166 Лютеранство – одно из главных направлений протестантизма, возникшего в результате реформационного движения в Европе в XVI в. Основные принципы сформулированы Мартином Лютером и его сподвижниками, прежде всего Филиппом Меланхтоном. Они изложены в Аугсбургском исповедании, первоначально отвергнутом императором Карлом V в 1530 г. После длительной войны между немецкими протестантами и католиками, закончившейся в 1555 г. Аугсбургским религиозным миром, было заключено соглашение по принципу «чья страна, того и вера». Лютеранское вероучение основано на принципе оправдания верой, отрицает сословие духовенства как наделенного благодатью посредника между Богом и человеком; спасает только личная вера в Бога, а не сверхдолжные дела святых и добрые дела в пользу Церкви. Источник вероучения – Библия. Лютеранство упразднило монашество, поклонение святым и их мощам. Из таинств оставлено лишь два – крещение и причащение, единой позиции относительно исповеди не выработано. Брак, рукоположение, соборование и конфирмация рассматриваются как простые обряды. Богослужение в лютеранских Церквах скромнее, чем в католичестве, хотя и более торжественно, нежели у кальвинистов. Богослужение ведется на национальных языках. Библия также переведена на национальные языки. Лютеране отрицают безбрачие священников – целибат. Вероучительными книгами лютеран (наряду с Библией ) являются «Большой» и «Малый катехизис» Лютера, Аугсбургское исповедание, Апология Аугсбургского исповедания, Шмалькальденские статьи, а также «Формула согласия». Из Германии лютеранство распространилось в ряде стран Европы: Австрии, Венгрии, Франции, Скандинавских странах, а также в Северной Америке. Кальвинизм – одно из основных течений Реформации, разработанное, систематически изложенное французским теологом и проповедником Жаном Кальвином и внедренное им в городе-государстве Женеве в XVI в. Кальвинизм радикально реформировал западное христианство: отрицались иерархическое устроение Церкви и верховная власть римского папы, единственным источником и авторитетом новой Церкви признавалось Священное Писание, значительно упрощалось богослужение, вводилось богослужение на родном языке, из христианских таинств были оставлены лишь крещение и причащение, которые рассматриваются как символические обряды. Кальвинизм вводил демократическое управление Церковью: независимые друг от друга общины (конгрегации) верующих управлялись консисториями, в которые входили пастор, диакон и избираемые верующими старейшины (пресвитеры) из числа мирян. Вышестоящим органом был провинциальный синод, состоящий из делегатов от провинциальных консисторий, на национальном уровне действовал национальный синод. Эта выстраиваемая снизу вверх церковная структура в общих чертах сохраняется в современных реформатских (конгрегационалистских и пресвитерианских) Церквах, стоящих на позициях кальвинизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Споры об «Истинном христианстве», завязавшиеся в Брауншвейге и Данциге еще при жизни автора, оказались незначительной вспышкой в сравнении с позднейшими, поднявшимися почти тотчас же после того, как Арндт закрыл глаза. Не входя в подробности и историю полемики, заметим, что все сочинения, написанные против Арндта, констатируют один несомненный факт – он употреблял такие выражения, которые могли быть истолкованы в худую сторону, ему не доставало точности и определенности в выражениях. При том, воспитанный на средневековых мистиках, он пропитался их духом, отсюда и на его произведении лежит отпечаток умеренной мистики, а это направление, в данную эпоху возрождения схоластики и господства мертвой ортодоксии, было либеральным. Но подозревать его в различных еретических заблуждениях – нет оснований; делать это значит одно из двух – или быть слепым ревнителем буквы и не понимать существа дела, или страдать пристрастием. Для всякого непредубежденного человека для признания ортодоксальным известного лица достаточно заявления со стороны последнего о согласии его с символическими книгами своего вероисповедания и о желании, чтобы его понимали сообразно с ними. Арндт и сделал это: в предисловии к I книге «Истинного христианства» (I, 9) он прямо заявляет, что оно должно быть понимаемо по смыслу символических книг – «1-го неизмененного аугсбургского исповедания, апологии его, шмалькальденских членов, обоих катехизисов и формулы согласия». Этого мало. В виду возражений он написал «Repetitio apologetica», повторение и защиту учения об «Истинном христианстве». При таких условиях, казалось бы, исключается всякая возможность для сомнения в ортодоксальности Арндта с протестантской точки зрения. 2 Pertz. De J. Arndtio ejusque libris, qui inscribuntur " de vero christianismo». Hannover. 1852, 89 5 П. С. 3. т. XI, 8832 ср. Доклад Св. Синода императрице Елизавете Петровне о книгах, противных вере и нравственности («Чтения в общ. истории и древн. российских», 1867, I, V, стр. 7–8). По всей вероятности, к этому времени относится список с этого перевода „Истинного христианства», принадлежащий библиотеке Кирилловского монастыря Писан скорописью конца первой половины XVIII в., in folio, 348 листов. Первых листов нет.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ioan...

