Божественной субботы хлебнули мы глоток. От празднеств и работы закрылись на замок. Ни суетная дама, ни улиц мельтешня нас не коснутся, Зяма, до середины дня. Еще придут заботы, но главное в другом: божественной субботы нам терпкий вкус знаком! Б. Окуджава Четвертая заповедь подытоживает обязательства человека по отношению к Богу: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его». Как ясно следует из самой заповеди, здесь человеку дается определенный принцип отношения к самой жизни. Нельзя человеку не работать — ибо он умрет с голода. Нельзя ему и не отдыхать — иначе он сорвется и погибнет. Но четвертая заповедь устанавливает определенный ритм жизни, который наполняется особым, священным смыслом. Здесь сердцевиной становится то время, когда изгнанный Адам словно возвращается в райский сад, где не было нужды в изнуряющем труде, где весь мир радовался человеку и был ему послушен. Да, это было дано даром — но не отнято совершенно и сегодня. Шесть дней труда — но ради того, чтобы вернуться в Эдем. Шесть дней труда — как свидетельство готовности выполнить повеленное Богом, чтобы исправить роковую ошибку. И каждый раз день седьмой — экзамен, или свидетельство правильности пути. Когда прекращается работа, и праздник открывает свои двери. Когда человеческое, житейское упраздняется — чтобы дать место Богу. Уже готовит старость свой непременный суд. А много ль нам досталось за жизнь таких минут? Но с Воскресением Христовым в жизни человечества появляется новый рубеж, новая точка отсчета. И если первое время суббота соблюдалась христианами иудейского происхождения, то уже в начале II века акцент субботнего дня постепенно переходит на следующий день — воскресный. Ведь именно в этот день, первый после субботы, христиане собирались для молитвы и причащения. Обращая язычников в христианство, апостолы не требовали от них соблюдения субботы, но собирали их на молитву именно в воскресный день. Постепенно воскресный день стал отмечаться повсюду, а равноапостольный император Константин Великий узаконил этот день как государственный выходной.

http://azbyka.ru/bozhestvennye-poveleniy...

Буквально — существ “многокишащих и многородящих”. Сама стихия пола, размножения, которая также обожествлялась в языческих культах плодородия, здесь показана исходящей из рук все того же Творца. Каждый раз, когда возникает жизнь, Бог дает ей силу продолжать себя. В греческом тексте Септуагинты — kosmos, что буквально значит “украшение” (именно так это место переводится в церковно-славянской Библии). “Седьмой день”, в отличие от всех предыдущих, не завершен традиционной заставкой: “и был вечер, и было утро…”. Этот “день” еще не закончился. В христианском понимании — это “день” человеческой истории охватывает время от создания человека до конца света. Шесть дней творения — это шесть предшествующих эпох становления мира, в котором еще не было человека. Седьмой день — это время человеческой истории и человеческого творчества. “Восьмой день” — это День Пришествия, день всеобщего Воскресения и Суда, День невечернего Царствия Божия. Такое завершение Моисеем рассказа о творении мира было призвано пояснить установление субботнего дня покоя для Израиля. Четвертая из Десяти Заповедей гласит: “Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему… Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил…” ( Исх. 20,8-11 ). По вопросу о том, должно ли соблюдаться празднование субботы, среди христиан существуют разные мнения. Католики и большинство протестантов полагают, что празднование ветхозаветной субботы перешло на воскресенье. Адвентисты седьмого дня считают, что римская Церковь не имела полномочий отменять Божественную заповедь и вместо субботы отмечать воскресенье (а потому сами адвентисты празднуют именно субботу). Наконец, православные считают праздничными оба дня: и субботу, и воскресенье. В православном богослужебном календаре до сих пор суббота считается седьмым, последним днем недели. Воскресенье же оказывается первым днем недели или… восьмым. Воскресенье — это время совершения пасхальной Литургии, то есть, время причастия к Богу. Причастие к Богу есть причастие к Вечности, и, таким образом, по богослужебной символике, воскресенье выходит за рамки времени и соединяется как с тем самым “днем единым”, что стоит у истоков времен, так и с тем “днем восьмым”, который возвестит пришествие Царства Божия на землю в конце времен.

http://azbyka.ru/deti/shkolnoe-bogoslovi...

