Этот Собор тоже не издал правил. 174 Латиняне, как говорится, пускают в ход все средства, стараясь оправдать своего великого понтифика, – говорю о Римском папе Гонории. Им невыносимо слышать, что тот, кто у них признается непогрешимым, – нечестивый еретик, притом анафематствованный Вселенским собором. Потому эти наглецы иногда дерзают утверждать, будто этот Вселенский собор погрешил, поскольку не исследовал хорошо дело Гонория, но осудил его без исследования; а иногда – будто Гонорий рассуждал об одной воле только в отношении человечества Христа, поскольку все силы души подчинялись владычествующему уму Христа и в Его человечестве не было одного мудрования плоти и другого мудрования духа (т. е. разделенного мудрования, как в прочих людях); а иногда говорят множество других нелепостей и пустых слов. На все это нужно ответить, что один Вселенский собор, каким является настоящий Шестой, служит достаточным противовесом многим тысячам латинян и что его выбор и решение как непогрешимые предпочтительны перед всеми шаткими и ошибочными выдумками латинян. Но почему я говорю об одном Соборе? Следует назвать даже два и три Собора, и не одного, но двух и трех пап вместе. He только VI Вселенский собор, но и VII Вселенский собор в 6-м деянии также осудил Гонория, и состоявшийся после того Собор, называемый у латинян Восьмым, осудил его в 10-м деянии. Более того, и Лев II немногим позже VI Вселенского собора вместе с деяниями VI Вселенского собора признал и осуждение Гонория, написав об этом императору: «Предаем анафеме изобретателей нового заблуждения Феодора Фаранского и Гонория, который не только не просвещал апостольскую сию Церковь научением апостольскому Преданию, но и позволил опорочить непорочную Церковь богохульной проповедью». Подобно ему и Адриан II говорит, что Римский престол не подлежит суду, если только речь не идет о ереси, и Гонорий предан анафеме именно по этой причине. Так и папа Агафон в послании к Погонату свидетельствует, что Гонорий – еретик. Как же после этого можно сказать, что все отцы такого числа Соборов и, более того, папы Лев, Адриан и Агафон были столь слепы, что несправедливо осудили того, кого сами латиняне признают праведным?! Да и как представители Римского папы, присутствовавшие на Соборе, могли промолчать, если бы Собор осудил Гонория несправедливо, и почему они не стали возражать против решения Собора? А как мог потерпеть это благочестивейший император Константин, друг Римской Церкви? Ведь он, присутствуя на Соборе, скрепил печатью своего царского перстня орос Собора, дабы никто не мог что-либо прибавить или отнять! Итак, истинен, истинен Бог, говоривший через сей Вселенский собор, а всякий человек и всякое пустословие противников тщетны и ложны, по словам апостола (см. Рим. 3:4 .).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Ок. 590/591 гг. – Образование Карфагенского экзархата. 614 г. – Взятие Иерусалима персами. Разрушение Фессалоники славянами. 622–628 гг. – Победоносные войны василевса Ираклия против персов. 626 г. – Осада Константинополя объединенными силами аваров, славян и персов. 10–20-е гг. VII в. – Реформы административного устройства Византии. Возникновение первых фем. 636–642 гг. – Арабское завоевание Сирии, Палестины, Месопотамии и Египта, восточных провинций Византии. 636 г., 20 августа – Сокрушительный разгром арабами ромейской армии на реке Ярмук в Сирии. 651 г. – Создание канонического текста главной священной книги мусульман – Корана. Ок. 668–675 гг. – Первая осада арабами Константинополя, одна из крупнейших в истории столицы. 680–681 гг. – Шестой Вселенский собор в Константинополе, осудивший монофелитов («единовольцев»). 680–1019 гг. – Первое Болгарское царство. 691/692 г. – Пято-Шестой (Трулльский) Вселенский собор, состоявшийся в Трулльской зале Большого императорского дворца в Константинополе. Рассматривается как дополнивший определения Пятого и Шестого Константинопольского соборов 553 и 680–681 гг. 697–698 гг. – Арабы захватили почти всю византийскую северную Африку и Карфаген. 