Им были написаны две из так называемых «Символических книг» лютеранско-евангелической церкви «Аугсбургское вероисповедание» (1530) и «Апология Аугсбургского вероисповедания» (1531). Благодаря Меланхтону, в лютеранской церкви, так же, как и в католической, сохранялись почитание креста, исповедь, церковное убранство (алтарь, свечи, религиозные картины, распятие, органная музыка). Меланхтон в истолковании вопроса о свободе воли, добрых дел и направляющей силе церковной власти был близок Риму. Он разделял учение о «соучастии» – синергизме, догматическую теорию, согласно которой христианин должен сам «содействовать» своему исправлению (статьи 18 и 20 «Аугсбургского вероисповедания»). В толковании сущности причастия Меланхтон сближался со швейцарскими реформаторами. В 10-й статье «Аугсбургского вероисповедания» термин «пресуществление» им был заменен словом «присутствие». Ссылаясь на Аристотеля, Меланхтон уже при жизни Лютера иначе, чем тот, трактовал возможность сопротивления высшей власти, по своей сути близкой к реформатской политико-правовой доктрине. 121 Центром «филиппистов» стал Виттенбергский университет. Им покровительствовал курфюрст Саксонии Август I. Приверженцы Меланхтона – Георг Майор, Юстус Мениус, Йоханнес Пфеффингер. 122 Центром гнесиолютеран был Йенский университет (герцогство Саксен-Веймар). Им покровительствовали Иоганн Вельгельм Веймарский и курфюрст Пфальцский Фридрих III. Приверженцы «истинного» лютеранства Никлас фон Амсдорф, Матфей Флаций, Йоханнес Виганда. 123 Формулы Согласия 1577 г. называют Бергской книгой, так как компромисс между филиппистами и гнесиолютеранами был достигнут в монастыре Берген близ Магдебурга, где с марта по май 1577 г. шли напряженные переговоры. В подготовке текста Формулы Согласия принимал участие Мартин Хемниц (15221586), сыгравший значительную роль в примирении филиппистов и гнесиолютеран. 124 Вероисповедальная «Книга Согласия» лютеран (1580): Священное Писание, Большой и Малый Катехизисы Лютера (1529), Шмалькальденские статьи (написаны Лютером в 1536 г.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zapa...

Мог ли курфюрст, лишившийся войска, рассчитывать на укрепление своей власти силами шмалькальденской группировки? Нет, об этом не могло уже идти и речи. Филипп Гессенский заключил с императором сделку, исключавшую любые его действия к западу от Гессенского княжества. Мориц Саксонский все теснее сходился с Карлом V, противником Иоганна-Фридриха. Из союза он вышел и теперь помогал императору бить французов, снискав на полях сражений громкую воинскую славу. 18 сентября 1544 года в Крепи Карл V и Франциск I подписали мир, по условиям которого король Франции отказался от всех прав на итальянские, испанские и немецкие земли и обязался в союзе с императором выступить против турок. Теперь Карл V освободился и мог вплотную заняться внутренними проблемами империи. Прибыв в Кельн, он сделал строгое внушение Германну, но на большее не осмелился, поскольку перебежчик все еще носил официальный титул архиепископа, а в глазах остальных князей оставался курфюрстом. 9 октября 1545 года городской совет и капитул обратились с ходатайством в Рим, но прошло долгих полгода, прежде чем папа Павел III, дипломат и противник скорых решений, сказал свое слово. Лишь 16 апреля 1546 года вышел указ о низложении Германна фон Вида и его отлучении от Церкви. На его место назначили ревностного католика Адольфа фон Шаумбурга. Кельн остался в лоне католической Церкви. Кельнские викарные епископаты Мюнстер, Оснабрюк и Мюнден последовали примеру метрополии. Лютер этой победы папизма уже не увидел: он скончался двумя месяцами раньше. Зато он успел насладиться падением Генриха Брауншвейгского. Низложенный герцог с отчаянием наблюдал, как его бывшие владения превращаются в арену грабежей, разбоя и притеснений. Он предпринял попытку отвоевать их, принял бой от объединенного войска Филиппа и Иоганна-Фридриха, потерпел поражение и сам попал в плен. Ландграф, в первый и, пожалуй, последний раз в жизни оправдав свое прозвище Великодушного, потребовал освобождения побежденного соперника, но тут в дело вмешался Лютер. Просить свободы для «этого злодея и опасного прислужника римского идола» означало, по его мнению, посягать на Евангелие и волю Господню, которая столь «ярко проявилась в этой войне, вдохновляемой ангелами».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/lyut...

