Из-за стен католического монастыря раздался голос просветить лик Великого Учителя. В самом слове подражание заключена жизненная действительность. Формула «Подражание Христу» является подвигом дерзания, свойственным духу сознательному, принимающему всю ответственность созидания. Именно сознательный ученик дерзает подойти к Учителю в подражании. Такой пример внес Свет во тьму затхлости и создал за стеною затвора устремление к действенному дерзанию» 308 . Святитель Игнатий Брянчанинов отзывался о данной книге следующим образом: «В образец аскетической книги, написанной из состояния прелести, именуемой мнением , можно привести сочинение Фомы Кемпийского под названием Подражание Иисусу Христу. Оно дышит утонченным сладострастием и высокоумием, которые в людях ослепленных и преисполненных страстями производят наслаждение, признаваемое ими внушением Божественной благодати. Несчастные и омраченные! Они не понимают, что, обоняв утонченную воню живущих в себе страстей, они наслаждаются ею, признают ее в слепоте своей вонею благодати! Они не понимают, что к духовному наслаждению способны одни святые, что духовному наслаждению должно предшествовать покаяние и очищение от страстей, что грешник неспособен к духовному наслаждению, что он должен сознавать себя недостойным наслаждения, отвергать его, если оно начнет приходить к нему, отвергать как несвойственное себе, как явное и пагубное самообольщение, как утонченное движение тщеславие, высокоумия и сладострастия…» 309 . 666 «Шестьсот шестьдесят шесть в апокалипсисе означает Будду, Христа, Майтрейю, каждого числом шесть» 310 . В Откровении Иоанна Богослова читаем: «И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» ( Откр.13:16–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sud-sove...

«Когда Моисей поставил скинию и помазал её, и освятил её и все принадлежности её...... тогда пришли... начальники колен... и представили приношение своё пред Господа: шесть крытых повозок и двенадцать волов, – по одной повозке от двух начальников и по одному волу от каждого, – и представили сие пред скинию» 601 . «Двенадцать князей (в иносказательном смысле) изображают служебных духов, а волы – Апостолов. Двенадцать колен, от которых произошли Пророки и Апостолы, были также образом их. Шесть колесниц изображають шесть стран, в которые пронеслось Евангелие Христово». – (Затем), «принёс приношене своё Наассон, сын Аминадавов, от колена Иудина. Приношение его было: одно серебряное блюдо.... одна серебряная чаша..., одна золотая кадильница» (Числ, VII, 12–14) и проч. ««Одно серебряное блюдо» изображает нравы Апостолов, а «серебряная чаша» изображает нравы Пророков. «Кадильница», исполненная благовоний, изображает душу Еммануила, которой не возмущали греховные страсти..... И ещё: «кадильница» представляет собою избранную Церковь , восходящую в скинию мысленную; а ароматы в кадильнице изображают племена и народы, которые верою соединены в воню благоухания» 602 . Для служения при скинии было определено колено Левиино, причём из рода Ааронова выходили первосвященники и священники. Поставляя во священники, Моисей «кровию и елеем помазывал жрецу правое ухо, правую руку, а также правую ногу ( Лeb. VIII, 23. 24 ). Это – образ дарованных нам благ. Кровь – образ спасительной крови, а елей – образ всесвятого помазания; правое же ухо – прознаменование похвального послушания, а рука и нога – символы добрых дел. Посему-то помазаны были правая рука и нога правая, так как есть дела шуии и послушание вредное» 603 . – Первым первосвященником был брат Моисея, Аарон. – В 23 ст. VI гл. кн. Исх. Моисей говорит о последнем: «Аарон взял себе в жену Елизавету, дочь Аминадава, сестру Наассона; и она родила ему Надава и Авиуда, Элеазара и Ифамара». Не без цели, замечает Бл. Феодорит, Моисей «сделал нам известным не только отца, но и брата жены первосвященника Аарона.... (Этим он) указует соединение колен: царского и священнического, потому что Наассон – сын Аминадава; Аминадав сын Арама; Арам – сын Есромов; Есром – сын Фаресов; а Фарес – сын Иудин; сам же Наассон был племеноначальник Иудин. От сродства их произошёл, по плоти, Господь. Посему не напрасно Моисей указал на соединение колен царского и священнического, но этим показывает, что Владыка Христос происшёл от обоих колен, став, по человечеству, и Царём, и Священником» 604 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Нравственное приложение догмата о шестидневном творении Божием показал сам Моисей, когда заповедал Израильтянам: Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему… В шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его ( Исх. 20:8–11 ). В этой заповеди заключаются две другие, более конкретные. 1 . Сам Бог делал в продолжение шести дней, и дела Свои, которые Он делал ( Быт. 2:2 ), хотя и мог бы произвести мир в один миг: так и мы должны, по вы­сокому примеру нашего Создателя, делать и трудиться в продолжение шести дней каждой недели, должны развивать и укреп­лять дарованные нам от Него силы и способности, употреблять во благо свое и ближних даруемое от Него время, и таким образом совершать в шесть дней все дела свои. 2 . Сам Всевышний в день седьмой почил от дел своего творения, И благословил Бог седьмой день, и освятил его ( Быт. 2:3 ); так и мы, после шестидневного труда, должны успокаиваться от трудов своих, и святить, т.е. посвящать исключительно на служение нашему Господу, день седьмой каждой седмицы, каковым в Ветхом Завете была суббота, а ныне, по воссоздании уже мира воскресшим Жизнедателем, сделалось воскресенье; должны с тем вместе, по этому примеру, святить и посвящать на служение Богу и все другие дни, какие Он же Сам освятил осо­бенными своими благодеяниями человеческому роду, и которые, по власти, от Него данной, отделила от прочих дней святая Цер­ковь и посвятила на служение Ему и святым Его. 3. О мире малом – человеке. § 76. Связь с предыдущим. Учение Церкви и состав этого учения. Произведя из ничтожества мир духовный и затем мир вещественный, Господь Бог, в заключение творения, произвел человека, который равно принадлежит и к миру духовному по своей душе, и к миру вещественному по своему телу, а потому есть как бы сокращение двух миров, 1245 и справедливо называется малым миром. 1246