708–716 гг. – Арабско-берберское завоевание Пиренейского полуострова. 717–718 гг. – Вторая арабская осада Константинополя. 726 г. – Официальная поддержка василевсом Львом III иконоборства. Начало иконоборского движения. 740 г. – Сокрушительный разгром ромеями арабов при Акроине в Малой Азии. 740 г. – Издание василевсами Львом III и Константином V выборки законов – «Эклоги». 751 г. – Захват лангобардами Равеннского экзархата в северной Италии и византийского герцогства (дуката) Рима, отделившихся от Империи. 754 г. – Церковный собор в Иерии, предместьи Константинополя, осудивший иконопочитание. 756 г. – создание Папского государства в Италии. 787 г. – Седьмой Вселенский собор в Никее против иконоборцев, на котором в последний раз приняли совместное участие представители Западной и Восточной Церквей. Узаконение поклонения иконам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—252— ленского собора. Так, очевидно, 49 апостольское правило хотя определяет способ крещения, не дает канон равносильный, по своей обязательности, члену веры: крещение «не по Господню учреждению» в смысле крещения не во имя Троицы, а во имя трех бесконечных и проч. никогда не могло быть принято и не будет принято. 1717 Что только исключительные условия, при которых составлялись вероопределения после времени издания никеоцареградского символа, изменили терминологию так сказать основную, это видно из сопоставления следующих данных. «Веруем», «сия вера апостольская»; «мы содержим и исповедуем веру так, как приняли её: вот сия вера»: в таких словах первый вселенский собор выражается о своем вероизложении, известном под именем символа веры . Второй Вселенский собор, посылая свои правила императору Феодосию, свою деятельность определяет так: «сначала мы возобновили согласие между собою; потом изрекли краткие определения, в которых утвердили веру отцов». Это главное в деятельности собора. Но «кроме того постановили точные правила о благоустройстве церквей», или, как выражался относительно благоустройства третий Вселенский собор, правила, относительно того, «что полезно и необходимо для согласия и общения, и благоустройства». 1718 —253— В актах третьего же Вселенского собора видим, что правила в собственном смысле (каноны) собор озаглавливает как то, «что постановлено было на соборе», и постановленное собор формулирует в правила для того, чтобы «те, которые не были на соборе, не оставались в неведении о постановленном». 1719 Четвертый Вселенский собор символ I и II соборов называет «верою» и себя объявляет состоявшимся «преимущественно» ради утверждения веры, чтобы «учение о предметах веры было правильное». Поэтому, делая свое «определение», – чем, как мы сказали, вносилась особенность в терминологию, – относительно догматического вопроса, этот собор однако предпосылает определению такое рассуждение: последующе божественным отцем, вси единогласно поучаем исповедывати (μολογεν) Единого и тогожде Сына и проч. «яко же Сам Господь научи нас»: т. е. вера, строго говоря, исповедуется, а не определяется. Шестой Вселенский собор в отношении к рассматриваемому вопросу дает следующее: изложение учения о двух волях и действиях предваряется чтением «изложения веры» – символа Никео-цареградского. «Конечно – рассуждал собор после этого чтения – для познания веры достаточно и сего символа Божественной благодати». Но как появилась ересь одной воли и одного действия; то собор занялся этими заблуждениями и – «согласно определяя исповедует, что Господь наш Иисус Христос» и проч. И в заключение: «после того, как все сие установлено, определяем, что никому не позволяется проповедовать другую веру или иначе

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