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В слышанном нами Евангелии повествуется, что Иисус Христос учил народ в субботу в одной из синагог иудейских. Там была женщина, восемнадцать лет одержимая недугом немощи от нечистого духа; она была скорчена и не могла выпрямиться. Увидев ее, Господь сказал: «…ты освобождаешься от недуга твоего». И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. Старейшина синагоги говорил народу, негодуя, что Иисус Христос исцелил больную в субботу, чего бы не следовало делать, по его понятию, в праздник. Но Господь постыдил этого законника перед целым народом. Он спросил его: «…не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? Тем более не надлежало ли в день субботний дочь Авраамову, которую связал сатана… освободить от уз сих?» Значит, делать добрые дела и в праздники не грешно, добрыми делами и надобно чтить святые праздники. Этим евангельским повествованием разъясняется вопрос об истинном назначении дней воскресных и праздничных. Бог, на всякое время поклоняемый и славимый, хочет, чтобы для Его прославления было определено свободное время, особые дни, которые мы называем праздниками: седьмый лень суббота — праздник Господу Богу твоему. Значит, праздник есть время, посвященное Единому Богу, и мы в это время ничего не можем делать для себя, а все только во славу Божию. Помни день субботный, еже святити его: шесть дний делай и сотвориши в них вся дела твоя. Целых шесть дней даю Я вам на работу, а седьмой оставляю на служение Мне. «В день же седмый — суббота Господу Богу твоему» — так повелевает четвертая заповедь Божия, так повелевает Сам Бог. Он оставил нам шесть дней и только один уделил Себе, да и то для спасения нашей же души. Этот закон Господь освятил примером Своим: мог Он сотворить весь мир в один день, в одну минуту, однако же восхотел сотворить его в шесть дней; а в седьмой почил от дел творения. Как свят этот закон, так и мы непреложно обязаны соблюдать эту заповедь Божию! Вместо седьмого дня — субботы, мы, христиане, празднуем первый день недели, то есть воскресенье, а это потому, что в этот день Господь наш Иисус Христос родился, в этот день Он воскрес из мертвых, в этот день послал Духа Святого. Все воскресные дни — дни Божий, а не наши, и потому делать в эти дни должно только то, что служит во славу Божию, во спасение наше. Но что же делает зависть сатаны? Он говорит своим сообщникам — злым духам: «Приидите и оставим вся праздники Божий от земли». Настанет праздник Господень, надо бы от попечений мирских удалиться, нужно бы в храм Божий пойти, Богу помолиться, душою и телом отдохнуть. А враг шепчет человеку: «Ну что за праздник, что за обедня? Занимайся каждый делом своим», и христиане слушают его; то и другое сделать в праздник признают необходимым, а исполнение заповеди Божией, спасение души своей считают делом ненужным.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Далее пророк Даниил предсказывает о неизбежном разделении царства Александра на четыре части ( Дан. 8:8 ) и чрезвычайном расширении и умножении одного из них, расположенного «к югу и к востоку и к прекрасной стране» ( Дан. 8:9 ). Так Даниил указывает на победу царя Антиоха Епифана. Не довольствуясь истреблением евреев, Антиох Епифан вознесся на вождя воинства небесного, что проявил в отнятии у Него ежедневной жертвы и поругании места святыни Его. Выражая желание, чтобы все его подданные были одним народом и оставили прежний закон (религиозный), он, как говорится в первой книге Маккавейской (1, 41–53), предъявил подобные требования и к евреям, запретив им приносить всесожжения и жертвы, совершать возлияния Иегове и праздновать субботу. Иудеи исполнили его требования. «В пятнадцатый день Хаслева, сто сорок пятого года, устроили на жертвеннике мерзость запустения, и в городах Иудейских вокруг построили жертвенники» ( 1 Макк. 1, 54). Это нечестие, согласно пророчеству Даниила, должно было простираться на «две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится» ( Дан. 8:14 ) или, как сказано в Библии на славянском языке, что ближе к греческому оригиналу, «даже до вечера и утра дней две тысячи и триста» ( Дан. 8:14 ). «Вечер, – пишет блаженный Феодорит, – у пророка назван началом бедствий, а утром – конец их, потому что скорбное уподобляется ночи и тьме. Вот сколько времени, – говорит святой, – от настоящего начала зла и до конца. Дни же сии, вычисленные по еврейскому календарю, составляют шесть лет и шесть месяцев, ибо столько времени продолжалось бедствие иудеев» 202 . Царь Антиох умер в 164 г. В книгах Маккавейских говорится, что со 169[п] по 164 г. (до Р.Х.) 203  Израиль претерпел великие бедствия, причиненные царем Антиохом, продолжались они 2300 дней, или шесть с лишним лет. Если от начала этих бедствий – нападение Антиоха в 169 г. (до Р.Х.) на иудеев – прибавить к этому году шесть лет, то получится дата смерти Антиоха – 164 г. (до Р.Х.). А теперь попробуем понять, что есть общего между историей развития свидетелей Иеговы в Соединенных Штатах и пророчеством восьмой главы книги Даниила. Даниил пишет: «отнята была у Него ежедневная жертва и поругано место святыни Его» ( Дан. 8:11 ). В 1918 г. руководителей свидетелей Иеговы, подозревая в шпионаже, посадили в тюрьму (есть и другие версии). Книга пророка Даниила, по мнению свидетелей Иеговы, ясно пророчествует об этом. Ну не абсурд ли данная аналогия?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

