвенно, в признании лишь присутствия тела и крови Христа Спасителя с хлебом и вином 24 . Прямое же отрицание пресуществления находим впервые в «Шмалькальденских членах». Здесь читаем: ,,мы нисколько не хлопочем о софистической тонкости, с помощью которой воображают, будто хлеб и вино теряют естественную субстанцию свою, и остается только вид и цвет хлеба, а не истинный хлеб. И со свящ. Писанием согласна мысль, что хлеб присутствует (в евхаристии) и остается; ибо ап. Павел сказал: хлеб, егоже ломим ( 1Кор. 10, 16 ), и еще: от хлеба да яст (11, 28) " 25 . «Шмалькальденские члены», как видим, не указывают никаких аргументов против пресуществления, а ограничиваются только ссылкой на два места из первого послания к Коринфянам. В обоих этих местах предлежащие в евхаристии святые дары названы хлебом, между тем как они по освящении суть уже «общение тела Христова» ( 1Кор. 10, 16 ); а это служит лютеранам основанием для отрицания пресуществления. И в «Формуле согласия» содержится лишь голословное отрицание пресуществления в перечислении тех пунктов, в которых лютеране не могут согласиться с католичеством.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/simv...

В протестантском мире с самого начала всячески подчеркивалось, что главным и в некотором смысле единственным источником церковного права является Священное Писание. Средневековый «Корпус канонического права» родоначальниками Реформации отвергался полностью, впоследствии потребности церковной жизни вынудили протестантских юристов признать относительный авторитет за теми положениями «Корпуса», которые не противоречили протестантским доктринам. Специальным источником права Протестантских Церквей являются символические книги: «Аугсбургское исповедание» (1530), «Шмалькальденские члены» (1537), два «Катехизиса» Мартина Лютера (1528 и 1529) –у лютеран; «Гейдельбергский катехизис» (1562) и «Галликанское исповедание» (1551) – у реформатов-кальвинистов. Отдельные национальные Протестантские Церкви имеют свои уставы или регламенты (no-heмeцku–Kirchenordnungen). 2. Высшее управление римско-католической церковью 2.1.Статус Римско-Католической церкви Католическая церковь , по ее собственному самосознанию, является Церковью Вселенской, тождественной Церкви Символа веры . Но исторически Римско-Католическая церковь – это отделившийся от вселенского Православия в 1054 г. Западный Патриархат, в прошлом одна из Поместных Православных Церквей. Материалом для изложения данной темы естественным образом служит Кодекс канонического права Католической церкви в ныне действующей редакции 1983 г. 505 2.2.Папа Раздел Кодекса о высшей церковной власти начинается с преамбулы, в которой говорится, что подобно тому, как по установлению Спасителя святой Петр и другие апостолы составляли единую коллегию, так и Римский первосвященник, преемник Петра, и епископы, преемники апостолов, составляют единое целое. Епископ Римской Церкви, на котором лежит ответственность, возложенная Господом на первого среди апостолов – Петра, является главой епископской коллегии, викарием Христа и пастырем всей земной Церкви; ему принадлежит в Церкви власть ординарная, верховная, полная, непосредственная и универсальная. Полный титул папы – епископ Римский, Наместник Иисуса Христа, Преемник главы апостолов, Верховный Первосвященник Вселенской Церкви, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, глава государства града Ватикана, раб рабов Божиих 506 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Георг Саксонский, герц. Генрих II Брауншвейгский, Альбрехт II, архиеп. Майнцский, и Матеус Ланг фон Велленбург, архиеп. Зальцбургский), ее внутренней непрочности (противоречия между Габсбургами и баварскими Виттельсбахами), так и из-за того, что, ведя войны с Францией и с Османской империей, император был остро заинтересован в поддержке немецких, в т. ч. протестантских, князей и городов. Члены Шмалькальденского союза соглашались предоставить императору военную помощь в борьбе с турками только при условии свободного распространения протестантизма на нем. территориях, входивших в состав Свящ. Римской империи. К. был вынужден принять это условие и подписать компромиссный Нюрнбергский религ. мир (23 июля 1532). По условиям мира преследования за веру прекращались, а рассмотрение в имперском камеральном суде дел против протестантов приостанавливалось. Император получил значительную субсидию; в окт. 1532 г. было собрано войско ок. 80 тыс. чел., к-рое выступило против подошедшей к Вене тур. армии. На Шпайерском рейхстаге 1544 г. императору удалось вновь получить финансовую помощь нем. князей в войне с Францией после обещания выполнить требования протестантов: прекратить религ. тяжбы и юридически признать равноправие лютеран и католиков; был оговорен характер соглашения, правда временного,- до созыва вселенского или национального Собора или до нового соглашения между представителями различных конфессий. На рейхстаге в Шпайере в июне 1544 г. К. заявил о намерении созвать общеимперский Собор. Папа Римский Павел III выразил недовольство действиями императора, написав ему, что без согласия Римской Церкви такой Собор не будет иметь статус легитимного и что соглашение с протестантами противозаконно. Ж. Кальвин по этому поводу составил «Отеческое увещание римского понтифика Павла III, направленное непобедимейшему цезарю Карлу V, со схолиями» (Admonitio paterna Pauli III Romani pontificis ad invictissimum Caesarem Carolum V cum scholiis// Ioannis Calvini Opera quae supersunt omnia/Ed.