81 В надписании этого собора говорится: καννες κτεθντεσ πατ τς γας Συνδδε, τς ν τι πεοιωνμ νο τς Θεο Λγκ Σοφας σοςσης, κα τς ζ οκκμενικην σνοδος βεβαιωσοης, πσην δ σχωατικην κα αρετικν πλκην πειλασης. Словали: κα τς ζ οκκμενικην σνοδος βεβαιωσοης – указывается на утверждение им деяний собора VII Вселенского, см. Beveregii. Pandeciae, t – II, также Славян. Корм., опыт Курса Церк. Законов, т. II, стр. 573. 82 См. 1 и 2 его правила, в которых встречаются выражения: «святый и вселенский собор определил»... Книга правил, стр. 437–438. 83 Память Первого собора празднуется в VII-ю неделю по Пасхе; шести первых вместе 16-го июля; Седьмого Вселенского 11-го октября. 86 Следы обращения власти Церкви к власти государственной за ограждением ее распоряжений; от упорства и непокорности виновных можно встречать еще до союза Церкви с государством. Собор Антиохийский осудил Павла Симосатского за его лжеучение; но Павел и ие думал слушаться сего осуждения, продолжал по-прежнему занимать епископскую кафедру и жить в доме епископа. Для отрешения виновного собор был вынужден прибегнуть к императору Аврелиану (Церк. Ист. Евс. VII. 30). 88 Историки единодушно говорят, что Первый Вселенский собор был созван властью и по указу императора Константина Великого (Евсев. о жизни Констант. III, 6, 12. Созом, I, 17. Феодор. I, 7). Ис­торики не свидетельствуют, что и Второй Вселенский собор созван также по указу и желанию императора Феодосия Великого (Сокр. V, 8. Созом. VII, 7. Феодор. V, 7). «Собравшись по твоему распоряжению в Константинополь», писали императору и сами отцы этого собора. (Деян. всел. собор, т. I, стр. 263). Подлинные акты соборов удостоверяют, что и Третий Вселенский собор был созван императором Феодосием младшим (Деян. Собор, т. 1, стр. 445–482, 486 и др.); что учреждение Четвертого Вселенского собора совершилось также по воле и распоряжению императора Маркиана (ibid т. III, 555, 666 и мн. Др.). Те же акты говорят, что Пятый Вселенский собор был созван указом Юстиниана и созван им по примеру прежних императоров, учреждавших такие соборы (Labb. t. V, 419–424, 562); что Шестой Вселенский собор был собран Константином Пагонатом (ibid, t. VI, 600–601, и мн. др.). Седьмой – императрицею Ириною (ibid. VII, 40, 49 и мн. др.). Очевидные указания историков и актов соборных решительно опровергают то мнение католиков, будто созвание Вселенских соборов древней церкви было исключительно делом прав власти и распоряжений рамского папы (см. Духов. Вестн., 1862 г. т. I, стр. 65–81).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Второй Вселенский Собор был в г. Константинополе в 381 г. против лжеучения Македония, бывшего в этом городе епископом. Он учил, что Дух Святый ниже Бога Отца и Сына, называл Его тварью и силой их. На сем Соборе был дополнен Никейский Символ веры пятью членами. В восьмом члене против лжеучения Македония утвержден был догмат о равенстве и единосущии Святого Духа с Богом Отцом и Богом Сыном. Третий Вселенский Собор был в г. Ефесе в 431 г. против Константинопольского патриарха Нестория при императоре Феодосии младшем. Несторий учил, что Пресвятую Деву Марию надобно называть не Богородицею, а Христородицею, потому что будто она родила человека Христа, с которым Бог был соединен только нравственно, обитал в Нем, как обитал в Моисее и других пророках. Поэтому и самого Господа Иисуса Христа называл он не Богочеловеком, а Богоносцем. Собор отверг ложное учение Нестория и утвердил веру, что Господь Иисус Христос есть Бог и человек, и наименовал Пресв. Деву Марию Богородицею. 3-й Всел. Собор утвердил Символ веры , составленный на первых двух Соборах, и запретил изменять или дополнять его. Четвертый Вселенский Собор был в г. Халкидоне в 451 г. при императоре Маркиане против Евтихия. Евтихий был архимандритом одного константинопольского монастыря. Опровергая Нестория, он впал в противоположную крайность и стал учить, что в Господе И. Христе человеческое естество было совершенно поглощено Божеством, и потому в нем следует признавать только одно Божеское естество. Собор отверг ересь Нестория и утвердил учение, что Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек. По Божеству Он вечно рождается от Отца, а по человечеству родился от Пресв. Девы Марии и во всем подобен нам, кроме греха. Он имеет