Коп бежал в Базель, а Кальвин предпочел кочевать из города в город, объехав таким образом Страсбург, Базель, Феррару и Лион. Наконец он прибыл в Женеву, где провел два года, затем еще на три года был выслан, но с 1541 года окончательно обосновался в этом городе и занялся организацией местной Церкви, которая стала известна не только во всей Швейцарии, но и во Франции, Нидерландах, Шотландии и Венгрии. Вопреки надеждам, которые в Виттенберге возлагали на Франциска I, он так и не влился в ряды Реформации. Его альянс с немецкими князьями носил чисто политический, но ни в коем случае не религиозный характер, и воевал он с Карлом V, а отнюдь не с католической Церковью. Демонстрируя политическим руководителям шмалькальденской группировки самое дружеское расположение (то же самое он, впрочем, делал и по отношению к Сулейману – еще одному союзнику Франции по борьбе с императором), он пылал ярой ненавистью к любым проявлениям ереси, ощущая за спиной поддержку всей религиозной и интеллектуальной верхушки французского общества. Согласно королевским ордонансам от 1540 и 1542 годов, бальи 27 и прокуроры на всей территории страны получили право привлекать к королевскому суду лиц, заподозренных в отходе от истинного учения. В 1545 году члены секты водуан из Дофине и Прованса, примкнувшие к Реформации и увлекавшиеся иконоборчеством, допустили ряд явных перегибов. Король обрушил на них мощь армии, предавшей их земли мечу и огню. За несколько недель солдаты награбили и разрушили больше, чем еретики за 10 лет. Несколько месяцев спустя после смерти Лютера в городе Mo отправили на костер 14 протестантов, обвинив их в извращении таинства причащения. Со смертью Франциска I, последовавшей 31 марта 1547 года, репрессии не кончились. Его сын Генрих II продолжил их с еще большей энергией. Скандальная связь короля с Дианой де Пуатье, известная всей Франции, заставила советника Анна дю Бура взять на заседании парламента слово и во всеуслышание сказать то, о чем остальные только шептались: «Справедливо ли осуждать людей, которые идут на костер с именем Иисуса Христа на устах? Справедливо ли карать их, как не карают даже прелюбодеев?» Смелость дорого обошлась дю Буру – он и сам отправился вслед за теми, чью жизнь пытался защитить.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/lyut...

Как и изречение: ,,Слово стало плотью», – повторяется и объясняется другими равнозначащими предложениями, напр.: «Слово обитало с нами», «во Христе обитает телесно вся полнота Божества», «Бог был с Ним», «Бог был во Христе» и т. п… Аналогично тому употреблены и формы речи: «в хлебе, под хлебом, с хлебом» 62 ... Таким образом, формула: in pane, cum pane, sub pane, – представляет собою лаконическое выражение сущности лютеранского учения о таинстве евхаристии. Она указывает на то, что сущность этого учения заключается в отрицании пресуществления и в признании, взамен его, присутствия тела Иисуса Христа в хлебе, с хлебом, под хлебом. Выражения – in pane и sub pane суть специально Лютеровы; а cum pane – термин Меланхтонов. Наконец, встречаем у Лютера название евхаристического хлеба и вина (совсем неудачное) прямо телом и кровью Иисуса Христа. Название, очевидно, взятое из учения римско-католической церкви и возможное только при учении о пресуществлении, – учении, по которому хлеб и вино становятся именно телом и кровью Христа Спасителя. В «Большом катихизисе» Лютер говорит, что если вещество таинства, т. е. хлеб и вино соединяются со словами таинства, «тогда не подлежит сомнению, что они (т. е. хлеб и вино) суть истинное тело и кровь» 63 . Говоря об отпущении грехов, подаваемом со вкушением евхаристических даров, он прибавляет, что отпущение грехов подается не хлебом и вином самими по себе, а «таким хлебом и вином, которые, по нашему учению, суть тело и кровь Христовы» 64 . В «Формуле согласия» приводятся следующие слова Лютера: «я признаю сакраментариями и фанатиками всех тех, которые не желают верить, что хлеб на святой вечери Господней есть истинное натуральное (т. е. действительное) тело Его» 65 . Здесь же встречаем ссылку на «Шмалькальденские члены», которые «утверждают, что хлеб и вино на святой вечери суть истинное тело и истинная кровъ Иисуса Христа» 66 . Такое выражение повторено еще несколько раз в тех местах символических книг, которые несомненно принадлежат перу Лютера.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/simv...