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

о перв. члене). На это учение, которое всецело заимствовано у священного бытописателя Моисея, было и особенно ныне существует три ложных взгляда. Одни не принимают Моисеева сказания о шестидневном творении за историю, а думают понимать его в смысле переносном, таинственном. Другие, принимая это сказание за историю, произвольно истолковывают его, или недоумевают, о чем здесь говорит Моисей: о сотворении ли всего мира, или только о сотворении земли, и притом, о первоначальном ли происхождении земли, или только о преобразовании ее и т. т.п. Третьи, наконец, хотя также принимают это сказание за историю, утверждают, будто оно содержит в себе много несообразностей и противоречить показаниям наук естественных, а потому не заслуживает вероятия. Эти ложные мнения прямо указывают те стороны, с каких должно быть рассмотрено поддерживаемое православной Церковью откровенное учение о происхождении мира вещественного. §72. Моисеево сказание о происхождении мира вещественного есть история Признавать за историю Моисеево сказание о происхождении мира вещественного обязываемся потому, что - 1. За историю принимал его сам Моисей. Он поместил это сказание в самом начале, как основание своей исторической книги, в которой предположил сообщить Израильтянам верные и точные понятия о Боге, как Творце мира и человека, следовательно, поступил бы против собственного намерения, если бы скрыл здесь какой либо таинственный смысл, ни для кого непонятный. А главное, на этом сказании Моисей основал закон о субботе, данный Израильтянам, при изложении которого со всею ясностью, говорит Он, раскрыл свои мысли о шестидневном творении. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил;… посему благословил Господь день субботний и освятил его (Исх. 20:8—11). И в другом месте: и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный;… потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился (Исх. 31:16—17). Одно это побуждение видеть историю в сказании Моисеевом совершенно достаточно для цели, хотя бы не было никаких других побуждений, потому что вне сомнения, что слова всякого писателя надобно понимать в таком точно смысле, в каком он сам понимал их.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