е. на святые и богоугодные дела. Начало освящения седьмого дня положил Сам Бог , всемогущий Творец мира. «Совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмый день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал». ( Быт. 2:2–3 ). Разве Бог – чистейший и всемогущий Дух – нуждается в отдыхе? Бог не нуждается в отдыхе; но в этом библейском повествовании заключается высокий образец для человека, созданного по образу и по подобию Божию и предназначенного быть господином творения. Бог в шесть дней сотворил мир и заповедал людям шесть дней трудиться в делах своего звания. Эта обязанность трудиться относится не к беднякам только, но ко всем людям без различия пола, возраста и состояния. Человек должен трудиться по сознанию, что это – его нравственная обязанность, долг, определенный всемогущим Творцом мира. Сотворив мир в шесть дней, Бог в седьмой день почил от дел Своих и освятил его, и заповедал людям седьмой день посвящать на святые и богоугодные дела. Эта заповедь о посвящении Богу седьмого дня производит в высшей степени благотворное влияете на весь порядок человеческой жизни. Честный труженик, выходящий на работу с утра и продолжающий ее до вечера, не может работать более шести дней. Он чувствует утомление и необходимо нуждается в целодневном отдыхе. Господь Бог определил человеку шесть дней работать, а седьмой день посвящать на служение Ему – на святые и богоугодные дела. Проведши седьмой день согласно с волею Божией, человек, с обновленными силами, с душевным спокойствием и с благословением Божиим, должен снова приниматься за дела своего звания и исполнять их по нравственным побуждениям во славу Божию и для блага ближних. – Таково неизменное определение Божие о покое и об освящении Богу седьмого дня. История свидетельствует, что народы, исполняющее заповедь Божию о шестидневном труде и посвящении Богу седьмого дня (напр. Англичане, Финляндцы, Евреи и др.), более благоденствуют, чем народы, не исполняющие этой святой заповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

И поверг ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле и бросил в великое точило гнева Божия. Точило ярости, Божия означает место наказания, уготованное диаволу и его ангелам; по множеству мучимых в нем оно называется великим, ибо пространная врата и широкий путь, вводяй в пагубу (Мф. 7,13). И истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий. Итак, точило будет истоптано вне города праведных, ибо, как говорит пророк, не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных (Пс. 124,3), и жилище их, как и жизнь их, не будет смешано (в точиле). Кровию, пролитою от попрания осужденных, называется праведный, неотвратимый и нелицеприятный Суд Божий, кровь же грозда - вино. Точило, наполненное вином нерастворенным, указывает, что наказание, постигшее заслуживших его, по причине гнева Божия достигает как бы до узд их, как неистовых коней, ибо они не имели для себя границ в удовольствиях и преступлении закона. За их безмерное нечестие оно распространяется на тысячу шестьсот стадий. Тысяча означает совершенное число, а в шестисотом году жизни Ноя, как известно, грех был потоплен водами. Нечестивыми начинаниями своими грешники оскорбили тварь, созданную в шесть дней; шесть же означает и число дней творения и устроения мира. Место мучения тех, которые этого заслужили, будет поистине вне Иерусалима небесного. Что кровь их достигает до конских узд на тысячу шестьсот стадий, это, может быть, образно обозначает также и карающих ангелов, которые в Священном Писании нередко называются конями. Стоны мучимых достигают до их узд, каковыми святые силы считают для себя Божие определение, управляющее ими при исполнении повеленного им. Аввакум, например, говорит: всядеши на кони твоя (Авв. 3, 8) и в Песни Песней: конем Моим в колесницах Фараоновых уподобих тя (1,8). Но можно понимать это и иначе. Так как прилепившиеся к наслаждениям уподобились неистовым коням, то они и будут взяты за узду мучениями, то есть будут обузданы муками, так как не имели удержу в удовольствиях. Тысяча же шестьсот стадий указывают, что величайшая пропасть отделяет праведников от грешников по причине преисполненного зла и мерзости последних в делах их. Десять сотен означают множество зла; шесть - усердное делание греха чрез употребление во зло созданной в шесть дней твари; и в шестисотое лето Ноево потоплена была земля.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/44/f...