176 ... externa visibilia elementa, panis et vini in Sacramento adoranda esse. – Ibid., p. I, a. VII, 604. 177 ... Quod autem Christas ipse, rerus Deus et homo, in spiritu et in veritate adorari debeat... id nemo, nisi Arianus haereticus, negaverit. – Ibid., p. II, a. VII, 760. 178 ... nequaquam cum pane et vino.., neque in pane et vino.., neque per panem et vinum.., neque coram pane et vino... 185 ... praedicatio Evangelii.., fides.., invocatio..,  gratiarum actio.., confessia..,  afflictiones.., sanctorum.., omnia bona opera sanctorum. 190 ... requirit enirn cultus cordis, per quos vere fit magnum nomen Domini. – Apologia, a. XII. 258–259. 203 Nullum igitur reliquum est in novo testamento sacrificium applicandum pro peccatis aliorum, praeter unum Christi sacrificium in cruce. – Ibid., 264. 216 ... neque tamen alia ratione, quam per verbum ad nos pervenire aut perverri potest.– Ibid, 557. 224 ... ut fides accedat, quae credat promissionibus, quae per sacramenta exhibentur et ostenduntur. – Confessio, а. XIII, 13. 262 Кроме членов об искуплении (из «Шмалькальденских»), направленных против римско-католического учения о евхаристической жертве. 264 Мы не будем останавливаться на рассуждениях по поводу отсутствия этой связки в арамейском языке, на котором шла беседа при установлении евхаристии и на котором Иисус Христос произнес слова установления евхаристии. На этом языке простое соединение подлежащего со сказуемым уже выражает полную логическую связь их. Кроме того, мы имеем дело с греческим текстом, на котором евангелисты, передавая в точности мысль Иисуса Христа, употребили для выражения её связку στ. 266 Мы находим и в других местах евангелия указание на то, что благословение Иисуса Христа не остается без особых чудесных последствий; напр., говоря о чудесном насыщении 5000 человек, евангелисты замечают, что Христос Спаситель, прием пять хлеб и обе рыбе, воззрев на небо, благослови ( Мф. 14, 19 ; Мр. 6, 41 ), и следствием этого благословения было то, что этим чудесным хлебом насытилось пять тысяч человек, и еще оказалось двенадцать коробов остатков. То же см. и у Мр. 8, 6–7 и друг.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/simv...

На 426 стр. есть две фразы, взятые у Сергия (стр. 27. 29), и есть пересказ из диссертации Светлова (стр. 81). 1-ое прим.­3-ьему прим. на 27 стр. книги архиеп. Сергия. Во 2-м примеч. выписки из «Formula concordiae» и «Conf. Belg.» взяты из 1-го прим. на 32 стр. Сергия; выписка из «Apologia Conaiessionis» у Сергия в тексте на стр. 30; цитаты из Шмалькальденских членов у Сергия в 3-ьем прим. на стр. 30. Две выписки из Апологии у Сергия в тексте на стр. 31. Между этими выписками вставлена цитата из «Conf. Helv.», взятая у Сергия в 1-м прим. на стр. 31. Таким образом, в этом примеч. все цитируются как раз символическая книги лютеран, но выписки делаются из книги архиеп.Сергия, а вовсе не из новейшего издания Miillera. Особенно характерна выписка из «Apologia Confessionis». В этой выписке у Сергия опущен стих псалма 31-го, вместо которого многоточие. То же самое и у о. Малиновского. Если бы автор видел 100-ую стр. издания Miiller’a, он м.б. несколько иначе бы перевел, напр., слова effici seu regenarari (у Сергия «делать или возрождать»), не поставил бы вслед за Сергием кавычек, которых нет у Мюллера. Вовсе не издание Мюллера лежало в данном случае на столе о. прот. Малиновского, а книга архиеп. Сергия, но Сергий замолчан, а Мюллер торжественно возвещен в качестве источника. Стр. 427 начинается пересказом из книги прот. Светлова, стр. 82–83; вставляется фраза из Сергия (стр. 31–32) и тотчас начинается буквальная выписка опять из Светлова (стр. 83–84). Слова Wangemann " a в этой выписке заключены в кавычки и только к ним подставлена цитата. Затем опять непосредственно следует фраза, взятая в 1-м прим. на 30 стр. книги архиеп. Сергия, и кончается страница двумя латинскими строками, позаимствованными у Светлова на стр. 84. В том, что 1-ое прим. списано у Сергия, автор сознается посредством цитаты, а что у Сергия же взято (с добавлением ошибки в латинском слове) и 2-е прим.-это скрыто (см. Сергия, стр. 30 прим.2). Около половины стр. 428 (в средине) списано с 49 стр. вышеупомянутого сочинения г.