– Отче! Слушаюсь, и обещаю всегда это соблюдать. – Всегда ли ты как следует делал свои дела в течение недели, в шесть дней, определенных для работы? – Работал, но были и дни, когда и праздновал. – Дорогой мой! Есть некоторые заповедные праздники, которые Святая Церковь выделила для празднования. Когда эти дни случаются в один из шести рабочих дней, то следует их по Уставу праздновать. Но некоторые ленивые люди бездумно создают какие-то так называемые «праздники» и празднуют: «Младу Петку», «Пролетный Четверг», и многие другие, не утвержденные праздники. Эти люди забывают слова Божии: шесть дней работай и делай (в них) всякие дела твои ( Исх.20:9 ). Ни один хороший христианин не смеет эти Божии слова забывать. Как грешит тот человек, который работает в воскресные и праздничные дни, так грешит и тот, который не работает в шесть рабочих дней. В начале Адаму определено было: в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят ( Быт.3:19 ). По этому велению Бога Адам возделывал землю, а то, что было сказано Адаму, то же точно сказано и нам, потомкам Адама. Кто работает – будет есть хлеб, кто не работает – будет голоден. Запомни это, и поступай должным образом. – Твои, отче, добрые советы никогда не забуду и обещаю, что буду всегда по ним себя вести. – При начале и окончании каждого дела молишься ли ты Богу, чтобы Он благословил дела твои? – Иногда молюсь и ищу Божия благословения, но не всегда это делаю. – Это нехорошо, что ты всегда, при всяком деле, не просишь Божия благословения. Это грех и великое упущение, ибо ни одна работа не может быть ни счастливой, ни полезной, если не благословлена Богом. Каждый христианин должен всякое дело начинать и завершать молитвой и благословением Божиим, если хочет, чтобы его труды были удачны и принесли пользу. Для примера приведем здесь один рассказ из жития святого Феодосия. “Однажды, один господин пришел в Лавру Печерскую и остался у игумена на обед. На трапезе поставлена была простая еда. Эта еда оказалась очень вкусной и понравилась гостю.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