Иез. 40 :44. И ввел меня во двор внутреннейший: и вот две комнаты 1080 во внутреннейшем дворе, одна против задней стороны ворот, обращенных на север, обращенная лицем 1081 на юг, а другая против задней стороны ворот, находящихся на юге и обращенных (лицем) к северу 1082 . Иез. 40 :45. И сказал мне: эта комната, обращенная на юг,-для священников, которые бодрствуют на страже храма. Иез. 40 :46. А комната, обращенная к северу, для священников, бодрствующих на страже жертвенника: они сыновья Садока, которые (одни) из (сынов) Левия приближаются к Господу, чтобы служить Ему. Иез. 40 :47. И измерил двор: сто локтей в длину, и в ширину сто локтей, по четырем сторонам его 1083 , и жертвенник пред храмом 1084 . Иез. 40 :48. И ввел меня в притвор храма и измерил столб 1085 притвора: пять локтей ширины в одну сторону и пять локтей в другую, а ширина дверей четырнадцать локтей; и бока 1086 у дверей притвора: три локтя в одну сторону и три локтя в другую. Иез. 40 :49. А длина притвора-двадцать локтей, а ширина-двенадцать локтей, и десятью ступенями поднимались к нему, и столбы были у притвора 1087 один по одну сторону, другой по другую. Глава 41 Иез. 41 :1. И ввел меня в храм и измерил столбы 1088 :-шесть локтей ширина в одну сторону и шесть локтей ширина столбов в другую сторону. Иез. 41 :2. И ширина ворот десять локтей и бока 1089 ворот-пять локтей в одну сторону и пять в другую. И измерил длину его 1090 -сорок локтей, а в ширину-двадцать локтей. Иез. 41 :3. И вошел во внутреннее помещение 1091 и измерил столбы 1092 дверей: два локтя, и двери шести локтей, а бока у дверей-семи локтей в одну сторону и семи в другую. Иез. 41 :4. И измерил длину (от) дверей 1093 -сорок локтей, а ширина-двадцать локтей, пред лицем 1094 храма, и сказал мне: это-святое святых. Иез. 41 :5. И измерил стену храма: шесть локтей ширины 1095 , в боковых (комнатах) 1096 -четыре локтя, кругом 1097 . Иез. 41 :6. А комнат, комната подле комнаты, было шестьдесят шесть 1098 и кругом было разстояние 1099 между стеною храма и комнатами, так что для входящих был просвет (заметен) и оне совершенно не прикасались к стене храма.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Исх.20:8 .  Помни день субботний, чтобы святить его; Исх.20:9 .  шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, Исх.20:10 .  а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; Исх.20:11 .  ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. Предписание о субботе было уже известно народу еврейскому ( Быт. 2:3 , Исх. 16:23 и др.), поэтому оно только напоминается: «помни день субботний», а не объявляется в качестве нового закона. Израиль должен помнить об освящении субботы ( Исх. 31:13–14 , Лев.19:3, 30, 26:2 , Втор. 5:12 ), т.е. о выделении ее из ряда других недельных дней. Это выделение выражается в том, что шесть из них посвящаются работе разного рода ( Исх. 31:15, 34:21 , Лев.19:3 ), а седьмой Господу. Шесть первых дней – время заботы о земных нуждах, в седьмой же еврей должен освободиться от погружения в житейские интересы, отрешиться от привязанности к земле. Средством к этому является прекращение всякого дела ( Лев.23:3 ), – собирания манны ( Исх. 16:26 ), приготовления пищи в вареном и печеном виде ( Исх. 16:23 ), сеяния и жатвы ( Исх. 34:21 ), возжигания огня ( Исх. 35:3 ), собирания дров ( Чис. 15:32 ), ношения тяжестей ( Иер. 17:21 ), торговли ( Ам. 8:5 ), работы в точилах, перевозки снопов и товаров ( Неем. 13:15 ). Работа запрещается не только самому еврею с семейством, но даже рабу, пришельцу и скоту. В противном случае, т.е. при работе раба, хозяин-еврей невольно бы переносился мыслью к его труду, не отрешился бы, следовательно, от забот о земном. Основанием для субботнего покоя служит освящение субботы самим Богом ( Исх.20:11 ): священное не может быть включаемо человеком в круг явлений житейского обихода ( Исх. 31:16–17 ). По указанию Втор. 5:15 , суббота празднуется также в воспоминание исхода из Египта. Освобождение от рабства было вместе и избранием евреев в народ Божий, теократический, положило начало ему. По идее же теократии Израиль должен служить Всевышнему. Празднование субботы – посвящение ее Богу и служило прямым выражением этой основной идеи ветхозаветной теократии, идеи избрания евреев в народ Божий и вытекающего отсюда служения Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Не осуждал, не имея