одно лицо и два естества – Божеское и человеческое. Пятый Вселенский Собор был в Константинополе, где был 1-й, в 553 г. при императоре Юстиниане по поводу продолжавшихся споров между несторианами и евтихианами. Пятый Собор повторил осуждение на ересь Нестория и Македония. Шестой Вселенский Собор был в Константинополе же в 680 г. при императоре Константине Погонате против ереси так называемых монофелитов. Эти монофелиты признавали в И. Христе два естества, Божеское и человеческое, но одну Божественную волю. Собор осудил учение монофелитов и определил признавать в И. Христе два естества и по этим двум естествам две воли.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

В-четвертых, потому, что четыре вселенских патриарха присутствовали на этом Соборе лично, а Римский папа – в лице своих местоблюстителей, и Собор принят всеми Церквами, что есть существенный и основополагающий признак Вселенских соборов. В-пятых и в-последних, потому, что правила этого Собора согласуются с Божественными Писаниями, апостольскими и соборными преданиями и постановлениями, что, как мы сказали в предисловии к I Вселенскому собору, само по себе есть признак и отличительная черта Вселенских соборов, хотя и не самая важная. 178 Я сказал, что в собственном смысле вернее называть этот Собор Шестым по следующей причине: хотя поздние толкователи правил и др. иногда называют его Пято-Шестым, как Собор, восполнивший упущение V и VI Вселенских соборов, т. е. принявший правила, которые совершенствуют церковное устройство и которых те Соборы не издали, однако этот Собор в прямом смысле слова и поистине есть Шестой и должен так называться. Во-первых, потому, что, по словам римского писателя в предисловии к деяниям настоящего Собора, архиереи, составившие VI Вселенский собор при Погонате, составили и этот Собор при его сыне Юстиниане. Согласно словам этого писателя, 43 архиерея из присутствовавших на VI Вселенском соборе были и на этом Соборе. Впрочем, из слов св. Тарасия, обращенных к VII Вселенскому собору, кажется, что их было больше. Во-вторых, потому, что VII Вселенский собор и в 4-м, и в 8-м деянии, а также в 1-м правиле называет его VI Вселенским собором. И Адриан I в послании к Тарасию принимает правила этого Собора как принадлежащие собственно Шестому собору (Синодикон. С. 748) и в письме Карлу, королю Франции, называет его святым VI Собором. Легаты папы, когда присутствовали на VII Вселенском соборе, также подтвердили, что этот Собор был Шестым, и Иннокентий III о 32-м правиле этого Собора говорит: «Установлено на VI Вселенском соборе», и Грациан упоминает об этом Соборе под именем собственно Шестого. Наконец, в-третьих, еще и потому, что этот Собор отождествляется более с Шестым, нежели с Пятым, поскольку более близок к нему по времени и проводился в той же Трулльской палате, где был собран и VI Вселенский собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

     Шестой Вселенский Собор подобным же образом воспоминает о Великом посте, в 29 правиле так говоря о нем: " Некоторые из отцов в день Божественной Вечери приносили Бескровную Жертву после употребления пищи " . Шестой Вселенский Собор нашел неприемлемым и несообразным ни во Святую Четыредесятницу, ни в четверг последней седмицы оставлять пост и тем умалять великое значение Святой Четыре десятницы.      Тот же Шестой Вселенский Собор в 52 правиле так рассуждает: " Во все дни поста Святой Четыредесятницы, кроме субботы и воскресения и святого дня Благовещения, святая Литургия да бывает не иная, как Преждеосвященных Даров " .      И еще, тот же Собор в 56 правиле говорит: " Армяне в субботы и воскресные дни Святой Четыредесятницы едят сыр и яйца; Собор же сей повелевает от таковых снедей удаляться. Если же кто не будет сего соблюдать, то клирики да будут извержены, а миряне будут отлучены " .      Первый Поместный Гангрский Собор в 19 правиле, говоря о посте, предостерегает: " Если кто из подвижников без нужды телесной возносится и разрешает посты, преданные к общему соблюдению и хранимые Церковью, пребывая притом в полном разуме, да будет под клятвою " .      