(Простр. Хр. Катих. о перв. члене). На это учение, которое всецело заимствовано у священного бытопи­сателя Моисея, было и особенно ныне существует три ложных взгляда. Одни не принимают Моисеева сказания о шестидневном творении за историю, а думают понимать его в смысле переносном, таинственном. 1226 Другие, принимая это сказание за историю, произвольно истолковывают его, или недоумевают, о чем здесь говорит Моисей: о сотворении ли всего мира, или только о сотворении земли, и притом, о первоначальном ли происхождении земли, или только о преобразовании ее и т. т.п. 1227 Третьи, наконец, хотя также принимают это сказание за историю, утверждают, будто оно содержит в себе много несообразностей и про­тиворечит показаниям наук естественных, а потому не заслуживает вероятия. 1228 Эти ложные мнения прямо указывают те стороны, с каких должно быть рассмотрено поддерживаемое право­славной Церковью откровенное учение о происхождении мира ве­щественного. § 72. Моисеево сказание о происхождении мира вещественного есть история. Признавать за историю Моисеево сказание о происхождении мира вещественного обязываемся потому, что – 1 . За историю принимал его сам Моисей. Он поместил это сказание в самом начале, как основание своей исторической книги, в которой предположил сообщить Израильтянам верные и точные понятия о Боге, как Творце мира и человека, следовательно, поступил бы против собственного намерения, если бы скрыл здесь какой-либо таинственный смысл, ни для кого непонятный. А главное, на этом сказании Моисей основал закон о субботе, данный Израильтянам, при изложении которого со всею ясностью раскрыл свои мысли о шестидневном творении. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил;… посему благословил Господь день субботний и освятил его ( Исх. 20:8–11 ). И в другом месте: и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный;… потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился ( Исх. 31:16–17 ). Одно это побуждение видеть историю в сказании Моисеевом совершенно достаточно для цели, хотя бы не было никаких других побуждений, потому что вне сомнения, что слова всякого писателя надобно понимать в таком точно смысле, в каком он сам понимал их.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Прочтите притчу о злых виноградарях (см.: Мф. 21, 33). Она Вам все объяснит лучше, чем я, смертный. И послушайте свидетельство Господа о Себе Самом: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь (Ин. 8, 58), а Авраам родился на несколько тысячелетий раньше Него. Еще одно свидетельство из уст Христа. Когда евреи спросили Его: кто же Ты? – Иисус сказал им: от начала Сущий (Ин. 8, 25),– так называет Его и четвертый евангелист, говоря: В начале было Слово Наконец, в апокалиптическом пророчестве Иоанна Господь Сам о Себе говорит с небес: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Который есть и был и грядет, Вседержитель Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь (ср.: Откр. 1, 8, 17–18). Итак, Вы видите, что прежде Христа был Христос и после Христа будет Христос. А о том, что в конце мира Он придет в силе и славе великой, читайте в святом Евангелии и Апокалипсисе. Придет Он вновь, чтобы завершить эту вселенскую пьесу, которую Сам когда-то начал. Скажете, тайна сия велика. А разве маленький мотылек не великая тайна? Какова же тайна его Творца?.. Мир Вам и радость от Христа Господа. Письмо 116 паломнику Младену С., о порядке заповедей Ты знаешь десять Божиих заповедей. Знаешь, в каком порядке они идут одна за другой. Этот порядок тебе нравится. На скрижалях Моисея все заповеди написаны в этом порядке, четыре на первой скрижали и шесть на второй. Первые четыре заповеди определяют отношение человека к Богу, а последующие шесть – человека к человеку. На древних иконостасах ты можешь это видеть: четыре заповеди на одной скрижали и шесть на другой. Но вдруг ты смутился! Читая Евангелие, ты нашел, что Господь изложил известные нам заповеди в другом порядке, не в том, к которому ты привык и как учил в школе. Действительно, когда к Господу подошел юноша и спросил, что надлежит делать, чтобы наследовать Царство Небесное и вечную жизнь, Господь ответил ему: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою (Лк. 18, 20). Ты удивлен и спрашиваешь, почему Христос не изрек заповеди в прежнем порядке, но поменял их местами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1869...

Прощеное воскресенье Прошеное воскресенье – последнее воскресенье приготовления к Великому посту. В этот день особо выделяются две важных темы: 1) воспоминание изгнания Адама и Евы из Рая, и 2) прощение. Первая тема напоминает нам, что грех и неповиновение вошли в мир, когда люди поддались искушению злого духа. Они выбрали непослушание Богу, потому что думали, что таким путем достигнут для себя лучшей участи. Они пожелали сами «быть как боги». Они захотели стать независимыми от Бога, Который опекал их и направлял. Но жизнь без Бога привела их к смерти. Только Бог, Первоисточник всего сущего, может даровать жизнь, и жизнь, дарованная Им, вечна! Вторая тема напоминает нам, что Бог всегда готов простить нас, если только мы искренне раскаемся в своих грехах. Она также напоминает нам, что сами мы должны простить грехи других людей, которые чем-либо обидели нас или что-либо сделали против нас. Только одним путем мы можем быть прощены Богом и другими людьми и простить своих ближних – проявить любовь. Только любовь может возвратить нас в общение с Богом и в общение друг с другом. Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы: Отца и Сына и Святого Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную. За шесть дней до Пасхи Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса Христа и отерла волосами своими ноги Его... Тогда Иуда сказал: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев?» Иисус же сказал: «Оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего». Центр сегодняшнего урока – Прощеное воскресенье, которое приходится на канун Великого поста. Великий пост длится в течении 40 дней, заканчиваясь пятницей перед Лазаревой субботой и Вербным воскресеньем – праздником Входа Господня в Иерусалим. Эти последние события перед Страстями Господними в Церкви много раз предваряются словами: «За шесть дней до Пасхи». «За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию. Ученики Его говорят Ему: «Где велишь нам приготовить Тебе Пасху? « Он сказал им: «Пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды. Последуйте за ним и скажите хозяину дома того: Учитель говорит: здесь Я совершу Пасху с учениками Моими».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