терпения, тех, кто дольше задерживается на исповеди у аналоя? Не осуждал ли тех, кто часто дерзает приступать к Святым Таинам? Не стыдился ли показать свою веру, не стеснялся ли перекреститься, молиться в кругу мирских людей или защищать славу имени Божьего или священные предметы перед людьми нечестивыми, кощунниками? Спаситель говорит: «Если кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем, прелюбодейном и грешном, того Сын Человеческий постыдится, когда придет во славе Отца Своего со Ангелами святыми». Четвертая заповедь Божия Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему. Перевод: Помни день субботний, чтобы святить его (то есть проводить его свято): шесть дней работай и делай, в продолжение их, все дела твои, а день седьмой – день покоя (суббота) посвящай Господу Богу твоему. Четвертою заповедью Господь Бог повелевает шесть дней работать и заниматься своими делами, к каким кто призван, а седьмой день посвящать на служение Богу, на святые и угодные Ему дела: заботой о спасении своей души, молитвой в храме Божием и дома, изучением закона Божия, чтением Священного Писания и других душеполезных книг, благочестивыми разговорами, помощью бедным, посещением больных и заключенных в темнице, утешением печальных и другими добрыми делами. Под именем седьмого дня нужно подразумевать не только воскресный день, но и другие праздники и посты, установленные Церковью. Нарушают четвертую заповедь как те, кто ленятся и в будничные шесть дней не работают, так и те, кто работают в праздник Не меньше нарушают ее и те, которые, хотя и прекращают в эти дни мирские занятия и работы, но проводят их в одних забавах, играх и предаются разгулу и пьянству, не думая о том, чтобы послужить Богу. Особенно грешно предаваться развлечениям под праздник, когда мы должны быть у всенощной, а утром – за литургией. У нас, православных христиан, праздник начинается с вечера, когда служится всенощная, и отдавать это время танцам или другим развлечениям – значит издеваться над праздником.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Он, на всякое время и на всякий час покланяемый и славимый, хочет, чтобы для Его прославления было также определено особенное время, особые дни, которые мы называем праздниками: «день же седьмый суббота – праздник Господу Богу твоему». Значит, как храм Божий есть место, посвященное только Богу, где мы не можем ничего другого делать, как только служить Богу совершением Таинств и других священных последований, так и праздник есть время, посвященное только Ему же, Единому Богу, и мы не можем в это время ничего делать для себя, а все только во славу Божию. «Смотрите, – говорит Господь израильтянам, – субботы Моя сохраните... осквернивый субботу смертию умрет» ( Исх.31:13–14 ). Кто не будет сохранять дней святых, того смерти предам: «потребится душа та от среды людей». Целых шесть дней даю Я вам на работу, а седьмой оставлю на служение Мне». Так повелевает четвертая заповедь Божия, так повелевает Сам Бог; Он угрожает евреям смертью за нарушение сей заповеди; Он мог бы повелевать, если бы восхотел, из семи дней в неделе шесть дней работать на Него, а один на себя; но Он оставил нам шесть дней, и только один уделил Себе, да и то для спасения нашей же души. Сей закон Бог освятил примером Своим: мог Он сотворить весь мир в один день, в одну минуту, однако же восхотел сотворить его в шесть дней, а в седьмой почил от дел творения. Так свят этот закон, так неотложно обязаны мы соблюдать эту заповедь Божию! Вместо седьмого дня – субботы, мы, христиане, празднуем первый день недели, и это потому, что в сей день Господь наш Иисус Христос родился, в сей день Он воскрес из мертвых, в сей день послал Духа Своего Святого. Вот почему все воскресные дни всего года уставами Святой Церкви отнесены к праздникам; эти дни – Божии, а не наши, а потому и делать в эти дни должно только то, что служит во славу Божию и во спасение наше. Но что же делает зависть сатаны? Он созывает своих сообщников бесов и говорит им: «приидите, и отставим вся праздники Божия от земли» ( Пс.73:8 ). Не допустим мы, чтобы в эти дни славилось имя Божие, помешаем в том христианам, умножим для них работ и забот, чтоб некогда было и в праздники в церковь сходить: «отставим все праздники Божии от земли!» И первый, кто привел в исполнение этот умысел диавола, был фараон.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010