На этот же предмет есть ясные указания и в правилах Поместного Лаодикийского Собора (см.: правила 45, 49, 50 и 52).      Все сии святые Соборы говорят о Великом посте как об уже известном и принятом установлении апостольском, которое необходимо твердо хранить и исполнять.       б) Свидетельства Святых Отцов об установлении Святой Четыредесятницы      Священномученик Игнатий Богоносец, почти современник апостолов, в послании своем к Филиппийцам так говорит о важности Великого поста: " Во всю Четыредесятницу должно поститься правоверующим, потому что она (Святая Четыредесятница) содержит чин и устав общества Господня " .      Святитель Василий Великий в Слове 1-ом о посте рассуждает о том же: " Глава всех нас Господь наш, когда вооружил постом плоть, ради нас воспринятую, то победил самого диавола. Постился же Господь для того, чтобы научить и нас вооружаться постом во время подвига в искушениях " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2132...

Также Шестой Святой Вселенский Собор в правиле 74 в Кормчей книге, лист 6, на обороте, гласит следующее: «Пиршества в церквях не устраиваются, трапезы не организуются». Это же гласит и Лаодикийский Собор в правиле 23 в Кормчей книге, лист 78. Это же указывает и Карфагенский Собор в правиле 42, Кормчая книга, лист 134. Но что представляют собой эти трапезы, которые Святые Соборы не рекомендуют устраивать в Церквях? Антиохийский Патриарх, Феодор Вальсамон, разъясняет, что эти пиршества, по-гречески агиомнисия, или, иначе, агапы, представляли собой угощение, организованное с духовной целью, которое благочестивые христиане издавна предлагали церковным служителям и нищим в притворе Церкви ради блаженного поминовения умерших. Эти Святые Соборы повелевают устраивать трапезы поминовения не в Церквях, то есть Божественных храмах, а в жилых домах. Из этого ясно, что поминовение умерших, происходящее с молитвами, раздачей милостыни и Божественными жертвами, есть давний обычай Святой Церкви, а не новый вымысел, как утверждают противники. Первый Святой Вселенский Собор в правиле 13 гласит: «Пребывающие в запрещении, умирая, да причастятся». Кормчая книга, лист 37. Об этом же правило 5 Григория Нисского , лист 268: «Если заболеет отлученный прежде окончания времени запрещения, да причастится». Из этого можно видеть, как заботились святые Отцы о том, чтобы подать душам умирающих помощь и отраду. Шестой Святой Вселенский Собор в правиле 84 гласит: «Мертвое тело причащать не должно». Кормчая книга, лист 202. Видите, как издавна заботились о душе, если Святой Собор запрещает влагать причастие в уста мертвого тела, как ревность не по разуму. Правило 14 Тимофея, Архиепископа Александрийскаго, одного из 150 святых Отцов, собравшихся в Константинополе по поводу Македония, гласит следующее: «Если кто сам себя убьет, заколет или удавит, да не будет приноситься за него приношение (то есть бескровная жертва), кроме случаев действительной потери разума. Церковнослужители должны внимательно следить за этим». Смотри Кормчую книгу, лист 270.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Вне этого и дальше этого никто из нас не имеет права простирать свой ум, так как это может кончиться весьма и весьма печально, в особенности, когда речь идет о столь возвышеннейшем предмете, как абсолютная непостижимость, беспредельность, надмирность Божества. Вопрос. В иконостасе одного собора Господь изображен в виде старца, что это значит? Ответ. На иконе, называемой " Новозаветная Троица " , Бог Отец изображается в виде старца, Господь Иисус Христос - в том облике, в каком Он воплотился (хотя это не каноническое по стилю изображение), а Бог Дух Святой - в виде голубя. С древнейших времен в православной традиции изображения Духа Святого в виде голубя были очень распространены и разнообразны. Известно, например, что когда святитель Василий Великий совершал Божественную литургию (а раньше, как вы знаете, над