http://pravenc.ru/text/1681065.html

Шмалькальденские члены представляют собой оппозицию против папы; в них Лютер главным образом показывает то, что папа имеет власть не по Божьему праву, и что вообще видимая верховная глава противна существу евангелической церкви. Сочинение это представлено было Лютером на утверждение курфюрсту в Шмалькальден в 1537-м году, и здесь подписано было собравшимися немецкими богословами. О предметах веры в этом сочинении говорится совершенно согласно с Аугсбургским исповеданием и в противоположение латинскому католицизму. В Большом и Малом Катехизисах излагается десятисловие, символ апостольский, молитва Господня, учение о крещении, исповедание грехов и евхаристии, с присоединением образцов молитв на разные случаи, и, наконец, краткое начертание обязанностей человека – христианина в различных отношениях жизни, состоящее преимущественно из выбора мест из Священного Писания. (В Большом Катехизисе все это излагается пространнее, чем в Малом; в последнем изложение учения отличается полной сжатостью и краткостью). Катехизисы Лютера, как видно из указанного содержания их, излагают главным образом и по преимуществу положительное общехристианское учение, не останавливаясь на пунктах, отличающих и характеризующих лютеранскую догматику. 4 . Формула согласия – «Formula concordiae». Исторические условия ее происхождения следующие: учение Аугсбургского исповедания, особенно позднейшего издания (variata), было предметом взаимных споров между самими между самими лютеранами. Вследствие этого между ними возникла междоусобная брань. Явились партии и секты, враждовавшие между собой: между ними появились последователи кальвинизма, появились даже антиномисты, во главе которых стоял Иоанн Агрикола; последний, исходя из лютеранского учения о свободе, пришел к этой мысли, что закон библейский не должен быть соблюдаем христианином, потому что он касается одних иудеев. Вместе с тем явилось стремление примирить все эти партии и секты. Как результат такого примирительного стремления и явилась в 1580 году последняя лютеранская символическая книга «Формула согласия»; составителями ее считаются канцлер тюбингенского университета Яков Андреэ и другие лютеранские ученые богословы.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/obl...