С гораздо большим правом Cornely а Lapide, в объяснении этого места из кн. Исход, говорит: «что здесь, по-видимому, идет речь о знакомстве с субботой и восстановлении её празднования... Говорю о возобновлении, ибо существование и празднование (cultum) субботы, как установление от начала мира, указывает книга Бытия ( Быт.2:3 ). Следовательно, от начала мира существовал праздник и культ (festum et cultus) субботы, но это в Египетском рабстве, благодаря широкому разлитию идолопоклонства среди Евреев было помрачено, посему здесь снова восстановляется Богом 221 . Справедливость такого взгляда на дело достаточно подтверждается и самим характером Моисеева закона о субботе, который выставляет её нам не столько совершенно новым учреждением, сколько подтверждением и закреплением ранее существовавшего обычая. Такое, именно, впечатление получается и от самого текста десятословия, в котором заповедь о субботе читается так: «Вспоминай день субботы ( ), чтобы святить его (), шесть дней ты должен работать и совершать все свои дела, но седьмой день есть суббота ( ) Господу Богу твоему. И да не совершишь в него никакого дела ты, и сын твой, и дочь твоя, и раб, и рабыня твоя, и скот твой, и пришлец твой, который во вратах твоих, потому что в шесть дней сотворил Бог небо и землю, и море, и все, что в них и почил в седьмой день, посему благословил Господь день покоя (субботы) и освятил его» ( Исх.20:8–11 ). В дополнение к этому в кн. Исход ( Исх.31:15–17 ) суббота называется «знамением вечным между Иеговой и сыновьями Израиля», причем опять делается ссылка на историю творения: «ибо в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и успокоился» ( Быт.2:3 ). Заповедь Моисеева закона, предписывающая этот праздник ( Исх.16, 20, 31 ; Втор.5:12 ) покоится на шести днях творения и седьмом дне покоя, как на чем-то непоколебимо стоящем в общественном сознании 222 . Смысл всех этих мест, более или менее, очевиден: говоря о субботе, Моисей каждый раз ведет речь не о каком-либо, новом впервые вводимом им учреждении, но о старом, отеческом обычае, который трактуется здесь, как праздник, учрежденный самим Богом, по завершении творения и в воспоминании о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/biblej...

Скачать epub pdf 2. Библия и наука: краткое пояснение Перед тем, как двигаться дальше, мы рассмотрим одно часто возникающее недоразумение, которое многих смущает – доктрина сотворения, якобы, противоречит научным данным. Этот популярный миф, который люди часто повторяют, не задумываясь о том, в чем эти “противоречия” состоят. Как сказал американский ученый Стенли Яки, противоречия между наукой и Писанием – это противоречия между недоказанными научными теориями, с одной стороны, и спорными толкованиями Библии, с другой. Хороший пример – споры между сторонниками теории эволюции, с одной стороны, и буквального толкования библейского повествования о творении за шесть дней, с другой. С одной стороны, у нас есть научная теория, которая, при всех ее возможных достоинствах, является именно теорией – то есть неким объяснением для наблюдаемых фактов, а не фактом, доктриной, объясняющей научные данные, а не самими этими данными. С другой стороны у нас есть убеждение в том, что шесть дней в книге Бытия непременно обозначают шесть календарных суток по 24 часа – убеждение довольно спорное, если вспомнить, что та же Библия говорит, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. ( 2Пет.3:8 ) Никакого противоречия Библии как таковой научным данным как таковым тут нет. Я не знаю, верна ли теория эволюции, и если верна, то в какой степени и в каком виде – но, если бы она была верна, это никак не противоречило бы вере в сотворение. Людям часто кажется, что “естественные процессы” и “Божественное вмешательство” это взамоисключающие вещи, но для Библии это не так. Псалмопевец говорит: Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было. ( Пс.138:13–16 )

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010