престолом была сень - некие кровы, укрепленные на колоннах), в момент схождения Духа Святого на Святые Дары во время Евхаристии серебряный объемный голубь, находившийся под сенью, трижды позвякивал в знак того, что благодать сошла; когда же этого не происходило, святитель понимал, что Таинство не совершилось. Был случай, когда служащий с ним дьякон во время Литургии рассеялся и позвякивания не было; святитель Василий стал наблюдать, что происходит вокруг него, увидел дьякона, смотрящего в сторону, сделал ему замечание, потом вновь начал молиться, и голубь трижды звякнул. Об этом случае говорится в материалах Седьмого Вселенского Собора. Как мы видим, изображения Духа Святого в виде голубя существовали с древних времен. Изображения Бога в виде старца тоже появились давно, хотя и позднее. Тем не менее нельзя считать, что если что-либо является древним, то оно обязательно и истинно. Например, изображения Бога в виде старца осуждались: Шестой Вселенский Собор, в одном из своих правил, и посвященный иконопочитанию Седьмой Вселенский Собор запретили символическое изображение. Шестой Собор запретил изображать Господа Иисуса Христа в виде агнца, Седьмой подтвердил это запрещение и проповедал иконописный реализм, как теперь его называют современные богословы, то есть изображение только тех событий, которые имели место в действительности.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

95 «Если с именем еретика – говорит католический епископ, известный Ereppel – должно быть соединяемо представление о человеке, который заблуждается в догмате, то невозможно не приложить это название к Оригену . Но если такое название должно прилагать только к человеку, который обнаруживает намерение остаться при своем заблуждении, несмотря на осуждение этого заблуждения церковью, то кто же может приложить это название к Оригену – который никогда не сопротивлялся определению церкви?» (См. Origène, t. II, p. 443). Нельзя также не обратить внимания и на то, что шестой и седьмой Вселенские соборы не совсем тождественно выражаются об осуждении Оригена . Именно, седьмой: «анафематствуем бредни Оригена , как это сделал пятый Вселенский собор» (Деян. Всел. Соб. VII, 592). Шестой: «наш вселенский собор присоединился к голосу пятого св. собора, собранного против Оригена – »отверг самоизмышленные догматы нечестия«. (Деян. Всел. Соб. VI, 467). Но в другом месте тот же собор: «признаем... изречения 160 богоносных отцов, которые соборно анафематствовали Оригена (и других), воспроизводивших языческие басни» (ibd. 580). Следоват. последующие Вселенские соборы, говоря об осуждении Оригена , выражаются – то как об осуждении его идей («бредни, басни, измышленные догматы») и следов. сочинений, идеи эти в себе заключавших, то как будто бы и вместе с тем об осуждении самой личности Оригена , – По-видимому, мысли о том, что осуждены были «оригеновския мысли и оригениане», а не личность Оригена, держится и пр. Филарет Чернигов. (Истор. учение об отцах, ч. I, стр. 239), хотя, в виду известной спорности предмета, первоначальное осуждение Оригена пр. Филарет приписывает не V Вселенскому собору, а частному собору 543 года (ibd.). 98 Какое употребление давалось иногда церковному отлучению в римской церкви средних веков, это показывает следующее: так называемые апостолические нотарии, совершавшие всякого рода нотариальные акты, в долговых обязательствах имели право прибавлять: et nisi debitor satis fecerit statim post denuntiationem, sententiae excommunicationis se submittet, eam incursurus nisi solverit. Это условие носило обыкновенно название: super obligatione de nisi. Против этого впервые вооружилась галликанская церковь , объявив вовсе церкви несвойственным брать на себя обязательство отлучать от церкви неуплативших долги и вообще право совершать гражданские акты cum obligatione de nisi, в знаменитых Libertates ecclesiae gallicanae, § 35.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Kipari...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010