Часто случалось, что даже прежде сожигания по обряду животного тука приходил отрок и говорил приносившему жертву: даждь мяса испещи жерцу: и не возму от тебе мяса вареного от коноба. И глаголаше муж жряй: да покадится первее тук, якоже подобает, и тогда возмеши себе от всех, еще хощет душа твоя. И рече; ни, ныне даждь: аще же не даси, возму силою ( 1Цар. 2, 13–16 ). «Здесь, – говорят защитники римско-католического учения, – обозначено употребление одного вида»; здесь священник получает (или предвосхищает) более, чем миряне; «поэтому и наши миряне должны довольствоваться одною частью священнодействия, одним видом». «Апология» находит указанный факт из истории семейства Илия совершенно неподходящим в данном случае, так что о нем нельзя и говорить серьезно; «разве только для забавы можно представлять такие доказательства». Гораздо естественнее слышать голое распоряжение, что миряне должны довольствоваться одним видом. Но почему должны? Для этого не должно искать основания. «Приказывают, как некий тиран в трагедии: хотят ли, не хотят, а должны быть довольны. Ужели эти основания оправдают на суде Божием тех, которые скрывают часть таинства, которые жестоко поступают с добрыми людьми, имеющими право пользоваться полным таинством? Если запрещают один из видов таинства в том расчете, чтобы поддержать отличие сословия, то это самое основание должно побуждать нас не соглашаться с противниками» 210 . – «Шмалькальденские члены» указывают еще одно основание, приводимое католиками для оправдания обычая приобщать мирян только под одним видом. Они говорят, что нет нужды преполавать оба вида, потому что «сколько содержится под одним видом, столько – и под обоими 211 , как учат софисты и Константский собор». Но нам нет нужды (говорит VI член) в подобном мудрствовании. Если даже справедливо, что под одним видом содержится столько же, как и под двумя, то однако Иисус Христос преподал дары свои и заповедал вкушать под двумя видами; след., вкушение одного только вида уже не представляет полного, установленного Христом Спасителем порядка.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/simv...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Николаус фон Амсдорф. Гравюра. 1-я пол. XVI в. (Архив Университета г. Галле) С 1524 г. суперинтендант в Магдебурге, где провел реформацию. Руководил ее введением также в Госларе (1531), Айнбекке (1534), Шмалькальдене (1537). В 1542-1546 гг. по воле саксонского курфюрста Лютер поставил А. первым евангелическим епископом в Наумбурге. После кончины Лютера (1546) он стал советником по церковным вопросам у саксонских герцогов эрнестинской линии. Вслед за поражением протестантов Шмалькальденского союза в 1547 г. А. вместе с М. Флакком возглавил непримиримое к отступлениям от ортодоксии течение в лютеранстве (гнезиолютеране), резко выступал против Аугсбургского интерима 1548 г., участвовал в адиафористских спорах , а также синергистских и майористских как оппонент Ф. Меланхтона и его сторонников. А. стал одним из сооснователей Йенского ун-та (1558), участвовал в подготовке йенского издания сочинений Лютера. Основу лит. наследия А. составляют его обширная переписка и множество небольших по объему работ, в т. ч. против различных «адиафористов». Ист.: Amsdorff N. von. Das Doctor Pomer und Doctor Maior mit ihren Adiaphoristen ergernis und Zurtrennung angericht, und den Kirchen Christi unüberwintlichen schaden gethan haben. Magdeburg, 1551. Лит.: Reichert E. O. Nikolaus von Amsdorf und das Interim. Halle, 1955; Brunner P. Nikolaus von Amsdorf als Bischof von Naumburg. Gütersloh, 1961; Iserloh E. Geschichte und Theologie der Reformation im Grundriss. Paderborn, 1982. В. М. Володарский Рубрики: Ключевые слова: ЛЮТЕР Мартин (1483-1546), нем. богослов, проповедник, религ. и общественный деятель; один из лидеров европ. Реформации, основатель лютеранства