Стукова и с 24 стр. архиеп. Сергия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Истинный смысл его первоначальных заискиваний пред князьями Германии разъяснился очень скоро. В ответе послов короля английского, сделанном курфюрсту Саксонскому и ландгр. Гессенскому на известные предложения князей Шмалькальденского союза, между прочим, заявлялось, что Генрих вовсе не имеет особенной надобности в союзе с протестантами Германии, так как в настоящее время нет оснований бояться враждебных действий со стороны папы и императора 379 . Такое заявление равнялось, очевидно, откровенному признанию в том, что союз с германскими князьями желателен был для Генриха вовсе не в религиозных интересах, а по соображениям политическим, и что теперь, когда опасность миновала, нет никакой особенной надобности и в этом союзе. Итак, в эпоху разрыва Англии с Римом, ни вся нация вообще, ни король, ни конвокация, ни парламент в частности, не обнаруживали стремления к реформе в области вероучения и обрядов, а потому, если оказалась потребность в точном определении исповедания английской церкви и если такие исповедания действительно были составляема, мы не имеем оснований ожидать в них каких либо больших уклонений от установленной догматики католицизма. Такое предположение найдёт себе достаточное подтверждение при рассмотрении самых памятников вероучения английской церкви за этот период времени. Список ложных мнений, представленный нижнею палатою конвокации, собравшейся в июне 1536 года, послужил поводом к ожесточённым прениям между епископами и привёл в конце концов к выработке и утверждению первого памятника вероучения английской церкви в форме так называемых десяти членов веры. Епископы, заседавшие в верхней палате конвокация, не были, как оказалось, единодушны в своих религиозных воззрениях; они разделились на две партии, из коих одна была строго консервативна, а другая держала сторону реформы. К первой партии принадлежали: Ли, архиепископ Йоркский, Стоксли, еп. Лондонский, Тунсталь, еп. Дургэмский, Гардинер, еп. Уинчестерский, Лонгланд, еп. Линкольский, Ширмэн, еп. Чичестерский, Никс, еп.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Исполнить угрозу Аугсбургского сейма Карлу V, однако, не удалось. С одной стороны, ему было опасно ссориться с немецкими князьями, а с другой – опасность от турок заставляла его быть осмотрительным. Все это содействовало тому, чтобы настроить его миролюбиво. После того как исчезла всякая надежда покончить мирно с турками, он заключает в 1532 г. с протестантами религиозный мир. Нюрнбергский мирный договор 1532 г., утвержденный Карлом V, был непрочен, так как император заключил его только от своего имени. Он не связывал имперское правительство. Сейм, заседавший в то время в Регенсбурге, не обратил на него никакого внимания. Договор имел силу только до созыва Собора. Однако протестанты гордились достигнутым успехом своей политики, ибо Нюрнбергский мир явился началом нового развития Реформации в Германии. Карл V хотел создать договор на очень короткий срок, но последующие события в Европе растянули этот срок на сорок лет и позволили Реформации сделать за это время такие колоссальные успехи, что ее победа казалась делом недалекого будущего. НЕМЕЦКАЯ РЕФОРМАЦИЯ ОТ НЮРНБЕРГСКОГО МИРА 1532 г. ДО ВЕСТФАЛЬСКОГО МИРА 1648 г. Нюрнбергским договором было постановлено, что до окончательного решения обе стороны должны соблюдать мир. «Аугсбургское исповедание» было дозволено, хотя на другие новые учения дозволение это не распространялось. Протестанты считали такое положение за прочный мир, но для императора это было только перемирие. Для него программа оставалась прежней: протестанты должны подчиниться Риму, Рим же должен подтвердить необходимость реформ, исходящих из центра. Вступать в борьбу с Шмалькальденским союзом император считал опасным предприятием, так как нуждался в поддержке немецких князей. Таким образом, благодаря участию императора Карла V в великой европейской политике, развитие протестантизма было на многие годы ограждено от всяких посягательств. Однако во всем, что не касалось веры, протестантские князья были целиком преданы императору. Благодаря перемирию протестантизм получил доступ в такие города, как Вюртемберг, Померания, Ангальт, Франкфурт-на-Майне и др., а также в Данию.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zap...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010