http://pravenc.ru/text/114596.html

Святоотеческие толкования на слова Христа: «Если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю» (Ин 14:13) Источник Содержание Ошибка Оригена Устойчивый библейский оборот Святоотеческие толкования Тринитарное прочтение Богословие имени и личности Использованные источники:     Православный подход к толкованию Священного Писания обязует нас согласовать его с тем, как изложили его уже прежде «светила и учители Церкви в своих писаниях» (Правило 19 VI Вселенского Собора, 3, с. 280). История протестантского движения, которое недавно отметило свое 500-летие, ярко демонстрирует, что произвол в толковании Писания приводит к бесконечному множеству индивидуальных, или «личных» мнений, которые толкуют одни и те же священные тексты не только не в согласии с Преданием Церкви, но и разделяя самих протестантов на сотни разнящихся суждений и экзегетических направлений. Но и в православной среде отход от атмосферы боговдохновенных святоотеческих мыслей очень быстро приводит к разного рода заблуждениям 1 . Слова Господа Иисуса Христа «если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне» ( Ин 14:13 ) могут быть неверно истолкованы (и на самом деле неверно толкуются современными сектантами), как якобы показывающие, что Сын Божий не равночестен Богу Отцу по Божеству. Ошибка Оригена В древней Церкви такую серьезнейшую догматическую ошибку совершил знаменитый своими обильными экзегетическими трудами Ориген (почему александрийского дидаскала некоторые даже признавали за своеобразного предтечу еретика Ария). Ложное толкование Оригена повторяют нередко и современные еретики. Причем, если для Оригена можно найти хотя бы некоторое смягчающее его вину обстоятельство, а именно, что учение Церкви о Святой Троице на период жизни александрийского дидаскала еще не было полностью артикулировано, то наша информационная эпоха позволяет практически каждому прикоснуться к драгоценному наследию святых богословов, не оставляя таким образом сомнения в гордом еретичествующем упрямстве лжеучителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Святое Писание укрепляет воинов духовных таким словом: Сын мой! если ты приступишь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд ( Сир. 2, 1–2 ); и это так, как самый первый артикул, должно иметь в памяти и этому следовать. Далее: Все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив ( Сир. 2, 4 ). За сим надо иметь твердую веру к Богу, что без Его воли и волос головы нашей не погибнет, и ни одна птица не падет без воли Отца нашего Небесного (ср.: Лк. 21, 18 ; Мф. 10, 29 ), кольми паче не может что скорбное нам приключиться без воли Его (прп. Макарий, 20). Нам ко спасению нужны не одни вольные скорби, но и невольные, а особенно когда в вольных оскудеваем, то невольные нам помогают и спасение устраивают (прп. Макарий, 20). Ты все немоществуешь телесно, да и душевно не хвалишься, и говоришь, что у вас духовная ярмарка не бывает, а я скажу напротив – бывает, но вы плохо торгуете и мало барыша получаете от невнимания вашего: всякий случай скорбный, от кого-либо досада, уничижение, укорение, презрение и тому подобное есть торг, а стечение многих таковых случаев – ярмарка, торговать и получать на ней выгоду состоит в произволении каждого: переносить с самоукорением и смирением и приобретать от этого душевное исцеление от страстей; многие приобретают, а многие пропускают время и остаются не только без приобретения, но даже и с убытком (прп. Макарий, 20). Когда воззрим на неповинно страдавшего Господа нашего Иисуса Христа, претерпевшего укоризны, досады, оплевание, биение, бесчестие, поругание, распятие, тернов венец, прободение ребра, пронзения рук и ног пречистых, – увидим, что суть наши скорби, причиняемые обидами и презрениями, а ведь Он оставил нам пример, дабы мы шли по следам Его ( 1Пет. 2, 21 ), и хотя не вполне, но вмале обретаемся общницы страстям Его, когда доблестно и безропотно терпим посылаемые Им нам скорби. Вы находитесь в Божеском университете, Он вас обучает, хочет сделать что-нибудь хорошее из вас, не противьтесь Ему (прп. Макарий, 20)!

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010